Приказ Минпромторга России от 16.12.2024 N 5935
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 декабря 2024 г. N 5935
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХРАНЕНИЮ
И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ НА 2025 ГОД
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по хранению и уничтожению химического оружия на 2025 год (далее - Программа профилактики).
2. Определить курирующим работу по организации и проведению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по хранению и уничтожению химического оружия заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации К.А. Лысогорского.
3. Департаменту химической промышленности обеспечить возможность проведения общественного обсуждения проекта Программы профилактики посредством:
размещения на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта программы профилактики;
приема предложений по итогам общественного обсуждения на следующий адрес электронной почты: tautievSI@minprom.gov.ru;
направления проекта Программы профилактики в Общественный совет при Минпромторге России.
4. Департаменту химической промышленности обеспечить размещение Программы профилактики на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет в течение 5 дней со дня утверждения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации К.А. Лысогорского.
Министр
А.А.АЛИХАНОВ
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 16 декабря 2024 г. N 5935
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХРАНЕНИЮ
И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ НА 2025 ГОД
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного лицензионного контроля деятельности
по хранению и уничтожению химического оружия, описание
текущего развития профилактической деятельности Минпромторга
России, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Минпромторг России уполномочен осуществлять лицензирование деятельности по хранению и уничтожению химического оружия.
В соответствии с частью 13 статьи 136 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) до 1 марта 2022 г. государственный лицензионный контроль деятельности по хранению и уничтожению химического оружия в 2024 году осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а с 1 марта 2022 г. федеральный государственный лицензионный контроль деятельности по хранению и уничтожению химического оружия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155 (далее - Положение о лицензировании, Постановление N 155) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 99-ФЗ.
В соответствии с положениями Федерального закона N 99-ФЗ в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по хранению и уничтожению химического оружия, предусмотрено проведение периодического подтверждения соответствий лицензионным требованиям. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований не проводятся. Срок прохождения процедуры первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям установлен частью 4 статьи 136 Федерального закона N 170-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - Постановление N 353) установлены особенности осуществления лицензирования и лицензионного контроля.
Постановлением N 336 введены ограничения на проведение контрольно-надзорных мероприятий, в том числе в отношении осуществления федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия. Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок установлен пунктом 3 Постановления N 336.
Предметом проверок при осуществлении государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия является соблюдение подконтрольными субъектами обязательных лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании.
2. Подконтрольными субъектами государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия являются лицензиаты, то есть юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по хранению и уничтожению химического оружия.
3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержден приказом Минпромторга России от 26 января 2021 г. N 195.
4. По состоянию на 1 декабря 2024 г.:
общее количество подконтрольных юридических лиц, имеющих действующую лицензию - 55.
В 2024 году Департаментом химической промышленности внеплановых, плановых и предварительных проверок не проводилось, предписаний не выдавалось.
В 2024 году нарушений законодательства не выявлено. К административной ответственности лицензиаты не привлечены.
5. Рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, являются:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Типичным нарушением обязательных лицензионных требований являются нарушение требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
6. Целями Программы являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
7. Задачами Программы являются:
формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников по осуществлению лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения в 2025 году
N п/п
Наименование вида профилактического мероприятия
Срок (периодичность) исполнения
Ответственное подразделение
Ожидаемые результаты
1.
Актуализация перечней нормативных правовых актов (и их частей), содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдение которых является предметом контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В течение года по мере издания нормативных правовых актов
Департамент химической промышленности
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
2.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в отношении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия осуществляется Минпромторгом России посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах
В течение года
Департамент химической промышленности
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
3.
Обобщение правоприменительной практики, в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений
II квартал 2025 г.
Департамент химической промышленности
Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения единства практики применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
4.
Консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающихся профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, особенностей осуществления лицензионного контроля, сроков осуществления контрольных мероприятий, порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий уполномоченных лиц лицензионного контроля. Консультирование контролируемых лиц осуществляется в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у уполномоченного лица Минпромторга России
В течение года (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
Департамент химической промышленности
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
5.
Профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступивших в течение одного года, предшествующего принятию решения о проведении профилактического визита, к осуществлению деятельности по хранению и уничтожению химического оружия (контролируемых лиц, получивших лицензии, контролируемых лиц, в отношении которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с осуществлением не предусмотренных в ранее действовавшей лицензии работ и услуг, составляющих деятельность по хранению и уничтожению химического оружия, и (или) осуществлением деятельности по хранению и уничтожению химического оружия по адресу, не указанному в реестре лицензий).
В течение года
Департамент химической промышленности
Предупреждение и сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
создание мотивации у контролируемых лиц к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
формирование единого понимания обязательных требований;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения
IV. Показатели результативности и эффективности
программы профилактики
8. Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий проводится путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и Минпромторгом России;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Минпромторгом России.
Наряду с результатами социологических исследований Минпромторг России в целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий использует следующие количественные показатели и показатели качества:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов);
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей;
снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).