Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минтруда России от 11.02.2025 N 57

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 февраля 2025 г. N 57

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОВЫШЕНИЮ

РОЖДАЕМОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ СОФИНАНСИРОВАНИЮ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В целях реализации пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского уровня, в целях со финансирования региональных программ по повышению рождаемости в таких субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 8(10) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, приказываю:

Утвердить методические рекомендации по реализации мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, подлежащих софинансированию из федерального бюджета, согласно приложению к настоящему приказу.

Министр

А.КОТЯКОВ

Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 11 февраля 2025 г. N 57

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОВЫШЕНИЮ

РОЖДАЕМОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ СОФИНАНСИРОВАНИЮ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи исполнительным органам субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий региональных программ, подлежащих софинансированию в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского уровня, в целях софинансирования региональных программ по повышению рождаемости в таких субъектах Российской Федерации, предусмотренными приложением N 8(10) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 (далее соответственно - методические рекомендации, мероприятия, Правила, субсидия, региональные программы).

2. В соответствии с пунктом 2 Правил мероприятия, включаемые в региональные программы, определяются субъектом Российской Федерации самостоятельно в рамках следующего перечня мероприятий:

а) развитие инфраструктуры и сервисов:

создание в вузах групп кратковременного пребывания, комнат матери и ребенка для детей до 3 лет из студенческих семей, где оба или один родитель обучаются в учебном заведении по очной форме обучения;

создание в женских консультациях служб, обеспечивающих подготовку семьи к рождению ребенка, патронаж в решении жизненных ситуаций с привлечением всех инструментов поддержки семьи, в том числе в целях профилактики негативного выбора при беременности;

обеспечение бесплатного прохождения подготовительного этапа программы экстракорпорального оплодотворения, включающего необходимые генетические и гормональные исследования, дополнительные обследования, не предусмотренные системой обязательного медицинского страхования;

создание пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденных (коляски, кроватки, пеленальные столики и др.) для студенческих, молодых семей, одиноких матерей, иных категорий нуждающихся семей в соответствии с критериями, установленными субъектом Российской Федерации;

организация кратковременного присмотра и ухода за детьми до 3 лет в организациях социального обслуживания, а также на дому - "социальная няня" для студенческих, многодетных семей, иных категорий в соответствии с критериями, установленными субъектом Российской Федерации;

компенсация не менее 50 процентов стоимости обучения в организациях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования одного из детей многодетной семьи при рождении третьего или последующих детей;

б) выплаты при беременности и рождении (перечисленные выплаты не учитываются при расчете среднедушевого дохода при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (единого пособия):

единовременная выплата в размере не менее 300 тыс. рублей при рождении начиная с 1 января 2025 г. третьего или последующих детей в молодой семье;

единовременная выплата в размере не менее 100 тыс. рублей при постановке на учет по беременности женщине начиная с 1 января 2025 г., обучающейся по очной форме обучения;

в) улучшение жилищных условий:

увеличение до 1 млн. рублей (плюс 550 тыс. рублей) размера выплаты на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в отношении семей, в которых начиная с 1 января 2025 г. родился третий ребенок или последующие дети;

предоставление молодой семье с детьми компенсации стоимости найма жилого помещения в размере не менее половины фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. первого ребенка до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет; оплата не менее 75 процентов фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. второго и последующих детей до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет. Компенсация осуществляется при отсутствии у супругов в собственности жилого помещения, пригодного к проживанию, в населенном пункте проживания такой семьи.

3. Порядок и условия предоставления выбранных мероприятий субъектам Российской Федерации рекомендуется утверждать с учетом методических рекомендаций.

4. Мероприятия в виде компенсаций или выплат, указанные в абзаце седьмом подпункта "а", подпунктах "б" и "в" пункта 2 методических рекомендаций, рекомендуется предоставлять в том же финансовом году, в котором было подано заявление об их назначении.

5. При определении порядка и условий осуществления мероприятий не рекомендуется существенно изменять условия их предоставления, указанные в пункте 2 методических рекомендаций, в частности: снижать предельный возраст получателей меры поддержки, уменьшать объем предоставляемых гражданам мер социальной поддержки, вводить критерии нуждаемости в зависимости от доходов граждан, ограничивать круг организаций, в рамках взаимодействия с которыми предоставляются меры поддержки.

6. При определении порядка и условий реализации мероприятий рекомендуется руководствоваться принципами Социального казначейства, исключающими необходимость истребования у граждан сведений, доступных в государственных информационных системах.

7. В случае если размер расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации выбранных мероприятий, превышает размер субсидии из федерального бюджета, то источником дополнительного финансового обеспечения реализации мероприятия является региональный бюджет.

II. Рекомендации по реализации мероприятий

региональных программ

1. Создание в вузах групп кратковременного пребывания, комнат матери и ребенка для детей до 3 лет из студенческих семей, где оба или один родитель обучаются в учебном заведении по очной форме обучения.

С целью обеспечения единых организационных и методических условий открытия групп кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребенка для студенческих семей и общих подходов к их функционированию рекомендуется руководствоваться Методическими рекомендациями по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования, утвержденными заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой от 21 сентября 2023 г. (далее - рекомендации).

Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций высшего образования для использования при планировании и организации работы по созданию и функционированию в таких организациях групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей.

В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть направлены на следующие цели:

приобретение детской мебели, оборудования;

приобретение мягкого инвентаря, развивающих игрушек, игр, детских книг;

изготовление и (или) приобретение информационных, справочных, методических материалов, включая плакаты, наглядные пособия, видеоматериалы;

организацию деятельности школ молодых родителей;

оплата услуг работников, осуществляющих присмотр и уход за детьми, привлеченных по соглашению из организации социального обслуживания, социально-ориентированной некоммерческой организации, осуществляющих деятельность на территории образовательной организации (далее соответственно - привлеченные работники, организации);

оплата прохождения обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра (обследования) в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - приказ N 29н);

оплата обучения привлеченного работника в соответствии с требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом "Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 769н.

Заработную плату привлеченного работника, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты рекомендуется устанавливать в соответствии со штатным расписанием организации, из которой он был привлечен.

Рекомендуется установить бесплатное предоставление услуг в рамках указанного мероприятия.

В целях повышения осведомленности студентов, педагогов и других сотрудников образовательной организации об открытии групп кратковременного пребывания детей и комнат для матерей и детей рекомендуется разместить соответствующую информацию на информационных ресурсах образовательной организации.

2. Создание в женских консультациях служб, обеспечивающих подготовку семьи к рождению ребенка, патронаж в решении жизненных ситуаций с привлечением всех инструментов поддержки семьи, в том числе в целях профилактики негативного выбора при беременности.

Службу, обеспечивающую подготовку семьи к рождению ребенка, патронаж в решении жизненных ситуаций с привлечением всех мер поддержки семьи, в том числе в целях формирования положительных репродуктивных установок у женщин в ситуации репродуктивного выбора и трудной жизненной ситуации (далее - служба), рекомендуется создавать в женской консультации, работающей в соответствии с Правилами организации деятельности женской консультации, рекомендуемыми штатными нормативами и стандартами ее оснащения, определенными приложениями N 1 - 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 113 Он.

Службу рекомендуется создавать на функциональной основе, на базе следующих структурных подразделений женской консультации:

кабинета медико-социальной помощи женской консультации;

Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

кабинета по работе с женщинами и семьями, желающими иметь детей;

иных структурных подразделений медицинской организации по решению руководителя.

Функциями службы являются:

обеспечение взаимодействия с организациями социальной защиты, социального обслуживания субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, службами занятости, иными организациями, реализующими мероприятия по комплексной поддержке женщин и семей, желающих иметь детей, женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, включая женщин обратившихся в медицинские организации для прерывания беременности, в трудной жизненной ситуации;

проведение мониторинга оказания правовой, психологической и медико-социальной помощи в разрезе проведенных для таких женщин мероприятий по предоставлению адресной помощи женщинам и семьям, в том числе направленных на профилактику прерывания беременности, включая мероприятия по установлению причины, приведшей к желанию беременной женщины прервать беременность;

оценка эффективности такой помощи.

В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть направлены на следующие цели:

изготовление и (или) приобретение информационных, справочных, методических материалов, включая плакаты, наглядные пособия, видеоматериалы, а также тренажеров, манекенов, игрового оборудования;

оплата услуг работников, предоставляющих правовую, психологическую, социальную помощь, привлеченных по соглашению из организации социального обслуживания, социально-ориентированной некоммерческой организации, осуществляющих деятельность на территории медицинской организации;

организация деятельности школ по охране репродуктивного здоровья, для беременных, проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка, обучения по вопросам грудного вскармливания.

Функциями работников службы являются:

консультирование женщин, желающих иметь детей или женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора, по вопросам, касающимся доступных мер социальной поддержки, социальных услуг, условий их предоставления и получения;

помощь по вопросам подачи и (или) оформления заявления и необходимых документов для признания нуждающимся в социальном обслуживании.

Целевые группы граждан, помощь которым оказывается службой, а также конкретный перечень мероприятий, реализуемых с учетом их жизненной ситуации, на которые направляются средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, рекомендуется определять субъектам Российской Федерации с учетом методических рекомендаций.

3. Обеспечение бесплатного прохождения подготовительного этапа программы экстракорпорального оплодотворения, включающего необходимые генетические и гормональные исследования, дополнительные обследования, не предусмотренные системой обязательного медицинского страхования.

В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации рекомендуется направлять на компенсацию оплаты медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями на основе клинических рекомендаций при лечении женского и мужского бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

К вышеуказанным услугам рекомендуется отнести проведение следующих исследований (далее - исследования):

медико-генетические исследования у супружеских пар по диагностике носительства хромосомных аномалий (кариотипирование, включая молекулярное кариотипирование), моногенных заболеваний, включая заболевания, сцепленные с полом (полноэкзомное секвенирование, ПЦР-диагностика);

преимплантационное генетическое тестирование эмбрионов на моногенные заболевания и структурные хромосомные перестройки у пар - носителей генных мутаций и хромосомных перестроек (муковисцидоз, врожденная нейросенсорная тугоухость, миодистрофия Дюшенна и другие орфанные заболевания);

преимплантационное генетическое тестирование эмбрионов на анеуплоидии для женщин позднего репродуктивного возраста, мужском факторе бесплодия;

лабораторные гормональные исследования: исследование уровня антимюллерова гормона в крови;

иные лабораторные исследования в соответствии с клиническими рекомендациями.

Средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены в качестве компенсации расходов медицинским организациям на предоставление медицинских услуг по проведению генетических и гормональных исследований, дополнительных обследований, не предусмотренных базовой программой ОМС.

При реализации указанного мероприятия субъектам Российской Федерации рекомендуется утвердить Перечень исследований, а также Перечень медицинских организаций, осуществляющих проведение исследований на территории субъекта Российской Федерации, которым предоставляется компенсация в рамках указанного мероприятия.

4. Создание пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденных (коляски, кроватки, пеленальные столики и др.) для студенческих, молодых семей, одиноких матерей, иных категорий нуждающихся семей в соответствии с критериями, установленными субъектом Российской Федерации.

Пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных (далее - пункты проката, предметы) являются функциональными подразделениями государственных или негосударственных организаций социального обслуживания, иных организаций социальной сферы.

Пункт проката рекомендуется расположить в районе с хорошей транспортной доступностью (вблизи жилых районов, торговых центров или медицинских учреждений).

При введении данного мероприятия субъектам Российской Федерации рекомендуется установить порядок организации работы пункта проката, включая категории граждан, которые могут воспользоваться услугами пункта проката, предельный возраст детей, перечень предметов пункта проката, а также условия предоставления предметов в прокат.

В состав граждан, которые могут воспользоваться услугами проката, рекомендуется включить следующие категории:

женщины с детьми в возрасте до 1,5 лет, не состоящие в браке;

семьи с детьми в возрасте до 1,5 лет, где один или оба супруга обучаются по очной форме обучения;

многодетные семьи с детьми в возрасте до 1,5 лет;

семьи с детьми-инвалидами, имеющие в своем составе детей в возрасте до 1,5 лет;

малоимущие семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие в своем составе детей в возрасте до 1,5 лет.

