Приказ Минздрава РФ от 14.11.1997 N 336
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 1997 г. N 336
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 11 июля 1988 г. N 735-р и Приказом Минздрава РСФСР от 18 июля 1988 г. N 241 "Об организации медицинских диагностических центров" в Российской Федерации, из запланированных 76 было создано 32 диагностических центра. Кроме того, за счет средств местных бюджетов дополнительно организованы еще 12 центров и 11 детских консультативно-диагностических центров.
Из числа действующих диагностических центров 17 организованы по группе А, остальные - по группе Б. В ряде территорий под эти учреждения подготовлены помещения (г. г. Томск, Магадан, Оренбург, Иваново и др.).
Диагностические центры являются принципиально новой формой организации медицинской помощи населению. Работа этих учреждений уже в первые годы доказала правильность принятого решения по их организации в структуре первичного звена здравоохранения. Создание их позволило организовать рекомендованную ВОЗ 3-уровневую систему диагностики, значительно повысить методический уровень диагностического процесса и его качество в регионах и стране в целом, обеспечить население доступной диагностической помощью, особенно на догоспитальном этапе. Здесь наиболее экономично и эффективно используется сложное и уникальное оборудование, широко применяются современные средства и методы диагностики, организационные и медицинские технологии.
В диагностических центрах выполняется от 40 до 100% компьютерных томографических и сонографических, четверть нейрофизиологических исследований из общего числа диагностических тестов, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях территорий. Высокий уровень квалификации медицинского персонала и рациональная организация работы позволяют обеспечивать работу структурных подразделений центров в интенсивном режиме. При этом средняя нагрузка на оборудование и специалистов в 1,5 - 2,5 раза превышает аналогичные показатели в общей лечебной сети.
В ряде регионов России на базе диагностических центров созданы специализированные медицинские центры: аллергологические, глаукомные, диабетологические, сурдологические, пренатальной диагностики и др. (Тула, Омск, Воронеж, Краснодар, Ставрополь и др.).
Наряду с развитием традиционных диагностических технологий в центрах активно внедряются и такие перспективные направления как медицинская генетика (Санкт-Петербург, Ростов, Брянск, Нижний Новгород и др.), амбулаторная хирургия, литотрипсия и термотерапия (Барнаул, Владивосток, Омск) и другие.
Диагностические центры принимают участие в реализации Федеральных и региональных целевых программ: "Сахарный диабет", "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и др.
С целью приближения диагностической помощи к медицинским учреждениям первичного звена, в диагностических центрах созданы межрайонные филиалы и организованы выездные бригады. Учреждения ведут большую работу по оказанию медицинской помощи детям и сельским жителям. Объем исследований для детских лечебных учреждений достигает 20 - 25%. Высока роль диагностических центров в проведении последипломной подготовки врачей: на их базах созданы кафедры диагностики факультетов последипломного образования (Ставрополь, Воронеж, Тула и др.).
В субъектах Российской Федерации, имеющих диагностические центры, постоянно повышаются качество и своевременность диагностики, снижается доля выявленных заболеваний в запущенных стадиях, улучшаются результаты лечения.
Рациональная организация деятельности, привлечение для работы опытных специалистов из других лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений, высокая пропускная способность и широкий спектр выполняемых исследований обеспечили диагностическим центрам ведущее положение среди амбулаторно-поликлинических учреждений в регионах.
Вместе с тем с изменением экономической ситуации в стране программа организации и оснащения диагностических центров за счет централизованных средств с 1992 года приостановлена. Ряд учреждений, неукомплектованных необходимым оборудованием согласно табеля оснащения, получили узкопрофильную направленность деятельности (г. г. Брянск, Ярославль и др.). В отдельных территориях функции диагностических центров были возложены на консультативно-диагностические поликлиники республиканских (областных) больниц (Республика Калмыкия, Тверская область и др.).
