Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минобрнауки России от 25.04.2022 N 374

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 апреля 2022 г. N 374

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКОВ

ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ И ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА ЭКСПЕРТОВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

ПЕРЕДОВЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ШКОЛ

В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. N 619 "О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 11 апреля, N 0001202204110041), приказываю:

Утвердить:

порядок экспертной оценки программ развития передовых инженерных школ согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

порядок формирования состава экспертов для проведения экспертной оценки программ развития передовых инженерных школ согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр

В.Н.ФАЛЬКОВ

Приложение N 1

к приказу Министерства

науки и высшего образования

Российской Федерации

от 25 апреля 2022 г. N 374

ПОРЯДОК

ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПЕРЕДОВЫХ

ИНЖЕНЕРНЫХ ШКОЛ

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения экспертной оценки программ развития передовых инженерных школ, представленных в составе заявок на участие в отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля (далее соответственно - экспертная оценка, заявка, программа развития передовой инженерной школы).

2. Экспертная оценка в соответствии с настоящим Порядком осуществляется федеральным государственным автономным научным учреждением "Центр социологических исследований" (далее - ФГАНУ "Социоцентр") с привлечением экспертов, отобранных федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - эксперты).

3. Экспертиза осуществляется по критериям экспертной оценки программ развития передовых инженерных школ, установленным в пункте 21 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. N 619 "О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 11 апреля, N 0001202204110041) (далее - Правила предоставления грантов).

4. Эксперт может быть привлечен к проведению экспертной оценки нескольких программ развития передовых инженерных школ в пределах срока ее проведения, установленного в пункте 20 Правил предоставления грантов.

5. Для экспертной оценки каждой программы развития передовой инженерной школы привлекается не менее двух экспертов.

6. Экспертная оценка проводится экспертом лично и независимо от других экспертов, привлеченных к экспертной оценке программы развития передовой инженерной школы.

7. По результатам экспертной оценки каждой программы развития передовой инженерной школы эксперты подготавливают экспертные анкеты (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

8. ФГАНУ "Социоцентр" на основании экспертных анкет готовит сводное экспертное заключение на программу развития передовой инженерной школы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку). Итоговый балл программы развития передовой инженерной школы в данном заключении рассчитывается по формуле:

,

где

Bi - итоговый балл программы развития передовой инженерной школы;

i - индекс программы развития передовой инженерной школы;

j - индекс критерия;

k - индекс эксперта;

bjk - итоговый балл по каждому критерию от каждого эксперта;

n - число экспертов.

9. ФГАНУ "Социоцентр" на основании сводных экспертных заключений, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, готовит сводный отчет о результатах экспертной оценки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

10. ФГАНУ "Социоцентр" направляет сводный отчет о результатах экспертной оценки с приложением сводных экспертных заключений и экспертных анкет с результатами оценки каждой программы развития передовой инженерной школы в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок, предусмотренного пунктом 16 Правил предоставления грантов.

Приложение N 1

к Порядку экспертной оценки

программ развития передовых

инженерных школ,

утвержденному приказом Министерства

науки и высшего образования

Российской Федерации

от 25 апреля 2022 г. N 374

Рекомендуемый образец

Оцениваемые критерии и система их оценки

Оценка в баллах

1. Амбициозность целей и результатов реализации программы развития передовой инженерной школы, их соответствие Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887; 2021, N 12, ст. 1982), национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4884) стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации.

Система оценки критерия (в баллах)

Индикатор 1 "Амбициозность целей":

0

Информация отсутствует, цели не описаны в программе развития передовой инженерной школы. Цели не амбициозны и могут быть достигнуты в рамках текущей образовательной, научной и инновационной деятельности образовательной организации высшего образования (далее - университет) без средств выделяемого гранта в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля

(0 - 4 балла)

1

(далее - грант).

Цели достаточно амбициозны в контексте задач создания и развития передовой инженерной школы, но не в полной мере соответствуют условиям реализации федерального проекта "Передовые инженерные школы" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - федеральный проект).

