Приказ Минтранса России от 24.04.2025 N 141
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 апреля 2025 г. N 141
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
"ПОРЯДОК ДОПУСКА ПЕРЕВОЗЧИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕГУЛЯРНЫХ
И ЧАРТЕРНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ"
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 101.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 марта 2021 г. N 108 "Об утверждении Порядка допуска перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов и о признании утратившими силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 7 мая 2015 г. N 162 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов" и внесенных в него изменений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2021 г., регистрационный N 63617).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр
Р.В.СТАРОВОЙТ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 24 апреля 2025 г. N 141
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"ПОРЯДОК ДОПУСКА ПЕРЕВОЗЧИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕГУЛЯРНЫХ
И ЧАРТЕРНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ"
1. Выдачу допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - соответственно - допуск, регулярные перевозки, чартерные перевозки, международные перевозки), внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв ранее выданного допуска, введение ограничений в условия ранее выданного допуска осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации <1> (далее - уполномоченный орган), в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты", утвержденными настоящим приказом (далее - Правила).
--------------------------------
<1> Пункт 4 статьи 101.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс).
2. Решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска принимаются на основании договоренностей между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и уполномоченным ведомством в сфере гражданской авиации иностранного государства, предусмотренных международными договорами Российской Федерации <2> (далее - договоренности), и вносятся уполномоченным органом в федеральную государственную информационную систему допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты <3> (далее - система).
--------------------------------
<2> Пункт 6 статьи 101.1 Воздушного кодекса.
<3> Пункт 6 статьи 101.1 Воздушного кодекса.
3. Заявление на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв допуска, форма которого приведена в приложении к Правилам, подается в адрес уполномоченного органа по выбору перевозчика:
1) в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <4> (далее - ЕПГУ);
--------------------------------
<4> Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861.
2) в форме документа на бумажном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
4. Действия, предусмотренные Правилами, в том числе подача заявлений и других документов, получение уведомлений, могут осуществляться перевозчиком самостоятельно или его уполномоченным представителем (далее - заявитель).
Полномочия уполномоченного представителя заявителя могут быть подтверждены посредством машиночитаемой доверенности, в том числе сформированной с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" <5> (далее - ЕСИА).
--------------------------------
<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
5. Заявления, подаваемые с использованием ЕПГУ, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" либо поданы заявителем, прошедшим процедуру регистрации и авторизации с использованием ЕСИА.
6. Заявление, предусмотренное пунктом 3 Правил, подается заявителем в уполномоченный орган ежемесячно в течение первых 5 рабочих дней календарного месяца.
7. Заявление о внесении изменений в условия ранее выданного допуска подается заявителем в случаях предоставления, сокращения, перераспределения и распределения частоты полетов перевозчиков (далее - частота полетов) по одной международной воздушной линии в целях увеличения частоты полетов по другой международной воздушной линии в рамках одной договоренности.
8. Уполномоченный орган обязан провести проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении, представленном заявителем для получения допуска, для внесения изменений в условия ранее выданного допуска, для отзыва допуска (далее - проверка), в течение 4 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный орган.
9. Основаниями для отказа заявителю в выдаче допуска, во внесении изменений в условия ранее выданного допуска являются:
1) отсутствие маршрута международной перевозки, указанного заявителями, в таблице маршрутов, установленной в договоренностях;
2) отсутствие возможности выдачи допуска в соответствии с договоренностями;
3) несоблюдение заявителем сроков подачи заявления, предусмотренных пунктом 6 Правил;
4) отсутствие решения об открытии аэропорта вылета для выполнения международных полетов воздушных судов <6>;
--------------------------------
<6> Пункты 4 и 5 статьи 40 Воздушного кодекса.
5) приостановление действия сертификата эксплуатанта перевозчика и (или) наличие введенных в действие сертификата эксплуатанта перевозчика ограничений на выполнение международных воздушных перевозок <7>;
--------------------------------
<7> Глава XIII Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2022 г., регистрационный N 67758), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2022 г., регистрационный N 71190), от 4 марта 2025 г. N 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2025 г., регистрационный N 81617) (далее соответственно - ФАП N 10, приказ N 10). В соответствии с пунктом 3 приказа N 10 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.
