Приказ Минтранса России от 31.03.2025 N 110
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2025 г. N 110
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ, УСТАНОВЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ И СНЯТИЯ ВРЕМЕННОГО
И МЕСТНОГО РЕЖИМОВ, А ТАКЖЕ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 "Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 г., регистрационный N 21481);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 294 "О внесении изменений в Инструкцию по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденную приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 октября 2017 г., регистрационный N 48504).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Министр
Р.В.СТАРОВОЙТ
Утвержден
приказом Минтранса России
от 31 марта 2025 г. N 110
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, УСТАНОВЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ И СНЯТИЯ ВРЕМЕННОГО
И МЕСТНОГО РЕЖИМОВ, А ТАКЖЕ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
I. Общие положения
1. Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (далее - Порядок) является обязательным для оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации <1> (далее - Единая система), органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) <2> и пользователей воздушного пространства <3> (далее - пользователи) при планировании и координировании использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - воздушное пространство).
--------------------------------
<1> Пункт 4 Положения о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901.
<2> Пункт 2 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации.
<3> Пункт 2 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2. Разработка, установление, введение и снятие временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений осуществляются главным центром, региональными, зональными и районными центрами Единой системы <4> (далее - центры).
--------------------------------
<4> Пункт 6 Положения о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901.
3. Разработка, установление, введение и снятие временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений осуществляются с использованием средств автоматизации планирования использования воздушного пространства (далее - КСА ПИВП) в случае, если центры оснащены КСА ПИВП.
4. Информирование центрами об установлении временных, местных режимов и кратковременных ограничений органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), взаимодействующих с центрами органов противовоздушной обороны <5>, и пользователей осуществляется по согласованным каналам связи или с использованием КСА ПИВП.
--------------------------------
<5> Абзац сорок четвертый пункта 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее соответственно - Федеральные правила, постановление N 138). В соответствии с пунктом 3 постановления N 138 данный акт действует до 1 ноября 2026 г.
II. Разработка, установление, введение и снятие временного
и местного режимов
5. Для установления временного или местного режима пользователем подается представление <6> (далее - представление на установление) в центр одним из следующих способов:
--------------------------------
<6> Пункт 141 Федеральных правил.
а) в форме сообщения по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений <7>;
--------------------------------
<7> Подпункт "б" пункта 108 Федеральных правил.
б) в форме сообщения с использованием информационной системы (цифровой платформы), предназначенной для обеспечения взаимодействия между оперативными органами Единой системы, пользователями, информационными системами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и другими информационными системами в сфере обеспечения полетов воздушных судов, а также деятельности, не связанной с выполнением полетов (при наличии такой информационной системы) <8>;
--------------------------------
<8> Подпункт "д" пункта 108 Федеральных правил.
в) в форме сообщения на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение <9>.
--------------------------------
<9> Подпункт "г" пункта 108 Федеральных правил.
6. В представлении на установление пользователем должна быть указана информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства (далее - деятельность).
7. Разработка временного режима главным центром Единой системы или местного режима региональным или зональным центром Единой системы осуществляется на основании представления на установление, которое направляется пользователем способом, предусмотренным пунктом 4 Порядка, и должно содержать
следующую информацию:
а) дата проведения мероприятий (не более трех основных и трех резервных дней), указанных в пунктах 11 и 12 Порядка (далее - мероприятия);
б) при установлении временного или местного режимов для района проведения мероприятия:
сведения о границах района проведения мероприятия, обозначаемых в географических координатах (градусы, минуты, секунды), и диапазоне используемых высот (метры) и (или) эшелонов полетов воздушных судов;
время начала и окончания (всемирное координированное время) мероприятия;
сведения об установленных эшелонах для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, в воздушном пространстве свободной маршрутизации и в районах аэродромов гражданской авиации, находящихся в границах района проведения мероприятия;
сведения об установленных ограничениях в районах аэродромов гражданской авиации в случае, если деятельность осуществляется в районе аэродрома гражданской авиации на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома гражданской авиации:
30 км - для аэродрома гражданской авиации, не открытого для выполнения международных полетов <10>;
--------------------------------
<10> Пункты 4 и 5 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации.
