Приказ Минтранса РФ от 21.10.1993 N 46
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 21 октября 1993 г. N 46
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ"
В связи с введением в действие Закона Российской Федерации "О стандартизации" (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10.06.93 N 5156-1) приказываю:
1. Ввести в действие "Основные положения стандартизации на морском транспорте" (приложение).
2. Считать утратившим силу Приказ Минморфлота СССР от 16.02.89 N 25-пр "Об усилении роли стандартизации в ускорении научно - технического прогресса на морском транспорте".
И.о. Директора
Н.П.ЦАХ
Приложение
к Приказу ДМТ
от 21 октября 1993 г. N 46
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАНДАРТИЗАЦИИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Общие положения
1.1. Стандартизация на морском транспорте является составной частью Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и осуществляется в целях установления для всеобщего и многократного использования правил, регламентов, технических норм и характеристик, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения и эффективности во всех областях производственной деятельности отрасли.
1.2. Стандартизация на морском транспорте направлена на:
увеличение провозной способности флота и ускорение обработки грузов в портах;
совершенствование эксплуатации флота и береговых объектов морского транспорта;
повышение безопасности мореплавания и качества транспортных услуг;
повышение качества потребляемого отраслью оборудования, изделий и материалов;
снижение транспортных и технологических потерь при морских перевозках и переработке грузов в портах;
улучшение транспортных свойств грузов, предъявляемых к перевозке;
поддержание высокого уровня технологической дисциплины, внедрение достижений науки, техники и передового опыта;
сокращение сроков и повышение качества ремонта судов;
повышение качества промышленной продукции предприятий морского транспорта, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости;
снижение стоимости и повышение качества капитального строительства;
обеспечение безопасности и улучшение условий труда, защиту здоровья и жизни граждан, пользующихся услугами морского транспорта;
охрану окружающей среды от загрязнения в результате деятельности морского транспорта;
экономию людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности транспортных услуг на мировом рынке;
обеспечение безопасности объектов морского транспорта, содействие их оборонной и мобилизационной готовности.
1.3. Для достижения указанных целей должны решаться следующие основные задачи:
проведение технической политики морского транспорта и установление в стандартах всех видов требований к номенклатуре и качеству потребляемого (применяемого) оборудования, изделий и материалов, в том числе обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
осуществление морской транспортной политики через установление требований к транспортным свойствам и характеристикам предъявляемой к перевозке продукции, обеспечивающим безопасность и высокую эффективность работы морского транспорта;
нормативное обеспечение организации и управления производством в отрасли, решения отраслевых программ развития производства;
установление правил и норм, обеспечивающих высокий уровень технологических процессов и эффективности;
установление метрологических норм, правил и требований применительно к условиям эксплуатации парка средств измерений на морском транспорте;
нормативное обеспечение сертификации транспортных услуг и продукции промышленных предприятий;
создание и ведение систем технико - экономической информации;
каталогизация, создание автоматизированных баз данных, организация информации в области стандартизации.
1.4. Нормативные документы (НД) морского транспорта принимаются на основе согласия заинтересованных сторон, с учетом соблюдения действующего законодательства, общегосударственных технических норм и правил, и утверждаются компетентным органом.
НД должны основываться на обобщенных результатах науки, техники, практического опыта.
1.5. Предприятия и организации морского транспорта разрабатывают следующие виды нормативных документов, предусмотренные ГСС и системой стандартизации в строительстве:
государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р (национальные стандарты, утверждаемые Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации или Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства);
отраслевые стандарты - ОСТ 31 (утверждаются Департаментом морского транспорта);
стандарты предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ и др. объединений) - СТП (утверждаются предприятиями и действуют только в рамках этих предприятий);
технические условия - ТУ 31 (нормативный документ на конкретную продукцию или услугу, утверждаемый разработчиком, как правило, по согласованию с заказчиком и органом государственного надзора);
международные стандарты - МС ИСО, МЭК и др.;
межгосударственные стандарты - ГОСТ (стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно);
строительные нормы и правила - СНиП (утверждаются Госстроем РФ); ведомственные строительно - технологические нормы (утверждаются Департаментом морского транспорта и устанавливают нормы по проектированию и строительству в рамках ведомства по отраслевому признаку).
