Приказ Минтранса России от 31.03.2016 N 85
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2016 г. N 85
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУПП ДЕТЕЙ
АВТОБУСАМИ И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
В соответствии с пунктом 16 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. N 5063п-П9, приказываю:
Утвердить:
Концепцию организации перевозок групп детей автобусами (приложение N 1 к настоящему приказу);
План реализации Концепции организации перевозок групп детей автобусами (приложение N 2 к настоящему приказу).
Министр
М.Ю.СОКОЛОВ
Приложение N 1
Утверждена
приказом Минтранса России
от 31 марта 2016 г. N 85
КОНЦЕПЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
I. Общие положения
Концепция организации перевозок групп детей автобусами (далее - Концепция) разработана в соответствии с пунктом 16 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. N 5063п-П9.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при поддержке институтов гражданского общества принимаются организационно-правовые, организационно-технические и иные меры, направленные на снижение уровня аварийности на улично-дорожной сети страны. При этом деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма определена в качестве приоритетной при реализации мероприятий программно-целевого подхода в рамках специальных программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе при организации и осуществлении перевозок детей автомобильным транспортом.
Вместе с тем, проблема обеспечения безопасности дорожного движения остается одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Только в 2015 г. при 19549 дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) погибло 737 детей в возрасте до 16 лет, получили ранения различной степени тяжести 20928 детей.
Из числа погибших в этот период детей 58,3% составили дети-пассажиры, 31,3% - дети-пешеходы. При этом следует отметить, что при определенном положительном изменении состояния детского дорожно-транспортного травматизма (число погибших в результате ДТП детей с 2005 по 2015 гг. сократилось почти в 1,8 раза), снижение числа погибших детей-пассажиров происходит более медленными темпами. Так за последние пять лет только в 2015 г. этот процесс был наиболее значимым (-22,1% по сравнению с 2014 г.). При этом, вследствие быстро увеличивающейся интенсивности и плотности транспортных потоков существенно возрастает тяжесть травмирования детей и подростков, особенно на магистральной сети дорог (множественные политравмы, сочетанные и черепно-мозговые травмы), способствуя тому, что 1,5 - 2% пострадавших в ДТП детей становятся полными или частичными инвалидами.
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию в изменении состояния детского дорожно-транспортного травматизма, пока не удалось добиться существенного изменения уровня безопасности детей, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров.
Обеспечение безопасности при организованных перевозках групп детей автобусами представляет собой сложную систему взаимодействия организационно-правовых, технических, социологических и психолого-педагогических факторов.
В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 <1>, особое внимание уделено разработке и практической реализации научно обоснованных мероприятий по предупреждению гибели и ранения детей на дорогах страны, снижению уровня инвалидизации детского населения в условиях высоких темпов автомобилизации страны.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 41, ст. 5183.
Учитывая сложившуюся ситуацию с аварийностью и увеличением за последние годы объемов организованных перевозок групп детей автобусами в образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинские организации, иные организации, особое внимание необходимо уделять повышению требований к организации этой работы во всех звеньях автотранспортной отрасли с целью достижения предельно высокого уровня безопасности в автоперевозочном процессе.
При разработке Концепции учитывался накопленный положительный зарубежный опыт аналогичной работы, а также результаты деятельности по организации перевозок детей в субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Липецкая, Ивановская, Калужская, Московская, Тверская, Рязанская области и ряд других субъектов Российской Федерации).
Также было принято во внимание, что по вине водителей, управляющих автобусами при перевозке организованных групп детей, ДТП происходят в основном из-за несовершенства управления и контроля за организацией перевозочного процесса, а также технического состояния автобусов.
В процессе учебно-воспитательной деятельности у образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также образовательную деятельность, возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту обучения, месту проживания, а также на различные мероприятия (экскурсии, музеи, театры, выставки). В процессе тренировочной деятельности у организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту проведения спортивных и тренировочных мероприятий и обратно. В процессе предоставления медицинских услуг у медицинской организации также возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту проведения комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья детей.
