Приказ Минздрава России от 30.10.2020 N 1184н
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1184н
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 19 МАРТА 2020 Г. N 198Н "О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СНИЖЕНИЮ РИСКОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19"
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2020, N 31, ст. 5062) и подпунктом 5.2.208 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный N 57786) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2020 г., регистрационный N 57860), от 2 апреля 2020 г. N 264н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2020 г., регистрационный N 57956), от 29 апреля 2020 г. N 385н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58255), от 18 мая 2020 г. N 459н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2020 г., регистрационный N 58449), от 29 мая 2020 г. N 513н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2020 г., регистрационный N 58560), от 7 июля 2020 г. N 685н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2020 г., регистрационный N 58913), от 27 августа 2020 г. N 905н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2020 г., регистрационный N 59645), от 15 сентября 2020 г. N 982н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2020 г., регистрационный N 59939), от 1 октября 2020 г. N 1062н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2020 г., регистрационный N 60279) и от 23 октября 2020 г. N 1140н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2020 г., регистрационный N 60610) согласно приложению.
Министр
М.А.МУРАШКО
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 30 октября 2020 г. N 1184н
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАРТА 2020 Г. N 198Н
"О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
И СНИЖЕНИЮ РИСКОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИИ COVID-19"
1. Пункт 5 приказа дополнить подпунктами "в" и "г" следующего содержания:
"в) организовать оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа;
организовать обеспечение медицинских организаций необходимыми помещениями, средствами связи и оборудованием для проведения консультаций (консилиумов врачей) для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами. В случае осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий медицинскими работниками при удаленном режиме работы организовать обеспечение указанных медицинских работников средствами связи и оборудованием для проведения консультаций;
г) организовать амбулаторные центры диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Центр);
организовать взаимодействие Центров с медицинскими организациями, оказывающими скорую медицинскую помощь и медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
предусмотреть оснащение Центров автомобильным транспортом для доставки пациентов, медицинских работников, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов.".
2. Пункт 6 приказа дополнить абзацами следующего содержания:
"временный регламент организации и оказания консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), согласно приложению N 18;
положение об организации работы амбулаторного центра диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению N 19.
3. В приложении N 2:
а) пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
"1.3. Определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.";
б) дополнить пунктом 2.8 следующего содержания:
"2.8. Допускается привлечение к оказанию медицинской помощи, указанной в пункте 1.3 настоящего Временного порядка, лиц с высшим медицинским образованием, а также лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности специалистов со средним медицинским образованием (медицинская сестра/медицинский брат, медицинская сестра/медицинский брат по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи) и осуществлением деятельности под контролем врача (фельдшера) выездной бригады скорой медицинской помощи без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный N 42977).".
4. В приложении N 3 пункт 1.13 дополнить абзацем следующего содержания:
"Допускается привлечение лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, а также лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности специалистов со средним медицинским образованием и осуществлением деятельности под контролем старшей медицинской сестры без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный N 42977).".
5. В приложении N 16:
а) в разделе "Приемное отделение для взрослого населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19" позицию "Дезинфектор" заменить позицией "Медицинский дезинфектор";
б) раздел "Консультативно-диагностическая группа" дополнить строкой следующего содержания:
"
Младший медицинский персонал
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию
".
6. В приложении N 17:
а) в разделе "Приемное отделение для детей с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19" позицию "Дезинфектор" заменить позицией "Медицинский дезинфектор";
б) раздел "Консультативно-диагностическая группа" дополнить строкой следующего содержания:
"
Младший медицинский персонал
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию
".
7. Дополнить приказ приложениями N 18 и 19 следующего содержания:
"Приложение N 18
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 марта 2020 г. N 198н
ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ГРАЖДАНАМ
С ПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДИАГНОЗОМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
COVID-19, А ТАКЖЕ С ПРИЗНАКАМИ ИЛИ ПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДИАГНОЗОМ
ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ, ОСТРОЙ РЕСПИРАТОРНОЙ ВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИЕЙ, ГРИППА, ПОЛУЧАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ДОМУ)
1. Настоящий Временный регламент определяет правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также гражданам с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа (далее - пациенты).