1.6. На специфические для отрасли объекты и процессы, находящиеся под юрисдикцией Департамента морского транспорта, разрабатываются:
РД 31 - нормативные документы общеотраслевого применения, определяющие научно - технический уровень производства, техническую и экономическую политику или регулирующие отношения отрасли с другими отраслями народного хозяйства (утверждаются Департаментом морского транспорта);
Р 31 - общеотраслевые рекомендации, определяющие оптимальные правила и приемы работ, типовые технологические процессы на производство перегрузочных, ремонтных, монтажных и других видов работ, связанных с технической эксплуатацией и обслуживанием технических средств морского транспорта (не утверждаются, рекомендуются компетентными органами к применению в качестве оптимальных и типовых с возможностью изменения в зависимости от конкретных условий).
1.7. В РД 31 устанавливаются обязательные к выполнению требования, обеспечивающие:
безопасность мореплавания;
безопасность труда;
охрану окружающей среды, здоровья и жизни граждан;
совместимость грузов, транспортных средств и технологий со смежными видами транспорта;
совместимость продукции, а также организационные регламенты и процедуры, обеспечивающие слаженную работу всех звеньев отрасли при выполнении перечисленных задач.
Нормы РД 31, устанавливающие оптимальные правила и приемы работ, количество и качество услуг, показатели энерго- и ресурсопотребления, потребительские характеристики продукции, являются рекомендуемыми. Обязательность их выполнения может наступить в силу условий лицензирования, хозяйственных договоров, соглашений, сертификации (объявлении о соответствии), решений органов государственного управления или предписаний законодательных актов.
1.8. Правила разработки, ведения и обращения отраслевых нормативных документов вида РД 31 и рекомендаций - Р 31 устанавливаются отдельными НД.
Примечание. Основные определения в области стандартизации и смежных видов деятельности приведены в справочном приложении 1.
2. Организация работы по стандартизации.
Органы стандартизации
2.1. Работа по стандартизации является важнейшим и наиболее эффективным средством проведения технической и экономической политики в отраслевом, государственном и международном масштабе. Она составляет неотъемлемую часть функциональных обязанностей всех органов управления морским транспортом и их подразделений. Эти подразделения должны способствовать развитию производственно - технической базы и повышению научно - технического уровня производства для обеспечения соблюдения технического законодательства, обязательных требований НД, в пределах возложенных на них функций или определенных действующими положениями.
Структурная схема управления стандартизацией приведена на схеме.
Рис. Структурная схема управления стандартизацией
2.2. Организационно - методическое руководство работами по стандартизации на морском транспорте и их координацию осуществляет Отдел технической политики Департамента морского транспорта (ОТП).
Основными задачами ОТП являются:
определение направлений работы по стандартизации, объектов, целей и задач стандартизации на морском транспорте;
установление правил, регламентов и процедур, обеспечивающих согласованную работу всех подразделений и органов управления морским транспортом по выполнению задач стандартизации и координации их деятельности;
организация работ по стандартизации, методическое руководство, сроковый и финансовый контроль за их выполнением, методическая помощь предприятиям по использованию результатов работ;
организация контроля за выполнением обязательных норм и требований стандартов и др. НД в соответствии с законодательством;
обеспечение связей и контактов отрасли с Госстандартом Российской Федерации по вопросам стандартизации и проведение государственной технической политики в этой области с привлечением отделов по направлениям деятельности.
Примечание. Связи и контакты по вопросам стандартизации в области строительного проектирования и строительства с Госстроем РФ обеспечивает Отдел инвестиционной политики ДМТ.
