Приказ Минтранса России от 02.05.2024 N 157
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 мая 2024 г. N 157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
УСТАНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ И АЭРОПОРТОВЫХ СБОРОВ
ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АЭРОПОРТАХ И ВОЗДУШНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЗИМАНИЯ РАССЧИТАННОЙ
НА ИХ ОСНОВЕ ПЛАТЫ С ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 63 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ, С КОТОРЫМИ У РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТСУТСТВУЮТ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЗИМАНИИ
ТЕХ ЖЕ СБОРОВ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ
ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЛИЦ
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2, пунктом 2.3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов, которые установлены для российских лиц.
2. Признать не подлежащими применению:
приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15 мая 2000 г. N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2000 г., регистрационный N 2317);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 мая 2002 г. N 69 "О внесении изменения в Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15 мая 2000 г. N 125" (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2002 г., регистрационный N 3503).
3. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2005 г. N 14 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15 мая 2000 г. N 125" (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2005 г., регистрационный N 6494).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утвержден
приказом Минтранса России
от 2 мая 2024 г. N 157
ПОРЯДОК
УСТАНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ И АЭРОПОРТОВЫХ СБОРОВ
ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АЭРОПОРТАХ И ВОЗДУШНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЗИМАНИЯ РАССЧИТАННОЙ
НА ИХ ОСНОВЕ ПЛАТЫ С ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 63 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ, С КОТОРЫМИ У РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТСУТСТВУЮТ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЗИМАНИИ
ТЕХ ЖЕ СБОРОВ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ
ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЛИЦ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок применяется при установлении и взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов, которые установлены для российских лиц <1> (далее - иностранные эксплуатанты).
--------------------------------
<1> Подпункт 3 пункта 2.2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2. В соответствии с настоящим Порядком устанавливается следующий перечень аэронавигационных, аэропортовых сборов:
1) аэронавигационные сборы:
сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета;
сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома;
2) аэропортовые сборы:
сбор за взлет-посадку;
сбор за стоянку;
сбор за обеспечение транспортной безопасности;
сбор за предоставление аэровокзала (терминала).
3. Аэронавигационные сборы устанавливаются за обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации <2> и воздушном пространстве в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществления деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, используемом в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. <3> (далее - воздушное пространство).
--------------------------------
<2> Пункт 2 статьи 1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
<3> Пункт 3 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее соответственно - Правила N 138, постановление N 138). В соответствии с пунктом 3 постановления N 138 данный акт действует до 1 ноября 2026 г. Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.
4. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимается с иностранных эксплуатантов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных эксплуатантов (далее - организации гражданской авиации).
5. Аэронавигационные сборы устанавливаются за обслуживание полетов воздушных судов при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в части воздушного пространства <4>, определенной для маршрутов обслуживания воздушного движения (воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий) (далее - маршруты обслуживания воздушного движения), маршрутов полетов воздушных судов (вне маршрутов обслуживания воздушного движения, в воздушном пространстве свободной маршрутизации) (далее - маршруты полета), районов аэродромов.
--------------------------------
<4> Пункт 8 Правил N 138.
6. Сборы за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета устанавливаются едиными для обеспеченных диспетчерским обслуживанием полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения, маршрутах полета.
7. Сборы за аэронавигационное обслуживание в районах аэродромов устанавливаются для каждого международного аэропорта <5> отдельно.
--------------------------------
<5> Пункт 4 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации.
8. Аэропортовые сборы устанавливаются для каждой организации гражданской авиации и для каждого международного аэропорта за предоставление всех услуг (выполнение всех работ), включенных в состав аэропортовых сборов в соответствии с настоящим Порядком (далее - базовый сбор).
9. В случае если услуги (работы), включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов, оказываются двумя и более организациями гражданской авиации, то каждая организация гражданской авиации устанавливает аэронавигационные, аэропортовые сборы, включающие только предоставляемые иностранному эксплуатанту услуги (работы) в своей части. В данном случае базовый сбор устанавливать не требуется.
10. Сборы, предусмотренные пунктами 20, 23, 30 настоящего Порядка, допускается устанавливать дифференцированно в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна.
Аэронавигационные и аэропортовые сборы допускается устанавливать в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.
11. При расчете платы на основе сборов, предусмотренных пунктами 17, 20, 23, 30 настоящего Порядка, применяется максимальная взлетная масса обслуживаемого воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна <6> или эквивалентном руководству по летной эксплуатации воздушного судна документе, выданном уполномоченным органом иностранного государства и соответствующем международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.
