Приказ Минтранса РФ от 26.06.2008 N 94
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 июня 2008 г. N 94
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
Утвержден
Приказом Минтранса России
от 26 июня 2008 г. N 94
ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок) в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169), Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3998) определяет порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имевших место на железнодорожном транспорте общего пользования и (или) железнодорожных путях необщего пользования.
2. Участники перевозочного процесса - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, операторы железнодорожного подвижного состава, грузоотправители, грузополучатели руководствуются настоящим Порядком для принятия незамедлительных мер при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в случае их возникновения.
II. Действия участников перевозочного процесса
при организации ликвидации и ликвидации возникших
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
3. Владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования и перевозчиками на всех уровнях создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
4. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования, на территории деятельности которых произошла чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, незамедлительно оповещают посредством телефонных, телеграфных или электронных средств связи Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), ее территориальные органы, правоохранительные органы, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), органы местного самоуправления и других участников перевозочного процесса о возникновении чрезвычайных ситуаций, в результате которых имели место транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, перечисленные в Порядке служебного расследования транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, утвержденном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 163 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 г., регистрационный N 8840).
5. Оперативное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, восстановлением прерванного движения поездов, обеспечением вывоза пассажиров, снабжением материалами, механизмами, оборудованием и питанием, выделением и доставкой дополнительного количества рабочих осуществляют комиссии владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Указанные комиссии, используя все имеющиеся виды связи, должны располагать точной информацией о чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, ходе ведения аварийно-спасательных работ и планируемых сроках их завершения.
Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования обязаны в пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий, а также в случае необходимости выделять имеющиеся у них в наличии средства связи, железнодорожный подвижный состав, транспорт, средства пожаротушения и огнетушащие вещества.
При необходимости для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера привлекаются силы и средства территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также МЧС России.
Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования в первоочередном порядке обеспечивается доставка к зоне чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и возвращение обратно сил, средств и грузов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель) опасных грузов обеспечивают немедленное направление необходимых сил и средств или своих представителей на место чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
6. Для управления ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера комиссией владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера создается оперативная группа, в задачу которой входит:
организация и непосредственное осуществление в районе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера непрерывной оценки обстановки и масштабов чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также прогнозирование дальнейшего развития обстановки;
выработка предложений и принятие решений по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, защите населения и окружающей среды в зоне чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
координация действий привлеченных к работам по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера всех наличествующих сил и средств, подготовка предложений об использовании имеющихся видов ресурсов;
принятие (по решению вышестоящих органов управления) непосредственного руководства работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
организация оповещения населения, планирование и организация при необходимости эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
7. При больших объемах аварийно-спасательных и восстановительных работ или возникших пожарах к месту чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера подаются восстановительные и пожарные поезда, действующие в соответствии с порядком, установленным владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
При ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на железнодорожном переезде и приведшей к пожару и дорожно-транспортным происшествиям, необходимо привлечение пожарных поездов, пожарных частей и поисково-спасательных подразделений.
8. Осуществление мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при выполнении работ с опасными грузами производится по согласованию с сопровождающими их представителями грузоотправителя и (или) грузополучателя и при их участии.
Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя и (или) грузополучателя, которые после получения требования от владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования немедленно направляются транспортом, обеспечивающим прибытие указанных сил и средств к месту чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в возможно короткие сроки.
III. Учет чрезвычайных ситуаций, имевших место
на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования и (или) железнодорожных
путях необщего пользования
9. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, на территории деятельности которых произошли чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ведут их учет и ежемесячно информируют Ространснадзор и его территориальные органы об их количестве.