Рейтинг@Mail.ru

Приказ Министра обороны РФ от 03.05.2001 N 202

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 мая 2001 г. N 202

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОДГОТОВКЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ, МАТРОСОВ,

СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 225) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

Министр обороны

Российской Федерации

С.ИВАНОВ

Приложение

к Приказу

Министра обороны

Российской Федерации

от 3 мая 2001 г. N 202

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОДГОТОВКЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ, МАТРОСОВ,

СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. N 1475; 2000, N 46, ст. 4537), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 225), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы.

2. Инструкция определяет:

а) полномочия и функции органов военного управления, должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин (далее именуются - специалисты) по направлениям военных комиссариатов;

б) организацию подготовки специалистов.

II. Полномочия и функции органов военного управления,

должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации

по подготовке специалистов по направлениям

военных комиссариатов

3. Государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является Министерство обороны Российской Федерации. Организацию подготовки специалистов осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Генеральный штаб), который реализует свои полномочия через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба (далее именуется - Главное организационно-мобилизационное управление).

Главное управление боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил Российской Федерации принимает участие в разработке и согласовании программ подготовки специалистов и контролирует качество их выполнения, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует проведение учебно-методических сборов с руководящим и преподавательским составом образовательных учреждений общественных объединений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (далее именуются - образовательные учреждения) на базе воинских частей, устанавливает индивидуальные и общие оценочные показатели уровня подготовки специалистов и образовательных учреждений, организует взаимодействие по указанным вопросам с управлениями (отделами) боевой подготовки видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.

4. В Вооруженных Силах Российской Федерации материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, осуществление контроля за полнотой и качеством подготовки специалистов по следующим военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин (далее именуются - военно-учетные специальности) возлагаются:

"специалист аэродромно-эксплуатационных машин (установок)", "специалист гидравлических установок, электропневмогидроустановок и аэродромных подвижных электроагрегатов", "специалист радиолокационных станций (комплексов) метрового диапазона", "специалист приводных радиостанций и радиомаркеров", "специалист радиопеленгаторов ультракоротковолнового и дециметрового диапазонов", "специалист аппаратуры АСУ и связи, приема и передачи информации", "специалист компрессорных станций (установок)", "специалист газодобывающих и зарядных станций (установок)", "специалист по эксплуатации и ремонту самолетов с реактивными (турбовентиляторными) турбореактивными и турбовинтовыми двигателями", "специалист по эксплуатации и ремонту вертолетов с реактивными и турбовинтовыми двигателями", "специалист по эксплуатации и ремонту бортовых радиолокационных комплексов обнаружения, наведения и целеуказания", "специалист по эксплуатации и ремонту радиосвязного оборудования самолетов и вертолетов", "специалист по эксплуатации и ремонту радионавигационного оборудования самолетов и вертолетов", "специалист по эксплуатации и ремонту приборного оборудования самолетов и вертолетов", "специалист по эксплуатации и ремонту электрооборудования самолетов и вертолетов", "специалист по эксплуатации и ремонту пилотажно-навигационных комплексов", "специалист по эксплуатации и ремонту авиационного вооружения" - на главнокомандующего Военно-воздушными силами;

"специалист кораблевождения и зрительной связи", "специалист корабельного электрооборудования", "специалист корабельных энергетических приборов управления и сигнализации", "специалист корабельных двигателей внутреннего сгорания", "специалист корабельных дизель-генераторов", "специалист водолазных работ", "специалист корабельных средств радиосвязи", "специалист штурманских радиолокационных средств", "оператор паровых котлов", "специалисты РЛС (комплексов) наблюдения за ближней воздушной и надводной обстановкой" - на главнокомандующего Военно-Морским Флотом;

"специалист электротехнических средств заграждений и сигнализации", "специалист водоснабжения и канализации" - на командующего Ракетными войсками стратегического назначения;

"специалист аккумуляторных и зарядных устройств", "специалисты боевых машин и бронетранспортеров (водители колесных бронетранспортеров)", "специалисты по эксплуатации автомобильной техники (водители транспортных средств соответствующих категорий, водители-электрики, механики-водители плавающих гусеничных тягачей и транспортеров)", "специалисты по ремонту и хранению автомобильной техники (слесари по ремонту автомобилей)" - на начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации;

"специалист переправочных средств", "специалист водолазных работ (кроме ВМФ)", "специалист силовых и осветительных агрегатов (станций)", "специалист аккумуляторных и зарядных устройств", "специалист по эксплуатации автомобильных и пневмоколесных кранов (водитель-крановщик)" - на начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

"специалист подземных и подводных кабельных линий связи", "специалист дальней связи", "специалист телеграфной аппаратуры", "специалист коротковолновых станций малой мощности", "специалист ультракоротковолновых и дециметровых радиостанций средней мощности", "специалист однополосных радиостанций средней и малой мощности", "специалист малоканальных радиорелейных станций", "специалист радиотелефонной засекречивающей аппаратуры связи", "специалист радиотелеграфной слуховой засекречивающей аппаратуры связи", "специалист по ремонту и хранению радиостанций (станций радиопомех) средней и малой мощности", "специалист приемных радиоустройств", "специалист трансформаторных подстанций и распределительных устройств" - на начальника Связи Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

"специалист радиосредств радиоэлектронного подавления коротковолновой радиосвязи", "специалист радиосредств радиоэлектронного подавления ультракоротковолновой радиосвязи" - на начальника войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации;

"младший специалист медицинской службы" - на начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации - начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

"специалист горючего и смазочных материалов (водитель-заправщик горючего и смазочных материалов, водитель автомобильных топливомаслозаправщиков и цистерн)" - на начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации;

"специалист войскового питания (повар)", "специалист хлебопечения (пекарь)" - на начальника Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации.

5. Открытие подготовки по новым военно-учетным специальностям (прекращение подготовки, изменение профиля подготовки специалистов) в образовательных учреждениях осуществляется на основании предложений главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабов родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, представляемых в Генеральный штаб. К предложениям прилагается пояснительная записка с обоснованием возможности такой подготовки.

6. Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие родами войск, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации реализуют свои полномочия и осуществляют функции по подготовке специалистов через главные штабы, управления боевой подготовки, а также другие управления, службы и отделы главных командований видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабы и управления боевой подготовки родов войск, управления (отделы) боевой подготовки главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Главные штабы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабы и отделы родов войск, штабы и управления (отделы) главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:

координируют деятельность управлений и служб (отделов) по вопросам подготовки специалистов;

определяют потребность войск в специалистах на очередной учебный год;

по согласованию с Главным организационно-мобилизационным управлением разрабатывают проекты нормативных правовых актов по вопросам подготовки специалистов;

организуют взаимодействие со штабами военных округов и военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по вопросам подготовки и призыва специалистов на военную службу в соответствии с полученной военно-учетной специальностью;

осуществляют контроль за распределением в войсках специалистов в соответствии с полученными военно-учетными специальностями и правильностью их использования на соответствующих должностях;

анализируют выполнение плана основных мероприятий по подготовке специалистов по закрепленным профилям и в установленном порядке представляют донесения и доклады в соответствии с Табелем срочных донесений Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

планируют обеспечение подготовки специалистов вооружением, военной техникой и имуществом, выделяют их целевым назначением через соответствующие довольствующие органы, проверяют их наличие, техническое состояние и использование по назначению;

обобщают и распространяют передовой опыт подготовки специалистов.

