Приказ Минтруда России от 28.07.2023 N 605н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 июля 2023 г. N 605н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ
В соответствии с частью четвертой статьи 20.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:
Утвердить примерный порядок организации социальной занятости инвалидов согласно приложению к настоящему приказу.
Врио Министра
А.Н.ПУДОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 июля 2023 г. N 605н
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ
1. Настоящий примерный порядок устанавливает правила организации в субъектах Российской Федерации социальной занятости инвалидов, не занятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
2. Социальная занятость инвалидов трудоспособного возраста не предполагает осуществление трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения, направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества и осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
3. Организации, уполномоченные на осуществление деятельности по социальной занятости инвалидов, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные организации).
К уполномоченным организациям могут быть отнесены в том числе реабилитационные организации, организации системы социальной защиты и социального обслуживания, а также организации, осуществляющие деятельность по сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, которые могут предоставлять инвалидам услуги по социальной занятости по месту предоставления услуг по сопровождаемой трудовой деятельности.
4. В уполномоченных организациях в целях организации социальной занятости инвалидов обеспечивается:
а) оценка способности инвалида (ребенка-инвалида в возрасте 14 лет и старше), имеющего в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы <1>, заключение об установлении ему 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, осуществлять несложные (простые) виды деятельности исключительно со значительной помощью других лиц и определения нуждаемости такого инвалида в организации социальной занятости;
--------------------------------
<1> Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 545н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный N 74506).
Несложные (простые) виды деятельности не требуют получения специального образования, а их выполнение обеспечивается путем обучения элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения простых целенаправленных действий со значительной помощью других лиц;
б) организация структурных подразделений (далее - мастерские) для обеспечения обучения инвалидов, нуждающихся в организации социальной занятости, элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), соответствующим способностям инвалидов и не требующим получения специального образования, и их участия в выполнении несложных (простых) видов труда со значительной помощью других лиц.
В мастерских одновременно может реализовываться социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность.
5. Основанием для рассмотрения вопроса об организации социальной занятости является поданное инвалидом или его законным представителем в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальной занятости с указанием предпочтений по организации социальной занятости либо обращение в интересах инвалида иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
6. Реализация социальной занятости инвалидов осуществляется в три этапа:
а) на первом этапе определяется нуждаемость инвалида в организации социальной занятости, оцениваются навыки инвалида (социально-коммуникативные, гигиенические, двигательные, бытовые), его способности и предпочтения к труду и социальному взаимодействию. В этих целях создаются условия для ознакомительного (пробного) участия инвалида в различных производственных процессах, подбираются доступные для инвалида несложные (простые) виды труда (трудовые операции) в соответствии с его способностями и предпочтениями;
б) на втором этапе осуществляется индивидуальное обучение инвалида элементарным навыкам и умениям, необходимым для выполнения подобранного вида деятельности, норм и правил взаимоотношений, социального взаимодействия участников социальной занятости, социально-средовая ориентация в условиях выбранной мастерской, формирование мотивации к участию в труде;
в) на третьем этапе создаются условия для адаптации инвалида к осуществлению деятельности в рамках социальной занятости, включающие в том числе:
предоставление постоянной помощи других лиц для выполнения подобранных видов деятельности;
социально-психологическое сопровождение, предусматривающее содействие в межличностной коммуникации, основы эффективного общения (диалогическая форма общения); в выполнении доступных социальных ролей (профессиональных, общественных); в соблюдении морально-этических норм, норм общественной морали и правил современного общества;
организацию отдыха;
персональную помощь в осуществлении действий (участия в действиях) по передвижению, самообслуживанию, соблюдению санитарно-гигиенических правил, получению информации, ориентации и коммуникации.
7. Для инвалидов, имеющих выраженные затруднения в выполнении несложных (простых) видов труда со значительной помощью других лиц, организуются несложные (простые) виды развивающей (целенаправленной) деятельности путем моделирования бытовых и социальных ситуаций, участие инвалидов в которых способствует развитию и поддержанию коммуникативных, гигиенических, двигательных, бытовых и трудовых навыков, навыков принятия решений и их исполнения.
Подбор видов деятельности для таких инвалидов с их участием, в том числе в каком-либо производственном процессе, осуществляется с учетом динамики состояния здоровья и способности участвовать в социальной занятости.
8. При реализации социальной занятости могут предоставляться в том числе следующие услуги:
а) услуги, направленные на определение нуждаемости инвалидов в организации социальной занятости, на подбор подходящих инвалидам несложных (простых) видов труда;
б) услуги, направленные на обучение инвалидов навыкам, необходимым для выполнения трудовых действий, правилам трудового распорядка, нормам труда и социального взаимодействия;
в) услуги, направленные на организацию доступных для инвалидов производственных процессов с несложными (простыми) видами труда, на адаптацию рабочих мест для участия инвалидов в производственных процессах и на обеспечение доступных для инвалидов трудовых обязанностей;
г) услуги, направленные на организацию несложных (простых) видов развивающей (целенаправленной) деятельности для инвалидов, имеющих выраженные затруднения в участии в труде с помощью других лиц;
д) услуги, направленные на организацию социального взаимодействия участников социальной занятости, а также на организацию их отдыха (перерывов) во время социальной занятости;
е) услуги, обеспечивающие участие инвалидов в социальной занятости, включая социально-психологическое, социально-педагогическое сопровождение и ассистивные услуги по персональной помощи инвалидам в передвижении, получении информации, в ориентации и коммуникации;
ж) услуги, обеспечивающие уход за инвалидами во время их участия в социальной занятости (помощь при одевании и раздевании, смене абсорбирующего белья, приеме пищи, питья и других гигиенических процедурах);
з) услуги по сопровождению передвижения инвалидов от места жительства к месту участия в социальной занятости и обратно.
9. Информация о предоставленных инвалидам услугах в рамках реализации социальной занятости уполномоченной организацией фиксируется в документах, определяемых высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
10. Организация социальной занятости инвалидов осуществляется на межведомственной основе при взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в связи с реализацией ими полномочий в сфере социальной занятости инвалидов и уполномоченных организаций, предоставляющих услуги по социальной занятости инвалидов, при наличии технической возможности.
11. Межведомственное взаимодействие при организации социальной занятости осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в связи с реализацией ими полномочий в сфере социальной занятости инвалидов и уполномоченных организаций, предоставляющих услуги по социальной занятости инвалидов, с определением механизма и порядка такого взаимодействия в интересах инвалида, утверждаемого высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
При определении механизма и порядка межведомственного взаимодействия при организации социальной занятости устанавливается:
а) перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;
б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет организацию и координацию межведомственного взаимодействия в субъекте Российской Федерации;
в) участников межведомственного взаимодействия - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, реализующие полномочия в сфере социальной занятости инвалидов, и уполномоченные организации, предоставляющие услуги по социальной занятости инвалидов;
г) виды деятельности, осуществляемые участниками межведомственного взаимодействия;
д) состав документов и (или) информацию, необходимую для передачи в рамках межведомственного взаимодействия в целях оказания услуг по социальной занятости;
е) сроки подготовки и направления межведомственного запроса о представлении документов и (или) информации, запрашиваемых участниками межведомственного взаимодействия, и ответа на данный запрос;
ж) последовательность имеющих конечный результат действий, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг по социальной занятости.
12. При организации социальной занятости соблюдается:
а) доступность социальной занятости для инвалидов, в том числе организация доступной для инвалидов среды и приближенность к месту проживания инвалидов организаций, реализующих социальную занятость, с учетом их транспортной доступности для инвалидов;
б) свобода инвалида в выборе видов деятельности в рамках социальной занятости и организаций, реализующих социальную занятость;
в) ориентация социальной занятости на развитие способностей инвалидов участвовать в продуктивной деятельности в целях социальной адаптации и вовлечения в жизнь общества;
г) ориентация на производство востребованных обществом продукции и услуг и на их реализацию;
д) регулярный характер участия инвалидов в социальной занятости;
е) информирование инвалидов о возможности участия в социальной занятости, в том числе при обращении за социальными услугами.