Приказ Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 марта 2019 г. N 162/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ"
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 8, подпунктами "г" и "д" пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренных приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по подготовке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Министр
В.В.ЯКУШЕВ
Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 18 марта 2019 г. N 162/пр
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ (ПОДПРОГРАММ)
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(ПОДПРОГРАММ) ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ" В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ
ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - федеральный проект).
2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (далее соответственно - региональные программы, муниципальные программы), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренными приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 (далее - Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно благоустройство территорий функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее соответственно - строительство, объекты капитального строительства), в том числе осуществление строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
3. Требования к региональным и муниципальным программам установлены Правилами предоставления федеральной субсидии.
4. Разработку региональных и муниципальных программ рекомендуется осуществлять исходя из следующих условий:
полноты и достоверности информации;
прозрачности и обоснованности решений органов местного самоуправления о включении территорий муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования (далее - объекты благоустройства) в муниципальную программу;
приоритета комплексности работ при проведении благоустройства;
эффективности расходования федеральной субсидии путем обеспечения высокой степени готовности к реализации региональной программы на стадии ее формирования.
5. Общие рекомендации при формировании региональных и муниципальных программ.
5.1. Для качественного формирования региональных и муниципальных программ рекомендуется учитывать при их разработке положения Правил предоставления федеральной субсидии, паспорта национального проекта "Жилье и городская среда" и паспорта федерального проекта.
5.2. При формировании региональных программ рекомендуется осуществить следующие мероприятия на уровне муниципальных образований (в том числе в порядке подготовки к формированию муниципальных программ):
а) анализ состояния территориального развития на территории субъекта Российской Федерации, в том числе определение перспективы развития муниципальных образований;
б) формирование адресных перечней, перечней работ и определение приоритетов развития субъекта Российской Федерации с учетом полученной информации;
в) постановку муниципальным образованиям задачи по анализу к определенному сроку текущего состояния территории муниципальных образований: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)), нанесение описываемых объектов благоустройства на карты;
г) постановку муниципальным образованиям задачи по описанию к определенному сроку существующих проблем, выявленных на основании проведенного анализа, формулированию предложений по их решению;
д) проведение экспертного анализа полученных материалов, в том числе с привлечением соответствующих муниципальных образований, и выработка по его результатам предложений по мероприятиям для включения в региональную программу;
е) проведение общественного обсуждения проекта региональной программы.
Порядок общественного обсуждения проекта региональной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к проекту региональной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом, с выделением таких порядков в виде соответствующих структурных единиц.
К указанным порядкам рекомендуется также прилагать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) могут представить соответствующие предложения.
В соответствии с методическими рекомендациями по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды (далее - региональные центры компетенций), утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 февраля 2019 года N 73/пр, мероприятия по разработке региональных и муниципальных программ рекомендуется осуществлять совместно с региональными центрами компетенций, а также с привлечением специализированных организаций и экспертов в вопросах формирования комфортной городской среды.
Региональный центр компетенций - организация, созданная для проектного, экспертного, информационного и методологического содействия муниципальным образованиям в формировании комфортной городской среды в субъекте Российской Федерации.
В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (далее - паспорт благоустройства территории), который позволит оптимизировать как процесс ухода за территорией и ее содержания, так и дальнейшего развития территории (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки). Паспорт благоустройства территории рекомендуется разрабатывать по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов. В паспорте благоустройства территории рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства - состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм). Паспорт благоустройства территории рекомендуется сопровождать картографическими материалами (то есть нанести объекты благоустройства на карту). Состав и форму паспорта благоустройства территории субъектам Российской Федерации (органам местного самоуправления) рекомендуется определять самостоятельно.
