Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минприроды России от 13.04.2009 N 87

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 апреля 2009 г. N 87

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ

ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с подпунктом 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. N 378; N 6, ст. 738), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4791) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2007 г., регистрационный номер 9471).

Министр

Ю.П.ТРУТНЕВ

Утверждена

Приказом Минприроды России

от 13.04.2009 N 87

МЕТОДИКА

ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ

ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

I. Назначение и область применения

1. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616), Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4791) и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов).

2. Настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.

Настоящая Методика не применяется к организациям, осуществляющим водоотведение <1>, в случае выявления ими <2> сброса абонентом в централизованную систему водоотведения сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов абонентов, лимитам на сбросы <3>, или нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод <4>, и уведомления об этом <2> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор <5>, с предоставлением подтверждающих результатов лабораторных исследований <6>. В этих случаях Методика применяется к абонентам, допустившим такой сброс.

--------------------------------

<1> В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2012, N 53, ст. 7614, ст. 7616, ст. 7643; 2013, N 19, ст. 2330; N 30, ст. 4077; N 52, ст. 6976, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3366, ст. 3406; N 30, ст. 4218; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, ст. 38; N 29, ст. 4347) (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").

<2> В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

<3> Нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы устанавливаются в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

<4> Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4306, 2015, N 2, ст. 516; N 42, ст. 5808) (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения).

<5> В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 20, ст. 2535).

<6> Лабораторные исследования проводятся организацией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

3. Настоящей Методикой учитывается причинение вреда водным объектам исключительно в результате следующих нарушений водного законодательства Российской Федерации:

загрязнение водных объектов с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором (пункт 5 части 5 статьи 36 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, или отнесенные к особо охраняемым водным объектам (часть 2 статьи 44 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (часть 3 статьи 44 Водного кодекса);

засорение водных объектов в результате сплава древесины (статья 48 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (часть 1 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций (часть 3 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов радиоактивными веществами, пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями вследствие превышения соответственно предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов (часть 4 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов в результате захоронения в них ядерных материалов и радиоактивных веществ (часть 5 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в них сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 6 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов радиоактивными и (или) токсичными веществами в результате проведения на водных объектах взрывных работ (часть 7 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 57 Водного кодекса);

ухудшение состояния неиспользуемых частей болот, других водных объектов и истощение вод вследствие осушения либо иного использования болот или их частей (часть 2 статьи 57 Водного кодекса);

загрязнение ледников, снежников в результате несанкционированного сброса сточных вод, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 58 Водного кодекса);

негативное воздействие на состояние водных объектов и истощение вод в результате забора (изъятия) льда из ледников (часть 2 статьи 58 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса), а также в случае нарушения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса), в том числе в результате сброса абонентами сточных вод в централизованную систему водоотведения с нарушением нормативов допустимых сбросов абонентов и (или) лимитов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленных в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;

забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект (пункт 2 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов вследствие сброса в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (пункт 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (статья 65 Водного кодекса).

4. Настоящая Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного:

здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, а также водным биоресурсам в результате ухудшения экологического состояния водных объектов;

водным объектам в результате стихийных бедствий, если установлено, что причинение вреда связано с обстоятельствами непреодолимой силы;

затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий, зданий, сооружений и коммуникаций при разрушении гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

водным объектам в результате сброса сточных вод, осуществляемого в пределах параметров, установленных в разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством;

водным объектам в результате забора воды в целях обеспечения питьевого водоснабжения населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

II. Общие принципы исчисления размера вреда,

причиненного водным объектам

5. Исключен. - Приказ Минприроды России от 26.08.2015 N 365.

6. Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.

7. Исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ.

8. Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по следующим основным мероприятиям и работам:

проведение анализов качества вод и донных отложений водного объекта;

расчет затрат или разработка проектно-сметной документации по устранению последствий нарушения водного законодательства;

мероприятия по оценке распространения вредных (загрязняющих) веществ в водном объекте и последующего их влияния на использование водного объекта для водоснабжения, рекреации и иных целей водопользования;

мероприятия по предупреждению распространения загрязнения на другие участки водного объекта или на другие водные объекты;

строительство временных зданий и сооружений, использованных при осуществлении работ по ликвидации последствий нарушения водного законодательства;

сбор, удаление, утилизация вредных (загрязняющих) веществ, нефти, нефтесодержащих веществ, отходов производства и потребления, фильтрующего материала и иных материалов, использованных при ликвидации последствий нарушения водного законодательства;

подъем затонувших судов и иных предметов;

мероприятия по предотвращению попадания в водный объект вредных (загрязняющих) веществ и отходов с водосборной площади;

очистка донных отложений водного объекта от вредных (загрязняющих) веществ;

мероприятия по очистке и восстановлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

9. Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект.

10. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов.

III. Порядок исчисления размера вреда

11. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, производится по формуле N 1:

рассчитанной кратности превышения для вредных (загрязняющих) веществ I - II классов опасности;

для вредных (загрязняющих) веществ III - IV классов опасности:

равном 1 при превышениях до 10 раз;

равном 2 при превышениях более 10 и до 50 раз;

равном 5 при превышениях более 50 раз.

12. Размер вреда, исчисленный согласно пункту 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, которая рассчитывается исходя из массы вредных (загрязняющих) веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда.

13. В случаях загрязнения в результате аварий водных объектов органическими и неорганическими веществами, пестицидами и нефтепродуктами, исключая их поступление в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, исчисление размера вреда производится по формуле N 2:

14. В случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.

Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ не учитываются при исчислении размера вреда, если указанные затраты учтены при расчете платы за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.

При принятии мер по ликвидации загрязнения водного объекта или его части в результате аварии размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на устранение загрязнения, которые произведены виновником причинения вреда.

Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной, а их обоснованность проверяется органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

15. Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом хозяйственно-бытовых сточных вод с судов и иных плавучих объектов и сооружений, производится по формуле N 3:

В случаях фактического отсутствия накопительных емкостей для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод для исчисления размера вреда определяется их приведенное количество исходя из расчетного объема накопления указанных стоков в соответствии с пунктом 26 настоящей Методики.

16. Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением (засорением) водных объектов мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений, производится по формуле N 4:

17. Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле N 5:

В - тоннаж брошенных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), определяется в соответствии с пунктом 25 настоящей Методики, т.

18. Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам при осуществлении запрещенного молевого сплава древесины и сплава древесины без судовой тяги, производится по формуле N 6:

19. Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением взвешенными веществами при разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в том числе с нарушением условий водопользования или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, а также при разрушении в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах, производится по формуле N 7:

Масса взвешенных веществ, поступивших в водный объект при проведении указанных работ и разрушении в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах, определяется в соответствии с пунктом 27 настоящей Методики.

20. Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам при их частичном или полном истощении в результате забора воды с нарушением условий водопользования или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, производится по формуле N 8:

Ов - объем воды, необходимый для восстановления водного объекта от истощения, принимается равным двойному объему безвозвратного изъятия (забора) воды из водного объекта (при превышении установленного договором водопользования общего объема забора (изъятия) водных ресурсов или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами), тыс. м3.

В случае, если забор (изъятие) воды производится из одного водного объекта, а ее сброс осуществляется в другой водный объект, объем воды, необходимый для восстановления водного объекта от истощения (Ов), принимается равным двойному объему воды, забранной из водного объекта (при превышении установленного договором водопользования общего объема забора (изъятия) водных ресурсов или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами).

21. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту при его использовании для добычи полезных ископаемых (строительных материалов) с нарушением условий водопользования или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, производится по формуле N 9:

IV. Определение массы вредных (загрязняющих) веществ,

сброшенных со сточными водами и поступивших иными способами

в водные объекты

22. Масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод определяется по формуле N 10:

i - загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда;

Q - расход сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, с превышением содержания i-го вредного (загрязняющего) вещества определяется по приборам учета, а при их отсутствии - расчетным путем в соответствии с методами расчета объема сброса сточных вод и их характеристик, м3/час;

Допустимая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита на сбросы при его наличии для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, применяется с коэффициентом, равным 1,4 (кроме случаев аварийного и залпового сброса сточных вод).

В случае, если установлено, что фоновая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта превышает допустимую концентрацию, для расчета применяется значение фоновой концентрации.

T - продолжительность сброса сточных вод и загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ, определяемая с момента обнаружения сброса и до его прекращения, час;

22.1. При отсутствии данных о фактическом расходе или объеме сброшенных сточных вод, а также невозможности использования расчетного метода в соответствии с пунктом 22 настоящей Методики это количество может быть приравнено к расходу или объему воды, потребляемому организацией для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения за период, равный периоду сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса или лимитом сброса при его наличии.

Фактический объем сбрасываемых загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод определяется по данным измерительной техники, работы насосно-силового и другого оборудования, объема сечения сбросных каналов, а при их отсутствии по данным документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами.

В том случае если произошел аварийный сброс сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод на водосборные площади (овраг, балка и т.д.), то масса сброса загрязняющих веществ определяется по их концентрации в месте поступления аварийного (залпового) сброса в водный объект.

22.2. Продолжительность сброса вредных (загрязняющих) веществ при нарушении водного законодательства, в том числе при аварийных сбросах, определяется с момента его обнаружения и до момента прекращения сброса.

В случае если водопользователь извещает контролирующие органы о сбросе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса или лимитом сброса при его наличии, то период продолжительности сброса определяется с момента извещения.

За момент прекращения сброса принимается дата его фактического прекращения, устанавливаемого органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный и (или) региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, по результатам выполнения водопользователем предписания об устранении нарушений, связанных с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса или лимитом сброса при его наличии, подтверждаемого результатами анализов качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, а также при необходимости анализов качества вод водного объекта.

В случае, если водопользователь извещает контролирующие органы о прекращении сброса сточных, в том числе дренажных (шахтных, рудничных), вод с превышением показателей, устанавливаемых в нормативах допустимых сбросов абонентов, лимитах на сбросы <7>, или в нормативах водоотведения (сброса) по составу сточных вод <8>, за момент прекращения сброса принимается дата такого извещения при условии подтверждения результатами лабораторных исследований, проведенных организацией, аккредитованной соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации факта, прекращения сброса сточных, в том числе дренажных (шахтных, рудничных), вод с превышением данных показателей.

--------------------------------

<7> Нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы устанавливаются в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

<8> Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

При повторном установлении факта нарушения в течение 5 рабочих дней с момента получения органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный и (или) региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, информации о прекращении сброса и невыполнении нарушителем водного законодательства мероприятий по снижению концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сбрасываемых сточных водах и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) водах до установленных в первичном предписании, выданном органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный и (или) региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, момент прекращения сброса устанавливается по данным лаборатории, привлеченной указанным органом исполнительной власти для проведения анализов качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, а также при необходимости анализов качества вод водного объекта, или по данным отчета организации об устранении нарушений. При этом продолжительность сброса определяется с момента его первичного обнаружения.

При отсутствии количественного выражения указанного показателя в расчет принимается значение предельно допустимой концентрации вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта в зависимости от установленного целевого использования водного объекта или его значения (назначения), а в случае одновременного использования водного объекта для различных целей или использования водного объекта, имеющего различные значения (назначения), принимаются наиболее жесткие нормы качества воды водного объекта из числа установленных.

Q - расход сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, поступающих на очистные сооружения, м3/час;

T - продолжительность сброса сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, с повышенной концентрацией органических веществ, определяемая с момента обнаружения сброса до его прекращения, час;

24. Масса нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ, попавших в водный объект, за исключением их сбросов в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, определяется следующими способами:

по результатам инструментальных измерений массы нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ на единице площади и концентрации растворенных или находящихся во взвешенном состоянии под слоем воды разлива нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ с учетом их фонового содержания в воде водного объекта;

по площади разлива, определенной с помощью инструментальных или визуальных методов;

по количеству нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ, собранных нефтемусоросборными или другими средствами при ликвидации разлива нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ с учетом их фонового содержания в воде водного объекта;

на основе оценок состояния акватории водного объекта и внешних признаков пленки нефти и нефтепродуктов в соответствии с таблицей 15 приложения 1 к настоящей Методике;

по балансу между количеством нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ, вылившихся в водный объект из емкости с известным объемом и количеством нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ, оставшихся в емкости;

по показаниям измерительных приборов, используемых при производстве погрузочно-разгрузочных операций;

по результатам непосредственных замеров в соответствующих емкостях судна.

В случае, если при определении массы сброшенных нефти, нефтепродуктов и других вредных (загрязняющих) веществ указанными способами получены различные результаты, в расчет включается средняя арифметическая величина.

24.1. Масса нефти, нефтепродуктов или других вредных (загрязняющих) веществ, поступивших в водный объект, рассчитанная методом инструментальных замеров, определяется по формуле N 14:

Масса пленки нефти, нефтепродуктов или других вредных (загрязняющих) веществ определяется по формуле N 15:

S - площадь акватории водного объекта, покрытая разлитой нефтью, нефтепродуктами или другими вредными (загрязняющими) веществами, м2;

Масса растворенных и (или) эмульгированных в воде водного объекта нефти, нефтепродуктов или других вредных (загрязняющих) веществ определяется по формуле N 16:

V - объем воды в водном объекте, загрязненной растворенными и (или) эмульгированными нефтью, нефтепродуктами или другими вредными (загрязняющими) веществами, м3, определяется по формуле N 17:

где: h - средняя (не менее 3-х измерений) глубина воды в водном объекте, загрязненной растворенными нефтью, нефтепродуктами и другими вредными (загрязняющими) веществами, определенная на основании протоколов лабораторных исследований, м;

S - площадь акватории водного объекта, загрязненной разлитой нефтью, нефтепродуктами или другими вредными (загрязняющими) веществами, м2;

24.2. Масса пленки нефти, нефтепродуктов в воде водного объекта, определяемая по методу оценок состояния акватории водного объекта и внешних признаков пленки при толщине слоя нефти, нефтепродуктов в месте разлива меньше 1 мм, рассчитывается по формуле N 18:

S - площадь акватории водного объекта, покрытой разлитой нефтью, нефтепродуктами, м2;

24.3. Масса нефти, нефтепродуктов, поступивших в водный объект, определяемая по количеству собранной нефти и нефтепродуктов нефтемусоросборными средствами при ликвидации разлива, рассчитывается следующим образом.

Если известна масса собранной нефтемусоросборными средствами нефти и нефтепродуктов, то общее количество нефти и нефтепродуктов, поступивших в водный объект, определяется суммированием массы собранных нефти, нефтепродуктов и нефти, нефтепродуктов, оставшихся в водном объекте после проведения работ по ликвидации разлива, включая пленки нефти, нефтепродуктов и растворенные в воде водного объекта.

Масса нефти, нефтепродуктов, попавших в водный объект, определяемая по балансу между количеством нефти, нефтепродуктов, вылившихся в водный объект из емкости с известным объемом и количеством нефти, нефтепродуктов, оставшихся в емкости, рассчитывается по формуле N 19:

В случае разлива нефти и нефтепродуктов при производстве погрузочно-разгрузочных работ, когда их перекачиваемое количество фиксируется приборами, масса сброшенных нефти и нефтепродуктов устанавливается по разности показаний измерительных приборов и фактического наличия нефти, нефтепродуктов в соответствующих емкостях судна.