При этом организованная перевозка групп детей может осуществляться не только автобусами, предоставляемыми по договору фрахтования, но и автобусами, принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинской организации.
Вместе с тем, в большинстве случаев в указанных организациях, которым принадлежат автобусы, не созданы механизмы управления и контроля за всеми этапами организации и осуществления перевозочного процесса.
Например, согласно имеющимся данным, не более 15% школьных автобусов находятся на обслуживании в специализированных автотранспортных предприятиях. Остальные, как правило, эксплуатируются непосредственно образовательными организациями, не имеющими соответствующей базы для технического обслуживания автобусов, контроля за их техническим состоянием, особенно при выпуске на линию, а также необходимого количества специалистов для контроля за состоянием водителей, соблюдения ими установленного режима труда и отдыха.
Концепцией предлагается определить перечень и последовательность действий заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций в реализации требований действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, направленных на предотвращение ДТП, связанных с гибелью и ранением детей при их организованной перевозке автобусами, а также снижение тяжести последствий ДТП с детьми.
II. Основные цели Концепции
Основными целями Концепции являются:
уточнение ключевых принципов организации деятельности автотранспортного комплекса по удовлетворению общественной потребности в качественных и безопасных организованных перевозках групп детей, в том числе перевозках групп детей школьными автобусами (далее - школьные перевозки), путем создания необходимых условий по реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" <2>;
определение системы мер, направленных на регламентацию деятельности по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе школьных перевозок;
создание необходимых условий по равной доступности в получении качественного обучения и воспитания, культурного и спортивно-оздоровительного развития детей, полной их социализации в современных условиях жизни.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст. 2994.
Для достижения указанных целей необходимо:
сформировать условия, при которых обеспечивается единство требований к организации безопасных перевозок групп детей автобусами;
конкретизировать полномочия субъектов Российской Федерации и повысить их ответственность, а также ответственность перевозчиков при организации и выполнении перевозок групп детей автобусами;
создать устойчивые механизмы межведомственного взаимодействия, направленные на совершенствование информационных процессов, внедрение современных технологий предупреждения возникновения нештатных ситуаций, снижение угрозы возникновения происшествий с детьми, а также оказание в случае необходимости всех видов помощи и снижение тяжести последствий;
выработать концептуальные положения, направленные на сокращение рисков, причин и условий возникновения ДТП при организованных перевозках групп детей автобусами.
III. Правовые основы регулирования отношений, возникающих
при организации и осуществлении организованных перевозок
групп детей автобусами
Организация перевозки детей автомобильным транспортом осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; 2007, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 27, ст. 3881; 2011, N 29, ст. 4283; 2011, N 30 (часть I), ст. 4590; 2011, N 30 (часть I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2012, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; 2013, N 19, ст. 2319; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 30 (часть I), ст. 4029; 2013, N 48, ст. 6165; 2013, N 52 (часть I), ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; 2015, N 29 (часть I), ст. 4359; 2015, N 48 (часть I), ст. 6706, 6723);
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 45, ст. 6326; 2012, N 25, ст. 3268; 2012, N 31, ст. 4320; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 17 (часть IV), ст. 2477; 2015, N 29 (часть I), ст. 4374);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2016, N 1 (часть I), ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78, N 10, ст. 1320; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (часть I), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562 ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26 (часть I), ст. 3388, N 30 (часть I), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1 (часть I), ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989, N 29 (часть I), ст. 4339, ст. 4364, N 51 (часть III), ст. 7241);
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; 2003, N 27 (часть I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; 2006, N 31 (часть I), ст. 3420; 2007, N 1 (часть I), ст. 29; 2007, N 3, ст. 410; 2007, N 49, ст. 6071; 2007, N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; 2008, N 20, ст. 2250; 2008, N 30 (часть I), ст. 3583; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2008, N 49, ст. 5735, 5748; 2009, N 1, ст. 30; 2009, N 7, ст. 772; 2009, N 26, ст. 3123; 2009, N 52 (часть I), ст. 6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст. 1173; 2010, N 15, ст. 1740, 1756; 2010, N 21, ст. 2524; 2010, N 30, ст. 4011; 2010, N 31, ст. 4196; 2010, N 52 (часть I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, 28, 29; 2011, N 13, ст. 1689; 2011, N 15, ст. 2021; 2011, N 17, ст. 2321; 2011, N 50, ст. 7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст. 4322; 2012, N 47, ст. 6398; 2012, N 53 (часть I), ст. 7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст. 2866, 2868; 2013, N 27, ст. 3470, 3477; 2013, N 30 (часть I), ст. 4036, 4040, 4057; 2013, N 48, ст. 6165; 2013, N 51, ст. 6694; 2013, N 52 (часть I), ст. 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; 2014, N 19, ст. 2311; 2014, N 49 (часть VI), ст. 6921; 2014, N 52 (часть I), ст. 7557; 2015, N 1 (часть I), ст. 36, 57; 2015, N 1 (часть I), ст. 75, 77; 2015, N 21, ст. 2981, 2984; 2015, N 27, ст. 3945, 3946; 2015, N 29 (часть I), ст. 4339; 2015, N 48 (часть I), ст. 6709; 2015, N 51 (часть III), ст. 7246; 2016, N 1 (часть I), ст. 58);
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (Решение Совета Евразийской экономической комиссии, 2015 N 27, N 78);
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5268; 2013, N 20, ст. 2504, N 48, ст. 6276; 2014, N 24, ст. 3101; 2015, N 19, ст. 2822);
Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26 (часть II), ст. 3576; 2015, N 27, ст. 4083);
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931, N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741, N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233, N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976, N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154, N 15, ст. 1780, N 30, ст. 4289, N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404, N 24, ст. 2999, N 31, ст. 4218 N 41, ст. 5194, N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625, N 21, ст. 2707, N 32, ст. 4487, N 38, ст. 5062, N 44, ст. 6063, N 47, ст. 6557; 2015, N 1 (часть II), ст. 223, N 15, ст. 2276, N 17 (часть IV), ст. 2568, N 27, ст. 4083, N 46, ст. 6376; 2016, N 5, ст. 694);
Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 8, ст. 971; 2012, N 53 (часть II), ст. 7931; 2013, N 49 (часть VII), ст. 6443; 2014, N 22, ст. 2885);
Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденные приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 г., регистрационный N 32585) (Российская газета, 2014, N 136);
Инструкция по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции, утвержденная приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 767 (зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2007 г., регистрационный N 10357) (Российская газета, 2007, N 247);
письмо Минспорта России от 4 июня 2015 г. N ЮН-04-10/3489 "Об организации перевозок групп детей";
письмо Минобрнауки России от 31 марта 2011 г. N 06-614 "О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 ноября 2010 г. N 152 "Об утверждении СП 2.5.2775-10 "Изменения и дополнения N 1 к СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2010 регистрационный N 19184);
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденные Роспотребнадзором и МВД России 21 сентября 2006 г.;
письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств";
Государственный стандарт Российской Федерации "Автобусы для перевозки детей. Технические требования. BUSES FOR CARRYING CHILDREN. TECHNICAL REQUIREMENTS. ГОСТ Р 51160-98", утвержденный постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 101;
иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты по обеспечению безопасных перевозок детей.
IV. Основные направления совершенствования деятельности
при перевозках организованных групп детей автобусами
В качестве основных направлений совершенствования деятельности при перевозках организованных групп детей автобусами, в том числе школьных перевозках, предлагается:
формирование эффективной системы управления этой деятельностью с учетом предъявляемых требований по обеспечению безаварийной работы автомобильного транспорта на базе широкого использования передовых и высоких технологий, отечественных и зарубежных достижений перевозочного процесса, в том числе с использованием информационно-навигационной системы ГЛОНАСС;
определение возможности по участию в контроле за организацией перевозочного процесса со стороны заинтересованных общественных организаций;
совершенствование законодательства на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
разработка предложений по совершенствованию процессов организации работы образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинских организаций с учетом требований по размещению подвижного состава, его техническому обслуживанию и контролю за водительским составом, диспетчерскому сопровождению и мониторингу с использованием современных навигационных и телекоммуникационных технологий;
формирование комплексных планов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на основе программно-целевого подхода, реализуемого в рамках федеральной, региональных, муниципальных и ведомственных программ по обеспечению безопасности дорожного движения.
Методология создания системы обеспечения безопасных организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, формируется исходя из необходимости повышения эффективности межведомственного взаимодействия и выполнения установленных требований законодательства Российской Федерации.
При этом обеспечение безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, рекомендовано выделять органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления как самостоятельное направление деятельности по обеспечению общественной безопасности.
В качестве первоочередных мер органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предлагается:
принять необходимые меры по созданию специализированных предприятий по организованным перевозкам групп детей автобусами, в обязанности которых будут включены организация и (или) осуществление технического обслуживания автобусов для таких перевозок, в том числе школьных автобусов, выпуск их на линию, организация работы по соблюдению режима труда и отдыха, мониторинг осуществляемых перевозок;
установить контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
определить порядок формирования маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках, с участием всех заинтересованных организаций, ведомств и служб на территории муниципальных образований, исходя из необходимости соблюдения условий обеспечения их безопасности;
при разработке маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозок, конкретизировать требования с учетом состояния улично-дорожной сети, дислокации мест проживания и расположения образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинских организаций, предельных расстояний для пешеходного движения;
обеспечить непрерывный мониторинг условий дорожного движения по маршрутам следования автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках;
обеспечить проведение необходимых работ по повышению квалификации водительского состава, технических специалистов, связанных с организацией перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок;
организовать работу по широкой пропаганде принимаемых мер по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, с размещением данной информации на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью доведения ее до населения, участников дорожного движения, юридических и физических лиц, осуществляющих данный вид деятельности.
V. Оценка состояния улично-дорожной сети
Оценку состояния улично-дорожной сети и качества организации дорожного движения на маршрутах следования автобусов при организованных перевозках групп детей предлагается осуществлять в соответствии с основными положениями ОДМ 218.4.005-210 "Рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах" и определения необходимых объемов работ по совершенствованию условий дорожного движения с учетом ОДМ 218.010-2013 "Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог" на основе:
комиссионных обследований не менее двух раз в год - для постоянных маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей,
комиссионного обследования предварительно перед перевозкой - для разовых маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей.
При этом должны быть предусмотрены:
выделение опасных участков дорог и информирование участников дорожного движения о режиме движения на них;
формирование эффективной системы контроля за установленными скоростными режимами движения со стороны уполномоченных органов;
соблюдение требований по устранению выявленных недостатков уполномоченными организациями в установленные и согласованные сроки;
уточнение требований к паспортизации маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей;
формирование системы инструктажей водителей об особенностях дорожного движения;
регулярное информационно-аналитическое обеспечение водителей автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках, необходимой оперативной информацией об условиях дорожного движения, особенностях работы на маршруте, опасных участках дорог и состоянии аварийности, о работе экстренных дежурных служб, подразделений Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне), органов внутренних дел, служб спасения и оказания помощи;
формирование требований к местам сбора, посадки и высадки детей, исходя из расчетного количества ожидающих перевозку детей, наличия средств предупреждения выхода детей на проезжую часть дорог, полной защиты детей от возможных наездов транспортных средств, оборудования мест для перехода детьми проезжей части дороги по типу наземных пешеходных переходов с учетом интенсивности пешеходного движения;
уточнение при необходимости условий открытия и порядка перевозки детей через участки дорог, включающих нерегулируемые железнодорожные переезды и ледовые переправы.
VI. Оценка уровня безопасности дорожного движения
при организованных перевозках групп детей,
в том числе при школьных перевозках
Оценку уровня безопасности движения при организованных перевозках групп детей автобусами, в том числе при школьных перевозках, следует рассматривать как систему управления безопасностью и качеством улично-дорожной сети.
Оценка уровня безопасности на улично-дорожной сети основывается на обобщении и анализе статистических данных о ДДП по месту их совершения и динамики изменения состояния аварийности за три последние года. При этом анализируются ДТП, как вошедшие в систему государственной отчетности так и не вошедшие в отчетность. Особое внимание в данном случае уделяется установлению виновности в действиях водителя автобусов, а также исследованию причинно-следственных факторов возникновения происшествий.
Кроме того, предлагается принять следующие организационные меры:
установление степени соответствия показателей технического уровня эксплуатационного состояния и уровня содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений установленным нормам, исходя из требований обеспечения безопасности движения;
определение мест концентрации ДТП;
формирование необходимых мероприятий по организации и безопасности дорожного движения, в том числе направленных на снижения тяжести наступающих последствий при ошибках водителя при управлении автобусом;
утверждение актов и планов работ, сроков устранения выявленных недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения руководителями органов местного самоуправления, а при необходимости - органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
контроль за устранением выявленных недостатков возлагается на лиц, ответственных за безопасность дорожного движения в органе местного самоуправления или в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Мероприятия по обеспечению безопасности движения на маршрутах организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, анализируются и совершенствуются во взаимодействии с подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.
Кроме того, необходимо установить, что организация перевозок групп детей, в том числе школьных перевозок, осуществляется на основе действующих общих требований и особенностей логистики, в том числе к размещению подвижного состава, его техническому обслуживанию и контролю за техническим состоянием, диспетчерскому сопровождению и мониторингу с использованием современных навигационных и телекоммуникационных технологий.
В целях выработки и реализации требований к квалификации водительского состава, технических специалистов, сопровождающих лиц, участвующих в организации перевозок групп детей, в том числе школьных перевозок, предлагается:
формировать на основе ежемесячных и ежеквартальных планов системы постоянного обучения, стажировки и переподготовки водителей со сдачей зачетов и получения документов, подтверждающих выполнение данных требований;
внедрять системы профессионального и психофизиологического отбора водительского состава;
осуществлять мониторинг состояния здоровья водительского состава, в том числе на основе проведения периодического медицинского освидетельствования водителей;
организовать и осуществлять мониторинг предрейсового технического контроля транспортных средств и медицинского осмотра водителей осуществляющих организованные перевозки групп детей.
VII. Совершенствование системы управления деятельностью
по организованным перевозкам групп детей,
в том числе школьным перевозкам
Совершенствование системы управления деятельностью по организованным перевозкам групп детей автобусами, в том числе школьным перевозкам, со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должно включать:
совершенствование условий перевозочного процесса на основе договоров (контрактов) образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинских организаций со специализированными предприятиями, расположенными, как правило, на территориях муниципальных образований вблизи местонахождения указанных организаций, имеющих в наличии необходимую производственно-техническую, кадровую и нормативно-методическую базу, позволяющую обеспечить выполнение действующих нормативных требований организации таких перевозок и эксплуатации автобусов;
формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полноценной системы спутникового мониторинга всех видов организованных перевозок групп детей автобусами, а также маршрутов движения школьных автобусов с использованием информационно-навигационной системы ГЛОНАСС;
систематическое (два раза в год) представление в Минтранс России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о принимаемых мерах по совершенствованию системы управления данной сферой перевозочного процесса.
VIII. Подготовка детей к безопасному поведению
при организованных перевозках групп детей,
в том числе школьных перевозках
Подготовка детей к безопасному поведению при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках, включает:
проведение силами специалистов в сфере безопасности дорожного движения специальных тренингов для специалистов образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинских организаций с целью донесения особенностей и специфики организации безопасной перевозки групп детей, а также разъяснения детям требований безопасного поведения в транспортных средствах при организованных перевозках групп детей и действий при возникновении экстремальных ситуаций;
усвоение детьми правил поведения в автобусе, в том числе требований по соблюдению дисциплины согласно Правилам дорожного движения, а также требований сопровождающих лиц и водителя;
усвоение детьми особенностей действий при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
IX. Основная информация инструктажей водителей
и сопровождающих лиц при организации перевозок групп детей
При организации перевозки группы детей предлагается:
а) в содержание предрейсовых инструктажей водителей включать следующую информацию:
порядок организации перевозки детей;
условия движения и наличие опасных участков, мест концентрации ДТП на маршруте;
состояние погодных и дорожных условий, скоростной режим движения на маршруте;
наличие на маршруте перевозок детей железнодорожных переездов и обеспечение безопасности движения через них;
расположение пунктов медицинской и технической помощи, постов подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне;
особенности обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при изменении дорожно-климатических, условий на маршруте, при возникновении технической неисправности автобусов, при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
правила техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на линии и действиях водителя при возникновении пожара в автобусе;
действия водителя при угрозе или возникновении ДТП;
порядок экстренной эвакуации детей из салона автобуса;
порядок действий по оказанию первой помощи пострадавшим;
порядок действий водителя при попытке совершения или совершении акта незаконного вмешательства;
ответственность водителя за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения;
б) в содержание инструктажей сопровождающих лиц включать следующую информацию:
порядок подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;
порядок взаимодействия сопровождающих и водителя;
правила поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
правила пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
порядок контроля за детьми;
порядок действий при чрезвычайных ситуациях: поломке автобуса, пожаре, вынужденной остановке, дорожно-транспортных происшествиях;
порядок действий при попытке совершения или совершении акта незаконного вмешательства;
порядок экстренной эвакуации детей из салона автобуса;
порядок использования аварийных выходов из автобуса;
правила пользования огнетушителями;
порядок действий по оказанию первой помощи пострадавшим;
ответственность сопровождающих;
порядок своевременного оповещения родителей и детей при отмене перевозки школьным автобусом, а также организации безопасной доставки обучающихся к месту учебы и обратно к дому.
X. Реализация Концепции
Реализацию Концепции рекомендуется осуществлять с учетом мероприятий плана реализации Концепции перевозок групп детей автобусами (приложение N 2).
Приложение N 2
Утвержден
приказом Минтранса России
от 31 марта 2016 г. N 85
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУПП
ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ (НОСИТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР)
N п/п
Содержание мероприятия
Цель мероприятия
Срок исполнения
Форма введения
Ответственные исполнители
1
Утверждение в субъектах Российской Федерации комплексных планов по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьными автобусами, актов работ, сроков устранения выявленных недостатков
Разработка системы мероприятий по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьными автобусами
II квартал 2016 г.
Нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
2
Создание в субъектах Российской Федерации специализированных предприятий по организованным перевозкам групп детей автобусами, в обязанности которых будут включены организация и (или) осуществление технического обслуживания автобусов для организованных перевозок групп детей, в том числе школьных автобусов, выпуска на линию, мероприятий по соблюдению режимов труда и отдыха водителей
Регламентация обеспечения безопасных перевозок организованных групп детей автобусами, в том числе школьными автобусами
III квартал 2016 г.
Нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
3
Организация и проведение в субъектах Российской Федерации мониторинга организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьными автобусами, с использованием информационно-навигационной системы ГЛОНАСС
Внедрение системы мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при организованных перевозках групп детей, в том числе школьными автобусами
II полугодие 2016 г.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации