Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минпромторга РФ от 15.02.2010 N 123

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 февраля 2010 г. N 123

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОТРАСЛЯХ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И В ТОРГОВЛЕ"

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 753 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства", а также во исполнение протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 7 мая 2009 г. N ИШ-П13-24пр и протокола заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства от 3 июля 2009 г. N 3 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле".

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра С.А. Наумова.

Врио Министра

А.В.ДЕМЕНТЬЕВ

Утверждено

Приказом Минпромторга России

от 15 февраля 2010 г. N 123

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОТРАСЛЯХ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И В ТОРГОВЛЕ"

Паспорт

ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего

предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле"

Введение

Целевая программа ведомства "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" (далее - Программа) разработана в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 6 декабря 2008 г. N ПР-2577, протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 7 мая 2009 г. N ИШ-П1З-24пр и с учетом требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".

Программа подготовлена в соответствии с положениями "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р), действующими и разрабатываемыми отраслевыми стратегиями развития.

Реализация Программы направлена на поддержку малых и средних предприятий, выпускающих конкурентоспособную промышленную продукцию, создание новых рабочих мест в промышленности, снятие административных барьеров, совершенствование государственного регулирования внутренней торговли. Однако Программа не предусматривает "механического" увеличения числа малых предприятий, занятых в промышленности и торговле. В ряде отраслей, курируемых Минпромторгом России, целям повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста уровня благосостояния населения Российской Федерации более соответствует развитие крупного бизнеса, способного реализовывать масштабные инвестиционные проекты.

В то же время даже в таких отраслях, как автомобильная промышленность, характеризующихся значительным положительным эффектом масштаба, есть место для малых предприятий. В этой связи одной из задач Минпромторга России является недопущение прекращения их деятельности с тем, чтобы со временем малые предприятия смогли перейти в категорию средних, а средние - в категорию крупных.

Программа не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию планируемых мероприятий и будет профинансирована из бюджета действующих обязательств. В связи с ограничениями, наложенными данным форматом, не все мероприятия, потенциально способные стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле, вошли в Программу. В этой связи программные мероприятия следует рассматривать как часть общего комплекса мер, подготавливаемого Минпромторгом России для поддержки малого и среднего предпринимательства. Мероприятия, требующие дополнительного финансирования из бюджета, будут прописаны в соответствующих разделах отраслевых стратегий.

В частности, такие мероприятия есть в Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. Минпромторг России будет следить за тем, чтобы в отраслевых стратегиях развития вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства не были забыты.

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Тем более, что в условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса как источника занятости населения становится особенно велика.

В настоящее время вопросы государственной поддержки МСП регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Этот закон направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, а также установление четких критериев, которым должен соответствовать субъект малого и среднего предпринимательства.

На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21 процент от объема валового внутреннего продукта, на них занято только 13 процентов экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура бизнеса - оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства.

Причины, по которым малый и средний бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 90-е годы появилось множество частных небольших компаний, но они были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса.

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний день сделано явно недостаточно.

К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура МСП является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. Ведомственная целевая программа Минпромторга России "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" направлена на снятие указанных ограничений.

Разработанная Программа будет способствовать выполнению целей и задач Минпромторга России. Необходимость поддержки субъектов МСП полностью согласуется с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2009 - 2011 годы. Так, Цель 1 "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" предполагает реализацию Задачи 1 "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке". Очевидно, что решение данной задачи предполагает работу с самым широким кругом предприятий, включая представителей МСП. Содействуя усилению конкурентных позиций субъектов МСП, Программа вносит значительный вклад в реализацию Задачи "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке".

Кроме того, ключевым показателем Цели 1 является "Индекс промышленного производства". Целевые индикаторы Программы показывают, насколько более благоприятными станут условия для российских компаний малого и среднего бизнеса после реализации программных мероприятий. Очевидно, что чем лучше условия созданы для российского производителя, тем более конкурентоспособный товар он сможет поставить на рынок и тем больше будет объем производства в отрасли. В этой связи существует устойчивая связь между программными индикаторами и индикаторами соответствующей стратегической цели. По экспертным оценкам, за счет реализации Программы удастся увеличить ежегодные темпы промышленного производства на 0,05%.

II. Основные цели и задачи Программы

Минпромторг России в рамках настоящей Программы стремится содействовать развитию малых и средних предприятий, занятых в промышленности и в торговле. Предполагается снять административные барьеры, снизить издержки предприятий на подтверждение безопасности продукции за счет совершенствования системы технического регулирования, способствовать притоку инвестиций в легкую, химическую и фармацевтическую промышленность, в производство товаров для детей, содействовать развитию народных художественных промыслов.

Разработанная Программа направлена на совершенствование законодательства в сфере промышленности и торговли и предполагает обеспечение координации между федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проводимую политику (Минпромторгом России), и представителями делового сообщества. В рамках реализации Программы планируется стимулировать развитие торговли на региональном уровне, что позволит повысить доступность товаров, производимых субъектами МСП.

Структура целей, задач и мероприятий Программы приведена в Приложении 1 к настоящей Программе.

III. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы

Основным показателем эффективности выполнения Программы является реализация всех мероприятий в установленные сроки и с заданным результатом.

Целевые индикаторы решения поставленных задач приведены в Приложении 2 к настоящей Программе.

В результате реализации Программы ожидается:

- Снижение издержек на преодоление административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

- Создание новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, работающих в промышленном производстве;

- Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий торговли, совершенствование социальной направленности их деятельности.

IV. Перечень и описание программных мероприятий

Цель 1. Содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

1. Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;

2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга;

3. Внесение в установленном порядке изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

Мероприятие 1. Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в промышленности необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства должны стать главными составляющими законотворческой деятельности, направленной на развитие предпринимательской деятельности в промышленности.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с общественными организациями предпринимателей ("ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей), Федеральным собранием Российской Федерации (Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в промышленности Комитета Государственной Думы по промышленности), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, экспертным сообществом проведет анализ нормативно-правовых актов с целью подготовки предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий, включая вопросы лицензирования, подключения коммуникаций, гармонизации налогового законодательства. По итогам данного анализа будет подготовлен пакет мероприятий по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий.

Выполнение Мероприятия 1 приведет к снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий

Мероприятие 2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга

Одной из наиболее актуальных проблем для малых и средних предприятий является поиск покупателя на производимую продукцию. Эффективным способом решения данного вопроса может стать развитие системы аутсорсинга с тем, чтобы крупные компании передавали часть своих производственных процессов относительно небольшим предприятиям. В некоторых случаях возможно и выделение непрофильных бизнес-процессов во вновь созданные дочерние компании - малые и средние предприятия, имеющие гарантированный спрос со стороны материнской структуры.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России планирует исследовать возможности стимулирования крупных компаний осуществлять реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга. При этом следует особо отметить, что поддержку со стороны государства не должны получать неэффективные предприятия, производящие никому не нужную продукцию. Такие компании должны банкротиться вне зависимости от своего размера. Развитие системы аутсорсинга должно повышать общую эффективность экономики, снижая издержки крупных компаний и создавая спрос на конкурентоспособную продукцию малых и средних предприятий.

Выполнение Мероприятия 2 приведет к появлению ясности в вопросе о том, как следует содействовать программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга.

Мероприятие 3. Внесение в установленном порядке изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"

Обязательная сертификация была введена в 1992 году Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации". Декларирование соответствия введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации". В соответствии с указанными Постановлениями Госстандартом России утверждена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия. В целях правового обеспечения замены обязательной сертификации продукции на декларирование соответствия принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия", который направлен на снижение административных барьеров в сфере предпринимательства.

Декларирование соответствия имеет одинаковую юридическую силу с обязательной сертификацией и отличается от обязательной сертификации тем, что в первом случае производитель и/или продавец продукции (заявитель) самостоятельно заявляет и предоставляет доказательства, что выпускаемые и/или реализуемые им товары соответствуют установленным требованиям, а орган по сертификации только проверяет документы и регистрирует декларацию о соответствии. А во втором - орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на основании протокола испытаний, проведенного аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией. Органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке. Таким образом, снижаются административные барьеры для предприятий, так как в случае декларирования соответствия на основании собственных доказательств затратная процедура испытаний аккредитованной испытательной лабораторией является необязательной.

При этом следует учитывать, что существуют виды продукции, несущие повышенные риски для потребителя, в связи с чем переход на декларирование соответствия невозможен. В этих случаях отказаться от системы обязательной сертификации было бы ошибкой.

Данное мероприятие предполагает внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации, определяющее перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, с целью расширения номенклатуры продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Выполнение Мероприятия 3 приведет к снижению как финансовых, так и временных затрат малых и средних предприятий.

Цель 2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

1. Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства;

2. Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства;

3. Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства;

4. Поддержка специального тематического раздела для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Минпромторга России;

5. Рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, на заседаниях рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле;

6. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам мер государственной поддержки во время проведения выставочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации;

7. Консультирование органов местного самоуправления монопрофильных городов по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле;

8. Разработка "Концепции развития промышленного дизайна на период до 2015 года";

9. Создание перечня недвижимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, которое может быть передано в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства без ущерба для выполнения ФГУПами своих основных функций;

10. Обеспечение возможности для малых и средних предприятий, арендующих недвижимое имущество у федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, продления арендных соглашений;

11. Подготовка предложений по разработке и реализации программы по субсидированию для промышленных предприятий авансового платежа при лизинге промышленного оборудования;

12. Организация взаимодействия Минпромторга России и Российской корпорации нанотехнологий с целью поддержки наиболее перспективных инновационных малых и средних предприятий;

13. Консультирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов при формировании региональных программ по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств;

14. Оказание информационной и организационной поддержки отраслевым выставкам предприятий легкой промышленности;

15. Подготовка предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с целью выделения деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детской игровой продукции;

16. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров;

17. Оказание организационной поддержки проекту создания технопарка по производству игр и игрушек в Самарской области;

18. Мониторинг и последующая корректировка (при необходимости) реализации "Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года" на предмет создания условий для возникновения и развития малых и средних инновационных предприятий;

19. Мониторинг и последующая корректировка (при необходимости) реализации "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года" на предмет создания условий для возникновения и развития малых и средних инновационных предприятий;

20. Предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов.

Мероприятие 1. Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства

Минпромторг России предоставляет субсидии юридическим лицам по ряду направлений. Субъектами МСП наиболее востребованы субсидии предприятиям легкой и лесной промышленности на техническое перевооружение и на осуществление сезонных закупок сырья и материалов, предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения на осуществление технического перевооружения, организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

В рамках данного мероприятия будет проводиться мониторинг процесса предоставления субсидий. Структурные подразделения Минпромторга России, ответственные за предоставление субсидий, должны будут ежеквартально готовить информационную справку, содержащую сведения о том, сколько заявок на получение субсидии поступило от представителей малого и среднего бизнеса, сколько из этих заявок удовлетворено, а сколько нет, с указанием причины отказа. Данная информация доводится до Департамента системного анализа и стратегического планирования Минпромторга России, который осуществляет ее свод и в агрегированном виде представляет Руководителю Программы.

Полученная статистика используется в качестве косвенного индикатора, позволяющего оценить уровень инвестиционной активности предприятий малого и среднего бизнеса. Так как все вышеуказанные субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий организациям НХП) выделяются только на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам, то, анализируя информацию о спросе субъектов МСП на субсидию, можно сделать выводы по готовности небольших промышленных предприятий брать кредиты, с одной стороны, и по готовности коммерческих банков такие предприятия кредитовать - с другой.

Выполнение Мероприятия 1 приведет к появлению дополнительной информации, характеризующей уровень развития МСП в промышленности.

Мероприятие 2. Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации имеет возможность создать дополнительный спрос на продукцию малых предприятий за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Статья 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.

В рамках данного мероприятия предполагается осуществлять мониторинг процесса размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для Минпромторга России, с целью обеспечения выполнения норм указанного Федерального закона, касающихся особенностей участия субъектов малого предпринимательства в размещении государственного заказа.

Выполнение Мероприятия 2 приведет к увеличению спроса на продукцию малых предприятий.

Мероприятие 3. Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства

Организация единых российских экспозиций на зарубежных выставках с участием в них представителей малых и средних предприятий промышленности (в том числе и с использованием возможностей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) позволяет привлекать внимание зарубежных заказчиков к отечественной промышленной продукции, повышая вероятность заключения международных контрактов.

Трудности с продвижением своей продукции на международные рынки являются существенным ограничением для малых и средних промышленных предприятий. Участие в зарубежных выставках является одним из возможных путей решения данной проблемы.

В рамках данного мероприятия планируется проводить мониторинг организации на зарубежных выставках единых российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, с целью определить количество участников - субъектов малого и среднего предпринимательства. Также планируется выпустить рекомендации для выставочных операторов - получателей бюджетных средств, предназначенных на финансирование единых российских экспозиций на зарубежных выставках, уделить особое внимание привлечению малого и среднего бизнеса к участию в выставках.

Выполнение Мероприятия 3 приведет к увеличению количества экспонентов, представляющих малый и средний бизнес, среди российских участников зарубежных выставок.

Мероприятие 4. Поддержка специального тематического раздела для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Минпромторга России

Организация и поддержка специального раздела на официальном сайте Минпромторга России позволит повысить уровень информированности субъектов МСП как по вопросам мер, реализуемых Минпромторгом России для поддержки малого и среднего бизнеса, так и по общим вопросам, касающимся малых и средних предприятий (нормативные правовые акты, информационные ресурсы). Повышение уровня информированности малых и средних предприятий будет способствовать повышению эффективности принимаемых мер поддержки.

На сайте будет представлена информация о корректном заполнении документов, необходимых для участия в программах предоставления субсидий, распределяемых Минпромторгом России. Данная информация будет особенно полезна представителям МСП.

Выполнение Мероприятия 4 приведет к росту информированности субъектов МСП о мерах государственной поддержки.

Мероприятие 5. Рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, на заседаниях рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле

Приказом Минпромторга России от 26 мая 2009 г. N 442 образована рабочая группа по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле. В состав рабочей группы вошли представители Минпромторга России, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, экспертного сообщества.

Организация общественной экспертизы принимаемых Минпромторгом России решений в рамках рабочей группы позволяет качественно оценить эффективность предлагаемых мер. Кроме того, информирование представителей делового сообщества об основных приоритетах и целях государственной политики позволит предотвратить возможные конфликты власти и бизнеса.

Выполнение Мероприятия 5 приведет к повышению эффективности нормотворческой деятельности Минпромторга России

Мероприятие 6. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам мер государственной поддержки во время проведения выставочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации

Приказами Министра промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно утверждается Сводный план участия Минпромторга России в выставочных и конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом.

По представлению Департамента системного анализа и стратегического планирования Минпромторга России Руководитель Программы выбирает из включенных в Сводный план выставочных и конгрессных мероприятий наиболее востребованные субъектами малого и среднего бизнеса. К участию в выбранных мероприятиях будут привлекаться сотрудники Минпромторга России, способные проконсультировать предпринимателей о мерах государственной поддержки субъектов МСБ. Формат участия сотрудников Минпромторга России в выставочных и конгрессных мероприятиях будет определяться Руководителем Программы.

Выполнение Мероприятия 6 приведет к повышению информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах государственной поддержки.

Мероприятие 7. Консультирование органов местного самоуправления монопрофильных городов по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле

Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. Они расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удаленных районах.

Из-за кризиса такие города из обеспеченных и богатых могут моментально превратиться в убыточные и зависящие от бюджета страны. Мировой финансово-экономический кризис вносит существенные ограничения в деятельность градообразующих корпораций. Снижение рентабельности производства приводит к вынужденным сокращениям персонала, сворачиванию инвестиционных и социальных программ. Между тем, сохранение конкурентоспособности предприятий является необходимым условием поддержания экономики моногородов и государства в целом.

Таким образом, на данный момент созданы условия для дестабилизации социальной ситуации в монопрофильных городах за счет сокращения значительного числа сотрудников градообразующих предприятий. Одним из возможных направлений решений возникающих трудностей должно стать развитие МСП в монопрофильных городах, что будет способствовать повышению уровня занятости населения.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России будет консультировать органы местного самоуправления монопрофильных городов, обратившихся за такой консультацией, по вопросам создания качественных программ развития МСП в отраслях промышленности и торговле.

Выполнение Мероприятия 7 приведет к созданию эффективных программ развития МСП в отраслях промышленности и торговле органами местного самоуправления монопрофильных городов.

Мероприятие 8. Разработка "Концепции развития промышленного дизайна на период до 2015 года"

На сегодняшний день одна из ключевых проблем развития малого и среднего предпринимательства состоит в недостаточном уровне промышленного дизайна продукции. Отечественные разработки по эргономическим и эстетическим качествам выпускаемых изделий проигрывают зарубежным аналогам, что приводит к снижению конкурентоспособности российской промышленной продукции и зачастую делает ее использование невозможным (нерентабельным) для ряда потребителей.

Разработка и реализация Концепции развития промышленного дизайна на период до 2015 года позволит снять указанное ограничение. Концепция будет предполагать ряд мер по созданию и широкому внедрению инновационных и наиболее востребованных решений в сфере промышленного дизайна, что позволит повысить потребительские характеристики выпускаемой промышленной продукции.

Реализация данного мероприятия особенно важна для малого бизнеса. Если крупные компании могут позволить себе вкладывать средства в создание собственных дизайн-центров, то небольшим предприятиям выгоднее использовать услуги компаний, специализирующихся на разработке промышленного дизайна.

Выполнение Мероприятия 8 приведет к повышению конкурентоспособности промышленной продукции отечественных производителей.

Мероприятие 9. Создание перечня недвижимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, которое может быть передано в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства без ущерба для выполнения ФГУПами своих основных функций

Одной из главных проблем малого и среднего бизнеса является недоступность недвижимого имущества. Высокие расходы на аренду недвижимости ложатся тяжким бременем на предприятия, уменьшая и так невысокий уровень рентабельности. В этой связи неоднократно, в том числе и Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, поднимался вопрос о мерах оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи в аренду неиспользуемого федерального недвижимого имущества. Для оказания такой поддержки необходимо составить перечень федерального имущества, которое можно передать в аренду.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" планирует создание перечня недвижимого имущества подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, которое может быть передано в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства без ущерба для выполнения ФГУПами своих основных функций.

Выполнение Мероприятия 9 позволит оказать имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

Мероприятие 10. Обеспечение возможности для малых и средних предприятий, арендующих недвижимое имущество у федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, продления арендных соглашений

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" государственные унитарные предприятия получили возможность до 1 июля 2015 г. продлевать без проведения конкурсов или аукционов договора аренды, заключенные до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с Росимуществом планирует рекомендовать подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям предоставить возможность субъектам малого и среднего предпринимательства продлить действующие договора аренды до 1 июля 2015 года. При этом следует запретить передавать полученное недвижимое имущество в субаренду.

Выполнение Мероприятия 10 приведет к повышению доступности недвижимого имущества для малых и средних предприятий.

Мероприятие 11. Подготовка предложений по разработке и реализации программы по субсидированию для промышленных предприятий авансового платежа при лизинге промышленного оборудования

В условиях экономического кризиса стоимость кредитных ресурсов для промышленных предприятий значительно возросла. Одним из способов решения данной проблемы является более активное использование альтернативных источников финансирования, в частности, лизинга.

Ключевой проблемой при лизинге оборудования для компаний, действующих в производственном секторе, является необходимость уплаты аванса. Субсидирование авансового платежа окажет мультипликативный эффект на состояние промышленного производства, так как будет способствовать не только модернизации оборудования лизингополучателем, но и росту продаж российских производителей промышленного оборудования.

В рамках данного мероприятия будут подготовлены предложения по разработке и реализации программы по субсидированию лизингополучателю авансового платежа при лизинге промышленного оборудования. Данная программа будет чрезвычайно актуальна для малого и среднего бизнеса, так как позволит модернизировать производство без существенных первоначальных затрат, на которые у небольших предприятий зачастую нет денег.

Средства на данную субсидию в финансовом обеспечении Программы не предусмотрены. Минпромторг России как главный распорядитель бюджетных средств в процессе формирования бюджета на 2011 год подготовит предложения о дополнительном финансировании указанных расходов за счет принимаемых обязательств.

Выполнение Мероприятия 11 приведет к появлению возможности, в том числе и для небольших компаний, получить субсидию на оплату авансового платежа при лизинге промышленного оборудования.

Мероприятие 12. Организация взаимодействия Минпромторга России и Российской корпорации нанотехнологий с целью поддержки наиболее перспективных инновационных малых и средних предприятий

Существуют предприятия малого и среднего бизнеса, реализующие значимые для развития инновационной промышленности проекты. В том случае, если эти проекты связаны с нанотехнологиями и компании, их осуществляющие, нуждаются во внешних инвестициях, целесообразно привлечение государственных средств со стороны Российской корпорации нанотехнологий.

В рамках данного мероприятия планируется организовать взаимодействие Минпромторга России с ГК "Роснанотех". По представлению отраслевых департаментов Минпромторга России Руководитель Программы будет рекомендовать ГК "Роснанотех" рассмотреть возможность инвестирования в инновационное малое (среднее) предприятие, реализующее проект в сфере нанотехнологий. Со своей стороны Минпромторг России берет обязательства оказать организационную поддержку проекту с целью недопущения возникновения административных барьеров при его реализации.

Выполнение Мероприятия 12 приведет к расширению инвестиционных возможностей ряда наиболее перспективных промышленных инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

Мероприятие 13. Консультирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов при формировании региональных программ по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств

Историческими, экономическими и географическими факторами обусловлен относительно невысокий уровень развития швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств на территории субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. При этом большая часть выпуска продукции в данных отраслях промышленности производится малыми и средними предприятиями.

Таким образом, реализация мероприятий, направленных на развитие швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств на территории субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, будет способствовать решению целого ряда задач.

В первую очередь, будет решаться задача по развитию легкой промышленности на территории указанных федеральных округов. Кроме того, развитие субъектов МСП в данной отрасли будет способствовать повышению уровня социальной стабильности и уровня занятости населения.

В рамках данного мероприятия Минпромторг России будет консультировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по вопросам формирования региональных программ по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств. Принятие специальных мер по развитию легкой промышленности в указанных федеральных округах полностью соответствует Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 г. N 853, в которой говорится, в частности, что "В наименее развитых с точки зрения отрасли ФО - Сибирский ФО, Дальневосточный ФО, Уральский ФО - представляется целесообразным стимулирование создания средних и малых предприятий...".

Консультации будут касаться общих требований к разрабатываемым на региональном уровне программам по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств, а также целесообразности включения в программы тех или иных мероприятий.

Выполнение Мероприятия 13 приведет к развитию малых и средних предприятий легкой промышленности на территории УФО, СФО и ДФО.

Мероприятие 14. Оказание информационной и организационной поддержки отраслевым выставкам предприятий легкой промышленности

Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Отрасль содействует гармоничному развитию регионов, решению социальных вопросов (особенно в градообразующих населенных пунктах) - повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого бизнеса.

Одной из ключевых проблем отрасли является недостаточный спрос на производимую продукцию, что объясняется, в том числе, и неполной информированностью потребителей о товарах, производимых отечественными предприятиями легпрома.

В рамках данного мероприятия предполагается оказывать организационное содействие отраслевым выставкам предприятий, работающих в легкой промышленности. Кроме того, с целью дополнительного информирования потенциальной аудитории планируется представлять информацию о данных выставках на официальном сайте Минпромторга России в специальном тематическом разделе, посвященном малому и среднему предпринимательству.

Выполнение Мероприятия 14 приведет к расширению возможностей для отечественных предприятий легкой промышленности реализовать производимую продукцию.

Мероприятие 15. Подготовка предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с целью выделения деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детской игровой продукции

Состояние отрасли детских товаров и игровой продукции напрямую сказывается на уровне жизни российских детей. От доступности, безопасности и качества детских товаров зависит благополучие и здоровье детей, их интеллектуальное, нравственное и духовное развитие. Индустрия детских товаров затрагивает не только отечественную экономику, но и демографическую и социокультурную политику.

За последние годы позиции российских производителей были значительно ослаблены, а в сегменте "для детей от 0 до 3-х лет" практически утрачены. Больше всего влияние импорта ощущается в торговле детскими игрушками, одеждой и обувью. По статистике, отечественные производители составляют всего 21,4 процента, официальный импорт - 30,7 процента, остальные 47,9 процента - товары теневого производства или незаконно ввезенные на территорию России, в основном из КНР и Турции. Чтобы восстановить позиции российских производителей, государству необходимо предпринять ряд мер, в том числе и в сфере борьбы с нелегальным импортом.

В настоящее время производители детской игровой продукции не могут в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, так как распределение финансовых средств происходит на основе кодов экономической деятельности, а детская игровая продукция распределена в разных подразделах раздела D "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД).

В этой связи в рамках данного мероприятия Минпромторгом России совместно с Национальной ассоциацией игрушечников России будут подготовлены предложения по внесению изменений в ОКВЭД, предполагающие выделение деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детской игровой продукции.

Выполнение Мероприятия 15 приведет к улучшению положения российских производителей товаров для детей.

Мероприятие 16. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" ряд товаров для детей облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. В условиях непростой финансово-экономической ситуации данная льгота оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость российских производителей товаров для детей. Однако не все детские товары облагаются НДС по ставке 10 процентов, многие производители вынуждены платить НДС в размере 18 процентов.

В рамках данного мероприятия планируется подготовить предложения о расширении перечня товаров для детей за счет некоторых непищевых видов детских товаров.

Выполнение Мероприятия 16 приведет к сокращению непроизводительных затрат российских производителей товаров для детей.

Мероприятие 17. Оказание организационной поддержки проекту создания технопарка по производству игр и игрушек в Самарской области

Производство игр и игрушек в Российской Федерации развито недостаточно, большую долю рынка занимает импорт, в том числе и теневой из КНР. Учитывая важность данного сегмента, необходимость поддержки отечественного производителя не вызывает сомнений.

Проект Ассоциации индустрии детских товаров по созданию технопарка по производству игр и игрушек в Самарской области призван усилить позиции российских производителей на рынке, способствовать снижению зависимости от зарубежных поставщиков, содействовать созданию новых рабочих мест.

В результате реализации проекта планируется организовать производство полного цикла игрушек из пластика, сборочные производства из импортных комплектующих (с последующей локализацией) велосипедов, детских конструкторов, электромобилей и других подобных товаров, производство полного цикла развивающих игр, запустить совместные предприятия с ведущими зарубежными производителями из Китая, Гонконга, Японии, Польши. Разработку НИОКР и дизайн-решений возьмут на себя конструкторские бюро и дизайн-студии, расположенные в Российской Федерации (г. Тольятти), Китае и Канаде.

В рамках данного мероприятия предполагается оказать организационную поддержку проекту с целью недопущения возникновения административных барьеров при его реализации. При этом предполагается использование и взаимная увязка всех доступных механизмов государственной поддержки, включая средства Минздравсоцразвития России на переподготовку кадров, гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела Минэкономразвития России, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым договорам, использование регионального фонда поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выполнение Мероприятия 17 приведет к увеличению доли отечественных производителей игр и игрушек на российском рынке.

Мероприятие 18. Мониторинг и последующая корректировка (при необходимости) реализации "Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года" на предмет создания условий для возникновения и развития малых и средних инновационных предприятий

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ВЗ-П12-1366 Минпромторг России разработал "Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года". Целью данной Стратегии является переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности, что предполагает развитие малых инновационных предприятий, действующих преимущественно в сфере НИОКР. Или, как указано в Стратегии, "слоя малых инновационных предприятий между наукой и производством". За счет появления новых инновационных компаний в отрасли планируется развивать отечественные разработки, что в перспективе позволит запустить процессы импортозамещения.

В рамках данного мероприятия планируется отслеживать и, в случае необходимости, корректировать реализацию Стратегии с целью создания благоприятных условий для развития МСП в отрасли.

Выполнение Мероприятия 18 приведет к созданию благоприятных условия для деятельности малых и средних предприятий в фармацевтической отрасли.

Мероприятие 19. Мониторинг и последующая корректировка (при необходимости) реализации "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года" на предмет создания условий для возникновения и развития малых и средних инновационных предприятий

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N АЖ-П9-188 Минпромторг России разработал "Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года". Целью данной Стратегии является создание долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса, повышение их конкурентоспособности на глобальных рынках в условиях открытости экономики, преодоление технологического отставания химического комплекса России от ведущих стран мира. Достижение данной цели, как указано в Стратегии, предполагает расширение сети малого предпринимательства в период до 2015 г., что позволит улучшить ассортимент товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов, изделий из полимерных материалов и других продуктов, а также улучшить их качество и внешний вид (упаковку). Соответственно, создание новых качественных продуктов даст возможности для импортозамещения в отрасли.

В рамках данного мероприятия планируется отслеживать и, в случае необходимости, корректировать реализацию Стратегии с целью создания благоприятных условий для развития МСП в отрасли.

Выполнение Мероприятия 19 приведет к созданию благоприятных условия для деятельности малых и средних предприятий в химической и нефтехимической промышленности.

Мероприятие 20. Предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов

Народные художественные промыслы (далее - НХП) представляют собой неотъемлемую часть традиционной народной культуры Российской Федерации и занимают особое место в жизни и истории страны. Для сохранения и развития этого уникального явления отечественной культуры требуется особая поддержка со стороны государства.

В настоящее время в сфере НХП занято около 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации, с общей численностью работающих около 30 тыс. человек. Ежегодный объем выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении (без НДС и акцизов) составляет около 4 млрд. руб., при этом в отрасли нет ни одного предприятия, с объемом производства более 1 млрд. руб. в год.

В соответствии с Приказом Минпромторга России от 17 февраля 2009 г. N 64 "Об утверждении правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов" Министерство предоставляет из федерального бюджета субсидии на поддержку производства и реализации изделий НХП организациям, включенным в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р перечень организаций НХП, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Выполнение Мероприятия 20 приведет к улучшению финансово-экономического положения организаций народных художественных промыслов.

Цель 3. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в торговле

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

1. Мониторинг реализации и последующая корректировка (при необходимости) основных положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

2. Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли с учетом разрабатываемой Минпромторгом России "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года".

Мероприятие 1. Мониторинг реализации и последующая корректировка (при необходимости) основных положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Закон направлен на стимулирование развития рыночной системы реализации продовольственных товаров на потребительском рынке Российской Федерации, на установление сбалансированных взаимоотношений между организациями торговли и производителями продовольственных товаров по поводу заключения и исполнения договоров купли-продажи (поставки) продовольственных товаров. В законе определены основные формы государственной поддержки торговой деятельности.

Закон позволит обеспечить прозрачность принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений в сфере торговли, унифицировать требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить развитие торговой деятельности для максимально полного удовлетворения потребностей в товарах.

Для субъектов МСП особое значение будут иметь положения закона, направленные на исключение недобросовестных практик при заключении и исполнении торговыми сетями договоров со своими контрагентами.

Выполнение Мероприятия 1 приведет к повышению эффективности деятельности субъектов МСП в торговле.

Мероприятие 2. Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли с учетом разрабатываемой Минпромторгом России "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы"

Основой государственного регулирования рыночной экономики является использование программно-целевых методов. Повышение эффективности государственного регулирования в области внутренней торговли должно обеспечиваться путем разработки и реализации программ развития отрасли.

Существующие в субъектах Российской Федерации региональные программы, стратегии и концепции развития торговли значительно различаются по целям, задачам, структуре и содержанию. В ряде регионов такие программы отсутствуют или истекли сроки их действия.

В соответствии с решением Правительства России в 2009 году осуществлялась реализация мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году, включая разработку "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года".

В ходе разработки Стратегии предполагается провести анализ региональных программ развития торговли и поддержки предпринимательства в сфере торговли. Планируется разработать рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли с учетом разрабатываемой "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года".

Выполнение Мероприятия 2 приведет к стимулированию развития торговли на региональном уровне.