6) несоблюдение перевозчиком договоренностей в части выполнения чартерных перевозок (в случае выполнения чартерной перевозки);
7) в случае если количество баллов, присвоенных перевозчику в результате оценки добросовестности в соответствии с пунктами 39(3) и 39(4) Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064, составляет менее 85.
10. Основанием для отказа в отзыве допуска является несоблюдение сроков подачи заявления заявителем, предусмотренных пунктом 6 Правил.
11. При наличии одного из оснований для отказа в выдаче допуска, во внесении изменений в условия ранее выданного допуска, предусмотренных пунктом 9 Правил, а также при наличии основания для отказа в отзыве допуска, предусмотренного пунктом 10 Правил, уполномоченный орган должен принять решение об отказе в выдаче допуска, об отказе во внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отказе в отзыве допуска соответственно и направить уведомление об этом заявителю в течение 1 рабочего дня со дня принятия такого решения с указанием причин отказа в личный кабинет ЕПГУ или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
12. Допускается повторная подача заявителем заявления на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв допуска в сроки, предусмотренные пунктом 6 Правил.
13. В случае отсутствия оснований для отказа в выдаче допуска, во внесении изменений в условия ранее выданного допуска, в отзыве допуска, предусмотренных пунктами 9 и 10 Правил соответственно, уполномоченный орган в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания проведения проверки должен принять одно из следующих решений:
1) о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска и внести указанные решения в систему без рассмотрения заявлений на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв допуска межведомственной комиссией по допуску перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов (далее - Межведомственная комиссия) в следующих случаях:
при отсутствии в договоренностях ограничений по выполнению регулярных перевозок;
при изменении условий, предусмотренных в договоренностях, в части снятия ограничений по количеству частот полетов и (или) количеству перевозчиков на воздушной линии (далее - ограничения);
при отсутствии в договоренностях ограничений по выполнению чартерных перевозок;
при международных перевозках на воздушных судах, количество пассажирских кресел на которых не превышает 19, без введения ограничений по странам;
2) о подготовке сводных материалов к ближайшему заседанию Межведомственной комиссии в случае наличия в договоренностях ограничений в части выполнения регулярных и (или) чартерных перевозок.
14. Предельный срок принятия уполномоченным органом решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска должен составлять:
1) 8 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв допуска - в случае принятия уполномоченным органом решения о выдаче допуска, внесении изменений в условия ранее выданного допуска, отзыве допуска соответственно без проведения заседания Межведомственной комиссии;
2) 20 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв допуска - в случае принятия решения о выдаче допуска, о получении допуска, внесении изменений в условия ранее выданного допуска, отзыве допуска по результатам заседания Межведомственной комиссии.
15. При принятии уполномоченным органом решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 13 Правил, уполномоченный орган должен не позднее 2 рабочих дней до дня проведения заседания Межведомственной комиссии:
1) разместить сводные материалы к заседанию Межведомственной комиссии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направить их в адрес ответственного секретаря Межведомственной комиссии;
2) направить заявителю уведомление о проведении заседания Межведомственной комиссии в личный кабинет ЕПГУ или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
16. В состав сводных материалов к заседанию Межведомственной комиссии должна включаться следующая информация:
1) перечень маршрутов, запрашиваемых заявителями, с указанием частоты полетов и срока выполнения воздушной перевозки (при наличии);
2) оценочные листы, содержащие критерии, предусмотренные пунктом 20 Правил, информация по которым запрашивается уполномоченным органом у Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в срок не позднее 3 рабочих дней до дня проведения заседания Межведомственной комиссии (в случае наличия 2 и более заявлений, предусмотренных пунктом 3 Правил, на одну и ту же международную воздушную линию);
3) сведения о введенных ограничениях в действие сертификата эксплуатанта заявителя, о введенных ограничениях срока действия сертификата эксплуатанта заявителя или о приостановлении действия сертификата эксплуатанта заявителя;
4) сведения о наличии у заявителя рейсов, выполненных с задержкой рейса более чем на 2 часа, и (или) отмененных рейсов, за исключением задержек рейса по метеорологическим условиям, - в случае, если количество таких рейсов составляет более 10% от общего числа выполненных этим перевозчиком рейсов в течение 1 календарного месяца, предшествующего месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии.
17. Члены Межведомственной комиссии должны путем открытого голосования принимать решения <8> о выдаче допуска, об отказе в выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отказе во внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, об отказе в отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска исходя из соответствия запрошенного выполнения полетов договоренностям.
