Приказ Минтруда России от 11.11.2025 N 638н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 ноября 2025 г. N 638н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО КОМПЛЕКСНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ
ГЛАВНЫМИ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИЛОТНЫХ
РЕГИОНОВ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ФОРМУ ОЦЕНКИ
В соответствии с подпунктом "и" пункта 9 Правил реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, осуществляемой главными бюро медико-социальной экспертизы пилотных регионов, включающую форму оценки.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2023 г. N 810н "Об утверждении методики оценки эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2024 г., регистрационный N 76960).
3. Установить, что настоящий приказ действует по 31 декабря 2028 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утверждена
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 11 ноября 2025 г. N 638н
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО КОМПЛЕКСНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ
ГЛАВНЫМИ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИЛОТНЫХ
РЕГИОНОВ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ФОРМУ ОЦЕНКИ
1. Методика оценки эффективности оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, осуществляемой главными бюро медико-социальной экспертизы пилотных регионов <1>, включающая форму оценки (далее - Методика), определяет порядок оценки эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, оказываемых реабилитационными организациями (далее - организации), федеральными учреждениями, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, и реализующими электронный сертификат <2> для оплаты услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - федеральные учреждения), являющимися участниками пилотного проекта.
--------------------------------
<1> Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339 "О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (далее соответственно - постановление N 2339, пилотный проект, пилотные регионы).
<2> Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 419-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата".
2. Оценка эффективности оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов проводится главными бюро медико-социальной экспертизы пилотных регионов (далее - учреждения МСЭ) на основании представляемых организациями и федеральными учреждениями сведений о результатах оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, о фактически оказанных услугах и об объеме таких услуг для оценки эффективности их проведения <3>.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 761н "Об утверждении формы сведений о результатах оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, о фактически оказанных услугах и об объеме таких услуг для оценки эффективности их проведения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2024 г., регистрационный N 76856). Действует до 31 декабря 2026 г.
3. Критериями оценки эффективности оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов учреждениями МСЭ (далее - критерии) являются:
полнота (объем) реализованных мероприятий, составляющих услугу по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - мероприятия);
количество полученных мероприятий (объем мероприятий);
реабилитационный эффект от полученных мероприятий;
повышение уровня родительской компетенции после реализации мероприятий, предназначенных для родителей (законных представителей) ребенка-инвалида.
4. Критерии оцениваются по балльной системе:
4.1. Критерий "Полнота (объем) реализованных мероприятий, составляющих услугу по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" оценивается исходя из полноты (объема) реализованных мероприятий по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (диагностика первичная (входящая) или повторная (контрольная), информирование, консультирование, практические занятия, психологическое консультирование, психологические тренинги, просвещение), предусмотренных стандартами предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая реабилитация и абилитация, профессиональная ориентация (для детей-инвалидов с 14 до 17 лет), занятия по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту), утверждаемыми в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, утвержденных постановлением N 2339 (далее - стандарт).
Если мероприятия реализованы в соответствии со стандартом в полном объеме (равномерно охвачены все мероприятия), то ставится 2 балла.
Если мероприятия реализованы не в полном объеме, предусмотренном стандартом (уменьшение количества мероприятий по одному из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе за счет увеличения мероприятий по другому основному направлению комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов), то ставится 1 балл.
Если мероприятия не реализованы по одному из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, предусмотренных стандартом (по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой реабилитации и абилитации, профессиональной ориентации, занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом), то ставится 0 баллов.
4.2. Критерий "Количество полученных мероприятий (объем мероприятий)" оценивается исходя из количества фактически реализованных ребенку-инвалиду мероприятий, предусмотренных стандартом.
В соответствии со стандартом общее количество мероприятий, входящих в состав услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, составляет 120 мероприятий.
Если ребенку-инвалиду было проведено 120 мероприятий, предусмотренных стандартом, то ставится 2 балла.
