Приказ Минпросвещения России от 06.10.2021 N 697
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 октября 2021 г. N 697
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 20.01.01 ПОЖАРНЫЙ
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 20.01.01 Пожарный (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 280705.01 Пожарный, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 652 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29481), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 247 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2015 г., регистрационный N 36713), прекращается 31 декабря 2021 года.
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 6 октября 2021 г. N 697
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
20.01.01 ПОЖАРНЫЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 20.01.01 Пожарный (далее соответственно - ФГОС СПО, образовательная программа, профессия).
1.2. Получение образования по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.4. Содержание образования по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной образовательной программы, включенной в реестр примерных образовательных программ (далее - ПОП).
1.5. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией квалифицированного рабочего, служащего "пожарный", указанной в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 62570).
1.6. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде общих и профессиональных компетенций (далее - компетенции), требования к результатам освоения в части профессиональных компетенций формируются на основе профессиональных стандартов, перечень которых приведен в приложении N 1 к ФГОС СПО.
1.7. Области профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 12 Обеспечение безопасности; 14 Лесное хозяйство, охота <1>.
--------------------------------
<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
1.8. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом получаемой профессии <1(1)>.
--------------------------------
<1(1)> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) и от 27 декабря 2023 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121).
1.9. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
1.10. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.11. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПОП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы <2>.
--------------------------------
<2> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
1.12. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <3>.
--------------------------------
<3> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).
1.13. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 1 год 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения не более чем на 1 год.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение, без учета объема времени на государственную итоговую аттестацию.
Вариативная часть образовательной программы дает возможность расширения основного(-ых) вида(-ов) деятельности, к которому(-ым) должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно квалификации, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПОП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в академических часах
Общепрофессиональный цикл
не менее 180
Профессиональный цикл
не менее 972
Государственная итоговая аттестация
36
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
1476
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
2952
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПОП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме не менее 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - не менее 25 академических часов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование не менее 25 академических часов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.6. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального цикла и реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.7. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО, исходя из выбранной квалификации квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.5 ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций
квалифицированного рабочего, служащего при формировании
образовательной программы
Основные виды деятельности
Наименование квалификаций квалифицированного рабочего, служащего
Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ
Пожарный
Выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств, пожарного оборудования и инструмента
Пожарный
Выполнение в составе подразделения пожарной охраны работ и мероприятий по эксплуатации мобильных средств пожаротушения
Пожарный
Выполнение работ по профилактике пожаров
Пожарный
Организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных (природных) пожаров, проведению поисковых и аварийных работ с применением ручных, технических средств, индивидуальных моторизированных средств пожаротушения, механизированных технических средств пожаротушения и специальной техники
Пожарный
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в пункте 3.3 ФГОС СПО:
3.4.1. Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ:
ПК 1.1. Осуществлять караульную службу;
ПК 1.2. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества;
ПК 1.3. Оказывать первую помощь пострадавшим при пожаре;
ПК 1.4. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара;
ПК 1.5. Проводить аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара;
ПК 1.6. Применять средства телефонной и радиосвязи;
ПК 1.7. Вести действия по тушению пожара в составе звена газодымозащитной службы в непригодной для дыхания среде;
ПК 1.8. Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена газодымозащитной службы в непригодной для дыхания среде;
ПК 1.9. Выполнять работы по приемке (передаче), содержанию в исправном состоянии и техническому обслуживанию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
3.4.2. Выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств, пожарного оборудования и инструмента:
ПК 2.1. Обслуживать пожарное оборудование и инструмент;
ПК 2.2. Устранять неисправности пожарного оборудования и инструмента;
ПК 2.3. Выполнять работы по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники.
3.4.3. Выполнение в составе подразделения пожарной охраны работ и мероприятий по эксплуатации мобильных средств пожаротушения:
ПК 3.1. Выполнять работы по тушению пожара с применением мобильных средств пожаротушения;
ПК 3.2. Выполнять аварийно-спасательные работы с применением мобильных средств пожаротушения;
ПК 3.3. Выполнять работы по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения.
3.4.4. Выполнение работ по профилактике пожаров;
ПК 4.1. Осуществлять наблюдение за соблюдением противопожарного режима;
ПК 4.2. Осуществлять контроль за состоянием противопожарного водоснабжения в районе выезда подразделения;
ПК 4.3. Проводить разъяснительную работу о первичных мерах пожарной безопасности среди населения и работников организаций.
