Приказ Минобрнауки России от 17.12.2018 N 1176
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2018 г. N 1176
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В соответствии с подпунктом 9.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, приказываю:
утвердить прилагаемое Положение о Департаменте международного сотрудничества.
Министр
М.М.КОТЮКОВ
Утверждено
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 17.12.2018 N 1176
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
I. Общие положения
1. Департамент международного сотрудничества (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства и настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, территориальными органами Министерства, подведомственными Министерству организациями, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
4. Департамент осуществляет в установленном порядке следующие полномочия:
4.1. взаимодействует с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями, и в этих целях:
4.1.1. обеспечивает при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России) осуществление международного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе с государственными органами иностранных государств ближнего и дальнего зарубежья, а также международными и иностранными организациями;
4.1.2. обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента взаимодействие Министерства с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями, а также участие российской стороны в деятельности следующих международных организаций и структур:
государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ), государственные органы государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Евразийская экономическая комиссия и Союзное государство.
Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития ООН (ПРООН), Европейская экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), "Группа двадцати", Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), "Группа Карнеги", Европейский Союз (ЕС), Совет Европы (СЕ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), партнерство "Северное измерение", Совет министров Северных стран, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), БРИКС, Восточно-Азиатский саммит (ВАС), Экономическая и Социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), Форум "Азия-Европа" (АСЕМ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Движение "Восточное измерение", Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН), Международный центр генной инженерии и биотехнологий (МЦГИБ), Контртеррористический исполнительный директорат Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН (КИДКК СБ ООН) и другие, в том числе:
принимает участие в формировании позиции российской стороны по вопросам, связанным с обеспечением членства Российской Федерации в международных организациях в сфере деятельности Министерства;
обеспечивает участие Российской Федерации в Сетевом университете СНГ, Университете ШОС, Сетевом университете БРИКС и координацию деятельности входящих в них российских образовательных организаций;
осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение участия Министра науки и высшего образования Российской Федерации в деятельности группы министров образования и науки ведущих государств;
обеспечивает подготовку справочно-аналитических материалов к встречам, конференциям, заседаниям, сессиям на уровне министров, старших должностных лиц, рабочих органов международных организаций и структур перечисленных выше организаций в сфере деятельности Министерства;
обеспечивает внесение взносов в международные организации в соответствии с имеющимися международными обязательствами Российской Федерации;
принимает участие в обеспечении реализации международных проектов по созданию и эксплуатации крупных уникальных научных установок класса "мегасайенс" за рубежом;
участвует в формировании приоритетов и механизмов поддержки международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства, в том числе в рамках национальных проектов, государственных программ и федеральных целевых программ;
организует разработку предложений по стратегическим направлениям, целям и задачам государственной политики в области международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства, по совершенствованию механизмов взаимодействия с зарубежными странами, международными и иностранными организациями в этой области, в том числе по реализации совместных международных проектов и программ, а также проводит экспертную оценку предложений структурных подразделений Министерства по этим вопросам;
обеспечивает координацию взаимодействия с международными и иностранными организациями в сфере деятельности Министерства в области высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в том числе в рамках программ международной академической мобильности и иных форм и направлений международного сотрудничества, финансируемых зарубежными государствами, и исполнения обязательств Российской Федерации в рамках соответствующих международных соглашений;
4.1.3. осуществляет координацию и (или) обеспечивает непосредственно подготовку проектов межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в области научной, научно-технической, инновационной деятельности, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, а также подготовку проектов межправительственных соглашений о признании образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранных государствах;
4.1.4. формирует проект ежегодных сводных планов участия Министерства в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых за рубежом, и обеспечивает их реализацию;
участвует совместно со структурными подразделениями МИДа России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в информационной работе на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом;
формирует предложения по реализации двусторонних мероприятий, проводимых Министерством на регулярной основе в рамках перекрестных годов с иностранными государствами;
формирует проект плана командирования федеральных государственных гражданских служащих Министерства за пределы территории Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и представляет его на утверждение руководству Министерства;
обеспечивает оформление, учет и хранение дипломатических и служебных паспортов <1>, а также принимает на ответственное хранение, ведет учет и выдает общегражданские заграничные паспорта федеральных государственных гражданских служащих Министерства, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации <2>;
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".
формирует сведения о планируемом участии руководства Министерства в международных мероприятиях;
осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение проведения международных мероприятий и переговоров, приемов иностранных делегаций, межправительственных и межведомственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных структур с участием руководства Министерства;
обеспечивает координацию мероприятий в сфере международных обменов, осуществляемых по линии Министерства, на территории Российской Федерации (прием иностранных делегаций и отдельных лиц, заседания межправительственных и межведомственных органов, взаимодействие с представительствами иностранных государств);
4.1.5. оказывает в установленном порядке во взаимодействии с МИДом России визовую поддержку иностранным гражданам и лицам без гражданства, направляющимся в Российскую Федерацию по линии Министерства, для обеспечения их въезда в Российскую Федерацию;
4.1.6. осуществляет отбор и оформление представителей по науке и технике в составе дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом (далее - атташе по науке и технике), организует и координирует взаимодействие с атташе по науке и технике, подготавливает для них техническое задание. Обеспечивает прохождение стажировок кандидатов для назначения на должности атташе по науке и технике перед выездом за рубеж;
4.1.7. осуществляет взаимодействие по вопросам текущей деятельности, связанной с участием Российской Федерации в международных и зарубежных научных организациях посредством обеспечения пребывания российских ученых в зарубежных научных центрах с целью участия в научных программах в области исследования фундаментальных свойств материи;
4.1.8. проводит инвентаризацию международных соглашений, участницей которых Российская Федерация не является, с целью определения последующих перспектив участия в них Российской Федерации, а также действующих международных соглашений, участницей которых Российская Федерация является, с целью подготовки предложений о целесообразности внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и государств-участников. Осуществляет разработку, методическое, информационное и нормативное обеспечение подготовки проектов международных соглашений по результатам их инвентаризации.
