Приказ Минфина России от 22.03.2017 N 283
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 марта 2017 г. N 283
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
И ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АУДИТОРОВ НА 2017 ГОД
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2016, N 27, ст. 4210) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2017 год.
2. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2017 год определить Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра
И.В.ТРУНИН
Утверждена
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 22 марта 2017 г. N 283
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
И ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АУДИТОРОВ НА 2017 ГОД
I. Общие положения
1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2016, N 27, ст. 4293) и принятых в соответствии с ним иных нормативных, правовых актов (далее - обязательные требования) саморегулируемыми организациями аудиторов.
2. Целями проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов являются:
а) предупреждение нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований;
б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
в) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
г) снижение издержек Минфина России и саморегулируемых организаций аудиторов при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
д) снижение административной нагрузки на саморегулируемые организации аудиторов;
е) создание мотивации к добросовестной деятельности саморегулируемых организаций аудиторов;
ж) разъяснение саморегулируемым организациям аудиторов системы обязательных требований.
3. Задачами проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов являются:
а) формирование единообразного понимания обязательных требований у всех саморегулируемых организаций аудиторов;
б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;
в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
II. Анализ текущего состояния государственного контроля
(надзора) за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов
4. Объектом государственного контроля (надзора) являются некоммерческие организации, включенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
5. Наиболее значимыми рисками деятельности саморегулируемых организаций аудиторов являются:
а) риски, связанные с ведением реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). Реестр является правоустанавливающим документом (у аудиторской организации и аудитора возникает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента включения сведений о них в указанный реестр). С другой стороны, реестр обеспечивает удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей в сведениях о лицах, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований к ведению реестра имеет существенное значение для функционирования рынка аудиторских услуг;
б) риски, связанные с подтверждением соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов. Организация в саморегулируемой организации аудиторов системы повышения квалификации аудиторов и подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов обеспечивает поддержание профессиональных знаний аудитора на должном уровне; выявление и исключение из реестра не выполнивших данное требование аудиторов. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленного требования по организации подтверждения ежегодного повышения квалификации аудиторами имеет существенное значение для обеспечения надлежащего уровня профессиональной компетентности аудиторов;
в) риски, связанные с обеспечением саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов). Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) является одним из требований включения саморегулируемой организации аудиторов в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по формированию компенсационного фонда (компенсационных фондов) имеет существенное значение в защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;
г) риски, связанные с осуществлением внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и является одним из важнейших факторов с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования аудиторского рынка. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требований к организации указанного контроля имеет существенное значение в обеспечении качества аудиторских услуг и защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;
д) риски, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов тесно связано с проводимым саморегулируемыми организациями аудиторов внешним контролем качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Реализация саморегулируемой организацией аудиторов права на применение мер дисциплинарного воздействия и соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований, создает условия для повышения качества аудиторских услуг, освобождения рынка от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов, работы механизмов репутационного воздействия на них;
е) риски, связанные с рассмотрением саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов. Рассмотрение саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов также является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов. Работа по рассмотрению саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов имеет особое значение в отношениях с пользователями аудиторских услуг, а также с точки зрения нормального функционирования аудиторского рынка.
6. Результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов характеризуются следующими данными.
В период с 2011 г. по 2016 г. проведено 12 плановых и 11 внеплановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов.
Саморегулируемая организация аудиторов <1>
Количество проверок в
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Всего проверок
2
8
4
3
4
2
в том числе:
плановые проверки
2
2
2
2
2
2
внеплановые проверки
0
6
2
1
2
0
"Аудиторская палата России" (Ассоциация) <2> - всего
0
1
1
0
2
0
в том числе:
плановые проверки
0
0
1
0
1
0
внеплановые проверки
0
1
0
0
1
0
Некоммерческое партнерство "институт Профессиональных Аудиторов" <2> - всего
0
2
0
1
1
0
в том числе:
плановые проверки
0
1
0
1
0
0
внеплановые проверки
0
1
0
0
1
0
"Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) - всего
0
2
0
0
1
0
в том числе:
плановые проверки
0
1
0
0
1
0
внеплановые проверки
0
1
0
0
0
0
Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" <3> - всего
0
1
x
x
x
x
в том числе:
плановые проверки
0
0
x
x
x
x
внеплановые проверки
0
1
x
x
x
x
Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" <2> - всего
1
1
1
0
0
1
в том числе:
плановые проверки
1
0
1
0
0
1
внеплановые проверки
0
1
0
0
0
0
Ассоциация "Содружество" - всего
1
1
2
2
0
1
в том числе:
плановые проверки
1
0
0
1
0
1
внеплановые проверки
0
1
2
1
0
0
--------------------------------
<1> По состоянию на 10 февраля 2017 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов содержатся сведения о следующих саморегулируемых организациях аудиторов: Саморегулируемая организация аудиторов "Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) (до августа 2016 г. - Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата"); Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество" (до сентября 2016 г. - Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация Содружество").
<2> В связи с несоответствием требованию к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов, установленному пунктом 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" сведения о "Аудиторской палате России" (Ассоциация), некоммерческих партнерствах "Институт Профессиональных Аудиторов" и "Российская Коллегия аудиторов" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 9 января 2017 в соответствии с приказами Минфина России от 9 января 2017 г. NN 1, 2, 3.
<3> В связи с выявлением нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, сведения о некоммерческом партнерстве "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" (Гильдия аудиторов) были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 27 июня 2012 г. в соответствии с приказом Минфина России от 26 июня 2012 г. N 244.
В результате проверок саморегулируемых организаций аудиторов установлены нарушения обязательных требований.
Вид нарушений
Год
Нарушения
АПР
ИПАР
РСА
Гильдия аудиторов
РКА
ААС
Ведение реестра
2011
-
-
-
-
1
3
2012
-
4
1
6
-
-
2013
2
-
-
x
1
-
2014
-
6
-
x
-
5
2015
3
-
1
x
-
-
2016
-
-
-
x
3
-
Подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов
2012
-
2
1
-
-
-
2013
1
-
-
x
-
-
Осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов
2013
-
-
-
x
9
-
2014
-
16
-
x
-
15
2015
7
-
7
x
-
-
2016
-
-
-
x
1
-
Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов
2016
-
-
-
x
1
Раскрытие информации о своей деятельности и деятельности своих членов
2012
-
-
-
-
-
1
Участие в ассоциациях (союзах) саморегулируемых организаций
2013
-
-
-
x
-
2
Предоставление в Минфин России для внесения изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов недостоверной информации
2015
2
-
-
x
-
-
Всего:
15
28
10
6
18
26
По результатам проверок саморегулируемых организаций аудиторов в связи с выявленными нарушениями обязательных требований Минфином России принимались меры воздействия.
Саморегулируемая организация аудиторов
Год
Вынесено предписание
Вынесено предупреждение
Вынесено решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
Обращение в арбитражный суд
"Аудиторская палата России" (Ассоциация)
2013
-
1
-
-
2015
1
1
-
-
Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов"
2012
1
1
-
-
2014
1
1
-
-
"Российский Союз аудиторов" (Ассоциация)
2012
-
1
-
-
2015
-
1
-
-
Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров"
2012
-
-
1
-
Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов"
2011
1
-
-
-
2013
1
1
-
-
2016
-
1
-
-
Ассоциация "Содружество"
2011
1
-
-
-
2012
1
-
-
-
2013
1
-
-
-
2014
1
1
-
-
Всего:
9
9
1
-
III. Текущее состояние профилактических мероприятий
7. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минфином России были проведены следующие профилактические мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"):
- Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, а также текстов правовых актов из указанного перечня или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
- программ проверок саморегулируемых организаций аудиторов;
- методических материалов, разъясняющих порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
- информации о результатах проверок саморегулируемых организаций аудиторов и принятых мерах воздействия;
- обобщенных материалов результатов проверок саморегулируемых организаций аудиторов с перечнем выявленных нарушений;
- анкеты самооценки саморегулируемой организации аудиторов;
- отчетов о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
б) информирование Совета по аудиторской деятельности о результатах проведенных проверок саморегулируемых организаций аудиторов и о принятых решениях;
в) рассмотрение на заседаниях Совета по аудиторской деятельности докладов о практике ведения реестра в 2010 - 2015 гг. и о практике осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2010 - 2015 гг.;
г) анализ опыта осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Его результаты представляются в размещаемых в сети "Интернет":
- ежегодном докладе об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора);
- отчете о государственном контроле (надзоре) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов за 2010 - 2014 гг.;
д) проведение систематического мониторинга соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований. О результатах мониторинга информируются саморегулируемые организации аудиторов.
