Приказ Минобрнауки России от 22.03.2019 N 21н
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 марта 2019 г. N 21н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) и подпунктом 4.2.10 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851; N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации прилагаемый Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 23 июля 2013 г. N 611 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2013 г., регистрационный N 29354);
от 28 декабря 2017 г. N 1278 "О внесении изменения в Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 611" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2018 г., регистрационный N 49812).
Министр
М.М.КОТЮКОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 22 марта 2019 г. N 21н
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (далее - инновационная инфраструктура) определяет правила формирования и функционирования инновационной инфраструктуры, в том числе ее состав, основные направления инновационной деятельности, а также порядок признания организации федеральной инновационной площадкой.
2. Инновационная инфраструктура формируется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
3. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки (далее - инновационные площадки).
4. Инновационными площадками в соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, реализующие инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования.
5. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:
1) разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2) инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
6. Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям в рамках инновационных проектов (программ).
II. Управление деятельностью инновационных площадок
7. В целях формирования и функционирования инновационной инфраструктуры:
Министерство просвещения Российской Федерации создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования.
8. Координационные органы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 7 настоящего Порядка (далее - координационный орган):
представляют в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
рассматривают ежегодные отчеты о реализации проектов (программ) федеральными инновационными площадками;
осуществляют подготовку аналитических материалов для руководства Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации соответственно об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры;
представляют в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно предложения по вопросу о досрочном прекращении деятельности федеральной инновационной площадки в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
9. В целях формирования предложений по признанию организации федеральной инновационной площадкой координационный орган создает экспертную группу.
10. В координационные органы входят представители соответственно Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Состав координационного органа и внесение изменений в состав координационного органа утверждается приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации соответственно.
Координационный орган возглавляет председатель.
11. Основной формой деятельности координационного органа являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Координационный орган вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседании присутствует не менее 2/3 членов координационного органа.
12. Решения координационного органа принимаются простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав координационного органа.
Делегирование своих полномочий другим лицам членами координационного органа не допускается.
Решения координационного органа оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами координационного органа, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов координационного органа (при его наличии).
При равенстве голосов членов координационного органа решающим является голос председателя координационного органа, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.
Координационный орган вправе принимать решения путем проведения заочного голосования, осуществляемого при помощи заполнения опросных листов, подписанных членами координационного органа собственноручно и направленных в координационный орган.
Решения о проведении заочного голосования принимается председателем координационного органа или в случае отсутствия председателя - его заместителем, по поручению председателя.
В случае проведения заочного голосования члены координационного органа уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить свою позицию по вопросам, вынесенным на заочное голосование. Указанный срок составляет не менее 5 рабочих дней со дня уведомления членов координационного органа.
III. Порядок признания организации федеральной
инновационной площадкой
13. Для признания организации федеральной инновационной площадкой организацией, претендующей на получение статуса федеральной инновационной площадки (далее - организация-соискатель) не позднее 30 сентября подается в координационный орган заявка на бумажном носителе, подписанная руководителем организации или лицом, исполняющим его обязанности, которая должна содержать:
наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя;
цели, задачи и предмет предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования;
программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения;
этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);
календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня результатов;
обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании или предложения по его совершенствованию;
решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы);
предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании;
обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.
Заявки, поступившие в координационный орган, направляются в экспертную группу, создаваемую координационным органом в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка (далее - экспертная группа).
14. Экспертная группа осуществляет:
проведение экспертизы заявок, поступивших в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, и подготовка заключений по результатам указанной экспертизы;
проведение экспертизы ежегодных отчетов о реализации проекта (программы) федеральных инновационных площадок;
формирование и ведение банков данных о деятельности федеральных инновационных площадок.
15. Заключения, подготовленные по результатам экспертизы заявок, направляются экспертной группой в координационный орган не позднее 1 декабря.
16. Координационный орган рассматривает представленные экспертной группой заключения и представляет в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно предложения о признании организаций-соискателей федеральными инновационными площадками.
17. Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации устанавливает перечень федеральных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 20 Федерального закона N 273-ФЗ, подпункт 4.2.11 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851; N 32, ст. 5343; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2019 г.), подпункт 4.2.11 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; N 36, ст. 5634; N 53, ст. 8683; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2019 г.).
В случае принятия координационным органом решения о несоответствии заявки требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящего Порядка, повторное представление заявки на признание федеральной инновационной площадкой осуществляется не ранее, чем через год.
18. Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта (программы).
По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению координационного органа Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации соответственно принимается одно из следующих решений:
о прекращении деятельности федеральной инновационной площадки по истечению периода реализации проекта (программы);
о продлении деятельности федеральной инновационной площадки.
19. Деятельность федеральной инновационной площадки может быть прекращена досрочно в случаях:
неудовлетворительного заключения на отчет экспертной группы о реализации проекта (программы), представленный в соответствии с пунктом 23 настоящего Порядка;
получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);
нарушения организацией, которая признана федеральной инновационной площадкой, законодательства Российской Федерации при реализации проекта (программы);
непредставления, несвоевременного представления ежегодного отчета о реализации проекта (программы);
прекращения деятельности организации, имеющей статус федеральной инновационной площадки.
Вопрос о досрочном прекращении деятельности федеральной инновационной площадки рассматривается координационным органом в соответствии с пунктами 11 - 12 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения координационный орган представляет в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно предложения по указанному вопросу.
IV. Деятельность инновационных площадок
20. Инновационные площадки осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагаемой к заявке программой реализации проекта (программы).
21. Инновационные площадки в рамках проекта (программы):
планируют свою деятельность, привлекая научных консультантов;
осуществляют мониторинг реализуемого проекта (программы);
организуют информационное сопровождение реализации проекта (программы), посредством информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы).
22. Инновационные площадки:
реализуют утвержденный проект (программу) в соответствии со сроками, предусмотренными указанным проектом (программой);
обеспечивают соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
информируют Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно об обстоятельствах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению проекта (программы) или календарного плана работ.
23. Федеральные инновационные площадки ежегодно, в срок до 30 сентября года, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно письменные отчеты о реализации проекта (программы).
Отчеты инновационных площадок о реализации проекта (программы) направляются на экспертизу в экспертную группу, по результатам проведения которой в координационный орган представляются заключения экспертной группы о значимости полученных результатов проекта (программы) и возможных способах их использования.