3.4.5. Организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных (природных) пожаров, проведению поисковых и аварийных работ с применением ручных, технических средств, индивидуальных моторизированных средств пожаротушения, механизированных технических средств пожаротушения и специальной техники:
ПК 5.1. Выполнять работы по тушению лесных (природных) пожаров с применением механизированных технических средств пожаротушения и специальной техники;
ПК 5.2. Проводить поисковые и аварийные работы в лесу (в природной среде);
ПК 5.3. Выполнять работы по защите населенных пунктов и объектов инфраструктуры от угрозы лесных (природных) пожаров;
ПК 5.4. Выполнять работы по проведению профилактических и подготовительных мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечению пожарной безопасности в лесах с применением механизированных технических средств пожаротушения и специальной техники.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК установленных ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, включая проведение демонстрационного экзамена, предусмотренных учебным планом, с учетом ПОП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для воспитательной, самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПОП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
4.3.5. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам (модулям).
4.3.6. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПОП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует областям профессиональной деятельности, указанным в пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует областям профессиональной деятельности, указанным в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует областям профессиональной деятельности, указанным в пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <4> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
--------------------------------
<4> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по профессии 20.01.01 Пожарный,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 6 октября 2021 г. N 697
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 20.01.01 ПОЖАРНЫЙ
Код профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
12.007
Профессиональный стандарт "Пожарный", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 575н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2020 г., регистрационный N 60031)
14.007
Профессиональный стандарт "Лесной пожарный", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2018 г., регистрационный N 51057)
Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по профессии 20.01.01 Пожарный,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 6 октября 2021 г. N 697
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 20.01.01 ПОЖАРНЫЙ
Основные виды деятельности
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ
знать:
перечень документов, регламентирующих организацию караульной службы в подразделениях пожарной охраны;
распорядок дня при несении дежурства;
права и обязанности должностных лиц дежурного караула;
должностную инструкцию;
мобильные средства пожаротушения, пожарное оборудование и инструмент, пожарное снаряжение и средства индивидуальной защиты;
нормативные правовые акты, регламентирующие порядок выполнения работ по спасению, защите и эвакуации людей и имущества;
порядок действий, методы и способы спасения людей и имущества;
устройство, технические характеристики и порядок применения средств спасения, используемых при спасении людей и имущества;
особенности осмотра и проведения поиска людей при пожарах и аварийно-спасательных работах;
виды травм, поражений;
порядок (схемы) оказания первой помощи пострадавшим до оказания медицинской помощи на месте происшествия при ожогах, ушибах, вывихах, подвывихах, различных видах переломов, сотрясениях головного мозга, ранах, кровотечениях, травматическом шоке, утоплении, отравлениях угарным газом, тепловом ударе, действий в случаях длительного сдавливания конечностей, действий в случаях укусов змей и ядовитых насекомых, действий в случаях отравления ядовитыми газами;
порядок проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
оборудование, приспособления, применяемые при оказании первой помощи, поиске и спасении;
психологические особенности общения с пострадавшим;
способы вскрытия конструкций и разборки завалов;
порядок и способы проведения эвакуационных мероприятий пострадавших с учетом характера травм и состояний в условиях труднопроходимой, труднодоступной местности и в лесу;
особенности транспортировки пострадавших наземным, водным, авиационным транспортом;
нормативы и способы применения средств индивидуальной защиты и снаряжения;
первичные признаки пожара;
способы проведения разведки;
классификацию пожаров;
опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей;
нормативные правовые акты и локальные акты организаций по тушению пожаров;
правила пользования, устройство и способы применения мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты;
тактику тушения и правила борьбы с распространением пожара в составе подразделений пожарной охраны;
способы тушения возгораний в электроустановках;
правила применения средств индивидуальной защиты при наличии взрывчатых и радиоактивных веществ в очаге возгорания;
принцип организации сетей противопожарного расположение пожарных гидрантов в районе пожарной охраны;
способы локализации горения;
способы ликвидации горения;
способы локализации и ликвидации пожара в неблагоприятных погодных условиях и в труднодоступной местности;
пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов;
требования охраны труда и личной безопасности;
правила проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с применением средств индивидуальной защиты и спасения;
правила применения, функциональное назначение и технические характеристики первичных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения;
особенности осмотра и проведения поиска при пожарах и аварийно-спасательных работах;
инструкции, порядок действий, методы и способы спасения людей и имущества;
способы вскрытия конструкций и разборки завалов;
нормативные правовые акты, регламентирующие порядок применения средств телефонной и радиосвязи;
правила работы со средствами телефонной и радиосвязи;
основы организации диспетчерской службы;
порядок организации связи на пожаре;
правила и порядок ведения радиообмена на пожаре;
правила и порядок передачи информации с места пожара;
позывные радиоабонентов и порядок их построения;
нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации газодымозащитной службы (далее - ГЗДС);
устройство, характеристики и порядок работы средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и другого оборудования ГДЗС, закрепленного за ним;
порядок содержания в полном технической исправности СИЗОД, другой закрепленный за ним пожарный инструмент и оборудование ГДЗС;
сроки и порядок проведения технического обслуживания СИЗОД;
служебную документацию ГДЗС и порядок ее ведения;
организацию деятельности ГДЗС и порядок тушения пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде;
обязанности личного состава при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде в составе звена газодымозащитной службы;
обязанности газодымозащитника при использовании СИЗОД в непригодной для дыхания среде;
обязанности газодымозащитника и постового на посту безопасности при осуществлении своей деятельности;
требования безопасности при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД;
порядок проведения расчетов запаса воздуха (кислорода) и времени работы звена ГДЗС в СИЗОД;
порядок проведения аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы;
порядок подготовки СИЗОД к использованию личным составом подразделений перед заступлением на дежурство;
уметь:
выявлять происшествия и нарушения пожарной безопасности во время несения службы;
осуществлять доклад о происшествиях и нарушениях пожарной безопасности, выявленных во время несения службы;
обеспечивать охрану, чистоту и порядок помещений и территорий подразделений пожарной охраны;
проводить работы по восстановлению работоспособности и комплектации средств, оборудования и инструмента после возвращения дежурного караула с пожара;
выполнять обязанности согласно должностной инструкции;
выполнять проверку наружного противопожарного водоснабжения;
проводить отработку вопросов взаимодействия при практических занятиях;
вести конспекты занятий по совершенствованию профессиональной подготовки;
проводить осмотр места пожара с целью поиска людей при пожарах и аварийно-спасательных работах;
применять различные индивидуальные и групповые средства спасения людей и имущества на пожаре;
применять различные способы спасения людей и имущества;
ориентироваться в условиях ограниченной видимости;
осуществлять транспортировку (переноску) пострадавших с места пожара в безопасную зону
определять основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека;
оценивать состояние пострадавшего по основным наблюдаемым симптомам или путем опроса пострадавшего;
управлять оказанием помощи и непосредственно оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи пострадавшему, в том числе в соответствии с универсальной схемой оказания первой помощи на месте происшествия;
управлять проведением и непосредственно проводить простые реанимационные мероприятия;
управлять проведением и непосредственно проводить эвакуацию пострадавшего с места происшествия в соответствии с характером травмы и состояния пострадавшего, в том числе в условиях труднопроходимой местности и в лесу;
применять средства индивидуальной защиты и снаряжение пожарного;
осуществлять посадку в пожарный автомобиль в соответствии номерами табеля основных обязанностей;
проводить визуальный осмотр места вызова;
определять вероятные очаги возгорания и пути распространения пожара;
проводить развертывание сил и средств, используемых для тушения пожара;
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
пользоваться мобильными средствами пожаротушения, приспособленными для тушения пожаров, техническими средствами, пожарным оборудованием и инструментом, пожарным снаряжением, применять средства индивидуальной защиты;
пользоваться специальной техникой и инструментом для создания минерализованных полос, противопожарных барьеров для расчистки участков от горючих природных и строительных материалов;
проводить визуальный осмотр места проведения аварийно-спасательных работ;
выбирать приоритетные зоны поиска и планировать маршруты поиска;
ориентироваться в условиях ограниченной видимости;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, мобильными средствами пожаротушения, пожарным оборудованием и инструментом, пожарным снаряжением, применять средства индивидуальной защиты;
соблюдать требования безопасности пребывания на месте проведения аварийно-спасательных работ;
определять способы спасения;
определять зоны безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
определять и устранять факторы риска при спасении людей;
выполнять подъем на высоту (спуск с высоты);
применять средства телефонной и радиосвязи;
проводить радиообмен на пожаре с использованием позывных;
содержать в полной технической исправности СИЗОД, другой пожарный инструмент и оборудование ГДЗС;
обеспечивать в установленные сроки техническое обслуживание СИЗОД;
вести действия по тушению пожаров в составе звена газодымозащитной службы;
проводить расчеты запаса воздуха (кислорода) и времени пребывания звена ГДЗС в СИЗОД в непригодной для дыхания среде;
оказывать первую помощь пострадавшим на пожаре в составе звена ГДЗС;
проводить аварийно-спасательные работы в составе звена газодымозащитной службы;
выполнять работы по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств индивидуальной защиты и спасения;
иметь практический опыт в:
осуществлении караульной службы в соответствии с расписанием распорядка дня;
проверке состояния противопожарного водоснабжения в районе выезда;
изучении теоретических материалов и отработке практических навыков;
выполнении работ по спасению людей и имущества с применением различных индивидуальных и групповых средств спасения;
выполнении работ по спасению людей и имущества с применением мобильных средств пожаротушения;
транспортировке (переноске) пострадавших с места пожара в безопасную зону;
координации работ по оказанию помощи и непосредственном оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия с учетом характера травмы и состояния пострадавшего;
спасении имущества и животных при пожаре;
планировании работ по транспортировке и транспортировке пострадавшего с места происшествия к наземному, водному или авиационному транспорту, в том числе в условиях труднопроходимой местности и в лесу;
выполнении сбора информации (разведки) на месте пожара;
предотвращении возможности дальнейшего распространения огня (локализация пожара) с применением первичных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента пожарных спасательных устройств и снаряжения, средств индивидуальной защиты;
прекращении горения и устранении условий для его самопроизвольного возникновения (ликвидация пожара) с применением пожарного оборудования и инструмента, пожарных спасательных устройств и снаряжения, средств индивидуальной защиты;
выполнении сбора информации (разведки) на месте пожара;
выполнении сбора информации (разведки) в местах проведения аварийно-спасательных работ;
выполнении поиска пострадавших в зоне спасательных работ;
выполнении требований безопасности при спасательных работах;
спасении пострадавших с целью прекращения или ослабления воздействия опасных факторов пожара с применением первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты;
работе со средствами телефонной и радиосвязи;
содержании в полной технической исправности СИЗОД, оборудования ГДЗС;
проведении в установленные сроки технического обслуживания СИЗОД;
проведении действий в составе звена ГДЗС при ведении тушения пожаров в непригодной для дыхания среде;
проведении расчетов запаса воздуха (кислорода) и времени пребывания звена ГДЗС в СИЗОД в непригодной для дыхания среде
проведении аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы;
порядке оказания первой помощи пострадавшим на пожаре в составе звена ГДЗС;
подготовке СИЗОД к использованию личным составом подразделений перед заступлением на дежурство.
Выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств, пожарного оборудования и инструмента
знать:
нормативные правовые акты, регламентирующие техническое обслуживание и эксплуатацию пожарного оборудования и инструмента;
классификацию, устройство, характеристики и порядок работы пожарного оборудования и инструмента;
оборудование и приспособления, применяемые при техническом обслуживании и ремонте пожарного оборудования и инструмента;
сроки и порядок проведения технического обслуживания пожарной (аварийно-спасательной) техники, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования;
правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарного оборудования и инструмента;
правила выявления и устранения неисправностей пожарного оборудования и инструмента в ходе его эксплуатации;
порядок проведения приемки (передачи) и содержания в исправном состоянии средств, пожарного оборудования и инструмента;
уметь:
эксплуатировать пожарное оборудование и инструмент в соответствии с требованиями организаций-изготовителей;
проводить техническое обслуживание пожарного оборудования и инструмента;
устранять неисправности пожарного оборудования и инструмента с использованием оборудования и приспособлений, применяемых для их ремонта;
проверять состояние работоспособности пожарного оборудования и инструмента;
иметь практический опыт в:
эксплуатации пожарного оборудования и инструмента;
проведении визуальной проверки целости и сохранности пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты;
проведении технического обслуживания пожарного оборудования и инструмента;
устранении неисправностей пожарного оборудования и инструмента с использованием оборудования и приспособлений, применяемых для их ремонта;
проверке состояния работоспособности пожарного оборудования и инструмента.
Выполнение в составе подразделения пожарной охраны работ и мероприятий по эксплуатации мобильных средств пожаротушения
знать:
нормативные правовые акты, регламентирующие техническое обслуживание и эксплуатацию мобильных средств пожаротушения;
классификацию, устройство, характеристики и порядок эксплуатации мобильных средств пожаротушения;
сроки и порядок проведения технического обслуживания мобильных средств пожаротушения;
правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании мобильных средств пожаротушения;
способы подачи огнетушащих веществ с использованием мобильных средств пожаротушения;
пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов;
способы тушения пожаров при неблагоприятных климатических условиях и недостатке воды с использованием мобильных средств пожаротушения;
способы забора воды из всех видов водоисточников с использованием мобильных средств пожаротушения;
порядок выполнения аварийно-спасательных работ с применением мобильных средств пожаротушения;
порядок приемки (передачи) и содержания в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения;
уметь:
приводить мобильные средства пожаротушения в состояние готовности для тушения пожара;
проводить подачу огнетушащих веществ с использованием агрегатов мобильных средств пожаротушения
соблюдать требования безопасности пребывания мобильных средств пожаротушения на месте вызова;
пополнять горюче-смазочные материалы, специальные жидкости, огнетушащие вещества для мобильных средств пожаротушения;
выполнять аварийно-спасательные работы с применением мобильных средств пожаротушения;
проверять при смене дежурства техническое состояние мобильных средств пожаротушения, при наличии недостатков, принимать меры по их устранению;
соблюдать правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации мобильных средств пожаротушения;
осуществлять техническое обслуживание мобильных средств пожаротушения;
соблюдать правила охраны труда при эксплуатации мобильных средств пожаротушения;
осуществлять учет и расходование горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
иметь практический опыт в:
приведении мобильных средств пожаротушения в состояние готовности для тушения пожара;
подаче огнетушащих веществ с использованием агрегатов мобильных средств пожаротушения
пополнении горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями, огнетушащими веществами для мобильных средств пожаротушения;
проведении визуальной проверки целости и сохранности мобильных средств пожаротушения;
проведении технического обслуживания мобильных средств пожаротушения;
выполнении аварийно-спасательных работ с применением мобильных средств пожаротушения;
проведении расчетов расходования горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
проверке при смене дежурства технического состояния мобильных средств пожаротушения.
Выполнение работ по профилактике пожаров
знать:
нормативные правовые акты, регламентирующие требования профилактики пожаров, противопожарной пропаганды и правил соблюдения пожарной безопасности;
профилактические мероприятия, направленные на ограничение распространения (развития) пожаров и создание условий для их успешного тушения;
требования инструкций по профилактике пожаров на различных объектах;
знаки пожарной безопасности;
требования, предъявляемые к технически исправному состоянию противопожарного водоснабжения;
правила проведения противопожарной пропаганды среди населения;
порядок применения первичных средств пожаротушения;
уметь:
осуществлять наблюдение за соблюдением противопожарного режима;
проверять состояние противопожарного водоснабжения;
проводить пропаганду противопожарных мер среди населения для уменьшения количество пожаров и информирования населения о правилах пожарной безопасности
применять первичные средства пожаротушения.
иметь практический опыт в:
наблюдении за соблюдением противопожарного режима;
в проверке состояния противопожарного водоснабжения в пределах района (подрайона) выезда подразделения;
распространении агитационных материалов на противопожарную тематику (печатные издания, плакаты, видеообращения и ролики);
в проведении пропаганды противопожарных мер среди населения для уменьшения количества пожаров и информирования населения о правилах пожарной безопасности
применении первичных средств пожаротушения.
Организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных (природных) пожаров, проведению поисковых и аварийных работ с применением ручных, технических средств, индивидуальных моторизированных средств пожаротушения, механизированных технических средств пожаротушения и специальной техники
знать:
требования охраны труда и обеспечения безопасности при осуществлении валочных работ, раскряжевке деревьев, расчистке захламленных участков в лесу, проведении работ по тушению пожаров в лесах (на территориях), загрязненных радионуклидами, проведении работ по тушению лесных (природных) пожаров на территориях, где имеется опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами;
наставления, инструкции, методические рекомендации, нормативные правовые акты, регламентирующие проведение мероприятий по охране лесов от пожаров и тушению лесных (природных) пожаров, в том числе с использованием ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники;
права и обязанности работников и руководителей лесопожарных подразделений и формирований, руководителя тушения лесного пожара, привлеченных к тушению лиц;
основные характеристики лесных (природных) пожаров, факторы, определяющие их поведение и распространение, необходимые для составления прогноза поведения и плана мероприятий по его тушению;
особенности тактики применения средств пожаротушения, выбора способов тушения с учетом лесорастительных, метеорологических, орографических условий, текущего состояния пожара;
требования к подготовке, эксплуатации, применению, ремонтам и хранению ручных и механизированных средств пожаротушения, специальной техники, оборудования, индивидуального и группового снаряжения;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при осуществлении работ по тушению лесных (природных) пожаров;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при работе с мотопомпами, бензопилами, воздуходувками, с огнетушащими химическими веществами (растворами), зажигательными аппаратами и средствами, с тяжелой техникой и пожарными машинами, авиационной техникой;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при переходах и пребывании в лесу, передвижениях наземным, водным и авиационным транспортом, на отдыхе в полевых условиях;
порядок организации полевого лагеря, стоянок автомобильной и тракторной техники, правила пребывания в лагере и на местах стоянок;
требования, предъявляемые к лицам, привлеченным к тушению лесных (природных) пожаров;
требования законодательства Российской Федерации по проведению инструктажей привлеченных к тушению лиц;
наставления, нормативные правовые акты, регламентирующие проведение охраны лесов и тушение лесных пожаров, привлечение граждан к работам по тушению пожаров;
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение поиска и спасения пострадавших, проведение аварийных и спасательных мероприятий в труднодоступной местности и в лесу, в том числе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
особенности взаимодействия и поддержания связи между участниками проведения поисковых и аварийно-спасательных мероприятий;
требования по обеспечению безопасности пребывания на месте происшествия;
особенности организации проведения и проведение аварийно-спасательных работ в труднодоступной местности и в лесу, в природной среде;
правила ведения радиосвязи при возникновении экстремальной ситуации с членами поисковых групп и аварийно-спасательных формирований, подразделениями специализированной диспетчерской службы органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единой дежурно-диспетчерской службой;
оборудование, технику, используемые для организации и проведения поиска в природной среде, в том числе звуковые маяки (сирены), светошумовые сигнальные ракеты;
оборудование, технику, используемые для организации и проведения аварийно-спасательных работ в природной среде;
требования, предъявляемые к организации временных посадочных площадок вертолетов, мест приема и отправки пострадавших водным, авиационным и наземным транспортом;
особенности взаимодействия и коммуникации с подразделениями пожарной охраны;
наставления, нормативные правовые акты, локальные акты организации, регламентирующие предупреждение и тушение природных пожаров, угрожающих населенным пунктам и объектам инфраструктуры, в том числе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
принципы защиты населенных пунктов от лесных (природных) пожаров и минимизации вероятного ущерба от них;
тактику тушения природных и лесных пожаров, угрожающих населенным пунктам и объектам инфраструктуры;
особенности действий работников пожарной охраны, применения пожарных машин (пожарных автоцистерн), водоплавающего оборудования при тушении пожаров в населенных пунктах;
противопожарные режимы и виды чрезвычайных ситуаций;
особенности управления и взаимодействия силами и средствами пожаротушения при тушении природных пожаров, угрожающих населенным пунктам и объектам инфраструктуры, в том числе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
права и обязанности граждан в области обеспечения противопожарного режима и пожарной безопасности в части, касающейся снижения угроз возникновения природных пожаров;
права, обязанности и ответственность работников подразделений пожарной охраны в области обеспечения противопожарного режима и пожарной безопасности, тушения природных пожаров;
наставления, нормативные правовые акты, локальные акты организации, регламентирующие проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, проведение профилактических и подготовительных мероприятий в лесу, правила взаимодействия участников;
требования к подготовке, эксплуатации, применению, ремонтам и хранению ручных и механизированных средств, специальной техники, оборудования, предназначенных для выполнения профилактических и подготовительных работ, наблюдения за пожарной опасностью и лесными пожарами, индивидуального и группового снаряжения;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при переходах и пребывании в лесу, передвижениях наземным, водным и авиационным транспортом, на отдыхе в полевых условиях;
особенности использования и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов и вышек;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при проведении расчистки захламленных участков леса, при регулировании породного состава лесных насаждений, при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий с помощью ручных и механизированных технических средств, специальной техники;
технологии создания противопожарных барьеров, мест и зон отдыха в лесу, преград, дорог противопожарного назначения;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при проведении профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и лесных горючих материалов с помощью зажигательных аппаратов и специальных средств, специальной техники;
технологии проведения профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и лесных горючих материалов с учетом лесорастительных, метеорологических, орографических условий с помощью ручных и механизированных технических средств, специальной техники;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при осуществлении валочных работ, раскряжевке леса, при удалении кустарников, обрезке сучьев с помощью ручных и механизированных средств, специальной техники;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при проведении профилактических и подготовительных мероприятий в лесах (на территориях), загрязненных радионуклидами;
требования охраны труда и обеспечения безопасности при проведении профилактических и подготовительных мероприятий в лесах (на территориях), где имеется опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами;
особенности осуществления взаимодействия с целевыми группами людей (населения) малой численности, ведения пропаганды противопожарных знаний;
порядок взаимодействия с представителями средств массовой информации;
уметь:
при проведении обследования лесного (природного) пожара идентифицировать основные характеристики и факторы, определяющие его поведение и распространение, необходимые для составления прогноза поведения и плана мероприятий по его тушению, самостоятельно;
выявлять оптимальные опорные линии и рубежи, места для создания минерализованных полос с учетом выбранной технологии проведения работ, места организации источников забора воды, подъезда транспорта, места расположения людей, расположения полевого лагеря и стоянок пожарной, тракторной и специальной техники;
осуществлять ориентирование в лесу по картам, лесопожарным схемам и приборам спутниковой навигации, спутниковым снимкам местности;
выбирать оптимальные методы и способы тушения на различных стадиях тушения лесного (природного) пожара, оптимальные тактические приемы с учетом лесорастительных, погодных, орографических условий;
координировать действия участников группы при выполнении работ и выполнять работы по созданию опорных минерализованных полос ручными и механизированными средствами, с применением пожарных машин, тракторной, бульдозерной и специальной техники, почвообрабатывающих орудий;
читать и применять схемы тушения лесных пожаров;
координировать ведение и вести радиосвязь между работниками, участвующими в тушении, руководителями лесопожарных подразделений (формирований), с экипажем воздушного судна, со специализированной диспетчерской службой лесничества;
планировать проведение и проводить инструктажи с группами и отдельными работниками: о методах и способах тушения; особенностях использования средств и техники тушения, применения средств индивидуальной защиты; особенностях применения средств и техники тушения; требованиях охраны труда и обеспечения безопасности работ в лесу, на пожаре, при передвижениях в лесу, при перевозке транспортом; о мероприятиях по обеспечению жизнедеятельности в условиях кратковременного автономного пребывания в природной среде;
координировать действия участников группы при тушении лесного (природного) пожара, пребывании и передвижении в лесу, при доставке сил и средств к месту пожара (и обратно);
планировать проведение и проводить подготовку ручных и механизированных средств пожаротушения, связи, расходных материалов, противопожарного имущества, грузов специального назначения для транспортировки наземным, водным транспортом;
планировать проведение и проводить отжиги, встречный пал;
координировать действия участников группы при выполнении работ и проводить работы по расчистке захламленных участков в лесу, созданию противопожарных барьеров, созданию технологических просек, валке и раскряжевке отдельно стоящих деревьев с использованием бензопил и ручных инструментов, механизированных средств, специальной техники;
осуществлять наведение воздушного судна на кромку лесного (природного) пожара, отдельные выбранные объекты в лесу, временные посадочные площадки по радиосвязи;
планировать выполнение мероприятий участниками осмотров местности разными методами в целях поиска пострадавших;
планировать проведение и проводить поиск потерявшегося в лесу человека (группы людей);
координировать ведение и вести радиосвязь при возникновении экстремальной ситуации, в том числе с членами поисковых групп и аварийно-спасательных формирований, подразделениями специализированной диспетчерской службы органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единой дежурно-диспетчерской службой;
выполнять обязанности по поиску и спасению людей в чрезвычайных ситуациях, возникших вследствие лесных пожаров, при воздействии стресса, неблагоприятных факторов;
определять приоритетные зоны поиска и планирование маршрута поиска, самостоятельно и в составе группы;
выбирать необходимые для поиска оснащение, снаряжение и оборудование, контролировать их работу;
определять и устранять факторы риска при передвижении в природной среде;
управлять оказанием и непосредственно оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи на месте происшествия;
координировать выполнение работ и выполнять работы по эвакуации пострадавших в условиях труднопроходимой и лесной местности с учетом доступности видов транспорта;
планировать выполнение работ и выполнять работы по поиску и подготовке площадки для посадки вертолета, мест причаливания водного транспорта, стоянки наземного транспорта;
планировать и проводить работы по обеспечению безопасности пребывания на месте происшествия (затушить очаги огня, оградить опасные места);
организовывать и осуществлять сбор информации об обстоятельствах происшествия;
осуществлять коммуникацию с членами подразделений пожарной охраны;
планировать выполнение и выполнять работы по локализации и ликвидации лесного (природного) пожара, угрожающего населенным пунктам и объектам инфраструктуры;
планировать выполнение и выполнять работы по реализации противопожарных мероприятий, препятствующих распространению лесного (природного) пожара на населенные пункты, объекты инфраструктуры с учетом особенностей, правовых режимов, соблюдения прав граждан, в составе группы;
планировать выполнение и выполнять работы по регулированию запасов пожароопасных горючих материалов растительного происхождения;
планировать выполнение и выполнять работы по информированию населения о возникновении угрозы лесных (природных) пожаров и возможных негативных последствиях, мероприятиях по минимизации негативных последствий;
оценивать уровень природной пожарной опасности участка леса (местности), уровень пожарной опасности по условиям погоды, степень захламленности лесных (природных) участков;
планировать выполнение работ и выполнять работы по проведению патрулирования лесных участков наземным транспортом, пешком с целью определения пожарной опасности и обнаружения лесных (природных) пожаров, в том числе с использованием специальных технических средств;