2

Цели соответствуют условиям реализации федерального проекта и достаточно амбициозны с точки зрения увеличения значений его количественных показателей, но их достижение может не привести к качественным изменениям деятельности университета по созданию в партнерстве с высокотехнологичными компаниями нового типа инженерной подготовки, осуществлению прорывных разработок и исследований. Цели недостаточно амбициозны для участия университета в решении задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

3

Цели амбициозны и с высокой вероятностью приведут к качественным изменениям деятельности университета по созданию в партнерстве с высокотехнологичными компаниями нового типа инженерной подготовки, осуществлению прорывных разработок и исследований. Цели достаточно амбициозны для участия университета в решении задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

4

Цели амбициозны и обладают высокой степенью уникальности, что с высокой вероятностью приведет к качественным изменениям деятельности университета по созданию в партнерстве с высокотехнологичными компаниями нового типа инженерной подготовки, осуществлению прорывных разработок и исследований. Цели достаточно амбициозны для участия университета в решении задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

Индикатор 2 "Влияние результатов на изменение степени участия университета в решении задач, соответствующих высокому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации":

0

Информация отсутствует, ожидаемые результаты не описаны в программе развития передовой инженерной школы. Результаты могут быть достигнуты в рамках текущей образовательной, научной и инновационной деятельности университета без средств выделяемого гранта.

(0 - 4 балла)

1

Достижение результатов приведет к улучшениям (изменениям) в образовательной, научной и инновационной деятельности университета, но не укрепит его позиции на национальном и (или) мировом научно-образовательном рынке в области подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики Российской Федерации. Достижение результатов не обеспечит увеличение вклада университета в решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

2

Достижение результатов отчасти укрепит позиции университета на национальном и (или) мировом научно-образовательном рынке в области подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики Российской Федерации. Достижение результатов в незначительной степени повысит вклад университета в решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

3

Ожидаемые результаты обладают разной степенью влияния на положение университета на национальном и (или) мировом научно-образовательном рынке в области подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики Российской Федерации, а также на вклад университета в решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации. Часть результатов приведет к качественным изменениям деятельности университета по созданию в партнерстве с высокотехнологичными компаниями нового типа инженерной подготовки, осуществлению прорывных разработок и исследований университета, а часть - не окажет существенного влияния.

4

Достижение результатов обеспечит укрепление позиций университета на национальном и (или) мировом научно-образовательном рынке в области подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики Российской Федерации, а также повысит вклад университета в решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

Индикатор 3 "Соответствие целей Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации":

(0 - 2 балла)

0

Информация отсутствует, в программе развития передовой инженерной школы не описана связь цели с документами стратегического планирования Российской Федерации. При подготовке программы развития не использовались документы стратегического планирования Российской Федерации.

1

Документы стратегического планирования Российской Федерации используются формально - ссылки на них присутствуют, но вклад университета посредством создания (развития) передовой инженерной школы в достижение указанных целей не ясен.

2

Программа развития передовой инженерной школы в высокой степени соотносится с документами стратегического планирования Российской Федерации. Описан ожидаемый вклад университета посредством создания (развития) передовой инженерной школы в достижение указанных целей.

Итоговый балл по критерию (сумма баллов по индикаторам 1 - 3):

Оценка производится:

- на основе анализа всех разделов программы развития передовой инженерной школы;

- с учетом задач документов стратегического планирования Российской Федерации.

Особое внимание уделяется характеристикам планируемого вклада университета посредством создания (развития) передовой инженерной школы в научно-технологическое развитие Российской Федерации в приоритетных областях технологического развития, в достижение национальных целей, а также в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации (или) научно-технологическое развитие отрасли (отраслей).

(0 - 10 баллов)

Обоснование оценки по критерию 1:

(здесь и далее в экспертной анкете по каждому критерию приводится письменное обоснование предложенной оценки в баллах, содержащее от 600 до 1500 знаков с пробелами)

2. Академическое признание и потенциал университета.

Система оценки критерия (в баллах)

Индикатор 1 "Академическая репутация и динамика развития университета за десятилетний период":

0

Динамика развития университета не обеспечила качественных изменений академической среды и не привела к укреплению позиций университета на национальном и (или) международном уровне. Академическая репутация университета существенно не изменилась.

(0 - 5 баллов)

1

Динамика развития университета обеспечила качественные изменения по отдельным направлениям его образовательной, научной и инновационной деятельности, но в целом не усилила позиции университета на национальном и (или) международном уровне. Академическая репутация университета существенно не повысилась.

