Приказ Минтранса России от 25.09.2025 N 302
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 сентября 2025 г. N 302
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В ЛЕНСКОМ БАССЕЙНЕ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 и подпунктом 5.2.11(9) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Ленском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.
Министр
А.С.НИКИТИН
Утверждены
приказом Минтранса России
от 25 сентября 2025 г. N 302
ПРАВИЛА
ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В ЛЕНСКОМ БАССЕЙНЕ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении к настоящим Правилам.
Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в приложении к настоящим Правилам, должно осуществляться при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 36 Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2021 г., регистрационный N 64328). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 данный акт действует до 1 января 2027 г.
При формировании состава судоводителем должна быть обеспечена балластировка барж для обеспечения управляемости состава.
2. В типовых схемах формирования составов, указанных в приложении к настоящим Правилам, перегрузочные механизмы приравниваются:
1) плавкран грузоподъемностью 16 тонн и более - к барже грузоподъемностью 2500 тонн;
2) плавкран грузоподъемностью менее 16 тонн - к барже грузоподъемностью 1000 тонн.
3. Толкание барж грузоподъемностью 2500 тонн и более в обоих направлениях должно осуществляться при условии оборудования теплоходов поворотными насадками и двумя кормовыми якорями.
4. Допускается толкание смешанных составов нефтеналивными судами с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров 61 °C и выше.
5. Судоводители должны исполнять распоряжения администрации бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) об ограничении или запрещении движения судов либо об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды на участках внутренних водных путей Ленского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Ленского бассейна) <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 2 статьи 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
6. Движение судов вниз должно осуществляться под руководством капитана судна на следующих участках ВВП Ленского бассейна:
1) река Лена: город Усть-Кут (3620,0 км) - перекат Таюрский (3545 км), перекат Кокуйское колено (3561 - 3557 км), перекат Любавское колено (3417,2 - 3414,5 км), город Киренск (3318,0 км) - поселок Петропавловск (3228,0 км);
2) река Витим: город Бодайбо (291,0 км) - устье реки Витим;
3) река Алдан: перекат Стремительный (628,0 - 624,0 км) поселок Джебарики-Хая (510,0 км) - перекат Рассыпной (243,0 - 239,5 км);
4) река Яна: 28,0 км реки Яна - мыс Уэдей.
7. Движение судов вверх и вниз должно осуществляться под руководством капитана судна на следующих участках ВВП Ленского бассейна:
1) река Лена (3051,5 - 3047,0 км);
2) бар реки Яна: мыс Уэдей - Янский залив, условная линия, последовательно соединяющая точки с координатами: 71°34'14,34" с.ш., 136°45'36,83" в.д.; 71°40'54,75" с.ш., 136°40'15,61" в.д.; 71°41'1,26" с.ш., 136°44'10,72" в.д.; 71°33'59,27" с.ш., 136°49'3,54" в.д.; 71°32'37,29" с.ш., 136°43'2,21" в.д.;
3) бар реки Индигирка: водомерный пост Немково - Восточно-Сибирское море, условная линия, последовательно соединяющая точки с координатами: 71°29'10,71" с.ш., 150°44'37,54" в.д.; 71°31'7,33" с.ш., 150°50'6,75" в.д.; 71°32'19,99" с.ш., 150°46'40,03" в.д.; 71°34'32,06" с.ш., 150°50'4,20" в.д.; 71°39'15,62" с.ш., 151°0'36,15" в.д.; 71°38'26,02" с.ш., 151°3'57,17" в.д.; 71°33'13,21" с.ш., 150°51'10,89" в.д.; 71°29'48,37" с.ш., 150°53'28,35" в.д.; 71°27'59,99" с.ш., 150°48'47,08" в.д.
8. Буксировка плавкранов должна осуществляться с уложенными и закрепленными стрелами, за исключением перестановки плавкранов в акватории речного порта или пристани.
9. Суда, находящиеся на консервации и (или) временно выведенные из эксплуатации, должны быть поставлены в акваториях ВВП Ленского бассейна, предназначенных для отстоя и ремонта флота.
10. Капитаны судов при заходе в акваторию речного порта должны получить информацию о габаритах внутреннего водного пути акватории речного порта, рейдов и подходов к причалам речного порта у диспетчера АБВВП <3> посредством использования установки ультракоротковолновой радиосвязи (далее - УКВ-радиосвязь).
--------------------------------
<3> Пункт 9 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 47 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17010).
11. Длина буксирного троса при заходе буксирного состава в акваторию речного порта должна составлять не более 25 м.
12. При работе у грузовых причалов речного порта на судах должна быть включена УКВ-радиосвязь, настроенная на частоту (канал) вызова бедствия, срочности и безопасности (300 МГц, 5 канал) <4>.
--------------------------------
<4> Пункт 13 Правил радиосвязи подвижной спутниковой службы и подвижно спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 марта 2019 г. N 83 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2019 г., регистрационный N 54891).
13. Движение водоизмещающих судов по акватории речного порта должно осуществляться с минимальной скоростью.
14. В акватории речного порта движение маломерных судов, используемых в коммерческих целях, должно осуществляться с минимальной скоростью и не должно затруднять движение и маневрирование других судов.
15. Осуществление производственных работ судами комплексного обслуживания флота, рейдово-маневровыми судами <5> не должно препятствовать движению транзитного флота.
--------------------------------
<5> Пункт 129 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 19 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2018 г., регистрационный N 50283), с изменением, внесенным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2019 г., регистрационный N 54757).