Если ребенку-инвалиду было проведено от 60 до 119 мероприятий, предусмотренных стандартом, то ставится 1 балл.
Если ребенку-инвалиду было проведено менее 60 мероприятий, предусмотренных стандартом, то ставится 0 баллов.
4.3. Критерий "Реабилитационный эффект от полученных мероприятий" включает оценку динамических изменений степени активности и участия ребенка-инвалида по каждому имеющемуся у него ограничению жизнедеятельности, достигнутых в результате реализации мероприятий за курс реабилитации (21 день), по отношению к исходному состоянию или исходным данным, характеризующим степень активности и участия ребенка-инвалида в рамках имеющихся ограничений жизнедеятельности до начала курса реабилитации и абилитации, рассчитываемую согласно методике оценки эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, приведенной в приложении к применяемому стандарту.
Критерий "Реабилитационный эффект от полученных мероприятий" в соответствии со стандартом рассчитывается с учетом результатов его оценки в организации, федеральном учреждении.
Если реабилитационный эффект организацией, федеральным учреждением определен как высокий, то такой эффект учреждением МСЭ оценивается в 2 балла.
Если реабилитационный эффект организацией, федеральным учреждением определен как удовлетворительный или незначительный, то такой эффект оценивается учреждением МСЭ в 1 балл.
Если по заключению организации, федерального учреждения реабилитационный эффект отсутствует, то такой реабилитационный эффект оценивается учреждением МСЭ в 0 баллов.
4.4. Критерий "Повышение уровня родительской компетенции после реализации мероприятий, предназначенных для родителей (законных представителей) ребенка-инвалида" включает оценку уровня практических умений и знаний, полученных родителем (законным представителем) ребенка-инвалида за курс реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, и оценивается исходя из количества фактически реализованных мероприятий, предназначенных для родителя (законного представителя) ребенка-инвалида, предусмотренных стандартом для каждой конкретной целевой реабилитационной группы для повышения компетенции родителя (законного представителя) ребенка-инвалида.
Если мероприятия для повышения компетенции родителя (законного представителя) ребенка-инвалида реализованы в полном объеме, предусмотренном стандартом, то ставится 2 балла.
Если мероприятия для повышения компетенции родителя (законного представителя) ребенка-инвалида реализованы не в полном объеме, предусмотренном стандартом, то ставится 1 балл.
Если мероприятия для повышения компетенции родителя (законного представителя), предусмотренные стандартом, не проводились, то ставится 0 баллов.
5. Услуга по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида считается эффективной, если общая сумма баллов по всем критериям составляет 4 балла и более. При сумме менее 4 баллов такая услуга считается неэффективной.
6. В случае если по результатам проведенной учреждением МСЭ оценки эффективности оказанная услуга по комплексной реабилитации и абилитации признается неэффективной, то устанавливается причина ее неэффективности.
7. Причинами неэффективности услуги по комплексной реабилитации и абилитации могут являться:
нерегулярность реализации ребенку-инвалиду мероприятий, входящих в состав услуги по комплексной реабилитации и абилитации (по состоянию его здоровья);
отказ ребенка-инвалида, его родителя (законного представителя) от реализации того или иного вида, формы и объема мероприятий, входящих в состав услуги по комплексной реабилитации и абилитации;
отказ ребенка-инвалида, его родителя (законного представителя) от реализации услуги по комплексной реабилитации и абилитации в целом;
неоказание услуги по комплексной реабилитации и абилитации организацией (федеральным учреждением);
другие причины неэффективности услуги по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
8. Сведения о результатах оценки учреждениями МСЭ эффективности оказания услуги по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (рекомендуемый образец приведен в приложении к Методике) (далее - сведения о результатах оценки) формируются в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" <4>, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения МСЭ либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - Единая цифровая платформа).
9. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации предоставляется доступ к сведениям о результатах оценки с использованием Единой цифровой платформы в целях осуществления мониторинга за ходом реализации пилотного проекта <5>.