2

Динамика развития университета обеспечила качественные изменения академической среды и повысила конкурентоспособность университета на региональном уровне. Академическая репутация университета улучшилась в региональном масштабе.

3

Динамика развития университета обеспечила качественные изменения академической среды и повысила конкурентоспособность университета на национальном уровне. Академическая репутация университета улучшилась в национальном масштабе.

4

Динамика развития университета обеспечила качественные изменения академической среды и повысила конкурентоспособность университета как на национальном, так и на международном уровнях. Академическая репутация университета улучшилась в национальном и (или) международном масштабе.

5

Динамика развития университета демонстрирует уникальную способность университета к эффективным институциональным преобразованиям, что обеспечило существенное укрепление его позиций на национальном и (или) международном уровнях. Академическая репутация университета существенно улучшилась в национальном и (или) международном масштабе.

Индикатор 2 "Уровень накопленного потенциала":

0

Информация отсутствует, заделы и достижения университета, способствующие эффективной реализации целей федерального проекта, не описаны в программе развития передовой инженерной школы.

(0 - 5 баллов)

1

Описанные в программе развития передовой инженерной школы заделы и достижения университета, способствующие эффективной реализации целей федерального проекта, значимы на локальном уровне университета.

2

Описанные в программе развития передовой инженерной школы заделы и достижения университета, способствующие эффективной реализации целей федерального проекта, значимы на региональном уровне.

3

Описанные в программе развития передовой инженерной школы заделы и достижения университета, способствующие эффективной реализации целей федерального проекта, значимы на отраслевом уровне.

4

Описанные в программе развития передовой инженерной школы заделы и достижения университета, способствующие эффективной реализации целей федерального проекта, значимы на национальном уровне.

5

Описанные в программе развития передовой инженерной школы заделы и достижения университета, способствующие эффективной реализации целей федерального проекта, значимы на глобальном (мировом) уровне.

Итоговый балл по критерию (сумма баллов по индикаторам 1 - 2):

Оценка производится:

- на основе анализа всех разделов программы развития передовой инженерной школы;

- с учетом данных о количественных характеристиках образовательной, научной и инновационной деятельности университета (в том числе, содержащихся в базах данных российской статистики, наукометрических базах данных, данных национальных и международных рейтингов университетов).

Особое внимание уделяется характеристикам образовательной, научной и инновационной деятельности университета и его текущего потенциала, способствующего наиболее эффективной реализации целей федерального проекта.

(0 - 10 баллов)

Обоснование оценки по критерию 2:

3. Степень проработки и обоснованности программы развития передовой инженерной школы.

Система оценки критерия (в баллах)

Индикатор 1 "Реалистичность планов и обоснованность прогноза достижения целей":

0

Информация отсутствует, планы по достижению целей программы развития передовой инженерной школы и заявленных значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, не описаны в программе развития передовой инженерной школы.

(0 - 5 баллов)

1

Заявленные в программе развития передовой инженерной школы цели программы развития передовой инженерной школы и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, скорее не достижимы или достижимы в незначительной части. Отсутствует обоснование (прогноз) достижения целей программы развития передовой инженерной школы и заявленных значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта.

2

Заявленные в программе развития передовой инженерной школы цели программы развития передовой инженерной школы и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, достижимы не в полной мере. Представленное обоснование (прогноз) выглядит не вполне реалистичным - текущий потенциал университета, планируемые мероприятия и их ресурсное обеспечение выглядят недостаточными для достижения заявленных целей программы развития передовой инженерной школы и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта.

4

Заявленные в программе развития передовой инженерной школы цели программы развития передовой инженерной школы и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, скорее достижимы или достижимы в значительной части. Представлено убедительное обоснование достижимости целей программы развития передовой инженерной школы и заявленных значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта.

5

Заявленные в программе развития передовой инженерной школы цели программы развития передовой инженерной школы и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, достижимы с высокой степенью вероятности. Представлено убедительное обоснование достижимости целей программы развития передовой инженерной школы и заявленных значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, с учетом текущего потенциала университета и планируемого ресурсного обеспечения.

Индикатор 2 "Полнота информации, проработка и детализация характеристик мероприятий программы развития передовой инженерной школы":

0

Программа развития передовой инженерной школы написана неконкретно, общими фразами. Большой объем представленной в программе развития передовой инженерной школы информации не релевантен заявленным целям и направлениям федерального проекта. Наблюдаются повсеместные нарушения логической связи между целями программы развития передовой инженерной школы, мероприятиями и показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления гранта.