2.3. Центральные органы управления морским транспортом (подразделения ДМТ, объединения, государственные службы, инспекции и др. учреждения морского транспорта, представляющие интересы ДМТ) по закрепленным за ними направлениям деятельности осуществляют:
формирование тематики работ по стандартизации, разработки новых и пересмотра действующих НД, обеспечивая оптимизацию и актуализацию фонда НД;
определение требований, показателей, норм и характеристик для включения их в НД, разрабатываемые другими отраслями или международными организациями, экспертизу и согласование проектов этих НД;
выдачу заказов и заданий на проведение научно - исследовательских работ, необходимых для разработки НД или предъявления требований морского транспорта к НД, разрабатываемым другими отраслями и международными организациями;
принятие работ, экспертизу и согласование их результатов, рассмотрение проектов НД и нормативных актов об их введении в действие, участие в экспертных советах и совещаниях по утверждению документов;
осуществление контроля за выполнением обязательных норм и требований стандартов и других НД в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Для обеспечения научно - технической обоснованности, системности и комплексности к выполнению общетехнических и организационно - методических работ по стандартизации ОТП привлекает на договорной основе наиболее компетентные научно - исследовательские и проектно - конструкторские организации отрасли, имеющие соответствующую научно - техническую базу и опыт выполнения работ по стандартизации.
2.5. Разработка НД общеотраслевого применения производится научно - исследовательскими, проектно - конструкторскими и другими предприятиями отрасли на договорной основе в порядке, установленном для организации и выполнения НИР, ПИР и ПКР по тематике научно - технического обеспечения морского транспорта, а также подразделениями центрального органа управления морским транспортом в порядке документирования функций управления.
2.6. Разработка государственных и международных стандартов (кроме НД по строительному проектированию и строительству) осуществляется, как правило, с привлечением Технического комитета отрасли по стандартизации - ТК 318 "Морфлот" (совместный Приказ Госстандарта и Минморфлота СССР от 03.07.91 N 200/47) в соответствии с годовыми планами Государственной стандартизации под руководством Госстандарта Российской Федерации.
2.7. Установление требований к транспортным характеристикам продукции, предъявляемой к перевозке морским транспортом.
2.7.1. Функции по установлению в стандартах на продукцию норм и требований, обеспечивающих безопасную, сохранную перевозку грузов, переработку их в портах с применением прогрессивной технологии, охрану окружающей среды, здоровья и жизни людей, возлагаются на Отдел портовой деятельности и межведомственных отношений ДМТ (далее - Отдел портовой деятельности).
2.7.2. Отдел портовой деятельности, руководствуясь действующим законодательством, Положением о ДМТ и Правилами Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.2-92):
рассматривает проекты стандартов, содержащие нормы и требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению продукции, привлекая (при необходимости) к этой работе компетентные научно - исследовательские организации и предприятия отрасли;
рассматривает проекты стандартов на технические средства укрупнения грузовых мест, технологические процессы их формирования, параметры и технические требования к укрупненным грузовым единицам;
определяет обоснованность норм и требований, включаемых в стандарты;
организует (при необходимости) опытные и экспериментальные перевозки грузов с целью определения надежности перевозок с применением новых технических средств укрупнения грузовых единиц, новых способов упаковки и т.п., координируя свои действия с другими транспортными министерствами и ведомствами;
по результатам перечисленных работ принимает решение о согласовании проектов стандартов и других нормативных документов;
формирует базу данных о транспортных свойствах продукции (грузов, товаров), предъявляемых к перевозке морским транспортом, технических средствах укрупнения грузовых единиц и их параметрах, содержащихся в государственных, международных стандартах и правилах морской перевозки грузов;
привлекает к выполнению перечисленных работ научно - исследовательские организации и предприятия отрасли, организует разработку новых и пересмотр действующих стандартов и отраслевых нормативных документов.
2.7.3. Научно - исследовательские организации и предприятия отрасли, являющиеся членами технических комитетов стандартизации, созданных в различных отраслях народного хозяйства, могут представлять в этих комитетах интересы морского транспорта (в части, касающейся транспортирования продукции) и согласовывать проекты стандартов, если Отделом портовой деятельности им это поручено.
2.7.4. Отзывы и заключения по проектам стандартов на транспортирование (или разделам, содержащим требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению продукции), полученным для рассмотрения предприятиями морского транспорта в порядке, предусмотренном ГОСТ Р 1.2-92 для членов ТК, или по заявкам, должны направляться в Отдел портовой деятельности для сведения.
2.8. Разработку государственных, международных стандартов и НД общеотраслевого применения в области капитального строительства организует Отдел инвестиционной политики ДМТ с привлечением на договорных началах научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций отрасли, имеющих опыт выполнения работ по стандартизации в строительстве.
2.9. Выполнение работ по стандартизации на предприятиях морского транспорта для нужд собственного производства организуют руководители предприятий в соответствии с действующим законодательством.
Для организации служб стандартизации и определения их функций используется рекомендуемое "Типовое положение о подразделении стандартизации на предприятии морского транспорта" (Приложение 2) и "Рекомендации по разработке положения о службах стандартизации" (Р 50-53-73-88).
3. Формирование фондов стандартов и других нормативных
документов по стандартизации
3.1. Основные определения
3.1.1. Фонд стандартов и других НД (далее - фонд НД) представляет собой систематизированный массив документов, корректируемый на основании официальных сведений об отмене, замене, изменениях и дополнениях, имеющий справочно - поисковый аппарат.
3.1.2. Формирование фонда включает в себя отбор, приобретение и систематизацию нормативной документации, соответствующей характеру производства и потребности предприятия (группы предприятий, отрасли и т.д.).
3.1.3. Ведение фонда НД - поддержание его готовности, актуальности и достоверности путем целенаправленного формирования, внесения изменений в конкретные документы и изъятия отмененных НД.
3.1.4. Отраслевой фонд НД - фонд, формируемый для обслуживания отрасли, группы ее предприятий или однотипного производства.
3.2. Фонд НД морского транспорта
3.2.1. Фонд НД морского транспорта состоит из фондов предприятий и организаций, обеспечивающих нужды конкретного производства, и отраслевых фондов, формируемых для нужд отрасли в целом и поддерживающих фонды предприятий.
Фонд НД является составной частью банка нормативных актов морского транспорта.
3.2.2. Отраслевые фонды создаются в Союзморниипроекте и ЦНИИМФе в составе специализированных и общих массивов НД.
К специализированным массивам относятся комплексы (комплексы) НД, формируемые целенаправлено для обеспечения конкретных областей производственной деятельности предприятий морского транспорта:
в Союзморниипроекте - проектирование и строительство береговых объектов морского транспорта, метрологическое обеспечение производства, транспортные стандартизованные характеристики грузов (продукции);
в ЦНИИМФе - судоремонт, судостроение, судовое и общее машиностроение, транспортирование грузов морем.
Общие массивы должны быть укомплектованы:
законодательными актами по общим и частным вопросам стандартизации, метрологии и сертификации;
организационно - методической документацией Госстандарта Российской Федерации и Госстроя РФ;
межгосударственными (ГОСТ) и государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р) на общетехнические объекты стандартизации, изделия и продукцию общетехнического применения, оборудование и материалы, применяемые предприятиями морского транспорта;
международными стандартами ИСО и других организаций по стандартизации;
стандартами и другими НД в области охраны окружающей среды, охраны труда, здоровья и жизни людей;
отраслевыми нормативными документами морского транспорта.
3.2.3. Номенклатура НД для комплектования отраслевых фондов должна определяться с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность оперативного удовлетворения потребности предприятий морского транспорта в недостающей документации по их запросам.
3.2.4. Формирование комплексов НД на товары народного потребления, изготавливаемые предприятиями, и оказываемые ими услуги должно осуществляться фондами указанных предприятий.
3.2.5. Отношения между держателями отраслевых фондов и предприятиями регулируются хозяйственными договорами, в которых указывается перечень услуг, оказываемых на льготных и коммерческих условиях.
К льготным относятся услуги, оказываемые специализированными частями фондов:
обеспечение предприятий перечнями и указателями нормативной документации (кроме Указателя ГОСТ);
обеспечение ксерокопиями НД (или тиражными экземплярами при наличии резервов) для текущих производственных нужд в порядке докомплектования фонда;
предоставление информации о держателях НД различных отраслей народного хозяйства, распространяемых ими по договорным ценам.
К льготным услугам не относятся плановое комплектование фондов предприятий нормативной документацией, распространяемой официальными органами Госстандарта и Госстроя РФ.
4. Финансирование работ
4.1. Выполнение необходимых для отрасли общетехнических и организационно - методических работ по стандартизации, разработка правил и регламентов, обеспечивающих согласованную работу предприятий отрасли в системе ГСС и международной стандартизации, каталогизация НД; создание отраслевых банков данных и информационных технологий, а также разработка общеотраслевых НД финансируются из внебюджетного фонда научно - технического обеспечения морского транспорта и государственного бюджета.
За счет указанных средств финансируется также проведение НИР и ОКР, необходимых для формирования требований, включаемых в НД других отраслей народного хозяйства и международных организаций, проведение экспертиз, подготовка отзывов, заключений, требований и обоснований к изменению НД, формирование специализированных отраслевых фондов НД.
4.2. Финансирование разработки НД и других работ по стандартизации для нужд народного хозяйства в целом или по заказу международных организаций осуществляется общегосударственными органами стандартизации (Госстандарт РФ, Госстрой РФ) в соответствии с ГСС и действующим законодательством.
4.3. Разработка стандартов предприятий и других НД, необходимых отдельным предприятиям, справочно - информационное обслуживание, обеспечение международными, государственными стандартами и НД других отраслей финансируются этими предприятиями на основе хозяйственных договоров с организациями отрасли, располагающими соответствующими фондами, банками данных и опытом выполнения работ по стандартизации.
Начальник Отдела
технической политики
В.Н.ШТОНДА
Приложение 1
(справочное)
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СМЕЖНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ГОСТ Р 1.0-92, ИСО/МЭК 2, ГСИ,
ДОКУМЕНТОВ "РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ")
1. Стандартизация
1.1. Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Примечания. 1. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов и технических условий на продукцию.
2. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно - техническому и экономическому сотрудничеству.
1.2. Объект стандартизации - предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий или подвергшийся стандартизации.
Примечания. 1. Под объектом стандартизации в широком смысле понимается продукция, процессы и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.
2. Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами (свойствами) любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и прочность могут быть стандартизованы отдельно.
3. Услуга как объект стандартизации охватывает услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций.
1.3. Нормативный документ - документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).
Нормативное обеспечение технической политики в области стандартизации основывается на законодательных актах, стандартах и технических условиях.
1.4. Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Примечание. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
1.5. Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
1.6. Национальная стандартизация - стандартизация, которая проводится на уровне одной конкретной страны.
1.7. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Примечание. В области стандартизации безопасность продукции, процессов и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позволяющих свести риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого уровня.
1.8. Охрана здоровья людей - защита здоровья людей от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг, окружающей среды.
1.9. Охрана окружающей среды - защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.
1.10. Совместимость - пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.
1.11. Взаимозаменяемость - пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
1.12. Унификация - выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
1.13. Применение стандартов (технических условий) - использование стандарта (технических условий) их пользователями с выполнением требований, установленных в стандартах (технических условиях), в соответствии с областью их распространения и сферой действия, а также использование стандартов (технических условий) в справочно - информационных целях.
1.14. Применение международного стандарта, регионального или национального стандарта другой страны - использование международного, регионального или национального стандарта другой страны путем полного или частичного включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации.
1.15. Дата введения стандарта (технических условий) в действие - дата, с которой стандарт (технические условия) приобретает юридическую силу.
1.16. Пользователь стандарта (технических условий) - юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт (технические условия) в своей производственной, научно - исследовательской, опытно - конструкторской, технологической, учебно - педагогической и других видах деятельности.
2. Метрология
2.1. Метрология - область знаний, относящаяся к измерениям.
2.2. Законодательная метрология - часть метрологии, включающая технические и юридические нормы и требования к единицам величин, методам и средствам измерений с целью защиты интересов общества.
2.3. Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.
2.4. Метрологическое обеспечение - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
2.5. Государственный метрологический контроль - техническая и юридическая деятельность, осуществляемая органами государственной метрологической службы в целях проверки соблюдения правил законодательной метрологии.
3. Сертификация
3.1. Сертификация продукции (далее - сертификация) - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
3.2. Сертификация соответствия - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
3.3. Соответствие - соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге.
3.4. Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.
3.5. Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта.
3.6. Добровольная сертификация - сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.
3.7. Сертификат соответствия - документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
3.8. Аккредитация - официальное признание правомочий осуществлять какую-либо деятельность в области сертификации.
3.9. Аттестация производства - официальное подтверждение органом по сертификации или другим специально уполномоченным органом наличия необходимых и достаточных условий производства данной продукции (исполнения данных услуг), обеспечивающих стабильность требований к ней, заданных в нормативных документах и контролируемых при сертификации.
Приложение 2
(рекомендуемое)
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Настоящее типовое положение разработано с учетом "Рекомендаций по разработке положения о службах стандартизации" ВНИИС Госстандарта РФ (Р 50-53-79-88). Положение содержит обязанности и права подразделения стандартизации основных предприятий морского транспорта.
На основе рекомендаций данного положения каждое предприятие в зависимости от объема и характера работы разрабатывает положение о подразделении стандартизации (ПС), утверждаемое руководством предприятия.
Для определения минимальной численности подразделений стандартизации рекомендуется применять справочные нормы времени на типовые работы по стандартизации (Приложение 2.1).
1. Общие положения
1.1. ПС осуществляет организационно - методическое руководство работами по стандартизации, проводимыми в подразделениях предприятия, и непосредственное выполнение работ по стандартизации.
При необходимости в составе отдельных подразделений предприятия могут быть выделены специалисты - уполномоченные для ведения работы по стандартизации.
1.2. ПС руководствуется в работе действующим законодательством, стандартами Государственной системы стандартизации, организационно - методическими и общетехническими стандартами, руководящими документами Госстандарта Российской Федерации, указаниями и руководящими документами по стандартизации центрального органа управления морским транспортом, приказами и указаниями руководства предприятия и положением о ПС.
1.3. ПС проводит работу по плану стандартизации, являющемуся составной частью производственного плана предприятия, с привлечением других подразделений.
1.4. Ответственность за организацию и выполнение работ по стандартизации несут непосредственно руководитель предприятия и руководитель ПС.
2. Обязанности ПС
2.1. Осуществление организационно - методического руководства работой по стандартизации в других подразделениях и оказание им методической помощи.
2.2. Разработка с участием других подразделений проектов годовых планов стандартизации предприятия.
2.3. Контроль за выполнением плана работ и заданий по стандартизации другими подразделениями.
2.4. Разработка предложений к тематике работ по государственной и международной стандартизации технического комитета - ТК "Морфлот" и годовым планам разработки новых и пересмотра действующих НД общеотраслевого применения.
2.5. Организация и участие в разработке проектов стандартов предприятия и других НД, представление их на рассмотрение и утверждение.
2.6. Учет и регистрация стандартов и других НД, разработанных предприятием.
2.7. Организация и проведение проверки стандартов предприятия и других НД, разработанных предприятием, подготовка предложений по их отмене, пересмотру или внесению изменений.
