Приказ Минстроя России от 10.06.2014 N 286/пр
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 июня 2014 г. N 286/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА, ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ ТАКИХ ГРАЖДАН И СВОДНЫХ ПО СУБЪЕКТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЕСТРОВ ТАКИХ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ "ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ" В РАМКАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ
И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, а также во исполнение абзаца 4 подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации).
2. Статс-секретарю - заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (А.А. Плутнику) направить Методические рекомендации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства и открытому акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в течение 5 дней со дня издания настоящего приказа.
3. Департаменту жилищной политики (Г.А. Кизарьянц) обеспечить разъяснение применения Методических рекомендаций при поступлении запросов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
М.А.МЕНЬ
Утверждены
приказом Минстроя России
от _________ N ______
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА, ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ ТАКИХ ГРАЖДАН И СВОДНЫХ ПО СУБЪЕКТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЕСТРОВ ТАКИХ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ "ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ" В РАМКАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ
И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Настоящие Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан в рамках реализации программы "Жилье для российской семьи" (далее - методические рекомендации) подготовлены в целях определения рекомендуемых подходов к установлению нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их участия в реализации программы "Жилье для российской семьи" (далее - программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, ведения уполномоченным органом или организацией сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в такие списки, в том числе с учетом подтверждения участвующими в реализации программы банками или предоставляющими ипотечные займы юридическими лицами возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы, а также порядка предоставления застройщикам в рамках программы сведений, содержащихся в таком реестре.
Указанные условия реализации программы на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется устанавливать в одном нормативном правовом акте органа государственной власти субъекта Российской Федерации - законе субъекта Российской Федерации или нормативном правовом акте исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации (далее также - нормативный правовой акт).
В рамках реализации программы Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) будут предоставляться земельные участки для строительства жилья экономического класса.
Для целей приобретения гражданами жилья экономического класса, строящегося или построенного на земельных участках, предоставленных Фондом в целях реализации программы, в соответствии с требованиями пункта 19 Основных условий и мер реализации программы "Жилье для российской семьи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404, применяются правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках, предоставленных Фондом, а также порядок, в частности очередность, включения указанных граждан в эти списки, установленные субъектами Российской Федерации - участниками программы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Нормативный правовой акт, принимаемый в субъектах Российской Федерации - участниках программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404, не распространяется на случаи приобретения гражданами жилых помещений, построенных или строящихся на земельных участках, переданных для реализации программы Фондом, за исключением положений, регулирующих порядок формирования сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.
Особенности применения методических рекомендаций для земельных участков, предоставляемых для реализации программы Фондом, приведены в разделе 6 настоящих методических рекомендаций.
В приложении к настоящим методическим рекомендациям приведен рекомендуемый проект нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по субъекту Российской Федерации реестра таких граждан в рамках реализации программы, в том числе рекомендуемые к утверждению таким актом:
- форма заявления о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;
- форма согласия гражданина-заявителя на обработку и предоставление его персональных данных;
- примерный перечень документов, представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;
- форма списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;
- форма сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.
1. Установление перечня категорий граждан,
имеющих право на приобретение жилья экономического класса
в рамках программы
1.1. Нормативным правовым актом необходимо утвердить перечень категорий граждан, имеющих право приобрести жилье экономического класса в рамках реализации программы на территории субъекта Российской Федерации, из числа граждан:
1) имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающей максимального размера, установленного нормативным правовым актом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.3 настоящих методических рекомендаций, в случае, если доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня, установленного нормативным правовым актом;
2) проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
3) имеющих двух и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках программы;
4) имеющих трех и более несовершеннолетних детей;
5) являющихся ветеранами боевых действий;
6) относящихся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса".
1.2. Нормативным правовым актом устанавливается право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы всех указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1.1 настоящих методических рекомендаций категорий граждан или граждан, относящихся к одной из указанных категорий граждан или к нескольким указанным категориям граждан, а также может быть предусмотрено преимущественное право граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса.
1.3. В случае установления нормативным правовым актом категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, из числа граждан, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 настоящих методических рекомендаций, таким актом устанавливаются:
1) максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, который не может быть установлен более 18 кв. метров в расчете на одного человека (не более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина) (далее - максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений);
2) максимальный уровень доходов гражданина и указанных членов его семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению (далее - максимальный уровень доходов и стоимости имущества).
При установлении нормативным правовым актом максимального уровня доходов и стоимости имущества рекомендуется устанавливать такой уровень не выше размера, позволяющего таким гражданам приобретать жилое помещение в собственность за счет собственных средств и средств ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома на территории субъекта Российской Федерации, исходя из средней рыночной цены стандартного жилого помещения (например, 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи или 32 кв. метра на одиноко проживающего гражданина) и средних сложившихся условий ипотечного кредитования;
3) порядок определения размера обеспеченности гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи общей площадью жилых помещений.
Рекомендуется установить, что размер обеспеченности гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи общей площадью жилых помещений определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с ним членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина;
4) порядок определения уровня доходов и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и (или) совместно проживающих с ними членов их семьи. При установлении такого порядка рекомендуется применять подход, использованный при установлении в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях <1>.
--------------------------------
<1> См. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. N 17.
1.4. Максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений, а также максимальный уровень доходов и стоимости имущества граждан рекомендуется устанавливать едиными по субъекту Российской Федерации.
1.5. В случае установления преимущественного права граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса рекомендуется установить срок, в течение которого гражданами может быть реализовано такое право. Рекомендуется устанавливать такой срок не более 3 месяцев после размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") информации, указанной в подпунктах 1 или 2 пункта 5.1 настоящих методических рекомендаций.
1.6. При установлении условий, указанных в пунктах 1.1 - 1.5 настоящих методических рекомендаций, рекомендуется учитывать оценку потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса <1> в целях обеспечения, с одной стороны, достаточного спроса граждан на такое жилье, которое будет создано в рамках программы, а с другой - недопущения формирования избыточного спроса на такое жилье.
--------------------------------
<1> См. Методические рекомендации по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения в рамках реализации программы "Жилье для российской семьи", утвержденные приказом Минстроя России от ________ N _______.
2. Порядок проверки органами местного самоуправления
соответствия граждан-заявителей установленным категориям
граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического
класса в рамках программы, и формирования списков
таких граждан
2.1. Нормативным правовым актом необходимо установить порядок проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы (далее - список граждан). Такой порядок рекомендуется установить в соответствии с пунктами 2.2 - 2.18 настоящих методических рекомендаций.
2.2. Нормативным правовым актом необходимо установить органы местного самоуправления, которые будут проводить проверку соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формировать списки граждан. Рекомендуется, чтобы такими органами были определены либо органы местного самоуправления всех городских округов, городских и сельских поселений на территории субъекта Российской Федерации, либо только органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, отобранные для реализации программы (далее - органы местного самоуправления). Такое решение рекомендуется принимать с учетом территориальной доступности таких органов для граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
2.3. После принятия нормативного правового акта и отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в органы местного самоуправления уведомление о начале формирования списков граждан с указанием адресного перечня таких земельных участков, а также устанавливает срок для начала формирования таких списков.
2.4. На официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальных сайтах органов местного самоуправления в сети "Интернет", а также в официальных средствах массовой информации, определенных нормативным правовым актом, размещается и публикуется следующая информация:
1) условия реализации программы на территории субъекта Российской Федерации;
2) требования к гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;
3) об отобранных для реализации программы земельных участках, застройщиках и проектах жилищного строительства, том числе:
а) планируемый объем строительства жилья экономического класса на каждом таком земельном участке;
б) максимальная цена жилья экономического класса в расчете на 1 кв. метр общей площади такого жилья на каждом таком земельном участке;
4) время и сроки принятия заявлений граждан о включении в список граждан (далее - заявление);
5) перечень необходимых документов, включая письменное согласие граждан на обработку и представление их персональных данных в случае включения гражданина в список граждан, и требования к их оформлению для подачи заявления, в том числе форма заявления;
6) перечень и адреса банков и предоставляющих ипотечные займы юридических лиц, готовых проводить оценку платежеспособности граждан, включенных в списки граждан, в целях подтверждения возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы (далее - ипотечные кредиторы);
2.5. Если нормативным правовым актом установлено, что проверку соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формирование списков граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, отобранные для реализации программы, то рекомендуется установить, что гражданин имеет право подать заявление только в один такой орган местного самоуправления. В случае выявления факта включения гражданина в 2 и более списков при ведении сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, лицо, уполномоченное на ведение такого реестра, не позднее 10 рабочих дней со дня выявления такого факта направляет сведения о таком факте гражданину и органам местного самоуправления, принявшим решение о включении гражданина в списки граждан. Указанный гражданин в месячный срок со дня получения таких сведений от лица, уполномоченного на ведение указанного реестра, обязан подать заявления об исключении его из списков граждан во все органы местного самоуправления, формирующие такие списки, за исключением одного по выбору гражданина. Рекомендуется установить, что в случае, если по истечении 3 месяцев со дня выявления указанного факта лицо, уполномоченное на ведение указанного реестра, не получит от органов местного самоуправления сведения об исключении гражданина из всех таких списков граждан, за исключением одного, такое решение принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.6. Заявление регистрируется в порядке, установленном для регистрации входящих документов в органе местного самоуправления, с указанием даты и времени получения заявления и прилагаемых документов. Гражданину в день подачи заявления выдается расписка о получении заявления и документов с указанием перечня таких документов, даты и времени их получения.
2.7. Орган местного самоуправления рассматривает заявление, проводит проверку достоверности указанных в заявлении и прилагаемых документах сведений, а также проверку граждан-заявителей на соответствие категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.
2.8. По результатам рассмотрения заявления и документов орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после дня регистрации заявления принимает решение о соответствии или несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.
2.9. В случае соответствия гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, орган местного самоуправления принимает решение о включении такого гражданина в список граждан.
2.10. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении гражданина в список граждан или о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, направляет такому гражданину по адресу места жительства Почтой России или вручает лично письменное уведомление о принятом решении (выписку из решения).
2.11. Выписка из решения органа местного самоуправления о включении гражданина в список граждан в том числе должна содержать следующую информацию:
1) категорию граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин;
2) наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение жилья экономического класса;
3) присвоенный заявителю порядковый номер списка граждан.
2.12. Выписка из решения органа местного самоуправления о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, должна содержать указание на причины принятия такого решения, в том числе о наличии недостатков в предоставленных документах и о возможности их устранения.
2.13. Рекомендуется в нормативном правовом акте установить процедуру обжалования гражданином-заявителем решения органа местного самоуправления о несоответствии категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы. Рекомендуется установить, что такое решение может быть обжаловано таким заявителем в уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца со дня получения заявителем выписки из такого решения. Для обжалования такого решения заявитель подает в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявление об обжаловании указанного решения, указанный орган самостоятельно запрашивает необходимые документы у органа местного самоуправления, принявшего такое решение. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления и документов в течение одного месяца со дня получения такого заявления об обжаловании принимает решение о соответствии или несоответствии заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы. Рекомендуется установить, что в случае принятия уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о соответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, орган местного самоуправления, которым было принято решение о несоответствии такого заявителя таким категориям граждан, принимает решение о включении такого гражданина в список граждан, исходя из времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов, на основании которых органом местного самоуправления было принято решение о несоответствии гражданина-заявителя таким категориям граждан.
2.14. Орган местного самоуправления формирует список граждан в порядке очередности, исходя из времени подачи заявлений и требуемых документов, а также с учетом преимущественного права граждан на приобретение жилья экономического класса.
2.15. Список граждан должен содержать следующие сведения:
1) присвоенный гражданину порядковый номер списка граждан;
2) фамилия, имя, отчество гражданина;
3) дата рождения гражданина;
4) паспортные данные гражданина, в том числе место постоянного проживания;
5) данные на дату подачи заявления о совместно проживающих с гражданином членах его семьи, включая: число совместно проживающих с гражданином членов его семьи, степень родства или свойства по отношению к гражданину, паспортные данные или данные свидетельства о рождении (для несовершеннолетних членов семьи), дата рождения и место постоянного проживания;
6) категория граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин;
7) наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение в рамках программы жилья экономического класса;
8) наличие или отсутствие потребности в получении гражданином ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья экономического класса;
9) проект жилищного строительства, в котором гражданин планирует приобрести жилье экономического класса в случае, если гражданином принято такое предварительное решение.
2.16. Присваиваемые гражданам порядковые номера в списке граждан должны иметь следующие идентификационные коды: серия и номер паспорта (или СНИЛС, или ИНН гражданина) <1>, код наличия или отсутствия у гражданина права на преимущественное приобретение жилья экономического класса, а также код времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов.
--------------------------------
<1> Рекомендуется выбрать один вид идентификационного кода: либо серия и номер паспорта, либо СНИЛС, либо ИНН гражданина.
2.17. Рекомендуется в нормативном правовом акте установить, что формирование списков граждан прекращается в случае заключения договоров участия в долевом строительстве, договоров купли-продажи или государственных (муниципальных) контрактов в отношении не менее 70 процентов жилья экономического класса во всех проектах жилищного строительства, реализуемых в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации, и включения в сводный по субъекту Российской Федерации реестр граждан, включенных в такие списки, граждан, количество которых превышает в два раза количество в таких проектах жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых не заключены такие договоры или контракты.
2.18. Орган местного самоуправления, формирующий список граждан, ежемесячно направляет такой список лицу, уполномоченному на ведение сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, с указанием дополнений и изменений, которые были внесены в такой список.
3. Порядок подтверждения ипотечными кредиторами
возможности предоставления ипотечных кредитов (займов)
гражданам, включенным в списки граждан
3.1. Нормативным правовым актом необходимо установить порядок подтверждения ипотечными кредиторами гражданам, включенным в списки, ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, объектом долевого строительства в котором является жилье экономического класса (далее - ипотечный кредит). Такой порядок рекомендуется установить в соответствии с пунктами 3.2 - 3.6 настоящих методических рекомендаций.
3.2. После получения от органа местного самоуправления выписки из решения о включении гражданина в список граждан и при необходимости получения таким гражданином ипотечного кредита гражданин вправе обратиться к ипотечному кредитору с целью подтверждения возможности предоставления такому гражданину ипотечного кредита, предъявив такую выписку.
3.3. Ипотечный кредитор осуществляет прием заявок граждан на получение ипотечного кредита по утвержденной ипотечным кредитором форме и других требуемых документов, включая письменное согласие гражданина на обработку и предоставление его персональных данных, в том числе передачу такой информации другим участникам реализации программы.
3.4. Ипотечный кредитор проводит оценку платежеспособности гражданина, подавшего заявку на получение ипотечного кредита, и определяет максимальный размер ипотечного кредита, одобренного к предоставлению ипотечным кредитором такому гражданину, в соответствии с установленным ипотечным кредитором порядком рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении ипотечного кредита.
3.5. Ипотечный кредитор после одобрения заявки на получение ипотечного кредита уведомляет гражданина о параметрах (размере, сроке и процентной ставке) одобренного ипотечного кредита. Срок действия такого решения устанавливается условиями, определенными ипотечным кредитором. В случае, если гражданин не приобрел жилое помещение в течение установленного срока такого решения, гражданин имеет право подать заявку на получение ипотечного кредита повторно.
3.6. По итогам рассмотрения заявок граждан ипотечный кредитор формирует список одобренных заявок на получение ипотечных кредитов, включая данные о максимальном размере ипотечного кредита, одобренного к выдаче гражданам, сроке действия такого решения, и ежемесячно направляет такой список лицу, уполномоченному на ведение сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки, с указанием органа местного самоуправления, принявшего решение о включении такого гражданина в список граждан, и присвоенного гражданину порядкового номера в таком списке в соответствии с выпиской из решения органа местного самоуправления о включении гражданина в список граждан.
4. Порядок ведения сводного по субъекту Российской
Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан,
и порядок предоставления застройщикам в рамках программы
сведений, содержащихся в таком реестре
4.1. Нормативным правовым актом необходимо установить порядок ведения уполномоченным органом или организацией (далее - уполномоченное лицо) сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан. Такой порядок рекомендуется установить в соответствии с пунктами 4.2 - 4.8 настоящих методических рекомендаций.
4.2. Уполномоченное лицо ведет сводный реестр граждан с указанием сведений, указанных в пункте 2.16 настоящих методических рекомендаций, а также следующих сведений:
1) наименование органа местного самоуправления, принявшего решение о включении гражданина в список граждан;
2) наличие подтверждения ипотечного кредитора о возможности предоставления гражданину ипотечного кредита или отказ ипотечного кредитора в предоставлении гражданину такого кредита (для граждан, имеющих потребность в предоставлении такого кредита);
3) полученные от застройщиков сведения о заключении с гражданином договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, объектом долевого строительства в котором является жилье экономического класса, договора купли-продажи жилья экономического класса и о государственной регистрации права собственности гражданина на такое жилье.
4.3. Уполномоченное лицо ежемесячно обновляет сводный реестр граждан на основании полученных от органов местного самоуправления списков граждан и полученных от ипотечных кредиторов списков одобренных заявок на получение ипотечных кредитов.
4.4. После получения от застройщика, реализующего проект жилищного строительства на территории субъекта Российской Федерации в рамках программы, информации о получении разрешения на строительство направляет сведения сводного реестра граждан такому застройщику. Рекомендуется направлять сведения сводного реестра граждан не позднее 3 месяцев после получения застройщиком разрешения на строительство.
4.5. Сводный реестр граждан ежемесячно направляется уполномоченным лицом органам местного самоуправления и уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, на территориях которых реализуются проекты жилищного строительства в рамках программы, застройщикам, которые реализуют такие проекты, а также ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК").
4.6. Застройщик, реализующий проект жилищного строительства на территории субъекта Российской Федерации в рамках программы, ежеквартально направляет уполномоченному лицу информацию о количестве жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов или договоры купли-продажи с указанием граждан, включенных в сводный реестр граждан и с которыми заключены такие договоры, о государственной регистрации права собственности таких граждан на жилье экономического класса, а также информацию о заключенных в отношении жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, государственных (муниципальных) контрактах.
4.7. Уполномоченное лицо ежеквартально направляет органу государственной власти субъекта Российской Федерации, на территориях которых реализуются такие проекты, а также ОАО "АИЖК" информацию о ходе заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов, договоров купли-продажи, государственных (муниципальных) контрактов в отношении жилья экономического класса на территории субъекта Российской Федерации в рамках программы.
5. Порядок информационного обеспечения приобретения
жилья экономического класса гражданами, включенными
в списки граждан
5.1. В целях информационного обеспечения приобретения гражданами жилья экономического класса в нормативном правовом акте рекомендуется предусмотреть требование по представлению застройщиком в органы местного самоуправления, формирующие списки граждан, и уполномоченному лицу следующей информации и документов:
1) информации о готовности застройщика заключить договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса (далее - договор участия в долевом строительстве жилья экономического класса), с гражданами, включенными в списки граждан;
2) информации о вводе в эксплуатацию объектов жилищного строительства и о готовности застройщика заключить договоры купли-продажи жилья экономического класса с гражданами, включенными в списки граждан;
3) информации о дате завершения заключения договоров купли-продажи жилья экономического класса, которая не может быть ранее, чем по истечении 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объекта жилищного строительства;
4) проектов договоров участия в долевом строительстве жилья экономического класса, договоров купли-продажи жилья экономического класса, а также сведения о жилых помещениях, объектах долевого строительства, являющихся предметом таких договоров, в том числе общей площади, количестве комнат, этаже, на котором они расположены, а также о цене таких договоров.
5) информации об общем количестве жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых застройщик готов заключить такие договоры участия в долевом строительстве жилья экономического класса, договоры купли-продажи жилья экономического класса, и о количестве заключенных застройщиком договоров купли-продажи жилья экономического класса, договоров участия в долевом строительстве жилья экономического класса, а также государственных (муниципальных) контрактов о приобретении жилья экономического класса.
5.2. Рекомендуется установить, что размещение указанных в пункте 5.2 настоящих методических рекомендаций информации и документов осуществляется органами местного самоуправления на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" без взимания платы в течение 3 рабочих дней со дня представления такой информации и таких документов застройщиком.
6. Особенности применения методических рекомендаций
для земельных участков, предоставляемых для реализации
программы Фондом
6.1. Формирование списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках, предоставленных в рамках реализации программы Фондом, осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - участников программы, принятыми в соответствии с частью 36 статьи 16.6 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
6.2. Утверждение списков граждан (из числа категорий граждан, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса"), согласившихся приобрести жилье экономического класса, построенное или строящееся на земельных участках, предоставленных в рамках программы Фондом, на условиях, установленных протоколами о результатах проведенных Фондом аукционов в целях строительства жилья экономического класса, и внесение изменений в указанные списки осуществляется в соответствии с требованиями частей 22 и 24 статьи 16.6, частей 20 и 22 статьи 16.6-1 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
6.3. Информация о гражданах, включенных в списки граждан, указанные в пункте 6.2 настоящих методических рекомендаций, информация о заключении с такими гражданами договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома, объектом долевого строительства в котором является жилье экономического класса, договоров купли-продажи жилья экономического класса и о государственной регистрации права собственности граждан на такое жилье направляется уполномоченному лицу, указанному в пункте 4.1 настоящих методических рекомендаций, соответственно органами местного самоуправления и лицами, которым земельные участки Фонда в рамках программы переданы в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, в целях ведения таким уполномоченным лицом сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, указанного в пункте 4.1 настоящих методических рекомендаций, в порядке, предусмотренном пунктами 4.2 - 4.7 настоящих методических рекомендаций.
6.4. Опубликование в средствах массовой информации и размещение органами местного самоуправления в сети "Интернет" утвержденных списков, указанных в пункте 6.2 настоящих методических рекомендаций, изменений в указанные списки, а также размещение в сети "Интернет" информации лицами, которым земельные участки Фонда в рамках программы переданы в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, и Фондом осуществляется в объеме, порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (части 22, 25, 32 и 33 статьи 16.6, части 20, 22, 30 и 31 статьи 16.6-1).
6.5. В отношении земельных участков, предоставленных для реализации программы Фондом, информация, указанная в части 32 статьи 16.6 и части 30 статьи 16.6-1 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", также размещается субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальных сайтах органов местного самоуправления в сети "Интернет" и публикуется в официальных средствах массовой информации, определенных нормативным правовым актом, принятым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Приложение
к Методическим рекомендациям
по установлению категорий граждан,
имеющих право на приобретение
жилья экономического класса,
порядка формирования списков
таких граждан и сводных по субъекту
Российской Федерации реестров
таких граждан в рамках реализации
программы "Жилье для российской
семьи", утвержденным приказом
Минстроя России
от _________ N ________
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПРОЕКТ
НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ КАТЕГОРИЙ
ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КЛАССА, ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ ТАКИХ ГРАЖДАН
И СВОДНОГО ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЕСТРА
ТАКИХ ГРАЖДАН В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
"ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ"
I. Общие положения
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на территории субъекта Российской Федерации _________________ (указать, далее - субъект Российской Федерации) реализуется программа "Жилье для российской семьи" (далее - программа).
2. Настоящим нормативным правовым актом (указать - законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, далее - Акт) устанавливаются перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан - заявителей установленным категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, ведения уполномоченным органом или организацией сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в такие списки, в том числе с учетом подтверждения участвующими в реализации программы банками или предоставляющими ипотечные займы юридическими лицами возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы, а также порядка предоставления застройщикам в рамках программы сведений, содержащихся в таком реестре.
Настоящий нормативный правовой акт не распространяется на случаи приобретения гражданами жилых помещений, построенных или строящихся на земельных участках, предоставленных для реализации программы Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), за исключением порядка ведения уполномоченным органом или организацией сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы. Для целей приобретения гражданами жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках, предоставленных для реализации программы Фондом, применяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса" и правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Фонда, и порядок, в частности очередность, включения граждан в эти списки, установленные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и утвержденными таким постановлением документами:
1) к жилью экономического класса в рамках программы относятся жилые помещения, которые соответствуют установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса и цена договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома (договоров купли-продажи) которых, а также цена государственных (муниципальных) контрактов на приобретение которых в расчете на 1 кв. метр общей площади таких жилых помещений не превышает минимальной из величин - 30 тыс. рублей или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - максимальная цена жилья экономического класса);
2) жилье экономического класса, построенное (строящееся) застройщиками в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации, подлежит соответственно передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенным в течение такого строительства, либо по договорам купли-продажи, заключенным в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, в которых расположено такое жилье, или жилых домов, относящихся к жилью экономического класса, по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья, гражданам Российской Федерации, которые имеют право на приобретение такого жилья в рамках программы;
3) цена указанных договоров и государственных (муниципальных) контрактов в отношении жилья экономического класса, не превышающая максимальной цены такого жилья, определяется по итогам отбора уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, принадлежащих застройщику на праве собственности или на праве аренды, таких застройщиков и реализуемых на таких земельных участках проектов жилищного строительства или по итогам аукциона, предусматривающего предоставление для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса в соответствии с законодательством Российской Федерации земельного участка, который находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации, или находится в федеральной собственности и полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению таким земельным участком переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации, или находится в муниципальной собственности либо государственная собственность на такой земельный участок не разграничена.
II. Перечень категорий граждан, имеющих
право на приобретение жилья экономического класса
в рамках программы
4. Право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации имеют граждане, постоянно проживающие на территории субъекта Российской Федерации, из числа граждан (далее указать категории граждан, из числа указанных в подпунктах 1 - 6 настоящего пункта):
1) имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающую максимального размера, установленного пунктом 4 настоящего Акта, в случае, если доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня, установленного пунктом 1.6 настоящего Акта;
2) проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
3) имеющих 2 и более несовершеннолетних детей и являющиеся получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках программы;
4) имеющих 3 и более несовершеннолетних детей;
5) являющихся ветеранами боевых действий;
6) относящихся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса".
5. Право на приобретение жилья экономического класса предоставляется гражданам, указанным в подпункте 1 пункта 4 настоящего Акта, если размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, определенный в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Акта, составляет не более - (указать) кв. метров.
6. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений, указанный в пункте 5 настоящего Акта, определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
7. Право на приобретение жилья экономического класса предоставляется гражданам, указанным в подпункте 1 пункта 4 настоящего Акта, в случае, если доходы гражданина и совместно проживающих с гражданином членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, определенные в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Акта, составляют не более _____________ (указать) тысяч рублей.
8. Доходы и стоимость подлежащего налогообложению имущества граждан и совместно проживающих с ними членов их семьи, указанный в пункте 7 настоящего Акта, определяется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации о признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ______________ (указать наименование и реквизиты закона субъекта Российской Федерации).
9. Преимущественное право на приобретение экономического класса в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, из числа граждан, указанных в пункте 4 настоящего Акта, если такие граждане не признаны малоимущими.
10. Граждане, имеющие преимущественное право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации и включенные в соответствии с настоящим Актом в списки граждан, имеющих право на приобретение такого жилья, могут реализовать такое преимущественное право и заключить договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, в течение 3 месяцев после размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") информации, указанной в подпункте 1 пункта 50 настоящего Акта, или заключить договоры купли-продажи жилья экономического класса в течение 3 месяцев после размещения на официальном сайте муниципального образования в "Интернет" информации, указанной в подпункте 2 пункта 50 настоящего Акта.
III. Порядок проверки органами местного самоуправления
соответствия граждан - заявителей установленным категориям
граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического
класса в рамках программы, и формирования списков
таких граждан
11. В целях реализации права граждан на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации программы на территории субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления городских округов, городских поселений, сельских поселений на территории субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления указанных муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, отобранные для реализации программы (выбрать и указать, далее - органы местного самоуправления), проводят проверку соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формируют списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы (далее - список граждан).
12. Гражданин, включенный органом местного самоуправления в список граждан, имеет право на приобретение жилья экономического класса на условиях программы в любом объекте жилищного строительства, строящемся (построенном) в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации.
13. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы направляет в органы местного самоуправления уведомление о начале формирования списков граждан с указанием адресного перечня таких земельных участков, а также устанавливает срок начала формирования таких списков.
14. На официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальных сайтах органов местного самоуправления в сети "Интернет", а также в официальных средствах массовой информации ________________ (указать) размещается и публикуется следующая информация:
1) условия реализации программы на территории субъекта Российской Федерации;
2) требования к гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;
3) об отобранных для реализации программы земельных участках, застройщиках и проектах жилищного строительства, в том числе:
а) планируемый объем строительства жилья экономического класса на каждом таком земельном участке;
б) максимальная цена жилья экономического класса в расчете на 1 кв. метр общей площади такого жилья на каждом таком земельном участке;
4) время и сроки принятия заявлений граждан о включении в список граждан (далее - заявление);
5) перечень необходимых документов, включая письменное согласие граждан на обработку и представление их персональных данных в случае включения гражданина в список граждан, и требования к их оформлению для подачи заявления, в том числе форма заявления;
6) перечень и адреса банков и предоставляющих ипотечные займы юридических лиц, готовых проводить оценку платежеспособности граждан, включенных в списки граждан, в целях подтверждения возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы (далее - ипотечные кредиторы).
15. Для участия в программе граждане подают в орган местного самоуправления следующие документы:
1) заявление по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Акту;
2) документы по перечню, приведенному в приложении 2 к настоящему Акту.
16. От имени граждан документы, предусмотренные в пункте 15 настоящего Акта, могут быть поданы одним из членов их семьи, совместно проживающих с таким гражданином, либо при наличии надлежащим образом оформленных полномочий иным уполномоченным лицом.
17. Гражданин имеет право подать заявление только в один орган местного самоуправления (устанавливается в случае, если в соответствии с пунктом 11 настоящего Акта установлено, что такими органами местного самоуправления являются органы местного самоуправления городских округов, городских поселений, сельских поселений, на территориях которых расположены земельные участки, отобранные для реализации программы).
18. Граждане вправе не предоставлять документы, указанные в приложении 2 к настоящему Акту, если они находятся в распоряжении органов государственных власти, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
19. Заявление регистрируется в порядке, установленном для регистрации входящих документов в органе местного самоуправления, с указанием даты и времени получения заявления и прилагаемых документов. Гражданину в день подачи заявления выдается расписка о получении заявления и документов с указанием перечня таких документов, даты и времени их получения.
20. Орган местного самоуправления рассматривает заявление, проводит проверку достоверности указанных в заявлении и прилагаемых документах сведений, а также проверку граждан-заявителей на соответствие установленным настоящим Актом категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.
21. По результатам рассмотрения заявления и документов орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после дня регистрации заявления принимает решение о соответствии или несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.
22. В случае соответствия гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, орган местного самоуправления принимает решение о включении такого гражданина в список граждан.
23. Основаниями для принятия органом местного самоуправления решения о несоответствии заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, являются:
1) непредставление или представление неполного комплекта документов, указанных в приложении 2 к настоящему Акту;
2) представление недостоверных сведений, указанных в заявлении или прилагаемых документах;
3) несоответствие гражданина категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;
4) принятие решения о включении такого гражданина в список граждан иным органом местного самоуправления.
24. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении гражданина в список граждан или о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, направляет такому гражданину по адресу места жительства Почтой России или вручает лично письменное уведомление о принятом решении (выписку из решения).
25. Выписка из решения органа местного самоуправления о включении гражданина в список граждан, в том числе должна содержать следующую информацию:
1) категорию граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин;
2) наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение в рамках программы жилья экономического класса;
3) присвоенный заявителю порядковый номер списка граждан.
26. Выписка из решения органа местного самоуправления о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, должна содержать указание на причины принятия такого решения, в том числе о наличии недостатков в предоставленных документах и о возможности их устранения.
27. Гражданин-заявитель, в отношении которого органом местного самоуправления принято решение о несоответствии категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, вправе повторно подать заявление после устранения оснований, указанных в таком решении.
28. В случае принятия органом местного самоуправления решения о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, такой гражданин имеет право обжаловать такое решение в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации ______________ (указать) в течение одного месяца со дня получения заявителем выписки из такого решения. Для обжалования такого решения заявитель подает в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление об обжаловании указанного решения. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивает необходимые документы у органа местного самоуправления, принявшего такое решение. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления и документов в течение месяца со дня получения такого заявления об обжаловании принимает решение о соответствии или несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы. В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о соответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, орган местного самоуправления, которым было принято решение о несоответствии такого заявителя таким категориям граждан, должен принять решение о включении такого гражданина в список граждан, исходя из времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов, на основании которых органом местного самоуправления было принято решение о несоответствии гражданина-заявителя таким категориям граждан.
29. Орган местного самоуправления формирует список граждан в порядке очередности, исходя из времени подачи заявлений и требуемых документов, а также с учетом установленного пунктом 9 настоящего Акта преимущественного права граждан на приобретение в рамках программы жилья экономического класса.
30. Список граждан формируется по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Акту, и должен содержать следующие сведения:
1) присвоенный гражданину порядковый номер списка граждан;
2) фамилия, имя, отчество гражданина;
3) дата рождения гражданина;
4) паспортные данные гражданина, в том числе место постоянного проживания;
5) данные на дату подачи заявления о совместно проживающих с гражданином членах его семьи, включая: число совместно проживающих с гражданином членов его семьи, степень родства или свойства по отношению к гражданину, паспортные данные или данные свидетельства о рождении (для несовершеннолетних членов семьи), дата рождения и место постоянного проживания;
6) категория граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин;
7) наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение в рамках программы жилья экономического класса;
8) наличие или отсутствие потребности в получении гражданином ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья экономического класса;
9) проект жилищного строительства, в котором гражданин планирует приобрести жилье экономического класса, в случае, если гражданином принято такое предварительное решение.
31. Присваиваемые гражданам порядковые номера в списке граждан имеют следующие идентификационные коды: ________________ (указать один вид идентификационного кода: либо серия и номер паспорта, либо СНИЛС, либо ИНН гражданина), код наличия или отсутствия у гражданина права на преимущественное приобретение жилья экономического класса, а также код времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов.
32. Исключение гражданина из списка граждан производится на основании решения органа местного самоуправления, которое принимается не позднее 15 рабочих дней после дня, когда органу местного самоуправления стало известно о наличии оснований, указанных в пункте 33 настоящего Акта.
33. Основаниями для принятия органом местного самоуправления решения об исключении гражданина из списка граждан являются:
1) государственная регистрация права собственности гражданина на приобретенное в рамках программы жилье экономического класса;
2) поступление заявления гражданина об исключении его из списка граждан, в том числе в случае, указанном в пункте 49 настоящего Акта;
3) смерть гражданина, включенного в список граждан, или объявление судом его умершим или безвестно отсутствующим;
4) выявление недостоверности представленных гражданином документов и сведений, на основании которых органом местного самоуправления было принято решение о включении гражданина в список граждан;
5) решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, указанном в пункте 49 настоящего Акта.
34. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после дня принятия решения об исключении гражданина из списка граждан направляет гражданину по адресу места жительства Почтой России или вручает лично письменное уведомление о принятом решении с указанием основания принятия данного решения.
35. Формирование списков граждан прекращается в случае заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, договоров купли-продажи жилья экономического класса, государственных (муниципальных) контрактов на приобретение жилья экономического класса в отношении не менее 70 процентов жилья экономического класса во всех проектах жилищного строительства, реализуемых в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации, и включения в сводный по субъекту Российской Федерации реестр граждан, включенных в списки граждан, граждан, количество которых превышает в два раза количество в таких проектах жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых не заключены такие договоры или контракты.
36. Орган местного самоуправления ежемесячно направляет список граждан лицу, уполномоченному на ведение сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, с указанием дополнений и изменений, которые были внесены в такой список.
IV. Порядок подтверждения ипотечными кредиторами
возможности предоставления ипотечных кредитов (займов)
гражданам, включенным в списки граждан
37. После получения от органа местного самоуправления выписки из решения о включении гражданина в список граждан и при необходимости получения таким гражданином ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, объектом долевого строительства в котором является жилье экономического класса (далее - ипотечный кредит), гражданин вправе обратиться к ипотечному кредитору с целью подтверждения возможности предоставления такому гражданину ипотечного кредита, предъявив такую выписку.
38. Ипотечный кредитор осуществляет прием заявок граждан на получение ипотечного кредита по утвержденной ипотечным кредитором форме и других требуемых документов, включая письменное согласие гражданина на обработку и предоставление его персональных данных, в том числе передачу такой информации другим участникам реализации программы.
39. Ипотечный кредитор проводит оценку платежеспособности гражданина, подавшего заявку на получение ипотечного кредита, и определяет максимальный размер ипотечного кредита, одобренного к предоставлению ипотечным кредитором такому гражданину, в соответствии с установленным ипотечным кредитором порядком рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении ипотечного кредита.
40. Ипотечный кредитор после одобрения заявки на получение ипотечного кредита уведомляет гражданина о параметрах (размере, сроке и процентной ставке) одобренного ипотечного кредита. Срок действия такого решения устанавливается условиями, определенными ипотечным кредитором. В случае, если гражданин не приобрел жилое помещение в течение установленного срока такого решения, гражданин имеет право подать заявку на получение ипотечного кредита повторно.
41. По итогам рассмотрения заявок граждан ипотечный кредитор формирует список одобренных заявок на получение ипотечных кредитов, включая данные о максимальном размере ипотечного кредита, одобренного к выдаче гражданам, сроке действия такого решения, и ежемесячно направляет такой список лицу, уполномоченному на ведение сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки, с указанием органа местного самоуправления, принявшего решение о включении такого гражданина в список граждан, и присвоенного гражданину порядкового номера в таком списке в соответствии с выпиской из решения органа местного самоуправления о включении гражданина в список граждан.
V. Порядок ведения сводного по субъекту Российской
Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан,
и порядок предоставления застройщикам в рамках программы
сведений, содержащихся в таком реестре
42. Сводный по субъекту Российской Федерации реестр граждан, включенных в списки граждан (далее - сводный реестр граждан), ведет _____________ (указать наименование органа или организации) (далее - уполномоченное лицо) на основании сведений списков граждан, полученных от органов местного самоуправления, а также сведений списков одобренных заявок на получение ипотечных кредитов, полученных от ипотечных кредиторов.
43. Уполномоченное лицо ведет сводный реестр граждан по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Акту, с указанием сведений, указанных в пункте 30 настоящего Акта, а также следующих сведений:
1) наименование органа местного самоуправления, принявшего решение о включении гражданина в список граждан;
2) наличие подтверждения ипотечного кредитора о возможности предоставления гражданину ипотечного кредита или отказ ипотечного кредитора в предоставлении гражданину такого кредита (для граждан, имеющих потребность в предоставлении такого кредита);
3) полученные от застройщиков сведения о заключении с гражданином договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, объектом долевого строительства в котором является жилье экономического класса, договора купли-продажи жилья экономического класса и о государственной регистрации права собственности гражданина на такое жилье.
44. Уполномоченное лицо ежемесячно, до конца последнего рабочего дня отчетного месяца обновляет сводный реестр граждан на основании полученных от органов местного самоуправления списков граждан и полученных от ипотечных кредиторов список одобренных заявок на получение ипотечных кредитов.
45. После получения от застройщика, реализующего проект жилищного строительства на территории субъекта Российской Федерации в рамках программы, информации о получении разрешения на строительство направляет сведения сводного реестра граждан такому застройщику не позднее 3 месяцев после получения застройщиком разрешения на строительство.
46. Сводный реестр граждан до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, направляется уполномоченным лицом органам местного самоуправления и уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, на территориях которых реализуются проекты жилищного строительства в рамках программы, застройщикам, которые реализуют такие проекты, а также ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК").
47. Застройщик, реализующий проект жилищного строительства на территории субъекта Российской Федерации в рамках программы, ежеквартально направляет уполномоченному лицу информацию о количестве жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов или договоры купли-продажи с указанием граждан, включенных в сводный реестр граждан и с которыми заключены такие договоры, о государственной регистрации права собственности таких граждан на жилье экономического класса, а также информацию о заключенных в отношении жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, государственных (муниципальных) контрактов.
48. Уполномоченное лицо ежеквартально направляет органу государственной власти субъекта Российской Федерации, на территориях которых реализуются такие проекты, а также ОАО "АИЖК" информацию о ходе заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов, договоров купли-продажи, государственных (муниципальных) контрактов в отношении жилья экономического класса, построенного (строящегося) на территории субъекта Российской Федерации в рамках программы.
49. В случае выявления факта включения гражданина в 2 и более списков граждан при ведении сводного реестра граждан лицо, уполномоченное на ведение такого реестра, не позднее 10 рабочих дней со дня выявления такого факта направляет сведения о таком факте гражданину и органам местного самоуправления, принявшим решение о включении гражданина в списки граждан. Указанный гражданин в месячный срок со дня получения таких сведений от лица, уполномоченного на ведение указанного реестра, обязан подать заявления об исключении его из списков граждан во все органы местного самоуправления, за исключением одного по выбору гражданина. В случае, если по истечении 3 месяцев со дня выявления указанного факта лицо, уполномоченное на ведение сводного реестра граждан, не получит от органов местного самоуправления сведения об исключении гражданина из всех списков граждан, за исключением одного, такое решение принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
VI. Порядок информационного обеспечения
приобретения жилья экономического класса гражданами,
включенными в списки граждан
50. В целях информационного обеспечения приобретения гражданами жилья экономического класса застройщики, реализующие проекты жилищного строительства в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации, предоставляют в органы местного самоуправления и уполномоченному лицу следующую информацию и документы:
1) информацию о готовности застройщика заключить договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса (далее - договор участия в долевом строительстве жилья экономического класса), с гражданами, включенными в списки граждан;
2) информации о вводе в эксплуатацию объектов жилищного строительства и о готовности застройщика заключить договоры купли-продажи жилья экономического класса с гражданами, включенными в списки граждан;
3) информации о дате завершения заключения договоров купли-продажи жилья экономического класса, которая не может быть ранее чем по истечении 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объекта жилищного строительства;
4) проектов договоров участия в долевом строительстве жилья экономического класса, договоров купли-продажи жилья экономического класса, а также сведения о жилых помещениях, объектах долевого строительства, являющихся предметом таких договоров, в том числе общей площади, количестве комнат, этаже, на котором они расположены, а также о цене таких договоров.
5) информации об общем количестве жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых застройщик готов заключить такие договоры участия в долевом строительстве жилья экономического класса, договоры купли-продажи жилья экономического класса, и о количестве заключенных застройщиком договоров купли-продажи жилья экономического класса, договоров участия в долевом строительстве жилья экономического класса, а также государственных (муниципальных) контрактов о приобретении жилья экономического класса.
51. Размещение указанных в пункте 50 настоящего Акта информации и документов осуществляется органами местного самоуправления на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" без взимания платы в течение 3 рабочих дней со дня представления такой информации и таких документов застройщиком.
Приложение 1
к Акту
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ
О ВКЛЮЧЕНИИ В СПИСОК ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
ЖИЛЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "ЖИЛЬЕ
ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ"
Приложение
к заявлению о включении в список
граждан, имеющих право на приобретение
жилья экономического класса
в рамках программы "Жилье
для российской семьи"
Приложение
к заявлению о включении в список
граждан, имеющих право на приобретение
жилья экономического класса
в рамках программы "Жилье
для российской семьи"
Приложение 2
к Акту
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В СПИСОК ГРАЖДАН,
ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ" <*>
--------------------------------
<*> Граждане вправе не предоставлять документы, указанные в пункте 2 настоящего примерного перечня, если такие документы находятся в распоряжении органов государственных власти, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина-заявителя.
2. Документы, подтверждающие принадлежность граждан-заявителей к одной или нескольким категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы в соответствии с Актом (указать перечень требуемых документов для подтверждения соответствия граждан для каждой из установленных Актом таких категорий граждан).
3. Документы или копии документов, содержащих сведения о совместно проживающих с гражданином членах его семьи, в том числе паспортов или свидетельств о рождении (для несовершеннолетних членов семьи гражданина), документов, подтверждающих степень родства или свойства по отношению к гражданину и место постоянного проживания таких членов семьи гражданина (указать перечень).
Приложение 3
к Акту
N N (присвоенный гражданину порядковый номер списка граждан)
Данные о гражданине и членах его семьи
Реквизиты решения органа местного самоуправления о включении в список граждан (дата и номер)
Категория граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин
Наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение в рамках программы жилья экономического класса
Наличие или отсутствие потребности в получении гражданином ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья экономического класса
Проект жилищного строительства, в котором гражданин планирует приобрести жилье экономического класса (в случае, если гражданином принято такое предварительное решение)
Ф.И.О. гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи
Число совместно проживающих с гражданином членов его семьи
Паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о рождении (для несовершеннолетних членов семьи)
Число, месяц, год рождения
Степень родства или свойства по отношению к гражданину совместно проживающих с ним членов его семьи
серия, номер, кем, когда выдан
место постоянного проживания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Приложение 4
к Акту
N N (присвоенный гражданину порядковый номер списка граждан)
Данные о гражданине и членах его семьи
Реквизиты решения органа местного самоуправления о включении в список граждан (дата и номер); орган местного самоуправления, принявший такое решение
Категория граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин
Наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение в рамках программы жилья экономического класса
Наличие или отсутствие потребности в получении гражданином ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья экономического класса
Проект жилищного строительства, в котором гражданин планирует приобрести жилье экономического класса (в случае, если гражданином принято такое предварительное решение)
Наличие подтверждения ипотечного кредитора о возможности предоставления гражданину ипотечного кредита (займа) или отказ в предоставлении ипотечного кредита (займа) (для граждан, имеющих потребность в предоставлении ипотечного кредита (займа))
Сведения о заключении гражданином договора участия в долевом строительстве или договора купли-продажи жилья эконом-класса, о государственной регистрации права собственности на такое жилье
Ф.И.О. гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи
Число совместно проживающих с гражданином членов его семьи
Паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о рождении (для несовершеннолетних членов семьи)
Число, месяц, год рождения
Степень родства или свойства по отношению к гражданину совместно проживающих с ним членов его семьи
серия, номер, кем, когда выдан
место постоянного проживания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14