Приказ Минтруда России от 03.03.2023 N 128
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2023 г. N 128
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СНИЖЕНИЯ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ
С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ИЮНЯ 2020 Г. N 326
И ВНЕСЕННЫХ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 августа 2020 г. N 491 "О внесении изменений в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 935 "О внесении изменений в приложение N 3 к Методическим рекомендациям по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326".
Врио Министра
Е.В.МУХТИЯРОВА
Утверждены
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 г. N 128
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СНИЖЕНИЯ ДОЛИ
НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности (далее - региональная программа) для достижения целевых показателей "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", характеризующих исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
2. Региональная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение доли населения с доходами ниже границы бедности.
В региональную программу рекомендуется включать конкретные мероприятия, реализуемые на территории субъекта Российской Федерации, а также соответствующие источники финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц и планируемые результаты от предлагаемых мероприятий.
3. Целью региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и достижение целевых значений показателя "Уровень бедности", отраженных в составе Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план), для двукратного сокращения уровня бедности по сравнению с показателем 2017 года.
4. Ожидаемые результаты реализации региональной программы:
а) построение эффективной системы мер, направленных на вывод граждан из трудной жизненной ситуации (в том числе недопущения перехода низкодоходных групп граждан в категорию малообеспеченных) посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости;
б) достижение в субъектах Российской Федерации к 2030 году целевых значений показателей "Уровень бедности", определенных Единым планом.
Целевое значение показателя "Уровень бедности" в субъекте Российской Федерации определяется в соответствии с Методикой расчета показателя "Уровень бедности" на период до 2030 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год) и на плановый период, составляющий два года, следующие за отчетным периодом, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915", с учетом необходимости обеспечения двукратного снижения уровня бедности по сравнению с фактическим значением показателя в 2017 году.
II. Порядок разработки региональной программы
5. В целях разработки региональных программ субъектами Российской Федерации проводится анализ текущего уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявляются причины и особенности бедности в субъекте Российской Федерации, разрабатываются мероприятия по достижению целевого значения показателя "Уровень бедности".
6. Примерная региональная программа снижения доли населения с доходами ниже границы бедности приведена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
7. Региональная программа разрабатывается на срок до 2030 года включительно.
8. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
9. В региональной программе рекомендуется предусматривать механизм организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ФНС России, Росреестр и т.д.), органов внутренних дел и прокуратуры, территориальных органов Социального фонда России, органов местного самоуправления.
10. Порядок организации межведомственного взаимодействия определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
III. Управление реализацией региональной программы
11. С целью разработки и реализации региональной программы рекомендуется создавать рабочий орган (комиссия, совет, группа и т.д.) под руководством высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа) субъекта Российской Федерации (далее - рабочий орган).
12. Рабочий орган рекомендуется формировать из представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, налоговых органов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений, профессиональных сообществ, общественных организаций и иных заинтересованных организаций.
13. К функциям рабочего органа могут относиться:
анализ текущего уровня жизни населения;
разработка региональной программы с последующей подготовкой изменений (при необходимости);
проведение мониторинга исполнения региональной программы и оценка ее эффективности.
14. Заседания рабочего органа рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
15. Исполнители региональной программы направляют в рабочий орган отчеты о реализации мероприятий региональной программы. К исполнителям региональной программы относятся органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, в чьи задачи входит достижение целевых показателей и реализация мероприятий, предусмотренных региональной программой.
16. Целевые показатели и мероприятия региональной программы разрабатываются на период до 2030 года включительно.
В число используемых целевых показателей региональной программы рекомендуется включать показатели, количественно характеризующие ход ее реализации, решение основных задач и достижение цели региональной программы. Целевые показатели должны характеризовать прогресс в достижении цели и охватывать все существенные аспекты решения задач региональной программы. Выбор целевых показателей должен основываться на принципах соответствия цели и задачам региональной программы, их точности, объективности, сопоставимости, однозначности, достоверности, своевременности и регулярности.
Целевые показатели рекомендуется устанавливать на плановый период (квартал, год) для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из полномочий соответствующих органов.
Для разработки целевых показателей рекомендуется использовать систему показателей, приведенную в разделе I "Целевые показатели для реализации региональной программы" приложения N 1 к Примерной региональной программе снижения доли населения с доходами ниже границы бедности.
В плановых мероприятиях рекомендуется учитывать возможность выделения контрольных событий региональной программы (далее - контрольные события), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения плановых мероприятий.
Детальный план-график реализации региональной программы формируется ежегодно с поквартальной декомпозицией на плановый период. Примерный детальный план-график реализации региональной программы на плановый период приведен в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Для мониторинга достижения целевых показателей в качестве планового периода рекомендуется устанавливать 1 (один) квартал (по форме таблицы 2.1 приложения N 2 к настоящим методическим рекомендациям).
Для мониторинга исполнения мероприятий и контрольных событий в качестве планового периода рекомендуется устанавливать 1 (один) квартал (по форме таблицы 2.2 приложения N 2 к настоящим методическим рекомендациям).
IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей
бедности в субъекте Российской Федерации
17. С целью качественной подготовки целевых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже границы бедности рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих методических рекомендаций.
18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:
а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;
б) оценки взаимосвязи социально-экономической и демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, отраженной через динамику показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, с ожидаемыми результатами по повышению благосостояния населения и снижению уровня бедности;
в) оценки влияния на повышение доходов населения и снижение уровня бедности мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения;
г) анализа данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований с учетом городской и сельской местности;
д) выявления и анализа факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, статус занятости, участие в программах социальной поддержки и др.);
е) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);
ж) оценки особенностей бедности в городской и сельской местностях;
з) данных об уровне бедности среди работающих в разных секторах экономики, среди пенсионеров, а также среди безработных граждан;
и) мер социальной поддержки, в том числе:
классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;
данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;
выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;
данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;
оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;
оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;
к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:
данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;
оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.
19. Измерение глубины бедности в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже границы бедности, оказание помощи которым является приоритетным, рекомендуется проводить по следующей формуле:
,
где:
- глубина бедности;
СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;
ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:
,
где:
ПМтн - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;
ПМп - величина прожиточного минимума для пенсионеров;
ПМд - величина прожиточного минимума для детей;
nтн - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;
nп - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;
nд - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.
Состав малоимущей семьи определяется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Целесообразно определить глубину бедности малоимущих семей или одиноко проживающих граждан и ранжировать получателей социальной помощи по трем группам: очень бедные, бедные, умеренно бедные:
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "очень бедным" в случае если 0 <= <= 0,5;
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "бедным" в случае если 0,5 < <= 0,8;
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "умеренно бедным" в случае если 0,8 < <= 1,0.
Данное ранжирование позволит наиболее эффективно определить количество нуждающихся в социальной поддержке, распределить необходимые объемы мер социальной поддержки на разных уровнях бедности, установить целевые показатели региональной программы.
20. По результатам оценки глубины бедности населения и на основе анализа текущего уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации рабочему органу необходимо выявить причины бедности населения и разрабатывать мероприятия, способствующие устранению выявленных причин.
21. Проведение анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, оценку глубины бедности населения и разработку мероприятий, указанных в пункте 20 настоящих методических рекомендаций, рабочему органу необходимо осуществлять совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к компетенции которого относится полномочие по реализации политики в социальной сфере.
Сбор данных для проведения анализа уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации рекомендуется возложить на территориальные органы социальной защиты населения.
Рекомендуется провести комплексное обучение по применению проактивного принципа в работе сотрудников органов социальной защиты населения (методам выявления бедных, активного поиска граждан, нуждающихся в социальной поддержке, ведению реестра граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, определению действенных мер по выводу из бедности и т.п.).
V. Разработка плановых мероприятий, установление целевых
показателей и ожидаемых результатов
22. Цель региональной программы рекомендуется формулировать в соответствии с целевыми показателями "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" определенными абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа N 474.
23. Задачи региональной программы рекомендуется основывать на цели региональной программы и формулировать с учетом анализа текущей ситуации уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, ранжирования получателей социальной помощи. Задачи выполняются посредством реализации плановых мероприятий.
На выполнение одной задачи региональной программы может быть направлено несколько плановых мероприятий.
24. Направления разработки плановых мероприятий:
а) достижение высоких показателей экономического роста в регионе и повышение уровня жизни населения, включающие:
создание благоприятного климата для предприятий инновационного сектора, которые создают новые высокопроизводительные рабочие места, а также для развития малого бизнеса в регионе;
проведение политики, направленной на эффективную занятость, ориентируемую на создание высокопроизводительных рабочих мест;
создание условий для быстрой смены профессиональной деятельности в условиях меняющегося спроса на рабочую силу (развитие института наставничества и т.д.);
создание условий, направленных на повышение производительности труда и создание новых рабочих мест;
принятие мер для развития сферы услуг и досуга - туризм, культура и др.;
б) совершенствование системы мер социальной поддержки населения, в том числе в малоимущих семьях, имеющих детей, учитывающих выявленную структуру и глубину бедности в субъекте Российской Федерации и направленных на:
повышение эффективности действующих региональных социальных программ с целью роста уровня жизни населения;
принятие конкретных мер по перераспределению финансовых ресурсов субъекта Российской Федерации, муниципальных образований в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;
предоставление средств регионального материнского (семейного) капитала малоимущим семьям на текущие расходы;
привлечение к оказанию адресной социальной помощи дополнительных источников финансирования (развитие благотворительности, социальной работы непосредственно в организациях и др.);
оказание поддержки гражданам, которым отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по причине отсутствия доходов от трудовой, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
поддержка и повышение благосостояния низкодоходных групп граждан, имеющих риски перехода в категорию малообеспеченных;
в) модернизация системы оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Одной из основных задач по преодолению бедности в части оказания социальной помощи является расширение практики социальных контрактов.
Условия социального контракта могут включать:
поиск дополнительного заработка;
совмещение профессий;
дополнительное обучение (курсы повышения квалификации);
профессиональная переориентация;
регистрацию в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости;
оказание содействия в поиске подходящей работы в органах службы занятости;
поиск организаций, которые способствуют трудоустройству несовершеннолетних членов семьи на летний период;
г) социальная адаптация малоимущих граждан.
Необходимо проработать инструменты социальной адаптации малоимущих граждан. К ним можно отнести культурное просвещение, в частности, льготный доступ на культурные мероприятия и объекты (музеи, театры, кинотеатры и т.п.), предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта, оказываемых населению бесплатно, а также на льготных условиях.
25. Разработку плана мероприятий рекомендуется проводить с учетом реализации мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения.
VI. Мониторинг хода реализации региональной программы
26. Рекомендуется осуществлять мониторинг реализации региональной программы. Периодичность проведения мониторинга целевых показателей реализации региональной программы, плановых мероприятий/контрольных событий - ежеквартальная. По результатам мониторинга формируется отчет.
Указанный отчет размещается в разделе "Показатели для реализации Региональной программы" программно-информационного комплекса Минтруда России "Мониторинг плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения" ежеквартально в срок до окончания месяца, следующего за отчетным кварталом.
Примерная форма отчета по результатам мониторинга реализации региональной программы снижения доли населения с доходами ниже границы бедности (квартальная) приведена в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
27. По окончании отчетного периода ответственный исполнитель региональной программы анализирует информацию о достижении установленных значений целевых показателей и выявляет степень достижения целевых показателей.
28. Ежегодно по завершении IV квартала информация о реализации плановых мероприятий и годовая форма реализации региональной программы рекомендуется направлять в Минтруд России не позднее 31 января, следующего за отчетным годом.
29. Положительным результатом реализации региональной программы считается достижение значений целевых показателей региональной программы или улучшение фактических значений над значением целевого показателя.
30. Для выявления степени исполнения плановых мероприятий региональной программы проводится сравнение фактических сроков и результатов реализации плановых мероприятий и контрольных событий региональной программы с ожидаемыми.
31. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном периоде от запланированных в отчете, формируемом по результатам мониторинга, рекомендуется указать аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде фактических значений целевых показателей от плановых, а также в связи с этим изменений плановых значений целевых показателей на предстоящий период;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию региональной программы в отчетном периоде;
исполнения плановых мероприятий/контрольных событий региональной программы в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) плановых мероприятий/контрольных событий региональной программы.
32. Ежегодно по завершении IV квартала ответственным исполнителем региональной программы проводится оценка эффективности реализации региональной программы, по итогам которой отчет рекомендуется направлять в Минтруд России не позднее 1 июня, следующего за отчетным годом. Методика оценки эффективности реализации региональной программы снижения доли населения с доходами ниже границы бедности представлена в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по разработке региональных программ
снижения доли населения с доходами
ниже границы бедности, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 г. N 128
Утверждается нормативным правовым актом
высшего исполнительного органа субъекта
Российской Федерации
ПРИМЕРНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СНИЖЕНИЯ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ
I. Общие положения
1. Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже границы бедности подготовлена в целях обеспечения достижения целевых показателей "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. Общее методическое руководство работой по реализации региональной программы осуществляет Минтруд России.
Свод всей информации по показателям результативности работы, реализации региональной программы осуществляет рабочий орган субъекта Российской Федерации.
II. Цель и задачи
3. Целью региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Данная цель определена абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
4. Достижение цели региональной программы требует решения следующих задач, формируемых субъектами Российской Федерации на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения на группы:
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции;
развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
развитие системы социального контракта;
организация социальной адаптации малоимущих граждан.
III. Анализ текущей ситуации
5. Ситуация с уровнем жизни населения в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими показателями (которые рассматриваются в динамике) <1>.
--------------------------------
<1> Приведен наиболее полный перечень данных. Анализ текущей ситуации проводится на основе доступных данных Росстата, собственных обследований, иных достоверных источников информации, имеющихся в распоряжении. Данные вносятся в региональную программу в соответствии с периодичностью и сроками предоставления официальной статистической информации.
1) Информация о социально-экономическом развитии региона:
валовой региональный продукт, в т.ч. на душу населения;
поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в т.ч. на душу населения;
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
инвестиции в основной капитал, в т.ч. на душу населения;
основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года);
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по видам экономической деятельности, относящимся к промышленному производству);
продукция сельского хозяйства;
оборот розничной торговли, в т.ч. на душу населения;
производительность труда;
численность населения;
естественный и миграционный прирост (убыль) населения;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
доля населения в трудоспособном возрасте;
коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте;
среднегодовая численность занятых;
уровень занятости населения;
численность безработных;
уровень безработицы и уровень зарегистрированной безработицы;
потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения;
коэффициент напряженности на рынке труда;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, в том числе по видам экономической деятельности;
среднедушевые денежные доходы населения;
средний размер назначенных пенсий;
структура денежных доходов населения (удельный вес оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат, доходов от собственности, других доходов, включая "скрытые");
величина прожиточного минимума, в том числе по социально-демографическим группам;
величина границы бедности, в том числе по социально-демографическим группам;
соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума;
соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций с прожиточным минимумом трудоспособного населения;
соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера;
просроченная задолженность по заработной плате, в том числе по видам экономической деятельности.
Данные показатели анализируются в динамике за трехлетний период с обязательным формулированием выводов о взаимосвязи социально-экономической и демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, отраженной через динамику показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, с ожидаемыми результатами по повышению доходов населения и снижению уровня бедности.
2) Анализ мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, в том числе:
информация о мероприятиях с акцентом на их распространение на малоимущее население;
оценка влияния реализуемых мероприятий на повышение доходов населения и снижение уровня бедности и их влияния на обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и сокращение региональной бедности.
Данные мероприятия анализируются в динамике за трехлетний период с обязательным формулированием выводов о влиянии реализации мер на ситуацию с региональной бедностью.
3) Информация о ситуации с бедностью в субъекте Российской Федерации на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, включая:
а) данные о распределении и дифференциации денежных доходов населения, в том числе:
распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов;
распределение общего объема денежных доходов населения по 20-процентным группам населения;
коэффициент Джини (индекс концентрации доходов);
децильный коэффициент фондов;
б) численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (малоимущего населения) (в тыс. чел. и в процентах от общей численности населения в субъекте Российской Федерации и в разрезе муниципальных образований);
в) распределение малоимущего населения в субъекте Российской Федерации и в разрезе муниципальных образований:
по месту проживания (город-село);
по числу лиц и числу детей в возрасте до 18 лет в составе домохозяйства;
по наличию детей в возрасте до 3 лет (в том числе до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет);
по основным социальным характеристикам:
имеющих в своем составе молодые семьи
имеющих в своем составе многодетные семьи
имеющих в своем составе неполные семьи
состоящих (только) из пенсионеров
состоящих (только) из инвалидов
имеющих в своем составе инвалидов всех возрастных групп (из них с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет)
в зависимости от социально-экономического положения главы домохозяйства, в том числе:
по уровню образования главы домохозяйства;
по отношению к занятости главы домохозяйства;
по статусу занятости главы домохозяйства (по месту основной работы);
по виду занятия главы домохозяйства (по месту основной работы);
по основному виду экономической деятельности организации - месту основной работы главы домохозяйства.
г) дефицит располагаемых ресурсов в малоимущих семьях, в том числе в расчете на семью и в расчете на члена семьи в субъекте Российской Федерации;
д) структура расходов на конечное потребление в малоимущих семьях;
е) выявленные факторы и причины бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, уровень занятости и безработицы, участие в программах социальной поддержки и др.);
ж) данные о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств).
Данные показатели и сведения анализируются за трехлетний период с обязательным формированием выводов о факторах и причинах бедности семей и одиноко проживающих граждан, периоде пребывания семьи в состоянии бедности, основных характеристиках групп наиболее незащищенных граждан с доходами ниже границы бедности, социальная поддержка которых является приоритетной.
4) Информация об имеющихся в регионе мерах социальной поддержки:
перечень мер социальной поддержки, их размеры, критерии предоставления, категории граждан, на которые они распространяются;
объем социальных выплат, в т.ч. по категориям;
численность и доля малоимущих граждан из общего числа малоимущих граждан, обращающихся за мерами социальной поддержки, периодичность обращения, размеры помощи;
сведения об охвате мерами социальной поддержки низкодоходных групп граждан, имеющих риски перехода в категорию малообеспеченных;
сведения о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;
доля малоимущих граждан из общего числа малоимущих, не получающих меры социальной поддержки;
численность лиц, вышедших из состояния бедности в связи с получением мер социальной поддержки.
Информацию об имеющихся в регионе мерах социальной поддержки рекомендуется формировать с учетом источников финансового обеспечения предоставления мер социальной поддержки.
Данные сведения анализируются за трехлетний период с обязательным формированием выводов о наиболее эффективных инструментах социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации.
5) Информация о практике применения социального контракта:
критерии и виды оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта;
мероприятия, осуществляемые в рамках социального контракта;
число заключенных социальных контрактов;
численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в том числе: проживающих в городской и сельской местностях; малоимущих семей (малоимущие одиноко проживающие граждане); семей с детьми до 3-х лет; семей с детьми до 18-ти лет; семей с детьми-инвалидами; семей с инвалидами с детства I группы; многодетных семей; неполных семей;
численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате заключения социального контракта, их доля в общей численности малоимущих граждан;
численность трудоустроенных граждан из числа получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта;
численность граждан, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта;
численность граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта;
среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта и по окончании срока действия социального контракта;
сведения о применении мер воздействия в отношении получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта в целях надлежащего исполнения ими обязанностей, предусмотренных социальным контрактом;
количество досрочно расторгнутых социальных контрактов;
численность граждан, повторно обратившихся за государственной социальной помощью после окончания срока действия социального контракта.
Данные сведения анализируются за двухлетний период с обязательным формированием выводов об эффективности государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Приложение
к Примерной региональной программе
снижения доли населения с доходами
ниже границы бедности
I. Целевые показатели для реализации
региональной программы <2>
--------------------------------
<2> Указаны примерные целевые показатели, которые подлежат дополнению и уточнению с учетом решаемых в субъекте Российской Федерации задач.
N п/п
Наименование целевого показателя
Ед. изм.
2017 (факт)
2018 (факт)
2019 (факт)
2020 (факт)
Значение целевого показателя
2021 (факт)
2022 (оценка)
2023
2024
2025
...
2030
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
...
17
1.
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности
% от общей численности населения
2.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
% г/г
3.
Реальная заработная плата работников организаций
% г/г
4.
Дефицит денежного дохода
%
5.
Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь
%
6.
Доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта
%
7.
Число созданных групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в негосударственном секторе дошкольного образования за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации, не менее групп
групп
8.
Численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
тыс. чел.
II. План мероприятий <3>
--------------------------------
<3> План мероприятий разрабатывается на основании планируемых задач, приведенных в III разделе настоящей региональной программы. Количество мероприятий по выполнению поставленных задач определяет разработчик региональной программы. Приведенный перечень мероприятий является примерным и при необходимости может быть пересмотрен и дополнен субъектом Российской Федерации.
N п/п
Мероприятия
Ожидаемый результат/документ, подтверждающий исполнение мероприятия
Срок реализации
Ответственный исполнитель
Объем ресурсного обеспечения (при наличии) <4>, тыс. руб.
Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции
1.1
Обеспечение минимального уровня оплаты труда работников бюджетной сферы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации
1.2
Обеспечение проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы на уровень инфляции
1.3
Обеспечение минимального уровня оплаты труда работников организаций, расположенных на территориях субъекта Российской Федерации (за исключением финансируемых из федерального бюджета) не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, в том числе путем заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации;
1.4
Индексация заработной платы работников организаций, расположенных на территориях субъекта Российской Федерации (за исключением финансируемых из федерального бюджета) в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги
1.5
Мониторинг показателей уровня погашения задолженности по невыплате заработной платы перед работниками организаций субъекта Российской Федерации
1.6
Проведение мероприятий по недопущению роста уровня безработицы, в том числе:
организация и проведение специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих высшее или среднее профессиональное образование ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
психологическая поддержка безработных граждан;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата;
переобучение и повышение квалификации женщин в период их отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, инвалидов;
организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;
государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан: содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью
1.7.
Создание для детей от 2-х месяцев до 3-х лет новых мест в дошкольных образовательных организациях.
1.8
Привлечение инвесторов, создание благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, льгот по налогу на имущество
1.9
Сокращение низкооплачиваемой занятости; создание новых рабочих мест, в т.ч. высокопроизводительных, в связи с развитием промышленности, строительства объектов инфраструктуры, в т.ч. социальной
1.10
Обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, создания промышленных парков, технопарков и увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест
1.11
Содействие самозанятости и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы:
обучение основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности (в т.ч. школьников, а также лиц старшего поколения);
развитие самозанятости, в т.ч. в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, бытового обслуживания населения, общественного питания, торгово-розничной деятельности, в сфере оказания услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и компьютерной техники;
реализация проектов по популяризации предпринимательства, информирование населения субъекта Российской Федерации о действующих в регионе мерах поддержки малого и среднего предпринимательства;
реализация акселерационных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров;
поддержка создания сообщества начинающих предпринимателей и развитие института наставничества;
формирование единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
содействие в организации предпринимательской деятельности, в т.ч. в рамках программы "Мама-предприниматель", центров "Мой бизнес";
предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка муниципальных программ развития предпринимательства на условиях софинансирования местными бюджетами;
проведение мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг
1.12
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, индивидуального предпринимательства и самозанятости в сельском хозяйстве, в том числе:
обеспечение грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях укрепления материально-технической базы и создания новых рабочих мест;
осуществление мер по развитию семейных животноводческих ферм;
предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья семьям, проживающим в сельской местности;
предоставление единовременных выплат молодым специалистам, работающим в сельской местности;
предоставление ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках;
содействие в организации и проведении ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции
1.13
Организация работ по снижению неформальной занятости и легализации "теневых" доходов:
выявление и легализация неформально занятых граждан;
размещение публикаций о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и ведения "теневого" бизнеса, о работодателях, допускающих нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы и официального трудоустройства работников, в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах;
проведение разъяснительной работы, в т.ч. общественных обсуждений, встреч, разъяснительных бесед с работниками и работодателями по вопросам соблюдения трудового законодательства в части трудовых отношений и оплаты труда;
информирование руководителей хозяйствующих субъектов, использующих труд наемных работников, о последствиях неоформления трудовых отношений и использования "серых" и "черных" схем выплаты заработной платы;
организация работы "горячей линии" по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений;
введение налоговой амнистии, поощрения добровольного выхода "из тени";
включение в обязанности межведомственных муниципальных комиссий регионов по легализации неформальной занятости выявление самозанятых граждан с последующим контролем за их регистрацией, учетом и еженедельным мониторингом
1.14
Проведение первичных медицинских осмотров и диспансеризации граждан, в т.ч. неработающих, сельских жителей и т.д.
Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам
2.1
Формирование и ведение реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в разрезе муниципальных районов и городских округов; направление информации о выявленных гражданах и семьях с доходами ниже величины прожиточного минимума в уполномоченные органы для организации их социальной поддержки и разработки мероприятий по выводу их из бедности
2.2
Предоставление государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2.3
Предоставление ежемесячных денежных пособий семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации на условиях финансирования/софинансирования из федерального бюджета
2.4
Предоставление региональных ежемесячных денежных пособий семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации на условиях финансирования из регионального бюджета
2.5
Предоставление мер социальной поддержки гражданам, которым отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по причине отсутствия доходов от трудовой, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
2.6
Предоставление единовременной денежной выплаты семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа)
2.7
Ежегодная индексация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям с детьми
2.8
Обеспечение распоряжения средствами федерального материнского (семейного) капитала и регионального материнского (семейного) капитала семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации
2.9
Повышение благосостояния низкодоходных групп населения, имеющих риски перехода в категорию малообеспеченных, с помощью предоставления компенсаций семьям с детьми, пенсионерам, инвалидам за оплату жилья и ЖКХ, транспортных расходов, питания, приобретения лекарственных препаратов, приобретения оздоровительных путевок, в т.ч. в детские лагеря, дополнительные региональные выплаты при рождении детей, стипендии учащимся из семей с низкими доходами и т.д.
2.10
Обеспечение бесплатного питания в общеобразовательных организациях для детей школьного возраста из малообеспеченных, многодетных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, детей-инвалидов
2.11
Безвозмездное обеспечение детей первых трех лет жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории субъекта Российской Федерации, и детей, имеющих хронические заболевания, специальными продуктами детского питания
2.12
Обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей
2.13
Выплата единовременных пособий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.14
Предоставление ежемесячной выплаты на обеспечение проезда на городском, пригородном транспорте, а также один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
2.15
Приобретение протезно-ортопедических изделий лицам, не имеющим инвалидности, но, по медицинским показаниям, нуждающимся в них.
2.16
Установление федеральной/региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации
2.17
Приобретение лекарственных препаратов для детей в возрасте от 0 до 6 лет из малоимущих семей
2.18
Повышение финансовой грамотности населения в части формирования навыков ответственного поведения при получении кредитов и займов
2.19
Предоставление семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства
2.20
Расселение граждан из ветхого жилья, улучшение жилищных условий семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилья детям-сиротам
2.21
Проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; семьям, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства I группы
2.22
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
2.23
Вовлечение в оказание помощи нуждающимся гражданам благотворительных фондов, меценатов, организаций и волонтеров
2.24
Освобождение от платы за детский сад родителей в соответствии с критериями нуждаемости: малообеспеченные, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов
2.25
Компенсация затрат на получение дошкольного образования в форме семейного образования родителям (законным представителям) детей 1,5 - 3 лет
...
...
Задача 3. Развитие системы социального контракта:
3.1
В сфере занятости - поиск работы и трудоустройство, оказание содействия в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования, переобучение востребованным на рынке труда профессиям
3.2
В сфере развития предпринимательства - поощрение стартапов, развитие самозанятости, оказание помощи (консультации, профобучение, финансовая помощь при оформлении документов), предоставление субсидий на открытие собственного дела
3.3
В сфере развития сельского хозяйства - обучение основным правилам ведения сельскохозяйственной деятельности и сбыта продукции, предоставление натуральной помощи в виде семян овощных культур и т.п.
3.4
Обучение и переподготовка сотрудников органов социальной защиты для сопровождения семей в рамках социального контракта
...
...
Задача 4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан
4.1
Предоставление услуг физкультурно-спортивных организаций на льготных условиях
4.2
Предоставление бесплатного посещения одного из спортивных объектов, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации
4.3
Предоставление бесплатного (льготного) посещения мероприятий, проводимых учреждениями культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации
4.4
Обеспечение бесплатным доступным дополнительным образованием, в т.ч. с использованием дистанционных технологий, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малоимущих семей в возрасте от 5 до 18 лет
4.5
Предоставление льгот на оплату обучения детям из малоимущих семей в образовательных учреждениях среднеспециального и высшего образования
4.6
Организация предуниверситетского обучения для детей из малоимущих семей
4.7
Обустройство спортивных площадок, приобретение спортивного инвентаря, антивандальных тренажеров
...
...
--------------------------------
<4> Допустимо указать ссылку на иные государственные региональные программы, дорожные карты и т.п., в рамках которых обеспечивается финансирование.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по разработке региональных программ
снижения доли населения с доходами
ниже границы бедности, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 г. N 128
Примерный детальный план-график
реализации региональной программы
на плановый период ____ года
2.1. Реализация целевых показателей региональной программы на (указать плановый период)
N п/п
Целевой показатель
Ед. изм.
Ответственный исполнитель (Ф.И.О., должность, организация)
Плановое значение целевого показателя на период
Объем ресурсного обеспечения, тыс. руб.
3 мес.
6 мес.
9 мес.
12 мес.
3 мес.
6 мес.
9 мес.
12 мес.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Показатель
...
2.2. Реализация плановых мероприятий/контрольных событий региональной программы на (указать плановый период)
N п/п
Мероприятие
Контрольное событие
Ответственный исполнитель (Ф.И.О., должность, организация)
Целевой показатель (указывается N целевого показателя/целевых показателей из таблицы 2.1. "Реализация целевых показателей региональной программы", на достижение которого направлена реализация мероприятия)
Ожидаемый результат реализации мероприятия/контрольного события на конец периода
Плановая дата окончания реализации мероприятия/контрольного события
Объем ресурсного обеспечения, тыс. руб.
3 мес.
6 мес.
9 мес.
12 мес.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задача 1
1.
Мероприятие
2.
Мероприятие:
2.1.
Контрольное событие
...
Задача N
N.
Мероприятие
...
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по разработке региональных программ
снижения доли населения с доходами
ниже границы бедности, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 г. N 128
Измененные формы таблиц отчетности
в программно-информационном комплексе Минтруда России
Таблица 1. Форма N 1
"Значения целевых показателей"
N
Ответственный исполнитель
Субъект Российской Федерации
Целевой показатель
Целевая тенденция показателя <5>
Периодичность целевого показателя (квартальная, годовая)
Значение целевого показателя региональной программы в отчетном квартале
план
факт
1
--------------------------------
<5> Целевая тенденция отражает направленность изменения показателя, в данной графе следует писать "снижение" или "повышение".
Таблица 2. Форма N 2
"Мероприятия/контрольные события"
N
Ответственный исполнитель
Субъект РФ
Наименование задачи региональной программы
Направление мероприятия
Наименование мероприятия/контрольного события
Результат реализации мероприятия/контрольного события
Значения результата реализации мероприятия/контрольного события
Единица измерения
Расходы на реализацию мероприятия/контрольного события
Единица измерения
Периодичность отчетности по мероприятию (квартальная, годовая)
Целевой показатель
план
факт
план
факт
1
Приложение N 4
к методическим рекомендациям
по разработке региональных программ
снижения доли населения с доходами
ниже границы бедности, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 г. N 128
Утверждается нормативным правовым актом
высшего исполнительного органа субъекта
Российской Федерации
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СНИЖЕНИЯ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ
Общие положения
1. Настоящая Методика подготовлена в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности реализации региональной программы снижения доли населения с доходами ниже границы бедности (далее - региональная программа) в целях внутреннего контроля ответственным исполнителем региональной программы за реализацией региональной программы, учета ее результатов при планировании в текущем году объемов бюджетных ассигнований консолидированного бюджета на очередной год и плановый период.
2. Оценку эффективности реализации региональной программы рекомендуется производить ежегодно.
Результаты оценки эффективности реализации региональной программы представляются ответственным исполнителем региональной программы в составе годового отчета о ходе реализации региональной программы.
3. Оценка эффективности реализации региональной программы может включать в себя:
1) оценку соответствия фактического значения показателя "Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы бедности") целевому значению показателя, отраженному в составе Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план);
2) оценку достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы;
3) оценку исполнения мероприятий региональной программы;
4) расчет интегрального показателя эффективности региональной программы.
Оценка соответствия фактического значения показателя
"Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы
бедности") целевому значению показателя, отраженному
в составе Единого плана
Оценку соответствия фактического значения показателя "Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы бедности") за отчетный период целевому значению показателя, отраженному в составе Единого плана, соответствующего года целесообразно рассчитывать по формуле:
,
где:
ОУБрп - оценка соответствия фактического значения показателя "Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы бедности") за отчетный период;
УБф - фактическое значение показателя "Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы бедности") за отчетный период;
УБр - целевое значение показателя "Уровень бедности", отраженное в составе Единого плана.
Оценка достижения плановых значений целевых показателей
региональной программы
Оценку достижения плановых значений целевых показателей региональных программ в отчетном периоде рекомендуется рассчитывать по формуле:
,
где:
ОПП - общая оценка достижения плановых значений целевых показателей региональной программы;
ОПi - степень достижения планового значения i-ого целевого показателя региональной программы;
, если целевой тенденцией является увеличение значения i-го целевого показателя региональной программы;
, если целевой тенденцией является уменьшение значения i-го целевого показателя региональной программы,
где:
- фактическое значение i-го целевого показателя региональной программы за отчетный период;
- плановое значение i-го целевого показателя региональной программы за отчетный период;
М - количество целевых показателей региональной программы;
Если степень достижения планового значения i-го целевого показателя региональной программы равна или превышает 100%, значение ОПi принимается равным "1".
Если степень достижения планового значения i-го целевого показателя Региональной программы отдельно взятого целевого показателя региональной программы не превышает 100%, значение ОПi принимается равным "0".
Оценка исполнения мероприятий/контрольных событий
региональной программы
Оценка исполнения мероприятий/контрольных событий региональной программы проводится на основе системы критериев (Кn(i))
К1(i) - соответствие запланированных результатов реализации i-го мероприятия/контрольного события фактическим результатам реализации i-го мероприятия/контрольного события;
К2(i) - соответствие запланированных затрат на реализацию i-го мероприятия/контрольного события фактическим затратам на реализацию мероприятия/контрольного события.
Оценку исполнения i-го мероприятия/контрольного события региональной программы в отчетном периоде рекомендуется рассчитывать по формуле:
,
где:
ОМi - оценка исполнения i-го мероприятия/контрольного события региональной программы.
В случае, если фактические результаты реализации i-го мероприятия/контрольного события региональной программы соответствуют запланированным результатам реализации i-го мероприятия/контрольного события, значение принимается равным "1". Если фактические результаты реализации i-го мероприятия/контрольного события региональной программы не соответствуют запланированным результатам реализации i-го мероприятия/контрольного события, то, при отсутствии обоснования недостижения ожидаемых результатов исполнения i-го мероприятия/контрольного события региональной программы, значение К1(i) принимается равным "0".
Если фактические расходы на реализацию i-го мероприятия/контрольного события региональной программы не превышают запланированные расходы на реализацию i-го мероприятия/контрольного события региональной программы, значение К2(i) принимается равным "1".
Если фактические расходы на реализацию i-го мероприятия/контрольного события региональной программы превышают запланированные расходы на реализацию i-го мероприятия/контрольного события региональной программы, значение К2(i) принимается равным "0".
При этом общую оценку исполнения мероприятий/контрольных событий региональной программы рекомендуется рассчитывать по формуле:
,
где:
ОРМ - общая оценка эффективности реализации мероприятий/контрольных событий региональной программы;
Q - количество мероприятий/контрольных событий региональной программы.
Расчет интегрального показателя эффективности региональной программы
Интегральный показатель эффективности региональной программы рекомендуется рассчитывать по формуле:
ОРП = k1 x ОПП + k2 x ОРМ,
где:
ОРП - интегральный показатель эффективности региональной программы;
ОУБрп - оценка соответствия фактического значения целевого показателя "Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы бедности") за отчетный период, представленного в форме N 1 приложения N 3 к методическим рекомендациям по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "__" _______ 2023 г. N ___, расчетному значению показателя "Уровень бедности" соответствующего года;
ОПП - общая оценка достижения плановых значений показателей региональной программы;
ОРМ - оценка реализации мероприятий региональной программы.
k1, k2 - коэффициенты, отражающие весовое значение каждого показателя в структуре интегрального показателя эффективности региональной программы:
k1 - коэффициент достижения значений плановых показателей региональной программы (k1 = 0,5);
k2 - коэффициент эффективности мероприятий региональной программы (k2 = 0,5).
Результаты оценки эффективности реализации региональной программы рекомендуется направлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по следующей форме:
Субъект Российской Федерации
Отчетный период
Оценка соответствия фактического значения целевого показателя "Уровень бедности" ("Доля населения с доходами ниже границы бедности") расчетному значению
Оценка исполнения мероприятий региональной программы
Интегральный показатель эффективности региональной программы
1
2
3
4
5