В связи с отсутствием должного финансирования на местах, ранее созданные центры во многом исчерпали свой ресурс, эксплуатируемое в них оборудование морально и физически устарело. В последние 2 года реальные затраты на приобретение запасных частей в большинстве учреждений составляли не более 10% от необходимого. Это приводит к простаиванию дорогостоящих диагностических аппаратов (рентгеновских томографов, УЗИ-сканеров и т.п.), нарушению технологии диагностического процесса. Устаревшая нормативная база, отсутствие рекомендаций по оптимизации структуры, технического оснащения и штатных нормативов, номенклатуры исследований в диагностических центрах различной мощности создают значительные трудности в развитии центров.
В целях упорядочения организации работы диагностических центров, повышения эффективности их работы, рационального использования дорогостоящего медицинского оборудования и высококвалифицированного персонала, а также совершенствования консультативно-диагностической помощи населению приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Организовать работу подведомственных диагностических центров в соответствии с Положением о республиканском (краевом, областном, городском, окружном) диагностическом центре и положениями о его структурных подразделениях (Приложения 1 - 6).
1.2. Принять неотложные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы диагностических центров и укомплектованию их квалифицированными медицинскими кадрами (Приложения 7 - 9).
1.3. Запретить использование в диагностических центрах программных продуктов медицинского назначения, не имеющих сертификата, выданного в установленном порядке Минздравом России.
1.4. Предоставить право главным врачам диагностических центров устанавливать численность персонала в зависимости от выполняемого объема работы и потребности в конкретных видах диагностической, консультативной и лечебной помощи по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением.
1.5. Установить норму нагрузки врачей различных специальностей, ведущих консультативный прием в диагностическом центре - 2 человека в час.
2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.И. Вялков) обеспечить организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации деятельности диагностических центров в территориях Российской Федерации.
3. Считать:
3.1. Недействующими на территории Российской Федерации: Приказы Минздрава СССР от 15.06.88 N 480 "Об организации медицинских диагностических центров" и от 30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы медицинских диагностических центров".
3.2. Утратившими силу приложения 2 - 5 к Приказу Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских диагностических центров" и приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома России от 13.01.95 N 6 "Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре".
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Стародубова.
Министр
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Приложение 1
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОМ (КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ, ГОРОДСКОМ, ОКРУЖНОМ)
ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
I. Общие положения
1.1. Республиканский (краевой, областной, городской, окружной) диагностический центр (далее - Центр) - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебную помощь населению и организационно-методическое руководство диагностическими службами в административной территории.
1.2. Центр является государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения, относится к государственной (муниципальной) собственности.
1.3. Имущественные права, порядок и источники финансирования, учета и отчетности закрепляются за Центром Уставом, утвержденным соответствующим органом управления здравоохранения и комитетом по управлению имуществом административной территории.
1.4. Центр выполняет функции головного учреждения в системе диагностических служб в административной территории, координирует их деятельность, и том числе в вопросах материально-технического, кадрового и информационного обеспечения, оптимизации диагностического процесса.
1.5. Центр находится в непосредственном ведении соответствующего органа управления здравоохранением.
1.6. Создание, реорганизация и ликвидация Центров производится по решению соответствующих органов управления здравоохранением в порядке, установленном действующим законодательством.
1.7. Центр пользуется правами юридического лица, действует на основании Устава, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в кредитно-банковских учреждениях, круглую печать и штамп с изображением своего наименования, специальные печати для больничных листов, рецептов, справок, эмблему и другие реквизиты.
1.8. Центр может быть клинической и (или) учебной базой медицинских научных и образовательных учреждений. В этом случае их деятельность регламентируется специальными положениями.
1.9. Центр, помимо консультативно-диагностической и лечебной помощи, выполняет на основе нормативных документов экспертные функции.
1.10. В случае отсутствия в административной территории детского консультативно-диагностического центра Центр обеспечивает консультативную и диагностическую помощь детскому населению.
II. Основные задачи и функции Центра
2.1. Повышение объемов и качества диагностики на догоспитальном этапе, расширение возможностей амбулаторно-поликлинических учреждений в организации на современном уровне лечебно-диагностического процесса, повышение эффективности использования коечного фонда.