16. Стоянка судов на специально отведенных рейдах, указанных в навигационных картах ВВП Ленского бассейна, допускается в ожидании грузовых операций, бункеровки топливом, сдачи сухого мусора, подсланевых и сточно-фановых вод.
17. Капитан самоходного судна посредством УКВ-радиосвязи должен согласовать с диспетчером АБВВП выход самоходного судна из затонов, расположенных в границах Осетровского речного порта (3624,9 - 3596,1 км реки Лена), на основной судовой ход и оповестить капитанов других судов о выходе самоходного судна на основной судовой ход на 5 канале УКВ-радиосвязи.
18. Оборот судов и составов, отправляющихся в рейс со всех рейдов, расположенных в границах Осетровского транспортного узла, должен осуществляться с помощью вспомогательного теплохода, мощность которого должна быть достаточной для осуществления такого оборота.
19. Допускается стоянка судов под обработкой у причалов Осетровского речного порта, Усть-Кутской нефтебазы и грузового причала на 3612,2 - 3612,1 км реки Лена в один ряд.
Допускается стоянка судов под обработкой у причалов Осетровского речного порта, Усть-Кутской нефтебазы и грузового причала на 3612,2 - 3612,1 км реки Лена в два ряда по согласованию с диспетчером АБВВП посредством УКВ-радиосвязи.
20. Швартовка самоходного флота и несамоходных судов к причалам Осетровского речного порта, подход к причалам Осетровского речного порта и отход от причалов Осетровского речного порта самоходного флота и несамоходных судов должны осуществляться капитаном судна по согласованию с диспетчером АБВВП.
21. Для сохранности портовых гидротехнических сооружений и исключения размыва дна при низких уровнях воды (при отметке ниже уровня воды по водомерному посту Усть-Кут 281,32 м Балтийской системы высот 1977 года <6>) подход судов к причальным стенкам должен производиться с применением рейдовых буксиров.
--------------------------------
<6> Абзац второй пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 1240 "Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы".
22. Судоводитель при движении судна на участке от города Усть-Кут (3620,0 км реки Лена) до города Киренск (3318,0 км реки Лена) должен:
1) соблюдать установленную диспетчером АБВВП скорость движения судов, не допускать обгон судов на участке от города Усть-Кут (3620,0 км реки Лена) до деревни Мысовая (3476 км реки Лена) и держать дистанцию между судами и составами не менее 2 км;
2) информировать диспетчера АБВВП обо всех остановках судна в пути следования с указанием места, времени, причины остановки;
3) получать разрешение диспетчера АБВВП на продолжение движения судна после его остановки, согласовывать с диспетчером АБВВП время отхода судна от места остановки, информировать по УКВ-радиосвязи судоводителей других судов о своем местонахождении и о своих действиях.
23. Длина буксирного троса буксирного состава при движении на участке реки Лена (город Усть-Кут (3620,0 км реки Лена) - деревня Мысовая) должна составлять не более 75 м.
24. При следовании по протоке Мархинская судоводители должны соблюдать минимальную скорость движения судов, установленную диспетчером АБВВП.
25. Перед постановкой судов на зимний отстой и в период навигационного базирования флота в акватории Якутского речного порта судоводители должны предусмотреть достаточность глубины в месте зимнего отстоя судов для безопасной стоянки судов в период меженного и зимнего снижения уровней воды.
26. На ВВП Ленского бассейна запрещается:
1) использование валогенератора при движении судна в обоих направлениях по реке Витим, а также на участках реки Лена от города Усть-Кут (3620,0 км) до устья реки Витим (2870,0 км), на участках реки Алдан от города Томмот (1614,0 км) до поселка Усть-Мая (850,0 км);
2) буксировка под бортом несамоходных судов на участке реки Лена от города Усть-Кут (3620,0 км) до устья реки Витим (2870,0 км);
3) расхождение и обгон судов на участках ВВП Ленского бассейна, на которых расхождение и обгон судов запрещены береговыми навигационными информационными знаками в соответствии с таблицей 6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 26600-98 "Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия" <7>;
--------------------------------
<7> Введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 512-ст.
4) буксировка барж без кормовых стабилизаторов;
5) совместная буксировка и толкание состава несколькими судами при отсутствии у судоводителей УКВ-радиосвязи между собой;
6) движение судов на паромных переправах в условиях ограниченной видимости (менее 1 км);
7) работа одновинтовых судов и судов мощностью менее 300 лошадиных сил на паромных переправах с момента появления первых форм льдообразования на водной поверхности;
8) расхождение и обгон судов на участке реки Алдан от 1614,0 км до устья реки Тимптон (1545,0 км) при уровне воды ниже +250 см над нулевой отметкой водомерного поста города Томмот;
9) включение на судах во время стоянки у причалов на ВВП Ленского бассейна наружной радиотрансляции;
10) стоянка и швартовка у пассажирских причалов судов, не предназначенных для перевозки пассажиров;
11) стоянка судов и составов на якоре, а также судов и составов, не задействованных в погрузочно-разгрузочных работах, у берега протоки Мархинская.
Приложение
к Правилам движения и стоянки судов
в Ленском бассейне внутренних водных путей
Российской Федерации, утвержденным
приказом Минтранса России
от 25 сентября 2025 г. N 302
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВОВ
N
Наименование участка внутренних водных путей Российской Федерации
Минимально допустимая мощность буксира или толкача, кВт
Максимальная грузоподъемность состава, тонн
Разрешенная габаритная длина состава, м
Разрешенная габаритная ширина состава, м
Движение вниз
Движение вверх
Типовая схема формирования состава
Допустимые условия
Применяемые обозначения:
![]()
- буксир или толкач

