Приказ ФТС России от 15.08.2016 N 1585
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 15 августа 2016 г. N 1585
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
В целях осуществления единой политики при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
2. Главному управлению информационных технологий ФТС России (Д.В. Данилин), региональным таможенным управлениям, специализированным региональным таможенным управлениям, таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, при планировании и проведении мероприятий по импортозамещению информационно-технических и программных средств руководствоваться положениями Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.
Руководитель
В.И.БУЛАВИН
Приложение
к приказу ФТС России
от 15 августа 2016 г. N 1585
КОНЦЕПЦИЯ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
I. Общие положения
В сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологии становится одной из важнейших для современной России. Особенно это актуально для высокотехнологичной продукции, которая применяется в области информационно-коммуникационных технологий.
Широкое применение в деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) информационно-коммуникационных технологий способствует развитию внешнеэкономической деятельности и дальнейшему повышению качества таможенного администрирования. Их применение обеспечивает автоматизацию процесса поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности.
С начала 90-х годов и по настоящее время в связи с отсутствием общесистемного программного обеспечения российского производства программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) разрабатываются и эксплуатируются на аппаратных платформах операционных систем компаний Microsoft, IBM и Oracle. Доля используемых таможенными органами маршрутизаторов, коммутаторов и оборудования видеоконференцсвязи иностранного производства составляет 98%. Сохраняется импортозависимость в части инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК).
Основной причиной возникновения такой ситуации явилось отсутствие в последние десятилетия отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий, способных конкурировать с зарубежными аналогами.
Концепция импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) определяет единую политику при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства, а также цели, задачи, основные принципы и объекты импортозамещения в таможенных органах в среднесрочной перспективе.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, правом Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Цель, задачи и основные принципы импортозамещения
в таможенных органах
Зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических и программных средств зарубежного производства (далее - импортозависимость) остается основным проблемным вопросом информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.
Основной целью импортозамещения в таможенных органах является устранение зависимости от зарубежных средств информационно-коммуникационных технологий. Достижение цели импортозамещения обеспечивается путем решения следующих задач:
проведение системной аналитической работы по поиску новых отечественных информационно-коммуникационных технологий;
оценка затрат и планирование процессов внедрения в деятельность таможенных органов отечественных информационно-технических и программных средств;
организация и проведение тестовых испытаний отечественных информационно-технических и программных средств;
проведение систематического анализа единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и других реестров российских информационно-технических и программных средств;
прогнозирование эффекта от внедрения в деятельность таможенных органов импортозамещенных информационно-технических и программных средств;
проведение опытной эксплуатации образцов информационно-технических и программных средств, разработанных отечественными производителями-разработчиками в инициативном порядке, в реальных условиях на объектах таможенной инфраструктуры с выработкой предложений о целесообразности их доработки (модернизации);
участие в работах по созданию новых отечественных технологий, проводимых другими органами государственной власти;
распространение опыта импортозамещения среди государств - членов Евразийского экономического союза.
Реализация задач по импортозамещению в таможенных органах базируется на следующих принципах:
законность проведения мероприятий по замещению зарубежных информационно-технических и программных средств отечественными аналогами;
непрерывность, публичность и открытость мероприятий по поиску новых отечественных информационно-технических и программных средств;
обоснованность и экономическая целесообразность применения отечественных информационно-технических и программных средств вместо зарубежных аналогов;
поэтапность внедрения в таможенных органах отечественных информационно-технических и программных средств;
плановость и инновационный характер мероприятий по импортозамещению, их направленность на применение новых технических, технологических и архитектурных решений.
III. Основные объекты импортозамещения
Уровень импортозависимости информационно-технических и программных средств, применяемых при автоматизации деятельности таможенных органов, различен.
Для общесистемных программных средств, телекоммуникационного оборудования и ИДК импортозависимость составляет 98 - 100%. Для информационно-технических и программных средств, обеспечивающих защиту информации, этот показатель не более 8%.
В ближайшие годы переход на отечественные информационно-технические и программные средства может быть осуществлен в отношении следующих основных объектов импортозамещения:
программные средства;
телекоммуникационное оборудование;
технические средства таможенного контроля.
IV. Программные средства
Импортозамещение программных средств призвано обеспечить таможенные органы конкурентоспособными отечественными программными средствами, поддерживающими требуемый уровень полноты, оперативности, достоверности, безотказности и безопасности при реализации функций, возложенных на таможенные органы.
Все используемые в настоящее время в таможенных органах ведомственные программные средства, связанные с решением прикладных функциональных задач в рамках ЕАИС ТО и разработанные по заказу ФТС России, являются отечественными программными продуктами. В связи с тем, что программные средства ЕАИС ТО разрабатываются на языках программирования иностранного производителя, импортозамещение в направлении совершенствования прикладных программных продуктов таможенных органов может рассматриваться через смену платформы операционных систем при соответствующем технико-экономическом обосновании эффективности использования новых информационных технологий.
Эксплуатируемые в таможенных органах программные средства в части реализации мероприятий по импортозамещению условно можно разделить на два сегмента.
