Приказ Минобрнауки России от 17.10.2016 N 1294
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 октября 2016 г. N 1294
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 52.03.04
ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ
(УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (уровень бакалавриата).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 102 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 073600 Технология художественного оформления спектакля (квалификация (степень) бакалавр) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2011 г., регистрационный N 20357);
пункт 67 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 октября 2016 г. N 1294
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
52.03.04 ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ
(УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО - высшее образование;
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе бакалавриата в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
организацию художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах;
организацию художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театрах кукол;
организацию художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов;
разработку и организацию воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
техническая документация художественного оформления спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров), отражающая количество предметов материального оформления, технологию изготовления, трудоемкость, необходимый объем материальных, технических и финансовых средств, материальные и технические средства, используемые при создании и реализации световой партитуры;
подразделения театра, организаций, изготавливающих вещественное оформление спектаклей и обеспечивающих его эксплуатацию, а также разработку и реализацию художественно-светового оформления спектакля (концерта, представления);
обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области искусства и культуры.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
технологическая;
организационно-управленческая;
педагогическая.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретные области, объекты, вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, и на конкретные профессиональные задачи, определяющие предметно-тематическое содержание программы бакалавриата, виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам освоения программы бакалавриата, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от вида (видов) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).
4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, и с учетом области профессиональной деятельности выпускников, готов решать следующие профессиональные задачи:
технологическая деятельность:
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах:
обеспечивает воплощение внешней художественной формы спектакля (концерта, представления) в драматическом или музыкальном театре в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика;
разрабатывает самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика в драматическом или музыкальном театре, используя при этом новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов;
в области организации художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театре кукол:
обеспечивает воплощение внешней художественной формы спектакля в театре кукол в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика;
разрабатывает самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика в театре кукол, используя при этом новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов;
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов:
обеспечивает полноценную реализацию авторского проекта и замысла художника по сценическому костюму при подготовке спектакля (концерта, представления);
разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс технологической документации, необходимой для создания костюмов по эскизам, используя при этом новейшие достижения в области швейной техники, новых тканей, материалов и аксессуаров;
в области разработки и организации воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля:
обеспечивает разработку и воплощение световой партитуры спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом режиссера-постановщика, художника-постановщика;
разрабатывает самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации световой партитуры спектакля (концерта, представления) и руководит работой по сценическому воплощению световой партитуры в соответствии с замыслом режиссера-постановщика и художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области светотехники и осветительских технологий;
организационно-управленческая деятельность:
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах:
руководит подразделениями драматического или музыкального театра (концертной организации, цирка), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений), а также обеспечивающими материально-технические условия их проведения;
при исполнении обязанностей заведующего художественно-постановочной частью в драматическом или музыкальном театре проводит монтировочные репетиции, принимает непосредственное участие в организации проката спектаклей (концертов, представлений) на стационаре, на выездах и на гастролях, осуществляет подбор кадров художественно-постановочной части, их расстановку и целесообразное использование, вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников, организует учет их рабочего времени; вносит предложения по совершенствованию сценического и производственного оборудования;
контролирует соблюдение работниками художественно-постановочной части театра правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
в области организации художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театре кукол:
руководит подразделениями театра кукол, изготавливающими кукол, иные материальные компоненты оформления спектаклей, а также обеспечивающими материально-технические условия их проведения;
при исполнении обязанностей заведующего художественно-постановочной частью театра кукол проводит монтировочные репетиции, принимает непосредственное участие в организации проката спектаклей на стационаре, на выездах и на гастролях, осуществляет подбор кадров художественно-постановочной части, их расстановку и целесообразное использование, вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников, организует учет их рабочего времени, вносит предложения по совершенствованию сценического и производственного оборудования театра кукол;