4.2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку проектов нормативных правовых актов, а также международных договоров Российской Федерации и других международно-правовых документов по вопросам международного сотрудничества.
4.3. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство в установленной сфере деятельности Департамента.
4.4. Готовит предложения:
в план организации законопроектных работ Министерства;
в план по разработке подзаконных нормативных правовых актов Министерства;
в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.
4.5. Обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.6. Готовит проекты актов Министерства по созданию координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп, коллегии), в том числе межведомственных, в установленной сфере деятельности Департамента.
4.7. Проводит совместно с другими структурным подразделениями Министерства мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности Департамента.
4.8. Участвует совместно с другими структурными подразделениями Министерства в подготовке нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.9. Разрабатывает положение о Департаменте и положения об отделах Департамента, а также готовит предложения по внесению изменений в них.
4.10. Готовит совместно с другими структурными подразделениями Министерства:
предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) нормативных правовых актов Министерства, а также решений территориальных органов Министерства, противоречащих законодательству Российской Федерации;
аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, к заседаниям коллегии Министерства, к иным мероприятиям по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
предложения для внесения в проект плана деятельности Министерства;
предложения по вопросам международного научно-технологического развития Российской Федерации при реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;
предложения к проектам государственных, федеральных и отраслевых целевых программ, а также плана работы и показателей деятельности Министерства в части компетенции Департамента;
участвует в работе по реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
предложения по иным вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.11. В установленном порядке в целях реализации возложенных на Департамент задач и полномочий:
готовит предложения в смету расходов Министерства, в том числе по закупкам товаров, работ, услуг, а также описание объектов закупки;
готовит обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
согласовывает извещения и документацию о закупках, разъяснения участникам закупки, акты приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
осуществляет иные полномочия государственного заказчика.
4.12. В установленном порядке принимает участие:
4.12.1. в осуществлении проектной деятельности Министерства;
4.12.2. в аудиторских и иных проверках Министерства в рамках реализации полномочий главного распорядителя бюджетных средств, учредителя и собственника федерального имущества подведомственных организаций, государственного заказчика федеральной адресной инвестиционной программы и других программ, а также иных полномочий;
4.12.3. в мероприятиях в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
4.13. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
4.14. Участвует в согласовании решений о создании или ликвидации за рубежом филиалов образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству.
4.15. Осуществляет координацию деятельности подведомственных Министерству организаций, закрепленных за Департаментом.
5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Организовывать и проводить совещания, конференции по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей структурных подразделений Министерства, территориальных органов Министерства, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" и организаций, подведомственных Министерству.
5.3. Вести служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями и гражданами, а также загранучреждениями Российской Федерации, государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.4. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, входящих в компетенцию Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов.
5.5. Подготавливать, проводить и участвовать в переговорах с представителями иностранных государств, международных и иностранных организаций и фондов по вопросам развития международного сотрудничества, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также организовывать прием в Российской Федерации зарубежных государственных деятелей, представителей международных организаций, региональных объединений и деловых кругов зарубежных стран, в том числе оказывать им визовую поддержку.
5.6. Представлять по поручению руководства Министерства интересы Российской Федерации на международном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Участвовать в подготовке и заключении соглашений с иностранными государствами в установленной сфере деятельности Министерства, а также в рассмотрении предложений и выработке согласованной позиции по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
5.8. Участвовать в работе международных экономических, образовательных и научных организаций и двусторонних межправительственных комиссий.
5.9. Предоставлять права международным организациям на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований.
5.10. Участвовать в формировании перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов.
III. Организация деятельности Департамента
6. Общее руководство, координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет первый заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - первый заместитель Министра).
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром науки и высшего образования Российской Федерации.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром науки и высшего образования Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром науки и высшего образования Российской Федерации.
8. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
Структура и численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного фонда оплаты труда.
Положения об отделах Департамента утверждает первый заместитель Министра.
9. Директор Департамента:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
9.2. Согласовывает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, о поощрении работников Департамента и применении к ним дисциплинарных взысканий.
9.3. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию Департамента на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного фонда оплаты труда.
9.4. Подчиняется первому заместителю Министра.
9.5. Участвует в установленном порядке в совещаниях, проводимых руководством Министерства.
9.6. Направляет по решению Министра науки и высшего образования Российской Федерации, первого заместителя Министра работников Департамента для участия в заседаниях координационных, совещательных и экспертных органов, а также в иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
9.7. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", общественными объединениями и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
9.8. Обеспечивает подготовку в установленной сфере деятельности Департамента проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства обеспечивает подготовку проектов приказов и распоряжений, имеющих ненормативный характер.
9.9. Готовит предложения руководству Министерства для представления работников Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами.
9.10. Представляет в установленном порядке Министерство и отношениях с государственными органами, территориальными органами Министерства, организациями, подведомственными Министерству, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", другими организациями и гражданами.
10. Департамент имеет печать и штампы установленного образца.