Приказ Минтранса России от 17.12.2019 N 403
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2019 г. N 403
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении в Министерстве транспорта Российской Федерации внутреннего финансового контроля (далее - Положение).
2. Руководителям структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, указанным в пункте 4 Положения, организовать работу по осуществлению внутреннего финансового контроля в соответствии с Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации И.С. Алафинова.
Министр
Е.И.ДИТРИХ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 17 декабря 2019 г. N 403
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
2. Структурные подразделения Министерства вправе руководствоваться данными Министерством финансов Российской Федерации методическими рекомендациями по осуществлению главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля с учетом соблюдения настоящего Положения.
3. Координацию деятельности структурных подразделений Министерства по осуществлению внутреннего финансового контроля обеспечивает Департамент экономики и финансов.
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями Министерства, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее соответственно - структурные подразделения, внутренние бюджетные процедуры) в соответствии с положением о структурном подразделении.
5. Перечень внутренних бюджетных процедур в Министерстве, определяющий структурные подразделения, выполняющие внутренние бюджетные процедуры и осуществляющие внутренний финансовый контроль, оформляется (актуализируется) Департаментом экономики и финансов и утверждается распоряжением первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации по образцу (приложение N 1 к настоящему Положению).
6. При осуществлении внутреннего финансового контроля структурные подразделения:
формируют (актуализируют) карту внутреннего финансового контроля, а также перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур;
ведут, учитывают и хранят регистры (журналы) внутреннего финансового контроля;
формируют информацию о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
7. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры, а также заместители Министра транспорта Российской Федерации, курирующие указанные структурные подразделения в соответствии с распределением обязанностей.
II. Порядок формирования, утверждения и актуализации карты
внутреннего финансового контроля, а также перечня мер
по повышению качества выполнения внутренних
бюджетных процедур
8. В целях формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля структурные подразделения проводят оценку выполняемых ими операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - операции), и формирование перечня операций.
9. Оценка операций заключается в определении выполняемых структурным подразделением операций внутренней бюджетной процедуры, ответственного за выполнение операции должностного лица, периодичности выполнения операции, событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), и оценке бюджетных рисков.
10. Оценка бюджетных рисков заключается в определении вероятности, степени влияния бюджетных рисков.
11. При формировании перечня операций указывается необходимость или отсутствие необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков (по значимым бюджетным рискам - "да", по незначимым бюджетным рискам - "нет").
12. Перечень операций формируется по образцу (приложение N 2 к настоящему Положению) и утверждается руководителем структурного подразделения ежегодно.
13. Карта внутреннего финансового контроля на год формируется (актуализируется) структурными подразделениями по образцу (приложение N 3 к настоящему Положению), в том числе с применением автоматизированных информационных систем (в случае их наличия), и утверждается курирующим соответствующее структурное подразделение заместителем Министра транспорта Российской Федерации.
14. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля структурные подразделения составляют (уточняют) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - перечень мер) по образцу (приложение N 4 к настоящему Положению), который утверждается курирующим соответствующее структурное подразделение заместителем Министра транспорта Российской Федерации.
15. Копии утвержденного перечня операций, карты внутреннего финансового контроля и перечня мер направляются структурными подразделениями в Департамент экономики и финансов в течение трех рабочих дней с даты утверждения карты внутреннего финансового контроля.
III. Порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов)
внутреннего финансового контроля
16. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля на год (далее - журналы) ведутся должностными лицами, ответственными за их ведение, по образцу (приложение N 5 к настоящему Положению).
17. Перечень должностных лиц, ответственных за ведение журналов, формируется (актуализируется) Департаментом экономики и финансов на основании предложений структурных подразделений и утверждается распоряжением первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации.
18. В журналы включаются записи о результатах внутреннего финансового контроля операций, при выполнении которых возникли бюджетные риски.
19. В журнале по каждой операции указывается:
1) наименование операции
2) должностное лицо, выполнявшее операцию;
3) дата выполнения операции;
4) должностное лицо, осуществлявшее контрольное действие;
5) дата осуществления контрольного действия;
6) выявленные недостатки и (или) нарушения;
7) сумма недостатка и (или) нарушения;
8) сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков;
9) предлагаемые меры по устранению нарушений и (или) недостатков, а также причин рисков;
10) информация о принятых мерах.
20. Ведение журнала включает в себя:
1) осуществление контрольных действий согласно карте внутреннего финансового контроля;
2) внесение в журнал записей о результатах осуществления внутреннего финансового контроля;
3) оформление журнала по окончании года.
21. Записи в журналы вносятся сразу после получения результатов внутреннего финансового контроля в хронологическом порядке с группировкой по внутренней бюджетной процедуре (процессу).
22. Журналы ведутся на бумажном носителе.
23. По окончании очередного года журналы подписываются собственноручной подписью должностным лицом, ответственным за ведение журнала.
24. Подписанный журнал является законченным. Внесение изменений (исправлений, дополнений) в законченный журнал не допускается.
25. Учет и хранение журналов осуществляются структурными подразделениями в хронологическом порядке на бумажных носителях.
26. Законченные журналы формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел структурного подразделения.