50 км - для аэродрома гражданской авиации, открытого для выполнения международных полетов;
сведения о резервном эшелоне для обеспечения безопасности полетов при возникновении особых случаев в полете при проведении мероприятия;
в) при установлении временного или местного режима для обеспечения полетов воздушных судов по маршруту полета (маршрутам полетов) воздушных судов:
сведения о маршруте полета (маршрутах полетов) воздушных судов шириной, предусмотренной пунктом 28 Федеральных правил, с указанием пунктов маршрута полета воздушных судов в географических координатах (градусы, минуты, секунды) для каждого из участков маршрута полета воздушных судов, которые по своей длине эквивалентны участкам воздушного пространства с полетным временем не более 25 минут;
высота (диапазон высот) или эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета воздушных судов;
рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета воздушных судов;
количество и типы воздушных судов;
количество групп воздушных судов, дистанции и интервалы между группами воздушных судов;
дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов <11>;
--------------------------------
<11> Пункт 165 Федеральных правил.
время пролета (всемирное координированное время) воздушного судна над каждым пунктом маршрута полета воздушных судов, при выполнении групповых полетов - время пролета воздушного судна, следующего первым в группе, над каждым пунктом маршрута полета воздушных судов;
сведения об участках маршрута полета воздушных судов с выключенной аппаратурой системы государственного радиолокационного опознавания <12>;
--------------------------------
<12> Пункт 89 Федеральных правил.
сведения об участках маршрута полета воздушных судов, на которых планируется создание помех средствам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, виды помех, типы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подверженных воздействию помех;
время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство района аэродрома гражданской авиации на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома гражданской авиации:
30 км - для аэродрома гражданской авиации, не открытого для выполнения международных полетов;
50 км - для аэродрома гражданской авиации, открытого для выполнения международных полетов;
г) сведения о разрешениях, полученных в соответствии с пунктами 40, 46 и 49 Федеральных правил;
д) данные о пилотируемых воздушных судах (регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов <13>, знаки государственной принадлежности государственных воздушных судов <14>) и об аэродромах гражданской авиации (вертодромах, посадочных площадках), с (на) которых (которые) разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятий;
--------------------------------
<13> Пункт 1 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации.
<14> Пункт 2 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации.
е) данные о беспилотных воздушных судах (количество, тип, регистрационные опознавательные знаки или учетные опознавательные знаки <15>, максимальная взлетная масса) и об аэродромах гражданской авиации (вертодромах, посадочных площадках, точках взлета и посадки), с (на) которых (которые) разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятий;
--------------------------------
<15> Пункт 2.2 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации.
ж) порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) пилотируемых и беспилотных воздушных судов, участвующих в мероприятии, с указанием географического местоположения пунктов управления полетами, частот радиосвязи и порядка установления связи с ними (в случаях, когда технические возможности беспилотной авиационной системы, в состав которой входит беспилотное воздушное судно, не позволяют внешнему пилоту вести постоянную" двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) - номер телефона (номера телефонов) внешнего пилота (руководителя полетов);
з) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность руководителя мероприятия и способ связи с ним;
и) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, разработавшего представление на установление, и способ связи с ним.
Информация, указанная в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, должна содержать максимальные отклонения материальных объектов от расчетной траектории движения в соответствии с правилами эшелонирования, предусмотренными пунктами 68 - 71, 73, 75 - 77, 83 и 84 Федеральных правил.
8. К представлению на установление, подаваемому для установления временного или местного режимов для обеспечения проверок боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны <16>, проведения учений, воздушных парадов и показов авиационной техники <17>, при проведении которых планируются одновременные полеты воздушных судов с нескольких аэродромов гражданской авиации и (или) по нескольким маршрутам полетов воздушных судов, а также полеты с маневрированием в определенном районе в вертикальной и горизонтальной плоскостях, пользователь должен приложить карту (схему) района временного или местного режима с нанесенными на нее данными, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 7 Порядка, а также другими данными, необходимыми для проведения планируемого мероприятия (при наличии).
--------------------------------
<16> Подпункт "г" пункта 137 Федеральных правил.
<17> Подпункт "д" пункта 137 Федеральных правил.
9. При проведении мероприятия с участием нескольких пользователей представление на установление подается пользователем, осуществляющим общую организацию мероприятия.
10. Представление на установление временного режима для обеспечения полета воздушного судна литера "А" направляется в главный центр Единой системы в порядке, определенном документами по организации и обеспечению полетов воздушных судов литера "А".
