Приказ Минтранса России от 30.05.2019 N 157
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 мая 2019 г. N 157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ
И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО
ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999, N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042, N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024; 2018, N 30, ст. 4744, N 50, ст. 7755) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 6 апреля 2009 г. N 53 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13917).
Министр
Е.И.ДИТРИХ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 30 мая 2019 г. N 157
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ
И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО
ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
I. Общие положения
1. Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2008, N 1, ст. 17; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723, N 1, ст. 68; 2016, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887), Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 35, ст. 3607, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447), Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2003, N 17, ст. 1556, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 30, ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2011, N 15, ст. 2021, N 27, ст. 3880, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732; 2012, N 31, ст. 4321, N 53, ст. 7612; N 19, ст. 2314, N 23, ст. 2868; 2014, N 6, ст. 566, N 52, ст. 7557; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4347; 2016, N 27, ст. 4186; 2017, N 30, ст. 4457; 2018, N 7, ст. 975, N 31, ст. 4859, N 53, ст. 8451), Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 1999, N 7, ст. 879; 2001, N 33, ст. 3429; 2003, N 17, ст. 1557, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 45, ст. 4640; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941, N 29, ст. 3420, N 49, ст. 5748; 2009, N 52, ст. 6440; 2011, N 1, ст. 32, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732; 2012, N 53, ст. 7612, ст. 7648; 2013, N 9, ст. 874, N 40, ст. 5038; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615; 2015, N 18, ст. 2630; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 49, ст. 7515), Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6273; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 17, ст. 1555, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4444; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 45, 4640; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418, N 49, ст. 5748; 2009, N 52, ст. 6440; 2011, N 1, ст. 32, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615; 2016, N 15, ст. 2066, N 27, ст. 4282; 2018, N 27, ст. 3944), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999, N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042, N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024; 2018, N 30, ст. 4744, N 50, ст. 7755), постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6549), постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 607 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3847), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 февраля 2017 г. N 33 "Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2017 г., регистрационный N 47047).
2. Функциональная подсистема организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее - функциональная подсистема) объединяет органы управления, силы и средства организаций, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих эксплуатацию судов-бункеровщиков и судов, участвующих в перегрузке нефти или нефтепродуктов с судна на судно в соответствии с приказом Минтранса России от 29 апреля 2009 г. N 68 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно" (зарегистрировано Минюстом России 29 июня 2009 г., регистрационный N 14146) (далее - судоходные компании), организаций, осуществляющих эксплуатацию, использование (далее - эксплуатирующая организация) искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов (далее - объектов), проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - морские акватории), и иных организаций, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.
3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.
4. Деятельность функциональной подсистемы основана на взаимодействии органов управления и сил организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, с судоходными компаниями, с эксплуатирующими организациями независимо от ведомственной и национальной принадлежности, и иными организациями, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.
II. Цели и задачи функциональной подсистемы
5. Целями функциональной подсистемы являются:
предотвращение (снижение риска возникновения и обеспечение готовности к реагированию) чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в море (далее - ЧС) с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее - суда и объекты);
эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.
6. Задачами функциональной подсистемы являются:
планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) на морских акваториях с судов и объектов;
разработка, согласование, утверждение и реализация плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях на федеральном уровне (далее - федеральный план);
разработка, согласование, утверждение и реализация регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Балтийского моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Черного моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Азовского моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Каспийского моря, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий Тихого океана, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий западной части Северного Ледовитого океана, регионального плана по предупреждению и ЛРН морских акваторий восточной части Северного Ледовитого океана (далее - региональные планы);
разработка, согласование, утверждение и реализация планов по предупреждению и ЛРН морских портов (далее - план морского порта);
разработка, согласование, утверждение и реализация планов по предупреждению и ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний (далее - объектовый план);
аттестация аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований <1> (далее - АСФ(н);
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280; 2015, N 11, ст. 1607; 2016, N 52, ст. 7658; 2018, N 19, ст. 2741).
поддержание в постоянной готовности сил и средств АСФ(н) и организация их применения;
планирование и организация взаимодействия с АСФ(н) других федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом их дислокации;
взаимодействие с территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
мониторинг загрязнения морских акваторий с судов и объектов;
контроль постоянной готовности технических средств ЛРН и постоянной готовности АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота;
совершенствование и развитие функциональной подсистемы, оснащение ее современными специализированными судами и техническими средствами;
методическая помощь организациям в области предупреждения и ЛРН и обеспечении выполнения ими национального законодательства и обязательств по международным договорам в этой области;
участие в реализации двусторонних и многосторонних международных договоров о сотрудничестве в борьбе с загрязнениями моря нефтью и нефтепродуктами, включая организацию подготовки и проведение международных учений по ЛРН.