В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть направлены на следующие цели:

проведение санитарной обработки, дезинфекции предметов перед выдачей гражданам (при необходимости);

организацию услуги бесплатной доставки предметов семьям на дом;

изготовление и (или) приобретение информационных, справочных, методических материалов, включая плакаты, наглядные пособия, видеоматериалы;

закупку детской мебели, развивающего оборудования для детей, в том числе следующих предметов:

коляска для новорожденного;

детская коляска-трансформер;

детская коляска-трансформер для близнецов;

детская прогулочная коляска;

детская прогулочная коляска для близнецов;

кроватка для новорожденного с матрасом;

пеленальный столик;

детский стул для кормления ребенка;

ванна для купания новорожденного;

детский манеж;

ходунки детские;

автолюлька;

автокресло для ребенка с шести месяцев;

весы детские электронные для взвешивания новорожденных;

шезлонг для новорожденного;

видеоняня.

Перечень предметов пункта проката до его утверждения субъектом Российской Федерации рекомендуется направлять на согласование в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

5. Организация кратковременного присмотра и ухода за детьми до 3 лет в организациях социального обслуживания, а также на дому - "социальная няня" для студенческих, многодетных семей, иных категорий в соответствии с критериями, установленными субъектом Российской Федерации.

Социальная услуга по организации кратковременного присмотра и ухода за детьми до 3 лет (далее - Услуга) оказывается работниками организаций социального обслуживания или работниками негосударственной организации (далее - СОНКО) - поставщика социальных услуг (далее - работники) в помещении организации социального обслуживания или СОНКО.

Услугу рекомендуется предоставлять гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании. В этом случае для гражданина составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которой указывается объем, периодичность, условия, сроки предоставления Услуги. Услуга может предоставляться как на дому, так и в организации социального обслуживания или СОНКО.

При введении Услуги субъектам Российской Федерации рекомендуется устанавливать условия предоставления и категории семей-получателей Услуги.

В число граждан, которые могут воспользоваться Услугой, рекомендуется включить следующие категории:

женщины с детьми в возрасте до 3 лет, не состоящие в браке;

семьи с детьми в возрасте до 3 лет, где один или оба супруга обучаются по очной форме обучения;

многодетные семьи с детьми в возрасте до 3 лет;

семьи с детьми-инвалидами, имеющие в своем составе детей в возрасте до 3 лет;

малоимущие семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие в своем составе детей в возрасте до 3 лет.

Кратковременный присмотр рекомендуется осуществлять няне (работнику по присмотру и уходу за детьми), социальному работнику или психологу в социальной сфере, владеющими необходимыми компетенциями, подтвержденными соответствующими документами.

Услугу рекомендуется оказывать в рамках требований следующих профессиональных стандартов:

профессионального стандарта "Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 769н;

профессионального стандарта "Социальный работник", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 354н;

профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. N 716н.

Работникам рекомендуется:

проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) в соответствии с требованиями, установленными приказом N 29н;

иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о допуске к работе, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, а также (при необходимости) о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. N 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа".

Работникам рекомендуется быть привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Услугу на дому рекомендуется предоставлять от 2 до 5 раз в неделю продолжительностью от 2 до 6 часов в день.

Услугу на дому рекомендуется оказывать с учетом состояния здоровья, возраста и текущих потребностей ребенка в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и условий индивидуальной программы реабилитации инвалида (если кратковременный присмотр осуществляется за ребенком-инвалидом).

Ответственность за качество питания ребенка, если кормление предусмотрено индивидуальной программой предоставления социальных услуг, несут родители (законные представители) ребенка или их доверенные лица.

Услугу рекомендуется предоставлять в оборудованном для этих целей помещении организации социального обслуживания или СОНКО, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности, без предоставления питания, продолжительностью до четырех часов в день.

В организацию социального обслуживания или СОНКО в целях предоставления Услуги рекомендуется принимать детей без визуальных признаков заболеваний. При приеме ребенка рекомендуется присутствие медицинского работника организации социального обслуживания или СОНКО.

