Приказ Минкомсвязи России от 11.12.2018 N 681
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 декабря 2018 г. N 681
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26; 2018, N 32, ст. 5121; N 42, ст. 6369), в целях реализации пункта 1(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Утвердить Положение об осуществлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
К.Ю.НОСКОВ
Утверждено
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 11.12.2018 N 681
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Положение об осуществлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации внутреннего финансового аудита (далее - Положение) разработано в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
2. Положение определяет цели и порядок осуществления в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
3. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется на основе функциональной независимости должностным лицом Министерства, наделенным в соответствии с должностным регламентом полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или структурным подразделением Министерства в соответствии с положением о таком структурном подразделении (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, системности, стандартизации и ответственности.
5. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения Министерством бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министр).
7. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
8. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).
По согласованию с Министром объектами аудита, осуществляемого Министерством, могут являться структурные подразделения администратора бюджетных средств, находящегося в ведении Министерства как главного администратора бюджетных средств.
9. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
10. По указанию Министра субъект внутреннего финансового аудита в установленные Министром сроки осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта бюджета. Указанные заключения предоставляются Министру.
11. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Министр. При организации внутреннего финансового аудита Министр обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур в Министерстве.
12. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром до начала очередного финансового года (далее - План).
Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Министра.
13. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
14. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
15. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством, с применением в соответствии с пунктом 32 Положения, основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
16. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
б) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
в) не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами объекта проверки, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
г) не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
17. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
18. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год и направляется на утверждение Министру не позднее 25 декабря текущего календарного года. Рекомендуемый образец плана приведен в приложении N 1 к Положению.
19. Информация о включении объекта аудита в План доводится субъектом внутреннего финансового аудита до руководителей соответствующих объектов аудита не позднее 10 рабочих дней со дня его утверждения.
20. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
21. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
22. При необходимости в План могут вноситься изменения. Решение о внесении изменений в План принимается Министром на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита.
23. Аудиторская проверка назначается решением Министра.
24. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной субъектом внутреннего финансового аудита не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки. Рекомендуемый образец программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к Положению.
25. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа.
26. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
27. Субъект внутреннего финансового аудита не позднее дня начала аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита уведомление о проведении аудиторской проверки.
28. К уведомлению о проведении аудиторской проверки прилагаются:
а) копия утвержденной программы аудиторской проверки;
б) мотивированный запрос о предоставлении документов, материалов и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки (далее - Запрос).
29. Руководитель объекта аудита обязан предоставить субъекту внутреннего финансового аудита документы, материалы и информацию, указанные в Запросе, не позднее 3 рабочих дней с момента получения Запроса, если в Запросе не установлены иные сроки.
Руководитель объекта аудита обязан обеспечить своевременность, полноту представления документов, материалов и информации, запрошенных для проведения аудиторской проверки.
30. При необходимости субъект внутреннего финансового аудита вправе направлять руководителю объекта аудита дополнительные запросы.
31. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
32. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
33. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
34. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
35. Срок проведения аудиторской проверки определяется, исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, вида аудиторской проверки, количества и специфики деятельности объектов аудита, но не должен превышать 65 календарных дней.
36. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено или продлено по решению Министра на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита на срок не более 20 календарных дней.
37. Основаниями для приостановления аудиторской проверки являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объекта аудита;
б) непредставление или неполное представление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки в установленные Запросом сроки;
в) внесение изменений в План;
г) воспрепятствование должностными лицами объекта аудита проведению аудиторской проверки;
д) иные обстоятельства.
При принятии решения о приостановлении аудиторской проверки течение ее срока прерывается на время, необходимое для устранения указанных обстоятельств.
38. Проведение аудиторской проверки возобновляется на основании решения Министра, принятого в связи со служебной запиской субъекта внутреннего финансового аудита об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аудиторской проверки.
39. Субъект внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении и возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом руководителя объекта аудита.
40. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
а) временная нетрудоспособность одного или нескольких участников аудиторской группы;
б) принятие субъектом внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объемов выборки проверяемых документов (относительно запланированного объема);
в) получение в ходе аудиторской проверки от правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля либо иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита (его должностных лиц) нарушений и (или) злоупотреблений, требующей дополнительной проверки;
г) обстоятельства непреодолимой силы.
41. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (далее - Акт). Рекомендуемый образец Акта приведен в приложении N 3 к Положению.
42. Акт составляется субъектом внутреннего финансового аудита в двух экземплярах: первый экземпляр - для субъекта внутреннего финансового контроля, второй экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита).
43. Акт подписывается субъектом внутреннего финансового аудита и членами аудиторской группы (в случае образования группы).