7. Управления боевой подготовки видов Вооруженных Сил, управления боевой подготовки родов войск, управления (отделы) боевой подготовки главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:

разрабатывают проекты нормативных правовых актов по вопросам подготовки специалистов, программы подготовки (специальной подготовки) специалистов и экзаменационные билеты;

оказывают помощь органам управления образованием и общественным объединениям в повышении квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского составов образовательных учреждений;

планируют и осуществляют контроль за качеством подготовки специалистов по закрепленным профилям;

утверждают списки кандидатов для назначения председателями, заместителями председателей (офицеров - специалистов) военных экзаменационных комиссий, представляемых командирами соединений и воинских частей, подчиненных главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, в приказ командующего войсками военного округа;

выделяют офицеров-специалистов в состав комплексных комиссий для проверок состояния подготовки специалистов;

анализируют итоги подготовки специалистов в образовательных учреждениях за прошедший учебный год.

8. Командующие войсками военных округов, флотами (далее именуются - военные округа) реализуют свои полномочия и осуществляют функции по подготовке специалистов через штабы военных округов, начальников родов войск и служб.

Штабы военных округов:

определяют потребность войск в специалистах, разрабатывают проекты нормативных правовых актов по вопросам подготовки специалистов;

организуют взаимодействие с управлениями боевой подготовки видов Вооруженных Сил Российской Федерации, управлениями боевой подготовки родов войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации по вопросам обеспечения образовательных учреждений вооружением, военной техникой и имуществом, использованием их по предназначению, оказания помощи образовательным учреждениям в повышении квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского составов, контроля за качеством целенаправленной подготовки специалистов, назначения председателей и заместителей председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий, организации и проведения выпускных экзаменов и призыва специалистов на военную службу в соответствии с полученной военно-учетной специальностью;

осуществляют контроль за распределением в войсках специалистов в соответствии с полученными военно-учетными специальностями и правильностью их использования на соответствующих должностях;

организуют работу военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по отбору граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) из числа подлежащих призыву на военную службу для подготовки специалистов;

оказывают помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, общественным объединениям в повышении квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского составов образовательных учреждений;

организуют целенаправленную подготовку и призыв специалистов в соответствующие виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации;

организуют работу военных экзаменационных комиссий и осуществляют контроль за проведением выпускных экзаменов;

планируют и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными объединениями организуют и проводят комплексные проверки состояния подготовки специалистов в образовательных учреждениях, сборы председателей и заместителей председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий, должностных лиц военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. По результатам проверок информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, вносят предложения по устранению выявленных недостатков и совершенствованию этой работы;

представляют доклады командующим войсками военных округов по результатам комплексных проверок и по итогам сборов председателей и заместителей председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий;

анализируют выполнение плана основных мероприятий по подготовке специалистов и в установленном порядке представляют донесения и доклады в соответствии с Табелем срочных донесений Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

обобщают и распространяют передовой опыт подготовки специалистов в образовательных учреждениях.

9. Начальники родов войск и служб военного округа:

несут персональную ответственность за подготовку специалистов по закрепленным профилям;

планируют и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными объединениями проводят проверки состояния подготовки специалистов;

подбирают из числа офицеров кандидатов и представляют их к назначению председателями и заместителями председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий, а после назначения приказом командующего войсками военного округа организуют и проводят их подготовку, осуществляют контроль за организацией и проведением выпускных экзаменов;

участвуют в проведении мероприятий, проводимых штабом военного округа, по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, общественным объединениям в повышении квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского составов образовательных учреждений;

планируют, обеспечивают и ведут учет обеспечения образовательных учреждений вооружением, техникой и имуществом;

осуществляют контроль за распределением в войсках специалистов в соответствии с полученными военно-учетными специальностями и правильностью их использования на соответствующих должностях.

10. Командиры воинских частей:

распределяют специалистов по подразделениям и используют их на соответствующих должностях в соответствии с полученной военно-учетной специальностью;

предоставляют образовательным учреждениям для проведения занятий автодромы, полигоны и другие объекты учебно-материальной базы;

обеспечивают образовательные учреждения вооружением, военной техникой и имуществом по нарядам довольствующих органов Министерства обороны Российской Федерации;

содействуют образовательным учреждениям в проведении встреч и ознакомлении обучающихся с бытом и жизнью личного состава воинских частей;

организуют показ работы личного состава на вооружении и военной технике и оказывают другую практическую помощь в подготовке специалистов по закрепленным профилям подготовки.

11. Военные комиссары субъектов Российской Федерации:

координируют и анализируют деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений по вопросам подготовки специалистов;

планируют подготовку специалистов в субъектах Российской Федерации в соответствии с установленным штабом военного округа плановым заданием на подготовку специалистов;

издают приказы по вопросам подготовки специалистов;

организуют и проводят однодневные учебно-методические сборы по вопросам подготовки специалистов с должностными лицами военных комиссариатов районов, образовательных учреждений государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации и общественных объединений;

организуют и руководят работой военных комиссариатов районов по отбору граждан из числа подлежащих очередному призыву на военную службу для их подготовки по военно-учетным специальностям, комплектованию учебных групп и направлению в образовательные учреждения;

участвуют в мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями по повышению квалификации и переподготовке преподавательского состава образовательных учреждений;

совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, общественными объединениями планируют и проводят проверки состояния и качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях;

представляют в штаб военного округа графики проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, принимают участие в работе военных экзаменационных комиссий;

информируют руководителей субъектов Российской Федерации о ходе подготовки специалистов;

осуществляют контроль за целенаправленным призывом граждан на военную службу в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями;

анализируют и обобщают итоги выполнения плана основных мероприятий по подготовке специалистов и отправке их в войска, в установленном порядке представляют донесения и доклады в штаб военного округа в соответствии с табельной отчетностью.

12. Военные комиссары муниципальных образований, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований (далее именуются - военные комиссары районов):

координируют и анализируют деятельность органов местного самоуправления и образовательных учреждений по вопросам подготовки специалистов;

издают приказы по вопросам подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

оказывают помощь образовательным учреждениям в подборе кандидатов на должности преподавательского состава;

участвуют в мероприятиях, проводимых военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по повышению квалификации и переподготовке преподавательского состава образовательных учреждений;

совместно с органами местного самоуправления и руководителями образовательных учреждений проводят мероприятия по отбору граждан из числа подлежащих очередному призыву на военную службу для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения, обеспечивают посещаемость гражданами занятий;

информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя;

информируют руководителя органа местного самоуправления о ходе подготовки специалистов;

осуществляют целенаправленный призыв граждан на военную службу в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями;

анализируют и представляют в военный комиссариат субъекта Российской Федерации доклад об итогах подготовки специалистов и отправке их в войска.

III. Организация подготовки специалистов

13. Организация подготовки специалистов включает:

планирование подготовки специалистов;

отбор граждан для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектование учебных групп и направление их в образовательные учреждения;

разработку и реализацию программ подготовки специалистов;

организацию и проведение выпускных экзаменов;

финансирование подготовки специалистов;

учебно-материальное обеспечение подготовки специалистов.

Планирование подготовки специалистов

14. Планирование подготовки специалистов на новый учебный год осуществляется на основании указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и плана подготовки специалистов в следующие сроки:

главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабами родов войск, штабами военных округов, штабами и управлениями (отделами) главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации - до 20 августа текущего года;

военными комиссариатами субъектов Российской Федерации - до 10 сентября текущего года;

военными комиссариатами районов - до 20 сентября текущего года.

15. Утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 31.07.2009 N 848.

16. Учебный год по подготовке специалистов в образовательных учреждениях начинается с 1 октября. Обучение граждан по военно-учетным специальностям проводится в 2 - 3 потока с учетом максимального приближения выпуска к каждому призыву не менее 50% специалистов от годового задания.

17. Главные штабы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабы родов войск, штабы и управления (отделы) главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации совместно с управлениями (отделами) боевой подготовки с получением указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и плана подготовки специалистов:

а) разрабатывают план основных мероприятий по подготовке специалистов на новый учебный год, в котором отражают вопросы:

взаимодействия со штабами военных округов по срокам и объемам подготовки специалистов по закрепленным профилям, проведению сборов по повышению квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского составов образовательных учреждений, составам военных экзаменационных комиссий и срокам проведения выпускных экзаменов, осуществлению контроля за полнотой и качеством реализации программ подготовки специалистов, состоянием учебно-материальной базы и ее совершенствованием;

обеспечения (доукомплектования) образовательных учреждений вооружением, военной техникой и имуществом по срокам исполнения и исполнителям;

контроля за целенаправленным призывом подготовленных специалистов и распределением их по воинским должностям в соответствии с полученной специальностью;

б) представляют в Генеральный штаб сведения и документы в соответствии с табелем срочных донесений.

18. Штабы военных округов с получением указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и плана подготовки специалистов:

а) до 20 августа разрабатывают план основных мероприятий военного округа по подготовке специалистов на новый учебный год, в котором отражают:

план-задание военным комиссариатам субъектов Российской Федерации на подготовку специалистов;

сроки подготовки специалистов и проведения выпускных экзаменов;

мероприятия по оказанию практической помощи образовательным учреждениям в повышении квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского составов;

список председателей и заместителей председателя (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий;

контрольные мероприятия;

б) до 1 сентября доводят до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации директиву штаба военного округа и план-задание на подготовку специалистов на новый учебный год;

в) представляют в Генеральный штаб сведения и документы в соответствии с табелем срочных донесений.

19. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации с получением директивы штаба военного округа и плана-задания на подготовку специалистов:

а) до 10 сентября разрабатывают проект постановления (решения) и план основных мероприятий по подготовке специалистов и представляют их на утверждение руководителю субъекта Российской Федерации, издают приказ об итогах подготовки специалистов и задачах на новый учебный год.

В проекте указанного постановления (решения) дается краткий анализ состояния подготовки специалистов и определяются мероприятия на новый учебный год.

В плане основных мероприятий военного комиссариата субъекта Российской Федерации по подготовке специалистов на новый учебный год отражается:

план-задание военным комиссариатам районов на подготовку специалистов;

сроки подготовки специалистов и проведения выпускных экзаменов;

список председателей и заместителей председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий;

контрольные мероприятия;

б) до 10 сентября доводят до военных комиссариатов районов указание и выписку из плана-задания на подготовку специалистов на новый учебный год;

в) представляют в штаб военного округа сведения и документы в соответствии с табелем срочных донесений.

20. Военные комиссариаты районов с получением указаний военного комиссариата субъекта Российской Федерации и плана-задания на подготовку специалистов:

а) до 20 сентября разрабатывают проект постановления (решения) и план основных мероприятий по подготовке специалистов и представляют их на утверждение руководителю органа местного самоуправления, издают приказ об итогах подготовки специалистов и задачах на новый учебный год.

В проекте указанного постановления (решения) дается краткий анализ состояния подготовки специалистов за прошедший учебный год и определяются мероприятия на очередной учебный год по обеспечению посещаемости гражданами занятий, их размещению, питанию, бытовому обеспечению, перевозки к месту учебы и обратно, а также порядок привлечения граждан к подготовке (с отрывом или без отрыва от производства).

В плане основных мероприятий по подготовке специалистов военного комиссариата района отражаются:

количество граждан (кандидатов), направляемых на подготовку по военно-учетным специальностям, из числа подлежащих призыву на военную службу, по организациям;

сроки их отбора;

сроки начала и окончания занятий в каждой учебной группе, проведения выпускных экзаменов;

список председателей и заместителей председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий;

контрольные мероприятия;

б) представляют военному комиссару субъекта Российской Федерации сведения и документы в соответствии с табелем срочных донесений.

Отбор граждан, комплектование учебных групп

и направление их в образовательные учреждения

для подготовки по военно-учетным специальностям

21. Предварительный отбор граждан для подготовки по военно-учетным специальностям осуществляется военными комиссариатами районов совместно с представителями образовательных учреждений в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет после определения их годности к военной службе по состоянию здоровья и профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.

С учетом заключений о годности граждан к военной службе по состоянию здоровья и их профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, вынесенных соответствующими комиссиями, в военном комиссариате формируются списки граждан с указанием возможности их подготовки по военно-учетным специальностям на очередной учебный год и распределения по потокам обучения.

Граждане, которые после окончания обучения будут направлены в режимные воинские части, отбираются в соответствии с Положением об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы <*> в установленном порядке.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 222 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1239).

В течение месяца до завершения отбора в военном комиссариате проводится контрольный медицинский осмотр и собеседование с кандидатами для подготовки по военно-учетным специальностям.

Отбор граждан должен заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала занятий.

Решение о направлении граждан на обучение принимают военные комиссары районов, которые несут ответственность за своевременное и качественное комплектование образовательных учреждений гражданами для подготовки по военно-учетным специальностям.

При отсутствии необходимого количества граждан для выполнения планового задания по подготовке специалистов в субъекте Российской Федерации (районе), где расположены образовательные учреждения, по распоряжению штаба военного округа (военного комиссариата субъекта Российской Федерации) комплектование образовательных учреждений может проводиться гражданами других субъектов Российской Федерации (районов).

Направление граждан в образовательные учреждения проводится приказами военных комиссаров районов, в которых указывается список граждан, военно-учетная специальность, по которой они подлежат обучению, и дата передачи в образовательное учреждение.

После издания приказа военный комиссар района объявляет гражданам, в какое образовательное учреждение они зачислены, по какой специальности будут проходить подготовку, время начала занятий и подписывает предписание по форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции, первая часть которого выдается гражданину, а вторая часть - "извещение" не позднее чем за 5 дней до начала занятий направляется руководителю организации по месту работы гражданина.

По окончании отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции в двух экземплярах составляется именной список. Первый экземпляр указанного списка представляется руководителю образовательного учреждения, а второй (подписанный руководителем и заверенный гербовой печатью образовательного учреждения) хранится в военном комиссариате. Если граждане направляются в образовательное учреждение из другого субъекта Российской Федерации (района), то именной список составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр этого списка передается в военный комиссариат района, за которым закреплено образовательное учреждение.

22. Образовательные учреждения комплектуются только гражданами, подлежащими очередному призыву на военную службу, годными по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню для службы в соответствующем виде Вооруженных Сил Российской Федерации по получаемой военно-учетной специальности. При этом учитываются наклонности гражданина, его гражданская специальность и опыт практической работы. Морские, технические и радиотехнические образовательные учреждения общественных объединений комплектуются в первую очередь.

23. Комплектование учебных групп численностью 25 - 30 чел. осуществляется непосредственно образовательными учреждениями на основании именных списков, указанных в пункте 21 настоящей Инструкции. При этом издается приказ руководителя образовательного учреждения, в котором указываются номера учебных групп, их списочный состав, начало и конец обучения, ведущие преподаватели (мастера производственного обучения), старшие групп из числа обучаемых и руководители групп. Объявление приказа гражданам о зачислении их в образовательное учреждение на обучение по военно-учетным специальностям производится в торжественной обстановке.

Доукомплектование учебных групп образовательных учреждений после начала образовательного процесса запрещается.

После зачисления гражданина на обучение в образовательное учреждение в учетной карте призывника делается соответствующая отметка (карандашом) - где, по какой специальности он проходит обучение, срок его окончания.

24. Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях общественных объединений, именуются курсантами.

25. Отчисление граждан из образовательных учреждений по состоянию здоровья, неуспеваемости, недисциплинированности и другим причинам производится приказами военного комиссара района, которым они комплектовались, по представлениям руководителей образовательных учреждений. Копия приказа высылается в образовательное учреждение. Об исключении сообщается руководителю организации по месту работы гражданина и его родителям (законным представителям).

Разработка и реализация

программ подготовки специалистов

26. Программы подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - программы подготовки) разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" <*> и реализуются в образовательных учреждениях.

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5351; 2000, N 30, ст. 3120.

Основой для разработки программ подготовки являются федеральные государственные образовательные стандарты.

Программы специальной подготовки машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельных, персонала по обслуживанию агрегатов (систем), в состав которых входят сосуды, работающие под давлением, крановщиков, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности кранов, машинистов автоподъемников (далее именуются - специалисты для объектов гостехнадзора) подлежат согласованию с Инспекцией государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации.

Программы подготовки утверждаются главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими родами войск, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, ответственными за подготовку специалистов по закрепленным профилям.

27. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям, обязаны иметь лицензию на образовательную деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" <*>.

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5351; 2000, N 30, ст. 3120.

Организация и проведение выпускных экзаменов

28. Граждане, прошедшие полный курс по программе подготовки и получившие положительные итоговые оценки по всем предметам, допускаются к сдаче выпускных экзаменов.

Для приема выпускных экзаменов по всем профилям подготовки создаются военные экзаменационные комиссии (из расчета одна комиссия на одно - два образовательных учреждения) в составе: председателя комиссии, его заместителя (офицера-специалиста) и членов комиссии - представителя военного комиссариата, руководителя образовательного учреждения или одного из его заместителей, при необходимости, соответственно - представителей органов Ростехнадзора или регионального органа гостехнадзора Вооруженных Сил Российской Федерации.

29. Списки кандидатов для назначения председателями и заместителями председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий по закрепленным профилям подготовки начальники родов войск, начальники управлений и служб военных округов, а также командиры соединений и воинских частей, подчиненные главнокомандующим видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, до 1 октября представляют в штабы военных округов для включения в приказы командующих войсками военных округов.

Выписки из приказов командующих войсками военных округов рассылаются в воинские части, от которых назначаются председатели и заместители председателей (офицеры-специалисты) военных экзаменационных комиссий, и в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации. Последние доводят их до военных комиссариатов районов, на территории которых расположены образовательные учреждения, и до этих образовательных учреждений.

Для приема экзаменов у граждан, обучающихся по военно-учетным специальностям по обслуживанию электрооборудования, радиоаппаратуры, автомобильных кранов с электроприводом (водителей-электромехаников, электриков, операторов радиолокационных станций и др.), специалистов электротехнических средств заграждения и сигнализации назначаются председатель комиссии и его заместитель с квалификационной группой по электробезопасности не ниже четвертой, а от специалистов с водолазной подготовкой - офицер - специалист водолазного дела.

Для приема экзаменов у граждан, обучающихся по военно-учетным специальностям для объектов гостехнадзора, подготовленных по профессиональным образовательным программам с выдачей квалификационных удостоверений государственного образца, в состав комиссии назначается, по согласованию, представитель органа Ростехнадзора, а подготовленных по программам специальной подготовки - представитель регионального органа гостехнадзора Вооруженных Сил Российской Федерации.

30. Подготовка председателей и заместителей председателей военных экзаменационных комиссий проводится ежегодно в ноябре - декабре на двухдневных сборах по планам командующих войсками военных округов.

На сборах анализируется работа военных экзаменационных комиссий, изучаются руководящие документы по вопросам подготовки специалистов, программы подготовки и экзаменационные билеты. Проводятся инструкторско-методические занятия по вопросам организации и проведения экзаменов, оценка теоретических знаний и практических навыков специалистов.

После прохождения сборов и сдачи зачетов председателям и заместителям председателей военных экзаменационных комиссий выдаются удостоверения по форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.

31. Графики проведения выпускных экзаменов по потокам обучения составляют военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и представляют в штабы военных округов.

Военные комиссариаты районов, на территории которых расположены образовательные учреждения, по заявкам руководителей образовательных учреждений не менее чем за 10 - 15 дней до начала выпускных экзаменов информируют командиров воинских частей о сроках прибытия председателей и заместителей председателей (офицеров-специалистов) военных экзаменационных комиссий для приема выпускных экзаменов.

32. Оплата командировочных расходов председателям и заместителям председателей (офицерам-специалистам) военных экзаменационных комиссий производится военными комиссариатами районов, на территории которых находятся образовательные учреждения, за счет денежных средств, предусмотренных на командировочные расходы по смете Министерства обороны Российской Федерации.

33. В случае неприбытия в назначенный срок председателя и заместителя председателя (офицеров-специалистов) военной экзаменационной комиссии, а также о причинах, мешающих работе комиссии и своевременному выпуску специалистов, военный комиссар района немедленно сообщает военному комиссару субъекта Российской Федерации, который докладывает об этом в штаб военного округа.

Проводить выпускные экзамены без председателя и заместителя председателя (офицера-специалиста) военной экзаменационной комиссии запрещается.

34. Председатель и члены военной экзаменационной комиссии прибывают в образовательное учреждение за день до начала экзаменов и представляются военному комиссару, на территории которого находится образовательное учреждение. Военный комиссар знакомит председателя военной экзаменационной комиссии с положением дел в образовательном учреждении.

Председатель военной экзаменационной комиссии, организуя работу, распределяет обязанности между членами комиссии, доводит расписание экзаменов, изучает с ними требования программ подготовки и настоящей Инструкции.

До начала экзаменов председатель военной экзаменационной комиссии со всем составом комиссии обязан:

заслушать руководителя образовательного учреждения о выполнении программ подготовки и готовности учебных групп к сдаче экзаменов;

изучить состояние учебно-материальной базы согласно табелям снабжения образовательных учреждений вооружением, техникой и имуществом и организацию учебно-воспитательного процесса;

проверить выполнение каждым гражданином предусмотренных программой подготовки практических работ (вождение машин, лабораторно-практические занятия, работа на средствах связи и радиолокации и т.д.) и программы подготовки в целом;

определить готовность и обеспеченность мест проведения экзаменов материальной частью, инструментом, приспособлениями, а также наличие оценочных ведомостей, бланков актов, свидетельств и удостоверений.

По результатам проверки наличия и технического состояния учебно-материальной базы, изучения документов о выполнении учебными группами (каждым экзаменуемым) программы подготовки председатель военной экзаменационной комиссии принимает решение о приеме экзаменов в образовательном учреждении и о персональном допуске граждан к экзаменам.

Запрещается принимать экзамены на неисправной аппаратуре и технике.

35. К экзаменам не допускаются граждане, пропустившие более 20 процентов занятий или не полностью выполнившие предусмотренные программой подготовки практические работы.

Экзамены от граждан, прошедших полный курс по программе подготовки, принимаются в соответствии с требованиями этой программы подготовки.

На прием экзаменов каждой учебной группе отводится:

по специальностям водителей (водителей-механиков) автомобилей (спецмашин), бронетранспортеров, механиков - водителей гусеничных тягачей, специалистов с водолазной подготовкой, АСУ, телеграфистов, радиотелеграфистов (операторов приемных радиоустройств), операторов РЛС - два дня;

по другим специальностям - один день.

36. В ходе экзаменов гражданам разрешается пользоваться материальной частью, плакатами, схемами и таблицами. Во время экзаменов запрещается взаимная консультация, пользование учебниками и конспектами. Для более полного выявления знаний и практических навыков экзаменуемым могут задаваться дополнительные вопросы.

37. Председатель военной экзаменационной комиссии и его заместитель несут персональную ответственность за объективность и правильность оценки знаний граждан.

Граждане, получившие на экзаменах по всем предметам положительные итоговые оценки, считаются закончившими подготовку по данной специальности.

Граждане, не сдавшие экзамены в связи с болезнью или по другим уважительным причинам, а также получившие неудовлетворительные оценки, к экзаменам допускаются с очередными учебными группами данной специальности после проведения с ними дополнительных занятий (консультаций). Граждане, получившие неудовлетворительные оценки, допускаются к повторному экзамену не более одного раза по каждому предмету.

В случае, когда гражданин не может ответить на поставленный вопрос, ему может быть задан другой, при этом оценка за ответ снижается на один балл. При получении гражданином, после второй попытки, неудовлетворительной оценки по одному из предметов, выносимых на экзамены, он считается не прошедшим курс подготовки и военно-учетная специальность ему не присваивается.

В случае разногласий между членами военной экзаменационной комиссии в оценке знаний предметов обучения председателю военной экзаменационной комиссии предоставляется право окончательного определения общей индивидуальной оценки гражданина и присвоения ему военно-учетной специальности.

38. Знания и навыки обучаемых по каждому предмету обучения определяются оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно", которые слагаются из оценок за практические действия и устные ответы.

Индивидуальная оценка гражданину за предмет обучения определяется согласно действующим приказам, инструкциям, положениям, наставлениям, руководствам, курсам, сборнику нормативов и другим документам.

39. Общая индивидуальная оценка определяется:

"отлично", если не менее чем по 50 процентов всех предметов обучения, в том числе выносимых на экзамены, оценен "отлично", а по остальным - не ниже "хорошо";

"хорошо", если не менее чем по 50 процентов всех предметов обучения, в том числе выносимых на экзамены, оценен "хорошо", а по остальным - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если по всем предметам обучения, в том числе выносимым на экзамены, оценен положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования оценки "удовлетворительно".

40. Общая оценка учебной группе по подготовке специалистов определяется на основании общих индивидуальных оценок, полученных каждым гражданином, и признается:

"отлично", если не менее 90 процентов граждан оценены положительно, при этом не менее 50 процентов "отлично" и не более 20 процентов "удовлетворительно";

"хорошо", если не менее 80 процентов обучаемых граждан оценены положительно, при этом не менее 50 процентов "хорошо" и "отлично";

"удовлетворительно", если не менее 70 процентов граждан оценены положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования оценки "удовлетворительно".

41. Гражданам, сдавшим выпускные экзамены, кроме водителей транспортных средств категории "В", "С", "В и С" и водителей-крановщиков (машинистов автомобильных кранов), выдается удостоверение об окончании образовательного учреждения по соответствующей военно-учетной специальности и присвоении квалификации.

Гражданам, прошедшим подготовку по специальностям водителей транспортных средств категории "В", "С", "В и С" и сдавшим экзамены военно-экзаменационным комиссиям, выдается свидетельство установленного образца, которое является основанием для сдачи квалификационных экзаменов комиссии государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) на право управления транспортными средствами, присвоение квалификации водителей транспортных средств категории "В", "С", "В и С" и получение соответствующего водительского удостоверения.

Результаты сдачи экзаменов специалистами по эксплуатации автотранспортных средств в ГИБДД оформляются протоколом. Руководитель образовательного учреждения снимает с протокола каждой учебной группы три копии и заверяет их у председателя комиссии ГИБДД. Один экземпляр копии остается в образовательном учреждении, а остальные направляются в военный комиссариат района и начальнику автомобильной службы военного округа.

По специальностям, связанным с работой на силовых электрических агрегатах (электрик, водитель-электромеханик, электрик-дизелист, машинист автомобильного крана с электроприводом и т.д.), выдается дополнительно удостоверение о проверке знаний правил электробезопасности при эксплуатации военных электроустановок.

Гражданам, прошедшим подготовку по специальностям "водитель-электромеханик", "электрик", "дизелист-электрик" (специалист силовых электрических агрегатов), присваивается квалификация "машинист передвижных электростанций 3 разряда", а по специальности "механик - водитель гусеничных тягачей" - квалификация 3 класса.

Гражданам, прошедшим водолазную подготовку, выдается личная книжка водолаза.

Специалистам для объектов гостехнадзора выдается соответственно:

квалификационное удостоверение государственного образца за подписями председателя военной экзаменационной комиссии, руководителя образовательного учреждения и представителя органа Ростехнадзора;

удостоверение (свидетельство) за подписями председателя военной экзаменационной комиссии, руководителя образовательного учреждения и представителя органа гостехнадзора Вооруженных Сил.

В удостоверениях подписи председателя военной экзаменационной комиссии и руководителя образовательного учреждения заверяются печатью военного комиссара района, организующего экзамены.

42. Результаты выпускных экзаменов военная экзаменационная комиссия оформляет актом по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.

В акте, кроме результатов экзаменов, указываются недостатки в подготовке специалистов и предложения по ее улучшению. Два экземпляра акта председатель комиссии передает военному комиссару района, на территории которого расположено образовательное учреждение (один для направления в штаб военного округа), третий экземпляр остается в образовательном учреждении, четвертый экземпляр направляется в соответствующий главный штаб вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаб рода войск, главное и центральное управления Министерства обороны Российской Федерации.

Если экзамены принимались от граждан, направленных на подготовку из другого субъекта Российской Федерации, акт составляется в пяти экземплярах. Пятый экземпляр акта направляется военному комиссариату этого субъекта Российской Федерации.

Председатель военной экзаменационной комиссии докладывает военному комиссару района, на территории которого расположено образовательное учреждение, о результатах экзаменов, выявленных недостатках в подготовке специалистов, предложения по их устранению.

После сдачи выпускных экзаменов руководители образовательных учреждений направляют в комплектующие военные комиссариаты по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции листы учета индивидуальных особенностей и физической подготовленности граждан, которые подшиваются и хранятся в личных делах граждан, подлежащих призыву на военную службу.

43. Военные комиссариаты районов на основании результатов выпускных экзаменов вносят запись в пункт 11 учетно-послужной карточки о полученной военно-учетной специальности. Личные дела граждан, получивших военно-учетную специальность, выставляются в общую картотеку подлежащих очередному призыву в соответствии с их предназначением по видам и родам войск.

Финансирование подготовки специалистов

44. Финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год.

Договоры на оказание услуг по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям заключаются Министерством обороны Российской Федерации с общественными объединениями и образовательными учреждениями по итогам конкурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение

подготовки специалистов

45. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе и предусматривает обеспечение вооружением, техникой и имуществом через соответствующие довольствующие органы для создания и совершенствования учебно-материальной базы образовательных учреждений.

46. Учебно-материальная база образовательных учреждений создается для качественного и полного выполнения программ подготовки специалистов по каждой военно-учетной специальности и включает учебные объекты (помещения, кабинеты, классы, лаборатории, автодромы и т.д.), табельное вооружение, военную технику и имущество.

Оборудование классов, кабинетов и других объектов учебно-материальной базы должно обеспечивать военную направленность обучения граждан.

47. Обеспечение образовательных учреждений вооружением, техникой и имуществом осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации (по табелям и нормам снабжения), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

48. Табели снабжения образовательных учреждений вооружением, техникой и имуществом разрабатываются Министерством образования Российской Федерации и общественными объединениями, согласовываются и утверждаются в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Копии утвержденных табелей рассылаются в образовательные учреждения, главные штабы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабы военных округов и родов войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации - по закрепленным профилям подготовки.

IV. Контроль за подготовкой специалистов

49. Контроль за подготовкой специалистов осуществляется:

по плану Генерального штаба - комплексными комиссиями в составе представителей Главного организационно-мобилизационного управления, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации и центральных органов общественных объединений - ежегодно в трех - четырех субъектах Российской Федерации;

по плану главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующего родом войск, начальника главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации - комиссиями с участием представителей Министерства образования Российской Федерации и общественных объединений - ежегодно не менее чем в 20 процентах образовательных учреждений по закрепленным профилям подготовки специалистов;

по плану командующего войсками военного округа - комплексными комиссиями в составе представителей штаба, родов войск и служб военного округа, с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений - не менее чем в 30 процентах субъектов Российской Федерации, расположенных на территории военного округа;

по плану военного комиссара субъекта Российской Федерации - комплексными комиссиями военного комиссариата субъекта Российской Федерации с участием представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений - ежегодно, с учетом максимального охвата проверками образовательных учреждений, но не менее 50 процентов образовательных учреждений.

Военный комиссариат района контролирует ход подготовки специалистов, выполнение программы обучения, посещаемость занятий, состояние дисциплины и бытового устройства обучающихся граждан из расчета: военный комиссар района - один раз в месяц, начальник отделения - один раз в две недели, ответственный исполнитель за подготовку граждан к военной службе - еженедельно.

Министерство образования Российской Федерации и общественные объединения контроль за подготовкой специалистов в подведомственных образовательных учреждениях осуществляют по своим планам.

50. Комплексные комиссии по планам Генерального штаба и командующих войсками военных округов проверяют и оценивают работу военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, общественных объединений по вопросам подготовки специалистов из расчета: при наличии в субъекте Российской Федерации до 10 образовательных учреждений - не менее 50 процентов, от 11 до 20 - не менее 30 процентов, более 20 - не менее 20 процентов образовательных учреждений. Кроме того, в военном округе проверяется и оценивается работа штаба военного округа, родов войск, управлений и служб военного округа по закрепленным профилям подготовки специалистов.

Комиссии по планам Генерального штаба, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации проверяют и оценивают работу подчиненных органов в управлении военного округа.

Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие родами войск, командующие войсками военных округов, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации в итоговых докладах по подготовке специалистов, представляемых в Генеральный штаб, указывают субъекты Российской Федерации, которые планируются для проверки на новый учебный год и были проверены в прошедшем учебном году.

Программы комплексных проверок утверждаются должностными лицами, по планам которых осуществляется контроль, и доводятся до органов, подвергающихся проверке, не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии.

Проверка устранения недостатков, а также образовательных учреждений, оцененных "неудовлетворительно", осуществляется не ранее чем через 6 месяцев со дня проверки, как правило, органом, выставившим неудовлетворительные оценки.

Проверка и оценка образовательного учреждения

51. В образовательном учреждении проверяются: качество комплектования учебных групп; планирование и организация учебно-воспитательного процесса; состояние учебно-материальной базы, внутреннего порядка, дисциплины и воспитательной работы; полнота выполнения и качество усвоения программ по предметам обучения; укомплектованность кадрами преподавательского состава; качество проведения занятий; посещаемость занятий; размещение и бытовое устройство обучаемых; организация проведения выпускных экзаменов.

52. Общая оценка образовательному учреждению определяется из общей оценки за подготовку специалистов, оценок качества усвоения гражданами программ подготовки, качества проведения занятий преподавательским составом, состояние учебно-материальной базы и внутреннего порядка.

Образовательное учреждение, которое проводит подготовку специалистов по двум и более профилям обучения, оценивается по каждому профилю подготовки в отдельности. Общая оценка образовательному учреждению выставляется по низшей оценке за профиль подготовки.

53. Общая оценка образовательному учреждению за подготовку специалистов определяется на основании оценок преподавательского состава и проверенных групп и признается:

"отлично", если преподавательский состав и не менее 50 процентов учебных групп оценены "отлично", а остальные группы - "хорошо";

"хорошо", если преподавательский состав и не менее 50 процентов учебных групп оценены "отлично" и "хорошо", а остальные группы - "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если преподавательский состав и не менее 50 процентов учебных групп оценены положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

54. Общая оценка преподавательскому составу определяется на основании общих индивидуальных оценок преподавателей и признается:

"отлично", если не менее 90 процентов преподавателей оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - "отлично" и не более 20 процентов - "удовлетворительно";

"хорошо", если не менее 80 процентов преподавателей оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - "хорошо" и "отлично";

"удовлетворительно", если не менее 70 процентов преподавателей оценены положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования оценки "удовлетворительно".

55. Общая индивидуальная оценка преподавателю (мастеру) слагается из оценок за методическую подготовку и знание материальной части, но не выше общей оценки обучаемой (проверяемой) группы по предмету обучения и признается:

"отлично", если за методическую подготовку и знание материальной части оценен "отлично" при общей оценке обучаемой (проверяемой) группы "отлично";

"хорошо", если за методическую подготовку и знание материальной части оценен не ниже "хорошо" при общей оценке обучаемой (проверяемой) группы "хорошо";

"удовлетворительно", если за методическую подготовку и знание материальной части оценен не ниже "удовлетворительно" при общей оценке обучаемой (проверяемой) группы "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если не выполнены требования оценки "удовлетворительно".

56. Оценка за методическую подготовку преподавателя (мастера) слагается из оценок за методику организации и качество проведения занятия, глубину знания предмета обучения, умение использовать технические средства обучения и наглядные пособия, состояние дисциплины на занятии и определяется:

"отлично", если занятие проведено на высоком методическом уровне, преподаватель обладает глубокими знаниями предмета обучения, легко и непринужденно излагал материал занятия, умело использовал технические средства обучения при "удовлетворительной" дисциплине обучаемых;

"хорошо", если занятие проведено на хорошем методическом уровне, преподаватель показал знание предмета обучения, материал занятия излагал уверенно, использовал технические средства обучения при "удовлетворительной" дисциплине обучаемых;

"удовлетворительно", если занятие проведено методически правильно, преподаватель показал знание предмета обучения, но в ходе занятия материал излагал неуверенно, обращался к конспекту или другим источникам, слабо использовал технические средства обучения при "удовлетворительной" дисциплине обучаемых;

"неудовлетворительно", если занятие проведено на низком методическом уровне, преподаватель плохо знал предмет обучения, материал занятия излагал неуверенно, не использовал технические средства обучения, дисциплина на занятии - "неудовлетворительная".

При проверке качества проведения занятий по каждому профилю подготовки проверяется не менее двух занятий.

57. Качество усвоения гражданами программ подготовки в ходе образовательного процесса проверяется в объеме пройденных тем на день проверки по всем предметам программы подготовки и контрольной проверкой основных предметов обучения с выставлением обучаемым индивидуальных оценок. Граждане оцениваются по критериям выпускных экзаменов.

К проверке привлекается не менее 30 процентов общей численности обучающихся (при обучении одной - двух групп проверяется одна группа), из них 50 процентов - по знанию материальной части техники (вооружения), правил ее эксплуатации и 50 процентов - по вождению техники (работе на вооружении).

На основании индивидуальных оценок обучаемых выводится оценка образовательному учреждению за качество усвоения обучаемыми программы подготовки:

"отлично", если не менее 95 процентов проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 60 процентов - "отлично";

"хорошо", если не менее 90 процентов проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 60 процентов - не ниже "хорошо";

"удовлетворительно", если не менее 80 процентов проверенных обучаемых получили положительные оценки;

"неудовлетворительно", если более 20 процентов проверенных обучаемых получили неудовлетворительные оценки.

58. Оценка за состояние учебно-материальной базы образовательного учреждения определяется:

"отлично", если имеется комната информации и досуга, необходимое количество учебных кабинетов (классов), лабораторий и мест для практической отработки упражнений в соответствии с объемом подготовки специалистов и все они оснащены соответствующими агрегатами, узлами, деталями, действующими электрифицированными стендами (макетами), другими техническими средствами обучения. Образовательное учреждение полностью укомплектовано исправными вооружением, техникой и имуществом по профилю подготовки. Полигон (автодром, машинодром) оборудован всеми элементами для вождения (отработки нормативов, упражнений) по профилям подготовки и обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программами подготовки (обучения), в любое время года и суток. Парк (гараж) оборудован всеми положенными элементами. Не менее 50 процентов техники хранится в крытых хранилищах. Состояние вооружения и военной техники оценено "отлично", а их эксплуатация, хранение и учет организованы и отвечают требованиям наставлений и руководств. Имеются благоустроенное общежитие, при необходимости, столовая (буфет) для питания обучаемых граждан, база для проведения культурно-воспитательной и спортивно-массовой работы;

"хорошо", если имеется комната информации и досуга, необходимое количество учебных кабинетов (классов), лабораторий и мест для практической отработки упражнений в соответствии с объемом подготовки специалистов и все они оснащены соответствующими агрегатами, узлами, деталями, действующими электрифицированными стендами (макетами), другими техническими средствами обучения. Образовательное учреждение укомплектовано исправными вооружением, техникой и имуществом на 85 процентов по профилю подготовки. Полигон (автодром, машинодром) оборудован всеми элементами для вождения (отработки нормативов, упражнений) по профилям подготовки и обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программами подготовки (обучения), в любое время года и суток. Парк (гараж) оборудован всеми положенными элементами. Не менее 50 процентов техники хранится в крытых хранилищах. Состояние вооружения и военной техники оценено "хорошо", а их эксплуатация, хранение и учет организованы и отвечают требованиям наставлений и руководств. Имеются благоустроенное общежитие, при необходимости, столовая (буфет) для питания обучаемых граждан, база для проведения культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;

"удовлетворительно", если имеется комната информации и досуга, необходимое количество учебных кабинетов (классов), лабораторий и мест для практической отработки упражнений в соответствии с объемом подготовки специалистов и все они оснащены соответствующими агрегатами, узлами, деталями, действующими электрифицированными стендами (макетами), другими техническими средствами обучения. Образовательное учреждение укомплектовано исправными вооружением, техникой и имуществом на 75 процентов по профилю подготовки. Полигон (автодром, машинодром) оборудован всеми элементами для вождения (отработки нормативов, упражнений) по профилям подготовки и обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программами подготовки (обучения), в любое время года и суток. Парк (гараж) оборудован всеми положенными элементами. Не менее 30 процентов техники хранится в крытых хранилищах. Состояние вооружения и военной техники оценено "удовлетворительно", а их эксплуатация, хранение и учет организованы и отвечают требованиям наставлений и руководств. Имеются благоустроенное общежитие, при необходимости, столовая (буфет) для питания обучаемых граждан, база для проведения культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;

"неудовлетворительно", если состояние учебно-материальной базы не отвечает условиям, перечисленным для оценки "удовлетворительно".

Оценка образовательному учреждению за состояние учебно-материальной базы не может быть выше оценки за состояние вооружения и техники.

Состояние вооружения и военной техники образовательных учреждений оценивается в соответствии с требованиями приказов, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

59. Состояние внутреннего порядка оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".

"Удовлетворительно", если:

а) внутренний порядок организован и обеспечивает нормальный ход учебно-воспитательного процесса, поддержание образцового порядка и чистоты в образовательном учреждении;

б) отсутствуют грубые нарушения дисциплины и происшествия;

в) созданы необходимые условия быта и отдыха для обучающихся (курсантов);

г) выполняются распорядок дня и регламент служебного времени преподавательского и обслуживающего составов.

"Неудовлетворительно", если внутренний порядок не отвечает условиям, перечисленным для оценки "удовлетворительно".

60. Образовательное учреждение за состояние подготовки специалистов оценивается:

"отлично", если общие оценки за подготовку специалистов и качество усвоения программы гражданами, оценки за качество проведения занятий преподавательским составом и состояние учебно-материальной базы определены "отлично", отсутствуют происшествия, связанные с нарушениями дисциплины и утратой техники, внутренний порядок оценивается "удовлетворительно";

"хорошо", если общие оценки за подготовку специалистов и качество усвоения программы гражданами, оценки за качество проведения занятий преподавательским составом и состояние учебно-материальной базы определены "хорошо", отсутствуют происшествия, связанные с нарушениями дисциплины и утратой техники, внутренний порядок оценивается "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если все оценочные показатели оценены не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если один из показателей оценен "неудовлетворительно".

61. По результатам проверки подготовки специалистов в образовательном учреждении составляется акт проверки по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, который должен отражать оценочные показатели проверяемых вопросов, указанных в пунктах 51 - 60 настоящей Инструкции, положительный опыт учебно-воспитательного процесса, внедрения передовых методов и технических средств обучения в практику подготовки специалистов, выявленные недостатки и предложения по их устранению, другие актуальные вопросы.

Акт должен содержать краткие выводы о состоянии подготовки специалистов (возможностях перепрофилирования образовательного учреждения, прекращении подготовки и т.п.).

