Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 N 159

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 марта 2012 г. N 159

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

"ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО" И СРОКУ

ОБУЧЕНИЯ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст. 3261; N 25, ст. 3537, 3538; N 27, ст. 3871) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиева.

Министр

А.А.АВДЕЕВ

Приложение

Утверждены

приказом Министерства культуры

Российской Федерации

от 12.03.2012 N 159

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

"ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО" И СРОКУ

ОБУЧЕНИЯ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ

I. Общие положения

1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" (далее - программа "Декоративно-прикладное творчество") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы "Декоративно-прикладное творчество" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на 1 год.

1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу "Декоративно-прикладное творчество" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе "Декоративно-прикладное творчество" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Декоративно-прикладное творчество", разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

II. Используемые сокращения

В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа "Декоративно-прикладное творчество" - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество";

ОП - образовательная программа;

ОУ - образовательное учреждение;

ФГТ - федеральные государственные требования.

III. Требования к минимуму содержания программы

"Декоративно-прикладное творчество"

3.1. Минимум содержания программы "Декоративно-прикладное творчество" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

- знания основных видов народного художественного творчества;

- знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

- навыков работы в различных техниках и материалах;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

- навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

- умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах "рисунок", "живопись", "композиция";

в области истории искусств:

- знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

3.3. Результатом освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

- знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

в области пленэрных занятий:

- знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;

в области истории искусств:

- знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества;

- навыков восприятия современного искусства.

3.4. Результаты освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:

знание различных видов изобразительного искусства;

знание основных жанров изобразительного искусства;

знание основ цветоведения;

знание основных выразительных средств изобразительного искусства;

знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии;

умение работать с различными материалами;

умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;

навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

навыки передачи формы, характера предмета;

наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;

наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к действительности.

3.4.2. Прикладное творчество:

знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;

знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;

умение работать с различными материалами;

умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

умение изготавливать игрушки из различных материалов;

навыки заполнения объемной формы узором;

навыки ритмического заполнения поверхности;

навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

3.4.3. Лепка:

знание понятий "скульптура", "объемность", "пропорция", "характер предметов", "плоскость", "декоративность", "рельеф", "круговой обзор", "композиция";

знание особенностей работы с пластическими материалами;

умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;

умение создавать работы с натуры и по памяти;

умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;

навыки конструктивного и пластического способов лепки.

3.4.4. Рисунок:

знание понятий "пропорция", "симметрия", "светотень";

знание законов перспективы;

умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

умение моделировать форму предметов тоном;

умение последовательно вести длительную постановку;

умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

навыки владения линией, штрихом, пятном;

навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

навыки передачи фактуры и материала предмета;

навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

3.4.5. Живопись:

знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

знание разнообразных техник живописи;

знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

навыки использования основных техник и материалов;

навыки последовательного ведения живописной работы.

3.4.6. Композиция прикладная:

знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.

3.4.7. Работа в материале:

знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

навыки работы в различных техниках и материалах.

3.4.8. Беседы об искусстве:

сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;

знание особенностей языка различных видов искусства;

первичные навыки анализа произведения искусства;

навыки восприятия художественного образа.

3.4.9. История народной культуры и изобразительного искусства:

знание основных этапов развития изобразительного искусства;

знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;

знание основных понятий изобразительного искусства;

знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

знание основных центров народных художественных промыслов;

умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

навыки анализа произведения изобразительного искусства.

3.4.10. Пленэр:

знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

IV. Требования к структуре программы

"Декоративно-прикладное творчество"

4.1. Программа "Декоративно-прикладное творчество" определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа "Декоративно-прикладное творчество" направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта по созданию произведений декоративно-прикладного творчества, самостоятельной работы по изучению и постижению народной культуры и изобразительного искусства.

Программа "Декоративно-прикладное творчество", разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ОП;

учебный план;

график образовательного процесса;

программы учебных предметов;

систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;

программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Разработанная ОУ программа "Декоративно-прикладное творчество" должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" в соответствии с настоящими ФГТ.

4.2. Программа "Декоративно-прикладное творчество" может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5 настоящих ФГТ.

Учебный план программы "Декоративно-прикладное творчество" должен предусматривать следующие предметные области:

изобразительное творчество;

пленэрные занятия;

история искусств

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2740 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Художественное творчество: УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02. Прикладное творчество - 196 часов, УП.03. Лепка - 196 часов, УП.04. Рисунок - 396 часов, УП.05. Живопись - 396 часов, УП.06. Композиция прикладная - 165 часов, УП.07. Работа в материале - 792 часа;

ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02. История народной культуры и изобразительного искусства - 165 часов;

ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр - 140 часов.

При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3180,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Художественное творчество: УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02. Прикладное творчество - 196 часов, УП.03. Лепка - 196 часов, УП.04. Рисунок - 462 часа, УП.05. Живопись - 462 часа, УП.06. Композиция прикладная - 198 часов, УП.07. Работа в материале - 990 часов;

ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02. История народной культуры и изобразительного искусства - 214,5 часа;

ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр - 168 часов.

При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2108,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Художественное творчество: УП.01. Рисунок - 396 часов, УП.02. Живопись - 396 часов, УП.03. Композиция прикладная - 165 часов, УП.04. Работа в материале - 792 часа;

ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02. История народной культуры и изобразительного искусства - 198 часов;

ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр - 112 часов.

При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2549 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Художественное творчество: УП.01. Рисунок - 462 часа, УП.02. Живопись - 462 часа, УП.03. Композиция прикладная - 198 часов, УП.04. Работа в материале - 990 часов;

ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве - 49,5 часов, УП.02. История народной культуры и изобразительного искусства - 247,5 часа;

ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр - 140 часов.

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

4.3. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

V. Требования к условиям реализации программы

"Декоративно-прикладное творчество"

5.1. Требования к условиям реализации программы "Декоративно- прикладное творчество" представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.

5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно- нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы "Декоративно-прикладное творчество" с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления ОУ.

5.3. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс - 39 недель, с четвертого по восьмой - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом и девятом классах составляет 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33 недели.

5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по третий классы - 13 недель, с четвертого по седьмой классы - 12 недель. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе - 13 недель, со второго по четвертый классы - 12 недель. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

5.5. ОУ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться одну неделю в июне месяце и рассредоточенно в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.

5.6. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

5.7. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы "Декоративно-прикладное творчество" по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

5.8. Программа "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

5.10. Реализация программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; 100 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

5.11. Оценка качества реализации программы "Декоративно- прикладное творчество" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы "Декоративно-прикладное творчество" и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Работа в материале;

2) История народной культуры и изобразительного искусства.

По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;

знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;

навыки исполнения работы по композиции;

наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

5.12. Реализация программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Декоративно-прикладное творчество". Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "История искусств" обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

5.13. Реализация программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32 - 33 недели - реализация аудиторных занятий, 2 - 3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную подготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы "Декоративно-прикладное творчество", использования передовых педагогических технологий.

5.14. Финансовые условия реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.

Занятия по учебным предметам "Рисунок", "Живопись", имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам.

5.15. Материально-технические условия реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

выставочный зал;

библиотеку;

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

мастерские;

учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.

ОУ должно иметь натюрмортный фонд и методический фонд.

В случае реализации ОУ в вариативной части учебных предметов "Компьютерная графика", "Основы дизайн-проектирования" учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Беседы об искусстве", "История народной культуры и изобразительного искусства", оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Другие документы по теме
"О порядке уведомления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета Российской Федерации представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений"
"О внесении изменений в Приказ Россельхознадзора от 12.01.2011 N 1"
"Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при сердечной недостаточности" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2013 N 27789)
"О внесении изменений в приказ Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. N 131 "О поощрениях в системе Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2014 N 35308)
Ошибка на сайте