IV. Порядок формирования и направления информации
о результатах внутреннего финансового контроля на основе
данных регистров (журналов) внутреннего
финансового контроля
27. Информация о результатах внутреннего финансового контроля формируется структурными подразделениями по образцу (приложение N 6 к настоящему Положению) на основе данных журналов за прошедший год и представляется сопроводительным письмом с копией журнала на бумажном и (или) электронном носителях в Департамент экономики и финансов до 20 числа месяца, следующего за прошедшим годом.
28. В информации о результатах внутреннего финансового контроля указываются:
1) выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур;
2) сумма недостатков и (или) нарушений;
3) сведения о причинах рисков возникновения недостатков и (или) нарушений;
4) принятые меры по устранению выявленных недостатков и (или) нарушений, а также причин рисков их возникновения.
29. Причинами рисков возникновения недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур могут служить, в том числе:
1) несоответствие внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние стандарты и процедуры) бюджетному законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения;
2) недостаточная (неэффективная) регламентация внутренних стандартов и процедур;
3) несоблюдение внутренних стандартов и процедур должностными лицами, осуществляющими внутренние бюджетные процедуры и внутренний финансовый контроль;
4) отсутствие эффективных (наличие неэффективных) автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций, недостатки используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий;
5) нарушения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
6) низкое качество подготовки документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
7) несвоевременное составление (представление) документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
8) наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры и внутренний финансовый контроль;
9) низкий уровень квалификации должностных лиц структурных подразделений, осуществляющих операции и внутренний финансовый контроль.
30. В случае необходимости структурные подразделения указывают в сопроводительном письме информацию о результатах выполнения мер по устранению выявленных в предыдущих периодах недостатков и (или) нарушений, а также причин рисков их возникновения.
31. На основании информации структурных подразделений и собственной информации Департаментом экономики и финансов формируется сводная информация о результатах внутреннего финансового контроля в Министерстве (далее - сводная информация) за прошедший год по образцу (приложение N 7 к настоящему Положению), которая представляется с докладной запиской на рассмотрение первому заместителю Министра транспорта Российской Федерации для принятия им решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля.
32. В докладной записке к сводной информации указывается обобщенная информация о результатах внутреннего финансового контроля:
1) общее количество и сумма выявленных недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур, наиболее значимые недостатки и (или) нарушения;
2) причины рисков возникновения наиболее значимых недостатков и (или) нарушений;
3) принятые меры по устранению наиболее значимых недостатков и (или) нарушений;
4) результаты выполнения мер по устранению выявленных в предыдущих периодах наиболее значимых недостатков и (или) нарушений, а также причин рисков их возникновения.
33. В случае необходимости Департамент экономики и финансов прилагает к сводной информации проект решения по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля.
34. Решения по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля оформляются в виде поручения или резолюции руководителям структурных подразделений.
35. Контроль за выполнением принятых решений осуществляется руководителями структурных подразделений.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
в Министерстве транспорта
Российской Федерации внутреннего
финансового контроля
Образец
N п/п
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Структурные подразделения Минтранса России, выполняющие внутреннюю бюджетную процедуру и осуществляющие внутренний финансовый контроль
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
в Министерстве транспорта
Российской Федерации внутреннего
финансового контроля
Образец
Оценка операций
Необходимость осуществления контрольных действий
N п/п
Наименование операции
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Наименование бюджетного риска
Оценка бюджетного риска
вероятность
степень влияния
1
2
3
4
5
6
7
9
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Наименование процесса
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
в Министерстве транспорта
Российской Федерации внутреннего
финансового контроля
Образец
N п/п
Наименование операции
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностные лица, осуществляющие контрольные действия
Характеристика контрольных действий
метод контроля
периодичность
способ проведения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Наименование процесса
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
в Министерстве транспорта
Российской Федерации внутреннего
финансового контроля
Образец
N п/п
Содержание меры
Ответственный исполнитель (должность, ФИО)
Срок выполнения
N п/п
Содержание меры
Ответственный исполнитель (должность, ФИО)
Срок выполнения
N п/п
Содержание меры
Ответственный исполнитель (должность, ФИО)
Срок выполнения
N п/п
Содержание меры
Ответственный исполнитель (должность, ФИО)
Срок выполнения
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
в Министерстве транспорта
Российской Федерации внутреннего
финансового контроля
Образец
N п/п
Наименование операции
Должностное лицо, выполнявшее операцию (Ф.И.О.)
Дата выполнения операции (дд.мм.гггг)
Должностное лицо, осуществлявшее контрольное действие (Ф.И.О.)
Дата осуществления контрольного действия (дд.мм.гггг)
Выявленные недостатки и (или) нарушения
Сумма недостатка и (или) нарушения (рублей)
Сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Предлагаемые меры по устранению нарушений и (или) недостатков, а также причин рисков
Информация о принятых мерах
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Наименование процесса
--------------------------------
<*> Должностное лицо, уполномоченное на ведение реестра (журнала).
Приложение N 6
к Положению об осуществлении
в Министерстве транспорта
Российской Федерации внутреннего
финансового контроля
Образец
N п/п
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур
Сумма недостатков и (или) нарушений, рублей
Сведения о причинах рисков возникновения недостатков и (или) нарушений
Принятые меры по устранению выявленных недостатков и (или) нарушений, а также причин рисков их возникновения
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Наименование процесса
1
2
3
4
Наименование внутренней бюджетной процедуры
Наименование процесса
5
6
7
Итого