При необходимости кормление детей может осуществляться родителями (законными представителями) ребенка самостоятельно или доверенными лицами. Ответственность за качество питания ребенка при предоставлении услуги в организации социального обслуживания лежит на родителях (законных представителях) ребенка или их доверенных лицах.

Рекомендуется вести журнал учета поступления детей в организацию социального обслуживания, в котором указывается дата и время поступления и ухода ребенка, фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка, фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) или доверенного лица, номер документа, удостоверяющего личность, и контактный телефон родителя (законного представителя) или доверенных лиц, воспользовавшихся Услугой.

При выявлении признаков заболеваний у детей в период нахождения в организации социального обслуживания или СОНКО рекомендуется изолировать ребенка от других детей в специально выделенное для изоляции место, при необходимости оказать первую помощь и незамедлительно проинформировать родителей (законных представителей) или доверенных лиц, оставивших ребенка в группе кратковременного пребывания детей. Во время изоляции и ожидания прихода родителей с ребенком находится медицинский работник организации социального обслуживания или СОНКО.

В рамках оказания Услуги работник осуществляет:

присмотр за ребенком с целью обеспечения его безопасности в период отсутствия родителя (родителей), в том числе в период его взаимодействия с другими детьми, получающими Услугу;

проведение режимных процессов, в том числе гигиенических процедур (умывание, одевание, раздевание, туалет);

наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка во время игр, режимных процессов;

досуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

проведение подвижных, развивающих игр в помещении и на свежем воздухе (в случае принятия такого решения, в соответствии с временем года и погодными условиями).

В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть направлены на следующие цели:

выплату заработной платы работникам организации социального обслуживания, оказывающим Услугу, а также на оплату прохождения обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра (обследования) и обучение работника в соответствии с требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом.

приобретение детской мебели, оборудования;

приобретение мягкого инвентаря, развивающих игрушек, игр, детских книг;

приобретение видеоняни для организации наблюдения родителей во время оказания Услуги на дому;

изготовление и (или) приобретение информационных, справочных, методических материалов, включая плакаты, наглядные пособия, видеоматериалы;

организацию деятельности школ молодых родителей.

Заработную плату работника, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты рекомендуется устанавливать в соответствии со штатным расписанием организации социального обслуживания или СОНКО.

6. Компенсация не менее 50 процентов стоимости обучения в организациях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования одного из детей многодетной семьи при рождении третьего или последующих детей.

Компенсацию не менее 50 процентов стоимости обучения в организациях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования одного из детей многодетной семьи при рождении третьего или последующих детей (далее - компенсация) рекомендуется предоставлять семьям, имеющим статус многодетной семьи на момент обращения за компенсацией.

При введении компенсации субъектам Российской Федерации рекомендуется определить порядок и условия выплаты компенсации.

В рамках реализации данного мероприятия органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется направлять на предоставление компенсации на одного ребенка из многодетной семьи, обучающегося в организациях среднего профессионального и высшего образования, включая программы бакалавриата, магистратуры, ординатуры, аспирантуры и интернатуры на весь период обучения ребенка.

Компенсацию рекомендуется предоставлять при условии, что один из детей в многодетной семье на момент подачи заявления на выплату компенсации является обучающимся.

Компенсацию рекомендуется предоставлять при обучении в том числе в филиалах организаций среднего профессионального образования и высшего образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Право на получение компенсации предоставляется лицу, заключившему договор об оказании платных образовательных услуг с образовательной организацией, при этом фактическая оплата услуг может производиться членом семьи лица, заключившего такой договор.

Заявление на предоставление компенсации может быть подано однократно за весь период обучения.

Компенсация выплачивается многодетной семье на основании договора о получении платных образовательных услуг (или его заверенной копии) между членом многодетной семьи, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями), и образовательной организацией, справки из образовательного учреждения, подтверждающей факт обучения члена семьи, платежных документов, подтверждающих оплату обучения (чеки, квитанции, банковские выписки).

Справку из образовательного учреждения, подтверждающую факт обучения члена многодетной семьи, рекомендуется предоставлять в орган социальной защиты субъекта Российской Федерации не реже 1 раза в полугодие.

Субъектом Российской Федерации может быть установлена периодичность выплаты компенсации 1 раз в полугодие или 1 раз в год в зависимости от периодичности оплаты образовательных услуг многодетной семьей.