2.2. Концентрация и эффективное использование медицинского и технологического оборудования, расходных материалов, рациональная расстановка персонала.
2.3. Проведение комплексного обследования больных в амбулаторных условиях, обеспечение доступности уникальных высокоинформативных исследований населению и учреждениям здравоохранения административной территории.
2.4. Совершенствование технологии диагностического процесса, внедрение в практику обоснованных и эффективных методов диагностики, новых организационных форм работы с учетом действующего хозяйственного механизма.
2.5. Организационно-методическое руководство и совершенствование деятельности диагностических служб в учреждениях здравоохранения территории.
2.6. Определение совместно с органами управления здравоохранением потребности в диагностическом оборудовании и расходных материалах и их рациональное распределение в административной территории.
2.7. Участие в разработке и реализации региональных целевых медицинских программ.
2.8. Участие в проводимых в территории медицинских, научных, научно-технических исследованиях.
2.9. Участие в клинико-экспертной работе по контролю качества медицинской помощи пациентам в лечебно-профилактических учреждениях, осуществление иных экспертных функций по договорам со сторонними организациями.
III. Структура Центра
3.1. Центр размещается в типовом здании с необходимым набором помещений для организации диагностических подразделений и вспомогательных служб, полностью отвечающих требованиям правил по устройству, эксплуатации и техники безопасности.
3.2. Центр независимо от численности обслуживаемого населения должен иметь следующие структурные подразделения:
- отдел (отделение) лучевой диагностики, включающий в себя отделения, (кабинеты, лаборатории) рентгенологической, рентгеноэндоскопической, ангиографической, рентгеновской и магнитнорезонансной компьютерной томографии, радионуклидной (ин-виво и ин-витро), ультразвуковой и других видов диагностики;
- отдел (отделение) эндоскопии с диагностическими и лечебно-диагностическими кабинетами;
- отдел (отделение) функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной и других систем;
- клинико-диагностическую лабораторию с подразделениями для биохимических, гематологических, микробиологических, иммунологических, цитологических, молекулярно-биологических и других исследований;
- отделение клинической патоморфологии;
- консультативный отдел;
- стационар краткосрочного пребывания;
- отделение выездной диагностики;
- отдел клинико-экспертной и организационно-методической работы;
- информационно-вычислительный отдел;
- отдел медицинской техники;
- регистратурно-диспетчерский отдел;
- центральный стерилизационный отдел;
- прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения функций Центра.
3.3. Структура Центра утверждается вышестоящим органом здравоохранения и может дополняться с учетом местных условий.
3.4. Организация деятельности основных структурных подразделений Центра осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Минздрава России.
3.5. В Центре, при наличии соответствующих условий, могут выполняться лечебные мероприятия, перечень которых согласовывается с соответствующими органами здравоохранения.
IV. Управление Центром и планирование его деятельности
4.1. Управление Центром осуществляется руководителем, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом управления здравоохранением.
4.2. Руководитель осуществляет управление Центром в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции, определенной Уставом учреждения, имеет право в зависимости от объемов и потребности в консультативно-диагностической и лечебной помощи административной территории устанавливать штатную численность в пределах заработанных средств.
4.3. Подразделения Центра ведут учет и отчетность в порядке, в сроки по формам, установленным нормативными актами Российской Федерации и вышестоящими органами управления.
4.4. При Центре могут создаваться советы и комиссии по направления деятельности, положение о которых и их состав утверждается руководителем учреждения.
4.5. Планирование деятельности Центра и определение перспективы его развития осуществляются по согласованию с органом управления здравоохранением административной территории.
4.6. Контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется Уставом учреждения.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 2
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНСУЛЬТАТИВНОМ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ)
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Консультативный отдел (отделение) являются структурным подразделением диагностического центра.
2. Руководство консультативным отделом (отделением) осуществляет заведующий, назначаемый и увольняемый в установленном порядке руководителем учреждения здравоохранения.
3. Деятельность консультативного отдела (отделения) регламентируется соответствующими нормативными документами и настоящим Положением.
