Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 07.08.2009 N 690

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 7 августа 2009 г. N 690

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ "ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ

С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ ТЕЧЕНСКОГО КАСКАДА

ВОДОЕМОВ ПРИ ИХ ПЕРЕРАБОТКЕ И ХРАНЕНИИ"

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 г. прилагаемое руководство по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении" (РБ-049-09).

И.о. руководителя

Б.А.КРАСНЫХ

Утверждено

Приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 7 августа 2009 г. N 690

Введено в действие

с 1 сентября 2009 года

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

ТЕЧЕНСКОГО КАСКАДА ВОДОЕМОВ ПРИ ИХ ПЕРЕРАБОТКЕ И ХРАНЕНИИ

РБ-049-09

I. Назначение и область применения

1. Настоящее руководство по безопасности носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по реализации требований, федеральных норм и правил, определяющих критерии и принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО) в части представления информации для оценки безопасности обращения с РАО Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении.

II. Обращение с радиоактивными отходами

Теченского каскада водоемов

3. Теченский каскад водоемов (далее - ТКВ) представляет собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные водоемы (В-3, В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации, эксплуатирующей ТКВ.

4. К РАО ТКВ относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях, а также жидкие технологические отходы, образующиеся в результате текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие нетехнологические отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных и подземных вод с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия.

5. Обращение с РАО ТКВ в настоящее время включает:

организованное и контролируемое размещение жидких РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий обеспечения безопасности (хранение РАО);

проведение работ по стабилизации уровня воды в ТКВ;

проведение всего цикла работ, от опытных до промышленного внедрения технологии переработки жидких низкоактивных отходов, с целью прекращения приема РАО в ТКВ;

проведение работ по снижению фильтрационных поступлений радиоактивных веществ за счет естественных фильтрационных процессов из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча);

проведение технического контроля состояния водоемов Теченского каскада и гидротехнических сооружений;

проведение радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;

проведение мониторинга окружающей среды;

проведение мероприятий по экологической реабилитации территорий, прилегающих к ТКВ.

6. С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже одного раза в год или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а также, в случае существенных изменений природных условий, состояния и характеристик ТКВ, актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ.

III. Обеспечение безопасности при обращении

с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

7. Безопасность при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать с учетом следующих принципов:

предотвращение облучения персонала и населения выше уровней, установленных нормами радиационной безопасности;

ограничение количества РАО, поступающих в ТКВ, на минимальном, практически достижимом уровне;

поэтапное сокращение и полное прекращение приема РАО в ТКВ;

обеспечение защиты персонала и населения в случае возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ;

осуществление мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды.

8. С целью обеспечения безопасности при обращении с РАО ТКВ рекомендуется разрабатывать и проводить технические и организационные мероприятия, направленные на:

соблюдение требований эксплуатационной документации при обращении с РАО ТКВ;

осуществление радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;

соблюдение требований разрешительной и производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ;

соблюдение требований санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии порядка обращения с РАО требованиям санитарных правил;

непревышение установленных эксплуатирующей организацией нормативов приема РАО в ТКВ;

снижение фильтрационных поступлений и поддержание стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте оптимальном уровне;

вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ;

соблюдение требований документации по защите персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций при обращении с РАО ТКВ.

9. С целью ограничения образования РАО, поступающих в ТКВ на минимальном практически достижимом уровне, и поэтапного сокращения приема РАО в ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и обосновывать нормативы поступления РАО в ТКВ.

10. В состав документации, обосновывающей безопасность при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать:

характеристику поступающих РАО:

а) объем поступающих отходов;

б) химический состав;

в) значение суммарной активности;

г) радионуклидный состав, значения удельной альфа- и бета-активности;

радионуклидный и химический состав воды и донных отложений водоемов ТКВ;

параметры состояния водоемов ТКВ, включающие:

а) уровень воды в водоемах;

б) результаты анализа проб воды из водоемов;

в) результаты анализа проб воды из каналов;

г) расход воды на водосбросах водоемов;

д) расход воды в каналах;

е) результаты осмотра гидротехнических сооружений;

ж) уровень воды в пьезометрах;

периодичность технического контроля состояния водоемов ТКВ;

виды радиационного контроля при обращении с РАО, контролируемые параметры;

периодичность радиационного контроля при обращении с РАО;

технические средства обеспечения радиационного контроля при обращении с РАО.

11. С целью получения необходимой информации для достоверной оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности при обращении с РАО рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ и окружающей среды.

12. Мониторинг следует проводить в соответствии с разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды, включающей:

объекты контроля (вода и донные отложения водоемов ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ);

виды контроля (измерение мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы; определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном воздухе, воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и метеорологических параметров);

периодичность контроля;

контролируемые параметры;

технические средства контроля.

13. Контроль за гидродинамическим и гидрохимическим состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных режимных наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб из водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин.

14. Режимную сеть контрольных скважин следует формировать с учетом следующих принципов:

равномерная и достаточная плотность скважин в районе влияния источников загрязнения;

наличие скважин за границами развития ореолов загрязнения, в пределах "фоновых" территорий, характеризующихся ненарушенными гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод;

выделение и создание участков детализации (сгущение скважин режимной сети) на периферии ореолов, где происходит формирование отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически ослабленным зонам;

включение в режимную сеть скважин, техническое состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование по всей мощности водоносного горизонта до относительного водоупора.

IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования

технологической схемы обращения с радиоактивными

отходами, включающей Теченский каскад водоемов

15. Выводу из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ, предшествует полное прекращение приема РАО в водоемы и стабилизация водного баланса, проведение комплексного инженерного и радиационного обследования и разработка:

концепции вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

программы вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

проекта вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

отчета по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ.

Другие документы по теме
"Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1918 - 1919 гг. находился Иваново-Вознесенский губисполком, председателем которого в 1918 г. был Фрунзе Михаил Васильевич", расположенного в Ивановской области (г. Иваново), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
"О включении в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов ООО АК "ДерВейс"
"О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
Ошибка на сайте