Приказ Минздрава России от 29.03.2021 N 262
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2021 г. N 262
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ПО БОРЬБЕ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТАБАКА ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕМ
НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 721; 2020, N 31, ст. 5062) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую информационно-коммуникационную стратегию по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 677 "Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года".
Министр
М.А.МУРАШКО
Утверждена
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 марта 2021 г. N 262
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
ПО БОРЬБЕ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТАБАКА ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕМ
НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Информационно-коммуникационная стратегия по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области информирования граждан о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 2732-р, а также иные правовые акты и документы, в том числе документы Всемирной организации здравоохранения.
II. Современное состояние проблемы потребления табака
или потребления никотинсодержащей продукции
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, осуществление мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактику курения табака позволит сократить показатели смертности.
Потребление табака является причиной возникновения заболеваний, связанных с его воздействием на организм, приводящим к инвалидности и преждевременной смертности, и создает социально-экономическое бремя для системы здравоохранения и общества в целом.
Ключевым компонентом табака, вызывающим и поддерживающим зависимость, является никотин. Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, табачная (никотиновая) зависимость, являющаяся следствием потребления табака, признана заболеванием, связанным с расстройством поведения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление табака является одной из значимых угроз для здоровья человека и ежегодно приводит почти к 7 млн случаев смерти, из которых более 6 млн случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 890 тыс. случаев - среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономические последствия.
Согласно данным глобального опроса взрослого населения Российской Федерации о потреблении табака, проведенного в 2016 году (Global Adult Tobacco Survey (GATS), Российская Федерация, 2016 год), реализация Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) привела к снижению распространенности потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации с 39,4% в 2009 году до 30,9% в 2016 году. Кроме того, в 2 раза снизилась распространенность пассивного курения дома, а в общественных местах - в 2,5 раза. В среднем в 2 раза снизилась доступность табачных изделий.
По данным мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, предусмотренных Федеральным законом N 15-ФЗ (далее - мониторинг), потребление табака в Российской Федерации ежегодно снижается. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики распространенность курения табака среди взрослого населения старше 15 лет снизилась, с 34% в 2009 году до 21,5% в 2020 году. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, распространенность потребления табака среди взрослого населения в России снизилась с 41% в 2009 г. до 28% в 2020 году.
Благодаря снижению спроса на табачную продукцию в связи с проведением законодательных антитабачных мер объем производства табачной продукции, начиная с 2013 года, снижается (по сравнению с 2010 годом производство сигарет и папирос в России в 2018 году снизилось на 147,4 млрд. штук, или на 36,5%).
По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа сигарет на душу населения снизилась с 2,5 тыс. штук в год на человека в 2012 году до 1,6 тыс. штук в год на человека в 2018 году.
Указанные данные свидетельствуют о том, что в обществе достаточно прочно укрепилась необходимость соблюдения установленных антитабачных мер, а также о том, что в целом антитабачное законодательство работает эффективно. Однако показатели распространенности курения в России все еще остаются высокими. Для сравнения, в странах Европейского союза, по данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность курения составила в среднем 24%. Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности - устройства для нагревания табака, а также никотинсодержащая продукция. Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия или никотинсодержащую продукцию. Так, по данным мониторинга, в настоящее время происходит рост потребления такого вида никотинсодержащей продукции, как электронные системы доставки никотина, в том числе среди детей и подростков. Распространенность потребления такого вида никотинсодержащей продукции среди лиц 18 - 24 лет составляет 19,1%, что более чем в 10 раз выше, чем во всех остальных возрастных группах.
Таким образом, с учетом того, что сохраняется проблема достаточно высокого потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, Правительством Российской Федерации реализуется ряд мер, наиболее эффективными из которых являются меры нормативного регулирования оборота и потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. Кроме того, широко используются меры по информированию населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе за счет проведения широкомасштабных информационных кампаний. С 2019 года данная работа проводится в рамках мероприятий информационно-коммуникационной кампании федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)" национального проекта "Демография".
III. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является снижение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем проведения информационных мероприятий для населения.