4. Основными задачами консультативного отдела (отделения) являются:
- обеспечение пациентов диагностического центра консультативной медицинской помощью;
- проведение комплексного диагностического обследования.
5. В соответствии со своими задачами консультативный отдел (отделение) осуществляет:
- консультации высококвалифицированными врачами-специалистами различного профиля, в том числе с привлечением специалистов других ЛПУ и НИИ;
- взаимодействие со специалистами диагностических подразделений по вопросам уточнения диагноза и определения объемов медицинской помощи;
- определение алгоритма оптимального комплексного инструментального и лабораторного исследования;
- подготовка и выдача рекомендаций по дальнейшему ведению больного;
- экспертную оценку тактики и качества оказания медицинской помощи.
6. Объемы и перечень специализированной консультативной помощи в консультативном отделе (отделении) устанавливаются органом здравоохранения в зависимости от мощности диагностического центра, структуры и уровня краевой патологии.
7. Штаты медицинского персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами.
8. В консультативном отделе (отделении) ведется вся необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам и архив медицинских документов с соблюдением установленных нормативными документами сроков хранения.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 3
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАЦИОНАРЕ КРАТКОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Стационар краткосрочного пребывания (далее - стационар) организуется в составе диагностического центра для госпитализации больных, нуждающихся в эндоскопических оперативных и других инвазивных вмешательствах и манипуляциях, требующих подготовки и послеоперационного наблюдения в течение 1 - 5 суток.
2. Руководство стационаром осуществляет его заведующий, назначаемый главным врачом диагностического центра.
3. Мощность стационара определяется индивидуально в каждом конкретном случае руководителем центра по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением.
4. Штатная численность медицинского персонала стационара определяется по действующим штатным нормативам, предусмотренным для соответствующего отделения хирургического профиля.
5. Режим работы стационара определяется руководителем центра по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением.
6. Отбор больных на обследование и лечение проводится врачами диагностического центра на основании направлений специалистов лечебных учреждений территории.
7. На больного, находящегося в стационаре, ведется медицинская документация, регламентируемая соответствующими нормативными документами для стационаров хирургического профиля.
8. Расходы на питание больных, приобретение медикаментов и перевязочных средств устанавливаются в соответствии с действующими расчетными нормами для отделений соответствующего профиля.
9. В стационаре ведется отчетная документация в соответствии с формами, утвержденными для стационаров хирургического профиля.
10. Работающим (учащимся) гражданам, находящимся на лечении в стационаре, выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основаниях.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 4
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Отдел клинико-экспертной и организационно-методической работы является структурным подразделением диагностического центра.
2. Руководство отделом клинико-экспертной и организационно-методической работы осуществляет заведующий, назначаемый и увольняемый руководителем диагностического центра в установленном порядке.
3. Основными задачами и функциями отдела клинико-экспертной и организационно-методической работы являются обеспечение организационного и методического руководства диагностическими службами, организация и координация работы по их взаимодействию внутри диагностического центра, контроль за эффективностью их деятельности в административной территории.
4. В соответствии с задачами и функциями отдел клинико-экспертной и организационно-методической работы осуществляет:
- систематический анализ качественных и количественных показателей деятельности диагностических служб и разработку на их основе мероприятий по совершенствованию их деятельности;
- обеспечение преемственности и координации в деятельности диагностических служб, их доступности для лечебно-профилактических учреждений различных уровней, расчет потребности и оптимальное их распределение;
- разработку мероприятий по обеспечению единства и достоверности проводимых исследований;
- разработку принципов технической политики, включающей расчет потребности в диагностической технике и расходных материалах и ее рациональное размещение в медицинских учреждениях различного уровня, контроль за эффективностью использования этого оборудования в административной территории;
- разработку мероприятий по обеспечению качества и достоверности проводимых исследований и измерений;
- контроль за регулярностью метрологических поверок средств измерений;
- контроль качества лечебно-диагностического процесса в диагностическом центре.