Первый сегмент - программные средства, в отношении которых уже имеется задел в виде конкурентоспособных отечественных программных продуктов с функционалом, аналогичным или превосходящим зарубежные аналоги. К данному сегменту относятся программные средства обеспечения информационной безопасности (в частности, антивирусное программное обеспечение), интернет-браузеры, программные средства и сервисы, реализующие обмен мгновенными сообщениями и электронной почтой, ряд общеотраслевых бизнес-приложений (например, бухгалтерские).
В таможенных органах в полной мере обеспечено решение задачи по импортозамещению антивирусного программного обеспечения и программного обеспечения информационной безопасности, а также бухгалтерских и консультационно-правовых программ.
Второй сегмент - программные средства, в отношении которых нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов (аналогичные отечественные продукты отсутствуют либо имеют серьезные ограничения по реализованному функционалу и/или условиям их использования). Это в основном клиентские, мобильные и серверные операционные системы, системы управления базами данных, офисное программное обеспечение.
ФТС России является одним из крупнейших среди федеральных органов исполнительной власти пользователей серверных операционных систем, систем управления базами данных, средств управления "облачной" инфраструктурой и виртуализацией, офисного программного обеспечения.
К настоящему времени задача обеспечения пользователей конкурентоспособными отечественными продуктами находится в стадии технической проработки. При этом планирование работ осуществляется поэтапно, с учетом взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, а также специализированными учреждениями и организациями - носителями передового опыта разработки и внедрения отечественных программных продуктов.
Аналитическая работа по поиску, оценке и выбору новых отечественных программных средств должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями Минкомсвязи России. При этом учитываются существующие тенденции по основным направлениям диверсификации используемых операционных систем и систем управления базами данных, а также применения программного обеспечения с открытым кодом и свободного программного обеспечения.
V. Телекоммуникационное оборудование
Переход на отечественную техническую базу в области телекоммуникационного оборудования обеспечит функционирование ВИТС ФТС России независимо от поставок зарубежного оборудования.
Проведение мероприятий по импортозамещению телекоммуникационного оборудования позволит существенно снизить сроки и стоимость проведения ремонтно-восстановительных работ на объектах ВИТС ФТС России, обеспечит проведение работ специалистами российских предприятий по гарантийному и авторскому надзору за состоянием телекоммуникационного оборудования.
Для принятия решения о переходе на новые модели телекоммуникационного оборудования проводится работа по поиску оборудования, которое по своим техническим характеристикам может максимально приблизиться к линейке оборудования зарубежного производства.
Аналитическая работа по поиску и тестированию телекоммуникационного оборудования должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями Минпромторга России.
Тестовые испытания являются основой для принятия решений о возможности применения в ВИТС ФТС России телекоммуникационного оборудования российского производства. В ходе тестовых испытаний, как правило, оцениваются заявленные характеристики телекоммуникационного оборудования и выявляются ограничения и особенности его эксплуатации на объектах таможенной инфраструктуры.
VI. Технические средства таможенного контроля
Различные типы эксплуатируемых в таможенных органах технических средств таможенного контроля существенно отличаются по уровню импортозависимости. Наиболее импортозависимыми являются досмотровая рентгенотелевизионная техника (более 85% эксплуатируемой техники зарубежного производства) и ИДК.
Проведение работ по импортозамещению ИДК должно осуществляться по двум основным направлениям:
постепенная замена отдельных систем и узлов, выработавших свой ресурс, на аналогичные российского производства;
оснащение таможенных органов отечественными ИДК по мере вывода из эксплуатации зарубежных ИДК со сроками службы более 15 лет.
Переход на ИДК российского производства обеспечит экономию бюджетных средств при сопровождении эксплуатации ИДК в таможенных органах, независимость от иностранных производителей ИДК при проведении ремонтных работ, а также возможность интеграции программного обеспечения ИДК с ЕАИС ТО.
При проведении тестовых испытаний ИДК российского производства в обязательном порядке должны оцениваться такие основные технические параметры, как проникающая способность, контрастная чувствительность, распознавание различных групп материалов и определение атомного номера материала, оценка веса груза и его отдельных частей.
VII. Планирование мероприятий и реализация Концепции
Планирование мероприятий по импортозамещению в таможенных органах должно производиться во взаимосвязи с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с ФСБ России, Минкомсвязью России, Минпромторгом России.
Реализация Концепции осуществляется на основе планов по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в деятельности таможенных органов, утверждаемых руководством ФТС России, а также планов информатизации таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период.
Основные риски при реализации Концепции связаны с недостаточным финансированием мероприятий по развитию информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах, а также необходимостью обеспечить непрерывное функционирование ЕАИС ТО при осуществлении мероприятий по импортозамещению. Снизить основные риски возможно за счет перераспределения бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие информационно-коммуникационных технологий, и обеспечения поэтапного перевода существующих программных средств на аналогичные российского производства.
Кадровые риски связаны с высокой текучестью кадров информационно-технического профиля и их квалификацией, что может затруднить процесс перехода на отечественные информационно-коммуникационные технологии. Снижение кадровых рисков достигается повышением квалификации должностных лиц и работников таможенных органов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также использованием механизмов стимулирования оплаты труда и повышения престижа службы в таможенных органах.
Комплексная реализация Концепции обеспечит развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий с учетом перехода таможенных органов на отечественные информационно-технические и программные средства.
Начальник Главного управления
информационных технологий
Д.В.ДАНИЛИН