5.3. Формирование муниципальных программ рекомендуется осуществлять с учетом следующих этапов и положений утвержденных региональных программ или их проектов (если к моменту начала работы по формированию муниципальной программы региональная программа не будет утверждена):
а) выявление реальных потребностей различных групп населения;
б) проведение градостроительного анализа, который подразумевает рассмотрение формирующих городское пространство каркасов, элементы которых частично накладываются друг на друга. Например, пространственного (улицы, площади), ландшафтного (бульвары, скверы, парки набережные), исторического (объекты исторического и культурного наследия), социокультурного (учреждения культуры и иные объекты, привлекающие посетителей), коммерческого (предприятия торговли и услуг). Градостроительный анализ может осуществляться путем привлечения профессиональных экспертов в области городской среды, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений в рамках учебных практик, обсуждение уполномоченными органами местного самоуправления с привлечением экспертов и заинтересованных лиц из числа представителей общественности и хозяйствующих субъектов;
в) анализ текущего состояния территории муниципального образования: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизация указанных объектов, а также структуру права собственности на земельные участки и объекты благоустройства (по видам собственности);
г) описание существующих проблем, выявленных на основании проведенного анализа, формирование предложений по их решению, систематизированных в проекте адресного перечня территорий, на которых будут создаваться благоустроенные общественные пространства (далее - адресный перечень);
д) проведение общественного обсуждения разработанного адресного перечня и организация приема предложений по дополнению указанного списка от заинтересованных лиц.
Порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к проекту муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (с выделением указанных порядков в виде структурных единиц).
Доработку адресного перечня рекомендуется осуществлять по итогам обсуждения.
При формировании муниципальной программы рекомендуется в первоочередном порядке включать в нее все возможные действия по повышению комплексной характеристики городской территории и ее частей, характеризующей уровень комфорта повседневной городской жизни для различных слоев населения качества городской среды (далее - повышение качества городской среды), не требующие специального финансирования, как, например, ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам (предприятия торговли и услуг).
6. Рекомендации по выбору территорий для включения в муниципальную программу.
6.1. При формировании адресного перечня рекомендуется формировать его таким образом, чтобы в первоочередном порядке в него включались территории, благоустройство которых будет иметь наибольший эффект с точки зрения создания удобств для горожан, повышения привлекательности города для гостей и развития предпринимательства.
6.2. Выбор территорий рекомендуется осуществлять с учетом мнения жителей соответствующих территорий, которые вносят свои предложения и участвуют в обсуждении территорий, предлагаемых экспертами или органами местного самоуправления.
6.3. При выборе территорий рекомендуется руководствоваться следующими критериями, соответствие которым повышает их привлекательность как места для создания общественного пространства:
а) востребованность территории - наличие уже существующих пешеходных потоков и сервисов для жителей, существование постоянно действующих факторов, способствующих притоку посетителей на данную территорию (например, наличие памятников исторического и культурного наследия, объектов социальной или транспортной инфраструктуры). Степень востребованности территории у населения может выявляться различными методами, в том числе путем подсчета посетителей с помощью счетчиков в контрольных точках, анализа больших массивов данных (данных сотовых операторов, геотегов и прочих), опроса общественного мнения, моделирования транспортных потоков, агрегирования косвенных показателей интенсивности перемещений. Функциональное назначение выбранных для благоустройства территорий может быть различным, например, транзитный маршрут, парк, улица с торговыми объектами. При этом возможно изменение функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры, например, расширение тротуаров и изменение скоростного режима с целью превращения улицы из транзитного коридора в популярное у горожан место отдыха и общения;
б) значимость территории - ключевая роль выбираемых территорий с точки зрения достижения целей, поставленных стратегией развития муниципального образования. Так, для муниципального образования, планирующего развитие туризма, это будут пространства, формирующие туристический маршрут, привязанный к главным городским достопримечательностям. Для муниципального образования, стратегическим направлением развития которого является развитие услуг в сфере образования - территории, прилегающие к учебным заведениям;
в) идентичность территории - возможность использовать свойственные только данному муниципальному образованию черты (например, специфическую планировку городского пространства, наличие уникальных ландшафтных объектов).
г) экономическая эффективность - возможность повышения налоговых поступлений в местный бюджет после благоустройства данной территории;
д) дальнейшее содержание территории - наличие лиц или организаций, способных поддерживать достигнутый уровень благоустройства;
е) связанность с другими выбранными для благоустройства территориями.
Созданная в результате реализации муниципальной программы сеть общественных пространств сформирует непрерывный пешеходный маршрут, объединяющий наиболее посещаемые места города.
7. Привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ.
7.1. При формировании региональной и (или) муниципальной программ с целью привлечения добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется включить в региональные и (или) муниципальные программы меры по созданию инфраструктуры добровольчества (волонтерства):
определение ответственного лица из числа сотрудников администрации муниципального образования для оказания методической, консультационной, информационной и организационной поддержки добровольцам (волонтерам) на системной основе;
определение объектов (дворовые и общественные территории) на территории муниципального образования для выполнения работ по благоустройству - осуществления предпроектного анализа, формирования видения и разработки дизайн-проекта благоустройства добровольцами (волонтерами), в том числе описание идеи благоустройства, основных проблем территории и мероприятий по их решению, функциональная модель территории, изучение инвестиционной привлекательности территории и предложений по ее улучшению, средовые визуализации, подготовка пояснительной записки, рекомендаций по событийному программированию, рекомендаций по обеспечению безопасности населения, цифровизации общественного пространства;
предоставление информации для выполнения работ по благоустройству (ситуационного плана, планируемого бюджета) и обеспечение согласования мероприятий по вовлечению жителей в процессы благоустройства;
привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в мероприятиях по вовлечению населения в процессы благоустройства (в том числе в опросах, интервью, фокус-группах, проектных семинарах, мастерских, воркшопах);
организация вовлечения обучающихся образовательных организаций среднего, среднего специального и высшего образования в реализацию мероприятий муниципальной программы посредством стажировок и практик;
организация мероприятий по привлечению добровольцев (волонтеров) в реализацию региональной и (или) муниципальной программ (форумы, конкурсы, фестивали, лектории, общественный мониторинг качества объектов благоустройства и др.).
8. Состав основных мероприятий, а также показатели результативности региональной и (или) муниципальной программ.
8.1. В региональной и (или) муниципальной программах рекомендуется привести обоснование основных мероприятий с указанием целевых показателей и сроков их реализации.
8.2. Включение в региональную и (или) муниципальную программы основных мероприятий рекомендуется осуществлять исходя из необходимости комплексного решения задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территории муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.
8.3. При формировании мероприятий муниципальной программы помимо мероприятий по благоустройству дворовых территорий, отобранных на основании предложений собственников помещений в многоквартирных домах, а также мероприятий по благоустройству общественных территорий, рекомендуется включать в нее иные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборка мусора, освещения, озеленения общественных территорий), и, соответственно, поддержание территории муниципального образования в надлежащем, комфортном для жителей состоянии.
Пример формулирования задач региональной и (или) муниципальной программ и основных мероприятий приведен в таблице N 1.
Таблица N 1
Задачи
Основные мероприятия
Основные показатели
Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
Реализация комплексных проектов благоустройства муниципальных образований
Количество обустроенных общественных пространств
Реализация проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях
Количество реализованных проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях
Синхронизация выполняемых мероприятий по благоустройству с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов
Значение индекса качества городской среды
Формирование перечня городов (агломераций), в которых приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов
Количество городов с благоприятной средой
Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов
Обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды
Доля граждан, принявших участие в решение вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (%)
Проведение рейтингового голосования граждан, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, в ходе которого жители определяют приоритетные объекты для благоустройства
8.4. Количество показателей (индикаторов) региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется определять исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач по повышению качества городской среды.
Рекомендуется сформировать систему показателей (индикаторов) региональной и (или) муниципальной программ, позволяющую оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач таких программ и охватывать существенные аспекты таких целей и задач. В качестве показателей (индикаторов) рекомендуется определить количественные значения, запланированные по годам. Кроме того, формализацию показателей (индикаторов) региональной и (или) муниципальной программ и установление их значений целесообразно соотнести с показателями Правил предоставления федеральной субсидии, Правил предоставления региональной субсидии, паспорта федерального проекта, документов стратегического планирования федерального и регионального уровня, обеспечивая преемственность в наименованиях показателей различных уровней, и методикой их расчета. Показатели результативности региональной и (или) муниципальной программ включают в себя все показатели, отраженные в соглашении о предоставлении субсидий в рамках Федерального проекта.
9. Информация о ресурсном обеспечении региональной и (или) муниципальной программ приводится по источникам финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные средства), по главным распорядителям, подпрограммам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации программы.
10. Особенности осуществления контроля реализации региональной (муниципальной) программы.
10.1. В целях обеспечения контроля и координации хода выполнения региональных программ, муниципальных программ, в том числе реализации конкретных мероприятий в рамках указанных программ, рекомендуется в субъектах Российской Федерации рекомендуется создать межведомственные комиссии (далее - МВК), в состав которых могут быть включены представители заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, объединений предпринимателей и иных лиц, а также по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе - представитель его аппарата на основании предложения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, направленного на имя полномочного представителя.
Проведение заседаний МВК рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием средств видеофиксации и последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10.2. В целях осуществления контроля и координации реализации муниципальных программ, проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц в части содержания и реализации таких программ рекомендуется создавать на уровне муниципальных образований общественные комиссии, включающие в себя представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций и иных лиц (далее - муниципальная общественная комиссия).
Проведение заседаний муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием средств видеофиксации и последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11. Содержание региональных и муниципальных программ.
11.1. С учетом требований, установленных Правилами предоставления федеральной субсидии, в региональной и (или) муниципальной программе рекомендуется предусматривать:
а) паспорт региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям), содержащий:
наименование региональной и (или) муниципальной программы
наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется региональная программа (муниципального образования для муниципальных программ);
сроки и этапы реализации региональной и (или) муниципальной программы в целом;
номер и дату нормативного правового акта об утверждении региональной и (или) муниципальной программы;
б) текстовую часть региональной и (или) муниципальной программы, содержащую:
характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы);
описание приоритетов региональной (муниципальной - для муниципальной программы) политики в сфере благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной и (или) муниципальной программы;
прогноз ожидаемых результатов реализации региональной и (или) муниципальной программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления - для муниципальной программы) в достижение результатов федерального проекта;
минимальный и дополнительный (в случае принятия решения субъектом Российской Федерации о принятии такого перечня) перечни работ по благоустройству (для региональных программ);
условия о форме участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству;
условия о форме участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству;
адресный перечень;
адресный перечень, сформированный исходя из минимального перечня работ по благоустройству;
адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее последнего года реализации федерального проекта за счет средств указанных лиц в соответствии с требованиями утвержденных правил благоустройства территории муниципального образования;
мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков;
порядок осуществления расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий (для региональных программ);
объем средств, необходимых на реализацию региональной и (или) муниципальной программ за счет всех источников финансирования на каждый год реализации;
иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
в) приложения к региональной и (или) муниципальной программам, содержащие:
правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (для региональных программ);
сведения о показателях (индикаторах) региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
сведения об основных мероприятиях региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
сведения о ресурсном обеспечении региональной и (или) муниципальной программ за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);
план реализации региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям).
11.2. Текстовую часть региональных и (или) муниципальных программ рекомендуется формировать с учетом следующих положений:
а) характеристика текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы).
В данный раздел рекомендуется включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальном образовании (для муниципальных программ), муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, численность населения в которых составляет более 1000 человек (для региональных программ), за период, составляющий не менее 3 лет, предшествующих году начала реализации региональной и (или) муниципальной программ.
Региональную и (или) муниципальную программы рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства.
При описании текущего состояния городской среды муниципального образования целесообразно выделить наиболее интенсивно используемые жителями территории, территории жилой застройки, общественные территории, территории, приспособленные для выполнения разнообразных функций (далее - многофункциональные территории), дворовые пространства.
Оценку состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях рекомендуется проводить по следующим показателям:
количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим осуществлять комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов);
доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;
охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации);
количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак) (далее - площадки);
доля населения, имеющего в пешеходной доступности площадки по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду;
количество общественных территорий (например, парков, скверов, набережных);
доля и площадь общественных территорий от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве;
площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования;
объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);
б) приоритеты политики благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной и (или) муниципальной программ.
В текстовой части региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется привести описание приоритетов государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления - для муниципальных) в достижение результатов федерального проекта, осуществить постановку целей и задач региональной и (или) муниципальной программ.
Основные приоритеты государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации рекомендуется сформировать на основании приоритетов, отраженных в паспорте федерального проекта, стратегических документах по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и иных документах стратегического планирования.
Цели региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется определять как планируемый конечный результат решения проблемы развития сектора благоустройства в регионе (муниципальном образовании) посредством реализации региональной и (или) муниципальной программ, или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере благоустройства.
Цели региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется формулировать исходя из сложившейся ситуации и ресурсного обеспечения и предусматривать количественную измеримость результата, а также их достижение в определенном отрезке времени.
Целесообразно сформулировать основную цель и задачи региональной и (или) муниципальной программ в соответствии с формулировками целей и задач федерального проекта. При формулировании цели рекомендуется использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной и (или) муниципальной программ (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление того или иного показателя) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики). Для формулирования основной цели муниципальных программ рекомендуется использовать идентичные с целями региональных программ формулировки в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов. Рекомендуется формулировать задачи и определять их состав исходя из необходимости обеспечения достижения поставленной цели. Пример формулирования цели и задач региональной (муниципальной) программы приведены в таблицах N 2 и N 3.
Таблица N 2
Цель региональной программы:
Повышение качества и комфорта городской среды на территории субъекта Российской Федерации
Задачи региональной программы:
Обеспечение формирования единых подходов и ключевых приоритетов формирования комфортной городской среды на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) с учетом приоритетов территориального развития;
создание универсальных механизмов вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в соответствие с едиными требованиями.
Таблица N 3
Цель муниципальной программы:
Повышение качества и комфорта городской среды на территории муниципального образования
Задачи муниципальной программы:
Обеспечение формирования единого облика муниципального образования;
обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципального образования, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории;
повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Задачи региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется сформулировать таким образом, чтобы они отражали измеримый конечный результат, а не мероприятия;
в) прогноз ожидаемых результатов реализации региональной и (или) муниципальной программ, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления - для муниципальной программы) в достижение результатов федерального проекта.
В данном разделе рекомендуется указывать основные ожидаемые результаты реализации региональной и (или) муниципальной программ, оценку их влияния на функционирование экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.
Оценку конечных результатов региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется проводить по основным показателям, указанным в разделе "Характеристика текущего состояния сферы благоустройства субъекта Российской Федерации".
При оценке конечных результатов региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется также приводить оценку их влияния на экономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценку дополнительного прироста рабочих мест, оценка изменения параметров качества жизни населения.
Кроме того, в данном разделе целесообразно привести описание основных рисков, оказывающих влияние на конечные результаты реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ, в том числе:
бюджетные риски, связанные с дефицитом регионального и местных бюджетов и возможностью невыполнения своих обязательств по софинансированию мероприятий региональной и (или) муниципальной программ;
социальные риски, в том числе связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием массовой культуры соучастия в благоустройстве дворовых территорий;
управленческие (внутренние) риски, в том числе связанные с неэффективным управлением реализацией региональной и (или) муниципальной программ, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем за реализацией региональной и (или) муниципальной программ;
иные риски, которые могут препятствовать выполнению региональной и (или) муниципальной программ.
При выявлении и описании указанных рисков рекомендуется анализировать и учитывать положения соответствующих разделов паспорта федерального проекта.
В рамках мер по предотвращению рисков описывается комплекс мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий в целях обеспечения бесперебойности реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ;
г) минимальный и дополнительный (в случае принятия решения субъектом Российской Федерации о принятии такого перечня) перечни работ по благоустройству.
В данном разделе рекомендуется указать:
минимальный перечень видов работ по благоустройству территорий, нуждающихся в благоустройстве, софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти объекта Российской Федерации).
дополнительный перечень работ (в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об установлении такого перечня);
д) условия о форме участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству.
В данном разделе рекомендуется указать форму участия (финансовое и (или) трудовое) заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству (для муниципальных программ - в случаях если субъектом Российской Федерации принято решение об определении условий такого участия), в том числе о доле такого участия;
е) адресный перечень территорий.
В данном разделе рекомендуется указать перечень дворовых, общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков которые подлежат благоустройству в текущем финансовом периоде. При этом физическое состояние дворовых и общественных территорий, а также необходимость их благоустройства рекомендуется определять по результатам инвентаризации, проведенной в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Проведение мероприятий по благоустройству объектов недвижимого имущества и земельных участков, указанных в адресном перечне, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансируемое за счет средств указанных лиц в соответствии с требованиями правил благоустройства территории муниципального образования рекомендуется предусматривать со сроком не позднее последнего года реализации федерального проекта;
ж) мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков.
В данном разделе рекомендуется указать перечень мероприятий по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с описанием всех объектов благоустройства, расположенных на территории муниципального образования, их технического состояния, типологизации указанных объектов, а также структуры права собственности на земельные участки и объектов благоустройства (по видам собственности);
з) порядок осуществления расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий.
В данном разделе рекомендуется указать порядок осуществления расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий. При этом в указанном порядке рекомендуется предусматривать возможность финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета:
путем предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
путем закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений);
путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий (в случае если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности).
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по подготовке
государственных программ (подпрограмм)
субъектов Российской Федерации
и муниципальных программ (подпрограмм)
формирования современной городской
среды в рамках федерального проекта
"Формирование комфортной городской среды"
в составе государственной программы
Российской Федерации "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации"
Форма
(рекомендуемая)
Паспорт
государственной программы (подпрограммы) субъекта
Российской Федерации (муниципальной программы
(подпрограммы) формирования современной городской среды
___________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации
(муниципального образования)
Ответственный исполнитель Программы
Участники Программы
Подпрограммы Программы, в том числе федеральные целевые программы
Цели Программы
Задачи Программы
Целевые индикаторы и показатели Программы
Срок реализации Программы
Объемы бюджетных ассигнований Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по подготовке
государственных программ (подпрограмм)
субъектов Российской Федерации
и муниципальных программ (подпрограмм)
формирования современной городской
среды в рамках федерального проекта
"Формирование комфортной городской среды"
в составе государственной программы
Российской Федерации "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации"
Форма
(рекомендуемая)
Сведения
о показателях (индикаторах) государственной программы
(подпрограммы) субъекта Российской Федерации (муниципальной
программы (подпрограммы) формирования современной
городской среды
N
Наименование показателя (индикатора)
Единица измерения
Значения показателей
2019 год <1>
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
--------------------------------
<1> Значения показателей рекомендуется приводить по состоянию на 1 января предшествующего года (вплоть до 2023 года).
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по подготовке
государственных программ (подпрограмм)
субъектов Российской Федерации
и муниципальных программ (подпрограмм)
формирования современной городской
среды в рамках федерального проекта
"Формирование комфортной городской среды"
в составе государственной программы
Российской Федерации "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации"
Форма
(рекомендуемая)
Перечень
основных мероприятий государственной программы
(подпрограммы) субъекта Российской Федерации (муниципальной
программы (подпрограммы) формирования современной
городской среды
Номер и наименование основного мероприятия
Ответственный исполни гель
Срок
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание)
Основные направления реализации
Связь с показателями Программы (подпрограммы)
начала реализации
окончания реализации
Задача 1
1. Основное мероприятие
1.1 (Наименование)
Показатель 1
(Наименование)
Показатель 2
(Наименование)
...
2. Основное мероприятие
1.2 (Наименование)
Показатель 1
(Наименование)
Показатель 2
(Наименование)
...
...
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям по подготовке
государственных программ (подпрограмм)
субъектов Российской Федерации
и муниципальных программ (подпрограмм)
формирования современной городской
среды в рамках федерального проекта
"Формирование комфортной городской среды"
в составе государственной программы
Российской Федерации "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации"
Форма
(рекомендуемая)
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
(подпрограммы) субъекта Российской Федерации (муниципальной
программы (подпрограммы) формирования современной
городской среды
Наименование
Ответственный исполнитель, соисполнитель, государственный заказчик - координатор, участник
Источник финансирования
Код бюджетной классификации
Объемы бюджетных ассигнований (тыс. рублей
ГРБС
РзПр
ЦСР
ВР
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Государственная или муниципальная программа (наименование)
всего в том числе:
(наименование ответственного исполнителя)
(наименование соисполнителя)
(наименование государственного заказчика - координатора)
(наименование участника)
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям по подготовке
государственных программ (подпрограмм)
субъектов Российской Федерации
и муниципальных программ (подпрограмм)
формирования современной городской
среды в рамках федерального проекта
"Формирование комфортной городской среды"
в составе государственной программы
Российской Федерации "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации"
Форма
(рекомендуемая)
План
реализации государственной программы (подпрограммы)
субъекта Российской Федерации (муниципальной программы
(подпрограммы) формирования современной городской среды
Наименование контрольного события программы
Статус
Ответственный исполнитель
Срок наступления контрольного события (дата)
2019 год
2020 год
2021 год
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Контрольное событие N
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Контрольное событие N
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Контрольное событие N
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-