(0 - 5 баллов)

1

Программа развития передовой инженерной школы не дает четкого представления об исходных позициях и направлениях развития передовой инженерной школы. Описание большинства мероприятий не позволяет понять, какие именно действия собирается предпринять университет в рамках реализации данной программы. Имеются нарушения логической связи между целями программы развития передовой инженерной школы, мероприятиями и показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления грантов, при характеристике значительной части направлений развития передовой инженерной школы.

2

Полнота и конкретность описания заделов разнится от раздела к разделу программы развития передовой инженерной школы. Программа развития передовой инженерной школы дает неполное представление об исходных позициях и направлениях развития передовой инженерной школы. Описание некоторых мероприятий не в полной мере позволяет понять, какие именно действия собирается предпринять университет в рамках реализации данной программы развития передовой инженерной школы. Имеются некоторые нарушения логической связи между целями программы развития передовой инженерной школы, мероприятиями и результатами предоставления грантов при характеристике отдельных направлений развития передовой инженерной школы.

4

В большинстве разделов программы развития передовой инженерной школы представлено детальное описание, в том числе, приведены конкретные количественные показатели реализации проекта. Программа развития передовой инженерной школы дает представление об исходных позициях и направлениях развития образовательной, научной и инновационной деятельности университета в рамках реализации данной программы. Описание большинства мероприятий позволяет понять, какие именно действия собирается предпринять университет и как они связаны с целями программы развития передовой инженерной школы и федерального проекта в целом. Наблюдается логическая связь между целями программы развития передовой инженерной школы, мероприятиями и показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления гранта, при характеристике направлений развития передовой инженерной школы.

5

Программа развития передовой инженерной школы написана детально и подробно, в том числе приведены количественные показатели реализации проекта. Программа развития передовой инженерной школы дает полное представление об исходных позициях университета и направлениях развития его образовательной, научной и инновационной деятельности в рамках реализации данной программы. Описание всех мероприятий позволяет понять смысл и последовательность действий, которые собирается предпринять университет и как они связаны с целями программы развития передовой инженерной школы и федерального проекта, в целом. Присутствует четкая логическая связь между целями программы развития, мероприятиями и показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления гранта, при характеристике направлений развития передовой инженерной школы.

Итоговый балл по критерию (сумма баллов по индикаторам 1 - 2):

Оценка производится:

- на основе анализа всех разделов программы развития передовой инженерной школы;

- с учетом данных о количественных характеристиках образовательной, научной и инновационной деятельности университета (в том числе содержащихся в базах данных российской статистики, наукометрических базах данных, данных национальных и международных рейтингов университетов).

Особое внимание уделяется анализу предлагаемых мероприятий и инструментов по их реализации для достижения поставленных целей федерального проекта, а также анализу планируемых количественных результатов реализации программы развития передовой инженерной школы.

(0 - 10 баллов)

Обоснование оценки по критерию 3:

4. Система управления передовой инженерной школы и ее взаимодействие с высокотехнологичными компаниями-партнерами (включая оценку стратегии развития партнерства, деятельности управляющих органов, реализации образовательных программ и научных проектов).

Система оценки критерия (в баллах)

Индикатор 1 "Система управления передовой инженерной школы":

0

Информация отсутствует, в программе развития передовой инженерной школы не описана система управления передовой инженерной школы.

1

Представленная в программе развития передовой инженерной школы система управления передовой инженерной школы в недостаточной степени соответствует заявленным целям проекта и не в полной мере отвечает условиям организации образовательного процесса в университете, а также его научной и инновационной деятельности. Представленные мероприятия по внедрению системы управления передовой инженерной школы могут быть реализованы в университете частично.

(0 - 5 баллов)

3

Представленная в программе система управления передовой инженерной школы в целом соответствует заявленным целям проекта и отвечает условиям организации образовательного процесса в университете, а также его научной и инновационной деятельности. Представленные мероприятия по внедрению системы управления передовой инженерной школы согласованы с другими мероприятиями развития университета и могут быть реализованы в университете.

5

Представленная в программе система управления передовой инженерной школы соответствует заявленным целям проекта и полностью отвечает условиям организации образовательного процесса в университете, а также его научной и инновационной деятельности. Представленные мероприятия по внедрению системы управления передовой инженерной школы согласованы с другими мероприятиями развития университета, могут быть успешно реализованы в университете и обеспечат эффективное достижение поставленных целей программы развития передовой инженерной школы.

Индикатор 2 "Обоснованность, продуманность и потенциальное влияние взаимодействия передовой инженерной школы с высокотехнологичными компаниями-партнерами на достижение целей федерального проекта:

0

Информация о взаимодействии передовой инженерной школы с высокотехнологичными компаниями в программе не представлена.

(0 - 5 баллов)

1

Описанное в программе взаимодействие передовой инженерной школы с высокотехнологичными компаниями не является системным и направлено на решение локальных задач университета. Интересы и цели участия высокотехнологичных компаний в программе развития передовой инженерной школы недостаточно продуманы и обоснованы. Оценка долгосрочной стратегии развития партнерства, деятельности управляющих органов, реализации образовательных программ и научных проектов не представлена или представлена не в полном объеме.

3

Описанное в программе взаимодействие передовой инженерной школы с высокотехнологичными компаниями является системным и направлено на решение актуального ряда задач регионального (отраслевого) развития. Планируемые результаты достаточно амбициозны для обеспечения вклада университета в решение задач создания нового типа инженерной подготовки, осуществления прорывных разработок и исследований, направленных на создание продукта, соответствующего мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации. Интересы и цели участия высокотехнологичных компаний в программе развития передовой инженерной школы продуманы и обоснованы. Оценка долгосрочной стратегии развития партнерства, деятельности управляющих органов, реализации образовательных программ и научных проектов представлена не в полном объеме.

5

Описанное в программе взаимодействие передовой инженерной школы с высокотехнологичными компаниями является системным и направлено на решение актуального комплекса задач регионального (отраслевого) развития. Планируемые результаты достаточно амбициозны для обеспечения вклада университета в решение задач создания нового типа инженерной подготовки, осуществления прорывных разработок и исследований, направленных на создание продукта, соответствующего мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации. Интересы и цели участия высокотехнологичных компаний в программе развития передовой инженерной школы хорошо продуманы и обоснованы. Оценка долгосрочной стратегии развития партнерства, деятельности управляющих органов, реализации образовательных программ и научных проектов представлена в полном объеме. У университета имеется опыт взаимодействия с высокотехнологичными компаниями, что подтверждает возможность достижения планируемых результатов проекта с высокой степенью вероятности.

Итоговый балл по критерию (сумма баллов по индикаторам 1 - 2):

Оценка производится на основе анализа соответствующих разделов программы развития передовой инженерной школы. Особое внимание уделяется анализу предлагаемых мероприятий и инструментов по их реализации для достижения поставленных целей федерального проекта в части управления передовой инженерной школой, а также анализу опыта взаимодействия университета с организациями реального сектора экономики и (или) государственными корпорациями и (или) высокотехнологичных компаниями.

(0 - 10 баллов)

Обоснование оценки по критерию 4:

5. Объем внебюджетных средств, привлекаемых университетом со стороны высокотехнологичных компаний на реализацию программы развития передовой инженерной школы.

Система оценки критерия (в баллах)

Индикатор 1 "Наличие планов по привлечению внебюджетных средств со стороны высокотехнологичных компаний":

0

Программа развития передовой инженерной школы предусматривает привлечение университетом внебюджетных средств на реализацию программы развития передовой инженерной школы со стороны высокотехнологичных компаний в меньшем объеме, чем указано в объявлении о проведении отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля (далее - отбор) (по годам).

(0 - 5 баллов)

3

Программа развития передовой инженерной школы предусматривает привлечение университетом внебюджетных средств на реализацию программы развития передовой инженерной школы со стороны высокотехнологичных компаний в объеме, соответствующем требованиям объявления о проведении отбора.

5

Программа развития передовой инженерной школы предусматривает привлечение университетом внебюджетных средств на реализацию программы развития передовой инженерной школы со стороны высокотехнологичных компаний в объеме не менее 40% от объема финансового обеспечения программы развития передовой инженерной школы на период 2022 - 2024 годов.

Индикатор 2 "Уровень высокотехнологичных компаний, привлекаемых университетом к реализации программы развития передовой инженерной школы":

Привлекаемая к реализации программы развития передовой инженерной школы высокотехнологичная компания соответствует следующим требованиям в рамках осуществления текущей деятельности (при оценке допускается использование нескольких (до пяти) пунктов):

(0 - 5 баллов)

0

Не соответствует ни одному из требований.

1

Осуществляет научно-технологическую деятельность по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе, направленным на достижение необходимого уровня национальной безопасности, высоких показателей эффективности экономики и социально-экономического развития, а также укрепление позиций России в области экономического, научно-технологического и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

1

Участвует в каком-либо из следующих мероприятий:

- в разработке и (или) реализации комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла, направленных на достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации;

- в реализации мероприятий национальных и федеральных проектов, важнейших инновационных проектов государственного значения, а также федеральных научно-технических программ, связанных с обеспечением развития отдельных отраслей экономики, снижением технологических рисков в таких отраслях и созданием перспективных сквозных технологии;

- в реализации прорывных разработок и исследований в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации в рамках технологических платформ, отвечающих мировому уровню актуальности и значимости.

1

Обеспечивает развитие научно-технологической и инновационное деятельности Российской Федерации, использует результаты интеллектуальной деятельности и (или) научных и (или) научно-технических результатов для создания и практического применения разрабатываемых технологий и высокотехнологичной продукции (работ и услуг), в том числе, реализуя перспективные направления научно-технологического развития и инновационной деятельности в статусе государственного научного центров Российской Федерации.

1

Входит в национальные рейтинги российских высокотехнологичных компаний за период с 2016 по 2020 год. в соответствующей категории, и (или) является победителем или номинантом премии "Технологический прорыв" за разработку проектов, направленных на достижения в технологическом развитии страны и вклад в российский бизнес, и (или) других престижных премий в области высоких технологий.

1

Относится к категории средних или крупных предприятий (с численностью работников более 100 чел. и ежегодной доходностью более 2 млрд руб.).

Итоговый балл по критерию (сумма баллов по индикатору 1 - 2):

Оценка производится:

- на основе анализа соответствующих разделов программы развития передовой инженерной школы, а также обязательств высокотехнологичной компании по софинансированию реализации мероприятий программы развития передовой инженерной школы в требуемом объеме;

- с учетом согласия высокотехнологичной компании и на основе предлагаемых ей мер по осуществлению поддержки создания и развития передовой инженерной школы в связи со значимостью реализации данного проекта для реального сектора экономики.

Особое внимание уделяется опыту взаимодействия университета с организациями реального сектора экономики и (или) государственными корпорациями и (или) высокотехнологичными компаниями.

(0 - 10 баллов)

Обоснование оценки по критерию 5:

Приложение N 2

к Порядку экспертной оценки

программ развития передовых

инженерных школ,

утвержденному приказом Министерства

науки и высшего образования

Российской Федерации

от 25 апреля 2022 г. N 374

Рекомендуемый образец

N п/п

Наименование критерия

Максимальное количество баллов по критерию

Баллы эксперта 1

Баллы эксперта 2

Средний балл/итоговый балл

1

Амбициозность целей и результатов реализации программы развития передовой инженерной школы, их соответствие Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887; 2021, N 12, ст. 1982), национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4884), стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации

10

2

Академическое признание и потенциал образовательной организации высшего образования (далее - университет), представившей программу развития передовой инженерной школы

10

3

Степень проработки и обоснованности программы развития передовой инженерной школы

10

4

Система управления передовой инженерной школы и ее взаимодействие с высокотехнологичными компаниями-партнерами (включая оценку стратегии развития партнерства, деятельности управляющих органов, реализации образовательных программ и научных проектов)

10

5

Объем внебюджетных средств, привлекаемых университетом со стороны высокотехнологичных компаний на реализацию программы развития передовой инженерной школы

10

Максимальное количество баллов/Итоговый балл

50

Приложение N 3

к Порядку экспертной оценки

программ развития передовых

инженерных школ,

утвержденному приказом Министерства

науки и высшего образования

Российской Федерации

от 25 апреля 2022 г. N 374

Рекомендуемый образец

Сводный отчет

о результатах проведения экспертной оценки программ развития

передовых инженерных школ, представленных в составе заявки

на участие в отборе на предоставление грантов в форме

субсидий из федерального бюджета на поддержку программ

развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения

практик и стажировок, в том числе в формате работы

с наставниками, для талантливых студентов лучших

магистерских программ, обеспечение повышения квалификации

и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме

стажировки на базе высокотехнологичных компаний,

для профессорско-преподавательского состава и управленческих

команд передовых инженерных школ, а также образовательных

организаций высшего образования, реализующих образовательные

программы инженерного профиля

N п/п

Наименование образовательной организации высшего образования, представившей программу развития передовой инженерной школы

Итоговый средний балл

Ведомственная принадлежность

Субъект Российской Федерации

Специальность и (или) направление подготовки высшего образования для подготовки инженерных кадров на базе создаваемой передовой инженерной школы

1

2

Приложение N 2

к приказу Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 25 апреля 2022 г. N 374

ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ

ОЦЕНКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПЕРЕДОВЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ШКОЛ

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования состава экспертов для проведения экспертной оценки программ развития передовых инженерных школ, представленных в составе заявок на участие в отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля (далее соответственно - эксперт, экспертная оценка, заявка, отбор).

2. К экспертной оценке привлекаются эксперты, отобранные федеральным государственным автономным образовательным учреждением, высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".

3. К проведению экспертной оценки могут быть привлечены эксперты из числа:

представителей образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций;

представителей организаций реального сектора экономики и (или) государственных корпораций и (или) высокотехнологичных компаний.

4. Представители образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций должны соответствовать не менее чем трем из следующих критериев:

стаж педагогической работы и (или) научной работы в образовательной организации высшего образования и (или) научной организации - не менее пяти лет;

наличие ученой степени кандидата наук и (или) доктора наук;

наличие изданных учебников, учебных пособий, монографий, полученных патентов и свидетельств - не менее трех;

наличие публикаций в научных изданиях, индексированных в российских и (или) международных базах данных, - не менее десяти;

наличие новых образовательных технологий, методик, внедренных в образовательных организациях высшего образования, не менее пяти;

опыт участия в проектировании, внедрении и (или) реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего образования - не менее трех лет;

опыт научного руководства студентами и (или) аспирантами;

опыт руководства научно-исследовательским проектом;

получение дополнительного профессионального образования в течение пяти лет, предшествующих, году проведения отбора;

членство в профессиональных ассоциациях, обществах и союзах и (или) участие в деятельности общественных или экспертных советов и (или) участие в деятельности редакционной коллегии научного или профессионального журнала;

опыт работы в исследовательских или образовательных проектах в качестве консультанта и (или) эксперта - не менее трех лет;

наличие государственных премий Российской Федерации и (или) премий Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации в области образования и (или) в области науки и техники.

5. Представители организаций реального сектора экономики, и (или) государственных корпораций, и (или) высокотехнологичных компаний должны соответствовать не менее чем двум из следующих критериев:

стаж работы в организации реального сектора экономики, и (или) государственной корпорации, и (или) высокотехнологичной компании - не менее пяти лет;

опыт работы на руководящей должности, занимаемой в организации реального сектора экономики, и (или) государственной корпорации, и (или) высокотехнологичной компании;

получение дополнительного профессионального образования в течение пяти лет, предшествующих году проведения отбора;

членство в профессиональных ассоциациях, обществах и союзах, и (или) участие в деятельности общественных или экспертных советов, и (или) участие в деятельности редакционной коллегии научного или профессионального журнала;

наличие государственных и (или) международных премий и (или) наград.

6. Эксперты не могут состоять в трудовых отношениях с образовательными организациями высшего образования, участвующими в отборе, экспертную оценку программ развития передовых инженерных школ которых они осуществляют. У экспертов должна отсутствовать личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов при проведении экспертной оценки.

Другие документы по теме
"Об утверждении требований к закупаемым Федеральной антимонопольной службой, ее территориальными органами и подведомственными ей учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"
"Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся пункты (города) назначения программ внутренних коммерческих чартерных воздушных перевозок пассажиров (полетных программ), в отношении которых предоставляются субсидии на создание и внедрение программы стимулирования внутренних коммерческих воздушных перевозок пассажиров, организованных туроператорами на внутренних направлениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2022 N 68492)
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте