Приказ Минсельхоза России N 322, Минфина России N 136н от 28.08.2017
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 322
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 136н
ПРИКАЗ
от 28 августа 2017 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ,
ВКЛЮЧАЮЩЕГО В СЕБЯ ПОРЯДОК СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ
УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫЕ
ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ПУНКТАХ
ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 3.2 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4207; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359) приказываем:
1. Утвердить прилагаемые порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим приказом, осуществляется Россельхознадзором и ФТС России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным службам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
А.Н.ТКАЧЕВ
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждены
приказом Минсельхоза России
и Минфина России
от 28.08.2017 N 322/136н
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ ПОРЯДОК СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ
УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫЕ
ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ПУНКТАХ
ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в таможенные органы, а также стратегия и тактика применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации разработаны в целях установления единых подходов к управлению, реализации и совершенствованию системы управления рисками (далее - СУР) при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) при ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) подкарантинных объектов, подлежащих государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) (далее - Объекты).
2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" и Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" <1> (далее - Решение N 318).
--------------------------------
<1> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 30 июня 2010 г., с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 454, от 9 декабря 2011 г. N 859, решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 24 августа 2012 г. N 73, от 2 июля 2013 г. N 43, от 28 апреля 2014 г. N 25, от 12 февраля 2016 г. N 8, от 21 декабря 2016 г. N 154.
II. Стратегия применения СУР
3. Стратегия применения СУР при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) направлена на достижение следующих целей:
а) обеспечение соблюдения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации в области карантина растений (далее - Законодательство) на основе реализации процесса управления рисками;
б) обеспечение надлежащего выбора Объектов, способов осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), направленных на предотвращение или минимизацию рисков (далее - меры по предотвращению или минимизации рисков), а также определения степени применения необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
в) создание условий для сокращения времени проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и упрощения перемещения через пункты пропуска Объектов, в отношении которых не выявлены риски;
г) обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований при ввозе Объектов на территорию Российской Федерации.
4. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
III. Тактика применения СУР
5. Тактика применения СУР направлена на реализацию процесса управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и предусматривает следующие мероприятия:
а) планирование и организацию деятельности Россельхознадзора совместно с ФТС России при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по управлению рисками с учетом целей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка;
б) сбор, хранение, анализ и обработку информации, необходимой для оценки рисков;
в) реализацию процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использования программного обеспечения;
г) выявление Объектов с признаками рисков и эффективное применение мер по предотвращению или минимизации;
д) контроль за применением мер по предотвращению или минимизации рисков;
е) осуществление мониторинга процесса управления рисками в целях совершенствования СУР;
ж) распределение Объектов по категориям уровней риска в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска (далее - риск-категорирование Объектов);
з) распределение Россельхознадзором полномочий в процессе управления рисками между структурными подразделениями и территориальными органами Россельхознадзора, а также подведомственными Россельхознадзору организациями.
6. При осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) уполномоченное структурное подразделение Россельхознадзора, осуществляющее координацию деятельности территориальных управлений Россельхознадзора в области карантина растений в пунктах пропуска, а также подведомственные Россельхознадзору организации (далее - координаторы СУР) должны обеспечивать планирование, организацию и контроль процесса управления рисками в ходе функционирования СУР, контроль единообразного применения тактики СУР, а также применения профилей рисков таможенными органами и территориальными управлениями Россельхознадзора в пунктах пропуска (далее - пользователи СУР).
7. Координаторами СУР осуществляется:
а) обеспечение и координация единообразного применения тактики СУР;
б) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю применения СУР;
в) проведение оценки рисков;
г) определение, применение и актуализация профилей рисков;
д) анализ результатов проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе Объектов на основании информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны и сопоставление результатов и информации с индикаторами рисков, содержащимися в профилях рисков, в целях подготовки предложений по применению мер по предотвращению или минимизации рисков;
е) управление применением программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, а также подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению;
ж) реализация риск-категорирования Объектов и актуализация категорий уровней риска.
8. Пользователями СУР осуществляются:
а) применение СУР при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска;
б) подготовка предложений по совершенствованию СУР.
IV. Порядок разработки и реализации мер
по управлению рисками
9. Разработка и реализация мер по управлению рисками предусматривает сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска, и осуществляется в следующем порядке:
9.1. определение необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков и их применения;
9.2. определение профилей рисков.
Профиль риска определяется в целях выявления Объектов на основании сведений об области риска, индикаторов риска, а также указаний о применении в отношении них необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.
Профили рисков классифицируются исходя из срока и региона их действия, оценки рисков, необходимости актуализации, в том числе с учетом следующих сведений:
а) уровень фитосанитарного риска Объекта в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением N 318;
б) сезон, во время которого осуществляется ввоз Объектов, а также географическая широта мест назначения ввозимых Объектов в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями;
в) сведения о распространении карантинных для Российской Федерации Объектах в странах-экспортерах;
г) информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, в том числе информация об очагах карантинных объектов;
д) природно-климатические факторы;
е) информация о вредных организмах, в том числе отсутствующих или ограниченно-распространенных на территории Российской Федерации;
ж) нотификация по вопросам обнаружения карантинных объектов;
з) информация о введенных экстренных фитосанитарных мерах;
и) информация о нарушении карантинных фитосанитарных требований участником ВЭД;
к) информация о нарушении карантинных фитосанитарных требований производителями подкарантинной продукции;
л) меры, применяемые национальными организациями страны-экспортера для предотвращения заражения продукции, в том числе меры, обеспечивающие наличие зоны и мест производства, свободных от карантинных объектов;
9.3. выбор Объектов на основании индикаторов риска.
Выбор Объектов осуществляется на основании индикаторов риска и с использованием информационно-программных средств автоматизированных информационных систем Россельхознадзора (далее - АИС Россельхознадзора);
9.4. воздействие на риски.
Воздействие на риски осуществляется путем непосредственного применения мер по предотвращению или минимизации рисков.
Для воздействия на риски в целях выявления при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) Объектов с признаками установленных критериев рисков, а также в целях использования сведений об уровне риска Объектов на основе результатов анализа риска применяется риск-категорирование Объектов.
По результатам риск-категорирования Объекты группируются по следующим категориям уровня риска:
низкий уровень риска;
высокий уровень риска.
Риск-категорирование Объектов и актуализация указанных категорий осуществляется на основе анализа сведений, содержащихся в АИС Россельхознадзора.
Предложения об актуализации или отмене профилей рисков подготавливаются координаторами СУР на основании анализа результатов воздействия на риски, а также в случае изменения правовых актов, определяющих порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), и результатов проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Результаты применения профилей рисков учитываются Россельхознадзором в информационных ресурсах.
Оценка эффективности применения мер по предотвращению или минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется Россельхознадзором в рамках осуществления контроля за процессом управления рисками в ходе функционирования СУР.
10. Сбор и обработка информации осуществляются уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций, должностными лицами таможенных органов.
11. Указанные в пункте 10 настоящего Порядка должностные лица должны использовать следующие источники информации:
а) предварительная информация, представляемая участниками ВЭД в таможенные органы и содержащаяся в документах и в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) <2>;
--------------------------------
<2> Части 1 и 3 статьи 97 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2017, N 31, ст. 4781).
б) информация, содержащаяся в АИС Россельхознадзора <3>;
--------------------------------
<3> Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4207; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359).
в) информация, полученная от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортеров;
г) информация, полученная от иных федеральных органов исполнительной власти;
д) информация, полученная от международных организаций.
12. Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, актуализацию, преобразование и хранение.
При учете информации должностные лица, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, должны осуществлять регистрацию и обобщение поступившей информации.
Преобразование информации осуществляется путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах АИС Россельхознадзора и ЕАИС ТО.
Актуализация информации осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 10 настоящего Порядка.
Способ хранения информации определяется Россельхознадзором и ФТС России исходя из состава входящих в нее сведений, формата, а также вида ее представления.
Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляются в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
Доступ к информации, содержащейся в программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации.
Содержание профилей и индикаторов риска предназначено для использования должностными лицами, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, и является конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Сведения, отнесенные к открытой информации, публикуются на официальных сайтах Россельхознадзора и ФТС России.
13. В целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, Россельхознадзором проводятся анализ и оценка риска.
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства АИС Россельхознадзора, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ и оценка рисков осуществляются с использованием алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.
Результат оценки риска является основой для определения профиля риска и (или) принятия решения о необходимости применения мер по предотвращению или минимизации рисков.
14. При оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования Объектов используются информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения, обработки информации и средства их обеспечения.