III. Организация, состав сил и средств
функциональной подсистемы
7. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет Росморречфлот.
Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба" (далее - ФГБУ "Морспасслужба") и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Спасательно-координационный центр Росморречфлота" (далее - ФГБУ "СКЦ Росморречфлота");
на региональном уровне - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские службы филиалов ФГБУ "Морспасслужба";
на объектовом уровне - службы капитанов соответствующих морских портов, филиалы ФГУП "Росморпорт", судоходные компании и эксплуатирующие организации.
Размещение органов управления функциональной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
8. Росморречфлот является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, организует проведение работ по предупреждению и ЛРН на морских акваториях с судов и объектов и осуществляет следующие функции:
привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ЛРН по обращению эксплуатирующей организации или судоходной компании в случае, если разлив нефти и/или нефтепродуктов произошел в объеме, превышающем максимальный расчетный объем разлива нефти и/или нефтепродуктов, указанный в объектовом плане предупреждения и ЛРН эксплуатирующей организации или судоходной компании, и не позволяющем обеспечить его устранение на основе объектового плана предупреждения и ЛРН эксплуатирующей организации или судоходной компании;
согласование федерального и регионального планов предупреждения и ЛРН;
рассмотрение заявлений эксплуатирующих организаций и судоходных компаний о проведении тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), а также прилагаемые к заявлению документы;
выдача заключений судоходным компаниям и эксплуатирующим организациям о проведении тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков);
участие в проведении эксплуатирующими организациями и судоходными компаниями независимо от ведомственной и национальной принадлежности комплексных (тренировочных) учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях;
получение сведений, необходимых для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;
привлечение для решения вопросов предупреждения и ЛРН научные и иные организации, ученых и специалистов;
участие в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей;
взаимодействие с Госкорпорацией "Росатом" по вопросам предупреждения и ЛРН в акватории Северного морского пути.
9. ФГБУ "СКЦ Росморречфлота" является органом повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном уровне и осуществляет следующие функции в круглосуточном режиме:
организация сбора и обработки донесений от эксплуатирующих организаций и судоходных компаний, служб капитанов морских портов и других источников о разливах нефти и/или нефтепродуктов на морских акваториях;
руководство оперативной деятельностью МСКЦ и МСПЦ.
10. ФГБУ "Морспасслужба" является органом повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном уровне и осуществляет следующие функции:
организация и контроль в филиалах ФГБУ "Морспасслужба" постоянной готовности к ЛРН (далее - готовность к ЛРН);
ведение учета и проведение анализа случаев разлива нефти и/или нефтепродуктов на морских акваториях;
организация и контроль проведения силами и средствами филиалов ФГБУ "Морспасслужба" работ по предупреждению и ЛРН в соответствии с государственным заданием, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области предупреждения и ЛРН;
в случаях разливов, превышающих технологические возможности филиалов ФГБУ "Морспасслужба" по ЛРН, подготовка предложений о привлечении к ЛРН сил и средств других организаций, а также соответствующих служб иностранных государств в соответствии международными договорами Российской Федерации;
разработка федерального и региональных планов предупреждения и ЛРН;
согласование планов предупреждения и ЛРН морских портов;
организация подготовки и проведения международных учений по предупреждению и ЛРН;
участие в разработке планов взаимодействия морских и авиационных спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по проведению работ по ЛРН на морских акваториях;
предоставление информационных, консультативных, методических услуг в области предупреждения и ЛРН;
участие в работе международных организаций и осуществление сотрудничества с организациями иностранных государств в области предупреждения и ЛРН;
проведение переговоров и участие в заключении договоров с иностранными организациями на поставку и сервисное обслуживание технических средств для ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, аварийно-спасательной и водолазной техники, а также контрактов на внедрение экологически чистых технологий;
участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в области предупреждения и ЛРН;
организация привлечения организаций, имеющих необходимые технические (технологические) возможности, независимо от их ведомственной принадлежности, к предупреждению и ЛРН, контроль их действий;
обобщение передового опыта выполнения работ по предупреждению и ЛРН, подготовка материалов информационного и рекламного характера по этим работам;
участие в разработке предложений по развитию и размещению филиалов ФГБУ "Морспасслужба", определении количества и дислокации их сил и средств, контроль уровня их технической оснащенности;
подготовка и обучение спасателей;
по поручению Росморречфлота рассмотрение и подготовка заключений на планы предупреждения и ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний;
участие в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей;
взаимодействие с Госкорпорацией "Росатом" в акватории Северного морского пути по вопросам обеспечения работ по ЛРН.
11. Филиалы ФГБУ "Морспасслужба" являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на региональном уровне и осуществляют следующие функции на соответствующих морских акваториях:
обеспечение постоянной готовности к ЛРН в соответствии с обязательствами Российской Федерации по международным конвенциям и решениями Правительства Российской Федерации и на договорной основе с российскими и иностранными организациями;
проведение работ по предупреждению и ЛРН;
участие в международных мероприятиях по предупреждению и ЛРН;
обеспечение круглосуточного дежурства своих диспетчерских служб.
12. Федеральные государственные бюджетные учреждения - администрации морских портов и службы капитанов морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции:
- администрации морских портов:
организация взаимодействия МСКЦ, МСПЦ с ФГБУ "СКЦ Росморречфлота" и АСФ(н) по вопросам информационного обеспечения предупреждения и ЛРН;
руководство мероприятиями по предупреждению и ЛРН в морских портах и на подходах к ним;
разработка и утверждение планов предупреждения и ЛРН морских портов;
мониторинг в морских портах, входящих в администрацию морских портов, наличия судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней <2>) на судах, планов предупреждения и ЛРН объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, эксплуатирующих организаций и судоходных компаний, сил и средств собственных АСФ(н) или привлекаемых по договорам профессиональных АСФ(н);
--------------------------------
<2> Постановление Совмина СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".
- службы капитанов морских портов:
руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акваторий морских портов нефтью и нефтепродуктами с судов, по ЛРН в морских портах и на подходах к ним;
участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в части защиты морской среды.
13. ФГУП "Росморпорт" и его филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции:
оказывают услуги судам в морских портах и на подходах к ним по организации и обеспечению бункеровки судов топливом, сбору судовых вод, содержащих нефть и/или нефтепродукты, остатков нефтепродуктов и их очистке;
взаимодействует с ФГБУ "Морспасслужба", администрациями морских портов и службами капитанов морских портов по предупреждению и ЛРН.
14. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном и региональном уровнях - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Росморречфлота;
на объектовом уровне - КЧС администраций морских портов, КЧС эксплуатирующих организаций и судоходных компаний.
15. Компетенция КЧС, а также порядок принятия ими решений определяются положениями о них или решениями об их образовании.
16. Силы и средства, обеспечивающие предупреждение и ЛРН должны находиться в постоянной готовности к реагированию на ЧС и соответствовать Требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Основу сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы составляют силы и средства профессиональных АСФ(н) филиалов ФГБУ "Морспасслужба".
К силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы относятся силы и средства собственных либо привлекаемых по договорам АСФ(н) эксплуатирующих организаций и судоходных компаний.
17. Состав и структура сил постоянной готовности ФГБУ "Морспасслужба" определяются Росморречфлотом на основании предложений ФГБУ "Морспасслужба", исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ЛРН, с учетом требований законодательства Российской Федерации, с формированием ежеквартального плана-графика несения аварийно-спасательной готовности дежурными силами и средствами в зоне ответственности Российской Федерации.
В зоне ответственности каждого филиала ФГБУ "Морспасслужба" на дежурстве должно находиться многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН, морспецподразделение по ЛРН с соответствующим оборудованием, вспомогательные суда и плавсредства.
18. Эксплуатирующие организации и судоходные компании поддерживают в постоянной готовности собственные силы и средства предупреждения и ЛРН, их взаимодействие с органами управления и силами функциональной подсистемы, в соответствии с планами предупреждения и ЛРН или привлекают на договорной основе морские профессиональные АСФ(н).
IV. Реализация целей и задач функциональной подсистемы
19. Применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов предупреждения и ЛРН:
планов предупреждения и ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний (объектовых планов) - при разливах нефти и нефтепродуктов на объектах данных организаций и компаний, с учетом возможных разливов с обслуживаемых и бункеруемых судов;
планов морских портов - при разливах нефти и нефтепродуктов в границах соответствующих морских портов и на подходах к ним;
региональных планов предупреждения и ЛРН - при разливах нефти и нефтепродуктов в районах ответственности национальной системы обеспечения готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью (внутренние морские воды (за исключением акваторий морских портов), территориальное море и исключительная экономическая зона Российской Федерации), которыми предусматривается возможность использования ресурсов ЛРН соответствующего бассейна, основу которых представляют силы и средства соответствующего филиала ФГБУ "Морспасслужба";
федерального плана предупреждения и ЛРН - при разливах нефти и нефтепродуктов, превосходящих возможности реагирования региональных планов предупреждения и ЛРН, которым предусматривается возможное перемещение ресурсов ЛРН из одного региона в другой, а также привлечение международных ресурсов.
20. При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями Росморречфлота, других органов управления и сил функциональной подсистемы, в зоне ответственности которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Решениями о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
границы морской акватории, на которой может возникнуть разлив нефти или площадь морской акватории, подверженной загрязнению нефтью;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ЛРН;
перечень мер по защите населения, прибрежных объектов, а также особо уязвимых морских районов;
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ЛРН.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
21. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
мониторинг возможности возникновения ЧС;
сбор, обработка и обмен информацией в области предупреждения и ЛРН;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы по предупреждению и ЛРН, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка и обучение АСФ(н) и спасателей по вопросам предупреждения и ЛРН;
взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями других федеральных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и ЛРН;
проведение учений по ЛРН, в том числе международных;
сотрудничество с другими государствами в области предупреждения и ЛРН в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров, и соглашений Российской Федерации;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЛРН;
ведение статистической отчетности о проведении операций по ЛРН, участие в расследовании причин аварий и катастроф на море, связанных с разливами нефти и/или нефтепродуктов, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
2) в режиме повышенной готовности:
идентификация и прогнозирование рисков возникновения ЧС;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы, заинтересованным органам власти и организациям данных о прогнозируемых разливах нефти и/или нефтепродуктов;
принятие оперативных мер по предупреждению и готовности к локализации разливов нефти и/или нефтепродуктов в море, снижению возможного ущерба в случае его возникновения;
формирование, при необходимости, оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действия;
наращивание, при необходимости, резервов материальных ресурсов, созданных для ЛРН;
проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о разливе нефти и/или нефтепродуктов;
организация круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
непрерывный мониторинг места разлива;
прогнозирование распространения нефтяных загрязнений при разливах нефти и нефтепродуктов;
организация работ по локализации и ЛРН и обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы;
наращивание сил и средств в случае необходимости для ЛРН;
организация работ по защите от загрязнения особо уязвимых морских районов;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне разлива нефти и о ходе проведения работ по его ликвидации;
подготовка и обращение, при необходимости, за помощью к иностранным государствам в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров, и соглашений Российской Федерации в области предупреждения и ЛРН;
поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями по вопросам ЛРН;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников при ЛРН.
22. При ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в режиме ЧС создаются:
на федеральном уровне - федеральный штаб руководства операцией в соответствии с федеральным планом;
на региональном уровне - штабы руководства операцией в соответствии с региональными планами;
на объектовом уровне - штабы руководства операцией администраций морских портов и/или эксплуатирующих организаций и судоходных компаний в соответствии с планами морских портов или объектовыми планами.
23. В режиме чрезвычайного положения, вводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации, органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
24. Взаимодействие при проведении операций по ЛРН организуется и осуществляется в соответствии с федеральным, соответствующими региональными и объектовыми планами, планами морских портов.
Взаимодействие с соответствующими спасательными службами иностранных государств при ЛРН осуществляется согласно действующим двусторонним и многосторонним международным договорам Российской Федерации по сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами и планам совместных действий, разработанных в рамках этих договоров.
V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения
25. Организацию информационного обеспечения функциональной подсистемы осуществляют ФГБУ "СКЦ Росморречфлота", МСКЦ и МСПЦ с использованием, в том числе, средств Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.
26. О возникновении разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация или судоходная компания обязана незамедлительно известить:
а) главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации;
б) Федеральное агентство морского и речного транспорта;
в) Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
г) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, расположенные на территориях, которые примыкают к участку разлива нефти и нефтепродуктов;
д) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (в случае разлива нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути).
Оповещение о загрязнении моря нефтью и нефтепродуктами производится в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2012, N 1, ст. 145; 2013, N 37, ст. 4707; 2017, N 39, ст. 5704), а также Инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды, утвержденной Минприроды России, Минтрансом России и Роскомрыболовства (зарегистрирована Минюстом России 14 июня 1994 г., регистрационный N 598).
27. В соответствующих планах предупреждения и ЛРН должны быть предусмотрены схемы связи и оповещения при ЛРН, организация информационного обеспечения в зоне разлива нефти и нефтепродуктов, прогнозирования развития нефтяного загрязнения и ожидаемых его последствий.
28. Взаимное оповещение соответствующих служб сопредельных государств о фактах нефтяного загрязнения и ходе проведения работ по ЛРН осуществляется в соответствии с действующими двусторонними и многосторонними международными договорами Российской Федерации по сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами.
VI. Финансовое обеспечение
29. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ЛРН осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование целевых программ в области предупреждения и ЛРН и обеспечения устойчивого функционирования организаций (объектов), находящихся в ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 8, ст. 809; 2015, N 12, ст. 1751, N 40, ст. 5573; 2018, N 24, ст. 3517).