7. Единовременная выплата в размере не менее 300 тыс. рублей при рождении начиная с 1 января 2025 г. третьего или последующих детей в молодой семье.

Право на единовременную выплату в размере 300 тыс. рублей при рождении начиная с 1 января 2025 г. третьего или последующих детей в молодой семье (далее - выплата в размере 300 тыс. рублей) имеют молодые семьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ) молодой семьей являются лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 489-ФЗ).

В целях методических рекомендаций под единственным родителем понимается родитель ребенка в случае, если в записи акта о рождении ребенка отсутствуют сведения о втором родителе ребенка, сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, второй родитель ребенка умер, второй родитель ребенка признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.

При введении выплаты в 300 тыс. рублей субъектам Российской Федерации рекомендуется установить порядок и условия ее предоставления.

Субъекты Российской Федерации могут определить территорию предоставления выплаты (городские, сельские территории, отдельные муниципальные образования и др.) в целях учета специфики отдельных территорий, их демографического потенциала.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется определить перечень категорий получателей выплаты.

Субъектам Российской Федерации не рекомендуется устанавливать критерии отбора заявителей, имеющих право на указанную выплату, в зависимости от уровня их дохода.

Выплату рекомендуется предоставлять на каждого третьего или последующего ребенка в семье, в том числе на каждого из детей в случае одновременного рождения двоих и более детей.

8. Единовременная выплата в размере не менее 100 тыс. рублей при постановке на учет по беременности женщине начиная с 1 января 2025 г., обучающейся по очной форме обучения.

Единовременную выплату в размере не менее 100 тыс. рублей при постановке на учет по беременности женщине начиная с 1 января 2025 г., обучающейся по очной форме обучения (далее - единовременная выплата) рекомендуется предоставлять женщине (законному представителю), обучающейся на платной или бесплатной основе по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования или в организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования, а также по программам профессионального обучения, за исключением программ переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Выплата осуществляется также женщине, находящейся в академическом отпуске.

При введении единовременной выплаты субъектам Российской Федерации рекомендуется установить порядок и условия ее предоставления.

Право на выплату возникает у женщины (законного представителя), начиная с 1 января 2025 г., которая на момент подачи заявления находится на учете по беременности в медицинской организации.

Выплата беременной женщине назначается при ее обращении с заявлением о предоставлении выплаты, а осуществляется при достижении двенадцатой недели беременности. Заявление о предоставлении выплаты может быть подано женщиной начиная с 1 января 2025 г. при условиях ее нахождения к этому времени на учете по беременности, до срока родоразрешения.

Выплата не осуществляется в случае обращения за ней после родоразрешения.

Субъектом Российской Федерации может быть установлен предельный срок для обращения за выплатой, но не менее 3 месяцев со дня постановки на учет по беременности в медицинской организации.

Субъекты Российской Федерации могут принять решение об увеличении размера выплаты беременной женщине, а также определить территории предоставления выплаты (городские, сельские территории, отдельные муниципальные образования и др.) в целях учета специфики отдельных территорий, их демографического потенциала.

Субъектам Российской Федерации не рекомендуется устанавливать критерии отбора заявителей, имеющих право на указанную выплату, в зависимости от уровня их дохода.

9. Увеличение до 1 млн. рублей (плюс 550 тыс. рублей) размера выплаты на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в отношении семей, в которых начиная с 1 января 2025 г. родился третий ребенок или последующие дети.

Право на увеличение до 1 млн. рублей (плюс 550 тыс. рублей) размера выплаты на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - выплата в размере 550 тыс. рублей) имеют семьи, в которых начиная с 1 января 2025 г. родился третий ребенок или последующие дети.

При введении выплаты в размере 550 тыс. рублей субъектам Российской Федерации порядок и условия ее предоставления.

Выплата в размере 550 тыс. рублей из бюджета субъекта Российской Федерации, софинансируемая из федерального бюджета в рамках субсидии, предоставляется в дополнение к выплате в размере 450 тыс. рублей - из федерального бюджета в соответствии с частью четвертой статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Оператором выплаты в размере 550 тыс. рублей является АО "ДОМ.РФ".

Выплату в размере 550 тыс. рублей рекомендуется предоставлять однократно в отношении только одного ипотечного жилищного кредита (займа), путем полного или частичного погашения обязательств по данному ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере его задолженности, оставшейся после реализации федеральной меры поддержки, а в случае, если такая задолженность меньше 550 тыс. рублей, оставшиеся средства рекомендуется направлять на погашение процентов, начисленных за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Финансирование выплаты в размере 550 тыс. рублей рекомендуется осуществлять посредством предоставления субъектом Российской Федерации АО "ДОМ.РФ" средств субсидии из регионального бюджета на финансовое обеспечение затрат, возникающих в связи с реализацией меры (осуществления выплат кредиторам) на территории субъекта Российской Федерации.

Типовыми условиями предоставления выплаты в размере 550 тыс. рублей являются:

гражданин (мать или отец ребенка) является заемщиком (поручителем) по ипотечному жилищному кредиту (займу) и им реализовано право на меру государственной поддержки семей, имеющих детей в размере 450 тыс. рублей;

третий ребенок или последующие дети рождены в период с 1 января 2025 г.;

регистрация рождения ребенка на территории субъекта Российской Федерации;

приобретение либо строительство объекта недвижимости за счет заемных средств на территории субъекта Российской Федерации.

10. Предоставление молодой семье с детьми компенсации стоимости найма жилого помещения в размере не менее половины фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. первого ребенка до исполнения ему возраста 3 лет; оплата не менее 75 процентов фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. второго и последующих детей до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет. Компенсация осуществляется при отсутствии у супругов в собственности жилого помещения, пригодного к проживанию, в населенном пункте проживания такой семьи.

Право на предоставление молодой семье с детьми компенсации стоимости найма жилого помещения в размере не менее половины фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. первого ребенка до исполнения ему возраста 3 лет; оплату не менее 75 процентов фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. второго и последующих детей до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет (далее - компенсация стоимости найма) при рождении детей с 1 января 2025 г. имеют семьи, соответствующие требованиям Федерального закона N 489-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 489-ФЗ молодой семьей являются лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 489-ФЗ).

В целях реализации мероприятия под единственным родителем понимается родитель ребенка в случае, если в записи акта о рождении ребенка отсутствуют сведения о втором родителе ребенка, сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, второй родитель ребенка умер, второй родитель ребенка признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим'

Субъектам Российской Федерации рекомендуется определить перечень категорий получателей компенсации стоимости найма.

При введении компенсации стоимости найма субъектам Российской Федерации рекомендуется установить порядок, условия предоставления компенсации стоимости найма, предельную величину компенсации стоимости найма на 1 квадратный метр по договору найма жилого помещения исходя из средней стоимости найма жилого помещения в данном населенном пункте, а также основания для досрочного прекращения компенсации стоимости найма.

Признание жилья непригодным к проживанию осуществляется в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Для предоставления компенсации стоимости найма гражданам не требуется состоять на учете в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Компенсация стоимости найма предоставляется на основе договора аренды жилого помещения, платежных документов, подтверждающих оплату проживания (чеки, квитанции, банковские выписки). Компенсацию стоимости найма рекомендуется перечислять исходя из периодичности оплаты гражданином договора аренды жилого помещения.

В случае если договор аренды жилого помещения заключен на срок более года, он подлежит государственной регистрации. Компенсация стоимости найма назначается на срок аренды жилого помещения, но не более чем до достижения первым ребенком возраста 3 лет, а в случае рождения второго и последующих детей - до достижения младшим ребенком возраста 3 лет.

Рекомендуется не реже 1 раза в полугодие подтверждать факт проживания семьи в арендуемом жилом помещении. Для этого могут быть использованы данные об оплате жилищно-коммунальных услуг в данном жилом помещении, а также иные способы подтверждения факта проживания, установленные субъектом Российской Федерации.

Другие документы по теме
"Об осуществлении Министерством экономического развития Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета и об осуществлении федеральным казенным учреждением "Центр поддержки" бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета"
"О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"
"О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр"
"Об утверждении предварительного национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте