Приказ Минприроды России от 28.04.2023 N 265
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 апреля 2023 г. N 265
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 НОЯБРЯ 2019 Г. N 814
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ КВОТИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ)
В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ"
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" приказываю:
1. Внести изменение в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. N 814 "Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56956), изложив его распорядительную часть в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух.
2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.".
2. Внести изменения в правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. N 814 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56956), согласно приложению к настоящему приказу.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
Исполняющий обязанности Министра
К.А.ЦЫГАНОВ
Приложение
к приказу Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 28.04.2023 N 265
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА КВОТИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ)
В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 НОЯБРЯ 2019 Г. N 814
1. Пункт 1.2 после слов "в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" <2>" дополнить словами "(далее - эксперимент), а также на территориях городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно отнесенных к территориям эксперимента в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - территории городских поселений и городских округов, дополнительно отнесенных к территориям эксперимента).".
2. В пункте 5.1:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"На территориях городских округов Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита для приоритетных загрязняющих веществ, создающих риски для здоровья человека и не влияющих в точках квотирования на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, квоты выбросов устанавливаются с учетом целевых показателей снижения выбросов (для квотируемых объектов, на которых осуществлялась хозяйственная и (или) иная деятельность в 2017 году) <6>. В таком случае значения квот выбросов определяются исходя из необходимости снижения не менее чем на 20% совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ квотируемого объекта в целом (с учетом снижения выбросов приоритетных загрязняющих веществ, по которым установлены квоты на основе определения допустимых вкладов в концентрацию) по отношению к его фактическим выбросам приоритетных загрязняющих веществ в 2017 году с учетом приоритетов, установленных в соответствии с главой II настоящих Правил, и предложений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, подготовленных в соответствии с пунктом 6.2 настоящих Правил.";
б) дополнить абзацами третьим - четвертым следующего содержания:
"На территориях городских поселений и городских округов, дополнительно отнесенных к территориям эксперимента, для приоритетных загрязняющих веществ, создающих риски для здоровья человека и не влияющих в точках квотирования на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, квоты выбросов устанавливаются с учетом целевых показателей снижения выбросов <6.1>. В таком случае значения квот выбросов определяются исходя из необходимости снижения в два раза совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ квотируемого объекта в целом (с учетом снижения выбросов приоритетных загрязняющих веществ, по которым установлены квоты на основе определения допустимых вкладов в концентрацию) по отношению к его фактическим выбросам приоритетных загрязняющих веществ в 2020 году с учетом приоритетов, установленных в соответствии с главой II настоящих Правил, и предложений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, подготовленных в соответствии с пунктом 6.2 настоящих Правил.
В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более квотируемых объектах, расположенных в границах одной территории эксперимента, допускается установление квот выбросов для совокупности таких квотируемых объектов.";
в) дополнить сноской 6.1 следующего содержания:
"<6.1> Абзац шестой подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. В пункте 6.1:
а) слова "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха" заменить словами "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора),";
б) после слов "допустимых вкладах в концентрацию" дополнить словами "и необходимости снижения совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ с учетом целевых показателей снижения выбросов".
4. Пункт 6.2 изложить в следующей редакции:
"6.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, в течение 35 рабочих дней с даты уведомления об определенных для данных квотируемых объектов допустимых вкладах в концентрацию разрабатывают и направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), предложения по квотам выбросов любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения таких предложений:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях городских округов Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, представляют предложения по квотам выбросов на основании определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), допустимых вкладов в концентрацию и (или) необходимости снижения совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ не менее чем на 20% с учетом положений пункта 5.1 настоящих Правил;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях городских поселений и городских округов, дополнительно отнесенных к территориям эксперимента, представляют предложения по квотам выбросов на основании определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), допустимых вкладов в концентрацию и (или) необходимости снижения в два раза совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ квотируемого объекта с учетом положений пункта 5.1 настоящих Правил.
Предложенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, квоты выбросов для квотируемых объектов должны обеспечивать непревышение определенных в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" для таких объектов допустимых вкладов в концентрацию и (или) снижение совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ с учетом требований, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.".
5. Пункт 6.3 изложить в следующей редакции:
"6.3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение 15 рабочих дней со дня регистрации предложений по квотам выбросов, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, рассматривает представленные предложения по квотам выбросов и принимает одно из следующих решений:
издает приказ об установлении для квотируемых объектов и источников выбросов, расположенных на их территории, квот выбросов с учетом представленных предложений и уведомляет об установленных квотах выбросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения такого уведомления;
уведомляет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, о несоответствии предложений по квотам выбросов требованиям абзацев второго и третьего пункта 6.2 настоящих Правил с мотивированным обоснованием указанного несоответствия любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения такого уведомления, и предлагает уточнить квоты выбросов в течение 10 рабочих дней с даты его получения.
В случае повторного поступления от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, предложений по квотам выбросов, не соответствующих требованиям абзацев второго и третьего пункта 6.2 настоящих Правил либо непредставления уточненных квот выбросов в срок, предусмотренный абзацем третьим настоящего пункта, а также непредставления в течение 60 дней со дня направления письменного уведомления юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, об определенных для данных квотируемых объектов допустимых вкладах в концентрацию, предложений по квотам выбросов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), издает приказ об установлении для квотируемых объектов и источников выбросов, расположенных на их территории, квот выбросов исходя из допустимых вкладов в концентрацию и целевых показателей снижения выбросов по каждому приоритетному загрязняющему веществу, за исключением приоритетных загрязняющих веществ, создающих риски для здоровья человека и не влияющих в точках квотирования на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, для которых квоты выбросов устанавливаются в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 5.1 настоящих Правил.".
6. В абзаце первом пункта 6.4, пункте 6.7 слова "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора)".
7. Дополнить пунктами 6.11 - 6.13 следующего содержания:
"6.11. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), с заявлением о переоформлении установленных квот выбросов, составленным в свободной форме, в случаях:
1) корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2) реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента;
3) если допущены описки или явные арифметические ошибки при установлении для квотируемых объектов и источников выбросов, расположенных на их территории, квот выбросов.
Заявление о переоформлении установленных квот выбросов должно содержать предложения по перерасчету установленных квот выбросов с приложением документов, необходимых для переоформления установленных квот выбросов.
Для переоформления установленных квот выбросов в случае корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, представляются данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и (или) иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности.
Для переоформления установленных квот выбросов в случае реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, реорганизованное юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, вправе представить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае непредставления реорганизованным юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, такого документа федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), запрашивает его самостоятельно в ФНС России посредством межведомственного информационного взаимодействия).
Для переоформления установленных квот выбросов в случае описок или явных арифметических ошибок, допущенных при установлении для квотируемых объектов и источников выбросов, расположенных на их территории, квот выбросов представляются первичные документы, подтверждающие описку или явную арифметическую ошибку при установлении для квотируемых объектов и источников выбросов, расположенных на их территории, квот выбросов.
В случае подписания заявления о переоформлении установленных квот выбросов уполномоченным представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, представляются документы, подтверждающие полномочия такого представителя.
6.12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении установленных квот выбросов издает приказ о переоформлении установленных квот выбросов либо отказывает в переоформлении установленных квот выбросов с мотивированным обоснованием и уведомляет о принятом решении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения такого уведомления.
Основанием для отказа в переоформлении установленных квот выбросов является непредставление документов, подтверждающих необходимость переоформления установленных квот выбросов, и (или) превышение установленных для квотируемого объекта допустимых вкладов в концентрацию, и (или) необеспечение снижения совокупной массы выбросов приоритетных загрязняющих веществ с учетом требований, установленных абзацами вторым и третьим пункта 6.2 настоящих Правил.
6.13. При получении информации из налоговых органов о ликвидации юридического лица и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение 10 рабочих дней со дня получения такой информации издает приказ об отмене установленных квот выбросов.".