Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минприроды РФ от 04.09.1996 N 391

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 сентября 1996 г. N 391

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ

КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО

ПРОЕКТАМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СНИП 11-02-96 "ИНЖЕНЕРНЫЕ

ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

И СП 11-04-96 "ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА"

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (ст. 18) приказываю:

утвердить заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, образованной во исполнение Приказа Минприроды России от 12.08.96 N 359, по проектам нормативных документов СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства".

Первый заместитель Министра

охраны окружающей среды

и природных ресурсов

Российской Федерации

А.Ф.ПОРЯДИН

Утверждено

Приказом первого заместителя

Министра охраны окружающей

среды и природных ресурсов

Российской Федерации

А.Ф.ПОРЯДИНА

от 4 сентября 1996 г. N 391

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 4 сентября 1996 года

ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОЕКТАМ НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ СНИП 11-02-96 "ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ

СТРОИТЕЛЬСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ" И СП 11-04-96

"ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА"

Экспертная комиссия в составе: руководителя - к.г.н., зав. лабораторией Госцентра "Природа" Роскартографии С.С. Карпухина, ответственного секретаря комиссии - главного специалиста Департамента государственной экологической экспертизы Минприроды России А.А. Ильиной, членов комиссии: к.г.н., начальника отдела Департамента государственной экологической экспертизы Ю.Г. Жарковой, к.х.н., доцента, зав. лабораторией ЦИНАО Минсельхозпрода России А.В. Кузнецова, к.г.-м.н. В.А. Мощанского, к.г.н. главного специалиста Департамента государственной экологической экспертизы Минприроды России Л.С. Никитиной провела государственную экологическую экспертизу проектов нормативных документов СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства", направленных ПНИИС (письмо N 9-1-1/80 от 10.07.96).

Представленные проекты документов разработаны ПНИИИС Минстроя России при участии и других научных и проектных организаций, специализирующихся в области проектирования и строительства, взамен СНиП 1.02.07-87 и содержат общие положения и требования к проведению инженерных изысканий для проектирования и строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения. При этом, в соответствии п.п. 5.2 и 5.4. СНиП 10-01-94, СНиПом 11-02-96 определены обязательные требования к изысканиям, а в СП 11-04-96 - рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований, установленных вышеуказанным СНиПом.

Проект СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для

строительства. Основные положения"

Проект СНиП 11.02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" разработан ПНИИИС Минстроя России при участии ГО "Росстройизыскания" и других научных и проектных организаций.

Данный нормативный документ должен устанавливать нормы и правила при проведении как комплексных инженерно-экологических изысканий, так и отдельных видов изысканий и обязателен для выполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области инженерных изысканий для строительства на территории Российской Федерации.

Представленный проект документа составлен в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, содержит 10 разделов (область применения, нормативные ссылки, определения, общие положения, инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно - экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения) и 5 приложений (термины и определения, 2 приложения к требованиям по геодезическим исследованиям и 2 приложения к требованиям по гидрометеорологическим исследованиям). Объем документа - 77 страниц текста.

По сравнению с действующим СНиП 1.02.07-87 проект нового нормативного документа по инженерным изысканиям дополнен разделами, содержащими требования к инженерно-экологическим изысканиям, изысканиям источников водоснабжения, изысканиям грунтовых строительных материалов, где достаточно детально для нормативного документа данного уровня определены требования к конкретному виду изысканий.

Представленный проект по основным положениям (за исключением положений об экологическом мониторинге) соответствует требованиям законодательных и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования. Однако по нему имеется ряд значительных замечаний и предложений.

1. В соответствии с принятой Минстроем России стадийностью проектирования проектной стадией являются ТЭО (проект). В тексте проекта СНиПа указаны проект и проект (рабочий проект). Необходимо внести в текст соответствующие уточнения.

В разделе I "Область применения" следует указать, для каких видов строительства требования СНиП 11-02-96 являются обязательными, или установить их обязательность для всех видов строительства, в т.ч. подземных, карьерных, линейных и т.д.

2. Включение авторами документа в состав экологических изысканий экологического мониторинга, который содержит весь комплекс работ, связанных с экологическим контролем, противоречит ст. ст. 68 - 71 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".

Кроме того, требования нормативных документов Минстроя России и Минприроды России в области проектирования и экологического обоснования проектных решений в недостаточной степени отражены в данном проекте. В том числе:

требования к инженерно-экологическим изысканиям при подготовке "Декларации о намерениях" (при отсутствии предпроектной стадии разработки документации "Обоснование инвестиций в строительство");

требования к инженерным изысканиям на стадии разработки рабочего проекта, включая экологические, геологические и иные виды изыскания, при наличии стадии разработки "проект" и при отсутствии таковой;

требования к комплексному (ландшафтному) исследованию территории, оценке функциональной значимости территории в зоне воздействия проектируемых предприятий, зданий, сооружений.

В проекте документа также недостаточно четко определены основные этапы инженерно-экологических изысканий, включающие:

подготовительный период - сбор и анализ фондовых и опубликованных материалов;

полевые исследования - натурные исследования конкурентоспособных площадок размещения и рекогносцировочное обследование района размещения предприятий, зданий, сооружений;

камеральную обработку материалов, проведение анализов, сравнительный анализ информации полноты и достаточности полученных сведений о состоянии природной среды в районе и на площадках размещения сооружений, исследования по прогнозной оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Отсутствует также четкость в понятии "инженерно-экологические изыскания", неясно, включают ли эти изыскания инженерно - гидрометеорологические или инженерно-геологические и другие виды изысканий, приведенные в других разделах документа. В соответствии с нормативными документами Минприроды России при оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду следует проводить исследования как отдельных компонентов природной среды (включая геологические и гидрометеорологические показатели), так и природных комплексов в целом, учитывая изменения каждого компонента в конкретных природных комплексах. Изыскания по отдельным компонентам природной среды (значимым при определении надежности проектируемых предприятий, зданий и сооружений и оценке их экологической безопасности) могут быть выделены в самостоятельные разделы, но при этом следует указать о включении их в состав инженерно-экологических исследований.

3. Наименование указанных в проекте СНиПа федеральных органов исполнительной власти следует привести в соответствие с распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 09.02.94 N 180 и Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

4. Необходимо также отредактировать проект документа, приведя в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации название государственных органов управления, надзора и контроля, где возможно получение информации о состоянии отдельных компонентов природной среды и др.

Кроме указанных основных недостатков представленного проекта, по отдельным пунктам документа имеются следующие замечания и предложения:

1. Требования к организации и производству дополнительных работ, входящих в состав инженерных изысканий (п. 4.2, 2 абзац), перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления отсутствуют в проекте СНиПа, и нет информации, где они приведены. Необходимо дать соответствующие разъяснения. При этом из состава дополнительных работ следует исключить их виды, не относящиеся к инженерным изысканиям.

Кроме того, абзац 8 противоречит п. 8.2 документа.

Рекомендуется записать: "организация наблюдения за отдельными показателями природной среды, недостаточно изученными и требующими многолетних исследований".

2. Раздел 2 "Нормативные ссылки" следует дополнить после ОСП 72/87 НРБ-96 (ГН 2.6.1.054-96) "Нормы радиационной безопасности".

3. П. 4.5 не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации N 168 от 22.02.96, в котором полномочия в области лицензирования по экологическому мониторингу закреплены за Минприроды России (см. замечания по п. 4.2). Кроме того, примечание к пункту противоречит 1 и 2 абзацам данного пункта.

1 и 2 абзацы пункта рекомендуется исключить.

4. В п. 4.6 перечень государственных органов, с которыми подлежит согласовывать проведение изыскательских работ, дан не в полном объеме. Необходимо либо дать полный перечень, либо обобщенное понятие государственных органов контроля и надзора по регулированию природопользования на конкретном участке (с учетом компонентов природной среды, подвергающихся воздействию).

5. П. 4.19 следует отредактировать и привести в соответствие с СП 11-101-95, указав, что инженерные изыскания должны обеспечивать информацию (не "изучение", как в тексте) о природных и техногенных условиях на всех конкурентоспособных площадях размещения и быть достаточными для выбора участка строительства.

