Приказ Минтранса России от 16.05.2003 N 132
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 мая 2003 г. N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
"ЭКЗЕМПЛЯР ВОЗДУШНОГО СУДНА. ТРЕБОВАНИЯ
И ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации".
2. Установить, что настоящие Федеральные авиационные правила вводятся в действие с 30 марта 2004 года.
3. Исключен. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
Первый заместитель Министра
А.НЕРАДЬКО
Утверждены
Приказом Минтранса России
от 16 мая 2003 г. N 132
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"ЭКЗЕМПЛЯР ВОЗДУШНОГО СУДНА. ТРЕБОВАНИЯ
И ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Экземпляр гражданского воздушного судна (далее - экземпляр ВС) допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.
2. Для целей настоящих Федеральных авиационных правил (далее - Правила) используются следующие термины и определения:
абзацы второй - третий исключены. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96;
заявитель - юридическое или физическое лицо, подавшее заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган на получение сертификата летной годности или продление срока его действия;
сертификат летной годности - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (приложение N 1 к настоящим Правилам) (далее - сертификат летной годности);
абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96;
инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС - контрольная оценка экземпляра ВС, осуществляемая с целью установления его соответствия требованиям, предъявляемым к летной годности.
3. Настоящие Правила распространяются на экземпляры ВС, имеющие сертификат типа (аттестат о годности к эксплуатации) и подлежащие регистрации или зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Правила содержат технические требования к летной годности экземпляра ВС и процедуры, обеспечивающие сертификацию экземпляра ВС и оформление сертификата летной годности.
4. Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
--------------------------------
<*> Сноска исключена. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности экземпляров ВС.
5. Правила не отменяют действие документов, допускающих экземпляры ВС к полетам в гражданской авиации и выданных до даты введения в действие настоящих Правил. После окончания действия ранее выданного документа держатель документа проходит процедуры, установленные настоящими Правилами.
6 - 7. Исключены. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
II. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКЗЕМПЛЯРА ВС
8. Заявитель подает заявку на сертификацию экземпляра ВС (приложение N 2 к настоящим Правилам) в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.
Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заявка должна быть подана в сроки, предварительно согласованные с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом, но не позднее, чем за 35 календарных дней до даты окончания действия сертификата летной годности (даты начала эксплуатации) экземпляра ВС.
9. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию экземпляра ВС (в случае, если не в полном объеме представлена документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия экземпляра ВС установленным требованиям).
10. При положительном решении уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган привлекает в установленном порядке научную или иную организацию для выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее - привлекаемая организация).
11. Заявитель предъявляет экземпляр ВС привлекаемой организации для проведения работ по оценке соответствия экземпляра ВС установленным требованиям.
Экземпляр ВС и его документация, а также материалы заявителя (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), подтверждающие соответствие летной годности экземпляра ВС установленным требованиям, должны быть подготовлены для выполнения программы проведения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее - программа).
12. Программа разрабатывается привлекаемой организацией и согласовывается с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом.
13. По результатам выполнения программы привлекаемая организация оформляет заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям согласно приложению N 3 к настоящим Правилам (далее - заключение).
Привлекаемая организация при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение согласно приложению N 4 к настоящим Правилам. Указанные документы передаются заявителю и в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.
Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности экземпляра ВС согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.
14. В случае признания летной годности экземпляра ВС несоответствующей установленным требованиям уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения.
15. Абзацы первый - второй исключены. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
Сертификат летной годности выдается (продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС, но не более чем на два года. Продление сертификата летной годности производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности в соответствии с настоящими Правилами.
16. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" <*> сертификация экземпляра ВС осуществляется на возмездной основе.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383.
17. Заявитель (держатель сертификата летной годности), осуществивший изменения конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, извещает уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган об этих изменениях и предъявляет экземпляр ВС для оценки соответствия согласно Правилам.
18. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган приостанавливает действие сертификата летной годности в случае выявления несоответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.
19. Заявитель (держатель сертификата летной годности) своевременно выполняет процедуры регистрации экземпляра ВС, предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС и обеспечивает поддержание летной годности экземпляра ВС путем:
а) технического обслуживания и ремонта экземпляра ВС в соответствии с эксплуатационной документацией, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации экземпляра ВС;
б) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.
20. Заявитель (держатель) сертификата летной годности незамедлительно информирует уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, об инцидентах и авиационных происшествиях.
III. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
ЭКЗЕМПЛЯРА ВС
21. Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС организует и проводит уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю привлекаемую организацию.
22. Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС осуществляется по программе, утвержденной в установленном порядке (далее - программа инспекционного контроля).
Плановый инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС проводится не чаще одного раза в год.
При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и поддержания летной годности экземпляра ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС.
В пределах срока действия сертификата летной годности на основании результатов инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС решением уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа действие сертификата может приостанавливаться и возобновляться.
23. По результатам инспекционного контроля летной годности ВС составляется Акт инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.
24. Исключен. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКЗЕМПЛЯРА ВС
25. Накопление, учет и контроль сведений о сертификации экземпляра ВС, результатов инспекционного контроля и другой информации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации с применением информационных компьютерных технологий. Упомянутые сведения, результаты и другая информация в электронном виде представляются в уполномоченный орган в области гражданской авиации привлекаемой организацией и заявителем.
26. Привлекаемая организация готовит и передает в электронном виде в уполномоченный орган в области гражданской авиации следующую информацию:
программу (программу инспекционного контроля);
документы, содержащие основные результаты выполнения программы (программы инспекционного контроля);
заключение, а в случае инспекционного контроля - акт инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС;
комплексное заключение.
27. Заявитель (эксплуатант) ежеквартально (на дату начала квартала) передает уполномоченному органу в области гражданской авиации в электронном виде по установленной форме информацию о ресурсном состоянии экземпляров ВС, имеющих сертификат летной годности.
Приложение N 1
к Правилам (п. 6)
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ЭКЗЕМПЛЯРА ВОЗДУШНОГО СУДНА
1. Исключен. - Приказ Минтранса России от 03.07.2008 N 96.
2. Экземпляр ВС и его документация должны соответствовать следующим требованиям:
судовые документы соответствуют требованиям воздушного законодательства Российской Федерации;
действующая эксплуатационная документация содержит все изменения и дополнения, которые внесены в установленном порядке;
пономерная документация содержит все необходимые записи;
экземпляр ВС имеет остаток ресурса и срока службы не менее срока действия выдаваемого сертификата летной годности. Каждый компонент ВС с ограниченным ресурсом и (или) сроком службы имеет остаток ресурса и (или) срока службы;
на экземпляре ВС и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в установленном воздушным законодательством Российской Федерации порядке, и устранены все неисправности и их последствия;
на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации;
сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствие характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмотренного эксплуатационной документацией;
основные летные характеристики экземпляра ВС по данным средств объективного контроля соответствуют характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации;
для полета в заявленных условиях навигации экземпляр ВС укомплектован соответствующим оборудованием и обеспечен соответствующей эксплуатационной документацией;
трафареты и надписи, нанесенные на экземпляр ВС, соответствуют эксплуатационной документации;
на экземпляре ВС и каждом его компоненте отсутствуют изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией и (или) нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации, и не согласованы с разработчиком ВС;
экземпляр ВС и каждый его компонент полностью укомплектованы согласно перечню в пономерной документации.
3. Для определения степени соответствия экземпляра ВС установленным требованиям могут использоваться (отдельно или в комбинации):
предусмотренные его эксплуатационной документацией методы, методики и технические средства, используемые для получения объективной оценки летной годности экземпляра ВС, введенные в действие установленным порядком;
контрольный полет и контрольное руление;
экспертиза материалов заявителя (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), которые подтверждают соответствие летной годности экземпляра ВС установленным требованиям;
осмотр экземпляра ВС;
данные средств объективного контроля, полученные в полете по назначению воздушного судна.
Приложение N 2
к Правилам (п. 8)
Приложение N 3
к Правилам (п. 13)
Приложение N 4
к Правилам (п. 13)
Приложение N 5
к Правилам (п. 13)
Образец
Приложение N 6
к Правилам (п. 21)
Образец