Приказ Минкультуры России от 30.10.2020 N 1302
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1302
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"БОЛЬНИЧНЫЕ ПАЛАТЫ С ЦЕРКОВЬЮ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ
СОЛОВЕЦКИХ", 1635 - 1637 ГОДЫ, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Больничные палаты с церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких", 1635 - 1637 годы, вторая половина XVII века (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 24), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1302
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"БОЛЬНИЧНЫЕ ПАЛАТЫ С ЦЕРКОВЬЮ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ
СОЛОВЕЦКИХ", 1635 - 1637 ГОДЫ, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
- местоположение в северо-западной части монастыря здания 1635 - 1637 гг., второй половины XVII века, соединенного крытыми переходами над арочными проездами с Казначейским корпусом с юга и с крепостной стеной с запада, его роль в композиционно-планировочной структуре западной линии келий, объединенной с ним в одну связь, крепостных стен и Соборной площади, в традиционном видовом раскрытии ансамбля Лавры со стороны прилегающей городской застройки западной части Сергиева Посада;
- объемно-пространственная трехчастная композиция каменного, вытянутого вдоль западной крепостной стены по оси север-юг здания 1635 - 1637 гг., второй половины XVII в., состоящая из расположенной в центре шатровой церкви, представляющей собой поставленный на высокий подклет бесстолпный четверик с полукруглой апсидой, закомарами, верхним восьмериком, каменным восьмигранным шатром, глухим барабанчиком с луковичной главкой, и примыкающих к открытым папертям церкви двух объемов двухэтажных палат, южных 1635 - 1637 гг., второй половины XVII в. с западным теремным крыльцом и подклетом под всем объемом и северных второй половины XVII в., с открытым крыльцом, обращенным к Соборной площади, включивших в себя небольшие одноэтажные на подклете палаты XVI в., в том числе высотные отметки парапетов крылец, венчающих карнизов, барабану (с учетом реставрации 1938 - 1950 гг.);
- кирпичный без кровельного покрытия, с рядом кокошников, окнами-слухами и граненым барабаном, восьмигранный шатер церкви 1635 - 1637 гг. с белокаменной главкой луковичной формы, их конструкция, конфигурация, материал, размер кирпича и камня, техника кладки, декоративное оформление, изразцы, высотные отметки по подкрестному яблоку и золоченый крест;
- конфигурация, материал, высотные отметки по конькам, характер кровельного покрытия высоких теремных с гребнями крыш палат и позакомарное покрытие кровли церкви и полусферической апсиды, восстановленных в процессе реставрации XX в.;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XVII в., включая белокаменные цоколи, угловые и стеновые лопатки, профилированные поручни крылец, местоположение, форму, размер и оформление оконных круглых, арочных и прямоугольных, дверных и иных проемов, арок (откосы с "рассветами", наличники в виде профилированных ниш, из валиков с бусинами и треугольными фронтонами), пояса "ширинок", валиков, кокошников, фризы, в том числе из валиков с бусинами, соединенных гирляндой дужек с белокаменными вставками-крабами, поребрик, килевидные профилированные архивольты закомар, декор из зеленых поливных изразцов и керамических глазурованных шаров, профилированные и на декоративных консолях венчающие карнизы (с учетом реставрации XX в.);
- материал и характер отделки фасадных поверхностей XVII в. (обмазка и побелка по кирпичной кладке, поливные изразцы);
- колористическое решение фасадов 1635 - 1637 гг., второй половины XVII в. (уточняется в процессе реставрационных работ);
- металлические кованые решетки окон "в шахмат", их конструкция, материал, техника исполнения (с учетом реставрации XX в.);
- пространственно-планировочная структура интерьеров здания XVI - XVII вв. в пределах капитальных стен, сводчатых с распалубками и без них перекрытий, ниш-печур, внутренних коммуникационных связей (внутристенные лестницы, дверные и оказавшиеся внутри оконные проемы), включая планировку квадратного четверика храма с каменным сводом в восьмирике, отделяющим его от шатра, с узкой поперечной папертью и двумя крыльцами, белокаменного подклета и первого этажа южных палат 1635 - 1637 гг. с центральными сенями, расположенными по их сторонам четырьмя палатами равной площади, внутристенной лестницей и коридором-переходом в больничную церковь, второго этажа южных палата и северных двухэтажных палат второй половины XVII в. с небольшой на подклете квадратной палатой XVI в. в торце здания, воздушного перехода над южной аркой;
- белокаменные и из большемерного кирпича на известковом растворе капитальные стены и сводчатые перекрытия XVI - XVII вв., их конструкция, материал, размеры кирпича и блоков камня, техника и технология выполнения, металлические связи;
- лестницы XVII в., их местоположение, конструкция, материал (с учетом реставрации 1938 - 1950 гг.);
- декоративное оформление интерьеров XVII в., включая полы из белокаменных плит в подвалах, оформление входа в церковь в западной паперти перспективным килевидным порталом с пучком колонн, лестницы - арочным порталом с двумя колонками, арок, дверных и оконных откосов, распалубок, ниш-печур;
- обмазка белокаменных и кирпичных стен в интерьерах.