--------------------------------
<8> Пункт 2 статьи 101.1 Воздушного кодекса.
Решения Межведомственной комиссии должны приниматься на заседаниях Межведомственной комиссии простым большинством голосов членов Межведомственной комиссии. В случае равенства количества голосов решающим должен являться голос председательствующего на заседании Межведомственной комиссии.
18. По результатам проведения заседания Межведомственной комиссии принимается одно или несколько решений:
1) о выдаче допуска, об отказе в выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска в части распределения частоты полетов, об отказе во внесении изменений в условия ранее выданного допуска в части распределения частоты полетов, об отзыве допуска;
2) о внесении изменений в условия ранее выданного допуска - в случае изменения договоренностей в части сокращения частоты полетов в неделю по воздушной линии исходя из фактического количества выполненных перевозчиком рейсов на дату внесения изменений в договоренности;
3) о внесении изменений в условия ранее выданного допуска - в случае невыполнения рейсов заявителями, имеющими допуск на выполнение полетов, по международным маршрутам более 12 последовательных календарных месяцев со дня получения допуска;
4) о внесении изменений в условия ранее выданного допуска - в отношении заявителей, выполняющих рейсы по международным маршрутам, допустивших в процентном соотношении большее количество задержек международных рейсов за 3 месяца, предшествующих месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии;
5) о введении ограничений в условия ранее выданного допуска - в случае, если в действие сертификата эксплуатанта перевозчика введены ограничения, и (или) введены ограничения срока его действия, и (или) его действие приостановлено.
19. В случае принятия Межведомственной комиссией решения, предусмотренного подпунктом 5 пункта 18 Правил, перераспределение частоты полетов в неделю, выполняемых заявителем, в действие сертификата эксплуатанта которого введены ограничения, должно рассматриваться на заседании Межведомственной комиссии, следующим за заседанием, на котором было принято указанное решение.
20. В случае поступления нескольких заявлений на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска на выполнение регулярных и (или) чартерных перевозок по международной воздушной линии, на которой в соответствии с договоренностями имеются ограничения, решение о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска должно приниматься Межведомственной комиссией на основании следующих критериев:
1) использование заявителем воздушных судов, произведенных на территории Российской Федерации после 1 января 2009 г. (далее - отечественные воздушные суда), которое оценивается от 0 до 5 баллов, где:
0% рейсов, выполненных на отечественных воздушных судах за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, к общему количеству рейсов, выполненных перевозчиком в этот период, - 0 баллов;
1 - 20% рейсов, выполненных на отечественных воздушных судах за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, к общему количеству рейсов, выполненных перевозчиком в этот период, - 1 балл;
21 - 40% рейсов, выполненных на отечественных воздушных судах за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, к общему количеству рейсов, выполненных перевозчиком в этот период, - 2 балла;
41 - 60% рейсов, выполненных на отечественных воздушных судах за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, к общему количеству рейсов, выполненных перевозчиком в этот период, - 3 балла;
61 - 80% рейсов, выполненных на отечественных воздушных судах за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, к общему количеству рейсов, выполненных перевозчиком в этот период, - 4 балла;
81 - 100% рейсов, выполненных на отечественных воздушных судах за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, к общему количеству рейсов, выполненных перевозчиком в этот период, - 5 баллов;
2) доля внутренних регулярных и (или) чартерных перевозок пассажиров в соответствии с официальной статистической информацией, предусмотренной пунктом 33.2 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, по отношению к перевозкам, выполненным перевозчиком по внутренним и международным маршрутам, на первое число месяца, предшествующего месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, которая оценивается от 0 до 5 баллов, где:
0 - 75% - 0 баллов;
76 - 80% - 1 балл;
81 - 85% - 2 балла;
86 - 90% - 3 балла;
91 - 95% - 4 балла;
96 - 100% - 5 баллов;
3) доля выполненных регулярных и (или) чартерных перевозок в срок (с задержкой рейса менее чем на 2 часа без учета задержек по метеорологическим условиям) в общем количестве выполненных перевозчиком перевозок за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, оценивается от 0 до 10 баллов, где:
