Приказ Минкавказа России от 05.06.2019 N 121
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
ПРИКАЗ
от 5 июня 2019 г. N 121
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3823; 1999, N 28, ст. 3492; 2000, N 1, ст. 10, N 32, ст. 3339; 2001, N, ст. 2, N 33, ст. 3429, N 53, ст. 5030; 2002, N 22, ст. 2026, N 28, ст. 2790, N 30, ст. 3021, ст. 3027, N 52, ст. 5132; 2003, N 28, ст. 2886, ст. 2892, N 46, ст. 4443, ст. 4444, N 50, ст. 4844, ст. 5038; 2004, N 34, ст. 3526, ст. 3535, N 52, ст. 5277, ст. 5278; 2005, N 1, ст. 8, ст. 21, N 19, ст. 1756, N 27, ст. 2717, N 52, ст. 5572, ст. 5589, ст. 5602; 2006, N 1, ст. 8, N 1, ст. 9, N 2, ст. 171, N 6, ст. 636, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4627, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5503, ст. 5504; 2007, N 1, ст. 28, N 17, ст. 1929, N 18, ст. 2117, N 31, ст. 4009, N 45, ст. 5424, N 46, ст. 5553, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3597, ст. 3617, N 48, ст. 5500, N 49, ст. 5723, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 18, N 7, ст. 785, N 15, ст. 1780, N 29, ст. 3618, ст. 3582, ст. 3629, N 30, ст. 3739, N 39, ст. 4532, N 48, ст. 5711, N 48, ст. 5733, N 51, ст. 6151, N 52, ст. 6450; 2010, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, ст. 2293, N 21, ст. 2524, N 31, ст. 4185, ст. 4192, ст. 4198, N 40, ст. 4969, ст. 4971, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 14, N 15, ст. 2041, N 27, ст. 3873, N 41, ст. 5635, N 48, ст. 6728, N 49, ст. 7030, ст. 7039, ст. 7056; 2012, N 26, ст. 3447, N 31, ст. 4316, ст. 4317, ст. 4334, N 47, ст. 6400, N 50, ст. 6967, N 53, ст. 7593; 2013, N 19, ст. 2331, N 27, ст. 3473, ст. 3480, N 30, ст. 4083, N 31, ст. 4191, N 44, ст. 5633, N 52, ст. 6983; 2014, N 6, ст. 552, N 11, ст. 1090, N 26, ст. 3389, N 30, ст. 4250, N 40, ст. 5314, N 43, ст. 5795, N 48, ст. 6655, ст. 6656, ст. 6664, N 52, ст. 7560, ст. 7561; 2015, N 10, ст. 1393, ст. 1395, N 29, ст. 4343, N 40, ст. 5468, N 45, ст. 6202, N 51, ст. 7252; 2016, N 1, ст. 26, N 7, ст. 911, N 14, ст. 1901, N 22, ст. 3093, N 23, ст. 3282, N 26, ст. 3861, N 27, ст. 4162, ст. 4277, ст. 4278, ст. 4279, N 49, ст. 6852; 2017, N 1, ст. 7, N 14, ст. 2007, N 30, ст. 4452, ст. 4458, N 31, ст. 4811, N 40, ст. 5751, ст. 5752, N 47, ст. 6841; N 49, ст. 7317; 2018, N 1, ст. 18, N 11, ст. 1580, N 24, ст. 3408, ст. 3409, N 30, ст. 4557, N 32, ст. 5121, N 41, ст. 6191, N 49, ст. 7495, ст. 752, ст. 7528, ст. 7529, N 53, ст. 8420, ст. 8430; 2019, N 16, ст. 1825, N 23, ст. 2916, N 30, ст. 4101, ст. 4102, ст. 4104, ст. 4105, N 31 ст. 4437, ст. 4454, ст. 4466) и пунктом 1.1 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации 2014, N 12, ст. 1290, 2015, N 16, ст. 2393, 2016, N 18, ст. 2632, 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Утвердить Положение об осуществлении Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.В.ЧЕБОТАРЕВ
Утверждено
приказом Министерства
Российской Федерации
по делам Северного Кавказа
от 5 июня 2019 г. N 121
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях повышения качества финансового менеджмента и эффективности бюджетных расходов.
2. Настоящее Положение определяет принципы и требования к организации планирования и проведения внутреннего финансового аудита в Минкавказе России, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового аудита, а также к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
3. Внутренний финансовый аудит в Минкавказе России осуществляют уполномоченные должностные лица, работники Минкавказа России (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости в рамках комиссии, состав которой утверждается приказом Минкавказа России.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Минкавказом России, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно Министру Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Министр).
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Минкавказа России, выполняющие внутренние бюджетные процедуры.
6. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром (далее - план).
Внеплановые аудиторские проверки проводятся по поручению Министра.
8. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
9. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности подведомственных организаций, сформированной Минкавказом России с применением в соответствии с пунктом 22 настоящего положения, основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Минкавказом России порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
10. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Министр. При организации внутреннего финансового аудита Министр обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
II. Планирование аудиторских проверок
11. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году, рекомендуемый образец которого приведен в приложении 1 к настоящему Положению <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 38 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации 2014, N 12, ст. 1290, 2015, N 16, ст. 2393, 2016, N 18, ст. 2632, 2018, N 14, ст. 1975) (далее - Правила).
По каждой аудиторской проверке в плане указываются тема аудиторской проверки, проверяемый период, объекты аудита, вид аудиторской проверки, срок ее проведения и ответственные исполнители.
12. План формируется уполномоченным руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
В план включаются внутренние бюджетные процедуры на основе:
а) поручений Министра;
б) мотивированных предложений заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Минкавказа России;
в) внутренние бюджетные процедуры, отобранные в результате оценки бюджетных рисков.
13. При формировании плана аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Минкавказа России в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
14. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
15. Для получения предложений по формированию плана руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обязан не позднее 1 ноября года, предшествующего планируемому, направить соответствующие запросы заместителям Министра и руководителям структурных подразделений Минкавказа России.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обязан представить Министру на утверждение сформированный на основе предусмотренных настоящим Положением процедур проект плана не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.
16. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
В случае необходимости внесения изменений в план уполномоченный руководитель субъекта внутреннего финансового аудита направляет Министру служебную записку с обоснованием необходимости внесения изменений.
Изменения в план утверждаются Министром.
Уполномоченный руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обязан обеспечить ознакомление с планом (внесенными изменениями в план) заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Минкавказа России в течение пяти рабочих дней с момента его утверждения.
17. Уполномоченный руководитель субъекта внутреннего финансового аудита организует работу по исполнению плана, осуществляет контроль за ходом выполнения плана, при необходимости готовит предложения для включения в план командировок на очередной год, а также осуществляет контроль за подготовкой и представлением отчетов о проведенных мероприятиях внутреннего финансового аудита.
III. Проведение внутреннего финансового аудита
и оформление его результатов
18. Аудиторская проверка назначается в соответствии с приказом Минкавказа России. Приказ должен содержать информацию о наименовании объекта аудита, теме аудиторской проверки, проверяемом периоде, составе аудиторской группы и сроках ее проведения.
19. Для проведения аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита создает аудиторскую группу в составе не менее трех человек.
20. Аудиторская проверка проводится на основании программы, утвержденной уполномоченным руководителем субъекта внутреннего финансового аудита по рекомендуемому образцу приложения N 2 к настоящему Положению <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 44 Правил.
Программа аудиторской проверки должна содержать следующие сведения:
а) тема аудиторской проверки;
б) проверяемый период;
в) наименование объекта аудита;
г) основание для проведения аудиторской проверки;
д) вид и способы (сплошной или выборочный) аудиторской проверки;
е) срок проведения аудиторской проверки;
ж) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
з) описание аудиторских процедур;
и) ответственные исполнители;
к) сроки проведения аудиторских процедур.
Программа аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы.
21. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита, в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником субъекта внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
22. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Минкавказом России, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
23. Уполномоченные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
24. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
25. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
26. Устанавливаются предельные сроки проведения аудиторских проверок:
- на проведение выездных проверок не более 20 рабочих дней;
- на проведение камеральных проверок не более 15 рабочих дней;
- на проведение комбинированных проверок не более 20 рабочих дней.
Конкретные сроки проведения аудиторских проверок устанавливаются приказом Минкавказа России с учетом объемов и сложности проверяемых внутренних бюджетных процедур.
В случае возникновения непредвиденных обстоятельств предельные сроки проведения аудиторских проверок могут быть продлены Министром на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы, но не более чем на 20 рабочих дней.
Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено в соответствии с приказом Минкавказа России на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы, проводящего аудиторскую проверку на объекте аудита. Срок ее приостановления устанавливается согласно приказу Минкавказа России.
Основаниями приостановления аудиторской проверки являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта аудита;
б) необходимость организации и проведения экспертизы;
в) направление запросов в компетентные государственные органы;
г) непредставление объектом аудита документов, материалов и информации или представление неполного комплекта истребуемых документов, материалов и информации для проведения аудиторской проверки;
д) при необходимости обследования имущества и (или) исследования документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита.
На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия решения объект аудита письменно извещается о приостановлении аудиторской проверки. Одновременно объекту аудита вручается требование об устранении причин приостановления аудиторской проверки с указанием срока их устранения.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки издается приказ Минкавказа России о возобновлении проведения аудиторской проверки. Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия решения объект аудита письменно извещается о возобновлении проведения аудиторской проверки.
27. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по рекомендуемому образцу приложения N 3 к настоящему Положению <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 52 Правил.
28. Не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы вручает представителю объекта аудита акт аудиторской проверки.
К акту прилагаются документы, объяснения должностных лиц и материально ответственных лиц и иные материалы, подтверждающие выводы, изложенные в акте.
В акте не должно содержаться морально-этической оценки действий должностных лиц, не допускается квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный и обвинительный смысл.
