Приказ Минсельхоза России от 17.03.2020 N 134
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 марта 2020 г. N 134
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ, ЛЕЧЕБНЫХ,
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ
КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ БРАДЗОТА
В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 7765) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2019, N 47, ст. 6668), приказываю:
Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов брадзота.
Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ
Утверждены
приказом Минсельхоза России
от 17 марта 2020 г. N 134
ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ, ЛЕЧЕБНЫХ,
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ
КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ БРАДЗОТА
I. Область применения
1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов брадзота (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов брадзота <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179), от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771), от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915).
2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации брадзота, предотвращению его возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
II. Общая характеристика брадзота
3. Брадзот - острая неконтагиозная инфекционная болезнь овец, коз и других представителей подсемейства Caprinae (далее - восприимчивые животные).
Клиническими признаками брадзота являются скрежетание зубами, слюнотечение, судороги, геморрагическая диарея, отеки подкожной клетчатки, экссудат в брюшной и грудной полостях, повышение температуры тела до 40 - 41 °C, беспокойство, гиперемия конъюнктивы, потеря аппетита, прекращение жвачки, выделение кровянистой жидкости из носовой и ротовой полостей, некрозы и кровоизлияния во внутренних органах.
4. Возбудителями брадзота являются анаэробные, спорообразующие микроорганизмы рода Clostridium: Clostridium septicum, Clostridium novyi и Clostridium sordellii (далее - возбудитель).
Возбудитель способен сохранять жизнеспособность в почве - до 30 лет, в гниющих мышцах и навозе - до 6 месяцев. Прямые солнечные лучи убивают возбудителя через 24 часа, 3-процентный раствор формалина - через 15 минут, обработка водяным паром с температурой 110 °C - через 40 минут.
Инкубационный период болезни составляет 1 день.
5. Источником возбудителя являются больные восприимчивые животные, в трупах которых образуются споры, заражающие внешнюю среду.
6. Передача возбудителя осуществляется алиментарным путем. Факторами передачи возбудителя являются инфицированные спорами возбудителя почва, корма, вода, предметы, используемые при уходе за восприимчивыми животными.
III. Профилактические мероприятия
7. В целях предотвращения возникновения и распространения брадзота физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:
не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации <2> (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
--------------------------------
<2> Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".
извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;
принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведений в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по брадзоту в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508);
не допускать смешивания восприимчивых животных из разных стад при их выпасе и водопое.
8. Для профилактики брадзота в хозяйствах проводится вакцинация восприимчивых животных против брадзота вакцинами согласно инструкциям по их применению. При стойлово-пастбищном содержании вакцинация восприимчивых животных против брадзота должна быть завершена не позднее чем за 30 дней до их выгона на пастбище.
IV. Мероприятия при подозрении на брадзот
9. Основаниями для подозрения на брадзот являются:
наличие у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для брадзота, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил;
выявление брадзота в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные и корма для них в течение 30 дней после осуществления их ввоза;
выявление при вскрытии трупов павших восприимчивых животных, патологоанатомических изменений, характерных для брадзота.
10. При наличии оснований для подозрения на брадзот владельцы восприимчивых животных обязаны:
сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на брадзот должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;
содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на брадзот (далее - лаборатория);
предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 дней.
11. До получения результатов диагностических исследований на брадзот владельцы восприимчивых животных обязаны:
прекратить все перемещения и перегруппировки восприимчивых животных;
прекратить вывод и вывоз из хозяйства восприимчивых животных;
прекратить убой восприимчивых животных;
прекратить вывоз продуктов убоя, полученных от невакцинированных восприимчивых животных;
прекратить доение восприимчивых животных;
прекратить заготовку кормов и их вывоз за пределы хозяйства;
запретить посещение хозяйств физическими лицами, кроме персонала, обслуживающего восприимчивых животных, и специалистов госветслужбы;
обеспечить дезинфекционную обработку одежды и обуви персонала при выходе с территории хозяйства в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил;
обеспечить дезинфекционную обработку транспорта при выезде с территории хозяйства в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
12. При возникновении подозрения на брадзот на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:
сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на брадзот должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;
провести отбор проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направление проб в лабораторию.
В случае невозможности осуществления отбора проб биологического и (или) патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора проб биологического и (или) патологического материала и направление проб в лабораторию иными специалистами госветслужбы.
13. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения <3>, физические лица, получившие разрешения на добычу охотничьих ресурсов <4>, при обнаружении в закрепленных охотничьих угодьях, общедоступных охотничьих угодьях, федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные охотхозяйства (заказники), подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, при обнаружении на подведомственных территориях, а также граждане, при обнаружении диких восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для брадзота, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов диких восприимчивых животных должны:
--------------------------------
<3> Глава 4 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 8, ст. 920).
<4> Глава 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на брадзот должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;
содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию.
14. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 10, 12 и 13 настоящих Правил, должно сообщить о подозрении на брадзот и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения возбудителя на территории иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на брадзот.
15. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на брадзот в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место нахождения восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании брадзотом (далее - предполагаемый эпизоотический очаг), для:
клинического осмотра восприимчивых животных;
определения вероятных источников, факторов и предположительного времени заноса возбудителя;
определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения брадзота, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученной от них продукцией в течение 30 дней до получения информации о подозрении на брадзот;
отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направления проб в лабораторию.
16. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 10, 12 и 13 настоящих Правил, должно:
проинформировать о подозрении на брадзот главу муниципального образования, население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях настоящих Правил;
определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов павших восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.
V. Диагностические мероприятия
17. При возникновении подозрения на брадзот специалистами госветслужбы должен проводиться отбор проб биологического и (или) патологического материала:
от восприимчивых животных с клиническими признаками, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, должен отбираться инфильтрат подкожной клетчатки в количестве не менее 3 мл;
от трупов восприимчивых животных должны отбираться участки печени с некротическими очагами - 50 г, измененные участки стенки сычуга, трубчатая кость, часть двенадцатиперстной кишки, перевязанная с двух сторон, экссудат из брюшной и грудной полостей в количестве от 5 до 10 мл, инфильтрат подкожной клетчатки в количестве не менее 3 мл.
Патологический материал отбирается в случае, если с момента гибели восприимчивого животного прошло не более 2 часов.
18. Упаковка и транспортирование биологического и (или) патологического материала должны обеспечивать его сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки.
Пробы биологического и (или) патологического материала охлаждаются и на период транспортирования помещаются в термос со льдом или охладителем.
Утечка (рассеивание) биологического и (или) патологического материала во внешнюю среду не допускается.
Контейнеры, пакеты, емкости с биологическим и (или) патологическим материалом должны быть упакованы и опечатаны.
В сопроводительном письме должны быть указаны дата, время отбора проб, дата последней вакцинации восприимчивых животных против брадзота, номер серии использованной вакцины, производитель вакцины, адрес места отбора проб, перечень проб, основания для подозрения на брадзот, адрес и контактные телефоны специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.
Пробы биологического и (или) патологического материала должны быть доставлены в лабораторию специалистом госветслужбы.
19. Диагноз на брадзот считается установленным, если выделен и идентифицирован возбудитель при бактериологическом исследовании и при исследовании методом биологической пробы.
20. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего биологический и (или) патологический материал на исследования, о полученных результатах.
В случае установления диагноза на брадзот руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в области ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности при поступлении проб биологического и (или) патологического материала с объекта, подведомственного указанным органам.
21. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза на брадзот должен направить в письменной форме информацию о возникновении брадзота на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, в ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные охотхозяйства (заказники), подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
22. При установлении диагноза на брадзот на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных пунктами 32 и 34 настоящих Правил.
23. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на брадзот не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в случае если исследованные пробы биологического и (или) патологического материала поступили с объекта, подведомственного указанным органам.
24. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза на брадзот владельцев восприимчивых животных, главу муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.
VI. Установление карантина, ограничительные,
лечебные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию
очагов брадзота, а также на предотвращение
его распространения
25. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на брадзот в течение 24 часов с момента установления диагноза на брадзот должен:
направить на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);
направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;
направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности или подведомственных им организаций, федеральных органов исполнительной власти, имеющих объекты по содержанию восприимчивых животных (хозяйства) и (или) охотхозяйства (заказники), подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в случае установления диагноза на брадзот у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;
разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
в случае установления диагноза на брадзот у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на брадзот в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;
разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага брадзота и предотвращению распространения возбудителя и направить его на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
в случае установления диагноза на брадзот у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага брадзота и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на брадзот в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
26. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, за исключением установления ограничительных мероприятий (карантина) на объектах федерального органа исполнительной власти в области обороны.
27. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:
место нахождения источника и факторов передачи возбудителя брадзота в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным (далее - эпизоотический очаг);
муниципальное образование, на территории которого установлен эпизоотический очаг (далее - неблагополучный пункт).
28. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.
29. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.
30. В эпизоотическом очаге:
а) запрещается:
посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;
ввоз (вывоз) восприимчивых животных (за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);
убой больных восприимчивых животных на мясо;
перегруппировка восприимчивых животных;
доение восприимчивых животных;
стрижка и вывоз шерсти восприимчивых животных;
заготовка и вывоз кормов для восприимчивых животных;
снятие шкур с убитых больных и павших восприимчивых животных;
ввод здоровых восприимчивых животных в помещения, в которых ранее содержались больные восприимчивые животные, до проведения очистки, дезинфекции и дератизации указанных помещений;
все виды охоты на животных, отнесенных к охотничьим ресурсам <5>, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов <6>;
--------------------------------
<5> Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<6> Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
б) осуществляется:
клинический осмотр восприимчивых животных;
лечение больных восприимчивых животных гипериммунной сывороткой, антибиотическими препаратами пенициллинового или тетрациклинового ряда;
перевод восприимчивых животных со стойлово-пастбищного или пастбищного содержания на стойловое содержание с включением в их рацион грубых кормов и минеральных подкормок;
двукратная с интервалом 14 дней вакцинация против брадзота здоровых восприимчивых животных вакцинами согласно инструкциям по их применению. Через 15 дней после прекращения случаев заболевания восприимчивых животных брадзотом, вакцинированные восприимчивые животные переводятся на прежний режим содержания;
проведение дератизации и дезинсекции;
оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60 °C, расходе формалина 75 см3/м3 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида при выходе с территории эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка всей поверхности транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага;
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных, отнесенных к охотничьим ресурсам <7>, путем регулирования численности.
--------------------------------
<7> Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
31. Трупы восприимчивых животных подлежат утилизации или уничтожению в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом России от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (зарегистрирован Минюстом России 5 января 1996 г., регистрационный N 1005), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 16 августа 2007 г. N 400 (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 2007 г., регистрационный N 10132).
32. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат помещения по содержанию восприимчивых животных и другие объекты, с которыми контактировали восприимчивые животные, убойные пункты, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, инвентарь и предметы ухода за восприимчивыми животными.
Для дезинфекции должны применяться или 10-процентный горячий раствор едкого натра, или 4-процентный раствор формальдегида, или растворы хлористых препаратов с содержанием в растворе 5% активного хлора; или раствор натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, содержащей 10% активного хлора, или 10-процентный однохлористый йод (только для деревянных поверхностей); или 7-процентный раствор перекиси водорода с добавлением 0,2% ОП-10; или 2-процентный раствор глутарового альдегида или другие средства с высокой активностью в отношении возбудителя брадзота в соответствии с инструкциями по применению.
Навоз, загрязненный выделениями больных восприимчивых животных, увлажняется 10-процентным горячим раствором едкого натра, а затем сжигается. Остатки кормов и подстилки, находящиеся в одном помещении с больными восприимчивыми животными, сжигаются.
33. В неблагополучном пункте:
а) запрещается:
ввоз и вывоз восприимчивых животных (за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);
заготовка и вывоз кормов для восприимчивых животных;
проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением животных разных видов;
б) осуществляется:
вакцинация восприимчивых животных против брадзота двукратно с интервалом 14 дней.
VII. Отмена карантина
34. Отмена карантина осуществляется через 20 дней после падежа, убоя или выздоровления последнего больного восприимчивого животного и проведения других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.
35. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, или от должностного лица ветеринарно-санитарной службы федерального органа исполнительной власти в области обороны (в случае если эпизоотический очаг был выявлен на объекте, подведомственном указанному органу) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.
Решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован эпизоотический очаг, может принять руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в случае принятия им решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).