Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минтранса России от 14.10.2025 N 329

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 2025 г. N 329

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ

КЛАССИФИКАЦИИ, ПОРЯДКА РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА

ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ СОБЫТИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ

С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, И С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ

ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", подпунктом 5.2.34 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:

1. Установить классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, не связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и с осуществлением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 июля 2008 г. N 97 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2008 г., регистрационный N 12685).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2026 г. и действует до 1 сентября 2032 г.

Министр

А.С.НИКИТИН

Приложение

к приказу Министерства транспорта

Российской Федерации

от 14 октября 2025 г. N 329

КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОРЯДОК

РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

И ИНЫХ СОБЫТИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ

БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА, И С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Транспортные происшествия <1> и иные события, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и с осуществлением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации, при которых причинен вред жизни или здоровью граждан в случаях наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверями железнодорожного подвижного состава при посадке в вагон или высадке из вагона, зажатия между железнодорожным подвижным составом и искусственным сооружением, падения с железнодорожного подвижного состава, поражения электрическим током на железнодорожном подвижном составе (далее - транспортные происшествия и иные события), подлежат расследованию и учету и классифицируются по следующим категориям:

--------------------------------

<1> Абзац пятнадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ).

1) транспортные происшествия и иные события, в результате которых произошла гибель двух и более человек и (или) причинен вред жизни или здоровью двум и более несовершеннолетним лицам;

2) транспортные происшествия и иные события, в результате которых произошла гибель одного человека и (или) причинен вред жизни или здоровью одному и более физическим лицам, за исключением транспортных происшествий и иных событий, в результате которых причинен вред жизни или здоровью двум и более несовершеннолетним лицам.

2. Расследование транспортных происшествий и иных событий должны осуществляться:

1) территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <2> (далее - уполномоченный орган) - в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка;

--------------------------------

<2> Пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ, пункты 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.

2) владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <3>, владельцем железнодорожного пути необщего пользования <4> (далее - субъекты железнодорожного транспорта) - в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка.

--------------------------------

<3> Абзац четвертый статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).

<4> Абзац четырнадцатый статьи 2 Устава.

II. Порядок расследования транспортных происшествий

и иных событий

3. Субъекты железнодорожного транспорта в течение 3 часов с момента обнаружения транспортного происшествия или иного события должны сообщить об их обнаружении с использованием доступных средств связи уполномоченному органу и территориальному органу Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном транспорте (далее - территориальный орган внутренних дел на транспорте) с указанием следующих сведений:

1) дата и время обнаружения транспортного происшествия или иного события;

2) место (наименование железнодорожной станции, перегон, километр, пикет, номер железнодорожного пути), где произошло транспортное происшествие или иное событие;

3) предварительная информация о количестве погибших и (или) пострадавших лиц, в том числе несовершеннолетних лиц;

4) предварительная информация о причинах транспортного происшествия или иного события;

5) обстоятельства транспортного происшествия или иного события;

6) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, передавшего информацию о транспортном происшествии или ином событии.

4. Для расследования транспортного происшествия или иного события создается комиссия по расследованию транспортного происшествия или иного события (далее - Комиссия):

1) уполномоченным органом - для расследования транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка;

2) субъектом железнодорожного транспорта - для расследования транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка.

5. Решение о создании Комиссии должно приниматься:

1) уполномоченным органом в течение 3 рабочих дней со дня поступления от субъекта железнодорожного транспорта информации о транспортном происшествии или ином событии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка;

2) субъектом железнодорожного транспорта в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка.

6. В состав Комиссии, созданной уполномоченным органом, должны включаться:

1) председатель Комиссии (должностное лицо уполномоченного органа);

2) заместитель председателя Комиссии (должностное лицо уполномоченного органа);

3) члены Комиссии:

представители субъекта железнодорожного транспорта;

представитель перевозчика <5>;

--------------------------------

<5> Пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ.

4) секретарь Комиссии (должностное лицо уполномоченного органа).

7. В состав Комиссии, созданной субъектом железнодорожного транспорта, должны включаться:

1) председатель Комиссии (работник субъекта железнодорожного транспорта);

2) заместитель председателя Комиссии (работник субъекта железнодорожного транспорта);

3) члены Комиссии:

работники субъекта железнодорожного транспорта;

представитель перевозчика;

4) секретарь Комиссии (работник субъекта железнодорожного транспорта).

8. В случае если до завершения работы Комиссии, созданной в соответствии с пунктом 7 настоящих классификации и порядка, изменилась категория транспортного происшествия или иного события, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка, на категорию, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка, деятельность созданной Комиссии прекращается и создание Комиссии осуществляется повторно в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 и пунктом 6 настоящих классификации и порядка.

9. В случае прекращения деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящих классификации и порядка все подготовленные в ходе расследования транспортного происшествия или иного события документы и материалы, предусмотренные пунктом 13 настоящих классификации и порядка (при наличии), передаются председателем Комиссии, деятельность которой прекращена, председателю Комиссии, созданной в соответствии с пунктом 8 настоящих классификации и порядка.

10. Расследование транспортного происшествия или иного события должно проводиться в течение 18 рабочих дней со дня его обнаружения.

11. Комиссия должна выехать на место транспортного происшествия или иного события и установить обстоятельства и причины его возникновения.

12. Комиссия при расследовании транспортного происшествия или иного события должна:

1) провести осмотр места транспортного происшествия или иного события, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <6> (далее - инфраструктура), железнодорожного пути необщего пользования <7>, железнодорожного подвижного состава, на предмет их соответствия требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 <8> (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог);

--------------------------------

<6> Абзац третий статьи 2 Устава.

<7> Абзац тринадцатый статьи 2 Устава.

<8> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2022 г., регистрационный N 69324. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 данный акт действует шесть лет со дня его вступления в силу.

2) составить схему объектов инфраструктуры, железнодорожного пути необщего пользования и расположения железнодорожного подвижного состава с указанием места, где произошло транспортное происшествие или иное событие;

3) произвести фото- и видеосъемку последствий транспортного происшествия или иного события и повреждений объектов инфраструктуры, железнодорожного пути необщего пользования, железнодорожного подвижного состава, местоположения деталей и узлов железнодорожного подвижного состава, посторонних предметов, обнаруженных на месте, где произошло транспортное происшествие или иное событие;

4) запросить письменные объяснения о транспортном происшествии или ином событии у работников субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика и очевидцев транспортного происшествия или иного события в момент его возникновения;

5) оценить действия работников субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика в момент транспортного происшествия или иного события на предмет соблюдения ими требований Правил технической эксплуатации железных дорог;

6) определить причины возникновения транспортного происшествия или иного события.

13. Для целей проведения расследования транспортного происшествия или иного события допускается направление Комиссией запроса, составленного в произвольной форме на русском языке, подписанного председателем Комиссии либо его заместителем, в форме документа на бумажном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, размещенному на официальном сайте уполномоченного органа или субъекта железнодорожного транспорта (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - запрос):

1) субъекту железнодорожного транспорта о предоставлении сведений и документов:

о погодных условиях на момент транспортного происшествия или иного события;

о соответствии объектов инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, на которых произошло транспортное происшествие или иное событие, требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог;

2) перевозчику о предоставлении сведений и документов:

о погодных условиях на момент транспортного происшествия или иного события;

о соответствии железнодорожного подвижного состава, при движении которого или с участием которого произошло транспортное происшествие или иное событие, требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог;

о результатах расшифровки параметров движения железнодорожного подвижного состава, при движении которого или с участием которого произошло транспортное происшествие или иное событие;

о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, при движении которого или с участием которого произошло транспортное происшествие или иное событие, о прохождении ими обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров, обязательных послерейсовых или послесменных медицинских осмотров, а также произведенном по требованию работодателя медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) <9>.

--------------------------------

<9> Абзац третий пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ.

14. Лица, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 13 настоящих классификации и порядка, должны направить Комиссии способом, указанным в запросе, ответ на запрос, содержащий запрошенные сведения и документы или информацию о невозможности предоставления запрошенных сведений и документов, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

15. По результатам расследования транспортного происшествия или иного события Комиссией формируются следующие выводы:

1) о наличии или отсутствии в действиях работников субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика в момент транспортного происшествия или иного события нарушений требований Правил технической эксплуатации железных дорог;

2) о причинах возникновения транспортного происшествия или иного события, в том числе о нарушении или об отсутствии нарушения пострадавшим (пострадавшими) в результате транспортного происшествия или иного события требований Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 20 <10>.

--------------------------------

<10> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2022 г., регистрационный N 68592. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 20 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

16. Выводы Комиссии, предусмотренные пунктом 15 настоящих классификации и порядка, фиксируются в составляемом Комиссией акте расследования транспортного происшествия или иного события (далее - акт расследования) (рекомендуемый образец акта расследования приведен в приложении к настоящим классификации и порядку), к которому прилагаются все полученные в ходе расследования транспортного происшествия или иного события документы, фото- и видеоматериалы.

17. Акт расследования составляется в одном экземпляре на каждого пострадавшего и подписывается председателем Комиссии, заместителем председателя Комиссии, всеми членами Комиссии.

Отказ председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии от подписания акта расследования не допускается.

В случае несогласия председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии с выводами Комиссии, предусмотренными пунктом 15 настоящих классификации и порядка, или с содержанием акта расследования, допускается составление ими особого мнения, которое прилагается к акту расследования.

III. Учет транспортных происшествий

18. Уполномоченный орган и субъект железнодорожного транспорта не позднее 10 числа каждого месяца должны направлять в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта информацию о результатах проведенных ими расследований транспортных происшествий или иных событий, с приложением актов расследований (при наличии).

19. Транспортные происшествия и иные события, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 настоящих классификации и порядка, подлежат учету Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на основании данных о результатах расследования транспортных происшествий и иных событий, полученных от уполномоченного органа.

20. Транспортные происшествия и иные события, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящих классификации и порядка, подлежат учету Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на основании данных о результатах расследования транспортных происшествий и иных событий, полученных от субъекта железнодорожного транспорта.

Приложение

к классификации, порядку расследования

и учета транспортных происшествий и иных

событий, не связанных с нарушением правил

безопасности движения и эксплуатации

железнодорожного транспорта,

в том числе высокоскоростного

железнодорожного транспорта,

и с осуществлением производственной

деятельности, предусмотренной трудовым

законодательством Российской Федерации,

установленным приказом Министерства

транспорта Российской Федерации

от 14 октября 2025 г. N 329

Рекомендуемый образец

Другие документы по теме
"Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе прием на целевое обучение, в организации, осуществляющие образовательную деятельность, находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2026/27 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2025 N 84591)
"Об утверждении Порядка размещения информации о финансовых и нефинансовых активах, об обязательствах Российской Федерации, федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, их изменяющих, и о полученных финансовых результатах в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2025 N 84586)
"О внесении изменений в Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, утвержденное приказом МВД России от 28 июля 2017 г. N 547"
"О включении в реестр таможенных перевозчиков ООО "ДиспоРу"
Ошибка на сайте