Приказ Минприроды России от 03.04.2019 N 214
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 апреля 2019 г. N 214
О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ
В МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля приказываю:
1. Утвердить Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля Минприроды России, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Утвердить Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля согласно приложению 3 к настоящему приказу.
4. Возложить ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля на Департамент финансово-экономического обеспечения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Д.Г. Храмова.
Министр
Д.Н.КОБЫЛКИН
Приложение 1
к приказу Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 03.04.2019 N 214
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ КАРТ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ МИНПРИРОДЫ РОССИИ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЧНЯ МЕР
ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР
1. Должностные лица Минприроды России в соответствии с их должностными регламентами осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
составление и представление документов в Минфин России, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета и расходам федерального бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Минприроды России, как главного распорядителя бюджетных средств;
составление и направление документов в Минфин России и Федеральное казначейство, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных Минприроды России федеральных государственных бюджетных учреждений;
составление и исполнение бюджетной сметы;
принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к Минприроды России;
осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
3. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
4. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, курирующим Департамент финансово-экономического обеспечения (далее - заместитель Министра).
5. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отраженному в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются:
данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
данные о периодичности выполнения операции;
данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
данные о методах контроля и периодичности;
данные о способах проведения контрольных действий.
6. Рекомендуемый образец карты внутреннего финансового контроля представлен в приложении N 1 к настоящему Порядку формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля Минприроды России, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - Порядок).
7. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
формирование перечня операций (далее - Перечень) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
Рекомендуемый образец Перечня представлен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
8. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качества финансового менеджмента), осуществляемых Минприроды России, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами Минприроды России, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений Минприроды России о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
информации о выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета и функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные бюджетные обязательства, а также требования внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения);
информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Порядка относятся операции:
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции Минприроды России, определенной в качестве коррупционно опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее".
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) со значимыми бюджетными рисками.
9. Информацию об оценке бюджетных рисков представляет подразделение, ответственное за результат выполнения внутренних бюджетных процедур.
10. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
при принятии решения заместителем Министра о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
11. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние должностные процедуры;
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается заместителем Министра.
12. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
13. При поступлении информации о выявленных нарушениях Департаменту финансово-экономического обеспечения необходимо представить в орган государственного финансового контроля, направившего такую информацию, сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер.
14. Внутренний финансовый контроль в подразделениях Минприроды России осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
15. Самоконтроль осуществляется сплошным или выборочным способом должностным лицом, ответственным за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), путем проведения проверки выполняемой операции на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.
16. Контроль по уровню подчиненности осуществляется должностным лицом, осуществляющим контрольные действия, сплошным способом путем подтверждения операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
17. Смежный контроль осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем структурного подразделения Минприроды России путем согласования операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Приложение N 1
к Порядку формирования,
утверждения и актуализации
карт внутреннего финансового
контроля Минприроды России,
а также перечня мер
по повышению качества
выполнения внутренних бюджетных
процедур, утвержденному
приказом Минприроды России
от 03.04.2019 N 214
Рекомендуемый образец
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Наименование
Код
Метод контроля
Контрольное действие
Вид/Способ контроля
Периодичность/Срок выполнения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Наименование
Код
Метод контроля
Контрольное действие
Вид/Способ контроля
Периодичность/Срок выполнения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение N 2
к Порядку формирования,
утверждения и актуализации
карт внутреннего финансового
контроля Минприроды России,
а также перечня мер
по повышению качества
выполнения внутренних бюджетных
процедур, утвержденному
приказом Минприроды России
от 03.04.2019 N 214
Рекомендуемый образец
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Бюджетные риски
Матрица рисков
Включить в карту ВФК
Предложения по применению контрольных действий в отношении операций
Оценка бюджетного риска
Уровень рисков
Вероятность
Степень влияния
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Бюджетные риски
Матрица рисков
Включить в карту ВФК
Предложения по применению контрольных действий в отношении операций
Оценка вероятности
Уровень рисков
Вероятность наступления
Последствия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение 2
к приказу Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 03.04.2019 N 214
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ РЕГИСТРОВ (ЖУРНАЛОВ)
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Настоящий Порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (далее - Порядок) разработан в целях обеспечения осуществления Минприроды России ведения, учета, хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
2. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предполагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
3. Рекомендуемый образец регистра (журнала) внутреннего финансового контроля представлен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
4. Ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в отделах структурных подразделений Минприроды России, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур.
5. Перечень должностных лиц, ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в отделах структурных подразделений Минприроды России, формируется Департаментом финансово-экономического обеспечения и утверждается приказом Минприроды России.
6. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в Минприроды России осуществляется путем занесения записей в указанные регистры (журналы), должностными лицами, ответственными за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, на основании полученной информации от соответствующих должностных лиц.
7. Внесение записей в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля, осуществляется по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
8. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей, в форме электронного документа с обязательным изготовлением копий электронных документов на бумажных носителях в соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью.
9. Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений утраты целостности информации в них и сохранность.
Приложение N 1
к Порядку ведения, учета и хранения
регистров (журналов) внутреннего
финансового контроля,
утвержденному приказом
Минприроды России
от 03.04.2019 N 214
Рекомендуемый образец
Дата
Наименование операции
Код контрольного действия
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Результаты контрольного действия
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений)
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения
Отметка об устранении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Дата
Наименование операции
Код контрольного действия
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Результаты контрольного действия
Сведения о причинах возникновения недостатков
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения
Отметка об устранении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение 3
к приказу Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 03.04.2019 N 214
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ РЕГИСТРОВ
(ЖУРНАЛОВ) ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля финансовый отдел Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России составляет полугодовой и годовой отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчетность).
2. Отчет составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, рекомендуемый образец которого представлен в приложении N 1 к Порядку формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (далее - Порядок). Отчетность подписывается директором Департамента финансово-экономического обеспечения.
3. В состав Отчетности включается пояснительная записка, содержащая:
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения.
4. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется Департаментом финансово-экономического обеспечения курирующему заместителю Министра до 20 числа месяца, следующего за отчетными периодами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
5. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля курирующий заместитель Министра принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
актуализацию системы формуляров, реестров, и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий;
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Минприроды России.
7. При принятии решения по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также размещенные на официальном сайте Минфина России квартальные и годовые отчеты о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
Приложение N 1
к Порядку формирования
и направления информации
о результатах внутреннего
финансового контроля
на основе данных регистров
(журналов) внутреннего
финансового контроля,
утвержденному приказом
Минприроды России
от 03.04.2019 N 214
Рекомендуемый образец
Методы контроля
Количество контрольных действий
Количество выявленных недостатков (нарушений)
Количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений
Количество принятых мер, исполненных заключений
1
2
3
4
5
1. Самоконтроль
2. Контроль по уровню подчиненности
Итого