Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 842н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 декабря 2018 г. N 842н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АНИМАЦИОННОМ КИНО"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210, N 50, ст. 7755), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по визуализации в анимационном кино".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 декабря 2018 г. N 842н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АНИМАЦИОННОМ КИНО
1236
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Компьютерная визуализация в анимационном кино
04.007
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Получение последовательностей графических файлов посредством визуализации (рендеринга) компьютерных моделей
Группа занятий:
2166
Графические и мультимедийные дизайнеры
-
-
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
59.11
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ
62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
90.03
Деятельность в области художественного творчества
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
5
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино на основе мастер-сцен
A/01.5
5
Организация и контроль качества работ по настройке освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
A/02.5
5
B
Визуализация трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
6
Организация и контроль качества работ по поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
B/01.5
5
Разработка методов, алгоритмов и создание подпрограмм для повышения качества, скорости и стабильности поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
B/02.6
6
C
Компоновка и финальная постобработка результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
6
Выполнение компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на основе мастер-сцен
C/01.5
5
Организация и контроль качества работ по компоновке и финальной постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
C/02.6
6
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Код
A
Уровень квалификации
5
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Художник по свету
Специалист по освещению
Руководитель отдела освещения
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы
Не менее одного года в области настройки освещения трехмерных компьютерных сцен на производстве анимационного кино при профильном образовании
Не менее двух лет в области настройки освещения трехмерных компьютерных сцен на производстве анимационного кино при непрофильном образовании
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2166
Графические и мультимедийные дизайнеры
ЕКС <3>
-
Художник-аниматор
ОКПДТР <4>
27438
Художник компьютерной графики
27454
Художник-мультипликатор
ОКСО <5>
8.55.02.02
Анимация (по видам)
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино на основе мастер-сцен
Код
A/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Создание, размещение и настройка параметров источников света в трехмерной компьютерной сцене анимационного кино
Разделение визуализируемого рабочего материала на рендер-слои
Задание проходов визуализации для каждого рендер-слоя
Настройка и корректировка шейдеров, определяющих оптические свойства объектов трехмерных сцен анимационного кино
Настройка параметров визуализации в соответствии с требованиями технологического процесса
Визуализация, предварительная компоновка и цветокоррекция отдельных ключевых кадров трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Отправка трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на поточную визуализацию на рендер-сервер
Необходимые умения
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, корректировке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Использовать компьютерные программы для композитинга с целью осуществления деятельности, связанной с настройкой освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером
Использовать цветовые экспликации и мастер-сцены для настройки освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Использовать фото- и кинематографические методы и приемы для постановки света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Необходимые знания
Основы компьютерной графики
Программное обеспечение для трехмерной визуализации
Программное обеспечение для композитинга
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером
Теория цвета
Психологическое воздействие цвета
Основные схемы освещения
Физика распространения света, оптика
Методы и алгоритмы визуализации трехмерных сцен
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Другие характеристики
-
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Организация и контроль качества работ по настройке освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Код
A/02.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Настройка освещения в эталонных сценах (мастер-сценах) в соответствии с художественным эскизом (экспликацией)
Создание и корректировка шейдеров, определяющих оптические свойства объектов трехмерных сцен
Осуществление технологического контроля рабочих материалов и файлов, поступающих для настройки освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Настройка параметров визуализации в соответствии с требованиями технологического процесса
Отправка трехмерных сцен на поточную визуализацию на рендер-сервер
Взаимодействие с художественным отделом по вопросам реализации художественных эскизов освещения и цветовых экспликаций в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приемки-передачи рабочих материалов и файлов
Составление рабочей документации производственного процесса по настройке освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Распределение задач по постановке света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино внутри отдела освещения
Контроль соблюдения цветовой экспликации и ее технической реализации персоналом отдела освещения
Организация процесса утверждения задач по постановке света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино внутри отдела освещения
Необходимые умения
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, созданию и корректировке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Использовать компьютерные программы для композитинга с целью осуществления деятельности, связанной с настройкой освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им
Использовать фото- и кинематографические методы и приемы для постановки света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Организовывать и контролировать процесс распределения, выполнения и утверждения задач по постановке света в трехмерных компьютерных сценах внутри отдела освещения
Необходимые знания
Основы компьютерной графики
Программное обеспечение для трехмерной визуализации
Программное обеспечение для композитинга
Программное обеспечение для компьютерного рисования
Программное обеспечение для организации производства и управления им
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером
Теория цвета
Психологическое воздействие цвета
Основные схемы освещения
Физика распространения света, оптика
Методы и алгоритмы визуализации трехмерных сцен
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных компьютерных сцен
Нормы этики делового общения
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино
Другие характеристики
-
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Визуализация трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Код
B
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Специалист по трехмерной визуализации
Специалист по рендерингу
Руководитель отдела рендеринга (визуализации)
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Высшее образование - бакалавриат
Требования к опыту практической работы
Не менее трех лет в области визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино при непрофильном среднем профессиональном образовании
Не менее двух лет в области визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино при профильном среднем профессиональном образовании
Не менее года в области визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино при наличии высшего образования
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2166
Графические и мультимедийные дизайнеры
ЕКС
-
Художник-аниматор
ОКПДТР
27438
Художник компьютерной графики
27454
Художник-мультипликатор
ОКСО
2.09.02.03
Программирование в компьютерных системах
2.09.03.03
Прикладная информатика
8.55.02.02
Анимация (по видам)
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Организация и контроль качества работ по поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Отправка трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на поточную визуализацию на рендер-сервер
Технологический контроль поступающих с рендер-сервера результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Тестирование и оптимизация технических параметров шейдеров, источников света и других компонентов трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Создание и корректировка шейдеров, определяющих оптические свойства объектов трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Выявление и исправление системных и случайных ошибок визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино, бракованных рабочих материалов и файлов
Осуществление контроля непрерывности и оптимальности загрузки рендер-сервера
Осуществление программно-технической поддержки и обеспечение необходимой функциональности подпрограмм отправки трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на поточную визуализацию на рендер-сервер
Взаимодействие с художественным отделом по вопросам соответствия результатов визуализации художественным стандартам производственного процесса
Взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приемки-передачи рабочих материалов и файлов, используемых в процессе поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Составление рабочей документации, связанной с осуществлением процесса поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Необходимые умения
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, созданию и настройке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Использовать компьютерные программы для композитинга
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им
Находить оптимальный баланс качества и скорости визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Выявлять несоответствия технологическим требованиям и брак в поступающих на визуализацию трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Необходимые знания
Основы компьютерной графики
Программное обеспечение для трехмерной визуализации
Программное обеспечение для композитинга
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером
Программное обеспечение для организации производства анимационного кино и управления им
Теория цвета
Основные схемы освещения
Физика распространения света, оптика
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе различных технологий визуализации
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен анимационного кино
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями
Форматы графических файлов и их основные параметры
Нормы этики делового общения
Технический английский язык в области производства компьютерной графики
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино
Другие характеристики
-
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Разработка методов, алгоритмов и создание подпрограмм для повышения качества, скорости и стабильности поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Разработка методов и реализация процесса непрерывной передачи данных из других производственных отделов в отдел визуализации в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса
Разработка методов и реализация процесса непрерывной передачи данных из отдела визуализации в отдел композитинга в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса
Написание, отладка и внедрение специализированных подпрограмм для оптимизации производственного процесса поточной визуализации компьютерных сцен анимационного кино
Технологический контроль оптимизации рабочих материалов и файлов, поступающих на визуализацию трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Решение нестандартных производственных задач, связанных с визуализацией трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Взаимодействие с техническими специалистами по вопросам разработки методов оптимизации производства и технологических схем производственного процесса
Составление рабочей документации, связанной с осуществлением процесса поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен и оптимизацией производства анимационного кино
Необходимые умения
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, созданию и корректировке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по прикладному программированию в компьютерной графике
Использовать компьютерные программы для композитинга
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером
Выявлять несоответствия технологическим требованиям и брак в поступающих на визуализацию трехмерных компьютерных сценах анимационного кино
Необходимые знания
Основы компьютерной графики
Программное обеспечение для трехмерной визуализации
Программное обеспечение для композитинга
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером
Программное обеспечение для организации производства и управления им
Языки программирования и способы их практического применения для оптимизации производственного процесса создания анимационного кино
Теория цвета
Цифровой цветовой круг
Физика распространения света, оптика
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе технологии визуализации
Практические способы и приемы оптимизации процесса поточной визуализации
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями
Форматы графических файлов и их основные параметры
Виды цветовых пространств и особенности работы в них
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе технологий наложения и смешивания графических файлов
