Приказ Минкультуры России от 30.10.2020 N 1346
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1346
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ТРОИЦКИЙ СОБОР", 1422 - 1427 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XVI - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Троицкий собор", 1422 - 1427 годы Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 18), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад", XVI - середина XX века.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1346
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ТРОИЦКИЙ СОБОР", 1422 - 1427 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XVI - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
- местоположение храма 1422 - 1423 гг., расположенного в юго-западной части монастыря и фиксирующего центр обители XIV в., его роль в формировании композиционного и мемориального центра ансамбля монастыря;
- объемно-пространственная композиция белокаменного одноглавого кубического крестовокупольного с повышенными подпружными арками и позакомарным покрытием храма 1422 - 1423 гг., выстроенного в системе отклонений от правильной геометрической формы (наклон стен, сужение проемов), создающей иллюзию значительной высоты, с широкой центральной апсидой, выступающей вперед и перекрытой подвышенной конхой, и двумя боковыми зауженными полукруглыми апсидами с низкими конхами, увенчанного высоким световым барабаном со шлемовидным куполом, в том числе высотные отметки по килевидным закомарам, апсидам и барабану (с учетом реставрационных работ 1950 - 1960 гг.);
- кровля из золоченой листовой меди по форме закомар, устроенная по деревянным стропилам и сплошной обрешетке, глава шлемовидной формы, покрытая золоченой медью по металлическому каркасу из кованых прутов, восстановленная в ходе реставрации середины XX в., внутренняя вторая кровля коническая цинковая над каменным сводом, с устройством водоотлива, белокаменные водометы, крест сложного рисунка, укрепленный на растяжках, высотные отметки по зениту купола (с учетом реставрационных работ 1960 годов);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма 1422 - 1423 гг., включая профилированный с валиками белокаменный цоколь, раскрытый в 1953 г. до дневной поверхности XV в., пилястры четверика, разделяющие стены на три прясла с килевидными перспективными завершениями (широкое повышенное среднее и зауженные пониже боковые), местоположение, размер, форму и оформление щелевидных сужающихся кверху окон и перспективных с бусинами дверных килевидной формы порталов, декоративные росписи западного портала, резной с декоративными растительными плетенками и крестами трехчастный пояс на четверике, апсидах и главе храма, венчающий белокаменный карниз барабана;
- обмазка и колористическое решение белокаменных фасадов XV в. (с учетом реставрационных работ 1950 - 1960 гг.);
- выстилка 1953 г. серой булыжной брусчаткой вдоль цоколя, отмечающая отметки земли XV в.
- наружные крыльца (перед северным входом ступени из белого камня, ступени южного входа, покрытые чугунными плитами), их местоположение, конструкция и материал (с учетом реставрационных работ 1950 - 1960 гг.);
- пространственно-планировочная структура в пределах капитальных стен, опорных столбов, арочных проемов, сводчатых перекрытий крестовокупольного храма 1422 - 1423 гг. с четырьмя прямоугольными пилонами, перевязанными между собой системой сводов и арок, с каменной алтарной преградой, небольшой камеры в подполье, вход в которую находится в подвале западной паперти;
- капитальные белокаменные с заполнением из булыг на известковом растворе стены, опорные пилоны и белокаменные сводчатые перекрытия 1422 - 1423 гг., их конструкция и материал, включая белый камень, дубовые связи в толще кладки, парные металлические тяги XVIII в., заменившие их в интерьере на уровне пят подкупольных арок;
- декоративное оформление интерьеров 1423 - 1427 гг. - начала XX в., в том числе горнее место из единой плиты натурального камня XV - XVI вв. и каменный пол алтаря, метлахская плитка пола храма и солеи 1905 г. (с учетом реставрационных работ XX в.);
- отдельные фрагменты фресок XV в. и фресковая роспись 1635 г. по штукатурному левкасу, раскрытые в XX в., росписи XVIII - XIX вв., восстановленные в процессе реставрационных работ 1960 гг. росписи нижних ярусов стен;
- пятиярусный тябловый иконостас 1423 - 1427 гг., включающий уникальные иконы письма Андрея Рублева и Даниила Черного, верхний праотеческий ряд начала XVII в., царские врата 1643 г. и иконы XVII в., в том числе подписанные Симоном Ушаковым, его местоположение, конструкция, материал, композиционное решение и декоративное оформление, иконы;
- святые мощи Преподобного Сергия Радонежского;
- личные вещи Преподобного Сергия (схима, посох и две литургические деревянные тарели XIV в.);
- предметы декоративно-прикладного и церковного искусства XV - XIX вв., в том числе медное золоченое паникадило XV в. работы немецких мастеров, серебряная золоченая рамка 1585 г. с мощами преп. Сергия Радонежского, украшенная накладными серебряными чеканными панелями с фигурными клеймами и серебряной на четырех столбах сенью 1730 - 1741 гг. работы художника Луи Каравакка и московского чеканщика Давида Прифа, с чеканной крышкой XIX в., серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина 1778 г., стальное золоченое архиерейское кресло митрополита Платона работы тульских мастеров конца XVIII в. в алтаре, киоты с фронтонами XIX века вокруг столбов, серебряная сень над престолом 1809 г., памятная доска над захоронением князя Андрея Владимировича Радонежского (в иночестве - Саввы);
- западные расписные, северные и южные окрашенные двупольные двери из листового и полосового железа с кузнечной клепкой и прибором (постава, засовы, ручки-кольца), включая двери в южный притвор, сохранившие пробоину от ядра, полученного в ходе осады обители польско-литовскими войсками в 1608 г.
- материал и характер столярных заполнений оконных проемов, восстановленных в процессе реставрационных работ 1960 гг.