8. В 2017 г. не ожидаются изменения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности, которые могут оказать воздействие на деятельность саморегулируемых организаций аудиторов и на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
IV. Показатели качества и результативности мероприятий
настоящей Программы
9. Показателями качества и результативности мероприятий настоящей Программы являются:
а) доля проверок, осуществленных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Минфином России планирования проверок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;
б) количество саморегулируемых организаций аудиторов, к которым применены меры воздействия за отчетный период, к общему количеству саморегулируемых организаций аудиторов, проверенных в отчетном периоде. Показатель характеризует результативность осуществления Минфином России проверок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и определяется как соотношение количества саморегулируемых организаций аудиторов, к которым Минфином России применены меры воздействия за отчетный период, и общего количества саморегулируемых организаций аудиторов, проверенных Минфином России в отчетном периоде;
в) количество вынесенных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, допустивших нарушение обязательных требований, к общему количеству вынесенных мер воздействия. Показатель характеризует качество осуществления Минфином России контрольных мероприятий государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и определяется как соотношение количества оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, допустивших нарушение обязательных требований за отчетный период, и общего количества мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, допустивших нарушение обязательных требований за отчетный период.
10. Ответственными за организацию и проведение профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов являются:
Соломяный Сергей Васильевич - заместитель директора Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности - начальник отдела по взаимодействию с саморегулируемыми организациями аудиторов, тел. 8-495-748-71-94;
Паньшин Алексей Владимирович - заместитель начальника отдела по взаимодействию с саморегулируемыми организациями аудиторов Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, тел. 8-495-748-49-73.
11. Информация о мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов размещается в сети "Интернет".
V. План-график профилактических мероприятий
N п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
Ожидаемый результат
1.
Поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Минфина Россия в сети "Интернет" Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
В течение года
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности
(далее - Департамент)
Повышение информированности саморегулируемых организаций аудиторов и заинтересованных лиц
2.
Поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" текстов правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
В течение года
Департамент
Повышение информированности саморегулируемых организаций аудиторов и заинтересованных лиц
3.
Подготовка и разрешение на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" информационных материалов и разъяснений, связанных с применением Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
В течение года
Департамент
Повышение информированности саморегулируемых организаций аудиторов и заинтересованных лиц
4.
Обобщение результатов проверок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет"
Февраль 2017 г.
Департамент
Снижение количества нарушений обязательных требований
5.
Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" доклада об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора) за 2016 г. и представление его в Минэкономразвития России
15.03.2017
Департамент
Повышение информированности саморегулируемых организаций аудиторов и заинтересованных лиц
6.
Проведение мониторинга за исполнением саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований
По состоянию на 31.03.2017, 31.07.2017, 30.11.2017
Департамент
Снижение количества нарушений обязательных требований
7.
Размещение на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" результатов проверки саморегулируемой организации аудиторов
В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о применении меры воздействия
Департамент
Повышение информированности заинтересованных лиц, снижение количества нарушений обязательных требований
8.
Проведение совещаний с саморегулируемыми организациями аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов
Апрель, август, декабрь 2017 г.
Департамент
Повышение информированности саморегулируемых организаций аудиторов и заинтересованных лиц, снижение количества нарушений обязательных требований
9.
Обобщение и анализ результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за саморегулируемыми организациями аудиторов и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет"
1 сентября 2017 г.
Департамент
Снижение количества нарушений обязательных требований
10.
Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" отчета по контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2016 г.
1 июля 2017 г.
Департамент
Повышение информированности саморегулируемых организаций аудиторов и заинтересованных лиц