2. В целях организации медицинской помощи с применением телемедицинских технологий руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений:
2.1. Обеспечивают оперативное оказание консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья <1> с учетом требований, установленных настоящим Временным регламентом.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2018, N 53, ст. 8415) (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
2.2. Определяют медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, а также обеспечивают создание при необходимости единого консультационного центра субъекта Российской Федерации, обеспечивающего дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также пациентами с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа (далее - единый консультационный центр) с целью осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами.
2.3. Обеспечивают готовность медицинских организаций к дистанционному взаимодействию медицинских работников с пациентами, в том числе необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей), а также обучение медицинских и иных работников в части применения телемедицинских технологий.
2.4. Осуществляют сбор, обработку и анализ полученных статистических данных об оказании консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий.
2.5. Обеспечивают формирование реестров счетов на медицинские услуги, оказанные с применением телемедицинских технологий.
3. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), а также единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - Единая система), государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинской организации, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы).
4. Дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в целях:
4.1. Профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза.
4.2. Оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
4.3. Принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
4.4. Дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента и оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
4.5. Коррекции ранее назначенного лечения при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации), в том числе формирования электронного рецепта на лекарственный препарат с его последующим направлением пациенту посредством ЕПГУ.
4.6. Назначения необходимых обследований, выдачи справки (медицинского заключения) в форме электронного документа с последующим направлением пациенту медицинских документов посредством ЕПГУ.
4.7. Продления и закрытия листков нетрудоспособности, сформированных в форме электронных документов, а также формирования листков нетрудоспособности в форме электронных документов при угрозе распространения заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих <2>, в соответствии с особенностями организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих <3>.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 49, ст. 4916; 2020, N 6, ст. 674).
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 973 "Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (Собрание законодательства Российской Федерации 2020, N 28, ст. 4425).
5. Оказание консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется непосредственно медицинскими организациями и (или) единым консультационным центром.
6. Телемедицинские технологии применяются при оказании консультативной медицинской помощи пациентам в экстренной (в том числе для определения показаний для вызова бригады скорой медицинской помощи), неотложной или плановой форме.
7. Медицинский работник в ходе телемедицинской консультации пациентов:
7.1. Производит идентификацию пациента в системе.
7.2. Осуществляет сбор анамнеза.
7.3. Осуществляет сбор жалоб.
7.4. Корректирует терапию (при необходимости).
7.5. Принимает решение о маршрутизации пациента (при необходимости).
7.6. Заполняет электронную медицинскую карту пациента.
8. Медицинские организации и (или) единый консультационный центр обеспечивают пациентам проведение ежедневно в круглосуточном режиме (24/7) консультаций с применением телемедицинских технологий, передачу информации о пациентах, в том числе посредством ЕПГУ, а также организуют дистанционное ежедневное динамическое наблюдение за указанными пациентами с применением телемедицинских технологий в круглосуточном режиме. Прием входящих звонков пациентов (с использованием аудио или видеосвязи), подписавших согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому), также осуществляется ежедневно в круглосуточном режиме (24/7).
9. В случае принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья о создании единого консультационного центра указанный центр имеет право запрашивать у медицинских организаций сведения о пациенте, необходимые для осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и врачебной тайны.
10. Хранение информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, осуществляется в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий <4>.
--------------------------------
<4> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).
Приложение N 19
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 марта 2020 г. N 198н
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНОГО ЦЕНТРА
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИИ COVID-19
1. Амбулаторный центр диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Центр) создается на функциональной основе с целью диагностики и выбора тактики лечения пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (далее - пациенты).
2. Структура и штатная численность Центра устанавливаются руководителем медицинской организации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
3. Центр рекомендуется создавать на базе медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей в своем составе кабинет рентгеновской компьютерной томографии.
В случае если в составе медицинской организации отсутствует кабинет рентгеновской компьютерной томографии, медицинская организация заключает договор с иными медицинскими организациями, имеющими кабинет рентгеновской компьютерной томографии или имеющими возможность обеспечить проведение компьютерной томографии с использованием передвижного медицинского комплекса.
4. Центр рекомендуется размещать в отдельном здании.
При отсутствии возможности выделения отдельного здания допускается размещение Центра в одном здании с другими структурными подразделениями медицинской организации при наличии возможности разделения потоков пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других помещений), а также наличии изолированной приточно-вытяжной вентиляционной системы или возможности ее изоляции.
5. Рекомендуется круглосуточный режим работы Центра.
6. Пациенты поступают в Центр по направлениям медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, либо доставляются выездной бригадой скорой медицинской помощи.
7. У пациентов, не имеющих результата теста на COVID-19, осуществляется забор биологического материала для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
8. В структуре Центра организуется работа следующих зон и структурных подразделений:
8.1. Зона приема и распределения пациентов, поступивших по направлению и с бригадой скорой медицинской помощи.
8.2. Зона для пациентов, ожидающих диагностические мероприятия в Центре (зона ожидания).
8.3. Диагностическая зона, состоящая из: кабинета компьютерной томографии; процедурного кабинета для экспресс-диагностики, взятия крови на анализ методом ИФА, взятия биологического материала (мазок из носа и зева); кабинета ЭКГ; кабинетов врачей-специалистов.
8.4. Зона ожидания бригады скорой медицинской помощи для пациентов с показаниями к госпитализации по итогам обследования в Центре.
9. На входе в Центр пациентов обеспечивают средствами индивидуальной защиты (медицинская маска, халат одноразовый, шапочка, перчатки, бахилы).
10. В зависимости от тяжести состояния пациента и загруженности Центра пациенты направляются в зону ожидания.
11. В случае если клинико-рентгенологический диагноз новой коронавирусной инфекции COVID-19 у пациента в Центре установлен впервые и пациент продолжит лечение в амбулаторных условиях (на дому), оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19 (рекомендуемый образец приведен в приложении к Основным принципам оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приложением N 8 к настоящему приказу).
12. Информация о результатах обследования и адрес места нахождения пациента передаются Центром медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для организации оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому).
13. При наличии показаний к госпитализации пациенту оформляется направление, вызывается выездная бригада скорой медицинской помощи, осуществляющая медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, пациент направляется в зону ожидания бригады скорой медицинской помощи.
14. Пациенты с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которые будут получать медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), к месту жительства доставляются автомобильным транспортом Центра.
15. В Центре обязательно разделение на чистую и грязную зоны:
15.1. Чистая зона: отдельный вход для персонала, гардеробы, комнаты приема пищи, помещения для надевания средств индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы). При отсутствии отдельного входа для чистой зоны этаж делится на чистую и грязную зоны с организацией отдельных входов. Не допускается совместное хранение верхней одежды и обуви персонала с санитарной одеждой, использование сменной обуви из тканевых материалов.
15.2. Грязная зона: для поступления пациентов, диагностики, госпитализации в профильные стационары для лечения. В кабинете компьютерной томографии обязательно разделение на аппаратную (грязную зону) и пультовую (чистую зону), рентгенолаборант остается в пультовой, а в аппаратной находится медицинский работник, обеспечивающий проведение компьютерной томографии пациенту.
16. Маршрутизация пациентов в Центре проводится в сопровождении персонала в средствах индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
17. Медицинские работники и немедицинский персонал, работающий в Центре, обеспечиваются СИЗ.
18. На границе между чистой и грязной зонами организуется фильтр для надевания и снятия СИЗ.
19. По окончании рабочей смены персонал Центра проходит санитарную обработку.
20. В Центре должно быть обеспечено необходимое количество СИЗ, а также средств для проведения профилактической и очаговой дезинфекции помещений.".