25. Тоннаж (масса) брошенных, полузатопленных и затопленных судов, других плавучих средств и крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов) определяется по данным, полученным из актов инженерно-водолазного обследования судов, других плавучих средств и иных крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), актов освидетельствования судна, документов, содержащих инженерно-технические характеристики судна, другого плавучего средства и иных крупных предметов.

26. Объем накопления хозяйственно-бытовых сточных вод для судов первой категории (длиной свыше 65 м) принимается 50 литров, а для судов всех остальных категорий (длиной до 65 м) 25 литров на одного человека в сутки.

Расчетный объем накопления хозяйственно-бытовых сточных вод определяется по формуле N 20:

n - количество находящихся на судне людей;

t - число суток непрерывного нахождения судна во внутренних и территориальных водах вне мест стоянок;

Приведенное количество емкостей накопления определяется по формуле N 21:

27. Масса взвешенных веществ при проведении работ в водном объекте и при разрушении в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах, указанных в пункте 19 настоящей Методики, определяется по формуле N 22:

Измерения производятся на глубине до 1 м;

28. Масса вредных (загрязняющих) веществ от несанкционированных (запрещенных) сбросов вредных (загрязняющих) веществ, отходов производства и потребления, включая отходы перерабатывающей и пищевой промышленности, отходы содержания животных и птиц, в том числе отходы птицефабрик (птицеферм) и другие отходы, производственные отвалы некондиционных руд, удобрения, ядохимикаты и другие вещества, хранящиеся открытым способом в водоохранной зоне водного объекта или на водосборной площади, смываемых дождевыми, талыми водами в водные объекты, определяется по формуле N 24:

S - площадь водоохраной зоны водного объекта или водосборная площадь, занятая вышеперечисленными вредными (загрязняющими) веществами, включая площадь водонепроницаемых покрытий, га;

28.1. Общая площадь водоохраной зоны водного объекта или водосборная площадь, включая площадь водонепроницаемых покрытий, на которой расположены вредные (загрязняющие) вещества, перечисленные в пункте 28 настоящей Методики, определяется по данным генерального плана землеустройства и (или) данным государственной статистической отчетности об использовании земель, по данным конкретных измерений или экспертной оценки.

28.2. Объем стока дождевых вод определяется по формуле N 25:

28.3. Объем стока талых вод определяется по формуле N 26:

30. Исключен. - Приказ Минприроды России от 31.01.2014 N 47.

31. В приложении 4 к настоящей Методике даны примеры исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Приложение 1

к Методике исчисления размера

вреда, причиненного водным

объектам вследствие нарушения

водного законодательства

Таблица 1

--------------------------------

<*> При половодьях и паводках принимается коэффициент 1,05.

Таблица 2

водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, и особо охраняемым водным объектам, родникам, гейзерам - в 1,5 раза;

болотам, ручьям, прудам, обводненным карьерам - в 1,3 раза;

каналам - в 1,2 раза;

ледникам и снежникам - в 1,4 раза.

Таблица 3

Примечание. 1. В случае одновременного использования водного объекта (его участка) для различных целей или использования водного объекта (его участка), имеющего различные значения (назначения), для состава и свойств их вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды водного объекта (его участка) из числа установленных.

2. Если значение предельно допустимой концентрации вредного (загрязняющего) вещества находится в промежутке между крайними значениями соседних интервалов, то ее отнесение к одному из них производится на основании применения правил математического округления:

- если отбрасывается цифра меньше 5, то предпоследняя цифра оставляется без изменения;

- если отбрасывается цифра больше 5, то предпоследняя цифра увеличивается на единицу;

- если отбрасывается цифра 5, то предпоследняя цифра должна остаться или стать четной.

Таблица 4

--------------------------------

<*> Время непринятия мер по ликвидации загрязнения водного объекта рассчитывается как разница между временем начала ликвидации загрязнения и временем прекращения (фиксации) сброса вредных (загрязняющих) веществ.

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Таблица 8

Таблица 9

--------------------------------

<*> При отсутствии накопительной емкости хозяйственно-бытовых сточных вод на судне ее объем определяется в соответствии с пунктом 26 настоящей Методики.

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

--------------------------------

<*> Для водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, и особо охраняемых водных объектов, родников, гейзеров, болот, ручьев, прудов, каналов, обводненных карьеров, ледников и снежников указанные таксы принимаются в соответствии с речным бассейном, бассейном озера или моря, в границах которого расположены вышеперечисленные водные объекты.

Таблица 13

Таблица 14

Таблица 15

Таблица 16

Концентрация насыщения воды водного

объекта нефтью, нефтепродуктами

Тип водного объекта

Концентрация насыщения, г/м3

Водоем

26

Водоток

122

Приложение 2

к Методике исчисления размера

вреда, причиненного водным

объектам вследствие нарушения

водного законодательства

Приложение 3

к Методике исчисления размера

вреда, причиненного водным

объектам вследствие нарушения

водного законодательства

РИС. 2. КАРТА ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО УСЛОВИЯМ СТОКА ТАЛЫХ ВОД

Приложение 4

к Методике исчисления размера

вреда, причиненного водным

объектам вследствие нарушения

водного законодательства

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ВРЕДА

Пример 1

Предприятие г. Москвы произвело сброс сточных вод в р. Москву с превышением норматива допустимого сброса (предельно допустимого сброса) вредных (загрязняющих) веществ. Меры по ликвидации загрязнения не принимались. Лимит сброса вредных (загрязняющих) веществ не устанавливался. Расход сброса сточных вод составил 20 м3/час, продолжительность сброса - 9 часов.

Масса вредных (загрязняющих) веществ определяется по формуле N 10 Методики:

где: Q = 20 м3/ч;

по взвешенным веществам = 15,6 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 1,56 раза;

по азоту аммонийному = 2,32 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 5,95 раза;

по азоту нитритному = 0,582 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 29 раз;

по нефти = 4,4 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 88 раз;

по железу = 1,09 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 10,9 раз;

Сд - допустимая концентрация вредного (загрязняющего) вещества в соответствии с НДС (ПДС) равняется фоновой и составляет:

по взвешенным веществам = 10,0 мг/дм3;

по азоту аммонийному = 0,39 мг/дм3;

по азоту нитритному = 0,02 мг/дм3;

по нефти = 0,05 мг/дм3;

по железу = 0,1 мг/дм3.

Отсюда, масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ составляет:

по взвешенным веществам:

по азоту аммонийному:

по азоту нитритному:

по нефти:

по железу:

Размер вреда определяется по формуле N 1 настоящей Методики:

по взвешенным веществам = 30 тыс. руб.;

по азоту аммонийному = 280 тыс. руб.;

по азоту нитритному = 670 тыс. руб.;

по нефти = 670 тыс. руб.;

по железу = 510 тыс. руб.;

по взвешенным веществам и азоту аммонийному = 1;

по азоту нитритному = 2;

по нефти = 5;

по железу = 2.

Отсюда, размер вреда по сброшенным вредным (загрязняющим) веществам составляет:

по взвешенным веществам:

0,001 т x 30 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 1 = 0,053 тыс. руб.

по азоту аммонийному:

0,00034 т x 280 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 1 = 0,168 тыс. руб.

по азоту нитритному:

0,0001 т x 670 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 2 = 0,236 тыс. руб.

по нефти:

0,0008 т x 670 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 5 = 4,72 тыс. руб.

по железу:

0,00018 т x 510 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 2 = 0,323 тыс. руб.

Общий размер вреда, нанесенный водному объекту, составляет:

У = 0,053 + 0,168 + 0,236 + 4,72 + 0,323 = 5,5 тыс. руб.

Пример 2

В результате аварийного разлива нефтепродуктов на реке Амур (Хабаровский край) наблюдается пленка нефтепродуктов площадью 315 м2. Меры по ликвидации разлива нефтепродуктов стали приниматься через 20 часов.

По результатам лабораторных анализов определено:

удельная масса пленки нефтепродуктов на 1 м2 акватории водного объекта равна 795 г/м2;

концентрация растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов под слоем разлива равна 18,7 мг/дм3 с учетом фоновой концентрации.

Масса пленки нефтепродуктов в данном случае определяется по формуле N 15 Методики:

S - площадь акватории водного объекта воды, покрытой разлитыми нефтепродуктами, равна 315 м2.

Отсюда, масса пленки нефтепродуктов равна:

Масса растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов определяется по формуле N 16 Методики:

Глубина отбора проб составляет 0,3 м.

Объем загрязненной воды, определяемый по формуле N 17 Методики, составит:

V = h x S = 0,3 м x 315 м2 = 94,5 м3.

Отсюда, масса растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов составит:

Таким образом, вся масса сброшенных нефтепродуктов равна:

0,25 т + 0,0018 т = 0,252 т.

Размер вреда от аварийного загрязнения водного объекта нефтепродуктами определяется по формуле N 2 Методики:

Таким образом, размер вреда, причиненного водному объекту аварийным загрязнением нефтепродуктами, составляет:

У = 706 тыс. руб. x 1,15 x 1,4 x 1,27 x 1 = 1443,6 тыс. руб.

Пример 3

У города Новороссийска на акватории Черного моря в 25 км от береговой линии установлен факт сброса с судна хозяйственно-бытовых сточных вод. Объем накопительной емкости равен 250 м3.

Размер вреда водному объекту от сброса хозяйственно-бытовых сточных вод определяется по формуле N 3 настоящей Методики:

Размер вреда, причиненного водному объекту, составляет:

Пример 4

У берегов Сахалина на акватории Охотского моря в 1 км от береговой линии обнаружено затонувшее плавучее средство. На основании инженерно-водолазного обследования установлено, что судно имеет водоизмещение 23,4 тонны.

Размер вреда определяется по формуле N 5 Методики:

В - тоннаж судна по результатам обследования равен 23,4 т.

Размер вреда составит:

У = 30 тыс. руб. x 23,4 x 1,02 x 1 = 716,04 тыс. руб.

Пример 5

На реке Днепр потерпело аварию судно и произошла утечка 1,5 тонны топлива, поступление которого в водный объект было прекращено в 00 ч. 30 мин. 5 мая 2008 г. Меры по ликвидации загрязнения начали осуществляться в 8 ч. 00 мин 5 мая.

Размер вреда определяется по формуле N 2 настоящей Методики:

Размер вреда, причиненного водному объекту, составляет:

У = 2,1 млн. руб. x 1,25 x 1,2 x 1,33 x 1 = 4,19 млн. руб.

Пример 6

ООО "Оренбург Водоканал" произвело сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений г. Оренбурга в реку Урал. Фактический расход сточных вод Q = 7389 м3/час, превышение концентрации загрязняющих веществ фиксировалось в течение 21 суток (504 часа). Лимит сброса загрязняющих не установлен. Река Урал имеет рыбохозяйственное значение, установленные допустимые концентрации (ДК) и фоновые концентрации (ФК) загрязняющих веществ приведены в таблице показателей результатов анализа сточных вод.

Масса сброшенного i-го вредного (загрязняющего) вещества определяется по каждому ингредиенту загрязнения в соответствии с разделом IV Методики по формуле N 10:

где: Q = 7389 м3/час;

нитриты - 1,2 мг/дм3 (превышает ФК в 30,7 раза); аммоний-ион - 13,5 мг/дм3 (превышает ФК в 51,9 раза); БПКполн - 13,44 мг/дм3 (превышает ФК в 3,2 раза); фосфаты - 2,15 мг/л (превышает ФК в 43 раза); сульфаты - 112,4 мг/дм3 (превышает ФК в 1,5 раза); железо - 0,43 мг/дм3 (превышает ФК в 2,5 раза); цинк - 0,0205 мг/дм3 (превышает ФК в 2 раза); медь - 0,0062 мг/дм3 (превышает ФК в 6,2 раза); нефтепродукты - 0,109 мг/дм3 (превышает ФК в 4,7 раза);

нитриты - 0,08 мг/дм3; аммоний-ион - 0,5 мг/дм3; БПКполн - 3 мг/дм3; фосфаты - 2 мг/дм3; сульфаты - 100 мг/дм3; железо - 0,1 мг/дм3; цинк - 0,01 мг/дм3; медь - 0,001 мг/дм3; нефтепродукты - 0,05 мг/дм3;

T - продолжительность сброса равняется 504 часа.

Масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ составляет:

Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, производится по формуле N 1:

где: У - размер вреда, млн. руб.;

нитриты - 510 тыс. руб./т; аммоний-ион - 280 тыс. руб./т; БПКполн - 170 тыс. руб./т; фосфаты - 170 тыс. руб./т; сульфаты - 5 тыс. руб./т; железо - 510 тыс. руб./т; цинк - 4350 тыс. руб./т; медь - 12100 тыс. руб./т; нефтепродукты - 670 тыс. руб./т.

БПКполн, сульфаты, железо, цинк, медь, нефтепродукты - 1; нитриты, фосфаты - 2; аммоний-ион - 5.

Таким образом, размер вреда по сброшенным вредным (загрязняющим) веществам составляет:

нитриты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 510 x 4,17 x 2 = 8166,5 тыс. руб.;

аммоний-ион: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 280 x 48,41 x 5 = 130126 тыс. руб.;

БПКполн: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 170 x 38,88 x 1 = 12690,4 тыс. руб.;

фосфаты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 170 x 0,56 x 2 = 365,5 тыс. руб.;

сульфаты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 5 x 46,18 x 1 = 443,3 тыс. руб.;

железо: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 510 x 1,23 x 1 = 1204,4 тыс. руб.;

цинк: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 4350 x 0,04 x 1 = 334,1 тыс. руб.;

медь: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 12100 x 0,019 x 1 = 442,4 тыс. руб.;

нефтепродукты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 670 x 4,17 x 1 = 5364,3 тыс. руб.

Общий размер вреда, нанесенный водному объекту, составляет:

У = 8166,5 + 130126 + 12690,4 + 365,5 + 443,3 + 1204,4 + 334,1 + 442,4 + 5364,3 = 159136,9 тыс. руб.

Таблица

Показатели результатов анализа сточных вод

Наименование вредных (загрязняющих) веществ

Концентрации вредных веществ (анализы), мг/дм3

ДК, мг/дм3

Фоновая концентрац., мг/дм3

Класс опасности веществ

производств. контроль N 1

производств. контроль N 2

государств. экологич. контроль N 3

производств. контроль N 4

производств. контроль N 5

среднее значение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Нитриты

0,55

1,83

0,4

0,97

2,25

1,2

0,08

0,039

3

БПКполн.

14,3

13,5

12,6

17,3

9,5

13,44

3

4,13

3

Аммоний-ион

18

12,3

13,2

15,6

8,4

13,5

0,5

0,26

4

Фосфаты

1,25

2,46

2,6

2,4

2,04

2,15

2

0,05

4

Сульфаты

108,2

112

110

118

113,8

112,4

100

73,8

3

Железо

0,47

0,47

0,48

0,39

0,33

0,43

0,1

0,17

4

Цинк

0,02

0,02

0,001

0,05

0,0115

0,0205

0,01

0,01

3

Медь

0,009

0,009

0,002

0,006

0,005

0,0062

0,001

0,001

3

Нефтепродукты

0,24

0,05

0,05

0,06

0,145

0,109

0,05

0,023

3

Другие документы по теме
(ред. от 06.04.2012) "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации"
(ред. от 30.11.2015) "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2015 N 36058)
"Об утверждении формы Заключения по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания"
"О дополнительных мерах по обеспечению получения информации о фактах коррупции"
Ошибка на сайте