Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минсельхоза России от 24.09.2021 N 657

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2021 г. N 657

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ,

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ

КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ АЛЕУТСКОЙ БОЛЕЗНИ НОРОК

В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок.

2. Признать утратившим силу приказ Минсельхоза России от 12 декабря 2017 г. N 623 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок" (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2018 г., регистрационный N 49550).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Министр

Д.Н.ПАТРУШЕВ

Утверждены

приказом Минсельхоза России

от 24.09.2021 N 657

ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ,

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ

КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ АЛЕУТСКОЙ БОЛЕЗНИ НОРОК

I. Область применения

1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок <1> (далее - АБН).

--------------------------------

<1> Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179), от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771), от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915), от 25 сентября 2020 г. N 565 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2020 г., регистрационный N 60518).

2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации АБН, предотвращению ее возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

II. Общая характеристика АБН

3. АБН - контагиозная вирусная болезнь норок и хорьков (далее - восприимчивые животные), характеризующаяся острым, хроническим и бессимптомным течением у норок.

Клиническими признаками острого течения болезни у норок являются истощение, кровотечение из естественных отверстий, анемия слизистых оболочек, нарушение координации движений, параличи, интерстициальная пневмония у новорожденных норок.

Клиническими признаками хронического течения болезни у норок являются прогрессирующее исхудание, изъязвление и кровоточивость слизистых оболочек ротовой полости, анемия, апатия, сонливость, лихорадка, диарея, черный цвет фекалий, аборты, рассасывание плодов, потеря материнского инстинкта у самок.

Клинические признаки при бессимптомном течении болезни у норок отсутствуют.

Клиническими признаками АБН у хорьков являются паралич задних конечностей, атаксия, прогрессирующая атрофия, кахексия, мелены, нарушения репродуктивной функции и внезапная гибель.

Переболевшие восприимчивые животные являются пожизненными вирусоносителями (далее - вирусоносители).

Характерными патологоанатомическими изменениями при АБН являются множественные кровоизлияния и язвы в пасти, увеличенные, с точечными кровоизлияниями и беловатыми очажками почки, сглаженная граница между корковым и мозговым слоем, отек и увеличение лимфатических узлов, увеличение селезенки и печени, уменьшение (сморщенность) почек.

4. Возбудитель болезни - ДНК-содержащий вирус Carnivore amdoparvovirus 1 рода Amdoparvovirus семейства Parvoviridae (далее - возбудитель).

Инкубационный период болезни составляет от 6 суток до 2 лет.

5. Источником возбудителя являются больные восприимчивые животные и вирусоносители.

Передача возбудителя осуществляется алиментарным, аэрогенным, трансмиссивным, половым и трансплацентарным путями, а также через поврежденную кожу. Факторами передачи возбудителя являются трупы больных восприимчивых животных, секреты и экскреты больных восприимчивых животных и вирусоносителей, а также иные объекты окружающей среды, контаминированные возбудителем.

III. Профилактические мероприятия

6. В целях предотвращения возникновения и распространения АБН физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:

предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации <2> (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;

--------------------------------

<2> Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;

принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также обеспечить изоляцию трупов восприимчивых животных в том же помещении, в котором они находились;

выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами;

соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по АБН в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 8 декабря 2020 г. N 735 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62284) (далее - решение о регионализации).

7. Комплектование хозяйств должно осуществляться здоровыми восприимчивыми животными из хозяйств, расположенных на территории со статусом "благополучный регион" по АБН в соответствии с решением о регионализации.

За 30 календарных дней до дня вывоза из хозяйства в целях реализации племенные восприимчивые животные должны подвергаться серологическому исследованию в соответствии с главой V Правил.

Поступившие в хозяйство восприимчивые животные должны содержаться обособленно от других восприимчивых животных в течение 30 календарных дней со дня поступления в хозяйство для проведения двукратных серологических исследований в соответствии с главой V Правил.

8. В хозяйствах, расположенных на территории со статусом "неблагополучный регион" по АБН в соответствии с решением о регионализации, специалистами в области ветеринарии должны проводиться ежегодные серологические исследования восприимчивых животных на АБН в соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации на текущий календарный год <3>.

--------------------------------

<3> Абзац второй пункта 3 Правил предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством и доставкой в субъекты Российской Федерации лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3529).

IV. Мероприятия при подозрении на АБН

9. Основаниями для подозрения на АБН являются:

наличие у восприимчивых животных клинических признаков и (или) патологоанатомических изменений, характерных для АБН, перечисленных в пункте 3 Правил;

выявление АБН в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные и (или) корма для них, в течение 30 календарных дней после дня осуществления их ввоза.

10. При наличии оснований для подозрения на АБН владельцы восприимчивых животных обязаны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на АБН должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных (далее - Пробы) и направлении Проб в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АБН <4> (далее - лаборатория);

--------------------------------

<4> Пункт 14 порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 634 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2016 г., регистрационный N 41190).

предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 календарных дней.

11. До получения результатов диагностических исследований на АБН владельцы восприимчивых животных обязаны:

прекратить вывоз восприимчивых животных;

запретить посещение хозяйств посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, и специалистов госветслужбы.

12. При возникновении подозрения на АБН на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на АБН должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

провести отбор Проб и их направление в лабораторию.

В случае невозможности проведения отбора Проб должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора Проб и их направление в лабораторию иными специалистами госветслужбы.

13. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заключили охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2021, N 24, ст. 4188), при обнаружении в закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее - природоохранные учреждения), при обнаружении на ООПТ федерального значения, а также граждане при обнаружении диких восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для АБН, перечисленными в пункте 3 Правил, либо трупов диких восприимчивых животных с наличием указанных клинических признаков должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на АБН должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора Проб и их направлении в лабораторию.

14. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 10, 12 и 13 Правил, должно сообщить о подозрении на АБН и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения возбудителя АБН на территориях иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на АБН.

15. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на АБН в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место нахождения восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании (далее - предполагаемый эпизоотический очаг), для:

клинического осмотра восприимчивых животных;

определения вероятных источников, факторов передачи и предположительного времени заноса возбудителя;

определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения АБН, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученной от них продукцией в течение 30 календарных дней до дня получения информации о подозрении на АБН;

отбора Проб в соответствии с главой V Правил и их направления в лабораторию в течение 24 часов после отбора.

16. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 10, 12 и 13 Правил, должно:

проинформировать о подозрении на АБН главу муниципального образования, население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях Правил;

определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.

V. Диагностические мероприятия

17. Отбор Проб должен проводиться специалистами госветслужбы следующим образом:

в изолированно содержащейся группе восприимчивых животных или группе восприимчивых животных, для ухода за которыми используется одно и то же оборудование и (или) инвентарь (далее - группа восприимчивых животных), насчитывающей до 10 голов, Пробы должны отбираться от каждого восприимчивого животного;

в группе восприимчивых животных, насчитывающей 11 и более голов, Пробы отбираются от 10 голов.

При наличии у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для АБН, перечисленных в пункте 3 Правил, Пробы должны отбираться от таких животных с учетом положений настоящего пункта.

От восприимчивых животных должны отбираться пробы крови в объеме 0,5 мл.

От трупов восприимчивых животных (не более 5) отбираются фрагменты печени, селезенки, легких массой от 5 до 10 г. Допускается направление трупов восприимчивых животных целиком.

При невозможности отбора Проб в количестве, указанном в настоящем пункте, Пробы должны отбираться в максимально возможном количестве.

18. Упаковка и транспортирование Проб должны обеспечивать их сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки. Пробы охлаждаются, а на период транспортирования помещаются в термос со льдом или охладителем.

Утечка (рассеивание) Проб во внешнюю среду не допускается.

Контейнеры, емкости с Пробами должны быть упакованы и опечатаны.

В сопроводительном письме к Пробам должны быть указаны дата, вид восприимчивого животного, дата, время отбора Проб, адрес места отбора Проб и (или) географические координаты в пределах места отбора Проб, перечень Проб, основания для подозрения на АБН или указание о том, что Пробы отобраны в соответствии с пунктами 7, 8 Правил, адрес, телефон, адрес электронной почты (при наличии) специалиста госветслужбы, осуществившего отбор Проб.

19. Лабораторные исследования Проб должны проводиться с использованием одного из следующих методов:

молекулярно-биологических исследований методом полимеразной цепной реакции;

серологических исследований методом иммуноферментного анализа и (или) в реакции иммуноэлектроосмофореза.

20. Диагноз на АБН считается установленным, если обнаружен генетический материал возбудителя и (или) обнаружены антитела к возбудителю.

21. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований на АБН должен в письменной форме проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего Пробы на исследования, о полученных результатах.

В случае установления диагноза на АБН руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности в случае поступления Проб с объекта, подведомственного указанным органам.

22. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза на АБН должен направить в письменной форме информацию о возникновении АБН на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации) (далее - руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

23. При установлении диагноза на АБН на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных Правилами.

24. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на АБН не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае если исследованные Пробы поступили с объекта, подведомственного указанным органам.

25. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза на АБН владельцев восприимчивых животных, главу муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.

VI. Установление карантина, ограничительные и иные

мероприятия, направленные на ликвидацию очагов АБН,

а также на предотвращение ее распространения

26. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на АБН в течение 24 часов с момента установления диагноза на АБН должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае установления диагноза на АБН на объектах, подведомственных указанным органам;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на АБН на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения ими информации об установлении диагноза на АБН в соответствии с пунктом 21 Правил;

разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага АБН и предотвращению распространения возбудителя и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на АБН на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага АБН и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения ими информации об установлении диагноза на АБН в соответствии с пунктом 21 Правил.

27. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.

28. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определено место нахождения источника и факторов передачи возбудителя в тех границах, в которых возможна его передача животным (далее - эпизоотический очаг).

29. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

30. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге.

31. В эпизоотическом очаге:

а) запрещается:

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

вывоз восприимчивых животных;

скармливание восприимчивым животным тушек восприимчивых животных, жира восприимчивых животных и остатков несъеденного корма, с которым могли иметь контакт больные восприимчивые животные и вирусоносители;

вывоз кормов, с которыми имели контакт больные восприимчивые животные;

въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства);

контакт персонала, обслуживающего больных восприимчивых животных, с другими восприимчивыми животными, содержащимися в хозяйстве, и обслуживающим их персоналом;

охота на восприимчивых животных, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов <5>;

--------------------------------

<5> Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

б) осуществляется:

клинический осмотр восприимчивых животных;

отбор проб крови у восприимчивых животных старше 5-месячного возраста, в том числе у самок без приплода, и направление указанных проб в лабораторию для серологических исследований в соответствии с главой V Правил;

изоляция и бескровный убой больных восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для АБН, перечисленными в пункте 3 Правил;

изолированное содержание больных восприимчивых животных, у которых отсутствуют клинические признаки, характерные для АБН, перечисленные в пункте 3 Правил, но выявлены антитела к возбудителю. Больные восприимчивые животные содержатся изолированно до созревания волосяного покрова, после чего подвергаются бескровному убою;

оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;

дезинфекционная обработка одежды и обуви, а также дезинфекция транспортных средств при их выезде с территории эпизоотического очага в соответствии с пунктом 33 Правил;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев <6>;

--------------------------------

<6> Статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424).

проведение дератизации и дезинфекции.

32. Утилизация и уничтожение трупов и тушек больных восприимчивых животных осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утверждаемыми в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

33. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат территории хозяйств, помещения по содержанию восприимчивых животных и другие места, где содержались больные восприимчивые животные, транспортные средства при выезде с территории эпизоотического очага.

Дезинфекция помещений и других мест, где содержались больные восприимчивые животные, должна проводиться специалистами госветслужбы в 3 этапа: первый - сразу после изоляции больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.

Для дезинфекции должны применяться 4-процентный горячий формалин, или 3-процентная хлорная известь, или 3-процентный нейтральный гипохлорит кальция, или 2-процентный глутаровый альдегид, или 5-процентный однохлористый йод, или 1,5-процентный йодез либо хлорамин из расчета 0,3 - 0,5 дм3/м2, или другие дезинфицирующие растворы с вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению.

Дезинфекционная обработка одежды и обуви осуществляется при выходе с территории эпизоотического очага парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60 °C, расходе формалина 75 см3/м3 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида или другими дезинфицирующими растворами с вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению.

Для дезинфекции транспортных средств должны применяться 1,5-процентный формальдегид, или 3-процентный фоспар либо парасод, или 1,5-процентный параформ, приготовленный на 0,5-процентном растворе едкого натра, или 5-процентный хлорамин, или другие дезинфицирующие растворы с вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению.

VII. Отмена карантина

34. Отмена карантина осуществляется после убоя последнего больного восприимчивого животного, получения трехкратного результата серологических исследований, не являющегося основанием для установления диагноза на АБН в соответствии с пунктом 20 Правил, и проведения других мероприятий, предусмотренных Правилами, либо после убоя всех восприимчивых животных.

35. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, или от должностных лиц ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае если эпизоотический очаг был выявлен на объектах, подведомственных указанным органам) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг, принимает руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в случае принятия им решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).

Другие документы по теме
"О введении в действие межгосударственного стандарта"
"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов вирусного артериита лошадей" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2021 N 65637)
"О введении в действие межгосударственного стандарта"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте