Приказ Минфина России от 24.05.2019 N 243
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 мая 2019 г. N 243
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 191 "О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 195 "Об утверждении Положения о Департаменте долгосрочного стратегического планирования";
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 294 "О внесении изменений в Положение о Департаменте бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации";
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 июля 2017 г. N 522 "О внесении изменений в Положение о Департаменте бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждено
приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 24.05.2019 N 243
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Департамент бюджетной политики и стратегического планирования (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим осуществление функций Министерства по реализации государственной политики в сфере бюджетной, налоговой, долговой, денежно-кредитной и других в установленной сфере ведения Министерства политик, в том числе в части анализа текущей ситуации в области экономики, динамики финансовых и сырьевых рынков; организации и практического применения инструментов планирования и прогнозирования; анализа и разработки мер экономической политики в указанных сферах; а также оценки и разработки мер по предотвращению негативного воздействия макроэкономических рисков и рисков для финансовой стабильности.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами центрального аппарата Министерства, федеральными службами и организациями, находящимися в ведении Министерства, а также иными органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, организациями и гражданами, научными и экспертными сообществами.
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;
4.2. подготавливает к утверждению в установленном порядке нормативные правовые акты Министерства по осуществлению функций Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;
4.3. осуществляет:
в части разработки, анализа и использования прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации:
4.3.1. проработку (в том числе совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации) вопросов разработки, нормативно-правового регулирования, согласования и актуализации прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
4.3.2. участие (совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации) в разработке порядков формирования прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе на долгосрочный период, включая методологическое и экспертное обеспечение;
4.3.3. подготовку позиции (заключений, результатов оценки и анализа) Министерства по проектам прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, включая долгосрочные;
4.3.4. подготовку альтернативных прогнозов, сценариев и оценок социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных отраслей экономики, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также административно-территориальных единиц, в том числе на долгосрочный период;
4.3.5. подготовку совместно со структурными подразделениями Министерства и другими министерствами и ведомствами прогнозов, оценок и аналитических материалов на долгосрочный период в части условий и показателей сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценки и прогнозирования финансовых и макроэкономических рисков, методологии долгосрочного прогнозирования;
4.3.6. подготовку предложений по совершенствованию макроэкономической и бюджетной политик в долгосрочном периоде;
в части оценки финансовых и макроэкономических рисков, обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
4.3.7. формирование подходов к обеспечению долгосрочной бюджетной устойчивости и подготовку предложений руководству Министерства по данным вопросам, в том числе разработку и подготовку заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации в части использования дополнительных нефтегазовых доходов и "бюджетных правил";
4.3.8. разработку материалов в части долгосрочного планирования, оценки и прогнозирования финансовых и макроэкономических рисков, макроэкономических показателей в рамках бюджетного процесса (в том числе при участии других структурных подразделений Министерства);
4.3.9. координацию работы по вопросам деятельности Национального совета по обеспечению финансовой стабильности, а также разработку соответствующих регламентирующих правовых актов;
4.3.10. подготовку информационно-аналитических и справочных материалов, предложений для Национального совета по обеспечению финансовой стабильности;
4.3.11. подготовку докладов для руководства и коллегии Министерства по вопросам финансовых и бюджетных рисков;
4.3.12. свод предложений структурных подразделений Министерства по подготовке долгосрочных финансовых, макроэкономических и иных прогнозов и оценок, подготовке аналитических материалов, пояснительных записок, докладов;
4.3.13. администрирование доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет;
4.3.14. оценку влияния мер существующей системы льгот и освобождений на темпы экономического роста;
в части стратегического планирования:
4.3.15. участие в составлении методических указаний (рекомендаций) в сфере стратегического планирования, а также оказание методической помощи структурным подразделениям Министерства по вопросам стратегического планирования;
4.3.16. участие в подготовке заключений по проектам федеральных законов и иных правовых актов, затрагивающих вопросы стратегического планирования, проектам документов стратегического планирования (за исключением отраслевых документов стратегического планирования) на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования Российской Федерации;
4.3.17. рассмотрение и формирование заключений по проектам стратегического прогноза Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии экономической безопасности Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;
4.3.18. анализ, обобщение и практическое применение лучших практик мирового опыта в сфере стратегического планирования;
4.3.19. участие в определении угроз национальной безопасности Российской Федерации, мониторинг состояния национальной безопасности Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
4.3.20. свод, обобщение данных, представляемых структурными подразделениями Министерства, и подготовку информационно-аналитических материалов о реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии экономической безопасности Российской Федерации для формирования соответствующих ежегодных докладов Президенту Российской Федерации в части состояния национальной безопасности и экономической безопасности;
4.3.21. координацию деятельности структурных подразделений Министерства и подготовку сводных предложений в части формирования (корректировки) и реализации единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации;
в части выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования по вопросам долгосрочного бюджетного планирования:
4.3.22. разработку бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период;
4.3.23. разработку, внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов по подготовке, утверждению, внесению изменений в бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
4.3.24. разработку и применение методологических документов, регулирующих вопросы формирования, актуализации и реализации бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, включая методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
4.3.25. ведение статистико-аналитической базы по основным параметрам бюджетной системы Российской Федерации;
4.3.26. обработку международного опыта долгосрочного бюджетного планирования и организует апробацию лучших практик в деятельность Министерства финансов Российской Федерации;
4.3.27. координацию работы структурных подразделений Министерства по формированию и актуализации предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
в части подходов к формированию бюджетной политики:
4.3.28. участие в подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, пояснительной записки к проекту федерального закона о федеральном бюджете в части формирования бюджетной политики;
4.3.29. формирование подходов к долгосрочной бюджетной устойчивости, в том числе разработку бюджетных правил;
4.3.30. разработку основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;
4.3.31. разработку и согласование с департаментами Министерства плана мероприятий по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части вопросов реализации бюджетной политики;
в части обеспечения условий для выработки скоординированной экономической политики:
4.3.32. усиление координации денежно-кредитной, бюджетной и валютной политики;
4.3.33. углубление синхронизации экономических моделей и совместных исследований между Министерством, Банком России, Министерством экономического развития Российской Федерации по ключевым вопросам экономической политики;
4.3.34. разработку предложений по структурным реформам для ускорения потенциального роста экономики;
в части аналитики и прогнозирования экономической ситуации, в том числе в отдельных отраслях экономики:
4.3.35. разработку интегрированной системы оценки и прогнозирования тенденций развития в отдельных отраслях экономики;
4.3.36. анализ и прогнозирование экономической ситуации в отдельных странах, региональных объединениях и в мировой экономике в целом;
4.3.37. анализ и прогнозирование ситуации, складывающейся на мировых финансовых и сырьевых рынках;
4.3.38. подготовку аналитических материалов, справок, заключений по результатам анализа мирового опыта экономической политики;
4.3.39. свод, обобщение и обработку предложений организаций, органов исполнительной власти, структурных подразделений Министерства, иных органов государственной власти, экспертных и научных организаций в сфере макроэкономической, бюджетной, налоговой, долговой и денежно-кредитной политики, стратегического планирования;
4.3.40. анализ влияния политики в бюджетной, налоговой, долговой и денежно-кредитной сферах на социально-экономическое развитие, в том числе на вариантной основе;
4.3.41. организацию и взаимодействие с иностранными инвесторами, представителями финансовых организаций в сфере компетенции Департамента;
4.3.42. улучшение структуры и гранулярности аналитических данных в рамках презентационных материалов для внешних экспертов;
4.3.43. участие в разработке основных направлений денежно-кредитной политики, платежного баланса Российской Федерации;
4.3.44. мониторинг и прогнозирование денежно-кредитных показателей и основных параметров валютной политики;
4.3.45. рассмотрение и подготовку заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, денежно-кредитной политики, долгосрочного планирования и прочим вопросам, относящимся к сфере компетенции Департамента;
4.3.46. подготовку информационно-аналитических материалов и предложений по улучшению инвестиционного климата в России;
4.3.47. оценку взаимного влияния макроэкономической, бюджетной, долговой, налоговой политик и подготовку соответствующих докладов руководству Министерства;
4.3.48. организацию работы и координацию деятельности структурных подразделений Министерства по мониторингу плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р, в части пунктов, отнесенных к сфере ведения Министерства, а также по внесению изменений в указанный план;
4.3.49. рассмотрение, разработку и экспертизу нормативных правовых актов, предложений, заключений по вопросам обеспечения ликвидности и операций на "открытом валютном рынке";
4.3.50. подготовку предложений и информационно-аналитических материалов в части организации работы Министерства по улучшению позиции Российской Федерации в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business;
в части сотрудничества с международными финансовыми организациями, экспертными и научными организациями, экономической интеграции:
4.3.51. участие в работе международных финансовых организаций, в том числе миссий международных финансовых организаций, анализ и оценка докладов международных финансовых организаций, участие в переговорах и консультациях с международными финансовыми организациями по вопросам долгосрочного стратегического прогнозирования, обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы, денежно-кредитной политики Российской Федерации;
4.3.52. координацию взаимодействия департаментов Министерства с НИФИ Минфина России в части тематического плана научно-исследовательских работ;
4.3.53. взаимодействие с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, научными исследовательскими и экспертными организациями в части проведения оценки результативности деятельности НИФИ Минфина России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения";
4.3.54. создание регулярного механизма встреч руководства Министерства с экспертами в части экономической политики;
4.3.55. подготовку информационно-аналитических и справочных материалов, предложений, заключений по вопросам международного экономического сотрудничества в установленной сфере ведения Департамента;
4.3.56. рассмотрение вопросов формирования Единого экономического пространства по различным направлениям экономической интеграции (ЕЭП), экономической интеграции государств - участников СНГ, участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации (ВТО), присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экономического взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стратегии партнерства с Европейским Союзом; функционирования Союзного государства, концепции Общего европейского экономического пространства с участием России и Европейского Сообщества (ОЕЭП) в пределах, касающихся компетенции Департамента;
4.3.57. создание механизма мониторинга и анализа экономик стран ЕАЭС;
4.3.58. организацию и координацию работы по распространению информации в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда (МВФ);
4.3.59. организацию работы по анализу и (или) подготовке докладов международных финансовых организаций в рамках международных форумов по оценке соблюдения стандартов и кодексов, транспарентности, развития экономики и перспектив экономического роста;
4.3.60. разработку докладов и позиции руководства Министерства для участия в международных форумах, семинарах, конференциях в сфере ведения Департамента;
в части планирования и обеспечения прозрачности деятельности Министерства:
4.3.61. координацию работы структурных подразделений Министерства и подведомственных Министерству служб по вопросам:
- подготовки и мониторинга реализации ежегодной публичной декларации целей и задач Министерства, включая формирование отчетов о ходе ее реализации;
- обеспечения в рамках реализации принципов открытости общественного обсуждения и экспертного сопровождения ежегодной публичной декларации целей и задач Министерства;
4.3.62. ведение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разделов "Публичная декларация целей и задач Минфина России" и "Общественный совет" в части компетенции Департамента;
4.3.63. координацию работы структурных подразделений Министерства по взаимодействию с Общественным советом при Министерстве в части методологического сопровождения, в том числе в рамках реализации принципов открытости в Министерстве;
4.3.64. свод, обобщение данных, представляемых структурными подразделениями Министерства, подготовку информационно-аналитических материалов о деятельности Министерства для включения в ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Российской Федерации;
4.3.65. подготовку материалов к расширенному заседанию коллегии Министерства;
в части обеспечения взаимодействия Министерства с общественными организациями, а также средствами массовой информации для оперативного информирования общественности о предпринимаемых Министерством действиях и объективного освещения его деятельности в печати, на радио, телевидении и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
4.3.66. определение приоритетных направлений информационного обеспечения деятельности Министерства, целевых аудиторий, основных каналов и инструментов коммуникации;
4.3.67. информационное обеспечение деятельности Министра и руководства Министерства;
4.3.68. популяризацию и толкование через средства массовой информации государственной бюджетной и финансовой политики, их приоритетов, роли Министерства в управлении государственными финансами;
4.3.69. обеспечение понятности нормативно-правового регулирования, государственной политики и программ, разрабатываемых (реализуемых) Министерством;
4.3.70. проведение пресс-конференций, брифингов, "круглых столов", встреч и интервью руководства и специалистов Министерства с представителями средств массовой информации;
4.3.71. аккредитацию журналистов на проводимые Министерством мероприятия и оказание им помощи в сборе и подготовке материалов о деятельности Министерства для их публикации в средствах массовой информации;
4.3.72. мониторинг и анализ публикаций российских и зарубежных средств массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
4.3.73. размещение пресс-релизов, заявлений и других информационных материалов о деятельности Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4.3.74. создание, администрирование и информационное наполнение официальных страниц Министерства в социальных сетях;
в части информационного сопровождения публичных мероприятий:
4.3.75. организацию и проведение Московского финансового форума;
4.3.76. решение организационных вопросов участия делегации Министерства в публичных мероприятиях (форумы, конгрессы и т.д.): аккредитацию членов делегации, решение вопросов размещения, логистики, взаимодействие с организаторами по вопросам участия представителей Министерства в деловой программе мероприятия;
4.3.77. ежедневное, составление графика публичных мероприятий, в которых участвует руководство Министерства;
4.3.78. разработку и внедрение визуального стиля Министерства финансов Российской Федерации;
в части прочих функций:
4.3.79. проведение мероприятий в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны, защиты работников Министерства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4.4. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
4.5. подготавливает и представляет руководству Министерства предложения по созданию координационных, совещательных органов и рабочих групп (в том числе межведомственных) по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
4.6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
4.7. организует профессиональную подготовку работников Департамента, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
4.8. осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в процессе деятельности Департамента;
4.9. осуществляет иные функции, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Министра финансов Российской Федерации и заместителя Министра финансов Российской Федерации, осуществляющего координацию и контроль за деятельностью Департамента.
5. Департамент имеет право по вопросам, находящимся в установленной сфере ведения:
взаимодействовать (в том числе вести переписку) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, а также другими органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления и организациями, экспертными и научными организациями, а также департаментами Министерства;
взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
проводить совещания;
осуществлять иные права, устанавливаемые приказами Министерства.
6. Департамент подчиняется заместителю Министра финансов Российской Федерации.
7. Структура и штатная численность работников Департамента определяется Министром финансов Российской Федерации.
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации.
Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по его представлению.
Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.
В случае временного отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с приказом Министерства.
9. Директор Департамента:
осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, функций и состояние исполнительской дисциплины;
обеспечивает в установленном порядке подготовку для направления в Правительство Российской Федерации проектов актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
обеспечивает в установленном порядке подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства;
обеспечивает рассмотрение и, при необходимости, согласование проектов актов и других документов, подготавливает заключения на них;
привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
проводит совещания с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, а также по иным вопросам, находящимся в их сфере ведения;
визирует проекты нормативных правовых актов и иных документов, подготовленных в Департаменте или поступивших на согласование;
обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;
представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о структуре и штатном расписании Департамента в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;
распределяет обязанности между своими заместителями и работниками Департамента;
утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента;
подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Департаменте, о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента;
вносит предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к работникам Департамента;
вносит в установленном порядке предложения о поощрении работников Департамента, представлении к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и знаками отличия Министерства;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации и методов работы Департамента, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации его работников;
обеспечивает организацию и правильное ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Министерстве;
организует исполнение и контроль поступивших в Департамент документов;
обеспечивает режим секретности проводимых в Департаменте работ;
участвует в установленном порядке в заседаниях коллегии Министерства, а также в совещаниях, проводимых Министром финансов Российской Федерации и его заместителями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
осуществляет иные полномочия и функции, устанавливаемые Регламентом Министерства, а также приказами и поручениями Министра финансов Российской Федерации.
По поручению Министра финансов Российской Федерации или заместителя Министра финансов Российской Федерации директор Департамента может в установленном порядке принимать участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, совещаниях у Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, заседаниях правительственных и межведомственных комиссий, советов и оргкомитетов, коллегий федеральных органов исполнительной власти, мероприятиях Федерального Собрания Российской Федерации, Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного Государства, высших органов Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза.