Приказ Минтруда России от 30.11.2023 N 849
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2023 г. N 849
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ,
РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ
ПОКОЛЕНИЕ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
В целях оценки эффективности реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по расчету показателей эффективности пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталину.
Министр
А.КОТЯКОВ
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 ноября 2023 г. N 849
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ,
РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ
ПОКОЛЕНИЕ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
1. Методические рекомендации по расчету показателей эффективности пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" (далее соответственно - методические рекомендации, пилотный проект, система долговременного ухода), разработаны с целью оценки результативности и эффективности реализации пилотного проекта.
2. Методические рекомендации предназначены для исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченные органы).
3. В целях оценки результативности и эффективности реализации пилотного проекта определены следующие целевые результаты:
а) медицинские целевые результаты:
снижение уровня (частоты) госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в медицинские организации;
снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода;
снижение частоты обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода;
б) социально-экономические целевые результаты:
рост численности занятых за счет создания новых рабочих мест помощников по уходу в системе долговременного ухода в организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации;
рост численности родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания субъектов Российской Федерации;
доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода;
рост дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов;
снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание;
снижение платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из бюджетов субъектов Российской Федерации.
в) дополнительный целевой результат: рост коэффициента стабильности кадров.
Измерение достижения данных целевых результатов реализации пилотного проекта осуществляется на основе расчета показателей эффективности реализации пилотного проекта согласно приложению к методическим рекомендациям (далее - показатели эффективности).
4. Сведения по показателям эффективности представляются уполномоченными органами в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации со следующей периодичностью:
ежегодно для 34 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта с 2018 г. до 1 сентября 2023 г. <1> (далее - 34 субъекта Российской Федерации);
--------------------------------
<1> Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
раз в полгода для 55 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта с 1 сентября 2023 г. <2> (далее - 55 субъектов Российской Федерации);
--------------------------------
<2> Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2023 г. N 681 "О реализации в 2023 году в Российской Федерации Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, и внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
ежегодно для всех субъектов Российской Федерации, начиная с 2025 г.
5. Отчетными периодами в целях методических рекомендаций являются:
для 34 субъектов Российской Федерации - текущий год;
для 55 субъектов Российской Федерации - текущее полугодие.
6. Периодами, предшествующими отчетному, в целях методических рекомендаций являются:
для 34 субъектов Российской Федерации - предыдущий год;
для 55 субъектов Российской Федерации - предыдущее полугодие.
7. Сведения, представляемые ежегодно, направляются уполномоченными органами в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 квартала года, следующего за отчетным, а сведения, представляемые раз в полгода, - не позднее одного месяца, следующего за отчетным периодом.
8. При расчете показателей эффективности, предусмотренных пунктами 1 - 3 приложения к методическим рекомендациям, учитываются все граждане, получающие и получившие в отчетном периоде услуги по уходу, вне зависимости от причины выбытия из состава лиц, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода.
9. При расчете показателя эффективности "Численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в организациях социального обслуживания, в том числе в государственных и негосударственных организациях социального обслуживания" в численность работников, занятых на должностях помощников по уходу, включаются все работники, отработавшие не менее 1 месяца по срочному трудовому договору, а также не отработавшие полный год по причине расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия.
При расчете данного показателя эффективности учитываются работники, осуществляющие трудовую деятельность как по основному месту работы, так и по совместительству.
10. При расчете показателей эффективности "Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания", "Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода" следует учитывать, что к родственникам и другим лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в уходе, которые приняты на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания, относятся лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - лица, осуществляющие уход).
11. При определении численности лиц, осуществляющих уход, в рамках показателя эффективности "Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания" социальные работники, помощники по уходу или какие-либо иные лица, осуществляющие предоставление социальных услуг в соответствии с Федеральным законом 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в расчет не включаются.
12. При расчете показателя эффективности "Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода" учитываются граждане, имевшие на начало и конец отчетного периода статус занятых.
13. При расчете показателя эффективности "Сумма дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов" учитываются работники, осуществляющие трудовую деятельность в должности "помощник по уходу" как по основному месту работы, так и по совместительству.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по расчету показателей эффективности
пилотного проекта по созданию системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе, реализуемого
в рамках федерального проекта "Старшее
поколение" национального проекта
"Демография", утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 30 ноября 2023 г. N 849
РАСЧЕТ
ЦЕЛЕВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ
СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, РЕАЛИЗУЕМОГО
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
N п/п
Наименование целевого результата
Наименование показателя достижения целевого результата
Единица измерения
Формула расчета
Источник информации для расчета
1
2
3
4
5
6
Медицинские целевые результаты
1
Снижение уровня (частоты) госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в медицинские организации
Частота госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Случаев на 100 человек, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Автоматизированная система мониторинга медицинской статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации (АСММС)
где , - частота госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в расчете на 100 человек, получающих такие услуги, в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному соответственно;
где - численность госпитализированных граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно;
- среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно;
где - численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, госпитализированных в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно;
- среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно.
Среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, рассчитывается по формуле:
где , - численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, на начало и конец отчетного периода соответственно.
2.
Снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Частота выездов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Случаев на 100 чел., получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Автоматизированная система мониторинга медицинской статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации (АСММС)
где , - частота выездов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода в расчете на 100 человек, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно;
где - количество выездов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде;
- среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде;
где - количество выездов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в периоде, предшествующем отчетному;
- среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в периоде, предшествующем отчетному.
Среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения.
3.
Снижение частоты обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Частота обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Случаев на 100 чел., получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
Автоматизированная система мониторинга медицинской статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации (АСММС)
где , - частота обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в расчете на 100 человек, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно;
где - количество обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде;
- среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в отчетном периоде;
где - количество обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода в периоде, предшествующем отчетному;
- среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в периоде, предшествующем отчетному.
Среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения.
Социально-экономические целевые результаты
4.
Рост численности занятых за счет создания новых рабочих мест помощников по уходу в системе долговременного ухода в организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации
Численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в организациях социального обслуживания, в том числе в государственных и негосударственных организациях социального обслуживания
Человек
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
где , - прирост численности граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в государственных и негосударственных организациях социального обслуживания соответственно;
где - численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в отчетном периоде в государственных организациях социального обслуживания;
- численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в периоде, предшествующем отчетному, в государственных организациях социального обслуживания;
где - численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в отчетном периоде в негосударственных организациях социального обслуживания;
- численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в периоде, предшествующем отчетному, в негосударственных организациях социального обслуживания.
5.
Рост численности родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания субъектов Российской Федерации
Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания
Человек
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
где , - численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно
6.
Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода
Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода
%
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
где - численность родственников, других лиц, занятых на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых, на конец отчетного периода;
- численность родственников, других лиц, занятых на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на начало отчетного периода..
7.
Рост дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов
Сумма дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов
Рубль
Государственная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации
где - сумма дополнительных налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации;
- сумма страховых взносов, дополнительно поступающих в государственные внебюджетные фонды;
где - общая сумма перечисленного налога на доходы физических лиц по занятым, трудоустроенным на новые рабочие места в должности помощника по уходу в организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации, за отчетный (расчетный) период;
где - общая сумма страховых взносов, уплаченных в государственные внебюджетные фонды за работников, трудоустроенных на новые рабочие места в организациях социального обслуживания и осуществляющих трудовую деятельность в должности помощника по уходу, за отчетный (расчетный) период.
8.
Снижение платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из бюджетов субъектов Российской Федерации
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, перечисляемые в систему обязательного медицинского страхования для покрытия расходов на предоставление медицинской помощи безработным гражданам
Рубль
Государственная информационная система обязательного медицинского страхования
где - экономия расходов бюджета субъекта Российской Федерации, перечисляемых на обязательное медицинское страхование для покрытия расходов на предоставление медицинской помощи безработным гражданам;
- численность безработных граждан, трудоустроенных в отчетном периоде в организации социального обслуживания и иные организации, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, и осуществляющих трудовую деятельность в должности помощника по уходу, эксперта по оценке нуждаемости, организатора ухода;
Томс - тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленный Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
9.
Снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание
Рубль
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
- прирост расходов бюджета субъекта Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание;
где - изменение потребности в коечном фонде стационарных организаций социального обслуживания с учетом системы долговременного ухода <1>;
Сстр - средние расходы на создание или расширение мощности стационарной организации социального обслуживания (количества койко-мест);
Ссод - средние расходы на содержание одной койки в стационарной организации социального обслуживания.
Дополнительный целевой результат
10.
Рост коэффициента стабильности кадров
Доля помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более, в общей численности работников, работающих на данных должностях
%
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
где , - коэффициент стабильности кадров в отчетном году и году, предшествующем отчетному, соответственно;
где - численность работников из числа помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более в отчетном году;
Чо - общая численность работников из числа помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более в отчетном году;
где - численность работников из числа помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более в году, предшествующем отчетному;
Чп - общая численность работников из числа помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более в году, предшествующем отчетному.
--------------------------------
<1> Потребность в коечном фонде определяется как доля от численности граждан, которые приняты на долговременный уход и которым установлен 3 уровень нуждаемости в уходе, с учетом среднего оборота койки в год и рассчитывается по формуле: , где - численность граждан, которые приняты на долговременный уход и которым установлен 3 уровень нуждаемости в уходе, Kоб - средний коэффициент оборота койки (в год).