К акту прилагаются оценочные ведомости.

62. По окончании проверки образовательного учреждения (в том числе и по отдельным вопросам) проводится разбор с руководящим и преподавательским составами, делается краткая запись в книге проверки состояния подготовки граждан по военно-учетным специальностям (приложение N 6 к настоящей Инструкции) с указанием оценок, недостатков в подготовке специалистов и предложений по ее улучшению.

63. Общая оценка общественному объединению за состояние подготовки специалистов определяется:

"отлично", если не менее 50 процентов проверенных образовательных учреждений получили оценки "отлично", а остальные - "хорошо";

"хорошо", если 60 процентов проверенных образовательных учреждений получили оценки "хорошо" и "отлично", а остальные - "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если 80 процентов проверенных образовательных учреждений получили оценки не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если более 20 процентов проверенных образовательных учреждений оценены "неудовлетворительно".

64. Комиссиями Генерального штаба, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации акт проверки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у комиссии и докладывается командующему войсками военного округа, второй экземпляр направляется в штаб военного округа.

Комиссией штаба военного округа акт составляется в двух экземплярах. Один остается у комиссии, второй направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации.

Акт проверки общего состояния подготовки специалистов в субъектах Российской Федерации докладывается командующему войсками военного округа.

При проверке подготовки специалистов по плану проверки военного комиссариата субъекта Российской Федерации акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки направляется в штаб военного округа.

Представители видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных (центральных) управлений Министерства обороны Российской Федерации, входившие в состав комплексной комиссии, представляют доклады о результатах проверки своим прямым начальникам.

При проведении проверок по отдельным вопросам составляется справка-доклад на имя начальника, по указанию которого проверялось образовательное учреждение.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные объединения по результатам проверки информируются для принятия необходимых мер.

Приложение N 1

К Инструкции (п. 21)

Пояснение к форме. Первая часть предписания вручается призывнику, вторая часть предписания - извещение направляется руководителю организации по месту основной работы гражданина не позднее чем за 5 дней до начала занятий.

Приложение N 2

к Инструкции (п. 21)

Пояснение к форме. Именные списки составляются в 2 экземплярах. Первый экземпляр списка представляется руководителю образовательного учреждения, второй остается в военном комиссариате района. Если граждане направляются в образовательное учреждение из другого субъекта Российской Федерации (района), то именные списки составляются в 3 экземплярах. Третий экземпляр передается в военный комиссариат района, за которым закреплено образовательное учреждение.

--------------------------------

<*> Заполняется при направлении граждан в образовательное учреждение из другого субъекта Российской Федерации (района).

Приложение N 3

к Инструкции (п. 30)

Приложение N 4

к Инструкции (п. 42, 61)

I. В результате проверки

(проведения выпускных экзаменов) установлено:

4. Работа военного комиссариата в адресном отборе и комплектовании учебных групп соответствует (не соответствует) требованиям настоящей Инструкции.

5. Контроль должностными лицами военного комиссариата за посещаемостью занятий (указывается согласно требованиям п. 49 настоящей Инструкции) осуществлялся в полном объеме и постоянно (не осуществлялся, осуществлялся не в полном объеме и т.д.).

II. Планирование и организация

образовательного процесса

Наличие постановления (решения) главы органа местного самоуправления о подготовке специалистов, лицензий на право образовательной деятельности по соответствующим ВУС, учебных программ и плана подготовки, расписаний занятий.

Состояние учебно-методической работы.

III. Руководство подготовкой специалистов

Укомплектованность образовательного учреждения преподавателями и мастерами производственного обучения.

Проведение учебно-методических сборов.

Работа методического совета образовательного учреждения.

Работа по совершенствованию профессиональных знаний и методического мастерства преподавателей (мастеров производственного обучения).

Участие воинских частей и организаций ВС РФ в мероприятиях по оказанию практической помощи в подготовке граждан по ВУС.

Работа по изучению, обобщению, внедрению передового опыта в практику обучения и воспитания обучающихся (курсантов), по совершенствованию учебной материально-технической базы, эффективному использованию учебно-тренировочных и технических средств обучения. (Проводится, качество работы оценивается ________________________________________________________________.)

Своевременность и объективность подведения итогов подготовки специалистов.

IV. Состояние учебно-материальной базы

Степень обеспеченности образовательного учреждения материально-технической базой в соответствии с требованиями руководящих документов. Состояние и эффективность использования учебно-тренировочных и технических средств обучения в образовательном процессе.

Наличие, укомплектованность (оборудование) классной учебной базы, состояние автодромов и других элементов учебно-материальной базы.

Обеспеченность вооружением и военной техникой, их состояние и использование в образовательном процессе.

(Состояние учебно-материальной базы оценивается __________.)

V. Организация и состояние внутреннего порядка

Размещение и бытовое устройство обучающихся (курсантов), их морально-психологическое состояние, состояние правопорядка и дисциплины, выполнение распорядка дня и т.д.

VI. Качество усвоения гражданами программ подготовки

(результаты проведения выпускных экзаменов)

приведено в таблице

В графах 4 - 7 указывается дробью: в числителе - количество, в знаменателе - процент к общему числу сдававших экзамены.

Не представлено к экзаменам ___ человек.

Вынесено решение о выдаче квалификационных удостоверений государственного образца и присвоении квалификации ___ человек.

VII. Состояние мер безопасности при проведении

практических занятий на технике и вооружении

VIII. Состояние экологической безопасности

IX. Состояние финансовой, хозяйственной

и экономической деятельности

(Определяется при проверках комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений или комплексными комиссиями с участием представителей Минобороны России).

Образовательное учреждение за состояние подготовки специалистов оценивается "______________________".

Приложение: оценочные ведомости на ___ листах.

Выводы по результатам итоговой проверки (проведения выпускных экзаменов), предложения по улучшению образовательного процесса, методической работы, повышению роли преподавательского состава в обучении и воспитании курсантов;

заключение о возможности подготовки (открытии, прекращении, изменении профиля подготовки) специалистов.

Приложение

к акту (п. 42)

Приложение N 5

к Инструкции (п. 42)

Пояснение к форме. В листе учета фиксируются результаты изучения гражданина (курсанта) за период обучения в образовательном учреждении и результаты его физической подготовленности. По окончании обучения листы учета направляются в военный комиссариат района по месту воинского учета призывника.

Приложение N 6

к Инструкции (п. 62)

КНИГА

ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН

ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

В __________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КНИГИ

В книге учитываются все проверки образовательного учреждения, проводимые федеральными органами исполнительной власти в области обороны и образования, центральным органом, в ведении которого находятся образовательные учреждения общественных объединений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, органами военного управления, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

В книге записываются:

1. Кто и когда проверял.

2. Вопросы проверки, обнаруженные недостатки и оценки.

3. Предложения по устранению недостатков.

4. Записи в книге заверяются подписью проверяющего.

Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Книга хранится в образовательном учреждении.

Другие документы по теме
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство (уровень магистратуры)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2016 N 43409)
"О поправочных коэффициентах Банка России"
"О запрете промышленного рыболовства камбал в Камчатско-Курильской подзоне в 2009 году" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2009 N 15288)
"Об утверждении требований и условий их выполнения по виду спорта "хоккей с мячом" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2013 N 29373)
Ошибка на сайте