2.8. Подготовка с привлечением других подразделений отзывов по проектам стандартов и других документов по стандартизации.
2.9. Обеспечение подразделений (в соответствии с действующей системой) необходимыми стандартами, техническими условиями и руководящими нормативными документами, информацией о наличии и поступлении стандартов и других НД, об их изменениях и отмене.
2.10. Ведение фонда НД, внесение изменений и дополнений с изъятием отмененной документации. Учет и хранение документов.
2.11. Проведение нормоконтроля технической документации, разрабатываемой на предприятии.
2.12. Организация и, совместно с другими подразделениями, участие в разработке планов мероприятий по внедрению стандартов и других НД, представление их на утверждение и контроль за выполнением.
2.13. Определение с привлечением экономической службы предприятия технико - экономической эффективности внедрения стандартов и других НД в производство.
2.14. Участие в работе комиссий при проверке работы предприятия по выполнению обязательных норм и требований стандартов и других НД.
2.15. Контроль за выполнением мероприятий по актам проверок предприятия в области стандартизации.
2.16. Организация обмена информацией о разработанных предприятием НД и других выполненных работах по стандартизации.
3. Права ПС
3.1. Привлекать в установленном порядке другие подразделения к разработке планов работ по стандартизации, проектов стандартов и других документов по стандартизации, подготовке отзывов и заключений, а также для проведения консультаций.
3.2. Представительствовать по поручению руководства предприятия в ТК "Морфлот", других организациях по вопросам стандартизации.
3.3. Вести переписку по вопросам стандартизации с другими предприятиями в пределах, определенных руководством предприятия.
3.4. Требовать от подразделений изменений технической документации, если установлено несоответствие ее обязательным требованиям действующих стандартов технических условий и других НД, а также необоснованное применение нестандартизованных и неунифицированных сборочных единиц, деталей и материалов.
3.5. Разрешать спорные вопросы по стандартизации, возникающие между подразделениями предприятия.
3.6. Контролировать работу других подразделений в части выполнения ими работ и заданий по стандартизации, внедрения и соблюдения обязательных требований стандартов и других НД.
3.7. Получать от руководителей подразделений предприятия материалы, необходимые для выполнения обязанностей подразделения стандартизации.
3.8. Давать предложения о поощрении подразделений и отдельных специалистов предприятия за выполнение ими работ по стандартизации.
Приложение 2.1
СПРАВОЧНЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА ТИПОВЫЕ РАБОТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
ДЛЯ НУЖД СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Настоящие нормы служат в качестве справочного пособия для определения расчетной численности штатного персонала, выполняющего минимально необходимые предприятию работы по стандартизации, являющиеся типовыми (общими) для основных групп предприятий морского транспорта (пароходство, порт, завод и др.).
1. Общие положения
1.1. К типовым работам по стандартизации относятся:
ведение фонда нормативной документации (НД);
разработка организационно - технических мероприятий по внедрению и соблюдению НД на предприятии;
нормоконтроль и экспертиза технической документации;
разработка стандартов предприятия (СТП);
экспертиза проектов НД сторонних организаций, подготовка отзывов и заключений.
1.2. Годовой бюджет рабочего времени для расчетов следует принимать равным 1848 ч (с учетом времени отпуска и средних потерь по болезни), среднемесячный бюджет рабочего времени - 154 ч.
Пример расчета штатной численности для выполнения типовых работ приведен в приложении 2.1.1.
2. Нормы времени на ведение фонда НД
2.1. Состав работы:
определение номенклатуры НД, необходимой предприятию;
комплектование фонда НД (приобретение документов);
учет и каталогизация НД;
информация подразделений и специалистов о новых поступлениях;
внесение изменений и дополнений в нормативные документы и справочно - поисковый аппарат.
2.2. Нормы времени приведены в табл. 1.
Таблица 1
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ВЕДЕНИЕ ФОНДА НД (ЧАС.)