--------------------------------
<6> Абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации.
При отсутствии сведений о максимальной взлетной массе обслуживаемого воздушного судна плата, рассчитанная на основе сборов, предусмотренных пунктами 17, 20, 23, 30 настоящего Порядка, определяется в соответствии с максимальной взлетной массой типа воздушного судна.
При расчете платы на основе сборов, предусмотренных пунктами 17, 20, 23, 30 настоящего Порядка, максимальная взлетная масса воздушного судна (типа воздушного судна) применяется в тоннах и округляется до целого числа в тоннах в большую сторону.
12. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимается только за оказанные (выполненные) иностранному эксплуатанту услуги (работы).
13. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимается на основе:
1) сбора за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта или начала полета воздушного судна в районе обслуживания воздушного движения Российской Федерации;
2) сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и аэропортовых сборов в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта.
14. В аэропортах с годовым объемом обслуживания менее 100 тысяч пассажиров (прибывающих, убывающих и транзитных пассажиров) сбор за обеспечение транспортной безопасности и сбор за предоставление аэровокзала (терминала) допускается не устанавливать отдельно. В данном случае услуги (работы), предусмотренные пунктами 30 и 34 настоящего Порядка, дополнительно должны включаться в сбор за взлет-посадку, предусмотренный пунктом 23 настоящего Порядка.
15. При обслуживании воздушных судов в аэропортах, для которых не установлены сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов применяются сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и аэропортовые сборы, установленные для российских эксплуатантов, осуществляющих международные полеты <7>.
--------------------------------
<7> Подпункты 1 и 2 пункта 2.2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.
16. Плату за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и плату за взлет-посадку допускается взимать с коэффициентом в размере до 1,2 на единообразных условиях для всех иностранных эксплуатантов за обслуживание, осуществляемое с 22 часов до 6 часов местного времени в период работы аэропорта, установленный аэронавигационным паспортом аэродрома или инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.
II. Аэронавигационные сборы
17. Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и на маршрутах полета устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве, обеспеченном диспетчерским обслуживанием (в воздушном пространстве класса A и класса C <8>), на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации, местных воздушных линиях, а также вне маршрутов обслуживания воздушного движения и в воздушном пространстве свободной маршрутизации, включая оказание (выполнение) следующих услуг (работ):
--------------------------------
<8> Подпункты "а" и "б" пункта 10 Правил N 138.
1) организация воздушного движения;
2) планирование и координирование использования воздушного пространства;
3) предоставление средств радиотехнического обеспечения полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи;
4) аварийное оповещение и координация полетов при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
5) передача экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;
6) обеспечение дежурств и тренировочных полетов поисково-спасательных воздушных судов и их экипажей;
7) сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации, включая передачу экипажам метеорологической информации на этапе подготовки к полету, в том числе в электронном виде;
8) обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах.
18. Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и на маршрутах полета устанавливается на 100 километров расстояния, рассчитанного по ортодромии по маршруту полета, по шкале, дифференцированной по максимальной взлетной массе воздушных судов:
1) от 0,03 тонн включительно до 2 тонн включительно;
2) свыше 2 тонн до 5 тонн 700 килограмм включительно;
3) свыше 5 тонн 700 килограмм до 20 тонн включительно;
4) свыше 20 тонн до 50 тонн включительно;
5) свыше 50 тонн до 100 тонн включительно;
6) свыше 100 тонн до 200 тонн включительно;
7) свыше 200 тонн до 300 тонн включительно;
8) свыше 300 тонн до 400 тонн включительно;
9) свыше 400 тонн.
19. Плата за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и на маршрутах полетов определяется произведением расстояния, рассчитанного путем деления на 100 километров ортодромического расстояния маршрута полета с округлением до целого в большую сторону, и установленного сбора за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и на маршрутах полета.
При расчете указанной в абзаце первом настоящего пункта платы:
1) ортодромическое расстояние маршрута полета определяется как кратчайшее расстояние в километрах между контрольной точкой аэродрома <9> (далее - КТА) вылета на территории Российской Федерации или точкой входа воздушного судна в воздушное пространство класса A или класса C и КТА посадки в пределах территории Российской Федерации или точкой выхода воздушного судна из воздушного пространства класса A или класса C;
--------------------------------
<9> Абзац восемьдесят четвертый пункта 2 Правил N 138.
2) общее ортодромическое расстояние полета в случае, если полет завершился на аэродроме вылета или в районе аэродрома вылета, определяется умножением расстояния между КТА и наиболее удаленной от аэродрома точкой полета на два;
3) ортодромическое расстояние маршрута полета уменьшается на 20 километров в случае выполнения посадки воздушного судна в районе аэродрома;
4) из ортодромического расстояния маршрута полета исключаются участки полетов в воздушном пространстве класса G <10>, если полет воздушного судна проходит в воздушном пространстве класса A и (или) класса C, а также в воздушном пространстве класса G.
--------------------------------
<10> Подпункт "в" пункта 10 Правил N 138.
20. Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливается за аэронавигационное обслуживание обеспеченных диспетчерским обслуживанием полетов воздушных судов при посадке на аэродром на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона, на этапе подготовки к полету, при вылете с аэродрома, на этапах руления от перрона, взлета и набора высоты до выхода за границы района аэродрома, а также руления на перроне (за исключением случаев, когда функции по управлению движением воздушного судна на перроне осуществляются специализированным подразделением аэропортового комплекса <11>), включая оказание (выполнение) следующих услуг (работ):
--------------------------------
<11> Пункт 3.37 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Минюстом России 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717) (далее соответственно - ФАП N 128, приказ N 128). В соответствии с пунктом 5 приказа N 128 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.
1) организация воздушного движения;
2) планирование и координирование использования воздушного пространства, включая рассылку сообщений, поступивших в органы обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) и связанных с выполнением полета, в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации <12>;
--------------------------------
<12> Пункт 109 Правил N 138, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 13 "Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2013 г., регистрационный N 28488), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. N 403 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2017 г., регистрационный N 45364), от 25 декабря 2018 г. N 474 (зарегистрирован Минюстом России 25 января 2019 г., регистрационный N 53573) (далее - Табель).
3) предоставление средств радиотехнического обеспечения полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи;
4) предоставление услуги обслуживания вылета "Деливери" <13>;
--------------------------------
<13> Пункт 3.3.14 Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 293 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22874), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 119 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2012 г., регистрационный N 24824), от 12 мая 2014 г. N 124 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2014 г., регистрационный N 32650), от 21 июля 2016 г. N 203 (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2016 г., регистрационный N 43303), от 14 февраля 2017 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45926).
5) аварийное оповещение и координация полетов при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
6) передача экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке, включая передачу условий выхода с аэродрома.
21. Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна.
22. Плата за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома определяется на основе установленного сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и максимальной взлетной массы воздушного судна.
III. Аэропортовые сборы
23. Сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме, включая:
1) предоставление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов и площадки специального назначения (летного поля);
2) светотехническое обеспечение полетов воздушных судов;
3) аварийно-спасательное обеспечение <14> полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома <15>;
--------------------------------
<14> Статья 69 Воздушного кодекса Российской Федерации.
<15> Пункт 4 Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. N 517 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2020 г., регистрационный N 62008) (далее - приказ N 517). В соответствии с пунктом 2 приказа N 517 данный акт действует до 1 января 2027 г.
4) мероприятия по борьбе с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах <16>;
--------------------------------
<16> Пункт 4 Федеральных авиационных правил "Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2023 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2023 г., регистрационный N 75806) (далее - приказ N 331). В соответствии с пунктом 2 приказа N 331 данный акт действует до 1 сентября 2030 г.
5) управление движением воздушных судов на перроне (при наличии специализированного подразделения в аэропортового комплекса;
6) организацию предоставления экипажам воздушных судов аэронавигационной информации при подготовке к полету, предусмотренной приложением 15 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.;
7) предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение трех часов после посадки.
Время стоянки определяется как разность между временем посадки и вылета воздушного судна, уменьшенная на 15 минут.
24. Сбор за взлет-посадку устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна.
25. Плата за взлет-посадку определяется на основе установленного сбора за взлет-посадку и максимальной взлетной массы воздушного судна.
26. При взимании платы, рассчитанной на основе сбора за взлет-посадку, взлет и посадка одного воздушного судна эквивалентны одной услуге.
27. Сбор за стоянку устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки.
28. Сбор за стоянку устанавливается на одни сутки стоянки воздушного судна в процентах от сбора за взлет-посадку.
29. Плата за стоянку определяется на основе установленного сбора за стоянку и времени стоянки воздушного судна.
Время стоянки определяется как разность между временем посадки и вылета воздушного судна, уменьшенная на 15 минут.
При стоянке воздушного судна менее 3 часов сбор за стоянку не взимается.
Плата за стоянку не взимается за время задержки вылета (стоянки) воздушного судна из аэропорта (на аэродроме) по вине организации гражданской авиации, взимающей плату за стоянку.
30. Сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается за обеспечение защиты находящихся в аэропорту воздушных судов от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности, в том числе подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту такого аэропорта, при осуществлении технологического взаимодействия воздушного судна с аэропортом (аэродромом) в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 <17> (далее - Требования N 1605), и требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 <18>, включая:
--------------------------------
<17> В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта" данный акт действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.
<18> В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604" данный акт действует до 1 сентября 2028 г.
1) проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, груза, почтовых отправлений, багажа, ручной клади и личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, находящихся у физических лиц, и иных материально-технических объектов (далее - объекты досмотра), наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, установленными в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
2) проведение досмотра воздушного судна перед его подачей под посадку пассажиров, физических лиц, не являющихся пассажирами, и проведением погрузочных операций;
3) недопущение проникновения физических лиц на воздушное судно вне установленных (обозначенных) мест на границах зоны транспортной безопасности воздушного судна, в которых осуществляется перемещение на воздушное судно объектов досмотра;
4) выполнение задач по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и воздушного судна силами специально оснащенных мобильных групп быстрого реагирования, круглосуточно выполняющих задачи по такому реагированию;
5) обеспечение в случаях, когда установленный уровень безопасности в аэропорту ниже установленного уровня безопасности на воздушном судне, с которым аэропорт осуществляет технологическое взаимодействие, выполнения положений Требований N 1605, соответствующих уровню безопасности, установленному на воздушном судне, а также реализация дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности в части проведения в аэропорту досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования;
6) осуществление пропускного и внутриобъектового режимов на объекте транспортной инфраструктуры, выдачу пропусков;
7) информирование командира воздушного судна и всех членов экипажа о местонахождении каждого кресла, занимаемого вооруженным лицом на борту воздушного судна;
8) сопровождение лиц, обладающих разовыми пропусками, работниками сил обеспечения транспортной безопасности аэропорта по заявкам перевозчика.
В основу сбора за обеспечение транспортной безопасности не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся лицами, оплачивающими данный сбор.
31. Сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается для пассажирских и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна или на каждого убывающего пассажира и на 1 килограмм обработанного груза, почты.
Для грузовых сертифицированных типов воздушных судов сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна или на 1 килограмм обработанного груза, почты.
32. При взимании сбора за обеспечение транспортной безопасности, установленного на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, плата за обеспечение транспортной безопасности определяется на основе установленного сбора за обеспечение транспортной безопасности и максимальной взлетной массы воздушного судна.
33. При взимании сбора за обеспечение транспортной безопасности, установленного на каждого убывающего пассажира, 1 килограмм груза, почты, плата за обеспечение транспортной безопасности определяется на основе установленного сбора за обеспечение транспортной безопасности и данных сводной загрузочной ведомости <19>.
--------------------------------
<19> Пункт 5.68 ФАП N 128.
34. Сбор за предоставление аэровокзала (терминала) устанавливается за обслуживание в зоне и зданиях аэровокзала (терминала) убывающих, прибывающих и транзитных пассажиров и их багажа, включая:
1) предоставление привокзальной площади;
2) предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;
3) предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медицинского пункта, туалета и других помещений, за пользование которыми отдельная плата не взимается);
4) информационное обеспечение пассажиров;
5) обеспечение государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872, включая обеспечение пограничного контроля, таможенного контроля (при международных перевозках);
6) предоставление перехода или тоннеля (при осуществлении сообщения между пассажирскими аэровокзалами (терминалами) с использованием таких объектов);
7) предоставление автоматизированных систем обработки багажа.
35. Сбор за предоставление аэровокзала (терминала) устанавливается на 1 пассажира в возрасте от 2 лет и старше.
36. Плата за предоставление аэровокзала (терминала) определяется на основе количества прибывающих, убывающих и транзитных пассажиров и установленного сбора за предоставление аэровокзала (терминала).
Плата за предоставление аэровокзала (терминала) не взимается за обслуживание детей до 2 лет.
За обслуживание транзитных пассажиров, следующих далее тем же номером рейса, плата за предоставление аэровокзала (терминала) взимается однократно как за убывающих пассажиров.
37. При наличии в аэропорту двух и более пассажирских аэровокзалов (терминалов) сборы за предоставление аэровокзала (терминала) устанавливаются для каждого аэровокзала (терминала) отдельно.