11. Представление, подаваемое для установления временного режима, направляется в главный центр Единой системы не позднее чем:
а) за 3 часа до времени введения в действие временного режима для обеспечения:
полетов воздушных судов Российской Федерации литера "А";
полетов воздушных судов, обеспечивающих специальную связь воздушных судов Российской Федерации литера "А";
полетов воздушных судов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проведении поисково-спасательных работ;
б) за 12 часов до времени введения в действие временного режима для обеспечения:
полетов воздушных судов литера "А", за исключением полетов воздушных судов Российской Федерации литера "А", указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
полетов воздушных судов, выполняемых для обеспечения специальных международных договоров Российской Федерации <18>;
--------------------------------
<18> Подпункт "б" пункта 137 Федеральных правил.
в) за 24 часа до времени введения в действие временного режима для обеспечения:
запуска и посадки космических объектов;
выполнения полетов воздушных судов на испытания (исследования) авиационной и ракетной техники, на установление рекордов, на проверку боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны;
проведения учений, воздушных парадов и показов авиационной техники, осуществления иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства <19> (в том числе радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ, стрельб, десантирования);
--------------------------------
<19> Подпункт "д" пункта 137 Федеральных правил.
выполнения полетов беспилотных воздушных судов, предусмотренных абзацем вторым пункта 52 Федеральных правил, в воздушном пространстве классов A, C и G <20> (за исключением полетов беспилотных воздушных судов, указанных в пунктах 52(2) и 52(3) Федеральных правил);
--------------------------------
<20> Пункт 10 Федеральных правил.
г) за 72 часа до времени введения в действие временного режима для обеспечения полного запрещения использования воздушного пространства района аэродрома гражданской авиации, на который выполняются полеты воздушных судов по международному расписанию и (или) внутренние полеты воздушных судов по расписанию.
12. Представление на установление, подаваемое для установления местного режима, направляется в региональный или зональный центр Единой системы не позднее, чем:
а) за 3 часа до времени введения в действие местного режима для обеспечения выполнения полетов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проведении поисково-спасательных работ;
б) за 12 часов до времени введения в действие местного режима для обеспечения выполнения полетов на проверку боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство класса С, за исключением воздушного пространства маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для выполнения международных полетов, а также районов аэродромов гражданской авиации, открытых для выполнения международных полетов;
в) за 24 часа до времени введения в действие местного режима для обеспечения:
выполнения полетов воздушных судов на проверку боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов C и G, за исключением воздушного пространства маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для выполнения международных полетов, а также районов аэродромов гражданской авиации, открытых для выполнения международных полетов;
проведения учений, воздушных стрельб, в случае осуществления иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства <21> (в том числе радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ, стрельб, десантирования);
--------------------------------
<21> Подпункт "в" пункта 138 Федеральных правил.
полетов беспилотных гражданских воздушных судов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов C и G, за исключением воздушного пространства маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для выполнения международных полетов, а также районов аэродромов гражданской авиации, открытых для выполнения международных полетов.
13. Основаниями для отказа в установлении временного или местного режимов являются:
а) направление представления на установление в сроки, которые не соответствуют срокам, предусмотренным пунктами 11 и 12 Порядка;
б) отсутствие в представлении на установление информации, предусмотренной пунктом 7 Порядка.
14. В случае наличия оснований для отказа в установлении временного или местного режимов, предусмотренных пунктом 13 Порядка, центры должны уведомить об этом пользователя по согласованным каналам связи не позднее 2 часов после установления центрами таких оснований.
15. При разработке временного или местного режимов должностные лица дежурных смен главного, регионального или зонального центра Единой системы должны определять:
а) границы района воздушного пространства, в которых в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства <22> и представлением на установление запрещается или ограничивается деятельность пользователей (далее - район временного режима, район местного режима соответственно);
--------------------------------
<22> Пункт 2 статьи 13 Воздушного кодекса Российской Федерации.
б) время действия временного или местного режимов;
в) временные и соответственно изменения условий использования элементов структуры воздушного пространства, границы которых полностью или частично находятся в районе действия временного или местного режимов.
16. В районе временного режима, устанавливаемого с целью частичного запрещения деятельности по месту, времени и высоте, главным центром Единой системы выделяются:
а) воздушное пространство радиусом не менее 50 км от контрольной точки аэродрома гражданской авиации и высотой верхнего эшелона, выделенного в районе временного режима для полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, - для выполнения вылета и захода на посадку воздушных судов на аэродроме гражданской авиации, открытом для выполнения международных полетов воздушных судов;
б) воздушное пространство радиусом не менее 30 км от контрольной точки аэродрома гражданской авиации и высотой верхнего эшелона, выделенного в районе временного режима для полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, - для выполнения вылета и захода на посадку воздушных судов на аэродроме гражданской авиации при внутренних полетах воздушных судов;
в) по два смежных эшелона в каждом из диапазонов 900 м - 3350 м (FL 30-110), 4550 м - 6100 м (FL 150-200), а также две пары смежных эшелонов в диапазоне 8250 м - 12200 м (FL 270-400) - для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в воздушном пространстве свободной маршрутизации;
г) по три пары смежных эшелонов в диапазоне 8850 м - 12500 м (FL 290-410) - для полетов воздушных судов в воздушном пространстве, в котором установлены сокращенные интервалы вертикального эшелонирования.
17. Условия частичного запрещения деятельности <23> в районе временного режима определяются главным центром Единой системы, исходя из возможности обеспечения безопасности использования воздушного пространства и задач, решаемых пользователем, в интересах которого устанавливается временный режим.
--------------------------------
<23> Подпункт "б" пункта 136 Федеральных правил.
18. В районе местного режима, устанавливаемого с целью частичного запрещения деятельности по месту, времени и высоте, региональным или зональным центром Единой системы выделяются:
а) воздушное пространство радиусом не менее 30 км от контрольной точки аэродрома гражданской авиации и высотой верхнего эшелона, выделенного в районе местного режима для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, - для выполнения вылета и захода на посадку воздушных судов на аэродроме при внутренних полетах воздушных судов по расписанию;
б) два смежных эшелона в диапазоне 900 м - 3350 м (FL 30-110) и две пары смежных эшелонов в диапазоне 4550 м - 7900 м (FL 150-260) - для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в воздушном пространстве свободной маршрутизации.
19. Условия частичного запрещения деятельности в районе местного режима определяются региональным или зональным центром Единой системы исходя из возможности обеспечения безопасности использования воздушного пространства и задач, решаемых пользователем, в интересах которого устанавливается местный режим.
20. Полное запрещение использования воздушного пространства района аэродрома гражданской авиации, на который выполняются полеты воздушных судов по расписанию и вне расписания, допускается в следующих случаях:
а) обеспечение полетов воздушных судов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проведении поисково-спасательных работ;
б) проведение проверок боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны;
в) обеспечение полетов воздушных судов литера "А";
г) обеспечение полетов воздушных судов, участвующих в воздушных парадах и показах авиационной техники, а также иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства (в том числе радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения).
21. При установлении временного и местного режимов для обеспечения полета воздушного судна по маршруту обслуживания воздушного движения и в воздушном пространстве свободной маршрутизации главный, региональный или зональный центр Единой системы должен определять время начала и окончания периода действия временного и местного режимов исходя из следующих условий:
а) при районном диспетчерском обслуживании без использования систем наблюдения воздушного движения - 20 минут до пролета воздушного судна и 15 минут после пролета воздушного судна каждой точки маршрута;
б) при районном диспетчерском обслуживании с использованием систем наблюдения воздушного движения, при диспетчерском обслуживании подхода и аэродромном диспетчерском обслуживании - 10 минут до пролета воздушного судна и 10 минут после пролета воздушного судна каждой точки маршрута.
22. Определение времени начала и окончания периода действия временного и местного режимов, устанавливаемых для обеспечения полета группы воздушных судов, осуществляется главным, региональным или зональным центром Единой системы в соответствии с пунктом 21 Порядка и исходя из включения в период действия таких режимов времени пролета дистанции между первым и замыкающим воздушными судами в группе воздушных судов.
23. Для обеспечения полетов воздушных судов литера "А" ширина района временного режима в горизонтальной плоскости, время действия, а также количество эшелонов (диапазон высот полета) должны соответствовать параметрам ширины маршрута и количеству эшелонов (диапазону высот полета), определенным документами по организации и обеспечению полетов воздушных судов литера "А".
24. При установлении временного или местного режимов границы района временного или местного режима, устанавливаемого для проведения учения или проверки боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны с выполнением полетов дежурных воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации, должны включать воздушное пространство для маневрирования в зонах дежурства в воздухе и действий по воздушным судам, имитирующим воздушные суда-нарушители.
25. На маршрутах полетов воздушных судов, задействованных в учении или проверке боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны, от аэродрома вылета до района временного или местного режимов и обратно до аэродрома посадки, региональными или зональными и районными центрами Единой системы вводятся кратковременные ограничения.
26. Для проверки боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны с использованием воздушного пространства Московского узлового диспетчерского района главным центром Единой системы устанавливается временный режим.
27. В случае установления временного или местного режимов для обеспечения мероприятий, которые предусматривают совместные полеты беспилотных и пилотируемых воздушных судов, эшелонирование беспилотных и пилотируемых воздушных судов в районе временного или местного режима осуществляется органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователя, организующего указанные мероприятия.
28. Временный режим устанавливается начальником главного центра Единой системы.
29. Местный режим устанавливается начальником регионального или зонального центра Единой системы после доведения информации о введении временного или местного режима, или кратковременных ограничений (по согласованным каналам связи или с использованием КСА ПИВП) до главного центра Единой системы.
30. Установление двух и более временных или местных режимов в одном по месту, времени и высоте районе допускается:
а) в случаях обеспечения полетов воздушных судов литера "А" в районах установленных ограничений при проведении охранных мероприятий;
б) по согласованию с пользователями, подавшими представления на установление, посредством формирования временного или местного режима с возложением обязанности по обеспечению безопасности использования воздушного пространства на одного из пользователей.
31. Об установлении временного режима главный центр Единой системы должен информировать (по согласованным каналам связи или с использованием КСА ПИВП) зональные и региональные центры Единой системы, взаимодействующий с ним орган противовоздушной обороны и пользователя, подавшего представление на его установление.
32. В случаях установления временного или местного режимов, предусматривающих запрещение или ограничение использования воздушного пространства на маршрутах обслуживания воздушного движения, в районах аэродромов гражданской, государственной и экспериментальной авиации (включая аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования <24>), воздушного пространства классов A, C и G, информация об установленных запретах и ограничениях:
--------------------------------
<24> Статья 44 Воздушного кодекса Российской Федерации.
а) публикуется в бюллетене доступности воздушного пространства <25>;
--------------------------------
<25> Абзац семьдесят пятый пункта 2 Федеральных правил.
б) передается главным центром Единой системы для издания извещений NOTAM <26> (в случаях установления временного или местного режимов в отношении маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для выполнения международных полетов, воздушного пространства свободной маршрутизации, а также районов аэродромов гражданской авиации, открытых для выполнения международных полетов).
--------------------------------
<26> Абзац тридцать девятый пункта 2 Федеральных правил.
33. При установлении временного или местного режимов региональный или зональный центр Единой системы информируют по согласованным каналам связи или с использованием КСА ПИВП:
а) районные центры Единой системы, органы противовоздушной обороны, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), находящиеся в зонах ответственности регионального или зонального центра Единой системы, о районе временного и местного режимов - не позднее чем за 30 минут до введения в действие временного или местного режимов;
б) органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющие полетно-информационное обслуживание в воздушном пространстве своей зоны ответственности, о районе временного или местного режима, предусматривающего запрещение и (или) ограничение использования воздушного пространства класса G, - посредством извещения NOTAM не позднее чем за 30 минут до введения в действие временного или местного режимов.
34. Введение временного режима осуществляется главным центром Единой системы, местного режима - региональным или зональным центром Единой системы посредством информирования органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) о периоде фактической деятельности пользователей, в интересах которых установлен временный или местный режим, в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации <27>.
--------------------------------
<27> Пункт 109 Федеральных правил.
35. В целях введения или снятия временного или местного режимов пользователь должен сообщить в главный или региональный, или зональный центр Единой системы информацию о периоде своей фактической деятельности:
а) не менее чем за 2 часа до начала действия временного или местного режима во всех случаях, за исключением обеспечения полетов воздушных судов литера "А";
б) не менее чем за 20 минут до начала действия временного режима для обеспечения полетов воздушных судов литера "А";
в) о завершении периода фактической деятельности.
Увеличение установленного времени окончания временного или местного режима допускается в случае, если режимы установлены в воздушном пространстве классов А и С для обеспечения полетов воздушных судов литера "А", при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при проведении поисково-спасательных работ, при проведении внезапных проверок боевой готовности.
36. При установлении временного или местного режима не допускается осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлены временный или местный режимы, без получения подтверждения от оперативных органов Единой системы о готовности к их обеспечению.
37. При получении пользователем указания от центра, которым введен в действие временный или местный режим, о прекращении или ограничении деятельности в районе действия временного или местного режима, пользователь должен незамедлительно принять меры по выполнению такого указания с информированием по согласованным каналам связи и КСА ПИВП оперативного органа Единой системы.