Примечания. 1. Затраты на обработку строительных норм и правил (СНиП, СН) приравниваются к затратам на ГОСТ (гр. 1). Затраты на ВСН, ВНТП и другие виды отраслевых НД в области строительства приравниваются к затратам на РНД (гр. 2).
2. Затраты времени на обработку альбомов типовых конструкций, альбомов оборудования и судовых изделий, типовой проектной документации для строительства приравниваются к затратам на обработку технических условий (гр. 3).
3. Нормы времени на разработку организационно -
технических мероприятий по внедрению
и соблюдению НД
3.1. Состав работы:
изучение требований стандарта и их сопоставление с конкретными участками работы на предприятии;
определение необходимости работ и мероприятий, обеспечивающих внедрение на предприятии НД и его соблюдение;
разработка проекта организационно - распорядительного документа и плана мероприятий по внедрению и обеспечению соблюдения НД, согласование с заинтересованными подразделениями;
контроль за выполнением мероприятий.
3.2. Нормы времени приведены в табл. 2.
Таблица 2
Примечания. 1. Нормами учтена только доля работ, выполняемая подразделениями стандартизации в общем объеме работ по внедрению.
2. Работы по внедрению НД, планируемые подразделению стандартизации в составе организационно - технических мероприятий, нормами не учтены и подлежат отдельной оценке.
4. Нормы времени на нормоконтроль технической
документации
4.1. Состав работ по ГОСТ 2.111-68 и ГОСТ 21.002-81.
4.2. Нормы времени приведены в табл. 3 (извлечение из "Типовых норм времени на разработку конструкторской документации" утв. Госкомтруд СССР и ВЦСПС, изд. "Экономика", 1987 г.).
Таблица 3
4.3. Для укрупненных расчетов затраты на нормоконтроль технической документации всех видов, выпускаемой предприятием, допускается принимать равным 3 - 5% от затрат времени на ее разработку, а численность нормоконтролеров в указанном процентном отношении от численности конструкторов, технологов и другого инженерно - технического персонала, непосредственно разрабатывающего техническую документацию.
5. Нормы времени на разработку стандартов
предприятия (СТП)
5.1. Состав работ и объем документации проекта СТП в соответствии с требованиями стандартов ГСС.
5.2. Нормы времени на разработку СТП приведены в табл. 4 (Извлечение из "Типовых норм времени на разработку конструкторской документации", утв. Госкомтруд СССР и ВЦСПС, изд. "Экономика", 1987 г.).
Таблица 4
Примечание. Нормы применяются также для разработки дополнений и изменений к СТП (извещений об изменении).
6. Нормы времени на экспертизу проектов НД сторонних
организаций, подготовку отзывов и заключений
6.1. Состав работ в соответствии с требованиями стандартов ГСС.
6.2. Нормы времени на экспертизу НД приведены в табл. 5 (извлечение из "Типовых норм времени на разработку конструкторской документации", утв. Госкомтруд СССР и ВЦСПС, изд. "Экономика", 1987 г.).
Таблица 5
7. Пример расчета численности штатного персонала
для выполнения типовых работ по стандартизации
1. Исходные данные
а) Количество единиц хранения нормативной документации по видам:
б) Количество НД, внедрение и соблюдение которых требует разработки и осуществления оргтехмероприятий (среднестатистические данные за 3 - 5 лет):
в) Количество конструкторов, технологов и других ИТР, непосредственно занятых разработкой технической документации на предприятии:
г) Количество СТП, разрабатываемое подразделением стандартизации (среднестатистические данные за 3 - 5 лет)
д) Экспертиза проектов НД, подготовка отзывов и заключений (среднестатистические данные за 3 - 5 лет)
Проект НД (в пересчете на лист формата А4) - 160 А4
2. Определение затрат времени
Всего: 2298 + 480 + 739 + 189 + 160 = 3866,0
3. Определение расчетной численности
3866 : 1848 = 2,1 чел.