Приказ Минобрнауки России от 22.03.2016 N 283
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 марта 2016 г. N 283
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 07.09.01 АРХИТЕКТУРА
(УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ)
В соответствии с подпунктом 5.2.43 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 07.09.01 Архитектура (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 марта 2016 г. N 283
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
07.09.01 АРХИТЕКТУРА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности 07.09.01 Архитектура (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ПК - профессиональные компетенции;
УК - универсальные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе ассистентуры-стажировки допускается только в образовательных организациях высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе ассистентуры-стажировки в организациях осуществляется в очной форме обучения.
Объем программы ассистентуры-стажировки составляет 132 зачетные единицы (далее - з.е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ассистентуры-стажировки с использованием сетевой формы, реализации программы ассистентуры-стажировки по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программе ассистентуры-стажировки:
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ассистентуры-стажировки в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 66 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.
При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.
Объем программы ассистентуры-стажировки за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
3.4. При реализации программы ассистентуры-стажировки организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы ассистентуры-стажировки возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе ассистентуры-стажировки осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ассистентуры-стажировки, включает:
архитектурно-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
архитектурную практику, основанную на интеграции передовых идей философии, науки, техники, художественной и профессиональной культуры, создающих целостную искусственную материально-пространственную среду жизнедеятельности человека;
архитектурно-педагогическую практику в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
архитектурно-просветительскую деятельность.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ассистентуры-стажировки, являются обучающиеся, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации, ведущие учебные процессы по модели непрерывного архитектурного образования, архитектурные произведения в различных формах, авторы-создатели произведений архитектуры, организации культуры, профессиональные ассоциации.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ассистентуры-стажировки:
архитектурно-педагогическая деятельность;
проектно-творческая деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
организационная деятельность;
экспертно-критическая деятельность;
архитектурно-просветительская деятельность.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
4.4. Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, готов решать следующие профессиональные задачи:
архитектурно-педагогическая деятельность:
преподавание архитектурных творческих дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
выполнение ассистентской работы в группе руководителя;
участие в контрольных мероприятиях, направленных на оценку результатов педагогического процесса;
участие в методической работе ведущей кафедры ассистента-стажера;
проектно-творческая деятельность:
разработка авторских архитектурных проектов с целью формирования новых дидактических подходов и методик обучения;
научно-исследовательская деятельность:
проведение исследований в области архитектуры;
организационная деятельность:
организация учебно-воспитательного процесса, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;
экспертно-критическая деятельность:
проведение экспертизы и экспертной оценки в области архитектурного творчества;
архитектурно-просветительская деятельность:
разработка и реализация выставочных, издательских и иных просветительских проектов в целях популяризации архитектуры, в том числе совместных творческих проектов с градостроителями, художниками, дизайнерами, реставраторами, а также представителями других образовательных организаций и организаций культуры.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ
5.1. В результате освоения программы ассистентуры-стажировки у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
готовностью к овладению информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и проектно-творческой деятельности (УК-1);
способностью выявлять и формулировать проблемы человека, общества, природы и культуры, прогнозировать и планировать их разрешение архитектурными средствами (УК-2);
способностью анализировать исходные данные в области искусства и культуры для формирования суждений по актуальным проблемам профессиональной деятельности архитектора (проектно-творческой и педагогической) (УК-3);
способностью аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области архитектурной деятельности (УК-4);
способностью пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (УК-5);
способностью определять потребность в академическом и профессиональном совершенствовании, повышать компетентность в соответствии с меняющимися условиями (УК-6).
5.3. Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, должен обладать профессиональными компетенциями:
архитектурно-педагогическая деятельность:
готовностью демонстрировать владение современными средствами педагогической деятельности в области архитектурного образования (выявление и применение новых дидактических подходов и методик ведения образовательной деятельности) (ПК-1);
способностью применять знание основ психологии личности и социальной психологии, особенностей психологии креативного образования в педагогической деятельности (ПК-2);
способностью преподавать творческие дисциплины архитектурной направленности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, программы высшего образования уровней бакалавриата и магистратуры и программ дополнительного образования на уровне, соответствующем современным требованиям (ПК-3);
проектно-творческая деятельность:
готовностью применять современный арсенал информационно-коммуникационных технологий при создании архитектурных объектов (ПК-4);
готовностью демонстрировать навыки работы в творческом коллективе (ПК-5);
научно-исследовательская деятельность:
способностью проводить научные исследования в области архитектуры, используя современные методы и технологии ведения работ (ПК-6);
организационная деятельность:
способностью внедрять инновационные образовательные технологии, создавать творческую атмосферу архитектурно-образовательных процессов (ПК-7);
способностью координировать работу коллектива в процессе архитектурно-педагогической, проектно-творческой и научно-исследовательской практик (ПК-8);
экспертно-критическая деятельность:
способностью осуществлять экспертизу работ в области архитектуры и давать критическую оценку научно-проектным разработкам и реализованным объектам (ПК-9);
архитектурно-просветительская деятельность:
готовностью представлять и пропагандировать результаты своей творческой деятельности общественности и в профессиональных кругах (ПК-10);
готовностью участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую, образовательную и информационную среду, с использованием возможностей радио, телевидения, периодики, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") с целью популяризации архитектуры и архитектурного образования в обществе (ПК-11).
5.4. При разработке программы ассистентуры-стажировки все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ассистентуры-стажировки.
5.5. При разработке программы ассистентуры-стажировки организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
5.6. При разработке программы ассистентуры-стажировки требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
ПРОГРАММЫ АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ
6.1. Структура программы ассистентуры-стажировки включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
6.2. Программа ассистентуры-стажировки состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Архитектор. Преподаватель высшей школы".
Структура программы ассистентуры-стажировки
Таблица
Структура программы ассистентуры-стажировки
Объем программы
ассистентуры-стажировки в з.е.
Блок 1
Дисциплины (модули)
75
Базовая часть
25
Вариативная часть
50
Блок 2
Практики
48
Вариативная часть
48
Блок 3
Государственная итоговая аттестация
9
Базовая часть
9
Объем программы ассистентуры-стажировки
132
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ассистентуры-стажировки, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, и практики обеспечивают освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных организациях.
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики" входит производственная практика.
Типы производственной практики:
педагогическая практика;
творческая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная и (или) выездная.
Организация вправе предусмотреть в программе ассистентуры-стажировки иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представление творческо-исполнительской работы (проекта) и защита реферата.
6.7. При разработке программы ассистентуры-стажировки обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ
7.1. Общесистемные требования к реализации программы ассистентуры-стажировки.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
7.1.3. В случае реализации программы ассистентуры-стажировки в сетевой форме требования к реализации программы ассистентуры-стажировки должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы ассистентуры-стажировки в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы ассистентуры-стажировки на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы ассистентуры-стажировки должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ ассистентуры-стажировки.
7.2.1. Реализация программы ассистентуры-стажировки обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ассистентуры-стажировки на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ассистентуры-стажировки, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ассистентуры-стажировки, должна составлять не менее 65 процентов.
7.2.4. К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, действительные и почетные члены, члены-корреспонденты и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, а также члены Союза архитекторов, Союза художников, Союза дизайнеров, авторы значимых научных монографий и крупных реализованных архитектурных проектов.
7.2.5. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой программы ассистентуры-стажировки (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу ассистентуры-стажировки, должна составлять не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ассистентуры-стажировки.
7.3.1. Минимально необходимый для реализации программы ассистентуры-стажировки перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
учебные проектные студии, выставочные пространства, оснащенные соответствующим оборудованием и инвентарем для занятий по дисциплинам, обеспечивающим формирование УК и ПК;
лекционные аудитории и кабинеты, оснащенные аудио- и видеоаппаратурой;
методический фонд.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе ассистентуры-стажировки.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы ассистентуры-стажировки.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ассистентуры-стажировки должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).