контролирует соблюдение работниками художественно-постановочной части театра кукол правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов:
руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), осуществляющими изготовление или эксплуатацию сценических костюмов;
при исполнении обязанностей заведующего цехом осуществляет подбор кадров этого подразделения, их расстановку и целесообразное использование, вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников, организует учет их рабочего времени, вносит предложения по совершенствованию производственного оборудования;
контролирует соблюдение работниками, осуществляющими изготовление или эксплуатацию сценических костюмов, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;
в области разработки и воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля:
обеспечивает разработку и воплощение световой партитуры спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом режиссера-постановщика, художника-постановщика;
разрабатывает самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации световой партитуры спектакля (концерта, представления) и руководит работой по сценическому воплощению световой партитуры в соответствии с замыслом режиссера-постановщика и художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области свето-техники и осветительских технологий;
проводит свето-монтировочные репетиции; контролирует точное соблюдение работниками установленной световой партитуры спектакля, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), занимающимися световым оформлением спектаклей (концертов, представлений), а также производящими театральное свето-техническое оборудование;
вносит предложения по совершенствованию светотехнического сценического оборудования;
педагогическая деятельность:
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах:
преподает технологию художественного оформления драматического или музыкального спектакля и театрального производства и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в области организации художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театре кукол:
преподает конструирование и технологию создания театральной куклы, технологию художественного оформления спектакля в театре кукол и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов:
преподает моделирование и конструирование сценического костюма и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в области разработки и воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля:
преподает художественно-световое оформление спектакля и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов профессиональной деятельности в различных сферах (ОК-2);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-8).
5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владением методами экономической оценки художественных проектов, интеллектуального труда (ОПК-1);
способностью самостоятельно решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь работников (ОПК-3);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в первую очередь в сфере художественного творчества (ОПК-4);
способностью понимать значимость своей профессии, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ОПК-5);
способностью самостоятельно или в составе группы работников вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества (ОПК-6);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОПК-7);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-9).
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, и области профессиональной деятельности выпускников:
технологическая деятельность:
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах:
способностью к воплощению внешней художественной формы спектакля (концерта, представления) в драматическом или музыкальном театре в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика (ПК-1);
готовностью к разработке самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекса документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика в драматическом или музыкальном театре (ПК-2);
умением провести монтировочную репетицию драматического или музыкального спектакля (концерта, представления) (ПК-3);
осознанием творческого характера своей сценической технологической работы при реализации художественных проектов в драматических и музыкальных театрах (ПК-4);
готовностью использовать в технологических разработках оформления драматических и музыкальных спектаклей (концертов, представлений) новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов (ПК-5);
умением работать в творческом сотрудничестве с художником-постановщиком, другими создателями драматического или музыкального спектакля (концерта, представления) (ПК-6);
осознанием собственной ответственности за производственную и пожарную безопасность как в период создания материального оформления драматического или музыкального спектакля (концерта, представления), так и при его эксплуатации (ПК-7);
в области организации художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театре кукол:
способностью к воплощению внешней художественной формы спектакля в театре кукол в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика (ПК-8);
готовностью к разработке самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекса документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика в театре кукол (ПК-9);
умением провести монтировочную репетицию в театре кукол (ПК-10);
осознанием творческого характера своей технологической работы при реализации художественных проектов в театре кукол (ПК-11);
готовностью использовать в технологических разработках оформления спектаклей театра кукол новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов (ПК-12);
умением работать в творческом сотрудничестве с художником-постановщиком, другими создателями спектакля в театре кукол (ПК-13);
осознанием собственной ответственности за производственную и пожарную безопасность как в период создания материального оформления спектакля в театре кукол, так и при его эксплуатации (ПК-14);
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов:
способностью обеспечить полноценную реализацию замысла художника по сценическому костюму, зафиксированного в его авторском проекте (ПК-15);
готовностью к разработке самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекса документации технологического проекта воплощения замысла художника по сценическому костюму (ПК-16);
умением провести примерки сценических костюмов и оказать технологическую помощь работникам пошивочного цеха (ПК-17);
осознанием творческого характера своей технологической работы при создании костюмов в рамках художественных театральных проектов (ПК-18);
готовностью использовать в технологических разработках создания сценических костюмов новейшие достижения в области швейной техники, новых тканей, материалов и аксессуаров (ПК-19);
умением работать в творческом сотрудничестве с художником по сценическому костюму, другими создателями спектакля (ПК-20);
осознанием собственной ответственности за производственную и пожарную безопасность как в период создания сценических костюмов, так и при их эксплуатации (ПК-21);
в области разработки и организации воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля:
способностью к разработке и воплощению световой партитуры спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом режиссера-постановщика и художника-постановщика (ПК-22);
готовностью к разработке самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекса документации световой партитуры спектакля (ПК-23);
умением провести свето-монтировочную репетицию (ПК-24);
осознанием творческого характера своей технологической работы при создании и воплощении световой партитуры спектакля (концерта, представления) (ПК-25);
готовностью использовать при создании и реализации световой партитуры спектакля (концерта, представления) новейшие достижения в области светотехники и осветительских технологий (ПК-26);
умением работать в творческом сотрудничестве с режиссером-постановщиком, художником-постановщиком, другими создателями спектакля (ПК-27);
осознанием собственной ответственности за производственную и пожарную безопасность как в период создания световой партитуры спектакля (концерта, представления), так и при ее реализации (ПК-28);
организационно-управленческая деятельность:
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах:
способностью руководить подразделениями драматического или музыкального театра (концертной организации, цирка, других организаций), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений) или обеспечивающими их эксплуатацию (ПК-29);
в области организации художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театре кукол:
способностью руководить подразделениями театра кукол, изготавливающими материальное оформление спектаклей или обеспечивающими их эксплуатацию (ПК-30);
в области художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов:
способностью руководить подразделениями театра (концертной организации, цирка, других организаций), изготавливающими сценические костюмы или обеспечивающими их эксплуатацию (ПК-31);
в области разработки и организации воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля:
способностью руководить подразделениями театра (концертной организации, цирка, других организаций), занимающимися световым оформлением спектаклей (концертов, представлений) и (или) производящими театральное светотехническое оборудование (ПК-32);
педагогическая деятельность:
в области организации художественно-технического воплощения проекта сценического оформления спектакля в драматических и музыкальных театрах:
готовностью преподавать технологию художественного оформления драматического или музыкального спектакля, театрального производства и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, планировать образовательный процесс, участвовать в методических разработках (ПК-33);
в области организации художественно-технического воплощения проекта художественного оформления спектакля в театре кукол:
готовностью преподавать технологию художественного оформления спектакля и театрального производства в театре кукол и смежные (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, планировать образовательный процесс, участвовать в методических разработках (ПК-34);
в области художественно-технического воплощения проекта сценических костюмов:
готовностью преподавать технологию создания и эксплуатации сценического костюма и смежные дисциплины в образовательных организациях профессионального образования, планировать образовательный процесс, участвовать в методических разработках (ПК-35);
в области разработки и организации воплощения проекта художественно-светового оформления спектакля:
готовностью преподавать технологию светового оформления спектакля и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, планировать образовательный процесс, участвовать в методических разработках (ПК-36).
5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.
5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).
6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы;
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
Структура программы бакалавриата
Таблица
Структура программы бакалавриата
Объем программы бакалавриата в з.е.
Блок 1
Дисциплины (модули)
222 - 228
Базовая часть
102 - 108
Вариативная часть
120
Блок 2
Практики
6 - 9
Вариативная часть
6 - 9
Блок 3
Государственная итоговая аттестация
6 - 9
Базовая часть
6 - 9
Объем программы бакалавриата
240
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
научно-исследовательская работа;
творческая практика.
Способы проведения учебной практики:
стационарная;
выездная.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
научно-исследовательская работа;
творческая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4589, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организацией, участвующей в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 50 процентов.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, академики, члены-корреспонденты, почетные члены и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, члены Союза архитекторов, члены Союза художников, члены Союза дизайнеров, авторы научных монографий и крупных реализованных архитектурных проектов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным рабочим программам дисциплин (модулей), рабочим программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).