Основными задачами Стратегии являются:
повышение уровня информированности граждан в отношении негативных последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни и отказу от потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
IV. Основные направления решения задач Стратегии
Основными направлениями решения задач Стратегии являются:
1. Повышение уровня информированности граждан о негативных последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции посредством реализации мероприятий информационно-коммуникационной кампании, включающих:
информирование населения Российской Федерации о негативных последствиях для здоровья, связанных с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции;
формирование в обществе негативного отношения к потреблению табака или никотинсодержащей продукции;
противодействие вовлечению несовершеннолетних в потребление табачной или никотинсодержащей продукции посредством информирования;
информирование об используемых табачной индустрией методах вовлечения новых потребителей, маркетинговых стратегиях, противодействие скрытой рекламе табачной или никотинсодержащей продукции;
предоставление таргетированной информации о негативных последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции для отдельных групп риска: беременных, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
распространение новых научных данных о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
проведение акций с участием волонтеров, направленных на информирование о негативных последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
проведение открытых уроков в образовательных организациях по информированию школьников и студентов о негативных последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
информирование населения Российской Федерации о реализуемых в настоящее время мерах по сокращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции в рамках государственной политики в сфере здравоохранения.
2. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни и отказу от потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции:
информирование о преимуществах прекращения потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, о возможных альтернативах курению;
информирование населения Российской Федерации о существующих способах и возможностях по прекращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечению табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе посредством размещения информационных материалов в медицинских организациях;
предоставление информации общественности обо всех ингредиентах, входящих в состав табачной или никотинсодержащей продукции, их токсическом действии на организм.
V. Механизм реализации Стратегии
Важным направлением в борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции является регулярное информирование населения Российской Федерации с привлечением экспертов и лидеров общественного мнения, как на федеральном, так и на региональном уровнях, включающее инициацию регулярных информационных сообщений, комментариев в средствах массовой информации, а также проведение широкомасштабных информационных кампаний.
Достоверная экспертная информация о здоровом образе жизни, в том числе о рисках потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, размещается на официальном интернет-портале Министерства здравоохранения Российской Федерации takzdorovo.ru.
Консультирование граждан Российской Федерации об оказании медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, о преимуществах прекращения потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции осуществляется круглосуточно Консультативным телефонным центром помощи в отказе от потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а также с учетом рекомендаций и руководств Всемирной организации здравоохранения.
Информирование населения посредством таргетных информационных кампаний осуществляется:
а) с использованием следующих каналов:
федеральное и региональное телевидение;
федеральное и региональное радио;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
социальные сети;
печатные средства массовой информации;
средства наружной рекламы;
реклама в общественном транспорте;
посредством культурно-массовых мероприятий;
научная и учебная литература (учебники, учебные пособия и другие);
в рамках диспансеризации населения;
активная просветительская деятельность медицинских работников первичного звена;
расширение участия молодежных, общественных, религиозных организаций и профессиональных сообществ в информировании населения;
популяционная и методическая работа центров общественного здоровья и медицинской профилактики;
б) с применением способов подачи информации, направленных на привлечение внимания, включая короткие сообщения (заставки, в том числе между программами, баннеры), для более полного и детального информирования - длинные форматы (программы, сюжеты, интервью с экспертами и лидерами общественного мнения).
Реализация комплексных интегрированных интерактивных проектов, включающих максимальное количество задействованных каналов коммуникации, позволяет достичь максимального эффекта с учетом запросов различных целевых групп.
Значения показателей эффективности реализации Стратегии приведены в приложении.
VII. Итоги реализации Стратегии
В результате реализации Стратегии ожидается:
повышение информированности населения Российской Федерации об основных последствиях потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, а также о существующих возможностях для их диагностики и коррекции;
снижение распространенности потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Приложение
к информационно-коммуникационной
стратегии по борьбе с потреблением
табака или потреблением
никотинсодержащей продукции
на период до 2030 года,
утвержденной приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 марта 2021 г. N 262
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
N п/п
Показатели
Годы
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
1.
Число граждан, не куривших 6 месяцев после месячного сопровождения при отказе от табака или никотинсодержащей продукции операторами горячей линии 8 (800) 200-02-00 (на 20 операторов консультационного телефонного центра)
Человек
1800
1800
1900
1950
1950
2000
2050
2100
2100
2200
2.
Розничные продажи сигарет и папирос на душу населения
Тысяча штук
1,30
1,25
1,20
1,15
1,10
1,05
1,0
0,95
0,91
0,88
3.
Число субъектов Российской Федерации, реализующих информационно-коммуникационные кампании по формированию здорового образа жизни у населения с количеством контактов с целевой аудиторией не менее 50% от численности населения субъекта
Единиц
85
85
85
85
85
85
85
85
85
85
4.
Число граждан, информированных о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, посредством различных видов средств массовой информации
Процент
81,5
82
82,5
83
83,5
84
84,5
85
85,5
86