38. Снятие временного режима осуществляется главным центром Единой системы, снятие местного режима - региональным или зональным центром Единой системы.
39. Основанием для снятия временного или местного режима является информирование пользователем центра по согласованным каналам связи и КСА ПИВП о фактическом завершении деятельности, для обеспечения которой введен временный или местный режим.
40. После снятия временного или местного режима:
а) центром отменяются изданные для временного или местного режима извещения NOTAM;
б) центром вносятся изменения в бюллетень доступности воздушного пространства.
41. Допускается временное приостановление главным центром Единой системы, региональным или зональным центром Единой системы полностью или частично действия временного или местного режимов с целью обеспечения деятельности пользователя с более высоким государственным приоритетом в использовании воздушного пространства <28> при условии доведения информации о временном приостановлении до пользователя, в интересах которого временный или местный режим установлен, и органов обслуживания воздушного движения в районе установленных ограничений.
--------------------------------
<28> Абзац сорок шестой пункта 2 Федеральных правил.
42. В случаях если временный или местный режимы вводились для обеспечения полета воздушного судна по маршруту указанные режимы снимаются по истечении времени действия района временного или местного режима, указанного в пунктах 35 - 39 Порядка.
43. Главный центр Единой системы должен осуществлять анализ разработки, установления, введения и снятия временных и местных режимов, а также ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать Федеральное агентство воздушного транспорта о результатах анализа.
III. Разработка, установление, введение и снятие
кратковременных ограничений
44. Разработка, установление, введение и снятие кратковременных ограничений осуществляются для оперативного введения запретов и ограничений в целях обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов <29>:
--------------------------------
<29> Пункт 140 Федеральных правил.
а) главным центром Единой системы - в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации;
б) региональным или зональным центром Единой системы - в воздушном пространстве своей зоны Единой системы;
в) районным центром Единой системы - в воздушном пространстве своего района Единой системы.
45. Кратковременные ограничения устанавливаются центрами в соответствии:
а) с планом использования воздушного пространства <30>, который подается в центры пользователями одним из способов, указанных в пункте 4 Порядка;
--------------------------------
<30> Абзац сорок пятый пункта 2 Федеральных правил.
б) с уведомлением уполномоченного лица, указанного в пункте 115 Федеральных правил, принявшего решение об использовании воздушного пространства - в случаях осуществления деятельности по использованию воздушного пространства, определенной пунктом 114 Федеральных правил.
46. Кратковременные ограничения устанавливаются в следующих случаях:
а) полеты воздушных судов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проведении поисково-спасательных работ;
б) полеты воздушных судов литера "А" (до установления временного режима или внесения в него изменений);
в) запуск и посадка космических объектов в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств, влияющих на параметры ранее установленных запретов и ограничений;
г) осуществление деятельности в воздушном пространстве классов A и C, не требующей разрешения на использование воздушного пространства,
д) обеспечение полетов воздушных судов государственной авиации при выполнении ими специальных полетов вне установленных маршрутов обслуживания воздушного движения и специальных зон, а также при осуществлении внезапных проверок боевой готовности;
е) полеты беспилотных воздушных судов для целей обороны, государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, пресечения и раскрытия преступлений, проведения поисково-спасательных мероприятий, а также оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
ж) невозможность обеспечения безопасности использования воздушного пространства эшелонированием воздушных судов органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);
з) полеты беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве классов A и C.
47. Разработка оперативными органами Единой системы, указанными в пункте 44 Порядка, кратковременных ограничений начинается с момента получения от пользователя плана использования воздушного пространства либо уведомления об использовании воздушного пространства классов A и C, указанного в пункте 115 Федеральных правил, в случаях, предусмотренных пунктом 114 Федеральных правил.
48. Разработка и установление кратковременных ограничений осуществляются в соответствии с пунктами 44 - 47 Порядка.
49. Допускается установление кратковременных ограничений в любой части воздушного пространства.
50. Введение кратковременных ограничений осуществляется центром Единой системы посредством доведения до органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) информации о периоде фактической деятельности пользователей, в интересах которых кратковременные ограничения установлены.
В случаях введения кратковременных ограничений, предусматривающих запрещение или ограничение использования воздушного пространства маршрутов обслуживания воздушного движения, районов аэродромов, районов воздушного пространства классов A, C и G, информация о них публикуется центром Единой системы в бюллетене доступности воздушного пространства.
51. Снятие кратковременных ограничений осуществляется главным центром Единой системы, региональным или зональным центром Единой системы.