- буксируемый или толкаемый объект

- самоходное судно
река Лена
1
Осетрово - Петропавловск 397 км
110
200
61
8
1 x (40 - 200)
1 x (40 - 200)
2 x (40 - 200)

-
220
700
107
11
1 x 1000
1 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)

-
294
1000
126
15
1 x 1000
1 x (40 - 200)
1 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)

-
441
2000
169
15
1 x 1000
1 x (40 - 200)
1 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)

-
588
3400
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
2 x 1000
2 x 500

При проводке вверх длина состава не должна превышать длину состава, включая длину буксира
1470
3400
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000

-
850
2000
177
15
1 x 1000
1 x 1000

Схема теплохода с неповоротными насадками с приставкой
850
3500
177
18
1 x 3300
1 x 2500
1 x 3300
1 x 2500

Схема теплохода с поворотными насадками с приставкой
2
Петропавловск - Пеледуй 375 км
110
200
61
8
1 x (40 - 200)
2 x (40 - 200)
1 x (40 - 200)
2 x (40 - 200)

-
220
700
107
11
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)

-
441
2000
169
15
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)

При спуске двух барж на участках, указанных в навигационных картах, судоводитель должен расформировать состав и производить проводку по одной барже либо использовать второй буксир для безопасной проводки состава
588
3400
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
2 x 1000
2 x 500
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
2 x 1000
2 x 500

При спуске двух барж на участках, указанных в навигационных картах, судоводитель должен расформировать состав и производить проводку по одной барже либо использовать второй буксир для безопасной проводки состава
1470
5000
177
35
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000
1 x 3300
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000

850
2000
177
15
1 x 1000
1 x 1000

Схема теплохода с неповоротными насадками с приставкой
850
4300
177
18
1 x 3300
1 x 2500
1 x 3300
1 x 2500

Схема теплохода с поворотными насадками с приставкой
3
Пеледуй - Жиганск 1978 км
110
200
61
8
1 x 1000
1 x (200 - 500)
2 x (200 - 500)
1 x 1000
1 x (200 - 500)
2 x (200 - 500)

-
220
700
107
11
1 x (40 - 200)
2 x (40 - 200)
1 x (40 - 200)
2 x (40 - 200)