44. Не позднее дня окончания проверки второй экземпляр Акта вручается субъектом внутреннего финансового аудита руководителю объекта аудита (уполномоченному им должностному лицу) под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
45. Объект аудита вправе представить субъекту внутреннего финансового аудита письменные возражения по Акту в срок не более 5 рабочих дней со дня его получения. Данные возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
46. В случае получения от объекта аудита письменных возражений по Акту, субъект внутреннего финансового аудита в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения таких письменных возражений по Акту, дает свое заключение с соответствующими комментариями, указанием на сохранение, корректировку или отмену выводов аудиторской проверки. Заключение субъекта внутреннего финансового аудита на письменные возражения Объекта аудита по Акту (далее - Заключение) приобщается к материалам аудиторской проверки.
47. На основании Акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки (далее - Отчет) не позднее 30 рабочих дней со дня окончания аудиторской проверки. Рекомендуемый образец Отчета приведен в приложении N 4 к Положению.
48. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений, и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений, рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
д) проведение мероприятий, направленных:
на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
на изменение внутренних стандартов и процедур;
на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.
50. При принятии Министром решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 49 Положения, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
51. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг устранения объектами аудита нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудиторских проверок. В случае несвоевременного или неполного выполнения плана по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудиторских проверок, субъект внутреннего финансового аудита осуществляет подготовку и представление Министру соответствующего доклада для принятия управленческих решений.
52. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года и направляется Министру. Рекомендуемый образец годовой отчетности приведен в приложении N 5 к Положению.
53. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Министерством цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита
(рекомендуемый образец)
ПЛАН
внутреннего финансового аудита на ____ год
Коды
Наименование главного администратора бюджетных средств
Глава по БК
Субъект внутреннего финансового аудита (ответственный исполнитель)
Наименование бюджета
по ОКТМО
N п/п
Тема аудиторской проверки
Объект(ы) аудита
Метод аудита
Вид аудиторской проверки
Проверяемый период
Срок проведения аудиторской проверки
1.
2.
...
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Министерством цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита
(рекомендуемый образец)
Руководитель группы:
ФИО, должность
Члены группы:
ФИО, должность
...
N п/п
Содержание вопроса проверки
1
2
...
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Министерством цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита
(рекомендуемый образец)
Руководитель группы:
И.О. Фамилия, должность
Члены группы:
И.О. Фамилия, должность
...
--------------------------------
<1> В случае отказа руководителя объекта аудита от получения экземпляра акта аудиторской проверки в нем проставляется соответствующая отметка.
<2> Заполняется в случае направления Акта в адрес объекта аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Министерством цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита
(рекомендуемый образец)
Руководитель группы:
И.О. Фамилия, должность
Члены группы:
И.О. Фамилия, должность
...
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
Министерством цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита
(рекомендуемый образец)
Дата
Наименование главного администратора бюджетных средств
Номер документа
Глава по БК
Наименование бюджета
Код по ОКТМО
Периодичность:
годовая
Наименование показателя
Код строки
Значения показателя
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек
010
из них:
фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита
011
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц
020
в том числе в отношении:
надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля
021
достоверности бюджетной отчетности
022
экономности и результативности использования бюджетных средств
023
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц
030
из них:
количество проведенных плановых аудиторских проверок
031
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц
040
Количество направленных рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, единиц
050
из них:
количество исполненных рекомендаций
051
Количество направленных рекомендаций по принятию мер по минимизации бюджетных рисков, единиц
060
из них:
количество исполненных рекомендаций
061
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц
070
из них:
количество исполненных рекомендаций
071
Количество направленных рекомендаций о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц
080
из них:
количество исполненных рекомендаций
081
N п/п
Тема проверки
Количество членов аудиторской группы с учетом руководителя, принимавших участие в проведении проверки
Сумма средств федерального бюджета в проверяемом периоде, тыс. рублей
Суммы средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
Нарушение срока (с учетом продления) проведения проверки (в том числе внеплановой проверки), количество дней
1.
...
Итого
N п/п
Наименование объекта внутреннего финансового аудита
Количество проведенных в текущем году проверок на объектах внутреннего финансового аудита
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
Сумма средств федерального бюджета в проверяемом периоде, тыс. рублей
Сумма средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей
Привлечено к ответственности должностных лиц
Принято решений о передаче материалов проверки по факту обнаружения нарушений в органы государственного финансового контроля Российской Федерации или правоохранительные органы
1.
...
Итого
Наименование показателя
Код строки
Количество (ед.)
Объем (тыс. руб.)
Динамика нарушений и недостатков
(тыс. руб.)
(%)
Нецелевое использование бюджетных средств
010
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования)
020
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам
030
Нарушения правил ведения бюджетного учета
040
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности
050
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями
060
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета
070
Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями
080
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля
090
Прочие нарушения и недостатки
100