В акте указываются:
а) место и дата составления акта;
б) наименование объекта аудита;
в) дата и номер приказа о назначении аудиторской проверки;
г) дата утверждения программы аудиторской проверки;
д) фамилии, имена, отчества, должности членов аудиторской группы, проводивших проверку;
е) тема аудиторской проверки и проверяемый период;
ж) вид аудиторской проверки;
з) сроки проведения проверки;
и) перечень вопросов, проверенных в ходе аудиторской проверки;
к) изложение результатов аудиторской проверки в разрезе проверяемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к акту аудиторской проверки;
л) объем проверенных расходов федерального бюджета;
м) сумма выявленных нарушений;
н) ссылки на нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, факты нарушения которых выявлены в ходе аудиторской проверки;
о) выявленные факты нарушений требований правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, последствия нарушений, должностные лица, допустившие нарушения;
п) предложения об улучшении показателей осуществления внутреннего финансового контроля объекта аудита, ведения учетной политики, выполнения бюджетных процедур, более рациональном и эффективном использовании выделяемых бюджетных средств;
р) материалы по другим вопросам, включенным в программу аудиторской проверки.
Акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы и всеми членами аудиторской группы и один экземпляр акта вручается под роспись руководителю объекта аудита или представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта, не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки.
29. Объект аудита в течение пяти рабочих дней с даты вручения акта вправе представить уполномоченному руководителю субъекта внутреннего финансового аудита письменные возражения по акту аудиторской проверки.
Уполномоченный руководитель субъекта внутреннего финансового аудита совместно с аудиторской группой, проводившей аудиторскую проверку, выносит мотивированное заключение и один экземпляр в течение трех рабочих дней с момента получения возражений вручает руководителю объекта аудита или представителю объекта аудита, уполномоченному на его получение.
IV. Реализация результатов аудиторских проверок
30. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по рекомендуемому образцу приложения N 4 к настоящему Положению <4>, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
--------------------------------
<4> Пункт 53 Правил.
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
31. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный уполномоченным руководителем субъекта внутреннего финансового аудита, с приложением акта аудиторской проверки представляется Министру не позднее десяти рабочих дней с даты вручения объекту аудита акта аудиторской проверки.
По результатам рассмотрения указанного отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
д) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 33 Положения об осуществлении Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом Минкавказа России от 5 июня 2019 г. N 120.
32. В случае принятия Министром решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций руководитель объекта аудита в недельный срок обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений по рекомендуемому образцу приложения N 5 к настоящему Положению <5> в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита.
--------------------------------
<5> Пункт 54.1 Правил.
33. Руководитель объекта аудита обеспечивает устранение выявленных нарушений и недостатков в установленный планом мероприятий срок и представляет руководителю субъекта внутреннего финансового аудита отчет об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки, с приложением копий подтверждающих документов.
34. Контроль за своевременностью и полнотой выполнения плана мероприятий осуществляется уполномоченным руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
V. Порядок составления и представления годовой отчетности
о результатах осуществления Минкавказом России
внутреннего финансового аудита
35. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита составляет годовую отчетность и представляет ее Министру не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
36. Годовая отчетность о результатах осуществления в Минкавказе России внутреннего финансового аудита должна содержать сведения о проведенных аудиторских проверках с указанием наименования объекта аудита, общего объема выявленных нарушений и общего объема устраненных нарушений.
Также годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности сводной бюджетной отчетности Минкавказа России.
37. Субъект внутреннего финансового аудита формирует номенклатурное дело, которое содержит:
а) копию приказа о назначении аудиторской проверки;
б) программу аудиторской проверки;
в) акт аудиторской проверки и приложения к нему;
г) отчет о результатах аудиторской проверки;
д) решение Министра по результатам аудиторской проверки;
е) план мероприятий и отчет об устранении нарушений и недостатков;
ж) иные документы и материалы, относящиеся к аудиторской проверке.
Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает хранение сформированного номенклатурного дела в течение установленного номенклатурой дел срока.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Министерством Российской Федерации
по делам Северного Кавказа внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства Российской Федерации
по делам Северного Кавказа
от 5 июня 2019 г. N 121
Рекомендуемый образец
Номер п/п
Тема аудиторской проверки
Проверяемый период
Объект аудита
Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Министерством Российской Федерации
по делам Северного Кавказа внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства Российской Федерации
по делам Северного Кавказа
от 5 июня 2019 г. N 121
Рекомендуемый образец
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Министерством Российской Федерации
по делам Северного Кавказа внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства Российской Федерации
по делам Северного Кавказа
от 5 июня 2019 г. N 121
Рекомендуемый образец
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Министерством Российской Федерации
по делам Северного Кавказа внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства Российской Федерации
по делам Северного Кавказа
от 5 июня 2019 г. N 121
Рекомендуемый образец
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
Министерством Российской Федерации
по делам Северного Кавказа внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства Российской Федерации
по делам Северного Кавказа
от 5 июня 2019 г. N 121
Рекомендуемый образец
N п/п
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки
Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (по каждому предложению)
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков
Срок выполнения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
6