V. Срок реализации программы

Срок реализации мероприятий программы - 2010 - 2012 годы.

План-график реализации мероприятий приведен в Приложении 4 к настоящей Программе.

VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации

Реализация Программы, по мнению Минпромторга России, должна способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле в Российской Федерации.

Благодаря росту инвестиционной и инновационной активности малых и средних предприятий в промышленности можно будет ожидать увеличения занятости населения, появления новых рабочих мест, возрастания доли малых и средних предприятий в ВВП страны. Сокращение безработицы и повышение благосостояния населения станет причиной снижения социальных противоречий, что особенно актуально для монопрофильных городов, руководители которых со своей стороны должны оказывать максимальную поддержку малому и среднему предпринимательству, при необходимости консультируясь с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Создание благоприятных условий для малых предприятий, действующих в промышленности и торговле, повысит привлекательность самозанятости (индивидуального предпринимательства) для граждан России, будет способствовать увеличению числа желающих организовать свой собственный малый бизнес. Это повысит гибкость и конкурентоспособность российской экономики. Поддержка развития торговли приведет к росту налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты.

Анализ прогнозируемых социальных и экономических последствий реализации Программы показывает, что она способна внести существенный вклад в достижение стратегической цели Минпромторга России "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" в результате решения тактической задачи "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке".

Появление конкурентоспособного малого и среднего бизнеса является критически важным фактором для развития таких отраслей, как легкая промышленность, производство детских товаров, химическая, фармацевтическая промышленность, производство изделий народных художественных промыслов. В других отраслях обрабатывающей промышленности, где доминируют крупные предприятия, малый и средний бизнес также необходим, так как передавая на аутсорсинг небольшим предприятиям часть своих производственных процессов, крупный бизнес может значительно повысить свою эффективность и конкурентоспособность. В этой связи необходимость развития малого и среднего предпринимательства полностью согласуется с реализацией цели "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности", а выполнение мероприятий Программы оказывает влияние на ключевой показатель данной цели - "Индекс промышленного производства".

1а - консервативный сценарий

1а* - консервативный сценарий с учетом реализации Программы

2а - умеренно оптимистичный сценарий.

В соответствии с методикой, рекомендованной Министерством экономического развития Российской Федерации, прогнозируемый вклад Программы в изменение значения этого показателя оценивается величиной <*>:

--------------------------------

<*> П.Ю. Чеботарев, А.Н. Митькин, Д.С. Шмерлинг "Об оценивании вклада ведомственных целевых программ в достижение целей Правительства" (Проблемы управления N 4 - 2007 год).

,

где:

A - целевое значение показателя (%) за 2012 год (вариант 2а);

a - инерционное (базовое прогнозное) значение показателя (%) за 2012 год (вариант 1а);

a' - программное с учетом риска значение показателя за 2012 год (вариант 1а*).

Таким образом, вклад Программы в увеличение индекса промышленного производства составляет 12,5%. С учетом того, что на два других показателя стратегической цели ("предотвращенный ущерб от снятия и/или либерализации введенных ограничений" и "объем прямых иностранных инвестиций") Программа не влияет, вклад Программы в реализацию стратегической цели () составляет 4,2%. Данная величина рассчитана по формуле:

,

где m - количество показателей.

Риск неуспешной реализации Программы, при исключении форс-мажорных обстоятельств, оценивается как минимальный, так как выполнение большинства программных мероприятий целиком зависит от деятельности Минпромторга России. В то же время существует административный риск, то есть риск неполучения Минпромторгом России средств на реализацию Программы. В этом случае будет затруднена реализация мероприятия 2.10.1 "Предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов" и не будут достигнуты целевые значения индикаторов "объем субсидий, предоставленных малому и среднему бизнесу по линии Минпромторга России, млн. руб." и "объем выпуска изделий организациями народных художественных промыслов (млрд. руб., без НДС и акцизов)".

VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока реализации программы

Оценка эффективности расходования бюджетных средств является формой текущего и последующего контроля и проводится путем расчета индикаторов экономичности на основании фактических данных о произведенных расходах.

Основной целью оценки эффективности расходования бюджетных средств является обеспечение экономного и рационального использования бюджетных средств. Основной задачей оценки эффективности расходования средств является выявление областей неэффективного расходования бюджетных средств и обеспечение своевременного их предупреждения и устранения. Полученные результаты оценки позволяют также осуществлять оценку эффективности произведенных затрат независимыми экспертами.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств может производиться на основе показателей выполнения Программы (Приложение 2).

--------------------------------

<*> Выделение субсидий осуществляется пропорционально количеству обратившихся организаций.

Бюджетная эффективность реализации Программы повышается при росте достигнутых значений данных показателей, а также при сокращении стоимости единицы результата.

VIII. Методика оценки эффективности реализации Программы

Для оценки эффективности реализации мероприятий Программы используются разработанные показатели выполнения Программы. Указанные показатели выступают в роли инструмента, позволяющего оценить, сравнить (проанализировать) ход выполнения Программы и выработать правильное управленческое решение.

Программа предполагает достижение целевых значений 16 индикаторов. Если по итогам года достигнуты планируемые значения не менее чем по 12 показателям, то эффективность реализации Программы оценивается как "высокая". Если достигнуты целевые значения не менее чем по 8 показателям, то как "удовлетворительная", если планируемые значения не достигнуты более чем для половины индикаторов, то эффективность реализации Программы оценивается как "неудовлетворительная".

Если эффективности реализации Программы не является "высокой", то Департамент системного анализа и стратегического планирования Минпромторга России проводит анализ сложившейся ситуации в целях повышения эффективности реализации Программы. В случае необходимости данный анализ проводится с привлечением независимых экспертов.

IX. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование Программы осуществляется в рамках бюджета действующих обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Программа предполагает финансирование по двум статьям: субсидии организациям НХП на поддержку производства и реализации изделий НХП - мероприятие, связанное с предоставлением субсидий предприятиям НХП; центральный аппарат - все остальные мероприятия.

Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", принятым в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку организаций народных художественных промыслов, составляет 194 022,7 тыс. рублей.

При распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов расходы на предоставление данных субсидий из федерального бюджета по предложению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации учтены на уровне 2010 года.

Данные расчеты будут уточняться по мере принятия Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Оставшиеся мероприятия Программы будут реализованы в рамках текущей деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за счет средств фонда оплаты труда сотрудников центрального аппарата (Приложение 3 к настоящей Программе).

Таким образом, реализация Программных мероприятий в период с 2010 по 2012 годы потребует 591939 тыс. руб., в том числе: 2010 год - 197653 тыс. руб., 2011 год - 197623 тыс. руб., 2012 год - 196663 тыс. руб.

X. Описание системы управления реализацией Программы, включая распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию

Управление реализацией Программы осуществляется Минпромторгом России.

Минпромторг России:

- определяет формы и методы управления реализацией Программы;

- осуществляет планирование реализации мероприятий Программы;

- обеспечивает эффективное использование средств;

- проводит мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и расходования бюджетных средств и формирует доклады о ходе реализации Программы;

- размещает на официальном сайте Минпромторга России в сети интернет информацию о ходе и результатах реализации Программы;

- отвечает за обеспечение хода реализации Программы и достижение ее конечных результатов;

- представляет отчет о ходе реализации Программы в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

Руководителем Программы является заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, координирующий работы по вопросам разработки и реализации мер поддержки субъектов МСП. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты, определяет формы и методы управления реализацией Программы. Руководитель Программы определяет порядок привлечения сотрудников к выполнению мероприятий Программы и порядок оперативной корректировки планов-графиков реализации программных мероприятий. По его инициативе в Программу могут вноситься изменения, касающиеся включения/исключения мероприятий, корректировки целей, задач и индикаторов.

Оперативное сопровождение Программы возлагается на Департамент системного анализа и стратегического планирования Минпромторга России. К его полномочиям относится:

- составление сводной аналитической отчетности о ходе реализации Программы;

- анализ эффективности реализации программных мероприятий.

Ответственность за реализацию мероприятий, достижение запланированных целевых показателей и эффективное расходование выделенных средств несут структурные подразделения Минпромторга России (Приложение 4 к настоящей Программе).

Результаты исполнения Программы по итогам года рассматриваются рабочей группой по подготовке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

К должностным лицам, допустившим нецелевое, нерациональное расходование средств, выделенных на реализацию Программы, применяются меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статистическая отчетность о результатах, достигнутых в ходе реализации Программы, будет направлена в установленном порядке в Федеральную службу государственной статистики.

Приложение 1

к ведомственной целевой программе

"Развитие малого и среднего

предпринимательства в отраслях

промышленности и в торговле"

СТРУКТУРА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Приложение 2

к ведомственной целевой программе

"Развитие малого и среднего

предпринимательства в отраслях

промышленности и в торговле"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ В ПРОГРАММЕ ЗАДАЧ

--------------------------------

<*> В 2008 и 2009 г. информация о том, является ли получатель субсидии малым (средним) предприятием, не собиралась.

Приложение 3

к ведомственной целевой программе

"Развитие малого и среднего

предпринимательства в отраслях

промышленности и в торговле"

ОБЪЕМ СРЕДСТВ,

НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ В ПРОГРАММЕ

ЗАДАЧ (ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА

ОПЛАТЫ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

МИНПРОМТОРГА РОССИИ <*>)

--------------------------------

<*> Для расчетов численность сотрудников Минпромторга России определена в 1075 человек (положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации), объем расходов на оплату труда сотрудников центрального аппарата (включая начисления) определен в 716897,3 тыс. руб. в 2010 г., 762342,4 тыс. руб. в 2011 и 2012 гг. (Реестр расходных обязательств главного распорядителя средств федерального бюджета (Минпромторга России) на очередной финансовый 2010 г. и на плановый период 2011 - 2012 гг.), среднегодовые расходы на сотрудника - 666,9 тыс. руб. в 2010 г. (примерно 55 тыс. руб. в месяц) и 709,2 тыс. руб. в 2011 - 2012 гг. (примерно 60 тыс. руб. в месяц).

Приложение 4

к ведомственной целевой программе

"Развитие малого и среднего

предпринимательства в отраслях

промышленности и в торговле"

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИНПРОМТОРГА РОССИИ

ЗА ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Другие документы по теме
"О внесении изменений в отдельные акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам безопасности гидротехнических сооружений" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 N 36144)
(ред. от 19.08.2016) "Об утверждении Перечня должностей сотрудников в подразделениях по расследованию особо важных дел следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, расследующих дела по организованной преступной деятельности и коррупции, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, и Условий зачета в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке времени службы сотрудников в подразделениях по расследованию особо важных дел следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, расследующих дела по организованной преступной деятельности и коррупции" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2014 N 31734)
"О реализации Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности"
"О размере выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2005 году" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2005 N 6872)
Ошибка на сайте