планировать выполнение работ и проводить работы по расчистке захламленных участков леса от пожароопасных горючих материалов растительного происхождения, созданию и обновлению противопожарных барьеров с помощью ручных и механизированных технических средств, специальной техники;
планировать выполнение работ и проводить работы по проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и лесных горючих материалов с помощью зажигательных аппаратов и специальных средств, специальной техники;
планировать и вести пропаганду противопожарных знаний среди населения путем организации и проведения встреч, бесед, распространения информационных материалов;
иметь практический опыт в:
планировании, контроле и выполнении работ по проведению обследования лесного (природного) пожара, остановке распространения лесного (природного) пожара на критических направлениях с использованием ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники, локализации лесного (природного) пожара с использованием ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники, дотушиванию очагов горения с использованием ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники, проведению окарауливания с использованием ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники, тушению (ликвидации) горения с применением ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники, тушению (ликвидации) горения водой, огнетушащими растворами с использованием ручных и механизированных технических средств пожаротушения, специальной техники, тушению лесных (природных) пожаров с применением переносного и мобильного водоподающего оборудования, мобильных (передвижных) насосных станций, автомобильных цистерн (пожарных машин), созданию противопожарных барьеров, в том числе противопожарных разрывов, заслонов, минерализованных полос, канав, просек с использованием ручного инструмента и технических средств пожаротушения, специальной техники, созданию опорных полос и противопожарных барьеров с применением пенообразователей, огнезадерживающих и огнетушащих растворов, сборке и прокладке рукавных линий, в том числе для подачи воды эстафетным методом, с использованием переносного и мобильного (передвижного) водоподающего оборудования, проведению отжигов, встречного пала с использованием ручных зажигательных аппаратов и специальных средств, в том числе механизированных, расчистке захламленных участков в лесу от горючих материалов растительного происхождения при тушении пожаров ручными инструментами и механизированными техническими средствами, специальной техникой, созданию технологических просек с использованием бензопил и ручных инструментов, механизированных техническими средствами, специальной техникой, созданию искусственных противопожарных барьеров в лесу (в природной среде) механизированными техническими средствами, специальной техникой, созданию лесных пунктов забора воды для использования водоподающей техники, в том числе с использованием мобильных и созданием искусственных пожарных резервуаров, созданию полевого пожарного лагеря для кратковременного пребывания лесопожарного подразделения, средств пожаротушения и специальной техники в природной среде, его обустройство;
инструктировании привлеченных к работам по тушению лесных (природных) пожаров лиц по методам и способам тушения, особенностям применения средств и техники пожаротушения, требованиям охраны труда и безопасности работ в лесу, на пожаре, при передвижениях в лесу, перевозке транспортом, мероприятиям по обеспечений: жизнедеятельности в условиях кратковременного автономного пребывания в природной среде;
планировании проведения и проведении работ по поиску потерявшегося в лесу человека или группы людей, попавшей в критическую ситуацию;
управлении проведением и проведении работ по спасению людей, попавших в критическую ситуацию или происшествие;
управлении оказанием и непосредственном оказании помощи на месте происшествия;
планировании проведения и проведении эвакуации пострадавших;
планировании проведения и проведение поисковых и аварийных работ в лесу (в природной среде);
ведении радиосвязи с нуждающимися в помощи, экипажами воздушных судов, членами поисковых групп и аварийно-спасательных команд;
организации сбора информации об обстоятельствах происшествия;
планировании выполнения и выполнении работы по реализации противопожарных мероприятий, препятствующих распространению лесного (природного) пожара на населенные пункты, объекты инфраструктуры, регулированию запасов пожароопасных горючих материалов растительного происхождения, информированию населения о возникновении угрозы лесных (природных) пожаров и возможных негативных последствиях, мероприятиях по минимизации негативных последствий;
планировании, контроле и выполнении работ по подготовке снаряжения, средств индивидуальной защиты, ручных и механизированных технических средств тушения, специальной техники, средств обеспечения жизнедеятельности к работе в периоды возникновения лесных (природных) пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, проведению наземного патрулирования лесов с целью обнаружения пожаров, подготовке и эксплуатации пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения, прочистке просек, прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновлению, снижению природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, созданию противопожарных барьеров с использованием ручных и механизированных технических средств, специальной техники, проведению профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и лесных горючих материалов с использованием ручных и механизированных технических средств, специальной техники, проведению пропаганды противопожарных знаний среди населения и работников организаций, информированию общественности о пожарной опасности и мерах обеспечения пожарной безопасности;
инструктировании участников работ по проведению профилактических и подготовительных мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечению пожарной безопасности.