Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минспорта России от 28.06.2024 N 617

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 июня 2024 г. N 617

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА "САМОЛЕТНЫЙ СПОРТ", УТВЕРЖДЕННЫЕ

ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 28.02.2023 N 123

В соответствии с пунктом 18 порядка разработки общероссийскими спортивными федерациями правил вида спорта или видов спорта и представления их на утверждение, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31.05.2018 N 506 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.08.2018, регистрационный N 51752), с изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 05.10.2023 N 717 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.10.2023, регистрационный N 75489), приказываю:

1. Внести изменения в правила вида спорта "самолетный спорт", утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28.02.2023 N 123, с изменениями внесенными приказом Минспорта России от 17.07.2023 N 503 согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Врио Министра

О.Х.БАЙСУЛТАНОВ

Приложение

к приказу Министерства спорта

Российской Федерации

от 28 июня 2024 г. N 617

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА "САМОЛЕТНЫЙ СПОРТ",

УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.02.2023 N 123, С ИЗМЕНЕНИЯМИ ВНЕСЕННЫМИ

ПРИКАЗОМ МИНСПОРТА РОССИИ ОТ 17.07.2023 N 503

1. В пункте 2 "Высший пилотаж на поршневых самолетах":

1.1. В подпункте 2.1.1 слова "соревнованиях программе" заменить словами "соревнованиях по программе".

1.2. В рисунке 1 "Примеры ориентации частей фигур" слова "Колокол может быть начат с кабиной с наветренной или подветренной стороны." заменить словами "Скольжение на хвост должно выполняться кабиной, ориентированной против ветра.".

1.3. Таблицу N 9 "Допустимые коэффициенты сложности фигур неизвестных программ" изложить в следующей редакции:

"

Класс в ПСВП

Неизвестная программа

Коэффициент сложности фигуры

Минимальный

Максимальный

Неограниченный

1

22

Не ограничен

2

22

Не ограничен

3

22

Не ограничен

С ограничениями, уровень сложности первый

1

15

45

2

20

45

3

25

45

Як-52/

промежуточный

1

12

35

2

14

35

3

16

35

".

1.4. В таблице N 10 "Допустимое количество фигур в комплексе" в строке "9.9":

1.4.1. В столбце "Класс в ПСВП" - "С ограничениями, уровень сложности первый" цифру "4" заменить цифрой "6".

1.4.2. В столбце "Класс в ПСВП" - "Як-52/промежуточный" цифру "2" заменить цифрой "3".

1.4.3. В подпункте "б" подпункта 2.6.2.2 слово "пилотажа" заменить словами "пилотажа" (Приложение 9)".

1.4.4. Подпункт 2.6.2.7. изложить в следующей редакции:

"2.6.2.7. Качка на остановке вращения влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота и возвратного движения.".

1.4.5. Подпункт 2.6.3.3 изложить в следующей редакции:

"2.6.3.3. "Твердый ноль" (обозначается HZ в судейской записке) ставится, когда судья решает, что фигура выполнена неправильно в отношении геометрических ошибок, перечисленных ниже:

а) выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (форма "B" или "C", "L" или "R");

Примечание: если фигура добавлена в комплекс, используется правило 2.9.1.7.

б) при выполнении виража с бочками вращение закончено, но 90° или более виража еще надо выполнить;

в) любое отклонение от установленного направления достигает 90°;

г) любое другое отклонение от геометрии фигуры и/или линии пути и/или положения самолета достигает 90°;

д) пропущена установленная фигура или ее часть;

е) любая часть не была видна, так как выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с HZ на AV;

ж) фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства.".

1.4.5. Подпункт 2.6.3 дополнить подпунктом 2.6.3.12 следующего содержания:

"2.6.3.12 "Ноль по восприятию" судьи (обозначается PZ в судейской записке). Судья ставит оценку PZ, когда фигура не соответствует его представлению о выполнении элемента этой фигуры (штопорное вращение, штопор, и другие фигуры, в соответствии с Приложением 9). Судья, поставивший PZ, должен отметить в судейской записке причину такой оценки. Главный судья должен убедиться, что PZ поставлен за фигуру и по причине, по которой эта оценка может применяться.".

2. Таблицу пункта 6 "Сокращения, аббревиатуры, термины и определения" после строки "К" дополнить строкой "Качка" следующего содержания:

"

Качка

Быстрое движение самолета по крену при неточной остановке вращения, при котором самолет проходит предписанное для остановки положение и немедленно (без остановки) совершает обратное (возвратное) движение

".

3. Приложение 2 к правилам вида спорта "самолетный спорт" изложить в следующей редакции:

"Приложение 2

к правилам вида спорта

"самолетный спорт"

ПСВП класс с ограничениями, уровень сложности второй

Комплекс известной программы

N фигуры

К

1

17

2

13

3

19

4

19

5

18

6

19

7

19

8

14

9

10

10

13

Сумм. К

161

ПСВП класс с ограничениями, уровень сложности третий

Комплекс известной программы

N фигуры

К

1.

10

2.

14

3.

10

4.

15

5.

20

6.

14

7.

10

8.

5

Сумм. К

98

Комплекс стандартной произвольной программы

N фигуры

К

1.

17

2.

15

3.

14

4.

16

5.

10

6.

23

7.

4

8.

10

Сумм. К

109

".

4. В Приложении 3 к правилам вида спорта "самолетный спорт":

4.1. После слов "программ 2, 3 и 4 всех классов в ПСВП." дополнить словами следующего содержания:

"Номера фигур в Системе Арести состоят из четырех цифр, разделенных точками, и формируются следующим образом:

номера базовых фигур - три цифры обозначают номер строки в соответствующей семье фигур, четвертая цифра обозначает место фигуры в строке (например, поворот на вертикали 5.2.1.3 - Семья фигур 5, ряд 5.2.1, фигура, занимающая 3 позицию в строке);

вращения и штопора - первые две цифры обозначают номер семьи фигур, третья цифра - номер строки в таблице, четвертая - номер столбца (например, горизонтальная бочка 9.1.3.4 - Семья фигур 9.1, строка в таблице 3, столбец 4).".

4.2. Подпункт А.2.1.1 пункта А.2 "Комбинация управляемых и штопорных вращений и штопоров" после слов "максимум с 10 остановками." дополнить словами "Исключение: разрешены вращения на угле 45 градусов вверх только в комбинации 9.1.2.1 + 9.1.2.3.".

4.3. В пункте А8 "Семья фигур 5 "Повороты на вертикали":

4.3.1. В строке 5.3.1 столбца 1 упорядоченных рисунков рисунок изложить в следующей редакции:

"

".

4.3.2. Дополнить подпунктом А.8.1.4 в следующей редакции:

"А.8.1.4. Класс Як-52, промежуточный: не разрешены вращения на угле и вертикали вверх на фигуре 5.3.1.".

4.4. Подпункт А.9.1.1 пункта А.9 "Семья фигур 6 "Колокола" изложить в следующей редакции:

"А.9.1.1. Класс с ограничениями: разрешено элеронное вращение на вертикали вверх, не превышающее 360 градусов, с не более чем двумя остановками.".

4.5. В пункте А.12 "Семья фигур 7 "Петли и восьмерки". Ряды 7.8.1 - 7.8.6":

4.5.1. В строке 7.8.4 столбца 1 упорядоченных рисунков рисунок изложить в следующей редакции:

"

".

4.5.2. В строке 7.8.6 столбца 3 упорядоченных рисунков рисунок изложить в следующей редакции:

"

".

4.6. Строку 7.8.8 упорядоченных рисунков пункта А.13 "Семья фигур 7 "Петли и восьмерки". Ряды 7.8.7 - 7.8.8" изложить в следующей редакции:

"

".

4.7. В пункте А.19 "Семья фигур 9.1 "Управляемые вращения":

4.7.1. Строки 2 и 3 таблицы изложить в следующей редакции:

"

".

4.7.2. Дополнить подпунктами А.19.1.2 и А.19.1.3 следующего содержания:

"А.19.1.2. Класс Як-52, промежуточный - вращение 9.1.3.3 разрешено только в комбинации 9.1.3.3 + 9.1.3.1 и 9.1.3.3 + 9.8.3.1 и только на верхних горизонтальных линиях фигур 7.2.2.1, 8.5.3.3, 8.5.4.4, 8.6.2.4, 8.6.4.3.

А.19.1.3. Класс Як-52, промежуточный - вращения 9.1.2.1 и 9.1.2.3 разрешены только в комбинации 9.1.2.1 + 9.1.2.3.".

4.8. В пункте А.23 "Семья фигур 9.9 "Положительные штопорные вращения":

4.8.1. Строки 1 и 2 таблицы изложить в следующей редакции:

"

".

4.8.2. Подпункт А.23.1.2 изложить в следующей редакции:

"А.23.1.2. Класс с ограничениями: не разрешен выход на горизонтальную площадку после 9.9.1.2, 9.9.1.3, 9.9.1.4.".

5. Дополнить приложением 9 к правилам вида спорта "самолетный спорт":

"Приложение 9

к правилам вида спорта

"самолетный спорт"

КРИТЕРИИ СУДЕЙСТВА ФИГУР ПИЛОТАЖА

Траектория полета - линия движения центра тяжести самолета (Рис. 1). На траектории полета базируется оценка горизонтальных линий, петель (частей петель).

Рис. 2.

Вертикальное положение

Рис. 1 Траектория полета

Вертикальное положение.

Оценка вертикалей базируется на положении самолета под углом 90° к горизонту, когда крыло не создает подъемной силы (ось нулевой подъемной силы).

Продольная ось некоторых самолетов может не совпадать с вертикальной осью нулевой подъемной тяги (Рис. 2). Хорошей подсказкой для определения правильного положения самолета на вертикали являются вертикальные вращения. Во время правильного вертикального вращения крыло самолета будет постоянно параллельно горизонту. Особенно хорошо это заметно после вращения на 90°. При этом, если ось нулевой подъемной силы не проходит через хвост самолета, он будет описывать спираль.

Положение 45 градусов - вертикаль плюс или минус 45°.

При оценке вертикального и 45-градусного положений судья не должен принимать во внимание влияние ветра (Рис. 3). Оценка снижается на 1 балл за каждые 5° отклонения от правильного положения самолета (0,5 баллов за 2,5°).

Рис. 3. Влияние ветра на траекторию полета

Оценивание пилотажа.

Все переходы из одной плоскости в другую должны иметь разумные и постоянные радиусы. Величина радиуса не является критерием для оценки.

За основу оценки должно быть взято предположение, что спортсмен собирается выполнить совершенную фигуру, так что судья начинает с оценки 10. При выполнении фигуры судья обнаруживает неточности (если они есть) и снижает оценку в соответствии с их величиной по мере выполнения фигуры. Правила требуют применение такой системной оценки, в отличие от назначения оценки после выполнения фигуры, базируясь на общем впечатлении. В последнем случае судейство будет непоследовательным и нелогичным.

Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотирования (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.

Оси пилотажного квадрата.

За исключением программы Фристайл (Freestyle) в начале и окончании каждой фигуры продольная ось самолета должна быть параллельна одной из осей пилотажного квадрата (X или Y). Любое видимое судье отклонение должно приводить к снижению оценки на 1 балл за каждые 5 градусов отклонения.

Ось X (или главная ось) параллельна официальному ветру. Каждая фигура с линией ввода/вывода вдоль оси X должна быть выполнена в соответствии с тем, как линия ввода/вывода изображена на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ.

Любой сегмент внутри фигуры, линейный или часть петли, изображенный по оси X, должен быть выполнен в направлении, изображенном на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ (Рис. 4).

Ось Y (поперечная ось) ненаправленная, то есть пилот может выбирать направление оси Y при переходе от оси X к оси Y.

Любая фигура с вводом и выводом вдоль оси Y должна быть изображена с параллельными линиями ввода и вывода.

Любая фигура с вводом и выводом по оси Y должна быть выполнена с выводом в направлении относительно направления ввода, изображенном на форме B или C, то есть в том же или противоположном вводу направлении, в противном случае фигура оценивается HZ.

Рис. 4. Примеры ориентации частей фигур

Корректировка влияния ветра.

Корректировка геометрии фигуры. От спортсмена требуется, чтобы петли и части петель были видимы совершенно круглыми судьям на земле. Поэтому требуется корректировка ветра, чтобы траектория самолета описывала окружности/части окружностей постоянного радиуса. Любое отклонение от "совершенной круглости" ведет к снижению оценки за фигуру.

Корректировка места в квадрате. Наилучшим методом является включение в комплекс фигур с проходами по поперечной оси квадрата. С помощью такой фигуры пилот может сделать проход против поперечной составляющей ветра и на последующей фигуре вернуться на ось X. Хорошо скомпонованный комплекс будет содержать по крайней мере одну фигуру, предназначенную для корректировки положения в квадрате по ветру. Но, если комплекс не содержит такой фигуры, пилот должен стараться сохранять положение в квадрате другими способами (Рис. 5).

Общий подход - полет с учетом угла сноса, когда курс самолета не совпадает с направлением полета. Судья будет снижать оценки на 1 балл за каждые видимые им 5° расхождения курса и направления полета.

Рис. 5. Корректировка места в квадрате.

Однако заметьте, что даже если самолет движется параллельно продольной оси квадрата при сильном боковом ветре, если судья не может определить метод поправки на ветер, он не должен снижать оценку.

Линии и петли.

Все линии рассматриваются по отношению к линии горизонта и осям квадрата. Горизонтальные линии должны быть параллельны оси X или Y. Каждое отклонение от правильной геометрии относительно любой из этих осей ведет к снижению оценки на 1 балл за 5° отклонения.

Все фигуры начинаются и заканчиваются горизонтальными линиями. Отсутствие линии между двумя фигурами ведет к снижению оценки на 1 балл за каждую фигуру (Рис. 6).

Рис. 6. Линии между фигурами

За исключением семьи 3 и некоторых фигур семьи 7 линии одной фигуры могут быть не равной длины.

Например, не требуется, чтобы линии фигуры 8.4.3.1 были равной длины, но все линии квадратной петли 7.4.3.1 должны быть равны (Рис. 7).

рис. 7. Равенство линий фигуры пилотажа

Любое вращение на линии должно быть расположено в центре линии (за исключением штопорных вращение для планеров). Судья должен оценивать только равенство длины линий до и после вращения, не обращая внимание на продолжительность линий по времени.

Если на фигуре две или более линий должны быть равной длины, снижение оценки за неравенство производится по следующей шкале (Рис. 8):

а) видимая разница - снижение оценки на 1 балл,

б) различие линий 1:2 - снижение оценки на 2 балла,

в) большая разница - снижение оценки до 3 баллов,

г) отсутствие линии до или после вращения - снижение оценки на 4 балла.

Базой для оценки является длина первой линии.

Отсутствие линии до или после вращения приводит к 1 баллу дополнительного снижения оценки.

Если нет линий до и после вращения - общее снижение оценки только на 2 балла.

(Пример: Бочка на угле 45° выполнена с немедленным переводом самолета в горизонтальный полет после остановки вращения. Оценка снижается на 3 балла за значительную разницу в длинах линий до и после вращения и 1 дополнительный балл за отсутствие линии после вращения - суммарное снижение 4 балла).

Рис. 8. Линии до и после вращения

Всем линиям на углах 45° и 90° предшествуют части петель. Положение самолета на петле и траектория полета различаются и по достижению угла эта разница останется и будет равна углу атаки. Поэтому единственным критерием для оценки линий на углах 45° и 90° может быть положение самолета.

Петли и части петель.

Петли являются фигурами семьи 7, но части петель входят в фигуры любой другой семьи. Петля, по определению, должна иметь постоянный радиус. Угловая скорость вращения относительно поперечной оси самолета будет меняться с изменением воздушной скорости.

Части петель могут быть изображены в фигуре как круглый элемент или угол. Надо отметить, что любой переход из одной плоскости в другую, изображенный как угол, должен выполняться как часть петли и иметь явно выраженный и постоянный радиус.

Все части петель одной фигуры, изображенные как круглые элементы, должны иметь одинаковые радиусы. Исключение составляют фигуры Семьи 8.8. (двойные "сапоги"), в которых радиус первой полупетли не должен быть равен радиусу второй.

Радиус части петли, изображенный как угол, не обязан совпадать с любой другой частью петли этой фигуры. Исключение составляют фигуры Семьи 3 (комбинация линий) и Семьи 7.4 (полные петли, описано далее), которые должны сохранять геометрию, что требует равенства всех радиусов.

СЕМЬИ КАТАЛОГА ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА

Семья фигур 1. Линии и углы.

Все линии сопрягаются частями петель. "Углов" нет.

Радиусы a, b, c могут быть различными, но каждый сегмент должен иметь постоянный радиус (Рис. 9).

Части линии до и после вращения должны быть равны.

Высоты входа "A" и выхода "B" могут быть различными.

Рис. 9. Линии, углы и радиусы

Семья фигур 2. Виражи и виражи с бочками.

Семья фигур 2.1.1., 2.2.1., 2.3.1., 2.4.1. Виражи.

Соревновательные виражи (Рис. 10) отличаются от координированных установившихся виражей и состоят из трех частей:

1. установка крена с сохранением направления полета,

2. разворот,

3. вращение для установки горизонтального полета без крена на предписанном направлении.

Рис. 10. 1/4 виража

Сначала устанавливается угол крена от 60° до 90°.

Самолет должен сохранять горизонтальный полет в направлении ввода.

Как только вращение завершено и крен установлен, спортсмен немедленно выполняет вираж с сохранением постоянного крена и высоты. Скорость разворота должна быть постоянной и не должна корректироваться с учетом ветра, поэтому вираж не будет выглядеть идеальным кругом в ветер.

По достижению направления вывода летчик должен выполнить вращение с такой же угловой скоростью, как и на вводе. Высота должна быть постоянной.

Снижение оценок:

а) Крен, установленный во время первоначального вращения, должен быть не менее 60°. Оценка снижается на 1 балл за каждые 5° менее 60°.

б) Установленный крен должен быть постоянным во время всего виража (разворота). За каждое отклонение в 5° оценка снижается на 1 балл.

в) Угловая скорость вращения по крену должна быть одинаковой на установке крена и на выводе. Любое отклонение ведет к снижению оценки на 1 балл.

г) Самолет должен сохранять постоянную высоту. Оценка снижается на 1 балл за 5° или 100 футов (30 метров) изменения высоты.

д) Угловая скорость разворота должна быть постоянной. За каждое изменение оценка снижается на не более чем 1 балл. Судья должен учитывать ветер, т.к. в сильный ветер угловая скорость разворота может казаться непостоянной. Любое сомнение - в пользу спортсмена.

е) Начало и окончание разворота должно быть на предписанном курсе. За любое отклонение в 5° оценка снижается на 1 балл.

Остальные фигуры Семьи фигур 2. Виражи с вписанными бочками.

Эти фигуры являются комбинацией равномерно интегрированных горизонтального разворота определенной величины и определенного количества вращения (Рис. 11).

Термин "равномерно интегрированных" означает, что от начала до завершения фигура должна выполняться с постоянной скоростью разворота, объединенного с постоянной скоростью вращения.

Направление вращения по крену может совпадать с направлением разворота ("внутренние бочки") или быть противоположным ("внешние бочки"). Направление бочек может также чередоваться.

Рис. 11. 1/4 виража с бочкой

Между началом и концом виража с бочками встречается одна или более промежуточных точек когда крыло самолета на мгновение вертикально или горизонтально. Простая интерпретация - эти промежуточные точки случаются на половине, четверти или одной трети каждых 90 градусов разворота.

Примеры на рисунке (Рис. 12). Здесь: КВ = "крыло вертикально", КГ = "крыло горизонтально"

Рис. 12. Промежуточные точки виража с бочками

При выполнении виража с бочками с чередующимся направлением вращения, самолет должен сменить направление вращения в горизонтальном положении крыла. В этой точке вращение должно изменить направление только с короткой паузой, за более длинную паузу оценка снижается.

Например, представьте, что самолет выполняет вираж с бочками 180 градусов с одной внутренней и одной внешней бочкой с прямого полета (Арести 2.2.6.1):

а) Фигура начинается в горизонтальном полете без крена и с продольной осью самолета параллельной предписанной оси квадрата.

б) Пилот одновременно начинает разворот и вращение по крену в том же направлении, что и разворот.

в) Судья должен ожидать положение крыла вертикально или горизонтально точно в каждой промежуточной точке разворота.

г) На протяжении фигуры судья должен отмечать видимые отклонения в скорости вращения по крену, угловой скорости разворота и от горизонтальной траектории полета.

д) Направление вращения должно быть изменено с внутреннего на внешнее только с короткой паузой, когда угол разворота достигнет 90 градусов. Скорость вращения по крену до и после изменения направления должна оставаться постоянной.

е) Разворот не должен корректироваться с учетом ветра и, поэтому, может не совпадать с круговой траекторией.

ж) Фигура заканчивается, когда продольная ось самолета становится параллельной предписанной оси квадрата на горизонтальной траектории полета в момент, когда крыло достигает горизонтальное положение (без крена).

Снижение оценки:

а) Самолет должен начать фигуру в горизонтальном полете без крена и с продольной осью параллельной предписанной оси квадрата. За ошибки оценка снижается на один (1) балл за каждые пять (5) градусов.

б) За каждое отклонение от требуемой горизонтальной траектории оценка снижается на один (1) балл за каждые пять (5) градусов вверх или вниз.

в) За каждое отклонение от угловой скорости разворота оценка снижается не более чем на один (1) балл. За каждую остановку разворота оценка снижается на два (2) балла.

г) За каждое отклонение в скорости вращения по крену оценка снижается не более чем на один (1) балл. За каждую остановку вращения о крену оценка снижается на два (2) балла.

д) На смене направления вращения должна быть только короткая пауза в положении крыла без крена. За более длительную паузу оценка снижается не более чем на один (1) балл. За ошибку в положении крыла от горизонтального оценка снижается на один (1) балл за каждые пять (5) градусов.

е) В каждом случае, когда крыло вертикально или горизонтально, за отклонение оси самолета от правильного количества разворота оценка снижается не более чем на один (1) балл.

ж) Все бочки на вираже - управляемые. Если происходит срыв в штопорное вращение, фигура оценивается PZ.

з) Выполнение большего или меньшего числа бочек, чем определено номером в каталоге, или неправильное направление вращения (внутреннее/внешнее) оценивается HZ.

и) Фигура завершена, когда самолет останавливает вращение, или когда продольная ось становится параллельной предписанной оси квадрата. Ошибка на выходе штрафуются следующим образом:

к) Когда угол разворота меньше или больше требуемого и/или траектория полета выше или ниже горизонтальной, оценка снижается на один (1) балл за пять (5) градусов.

л) Когда видимо продолжительное вращение по крену для приведения крыла в горизонтальное положение после того, как разворот завершен, оценка должна снижаться следующим образом:

выполнено менее 15 градусов вращения: 1 балл;

выполнено от 15 до 30 градусов вращения: 2 балла;

выполнено от 30 до 45 градусов вращения: 3 балла;

выполнено более 45 градусов вращения: PZ.

Семья фигур 3. Комбинации линий.

Переход от горизонтального полета к линии на угле 45° должен быть 1/8 петли с постоянным и разумным радиусом. Все линии должны быть одинаковой длины. Все переходы от линии к линии должны быть по частям петель, а не углами как нарисовано. Все части петель в фигуре Семьи 3 должны быть одинакового радиуса (Рис. 13).

Рис. 13. Радиусы

Семья фигур 5. Повороты на вертикали.

а) Радиусы 1/4 петли на вводе и выводе с вертикали могут быть разными (Рис. 14).

Рис. 14. Радиусы на вводе и выводе

Рис. 15. Расположение вращений

б) Вертикальные линии и линии с углом 45° вверх и вниз должны оцениваться по соответствующим критериям, описанным выше.

в) Любое отклонение от заданного положения приводит к снижению оценки на 1 балл за 5° отклонения.

а) Любые вращения должны быть отцентрированы на линии расположения (Рис. 15).

б) Все линии вверх и вниз могут быть разной длины, таким образом, высоты ввода и вывода могут быть различны.

в) На вертикали вверх и вниз крыло должно быть параллельно горизонту. Оценка снижается на 1 балл за каждые 5° отклонения оси самолета от вертикали (рыскание).

г) Когда самолет приближается к точке остановки, он должен повернуться в плоскости, параллельной вертикальной.

д) В идеале, самолет вращается вокруг своего центра тяжести. Чтобы избежать снижения оценки, самолет должен поворачиваться вокруг оси, проходящей через точку, расположенную не далее конца крыла. Оценка снижается на 1 балл за каждый полуразмах крыла расстояния центра поворота от разрешенного максимума (Рис. 16).

Рис. 16. Снижение оценки за радиус поворота

е) Скорость поворота вокруг его вертикальной оси не является критерием судейства.

ж) Крыло должно оставаться в вертикальной геометрической плоскости во время всего поворота, положение самолета до и после поворота должно быть абсолютно вертикально, без посторонних движений. Не должно быть вращения относительно продольной или поперечной оси. Если есть движение относительно любой оси, кроме оси рыскания (часто называется "кручение". Рис. 17), оценка снижается на 1 балл за каждые 5° отклонения.

Рис. 17. Кручение

Семья фигур 6. Колокола.

Все критерии оценки поворота на вертикали применимы к колоколам, за исключением маневра на верху вертикали.

В точке, где самолет останавливается, он должен начать скольжение назад. Скольжение должно быть не менее половины длины фюзеляжа. Если такое скольжение отсутствует, оценка за фигуру снижается на 4 балла.

Самолет должен скользить в вертикальной плоскости, а не с носом, наклоненным к горизонту. За скольжение такого типа оценка снижается на 1 балл за каждые 5° наклона.

По окончании скольжения самолет переворачивается в пикирующее положение. Часто это сопровождается маятниковым движением. Оценка не снижается как за наличие, так и за отсутствие этого "маятника".

Необходимо внимательно следить за направлением "падения" (колесами вниз или колесами вверх); в случае, если направление не соответствует рисунку фигуры в судейской записке (сплошная линия - колесами вниз, пунктирная - колесами вверх. Рис. 18), за фигуру выставляется оценка HZ.

Рис. 18. Типы колоколов

Крыло должно оставаться параллельным горизонту, самолет не должен разворачиваться. За все отклонения оценка снижается на 1 балл за 5°.

Судья должен следить за "страховкой" (Рис. 19) на восходящей линии перед скольжением на хвост. Любое отклонение для "страховки", очевидно, перейдет и на скольжении на хвост. Так как это скольжение также должно быть точно вертикальным, то любое видимое отклонение приведет к соответствующему снижению оценки.

Рис. 19. "Страховка"

Дуги 1/4 окружности на входе и выходе из фигуры могут иметь разные радиусы.

Не требуется, чтобы высоты входной и выходной горизонтали были одинаковыми.

Если на вертикальных линиях расположены вращения, линии до и после вращения должны быть равными, на нисходящей вертикали сначала должно быть достигнуто вертикальное положение и установлена линия до начала вращения.

Семья 7. Петли, вертикальные S и "восьмерки".

Величина петли не является оценочным критерием. Но радиус петли должен быть постоянным.

Семья фигур 7.2. Полупетли с вращениями.

Полупетли должны иметь постоянный радиус и быть скорректированными по ветру для того, чтобы смотреться совершенной полуокружностью.

Когда половина петли следует за вращением: если полу петля начинается до окончания вращения, судья должен снизить оценку на 1 балл за каждые 5° петли, на которых выполняется вращение.

Половина петли должна начинаться немедленно после окончания вращения, без какой-либо паузы. За наличие паузы (Рис. 20) оценка снижается на:

один (1) балл за короткую, но видимую паузу;

три (3) балла за паузу в 1 секунду;

шесть (6) баллов за паузу в 2 секунды;

оценка HZ за паузу 3 и более секунд.

Рис. 20. Снижение оценки за паузы

Полупетля с последующим вращением также не должна иметь паузы между полупетлей и вращением. Наличие паузы ведет к снижению оценки, аналогичному описанному выше.

Если вращение начинается до окончания полупетли, судья должен снизить оценку на 1 балл за каждые 5° петли, на которых выполняется вращение.

Вышеописанные принципы снижения оценки за наличие нежелательной паузы между вращением и сегментом петли должны применяться таким же образом когда вращение расположено рядом с сегментом петли на фигурах следующих семей:

Семья фигур 7.4 Реверсивные полные петли.

Семья фигур 7.5 Горизонтальные и вертикальные S.

Семья фигур 7.8 Горизонтальные и вертикальные "восьмерки".

Семья фигур 8.5 Перевороты на горке и 5/8 петли.

Семья фигур 8.6 P-петли и реверсивные P-петли (3/4 петли).

Семья фигур 8.7 Q петли.

Семья фигур 8.10 Реверсивные петли.

Семья фигур 7.3. Три четверти петли.

Эти фигуры часто называют "золотыми рыбками". Не требуется, чтобы радиусы частей петель были одинаковыми. Линии на угле 45° оцениваются по положению самолета. Любые вращения на этих линиях должны располагаться по центру линий. Не требуется, чтобы высоты начала и окончания фигуры соответствовали высоте петли (Рис. 21).

Рис. 21. Три четверти петли

Семья фигур 7.4.1 - 7.4.2 Полные петли.

Все петли должны видеться судье совершенно круглыми, значит должна быть корректировка по ветру. Это относится только к "круглости" петли, но не к эффекту поперечной составляющей ветра. Следовательно, если начальная и конечная точки смещены в направлении, перпендикулярном плоскости петли, оценка не снижается. Полные петли должны начинаться и заканчиваться на одной высоте.

Не должно быть видимой поправки курсом на поперечный ветер и крыло все время должно быть параллельно горизонту. Оценка снижается на 1 балл за каждые 5° отклонения в обоих случаях (Рис. 22).

Рис. 22. Петля

Если в верхней точке петли есть вращение, оно должно располагаться по центру петли и быть вписанным в нее. За выполнение вращения на линии оценка снижается по крайней мере на 2 балла. Если вращение выполнено не по центру петли, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° смещенной дуги.

Рис. 23. Ошибки при выполнении петли

Для лучшего вычисления снижения оценки за неправильность формы (Рис. 23) петли судья оценивает различие максимального и минимального радиуса траектории в процессе выполнения петли. Различие этих радиусов ведет к снижению оценки следующим образом:

два (2) балла за видимую разницу радиусов;

четыре (4) балла за разницу радиусов в отношении 1:2;

шесть (6) баллов за большую разницу радиусов.

Семья фигур 7, семья фигур 8. Фигуры, имеющие в своем рисунке части петель.

В случае, если фигура, имеющая в своем рисунке часть петли (части петель), требующие постоянства радиуса, выполняется с непостоянным радиусом, для снижения оценки за данную ошибку используются те же критерии, что и для полных круглых петель (Семья фигур 7.4.1 - 7.4.2 Полные петли).

Семья фигур 7.4.3 - 7.4.6. Квадратные, ромбовидные и восьмигранные петли.

Восьмиугольные и ромбовидные петли должны иметь линии равной длины и равные радиусы переходов

Квадратные петли (Рис. 24) должны иметь линии равной длины. Радиусы переходов в верхней части должны быть равны между собой, радиусы переходов в нижней части петли также должны быть равны между собой, при этом верхние и нижние радиусы могут быть разными.

Горизонтальные линии оцениваются по траектории, вертикали и линии на углах 45° - по положению самолета, следовательно, судья не может ожидать замкнутости петли, за исключением штиля. Квадратные и восьмиугольные петли не считаются завершенными, пока горизонтальная не выполнена горизонтальная линия, равная по длине первой линии петли.

Радиусы a = d, b = c.

Длины линий A = B = C = D.

Фигура считается законченной, когда D = A.

Если на квадратной или ромбовидной петле есть вращение, оно должно быть расположено по центру линии.

Рис. 24. Квадратная петля

Угловая скорость на частях петли и время на линии меняется с изменением скорости на хорошо выполненной петле. Частая ошибка на этих фигурах - самолет проскакивает правильное положение и должен возвратить нос обратно. Оценка снижается на 1 балл за каждые 5°.

Семья фигур 7.4.7 - 7.4.14. Реверсивные полные петли.

Реверсивная полная петля - это петля, в которой одна четверть меняет направления. Так же, как в полупетлях, вращательный элемент может быть добавлен на входную и выходную линии (Рис. 25).

Рис. 25. Реверсивная петля

Критерий судейства "круглости" тот же, что в круглых петлях, реверсивная петля должна быть скорректирована по ветру с тем, чтобы все частичные петли имели одинаковый радиус; фигура должна начинаться и заканчиваться на одной высоте. Реверсивная петля не должна иметь линию в точке, где меняется направление тангажа. Добавление линии между двумя частичными петлями приводит к снижению оценки по крайней мере на два (2) балла в зависимости от длины линии.

Критерий для вращения на входной или выходной линии такие же, как на полупетлях.

Критерий для вращения на вершине петли такие же, как для круглых петель.

Семья фигур 7.5.1 - 7.5.8. Горизонтальные S.

Обе 5/8 петли должны быть одного радиуса и линия между ними должна быть выполнена с положением самолета точно 45 градусов.

Крайние точки сегментов петли должны быть на той же высоте, что и входные и выходные линии (Рис. 26).

Рис. 26. Горизонтальная S

Критерий для вращения на входной или выходной линии такие же, как на полупетлях.

Вращения должны быть выполнены на линии 45 градусов с равными отрезками линий до и после вращения.

Семья фигур 7.5.9 - 7.5.10. Вертикальные S.

Фигура состоит из двух половин петель в противоположных направлениях. Обе половины должны быть одинакового радиуса и совершенно круглыми (Рис. 27). Между полупетлями не должно быть линии, если нет вращения. Если между полупетлями есть вращение, не должно быть линий до и после вращения. Вращение должно быть расположено на горизонтальной линии и начинаться сразу после окончания первой полупетли, вторая полупетля должна начинаться сразу после окончания вращения. Добавление линии в любой из этих точек влечет к снижению оценки по крайней мере на 2 балла в зависимости от длины линии.

Рис. 27. Вертикальная S

Семья фигур 7.8.1 - 7.8.8. Горизонтальные "восьмерки".

5/8 и 3/4 петли должны быть одинакового радиуса, но радиус 1/8 петли между линией 45° и горизонтальной линией может быть отличным от них (Рис. 28). Линии между петлями должны строго соответствовать положению 45°. Это значит, что они могут пересечься строго в центре восьмерки только при отсутствии ветра.

Рис. 28. Горизонтальная "восьмерка"

Вращения могут быть расположены на линиях 45° и линии до и после вращения должны быть равны.

Начало и окончания фигуры и высоты верхушек (нижних точек) петель должны быть одинаковыми. Однако, если на последней линии 45° выполняется многократное, противоположные или несвязанные вращения, эта линия может выступать за высоту петель и высота выхода из фигуры будет отлична от высоты входа.

Семья фигур 7.8.9. - 7.8.16. Горизонтальные "супер восьмерки".

Кроме того, что у этих восьмерок есть 3 линии на угле 45°, на которых могут располагаться вращения, их можно рассматривать как горизонтальные "восьмерки" (7.8.1 - 7.8.8) с дополнительной линией на угле 45°.

Две 3/4 петли должны иметь одинаковый радиус и быть выполнены на одной высоте. Радиусы 1/8 петель не обязаны быть равными радиусам 3/4 петель или друг другу (Рис. 29).

Рис. 29. "Супер восьмерка"

Высота ввода/вывода должна совпадать с высотой верхней/нижней части петель. Однако, если на первой/последней линии 45° выполняется многократное, несвязанные или противоположные вращения, эта линия может выступать за размеры петель (но не быть укорочена).

Все вращения на угле 45° должны быть расположены в центре линии.

Семья фигур 7.8.17 - 7.8.22. Вертикальные "восьмерки".

Эти фигуры состоят из двух петель, расположенных одна за другой (Рис. 30). Высота начала и окончания фигуры должна быть одинакова.

Рис. 30. Вертикальная "восьмерка"

Если между петлями есть вращение, не должно быть линии до или после вращения. Вращение должно быть расположено на горизонтальной линии и начинаться сразу после окончания первой петли, вторая петля должна начинаться сразу после окончания вращения. Добавление линии в любой из этих точек влечет к снижению оценки по крайней мере на 2 балла в зависимости от длины линии.

Эти фигуры должна оцениваться по тем же критериям, что и петли. Кроме того, обе петли должны быть одинакового радиуса. Если нет вращения между петлями, они должны быть расположены строго одна над другой.

Семья фигур 8. Комбинация линий, петель и вращений.

Хотя некоторые из фигур этой семьи кажутся экзотическими, для них нет новых критериев оценки. Эти фигуры представляют собой различные комбинации горизонтальных, вертикальных и 45-градусных линий и петель различных градусов. Критерии для всех этих элементов не меняются. Остается обсудить комбинацию этих линий и петель.

Семья фигур 8.4. "Сапоги".

Эти фигуры, вертикальные или с углами 45°, оцениваются как комбинации линий и петель (Рис. 31). Для всех этих фигур все радиусы петель могут быть разными, но должны быть постоянными в пределах сегмента.

Рис. 31. "Сапоги"

Линии на этих фигурах могут быть различной длины, следовательно, высоты ввода и вывода могут быть различны. Вращения на любой из этих линий должны быть расположены по центру линии.

Семья фигур 8.5.1 - 8.5.8, 8.6.1 - 8.6.8, 8.7. 7/8 петли, перевороты на горке, 3/4 петли, 5/8 петли.

В этих фигурах радиусы частей петли не обязаны быть одинаковыми (Рис. 32). Вращения на линиях должны быть расположены по центру линий. Горизонтальные вращения, расположенные непосредственно перед сегментами петли, оцениваются по тем же критериям, что в Семье фигур 7.2.

Рис. 32. 5/8 петли

Переходы между горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями должны быть по дуге окружности, а не углом, как нарисовано в каталоге.

Семья фигур 8.5.9 - 8.5.24. Капли.

В этих фигурах радиусы частей петли не обязаны быть одинаковыми (Рис. 33). Вращения на вертикали и линии 45° должны быть расположены по центру линий.

Переходы между горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями должны быть по дуге окружности, а не углом, как нарисовано в каталоге.

Рис. 33. "Капля"

Семья фигур 8.6.9 - 8.6.16, 8.10. Реверсивные "P" петли, 3/4 петли, петли.

Когда 1/4, 1/2 и 3/4 петель изображены частями окружности, соединяющимися друг с другом в этих фигурах, их радиусы должны быть равными и между ними не должно быть линий (Рис. 34). Добавление линии влечет к снижению оценки по крайней мере на два (2) балла в зависимости от длины линии. Часть петли, изображенная углом, должна иметь разумный радиус, который может быть отличен от других радиусов фигуры.

Рис. 34. Реверсивные 3/4 петли

Семья фигур 8.8. Двойные "сапоги".

Они состоят из трех вертикальных линий и двух 180° сегментов петли (Рис. 35). В связи с тем, что на петлях могут быть значительно разные скорости, все радиусы могут быть разными, но постоянными в пределах сегмента. Также нет требований по соотношению длин вертикальных линий. Применимы все остальные критерии для "сапогов".

Рис. 35. Двойные "сапоги"

Семья фигур 9. Бочки и штопора.

Бочки могут выполняться на горизонтальных, вертикальных и 45-градусных линиях, на целых петлях, между частями петель, и между частями петель и линиями.

Они могут быть 1/4, 1/2, 3/4 или полными 360°, вплоть до двух полных связанных бочек. Кроме того медленные бочки могут быть в комбинации с виражами (Семья фигур 2. Виражи с бочками).

Во всех случаях угловая скорость вращения должна быть постоянна от начала до конца вращения.

Самолет во время вращения должен сохранять предписанную плоскость и направления полета.

Многократные бочки могут быть связанными, несвязанными и противоположными.

(1) Когда бочки выполняются непрерывно, концы стрелок на рисунке должны быть соединены маленькой линией (Рис. 36). Связанные бочки не должны иметь паузы между ними.

Рис. 36 Связанные вращения

(2) Несвязанные бочки должны быть различных типов, определенных следующим образом:

(i) Элеронные (медленные и фиксированные).

(ii) Штопорные (положительные и отрицательные). Не должно быть линии, связывающей символы на рисунке, хотя их концы нарисованы в том же направлении, по одну сторону от линии (Рис. 37).

Рис. 37. Несвязанные вращения

Должна быть быстрая, но различимая пауза между бочками, они должны быть выполнены в одну сторону.

(3) Противоположные бочки могут быть как одного, так и разных типов. В противоположных бочках концы символов рисуются в разные стороны, по разные стороны от линии (Рис. 38). Направление вращения не предписывается, но второе вращение должно быть выполнено в направлении, противоположном первому. Противоположные бочки, включая бочки на вираже, должны выполняться как один непрерывный маневр, короткая пауза между вращениями должна быть минимальной. Если бочки одного вида и не связаны, они должны быть в противоположном направлении.

Рис. 38. Противоположные вращения

(4) Элеронные или штопорные вращения могут следовать за элементом штопора (Семья фигур 9.11 или 9.12). Когда штопор и бочка присутствуют на одной вертикальной линии, они всегда будут несвязанными, могут быть выполнены в том же или противоположных направлениях, как указано символами на формах В или С (R или L). Подобная комбинация должна содержать не более двух вращательных элементов. (Например, нельзя комбинировать два противоположных элеронных вращения с элементом штопора).

Семья фигур 9.1. Управляемые бочки.

Снижение оценки за непостоянство угловой скорости вращения:

один (1) балл за видимую разницу в скорости вращения;

два (2) балла за значительную разницу в скорости вращения.

Любая остановка на управляемой бочке, которая может быть расценена, как фиксация, приведет к оценке HZ за фигуру.

Окончание вращения должно быть таким четким и точным, как возможно. Медленное приближение к остановке, фактически, представляет собой изменение в угловой скорости вращения и должно быть соответственно наказано.

Крыло должно остановиться точно после предписанного количества градусов вращения и не должно проходить точку остановки и затем возвращаться (качка на остановке).

При качке оценка снижается на 1 балл за каждые 5 градусов проворота, и по таким же критериям штрафуется обратное "возвратное" движение.

Семья фигур 9.2 - 9.8. Фиксированные бочки.

Эти бочки оцениваются по тем же критериям, что и медленные бочки, только самолет должен остановить вращение во время бочки заданное количество раз (2, 4 или 8). Угловая скорость вращения и ритм фиксаций должны быть постоянными, самолет должен сохранять заданную плоскость и направление полета.

Паузы должны быть идентичной продолжительности и положение на остановках должно соответствовать рисунку фигуры в судейской записке (180°, 90° или 45°). Каждая пауза фиксированной бочки должны быть явно различимой в каждом случае, но особенно важно, чтобы в плохую видимость или на большой высоте спортсмен делал достаточно длинные паузы, чтобы судья мог различить их. Если пауза неразличима, фигура будет оценена HZ.

Для фиксированных бочек вторая цифра каталогового номера означает число остановок на полной бочке.

Семья фигур 9.9. Положительные штопорные бочки.

Штопорные вращения являются одним из наиболее сложных элементов для судей: a) штопорные характеристики различных типов самолетов значительно отличаются; b) в правильно выполненном штопорном вращении изменения в тангаже, рыскании и скорости вращения происходят очень быстро. Судьи должны особенно внимательно наблюдать, чтобы определить точный порядок, в котором происходят события, особенно на вводе в штопорное вращение. Судья должен увидеть две вещи, чтобы определить, что ввод в штопорное вращение выполнен правильно: a) самолет должен показать быстрое и четко видимое изменение положения по тангажу, чтобы привести крыло близко к сваливанию, и b) авторотация должна быть инициирована рулем поворота. При вводе в штопорное вращение, угол атаки может быть близок к нулю (например, на вертикали или угле 45 градусов) или значительно положительным или отрицательным на частях петли; изменение тангажа для достижения критических углов атаки может быть меньше в некоторых случаях и не может быть фиксированным. Если оба события - изменение тангажа и авторотация не видны явно, фигура должна быть оценена нолем по впечатлению (PZ).

Рис. 39. Положительное штопорное вращение

На вводе в положительное штопорное вращение самолет должен явно и однозначно должен изменить положение до известной степени нос вверх/хвост вниз с точки зрения пилота для достижения угла атаки крыла близкого к критическому (Рис. 39). Если самолет изменяет тангаж в неверном направлении, должна быть дана оценка твердый ноль (HZ).

Сразу после или одновременно с изменением тангажа рыскание должно быть видимо, обеспечивающее быстрое начало авторотации из-за срыва потока на одном крыле.

Если судья считает, что штопорное вращение не было инициировано должным образом, он должен поставить оценку ноль по впечатлению (PZ). В том случае, если ввод в штопорное вращение удовлетворяет критерий, любое вращение относительно продольной оси, наблюдаемое до начала авторотации должно привести к снижению оценки на 1 балл за каждые 5 градусов вращения.

В продолжении штопорное вращение должно поддерживаться преимущественно рулем поворота и авторотация должна быть видна непрерывной. Это наилучшим образом может быть подтверждено наблюдаемым коническим движением продольной оси фюзеляжа, наибольшее отклонение будет у хвоста самолета, наиболее удаленного от центра тяжести. За это не должно быть принято спиральное движение сжатой "кадушки", при котором центр тяжести самолета более заметно следует по спиральной траектории. Однако, скорость вращения и угол конического вращения фюзеляжа относительно траектории могут быть различными, так же как и различные типы самолетов имеют разные штопорные характеристики.

Для всех типов самолетов критерий остановки штопорного вращения одинаков: авторотация должна прекратиться после желаемой продолжительности вращения, вслед за чем должное положение самолета или траектория должны быть установлены в соответствии с выполняемой фигурой. Плоскопараллельное смещение линии пути относительно положения до начала штопорного вращения, является нормой и не должно приводить к снижению оценки. Снижение оценки за ошибки в продолжительности вращения или последующей траектории - один (1) балл за каждые пять (5) градусов неточности как обычно.

Штопорные вращения должны наблюдаться очень внимательно, чтобы убедиться, что вращение продолжается вследствие асимметрии обтекания крыла, созданной продолжающимся отклонением руля поворота, и спортсмен не вращает самолет относительно продольной оси элеронами без конического движения фюзеляжа. Отклонение носа или хвоста самолета от траектории полета перед авторотацией является хорошим признаком правильного ввода в штопорное вращение, коническое движение фюзеляжа указывает на продолжающуюся авторотацию. Обычной ошибкой при правильном вводе в штопорное вращение является ранний выход из авторотации, вращение продолжается за счет отклонения элеронов. В этом случае оценка снижается на один (1) балл за каждые пять (5) градусов вращения после прекращения авторотации. Если авторотация прекращается более чем за 45 градусов до окончания вращения, штопорное вращение должно быть оценено цифровым нулем (0.0).

Семья фигур 9.10. Отрицательные штопорные бочки.

Для отрицательных штопорных вращений применимы все критерии положительных штопорных вращений, за исключением того, что самолет авторотирует с отрицательными, а не положительными углами атаки. Следовательно, при отрицательном штопорном вращении нос и хвост самолета изначально должны двигаться до известной степени нос вниз/хвост вверх с точки зрения пилота при изменении угла атаки (Рис. 40). Направлении этого движения должно наблюдаться очень внимательно, так как является определяющим отличием отрицательного штопорного вращения от положительного.

Рис. 40. Отрицательное штопорное вращение

Так же как и при положительном штопорном вращении, если нос двигается не в правильном направлении, штопорное вращение не является отрицательным и фигура должна быть оценена твердым нолем (HZ). Во всех остальных аспектах в отношении характеристик вращения и ошибок, которые должны наблюдаться, критерии такие же, как и для положительных штопорных вращений.

Семья фигур 9.11. и 9.12. Штопора.

Все штопора начинаются с горизонтального полета (Рис. 41). Для выполнения штопора самолет должен быть "свален" в горизонтальном прямолинейном полете, с явно видимой горизонтальной линии до сваливания. Когда самолет сваливается в штопор, центр тяжести падает с горизонтального полета без кренов.

Рис. 41. Штопор

Надо заметить, что самолет движется по инерции вперед, замедляясь до скорости штопора.

Траектория штопора меняется в зависимости от ветра (Рис. 42). Вид наклонной траектории более выражен, когда фигура выполняется по ветру и улучшается, когда фигура выполняется против ветра. Это изменение в облике не является критерием оценки.

Рис. 42. Влияние ветра

Ввод в штопор должен начинаться с движения капота в сторону вращения с одновременным опусканием капота и переходом в авторотацию.

Для всех типов штопоров: после завершения предписанного количества витков, самолет должен остановить вращение точно на предписанном курсе, затем положение 90° вниз с крылом параллельным горизонту должно быть видимо. Будьте готовы распознать раннюю остановку штопорной авторотации с последующим доворотом элеронами до назначенного курса. В этом случае, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° элеронного доворота.

Положение самолета по тангажу не принимается во внимание, т.к. некоторые самолеты штопорят почти в вертикальном положении в то время, как другие штопорят достаточно плоско в обычном штопоре. Скорость вращения также не является судейским критерием.

Если самолет не был "свален", очевидно, что он не может штопорить, и оценка за фигуру должна быть PZ. Вы увидите имитированные штопора, где кадушки или штопорные бочки выдаются за ввод в штопор. В обоих случаях, траектория полета не будет направлена вниз. Во всех этих случаях за фигуру ставится оценка PZ.

Во всех штопорах критерии оценки следующие:

а) чистое сваливание с горизонтального полета;

б) штопор начинается с движения капота в сторону вращения с одновременным опусканием капота и переходом в авторотацию;

в) полностью штопорная авторотация;

г) остановка на предписанном курсе;

д) вертикальное нисходящее положение самолета после остановке на курсе.

Штопора включаются как отдельные элементы в фигуры семей 1 и 8 и всегда являются первым элементом на вертикальной нисходящей линии. Когда после штопора выполняется другое вращение, краткая фиксация должна быть после остановки штопора и затем вращение должно быть выполнено, как в противоположных вращениях. Вращения могут быть выполнены в том же или противоположном штопору направлении. Как предписано концами символов в рисунке фигуры. Направление штопора определяется вращательной компонентой.

МЕСТО ПИЛОТАЖА: ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР

Даже если фигуры выполнены в пределах зоны пилотажа, судьи должны рассматривать их расположение относительно оптимального, когда точность их выполнения и геометрия видны наилучшим образом. Это оптимальное расположение будет изменяться в зависимости от высоты и характера выполняемой фигуры.

Точное пилотирование лучшим образом оценивается, когда подъем взгляда судьи относительно горизонта относительно постоянен. Это означает, что когда самолет находится на большей высоте, он также должен быть на большем удалении от судейской позиции вдоль поперечной оси. Соответственно, когда самолет низко, он должен быть ближе к судьям, чтобы дать тот же ракурс.

Однако, даже при наилучшем расположении комплекса некоторое изменение в подъеме линии взгляда судьи неизбежно. Эти различные углы визирования также влияют на оптимальное расположение фигур различных типов. Например, части петель и 45-градусные восходящие и нисходящие линии гораздо проще оценить точно, если угол взгляда по отношению к горизонту мал. И наоборот, такие фигуры сложно оценить, если они выполняются высоко и близко к передней линии зоны пилотажа.

Далее, такие тонкие моменты, как точность фиксаций через 45°, гораздо проще судить, когда фигура ближе к судьям и относительно низко, чем когда она выполнена на удалении километра в задней части квадрата, не говоря уже - вне его.

Учет всех параметров, описанных в нескольких коротких параграфах этого раздела даст судье возможность принять ясное решение по любой фигуре, которая явно выполнена не в оптимальной позиции. Оценка конкретной фигуры будет сложным и плохая презентация должна быть отражена в оценке комплекса за место пилотажа. Будет правильно снизить оценку на 0,5 - 1 балл за каждую такую неправильно расположенную фигуру в зависимости от того, насколько большие сложности это вызвало.

Диктуя оценку за каждую выполненную фигуру, судья должен добавлять, где необходимо, комментарий по неоптимальному расположению фигуры. Соответствующая пометка делается в колонке "Pos" (позиция) в соответствии с Таблицей. Принимая решение о таком комментарии, судья должен оценивать форму и размер базовой фигуры и расположение любого элемента на ней относительно "идеального" расположения всей фигуры в контексте рамок расположения комплекса. Если судья решает, что расположение фигуры достаточно не оптимально, чтобы быть отмеченным, должны использоваться следующие пометки (или их местные/национальные эквиваленты):

Таблица

Комментарий по неоптимальному расположению фигуры

Расположение фигуры

Пометка в колонке "Pos" (позиция)

Немного:

левее оптимальной позиции

"L" ("Л")

правее оптимальной позиции

"R" ("П")

слишком близко к судье

"N" ("Б")

слишком далеко от судьи

"F" ("Д")

Значительно:

левее оптимальной позиции

"LL" ("ЛЛ")

правее оптимальной позиции

"RR" ("ПП")

слишком близко к судье

"NN" ("ББ")

слишком далеко от судьи

"FF" ("ДД")

После выполнения комплекса пометки в колонке "Pos" (позиция) используются каждым судьей для определения снижения оценки за место пилотажа на основании записанных наблюдений. Каждая одиночная буква принимается за эквивалент 0,5 баллов, каждая двойная буква - за эквивалент 1 балла снижения оценки за место пилотажа. Например, пометки L, R, N, FF, LL и R приведут к снижению оценки на 4 балла. Судья может изменить окончательную оценку за место пилотажа максимум на 1 балл, если считает, что были другие значимые факторы, которые должны быть приняты во внимание для уменьшения или увеличения снижения оценки.

ФИНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФРИСТАЙЛ (только Unlimited)

Общие положения.

Оценка каждого исполнения по каждой области судейства (см. ниже) отражает персональный взгляд судьи на его качество в сравнении с соответствующими аспектами исполнения других участников соревнований. Судьи должны награждать наивысшими оценками исключительное исполнение и наоборот, если качество исполнения низкое или представляет плохое управление, оценка должна быть значительно ниже или даже нулевая.

Оценка художественного впечатления (160К).

Художественное впечатление от полета должно быть оценено по выполнению следующих целей:

Область судейства N 1. Дизайн программы и художественное исполнение - 80К.

Ожидается широкое сочетание интересных маневров фристайла и традиционных или классических маневров с использованием самых разных траекторий полета по многим осям. Режимы максимальных и минимальных скоростей полета должны быть использованы, чтобы продемонстрировать высокий уровень маневренности. Скучные, неинтересные или явно незапланированные периоды должны привести к снижению оценки. Там, где это возможно, рекомендуется использовать аудио/музыку и/или дым для эффектного подчеркивания траекторий полета, фигур или отдельных элементов.

Каждый аспект Области судейства N 1. Имеет равную важность:

а) всеобъемлющее разнообразие фристайла и классического маневрирования с широким динамическим диапазоном;

б) комбинации традиционных элементов и свежих или оригинальных маневров;

с) интересное разнообразие траекторий полета, не ограниченных классическими главной/поперечной осями квадрата;

г) избежание нудных или скучных периодов, которые могут указывать на отсутствие планирования;

е) эффектное и приятное использование дыма и/или любого звукового сопровождения.

Область судейства N 2. Интеграция траекторий полета и положений самолета - 80К.

На протяжении всего выступления судья должен видеть ровную и плавную интеграцию каждого элемента. Все части исполнения должны приятно сочетаться с предыдущими и последующими частями, а индивидуальные характеристики должны быть гармонично связаны друг с другом. Для демонстрации индивидуальных характеристик с максимальной выгодой следует использовать широкий спектр восходящих, нисходящих и горизонтальных траекторий полета и положений самолета по многим осям с использованием прямых и изогнутых линий и векторов.

Каждый аспект Области судейства N 2 имеет одинаковое значение:

а) ровное и плавное исполнение с хорошим контролем;

б) последовательные периоды с различными характеристиками, гармонично связанными между собой;

с) использование множества векторов и кривых траекторий полета для представления индивидуальных особенностей.

Оценка технического управления (160К).

Уровень технического управления во время полета оценивается следующим образом:

Область судейства N 3. Техническое совершенство и динамический диапазон - 80К.

Цель каждого элемента на протяжении всего выступления должна быть ясной - понятны ли намерения пилота и успешно ли они выполнены? Необходимо тщательно исследовать диапазон эксплуатационных режимов с высокой и низкой скоростью, включая полет с прямым и обратным обтеканием. Любые ошибки и/или исправления должны быть минимальными и не должны мешать представлению, и не должно быть никаких очевидных моментов, когда контроль воспринимается как ослабленный или временно потерянный.

Каждый аспект Области судейства N 3 имеет равную важность:

а) ясность намерений и точность представления на всех режимах полета;

б) исследование режимов быстрой и медленной скорости, полета с прямым и обратным обтеканием;

в) свобода от явных исправлений, неконтролируемых или незапланированных уходов.

Область судейства N 4. Аэродинамическое управление и элементы, управляемые воздушным винтом - 80К.

Представление должно демонстрировать полет с использованием максимально широкого диапазона хорошо контролируемых положительных и отрицательных положений или углов атаки. Медленные, быстрые и фиксированные вращения должны быть точно исполнены. Изменения по трем основным осям самолета - рыскания, тангажа и крена - должны точно контролироваться. Следует ожидать нормальных и необычных штопорных вращений с рядом отличающихся вращений. Должен быть включен ряд интересных акробатических элементов ("кувырков"), управляемых главным образом хорошо контролируемым гироскопическим моментом пропеллера.

Каждый аспект Области судейства N 4 имеет равную важность:

а) хорошее использование всего диапазона положительных и отрицательных углов атаки;

б) точные медленные, быстрые и фиксированные вращения, использование осей рыскания, тангажа и крена;

в) широкое разнообразие положительных и отрицательных штопорных и необычных вращений;

г) интересный ассортимент элементов, использующих гироскопический момент винта, и акробатических элементов ("кувырков").

Оценка места пилотажа (80К).

Расположение самолета во время исполнения должно оцениваться следующим образом:

Область судейства N 5. Использование зоны пилотажа и доступного времени для получения максимального преимущества - 80К.

Полные ширина, высота и глубина зоны пилотирования должны быть использованы хорошо сбалансированным образом. Каждый элемент и переход должны выполняться на высоте, расстоянии и боковом положении и в ориентации для максимального эффекта и для четкой оценки его особенностей. Любое влияние ветра должно быть незаметным или скрытым. Участник должен эффективно использовать имеющееся время для показа широкого и интересного диапазона элементов и маневров.

Каждый аспект Области судейства N 5 имеет равную важность:

а) творческое и сбалансированное использование ширины, высоты и глубины зоны пилотажа;

б) высокие и широкие элементы не слишком близко, низкие элементы не слишком далеко для возможности оценки;

в) маневры и переходы, расположенные и ориентированные для лучшего впечатления;

г) незаметное парирование воздействие ветра;

е) Хорошее использование доступного времени для демонстрации широкого диапазона маневров.

Другие документы по теме
"О внесении изменения в пункт 5 Порядка организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, на объектах Службы внешней разведки Российской Федерации и в организациях, подведомственных Службе внешней разведки Российской Федерации, утвержденного приказом СВР России от 11 апреля 2023 г. N 31" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2024 N 79864)
"Об утверждении Порядка присвоения уникального идентификационного номера аттестуемым лицам при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2024 N 79863)
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области проектирования технологических решений тепловых электростанций" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2024 N 79841)
"О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 17.07.2024 N 371"
Ошибка на сайте