Нормы этики делового общения
Технический английский язык в области производства компьютерной графики
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино
Другие характеристики
-
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Компоновка и финальная постобработка результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Код
C
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Компоузер
Специалист по композитингу
Руководитель отдела композитинга
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы
Не менее двух лет в области компоновки и финальной постобработки результатов визуализации на производстве анимационного кино при непрофильном образовании
Не менее года в области компоновки и финальной постобработки результатов визуализации на производстве анимационного кино при профильном образовании
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2166
Графические и мультимедийные дизайнеры
ЕКС
-
Художник-аниматор
ОКПДТР
27438
Художник компьютерной графики
27454
Художник-мультипликатор
ОКСО
8.55.02.02
Анимация (по видам)
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
Выполнение компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на основе мастер-сцен
Код
C/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Компоновка и цветокоррекция результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино в программе для композитинга в соответствии с художественными эскизами и экспликациями на основе мастер-сцен
Исправление ошибок визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино средствами программ для композитинга
Добавление анимации и специальных визуальных эффектов к результатам визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Настройка и корректировка стереопараметров результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Создание специальных визуальных эффектов с помощью программ для композитинга и интеграция их в рабочую сцену по компоновке и постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Генерация (рендеринг) финального результата компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино в виде последовательностей графических файлов (или видеофайла) в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса
Необходимые умения
Использовать компьютерные программы для выполнения задач композитинга
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им
Использовать художественные эскизы и цветовые экспликации для компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Реализовывать и выдерживать цветовые решения, задаваемые в мастер-сценах
Необходимые знания
Основы компьютерной графики
Программное обеспечение для композитинга
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером
Теория цвета
Основы анимации
Основы построения композиции кадра
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями
Форматы графических файлов и видеофайлов и их основные параметры
Виды цветовых пространств и особенности работы в них
Другие характеристики
-
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
Организация и контроль качества работ по компоновке и финальной постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Код
C/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Контроль поступающих в отдел компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на предмет их соответствия технологическим и художественным требованиям производственного процесса
Настройка параметров компоновки и постобработки результатов визуализации эталонных (мастер-сцен) сцен анимационного кино в соответствии с художественными эскизами и цветовой экспликацией
Контроль получаемых в ходе компоновки и финальной постобработки последовательностей графических файлов на предмет их соответствия технологическим и художественным требованиям производственного процесса
Взаимодействие с художественным отделом по вопросам соответствия результатов компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино художественным стандартам проекта
Взаимодействие с техническими специалистами по вопросам соответствия результатов компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино технологическим стандартам проекта
Взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приемки-передачи рабочих материалов и файлов
Составление рабочей документации, связанной с осуществлением процесса компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Сборка мастер-версий проектов из финализированных последовательностей графических файлов в соответствии с монтажом и подготовка материала к финальной цветокоррекции
Разработка методов и отладка подпрограмм для оптимизации производственного процесса компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Распределение задач по компоновке и постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино внутри отдела композитинга
Организация процесса утверждения задач по компоновке и постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино внутри отдела композитинга
Необходимые умения
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по композитингу
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по визуализации с целью осуществления деятельности, связанной с компоновкой и финальной постобработкой результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Использовать компьютерные программы для видеомонтажа с целью осуществления деятельности, связанной с компоновкой и постобработкой результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по прикладному программированию в композитинге
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им
Организовывать и осуществлять контроль процесса распределения, выполнения и утверждения задач внутри отдела композитинга
Необходимые знания
Основы компьютерной графики
Программное обеспечение для композитинга
Программное обеспечение для визуализации трехмерных компьютерных сцен
Программное обеспечение для видеомонтажа
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером
Программное обеспечение для организации производства анимационного кино и управления им
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен
Теория цвета
Основы анимации
Основы построения композиции кадра
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями
Форматы графических и видеофайлов и их основные параметры
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе различных технологий наложения и смешивания графических файлов
Виды цветовых пространств и особенности работы в них
Технические принципы работы кинокамеры
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе различных технологий визуализации
Нормы этики делового общения
Технический английский язык в области производства компьютерной графики
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино
Другие характеристики
-
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва
Исполнительный директор
Мастусова Ирина Геннадьевна
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
ООО "Альянс Анимейшн", город Москва
2
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.