--------------------------------
<5> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 сентября 2025 г. N 525н "Об утверждении Порядка организации и проведения мониторинга реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2025 г., регистрационный N 83876). Действует по 31 декабря 2027 г.
Приложение
к методике оценки эффективности
оказания услуг по комплексной
реабилитации и абилитации детей-инвалидов,
осуществляемой главными бюро
медико-социальной экспертизы пилотных
регионов, включающей форму оценки,
утвержденной приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 11 ноября 2025 г. N 638н
Рекомендуемый образец
Критерии оценки эффективности оказания услуги по комплексной реабилитации и абилитации, оказанной ребенку-инвалиду
Оценка эффективности услуги по комплексной реабилитации и абилитации, оказанной ребенку-инвалиду
2 балла
1 балл
0 баллов
23.1.
Полнота (объем) реализованных мероприятий, составляющих услугу по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Мероприятия ребенку-инвалиду реализованы в полном объеме, предусмотренном стандартом <3>
Мероприятия ребенку-инвалиду реализованы не в полном объеме, предусмотренном стандартом (уменьшение количества мероприятий по одному из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе за счет увеличения мероприятий по другому основному направлению комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов)
Мероприятия ребенку-инвалиду не реализованы по одному из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, предусмотренных стандартом
23.1.1.
![]()
23.1.2.
![]()
23.1.3.
![]()
23.2.
Количество полученных мероприятий (объем мероприятий)
Ребенком-инвалидом получено 120 мероприятий, предусмотренных стандартом
Ребенком-инвалидом получено от 60 до 119 мероприятий, предусмотренных стандартом
Ребенком-инвалидом получено менее 60 мероприятий, предусмотренных стандартом
23.2.1.
![]()
23.2.2.
![]()
23.2.3.
![]()
23.3.
Реабилитационный эффект от полученных мероприятий
Реабилитационный эффект от полученных мероприятий высокий
Реабилитационный эффект от полученных мероприятий удовлетворительный или незначительный
Реабилитационный эффект от полученных мероприятий отсутствует
23.3.1.
![]()
23.3.2.
![]()
23.3.3.
![]()
23.4.
Повышение уровня родительской компетенции после реализации мероприятий, предназначенных для родителей (законных представителей) ребенка-инвалида
Мероприятия родителю (законному представителю) ребенка-инвалида реализованы в полном объеме, предусмотренном стандартом
Мероприятия родителю (законному представителю) ребенка-инвалида реализованы не в полном объеме, предусмотренном стандартом
Мероприятия родителю (законному представителю) ребенка-инвалида не реализовывались
23.4.1.
![]()
23.4.2.
![]()
23.4.3.
![]()
23.5.
Общий балл
23.6.
Результаты оценки эффективности оказания услуги по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
23.6.1 Эффективна ![]()
23.6.2 Не эффективна ![]()
N п/п
Результаты анализа причин неэффективности услуги по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
24.1.
Нерегулярность реализации ребенку-инвалиду мероприятий, входящих в состав услуги по комплексной реабилитации и абилитации (по состоянию здоровья)
![]()
24.2.
Отказ ребенка-инвалида, его родителя (законного представителя) от реализации того или иного вида, формы и объема мероприятий, входящих в состав услуги по комплексной реабилитации и абилитации
![]()
24.3.
Отказ ребенка-инвалида, его родителя (законного представителя) от реализации услуги по комплексной реабилитации и абилитации в целом
![]()
24.4.
Неоказание услуги по комплексной реабилитации и абилитации организацией (федеральным учреждением)
![]()
24.5.
Другие причины неэффективности услуги по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (указать):
![]()
--------------------------------
<1> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 374н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2025 г., регистрационный N 79273).
<2> Абзац третий пункта 4 Правил реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339 (далее - Правила).
<3> Подпункт "в" пункта 9 Правил (далее - стандарт).