Установление "степени воздействия" должно проводиться при проектно-изыскательских работах (следует перенести в п. 4.20). На предпроектной стадии рекомендуется установить: характер, масштаб воздействия, его допустимость, степень экологического риска (последствий) строительства и эксплуатации проектируемых зданий, сооружений.

6. В проекте СНиП 11-02-96 с различной степенью полноты и детальности рассмотрены вопросы составления и использования картографической документации (различной тематики и видов) на разных стадиях проектирования и эксплуатации строительных объектов, а также при различных видах инженерных изысканий. Так, например, вопросы создания и состав элементов содержания инженерно-топографических планов, а также требования к проведению топографических съемок рассмотрены достаточно подробно и детально (приложения Б и В), в то время как состав и содержание картографической документации, которая должна сопровождать отчетные материалы при проведении различного вида инженерных изысканий, рассмотрены недостаточно полно, а в ряде случаев декларативно.

Предложения (рекомендации) по составу представляемых отчетных картографических материалов по инженерно-геологическим, гидрометеорологическим и другим видам изысканий даны в порядке перечисления требуемых карт, при этом отсутствует информация об элементах содержания карт, методах и способах получения данных, лежащих в основе картографических документов различного назначения и содержания.

В целом вопросы картографического обеспечения различных видов инженерных изысканий в проекте СНиП должны быть рассмотрены более полно и детально. Целесообразно вопросы картографического обоснования схем размещения, проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений, составляемых на различных стадиях инженерных изысканий, рассмотреть в отдельном разделе. Предположительное название раздела "Картографическое обеспечение инженерных изысканий".

Может быть рекомендован следующий состав картографических материалов:

базовые аналитические карты: гидрографической сети и поверхностного стока, геологическая, геоморфологическая, почвенная, геоботаническая, хозяйственной освоенности территории, рекреационных ресурсов и т.п.;

синтетические карты: ландшафтно-индикационная, геолого - литологическая, гидрогеологическая, геодинамическая и т.п.;

результирующие (оценочные карты): карты оценки сложности инженерно-геологических условий строительства, оценки экологического состояния района планируемого строительства и т.п.

В п. 4.23 графические приложения даны не в полном объеме, в т.ч. по базовым картам. Отсутствуют почвенные, геоботанические карты, карты редких и эндемических видов растений и животных. Кроме того, не указано, какие прогнозные и оценочные карты следует представлять в обязательном порядке.

7. В разделе 5.42, стр. 24 СНиП 11-02-96 при перечислении источников информации о территории, используемой для разработки обоснований инвестиций в строительстве, не дано подразделение видов и типов материалов аэрокосмических съемок, которые могут быть использованы на различных стадиях изысканий. Отсутствуют рекомендации по выбору конкретных видов, масштабов, сезонов аэро- и космических съемок, которые необходимо использовать при решении конкретных задач инженерных изысканий. Также отсутствует информация об объектах и характере сведений, получаемых при дешифрировании аэро- и космоснимков и, как следствие, не рассмотрены вопросы картографического содержания отчетных материалов (перечень оценочных и прогнозных характеристик объектов, отражаемых на картах, которые могут быть отдешифрированы по аэро- и космоснимкам).

Считаем целесообразным вопросы аэрокосмического обеспечения различных видов инженерных изысканий, выполняемых для проектирования и строительства на территории Российской Федерации, раскрыть в дальнейшем при разработке инструктивно-методических документов. Предположительное название такого документа (раздела документа) "Аэрокосмическое обеспечение инженерных изысканий".

8. К инженерно-экологическим изысканиям отнесены комплексные исследования и оценка воздействия на окружающую среду. Учитывая это, а также наличие абзаца 3 в п. 8.2, рекомендуется включить разделы 6 и 7 (инженерно-экологические и инженерно - гидрометеорологические исследования) в разделе 8. При условии выделения указанных изысканий в самостоятельные разделы необходимо в разделе 8 указать, что исследования являются составными элементами в составе инженерно-экологических изысканий (см. общие замечания).

9. В представленном проекте документа вопросы мониторинга состояния природной среды рассмотрены лишь в экологическом аспекте (см. замечания по п. 2 на с. 3 настоящего заключения).

Рекомендуется вопросы комплексного мониторинга рассмотреть в отдельном разделе (подразделе) СНиП, в котором указать объем исследований, производимых при изысканиях, и условия, при которых проводятся наблюдения за состоянием природной среды в период проектирования, строительства и эксплуатации объекта.

10. В шестом разделе при рассмотрении вопросов изысканий в районах развития специфических видов грунтов (пород) совершенно опущен вопрос о специфике изысканий и характеристике пород в районах развития скальных и полускальных массивов. Имеющиеся указания на специальное изучение районов развития элювиальных грунтов (п. 6.57) задачи изучения собственно скальных и полускальных массивов не решает и заменить необходимый соответствующий пункт не может.

Необоснованно изменен в этом же разделе, по сравнению с принятым в настоящее время, подход к решению вопроса о нормативных и расчетных показателях физико-механических свойств грунтов (пород).

11. Структура раздела 7 "Инженерно-гидрометеорологические изыскания" существенно изменена по сравнению со структурой аналогичного раздела 4 действующего СНиП 1.02.07-87 "Инженерные изыскания для строительства". Однако его содержание (объем и состав гидрометеорологических изысканий) претерпело незначительные изменения. С учетом проведения инженерно-экологических изысканий в состав инженерно-гидрометеорологических изысканий следовало включить гидробиологические исследования, необходимые для проектирования водозаборов из поверхностных источников и других гидротехнических сооружений, для оценки состояния водных экосистем, а также исследования для оценки размеров (объема), режима и сроков сброса экологического попуска (ст. 110 Водного кодекса Российской Федерации).

12. В п. 7.5 целесообразно дать определение понятию "экологическое состояние поверхностных вод и атмосферного воздуха", указав его в приложении А.

13. В составе раздела отсутствуют требования к инженерно - гидрометеорологическим изысканиям для разработки "схемы комплексного использования водных ресурсов" и другой предпроектной документации, указанных в п. 7.8 (кроме "Обоснований инвестиций в строительство"). В связи с чем необходимо внести соответствующие коррективы либо в содержание п. 7.8, исключив фразу "предпроектной документации, в том числе для разработки схемы комплексного использования водных ресурсов (при необходимости)", либо в текст раздела, дополнив его новыми пунктами.

14. Название раздела 8 "Изыскания источников водоснабжения" не в полной мере соответствует его содержанию, необходимо его дополнить словами "на базе подземных вод", а также внести соответствующие коррективы в содержание проекта СНиПа, в п. 4.2.

15. Пункт 8.2, абзац 2 рекомендуется исключить, т.к. "экологические изыскания" - это изучение природных условий, и следовательно, они не могут обеспечивать их изучение.

16. В связи с тем, что в составе изысканий указаны "исследования состояния природной среды", абзацы 3 и 7 пункта 8.4 следует записать "исследование радиационной обстановки" и "исследование существующих физических воздействий".

Неясно, что входит в состав работ "стационарные наблюдения (экологический мониторинг)". В состав инженерно-экологических исследований должны входить: а) сбор и анализ фоновых и других материалов, в т.ч. картографических; б) натурное изучение природных условий в районе размещения и на площадках (по всем конкурентоспособным вариантам); в) статистическая обработка материалов, лабораторные исследования, анализ полученных данных, составление отчета.

Рекомендуется этот пункт дополнить требованиями к различным этапам инженерно-экологических изысканий.

17. Пункт 8.5 следует откорректировать в соответствии с принятыми экологическими терминами и понятиями: объемы изъятия природных ресурсов не следует относить к технологической характеристике объекта, т.к. термин "объект" не является синонимом "источника воздействия", "вид и количество используемого сырья и топлива" не рекомендуется называть "экологические параметры технологического процесса".

Кроме того, при технологической характеристике объекта недостаточно полно раскрыты сведения о возможных аварийных ситуациях, отсутствуют понятия "проектная" и "запроектная" аварии.

18. В представленном проекте недостаточно строго определены используемые термины и понятия, как то "рабочая документация", "проект", "рабочий проект", "материалы" и их комбинации.

В связи с неоднозначностью терминологии отдельные положения по представлению отчетных материалов на различных стадиях проектирования и проведения инженерных изысканий могут быть истолкованы в зависимости от взглядов исследователей, а не в соответствии с требованиями к отчетной документации.

При доработке документов рекомендуется приложение А "Термины и определения" дополнить терминологией, используемой в проекте СНиП, и присвоить приложению А статус "обязательное" и перенести его в СНиП.

Целесообразно в данном приложении поместить и дать толкование таким терминам, как "аэрокосмическое зондирование для инженерных изысканий", с указанием видов, характеристик и технических параметров различных видов съемок, "мониторинг природно - технических систем" с характеристикой его составляющих.

19. В пункте 9.7 после слов ОСП 72/87 добавить НРБ-96, так как в пункте 7.3 этого документа указаны нормативы безопасности как для проектирования новых зданий жилищного и общественного назначения, так и строительных материалов, добываемых из естественных месторождений (щебень, гравий, песок и т.д.) или являющихся побочным продуктом промышленности, а также отходов промышленного производства, используемых для изготовления строительных материалов (золы, шлаков и пр.).

Проект СП 11-04-96 "Инженерно-экологические

изыскания для строительства"

Проект СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства" разработан ПНИИИС Минстроя России, Научно - производственным центром "Ингеодин", НИИ строительной физики Академии архитектуры и строительных наук, НИСП "ВНИИЯГГ" Роскомнедра.

Проект Свода правил состоит из введения, шести разделов ("Область применения", "Основные понятия и определения", "Общие положения", "Состав работ. Общие технические требования", "Инженерно-экологические изыскания для разработки предпроектной документации", "Инженерно-экологические изыскания для разработки проектной документации"), девяти приложений (двух обязательных, четырех рекомендуемых и трех справочных) и включает 46 страниц текста.

Данный проект должен содержать рекомендуемые положения в развитие СНиП 11-02-96. Однако он не раскрывает положений указанного СНиПа по:

- сбору информации о природных условиях территории и состоянии компонентов природной среды на конкурентоспособных площадках размещения;

- организации исследований при обследовании территории и исследованиях по компонентам природной среды, обеспечивающих экологическую безопасность населения;

- комплексной оценке воздействия намечаемой деятельности (исходя из функциональной значимости территории);

- оценке аварийности производства и ее роли при экологической оценке воздействия;

- экологического риска (последствий) намечаемой деятельности на предпроектной и проектной стадиях разработки документации.

Данный проект СП содержит дублирующего СНиП 11-02-96 материала. Так, содержание п. п. 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 5.3, 5.8, 5.9, 5.12, 5.14, 5.21, 5.35 повторяет текст, изложенный в СНиП 11-02-96.

По отдельным пунктам требование в СНиП и СП одно, а содержание различно, например, п. 5.4 СП и п. 8.6. СНиП 11-02-96.

В тексте отсутствует комплексный подход при оценке качества природной среды, а также оценка растительного покрова и животного мира. Оценку почв, растительности и животного мира следует проводить по типам ландшафтов с учетом их функционального значения.

Замечания, рассмотренные выше применительно к СНиП (п. п. 6, 7, 9 настоящего заключения), справедливы и для проекта СП. При этом целесообразно более детально рассмотреть вопросы методик: аэрокосмического зондирования на разных этапах изыскательских работ, последующего картографирования с приведением проектов легенд специализированных карт различного содержания и назначения, комплексного мониторинга природно-технических систем.

Кроме того, по проекту Свода правил имеются следующие замечания и предложения.

1. Раздел 1 "Область применения":

указанное в разделе положение о том, что "... нормативный документ устанавливает методические подходы, ... и рекомендации по проведению инженерно-экологических изысканий" не соответствует статусу документа - свод правил. Необходимо внести соответствующие редакционные правки и изменения в текст Свода правил.

2. Раздел 3 "Общие положения":

п. 3.8. - в состав специальных видов работ необходимо включить гидробиологические исследования и исследования по оценке размеров, режима и сроков экологического попуска.

4. Раздел 4 "Состав работ. Общие технические требования":

п. 4.2 - источники информации о природных условиях района (площадки, участка трассы), указанные в пункте, не в полной мере соответствуют таковым в п. 8.10 СНиП 11-02-96. Необходимо внести соответствующие дополнения;

п. 4.11 - во 2 абзац следует включить дополнение: "наличие лечебных вод (ресурсов);

п. 4.16 - во 2 абзаце после слова "поверхностного" необходимо дополнить: "руслового", далее по тексту;

п. 4.38 - следует указать название нормативного документа Минприроды России, из которого приведены критерии;

табл. 4.9, п. п. 4.70 - 4.71 - их необходимо исключить из текста как не относящиеся к правилам.

5. В тексте документа (п. 4.13) недостаточно сведений о деградации почв. В последнем абзаце перед словом "почв" следует записать "и деградации".

6. Пункт 4.15 следует дополнить информацией о геохимическом составе почв. Отсутствуют сведения о сборе и анализе материалов по почвенным процессам, а именно засолении, подтоплении почв, дефляции (в документе есть лишь информация об эрозии почв).

Не указано, какие параметры, определяющие свойства почв и почвенные процессы, характеризующие деградацию почв, а также устойчивость почв к воздействию, следует определять.

Состав исходной информации по оценке воздействия должен определяться с учетом прогнозируемого воздействия.

7. Из пункта 4.16 (предпоследний абзац) следует исключить фразу: "с учетом требований ОВОС", т.к. в положении об ОВОС не определены требования к картографированию почв.

8. Содержание пункта 4.46 не относится к правилам по изучению радиационно-экологических условий, а содержит информацию о миграции радиоактивности в почве. Рекомендуется исключить.

9. Характеристики, приведенные в скобках (п. 4.78, абзац 4), не являются индикатором уровня антропогенной нагрузки, это воздействие и последствия воздействия. Индикаторами уровня антропогенной нагрузки могут быть изменения в структуре растительного сообщества, видовом составе, а также уменьшение проективного покрытия растениями почвы, уменьшение продуктивности (максимальное воздействие).

10. Материалы по изучению животного мира (п. 4.83) включают только перечень видов (фауну). Отсутствуют оценки состояния популяций функционально значимых видов, типичных для данных мест; характеристика и оценка состояния миграционных видов животных, путей их миграций.

11. Цель медико-биологических исследований в пункте 4.87 указана неверно. Медико-биологические исследования проводятся с целью определения состояния здоровья населения, оценки влияния современных экологических условий на состояние его здоровья и прогноза этого состояния при изменении экологических условий. Необходимо откорректировать в соответствии с ведомственными документами Минприроды России.

12. В пункте 4.89 в состав мониторинга введен контроль за исполнением и эффективностью принятых рекомендаций и по нормализации экологической обстановки. Этот вид деятельности нельзя отнести к экологическому мониторингу, это экологический аудит, который может быть как добровольным, так и обязательным. Рекомендуется последний абзац пункта выделить в самостоятельный пункт, откорректировав его в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и ведомственными документами Минприроды России.

13. Раздел 5 "Инженерно-экологические изыскания для разработки предпроектной документации":

в тексте раздела фразу "Обоснование инвестиций" целесообразно записать по аналогии с записью в СНиП 11-02-96: "Обоснование инвестиций в строительство".

14. Пункт 5.28 "Отбор проб в одной базовой точке" не может быть использован как показатель загрязнения почв на территории. Не ясно, "базовая" точка для каждого типа почв или для территории в целом. Целесообразно использовать определение "базовых" точек по подтипам почв (обязателен учет механического состава почв).

15. Следует определить (п. 5.43), для каких объектов проводятся социально-экономические исследования (с учетом п. 4.90 проекта документа).

16. Изыскания при строительстве должны включать не только рекомендации по мероприятиям, но и оценку их с позиций достаточности, а также возможность компенсационных мероприятий (п. 6.4).

То же относится к предложениям по мониторингу. Должна быть обоснована система мониторинга.

Данный пункт рекомендуется привести в соответствие с ведомственными документами Минприроды России.

17. Рекомендуется проведение маршрутных исследований (пункты 6.11, 6.12) представить как составной элемент натурного обследования территории в зоне воздействия предприятия, здания, сооружения и дать более детальное описание обследования территории с указанием необходимых видов работ для разработки конкретной документации (схем, программ, предпроектной документации по отдельным объектам).

18. Пункт 8.16 дан в слишком обобщенной форме. При этом информация по почвенно-растительным условиям, животному миру раскрыта не в полном объеме, информация по ландшафтным, геологическим и др. компонентам природной среды отсутствует. Например, в разделе "животный мир" отсутствуют сведения о видовом составе, путях миграции.

Следует уточнить также, в каком документе (на предпроектной или проектной стадии разработки документации) приводятся эти сведения.

19. Необходимо уточнить названия карт в пунктах 8.23 и 8.24: либо это ландшафтно-экологические карты (соответственно фактическая и прогнозируемая), либо это карты современного экологического состояния и перспективного экологического состояния территории соответственно.

Отсутствуют требования по изучению природных процессов и явлений (дефляция, подтопление, заболачивание и других в почвенном покрове).

20. Содержание пункта 10.10 (вторая строка) следует привести в соответствие с "Водным кодексом Российской Федерации", статьи 48 и 74.

21. Приложение 1 дополнить веществами, ПДК которых утверждены заместителем главного санитарного врача СССР 19 ноября 1991 г. N 6229-91. В дополнение к этим ПДК и ОДК Постановлением Госкомсанэпиднадзора России N 13 от 27 ноября 1994 г. утверждены ОДК тяжелых металлов и мышьяка в почвах с различными физико - химическими свойствами (ГН 2.1.7.020-94).

22. Приложения 5 и 6 следует исключить из проекта Свода правил как дублирующие положения СанПин 2.1.4.027-95.

23. В связи с тем, что вопросы инженерно-экологических изысканий являются новыми, недостаточно полно разработанными, не существует единой терминологии, имеются и применяются различные методические подходы к их проведению, представляется целесообразным:

- разработать и поместить в СП специализированную таблицу "Термины инженерно-экологических изысканий" (приложение 1, обязательное);

- рассмотреть методические подходы к экологической оценке различных компонентов природно-технических систем с равной степенью детальности.

Выводы

Проекты СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства" необходимо доработать по замечаниям и предложениям экспертной комиссии. Доработанные проекты указанных нормативных документов в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" следует вновь представить на государственную экологическую экспертизу.

Председатель экспертной комиссии

С.С.КАРПУХИН

Ответственный секретарь

экспертной комиссии

А.А.ИЛЬИНА

Члены экспертной комиссии:

Ю.Г.ЖАРКОВА

А.В.КУЗНЕЦОВ

В.А.МОЩАНСКИЙ

Л.С.НИКИТИНА

Приложение

к Сводному заключению

экспертной комиссии

государственной экологической

экспертизы, утвержденному

Приказом Минприроды России

от 4 сентября 1996 г. N 391

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По представленным материалам имеются также следующие предложения.

Проект СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания

для строительства. Основные положения"

1. В последней строке на стр. 43 пункта 7.6 слово "водохранилищ" необходимо заменить на "гидроузлов", к которым относится понятие "бьефы" (ГОСТ 19185-73);

во 2 абзаце на стр. 44 после слова "подтапливаемой" дополнить: "и осушаемой".

2. Во 2 абзаце пункта 7.8 в наименовании схемы после слова "исследования" необходимо записать: "и охраны".

3. В последнем абзаце п. 7.11, в соответствии с его содержанием, слова "в нормативно установленном порядке в зависимости от" целесообразно заменить на фразу: "в соответствии с требованиями строительных норм и правил по проектированию сооружений в зависимости от их", далее по тексту.

4. Исходя из содержания пунктов 7.12 и 7.13, их целесообразно объединить в один пункт.

5. В п. 7.14 в 1 абзаце после слова "изысканий" необходимо записать: "для решения задач, указанных в п. 7.11, а также", далее по тексту.

6. В п. 7.17 - во 2 абзаце, 2 строка после слова "работ" целесообразно дополнить: "программа и ...", далее по тексту;

в 1 абзаце, стр. 48 - после слова "процессов" следует записать: "внутриводного льда и шуги", далее по тексту;

последний абзац, стр. 48 - текст необходимо дополнить словами: "взвешенных и донных наносов";

текст на стр. 49 целесообразно завершить предложением: "Для болот представляются планы и схемы участков трасс с указанием линий стока".

7. Пункты 8.6 - 8.9, 8.11 (1 абзац) следует представить перед п. 8.4, т.к. они определяют задачи инженерно-экологических изысканий, а в п. 8.4 представлено их содержание.

8. В п. 8.11:

первым абзацем записать дополнительно: определение зоны воздействия объекта (в соответствии с типовыми решениями и СН 245-71);

3 абзац следует дополнить, записав в его начало слово "характеристику", далее по тексту, и в конце фразу "и в зоне возможного воздействия сооружения, здания, предприятия), наличие особо охраняемых территорий";

6 абзац дополнить, записав его в следующей редакции: "определение границ воздействия объекта, исходя из природных условий площадки размещения (по каждой конкурентоспособной площадке)".

9. П. 8.4 следует дополнить (по аналогии с п. 8.12):

в 1 абзаце записать в начале фразы слово: "характеристику" и далее по тексту;

во 2 абзаце записать в начале фразу: "характеристику здоровья населения" и далее по тексту; в конце дополнительно включить абзац "прогноз улучшения экологического состояния территории и здоровья населения после реабилитации".

10. Замечания и предложения по разделу 8 "Изыскания источников водоснабжения":

п. 10.9 - в контексте пункта во второй строке слова "в соответствии" целесообразно заменить на "с учетом требований".

11. Замечания и предложения к приложениям проекта СНиПа:

приложение А - приведенные термины "гидрограф", "единичный гидрограф", "кривая истощения стока", "кривая продолжительности", "кривая расходов", "эпюра скоростей" не используются в тексте проекта СНиПа, в связи с чем их следует исключить из состава приложения;

приложение В, п. 24 - указанные "границы пожароопасности" и "расстояния до ближайших железнодорожных станций" не являются "специальной информацией экологического характера" и подлежат исключению из текста приложения В;

приложение Д - в графе "гидрологический режим рек" следует дополнить: "опасные процессы и явления".

Проект СП 11-04-96 "Инженерно-экологические

изыскания для строительства"

1. Раздел 2 "Основные понятия и определения":

п. 2.1 - определение понятия "безопасность экологическая" целесообразно уточнить в соответствии с определением, приведенным в проекте Федерального закона "Об экологической безопасности".

2. В п. 3.6 фразу "как в увязке с другими видами изысканий" рекомендуется заменить на "быть включены в состав инженерно - экологических изысканий и", далее по тексту (см. общие замечания заключения).

3. П. 3.7 следует отредактировать. Рекомендуется во втором абзаце исключить фразу "естественных экологических систем и условий проживания"; исключить последний абзац.

4. П. 3.11 следует отредактировать в соответствии с п. п. 8.11, 8.13 СНиП 11-02-96. Программа инженерно-экологических изысканий должна содержать "сбор, анализ данных, необходимых для оценки воздействия". В представленной редакции слово "программа" рекомендуется заменить словом "материалы".

5. В пунктах 4.44 и 4.56 вместо ссылки на НРБ 76/78 необходимо указать НРБ-96.

6. П. п. 4.47, 4.50, 4.62 также рекомендуется исключить (см. замечание 8).

7. В п. 4.82 исключить фразу "...Главохоты и ...".

8. П. 4.91 - замечание аналогично п. 4.89.

9. П. 5.35 - последний абзац исключить из раздела, т.к. это требования для проектной стадии, и перенести в раздел 6.

10. П. 5.42 - повтор ранее приведенного текста.

Председатель

экспертной комиссии

С.С.КАРПУХИН

Ответственный секретарь

экспертной комиссии

А.А.ИЛЬИНА

Члены экспертной комиссии:

Ю.Г.ЖАРКОВА

А.В.КУЗНЕЦОВ

В.А.МОЩАНСКИЙ

Л.С.НИКИТИНА

Другие документы по теме
"О введении в действие межгосударственного стандарта"
"Об утверждении национального стандарта"
"Об утверждении национального стандарта"
"О введении в действие межгосударственного стандарта"
Ошибка на сайте