Приказ Минтранса России от 14.10.2025 N 329
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 октября 2025 г. N 329
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
КЛАССИФИКАЦИИ, ПОРЯДКА РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА
ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ СОБЫТИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ
С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, И С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ
ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", подпунктом 5.2.34 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Установить классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, не связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и с осуществлением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 июля 2008 г. N 97 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2008 г., регистрационный N 12685).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2026 г. и действует до 1 сентября 2032 г.
Министр
А.С.НИКИТИН
Приложение
к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от 14 октября 2025 г. N 329
КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОРЯДОК
РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
И ИНЫХ СОБЫТИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, И С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Транспортные происшествия <1> и иные события, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и с осуществлением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации, при которых причинен вред жизни или здоровью граждан в случаях наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверями железнодорожного подвижного состава при посадке в вагон или высадке из вагона, зажатия между железнодорожным подвижным составом и искусственным сооружением, падения с железнодорожного подвижного состава, поражения электрическим током на железнодорожном подвижном составе (далее - транспортные происшествия и иные события), подлежат расследованию и учету и классифицируются по следующим категориям:
--------------------------------
<1> Абзац пятнадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ).
1) транспортные происшествия и иные события, в результате которых произошла гибель двух и более человек и (или) причинен вред жизни или здоровью двум и более несовершеннолетним лицам;
2) транспортные происшествия и иные события, в результате которых произошла гибель одного человека и (или) причинен вред жизни или здоровью одному и более физическим лицам, за исключением транспортных происшествий и иных событий, в результате которых причинен вред жизни или здоровью двум и более несовершеннолетним лицам.
2. Расследование транспортных происшествий и иных событий должны осуществляться:
1) территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <2> (далее - уполномоченный орган) - в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка;
--------------------------------
<2> Пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ, пункты 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.
2) владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <3>, владельцем железнодорожного пути необщего пользования <4> (далее - субъекты железнодорожного транспорта) - в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка.
--------------------------------
<3> Абзац четвертый статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
<4> Абзац четырнадцатый статьи 2 Устава.
II. Порядок расследования транспортных происшествий
и иных событий
3. Субъекты железнодорожного транспорта в течение 3 часов с момента обнаружения транспортного происшествия или иного события должны сообщить об их обнаружении с использованием доступных средств связи уполномоченному органу и территориальному органу Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном транспорте (далее - территориальный орган внутренних дел на транспорте) с указанием следующих сведений:
1) дата и время обнаружения транспортного происшествия или иного события;
2) место (наименование железнодорожной станции, перегон, километр, пикет, номер железнодорожного пути), где произошло транспортное происшествие или иное событие;
3) предварительная информация о количестве погибших и (или) пострадавших лиц, в том числе несовершеннолетних лиц;
4) предварительная информация о причинах транспортного происшествия или иного события;
5) обстоятельства транспортного происшествия или иного события;
6) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, передавшего информацию о транспортном происшествии или ином событии.
4. Для расследования транспортного происшествия или иного события создается комиссия по расследованию транспортного происшествия или иного события (далее - Комиссия):
1) уполномоченным органом - для расследования транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка;
2) субъектом железнодорожного транспорта - для расследования транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка.
5. Решение о создании Комиссии должно приниматься:
1) уполномоченным органом в течение 3 рабочих дней со дня поступления от субъекта железнодорожного транспорта информации о транспортном происшествии или ином событии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка;
2) субъектом железнодорожного транспорта в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка.
6. В состав Комиссии, созданной уполномоченным органом, должны включаться:
1) председатель Комиссии (должностное лицо уполномоченного органа);
2) заместитель председателя Комиссии (должностное лицо уполномоченного органа);
3) члены Комиссии:
представители субъекта железнодорожного транспорта;
представитель перевозчика <5>;
--------------------------------
<5> Пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ.
4) секретарь Комиссии (должностное лицо уполномоченного органа).
7. В состав Комиссии, созданной субъектом железнодорожного транспорта, должны включаться:
1) председатель Комиссии (работник субъекта железнодорожного транспорта);
2) заместитель председателя Комиссии (работник субъекта железнодорожного транспорта);
3) члены Комиссии:
работники субъекта железнодорожного транспорта;
представитель перевозчика;
4) секретарь Комиссии (работник субъекта железнодорожного транспорта).
8. В случае если до завершения работы Комиссии, созданной в соответствии с пунктом 7 настоящих классификации и порядка, изменилась категория транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка, на категорию, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка, деятельность созданной Комиссии прекращается и создание Комиссии осуществляется повторно в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 и пунктом 6 настоящих классификации и порядка.
9. В случае прекращения деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящих классификации и порядка все подготовленные в ходе расследования транспортного происшествия или иного события документы и материалы, предусмотренные пунктом 13 настоящих классификации и порядка (при наличии), передаются председателем Комиссии, деятельность которой прекращена, председателю Комиссии, созданной в соответствии с пунктом 8 настоящих классификации и порядка.
10. Расследование транспортного происшествия или иного события должно проводиться в течение 18 рабочих дней со дня его обнаружения.
11. Комиссия должна выехать на место транспортного происшествия или иного события и установить обстоятельства и причины его возникновения.