5. В отделе клинико-экспертной и организационно-методической работы ведется вся необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 5
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Информационно-вычислительный отдел является структурным подразделением диагностического центра.
2. Руководство информационно-вычислительным отделом осуществляет заведующий, назначаемый и увольняемый руководителем диагностического центра в установленном порядке.
3. Основными задачами и функциями информационно-вычислительного отдела являются создание, развертывание, постоянное совершенствование и поддержание в рабочем состоянии компьютерной информационно-вычислительной сети диагностического центра.
4. В соответствии со своими задачами и функциями информационно-вычислительный отдел осуществляет:
- проектирование и поэтапное развертывание в диагностическом центре компьютерной информационно-вычислительной сети;
- системный анализ, выбор и (или) разработку программного обеспечения для установки в компьютерной сети диагностического центра;
- обучение персонала центра работе с компьютерами и программами, сопровождение программного обеспечения;
- подготовку и осуществление выхода в единую телекоммуникационную систему диагностических центров, медицинскую телекоммуникационную систему России, Интернет;
- обеспечение предоставления руководству центра систематизированной информации по работе центра (медицинской статистики, экономического анализа, расчетов по ОМС, анализ затрат и т.п.);
- обеспечение бесперебойной работы компьютерной информационно-вычислительной сети, сохранности, подготовки и передачи информации, связи с телекоммуникационными системами;
- внедрение и ведение нормативно-справочной документации международных, федеральных, отраслевых и местных классификаторов, унифицированных систем документации;
- постоянное развитие и внедрение прикладных медицинских программ.
5. Штатная численность информационно-вычислительного отдела устанавливается руководителем центра в соответствии с действующими нормативами.
6. В информационно-вычислительном отделе ведется вся необходимая сопроводительная документация на разрабатываемое и приобретаемое программное обеспечение, учетно-отчетная документация по утвержденным формам, твердые копии информационных баз.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 6
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Отдел медицинской техники является структурным подразделением диагностического центра.
2. Руководство отделом осуществляет заведующий, назначаемый и увольняемый руководителем диагностического центра в установленном порядке.
3. Основными задачами и функциями отдела медицинской техники являются обеспечение бесперебойной работы медицинской техники, имеющейся в диагностическом центре.
4. В соответствии со своими задачами и функциями отдел медицинской техники осуществляет:
- проведение профилактических работ по плановому обслуживанию медицинской техники;
- проведение оперативных ремонтных работ по восстановлению работоспособности техники, вышедшей из строя;
- проведение работы по обеспечению метрологического контроля медицинской техники диагностического центра;
- совместно с заведующими отделений составление заявок, спецификаций на медицинское оборудование, запчасти к ним и расходуемые материалы;
- контроль за проектированием и подготовкой помещений для установки сложной современной медицинской техники (рентгеновские и магнито-резонансные томографы, гамма-камеры и т.п.), контроль за монтажом и наладкой, приемкой по акту в эксплуатацию, оформление разрешений на работу в органах СЭС;
- оформление актов списания на медицинскую технику в установленном порядке;
- подготовку для руководства центра технических и конъюнктурных обзоров по медицинской технике, предполагаемой к закупке;
- проведение обучения медицинского персонала по технически правильному и максимально эффективному для диагностического процесса использованию медицинской техники.
5. Штатная численность инженерно-технического персонала отдела медицинской техники устанавливается руководителем центра в соответствии с количеством медицинской, имеющейся в центре, и существующими нормативами.
6. В отделе ведется необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 7
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
СТРУКТУРА И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
городов с населением 1 млн. и более человек,
административных центров республик, краев, областей,
округов с населением 3 млн. и более человек в территории
(группа А) (2-сменный режим работы по 6-дневной
рабочей неделе)
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 8
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
СТРУКТУРА И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
административных центров республик, краев, областей,
округов с населением менее 3 млн. человек в территории
(группа Б) (2-сменный режим работы по 6-дневной
рабочей неделе)
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 9
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ
ЦЕНТРОВ РАЗЛИЧНОЙ МОЩНОСТИ
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