0 - 89,99% - 0 баллов;
90.0 - 90,99% - 1 балл;
91.0 - 91,99% - 2 балла;
92.0 - 92,99% - 3 балла;
93.0 - 93,99% - 4 балла;
94.0 - 94,99% - 5 баллов
95.0 - 95,99% - 6 баллов;
96.0 - 96,99% - 7 баллов;
97.0 - 97,99% - 8 баллов;
98.0 - 98,99% - 9 баллов;
99.0 - 100,00% - 10 баллов;
4) процент использования заявителем прав на выполнение регулярных перевозок по международным рейсам за 12 последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, который оценивается от 0 до 5 баллов, где:
0 - 75% - 0 баллов;
76 - 80% - 1 балл;
81 - 85% - 2 балла;
86 - 90% - 3 балла;
91 - 94% - 4 балла;
95 - 100% - 5 баллов;
5) процент занятости пассажирских кресел в воздушном судне на внутренних воздушных линиях за месяц, предшествующий месяцу проведения заседания Межведомственной комиссии, который оценивается от 0 до 5 баллов, где:
0 - 70% - 0 баллов;
71 - 75% - 1 балл;
76 - 80% - 2 балла;
81 - 85% - 3 балла;
86 - 90% - 4 балла;
91 - 100% - 5 баллов;
6) показатель финансово-экономического состояния эксплуатанта за квартал, предшествующей кварталу проведения заседания Межведомственной комиссии, рассчитываемый в соответствии с главой XII ФАП N 10, который оценивается от 0 до 5 баллов, где:
1 группа - 5 баллов;
2 группа - 3 балла;
3 группа - 1 балл;
4 группа - 0 баллов;
7) зафиксированные в рамках проводимого федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации нарушения обязательных требований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым, одиннадцатым подпункта 1 пункта 2 статьи 28 Воздушного кодекса, который оценивается от 0 до 5 баллов, где:
наличие 3 и более нарушений - 0 баллов;
наличие 2 нарушений - 1 балл;
наличие 1 нарушения - 3 балла;
отсутствие нарушений - 5 баллов.
21. Межведомственной комиссией должно приниматься решение об отказе в выдаче допуска, об отказе во внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска в следующих случаях:
1) в действие сертификата эксплуатанта перевозчика введены ограничения на выполнение международных перевозок;
2) допуск выдан в нарушение действующих ограничений на осуществление международных перевозок по итогам заключения и (или) изменения договоренностей.
22. Оценочные листы с критериями, указанными в пункте 20 Правил, должны быть заполнены присутствующими на заседании членами Межведомственной комиссии и направлены ответственному секретарю Межведомственной комиссии в течение 1 рабочего дня со дня завершения заседания Межведомственной комиссии.
23. Протокол по итогам проведенного заседания Межведомственной комиссии (далее - протокол), подготовленный ответственным секретарем Межведомственной комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания Межведомственной комиссии, завизированный присутствующими членами Межведомственной комиссии и подписанный председателем Межведомственной комиссии (его заместителем), направляется ответственным секретарем в уполномоченный орган не позднее 1 рабочего дня со дня его подписания.
24. Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня получения протокола должен направить уведомление заявителю о принятом Межведомственной комиссией решении в личный кабинет ЕПГУ или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
25. В допуске должна быть указана следующая информация:
1) полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование перевозчика - для юридического лица;
2) фамилия, имя и отчество (при наличии) перевозчика - для индивидуального предпринимателя;
3) международная воздушная линия;
4) количество рейсов в неделю;
5) тип перевозки;
6) периодичность выполнения перевозки;
7) срок действия допуска (при наличии);
8) сведения о введении ограничений в условия ранее выданного допуска (при наличии).
26. Допуск, предусматривающий право на выполнение регулярных перевозок, действует бессрочно, за исключением случаев, если перевозчиком в заявлении на получение допуска не запрошен срок его действия.
Допуск, предусматривающий право на выполнение чартерных перевозок, действует в течение срока, определенного Межведомственной комиссией.
Приложение
к Федеральным авиационным правилам
"Порядок допуска перевозчиков
к выполнению регулярных и чартерных
международных воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и почты",
утвержденным приказом Минтранса России
от 24 апреля 2025 г. N 141
Форма
Фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя - индивидуального предпринимателя,
руководителя заявителя - юридического лица либо его уполномоченного представителя
подпись
М.П. (при наличии)
--------------------------------
<9> Далее соответственно - допуск, перевозка, чартерная перевозка.