12. Комиссия при расследовании транспортного происшествия или иного события должна:
1) провести осмотр места транспортного происшествия или иного события, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <6> (далее - инфраструктура), железнодорожного пути необщего пользования <7>, железнодорожного подвижного состава, на предмет их соответствия требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 <8> (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог);
--------------------------------
<6> Абзац третий статьи 2 Устава.
<7> Абзац тринадцатый статьи 2 Устава.
<8> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2022 г., регистрационный N 69324. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 данный акт действует шесть лет со дня его вступления в силу.
2) составить схему объектов инфраструктуры, железнодорожного пути необщего пользования и расположения железнодорожного подвижного состава с указанием места, где произошло транспортное происшествие или иное событие;
3) произвести фото- и видеосъемку последствий транспортного происшествия или иного события и повреждений объектов инфраструктуры, железнодорожного пути необщего пользования, железнодорожного подвижного состава, местоположения деталей и узлов железнодорожного подвижного состава, посторонних предметов, обнаруженных на месте, где произошло транспортное происшествие или иное событие;
4) запросить письменные объяснения о транспортном происшествии или ином событии у работников субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика и очевидцев транспортного происшествия или иного события в момент его возникновения;
5) оценить действия работников субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика в момент транспортного происшествия или иного события на предмет соблюдения ими требований Правил технической эксплуатации железных дорог;
6) определить причины возникновения транспортного происшествия или иного события.
13. Для целей проведения расследования транспортного происшествия или иного события допускается направление Комиссией запроса, составленного в произвольной форме на русском языке, подписанного председателем Комиссии либо его заместителем, в форме документа на бумажном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, размещенному на официальном сайте уполномоченного органа или субъекта железнодорожного транспорта (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - запрос):
1) субъекту железнодорожного транспорта о предоставлении сведений и документов:
о погодных условиях на момент транспортного происшествия или иного события;
о соответствии объектов инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, на которых произошло транспортное происшествие или иное событие, требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог;
2) перевозчику о предоставлении сведений и документов:
о погодных условиях на момент транспортного происшествия или иного события;
о соответствии железнодорожного подвижного состава, при движении которого или с участием которого произошло транспортное происшествие или иное событие, требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог;
о результатах расшифровки параметров движения железнодорожного подвижного состава, при движении которого или с участием которого произошло транспортное происшествие или иное событие;
о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, при движении которого или с участием которого произошло транспортное происшествие или иное событие, о прохождении ими обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров, обязательных послерейсовых или послесменных медицинских осмотров, а также произведенном по требованию работодателя медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) <9>.
--------------------------------
<9> Абзац третий пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ.
14. Лица, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 13 настоящих классификации и порядка, должны направить Комиссии способом, указанным в запросе, ответ на запрос, содержащий запрошенные сведения и документы или информацию о невозможности предоставления запрошенных сведений и документов, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
15. По результатам расследования транспортного происшествия или иного события Комиссией формируются следующие выводы:
1) о наличии или отсутствии в действиях работников субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика в момент транспортного происшествия или иного события нарушений требований Правил технической эксплуатации железных дорог;
2) о причинах возникновения транспортного происшествия или иного события, в том числе о нарушении или об отсутствии нарушения пострадавшим (пострадавшими) в результате транспортного происшествия или иного события требований Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 20 <10>.
--------------------------------
<10> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2022 г., регистрационный N 68592. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 20 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.
16. Выводы Комиссии, предусмотренные пунктом 15 настоящих классификации и порядка, фиксируются в составляемом Комиссией акте расследования транспортного происшествия или иного события (далее - акт расследования) (рекомендуемый образец акта расследования приведен в приложении к настоящим классификации и порядку), к которому прилагаются все полученные в ходе расследования транспортного происшествия или иного события документы, фото- и видеоматериалы.
17. Акт расследования составляется в одном экземпляре на каждого пострадавшего и подписывается председателем Комиссии, заместителем председателя Комиссии, всеми членами Комиссии.
Отказ председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии от подписания акта расследования не допускается.
В случае несогласия председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии с выводами Комиссии, предусмотренными пунктом 15 настоящих классификации и порядка, или с содержанием акта расследования, допускается составление ими особого мнения, которое прилагается к акту расследования.
III. Учет транспортных происшествий
18. Уполномоченный орган и субъект железнодорожного транспорта не позднее 10 числа каждого месяца должны направлять в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта информацию о результатах проведенных ими расследований транспортных происшествий или иных событий, с приложением актов расследований (при наличии).
19. Транспортные происшествия и иные события, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка, подлежат учету Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на основании данных о результатах расследования транспортных происшествий и иных событий, полученных от уполномоченного органа.
20. Транспортные происшествия и иные события, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка, подлежат учету Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на основании данных о результатах расследования транспортных происшествий и иных событий, полученных от субъекта железнодорожного транспорта.
Приложение
к классификации, порядку расследования
и учета транспортных происшествий и иных
событий, не связанных с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта,
в том числе высокоскоростного
железнодорожного транспорта,
и с осуществлением производственной
деятельности, предусмотренной трудовым
законодательством Российской Федерации,
установленным приказом Министерства
транспорта Российской Федерации
от 14 октября 2025 г. N 329
Рекомендуемый образец