-
294
1000
126
15
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
441
2500
169
15
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
588
3400
177
18
1 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
2 x (200 - 500)

-
1470
10000
177
35
1 x 1000
1 x 2500
2 x 2500
2 x 1000
2 x 2500 + 2 x 2500
2 x 2500 + 2 x 1000
2 x 1000 + 2 x 1000
1 x 1000
1 x 2500
2 x 2500
2 x 1000
2 x 2500 + 2 x 2500
2 x 2500 + 2 x 1000
2 x 1000 + 2 x 1000

-
850
2000
177
15
1 x 1000
1 x 1000

Схема теплохода с неповоротными насадками с приставкой
850
4300
177
18
1 x 3300
1 x 2500
1 x 3300
1 x 2500

Схема теплохода с поворотными насадками с приставкой
4
Жиганск - остров Столб 874 км
294
1000
127
21
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)
1 x 1000
2 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
441
2000
169
29
1 x 1000
2 x 1000
2 x (500 - 900)
1 x 1000
2 x 1000
2 x (500 - 900)

-
588
5000
241
35
1 x 2500
2 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000
1 x 2500
2 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000

-
809
6000
250
29
1 x 2500
2 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000
1 x 2500
2 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
1 x 2500 + 1 x 1000
-
Буксировка состава до 6000 тонн из барж грузоподъемностью не менее 1000 тонн
1470
10000
355
35
1 x 2500
2 x 2500
3 x 2500
4 x 2500
2 x 1000
4 x 1000
1 x 2500
2 x 2500
3 x 2500
4 x 2500
2 x 1000
4 x 1000
-
Буксировка состава до 15000 тонн из барж грузоподъемностью не менее 1000 тонн
850
3500
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000

-
река Витим
5
Бодайбо - устье реки Витим 292 км
110
200
61
8
1 x (40 - 200)
1 x (40 - 200)

-
294
500
82
11
1 x (40 - 500)
1 x (40 - 500)

-
441
1000
101
15
1 x 1000
1 x (200 - 500)
1 x 1000
1 x (200 - 500)

-
588
2500
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000

-
1470
2500
182
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000

-
река Алдан
6
Томмот - Усть-Мая 764 км
110
200
61
8
1 x (40 - 200)
1 x (40 - 200)

-
294
500
82
11
1 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
441
1000
101
15
1 x 1000
1 x (500 - 900)
1 x 1000
1 x (500 - 900)

-
588
2500
177
18
1 x 1000
1 x 2500
1 x (500 - 900)
1 x 1000
1 x 2500
1 x (500 - 900)

-
7
Учур - устье реки Алдан 1218 км
850
2000
177
15
1 x 1000
1 x 1000

Схема теплохода с неповоротными насадками с приставкой
850
3500
177
18
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500

Схема теплохода с поворотными насадками с приставкой
8
Усть-Мая - устье реки Витим 851 км
441
1000
101
15
1 x (500 - 1000)
1 x (500 - 1000)

-
588
2500
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000

-
1470
5000
241
35
1 x 2500
2 x 2500
1 x 1000
2 x 1000
1 x 2500
2 x 2500
1 x 1000
2 x 1000

При спуске двух барж на участках, указанных в навигационных картах, судоводитель должен расформировать состав и производить проводку по одной барже либо использовать второй буксир для безопасной проводки состава
река Вилюй
9
Сунтар - устье реки Марха 223 км
110
200
61
8
1 x (40 - 200)
1 x (40 - 200)

-
154
500
71
11
1 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
220
500
71
11
1 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
441
1000
101
15
1 x 1000
1 x (500 - 900)
1 x 1000
1 x (500 - 900)

-
588
2500
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000

-
850
2000
177
15
1 x 1000
1 x 1000

Схема теплохода с неповоротными насадками с приставкой
850
3500
177
18
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500

Схема теплохода с поворотными насадками с приставкой
10
устье реки Марха - устье реки Вилюй 523 км
220
500
71
11
1 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
294
500
81
13
1 x (200 - 500)
1 x (200 - 500)

-
441
1000
101
15
1 x 1000
1 x (500 - 900)
1 x 1000
1 x (500 - 900)

-
588
2500
177
18
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000

-
1470
3400
177
18
1 x 3300
1 x 2500
1 x 3300
1 x 2500

-
850
2000
177
15
1 x 1000
1 x 1000

-
850
3500
177
18
1 x 1000
1 x 2500
1 x 1000
1 x 2500

Схема теплохода с поворотными насадками с приставкой