Приказ Минфина России от 22.09.2015 N 145н
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2015 г. N 145н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ОТЧЕТОВ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ
В ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ГРАЖДАН ФОРМЕ
В целях совершенствования прозрачности (открытости) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждены
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 22 сентября 2015 г. N 145н
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ОТЧЕТОВ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ
В ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ГРАЖДАН ФОРМЕ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации путем обеспечения информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах в доступной форме.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации определяют состав, структуру, порядок составления и публикации информации, содержащей основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в понятной для широкого круга граждан (заинтересованных пользователей) форме (далее - бюджет для граждан), а также организацию мониторинга и распространения лучших практик публикации бюджетов для граждан и иных мероприятий, направленных на повышение прозрачности (открытости) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Бюджет для граждан разрабатывается для ознакомления граждан (заинтересованных пользователей) с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, основными условиями формирования и исполнения бюджетов, источниками доходов бюджетов, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований, а также вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.
3. Бюджет для граждан рекомендуется использовать в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и годовому отчету о его исполнении, а также при проведении мероприятий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования.
4. При составлении и публикации бюджетов для граждан рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
4.1. Достаточность: состав сведений, представленных в бюджете для граждан, должен быть достаточным для формирования у граждан (заинтересованных пользователей) представления о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - публично-правовое образование) без обращения к дополнительным источникам;
4.2. Понятность: при использовании узкопрофессиональных терминов следует приводить их разъяснения (в том числе с приведением практических примеров);
4.3. Достоверность: в бюджет для граждан следует включать только сведения, основанные на официальной информации об основных показателях социально-экономического развития, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, источниках доходов бюджетов, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных ассигнований;
4.4. Актуальность: информацию, представленную в бюджете для граждан, следует актуализировать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (решений органов местного самоуправления) с учетом вносимых изменений;
4.5. Доступность: при публикации бюджета для граждан следует исходить из необходимости обеспечения доступа к информации максимального количества граждан (заинтересованных пользователей);
4.6. Своевременность: бюджет для граждан следует публиковать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) о бюджете, а также не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) об исполнении бюджета на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) об исполнении бюджета.
II. Состав и структура бюджета для граждан
5. В бюджет для граждан рекомендуется включать:
глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "межбюджетные трансферты" и иные необходимые термины;
описание административно-территориального деления публично-правового образования;
основные показатели социально-экономического развития публично-правового образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемов жилищного строительства;
основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджетов, повышение эффективности расходов бюджетов;
основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), а также дефицит/профицит бюджета;
основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), направляемых в местные бюджеты, планируемых к получению из местных бюджетов;
уровень долговой нагрузки на бюджет публично-правового образования, в том числе с отражением структуры долга публично-правового образования по видам долговых обязательств;
информацию о позиции публично-правового образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления региональными (муниципальными) финансами;
информацию о проведении и участии публично-правового образования в конкурсах проектов по представлению бюджетов для граждан, о реализации проектов инициативного бюджетирования, а также проектов, направленных на повышение бюджетной грамотности населения.
5.1. При наличии официального сайта публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) и (или) специализированного информационного ресурса, предназначенного для размещения бюджетных данных, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" глоссарий, сведения об административно-территориальном делении публично-правового образования, иная информация, содержание которой остается неизменным на протяжении очередного финансового года и планового периода, могут быть представлены на указанных информационных ресурсах по решению финансового органа публично-правового образования.
6. В состав информации о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется включать:
информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в сравнении с предыдущими годами;
информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).
7. Учитывая особенности классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.
8. Информацию о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности органов государственной власти (местного самоуправления), влияющей на изменение доходов бюджета.
9. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или иной целевой группе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы).
9.1. В описание целевой группы рекомендуется включать характеризующую данную группу краткую информацию и определения, основанные на нормативных правовых актах с указанием их реквизитов и/или ссылок на них, а также комментарии к ним в доступной и понятной для граждан (заинтересованных пользователей) форме. Информация о целевой группе может быть представлена в виде справки, таблицы или с применением инфографики.
9.2. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, и другие); работники государственных и муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату государственных (муниципальных) заказов из бюджета (например, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).
9.3. Информация для целевой группы может быть представлена по следующим направлениям: количественные характеристики (численность целевой группы, доля в общей численности населения публично-правового образования, меры поддержки за счет средств бюджета публично-правового образования (льготы, денежные выплаты, компенсации, меры социальной поддержки); государственные и муниципальные услуги, оказываемые представителям целевой группы за счет средств бюджета публично-правового образования; мероприятия государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), непосредственно направленные на целевую группу.
10. Информацию о расходной части бюджета публично-правового образования рекомендуется представлять в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) с указанием непрограммных расходов <1>, выделяя общественно значимые проекты, реализуемые на территории публично-правового образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также проектов в рамках инициативного бюджетирования.
11. Информацию о расходах бюджета в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ <*>) рекомендуется дополнять данными о достигнутых и планируемых целевых показателях программ (в сопоставлении с объемами бюджетных расходов, направляемых на достижение целевых показателей соответствующих программ). Данные о расходах и целевых показателях рекомендуется приводить в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).
--------------------------------
<*> В случае принятия публично-правовым образованием решения о формировании местного бюджета в программном формате.
12. Сведения о расходах бюджета могут быть дополнительно представлены по разделам и подразделам классификации расходов бюджета и в разрезе видов расходов.
13. В составе информации о расходах бюджета рекомендуется приводить сведения об оценке объема предоставляемых налоговых и неналоговых льгот, установленных законодательством (решением) соответствующего публично-правового образования.
14. В составе бюджета для граждан рекомендуется включать сведения об общественно значимых проектах, в том числе о создаваемых в рамках данных проектов объектах капитального строительства общерегионального (межмуниципального) характера или имеющих важное значение для социально-экономического развития публично-правового образования.
15. Основными критериями для включения общественно значимого проекта в бюджет для граждан могут быть:
значительный объем расходов бюджета, направляемых на финансирование проекта;
общерегиональный (межмуниципальный) характер проекта;
широкий охват целевой аудитории (несколько целевых групп, на которые направлена реализация общественно значимого проекта).
16. По каждому общественно значимому проекту рекомендуется включать следующую информацию:
общие характеристики проекта (справочная информация) - наименование, место реализации, сроки реализации (для объектов капитального строительства - срок ввода в эксплуатацию);
объем финансирования - общий объем финансирования с разбивкой по годам и источникам финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, внебюджетные средства), целевые статьи расходов;
мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, непосредственно влияющие на целевые группы;
показатели (индикаторы), характеризующие процесс реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ;
ожидаемые результаты, характеризующие итоги реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.
17. В состав информации о реализации в публично-правовом образовании проектов инициативного бюджетирования рекомендуется включать сведения о проектах по поддержке местных инициатив, направленных на решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан.
18. Информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется представлять с указанием причин отклонения фактических значений от утвержденных в законе (решении) о бюджете.
19. В бюджеты для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа публично-правового образования, графике личного приема граждан руководством финансового органа, а также описание дополнительных способов участия граждан в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении в данном публично-правовом образовании, в том числе описание механизмов взаимодействия с депутатами законодательного (представительного) органа публично-правового образования.
20. В целях дополнительного информирования граждан финансовым органам публично-правового образования рекомендуется при составлении бюджета для граждан использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за год, предшествующий составлению бюджета для граждан.
III. Порядок составления и публикации бюджета для граждан
21. Бюджеты для граждан составляются и публикуются финансовыми органами публично-правового образования ежегодно.
22. Финансовым органам публично-правового образования рекомендуется составлять и публиковать бюджеты для граждан на основе следующих документов:
проекта закона (решения) о бюджете, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
закона (решения) о бюджете;
проекта закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа, или закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
22.1. В целях обеспечения своевременности публикации бюджета для граждан, составленного на основе проекта закона (решения) о бюджете, допускается включать в него сокращенный по усмотрению финансового органа публично-правового образования перечень рекомендуемой для включения в бюджет для граждан информации в соответствии с настоящим приказом.
23. При формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать нормативные правовые акты (решения), утверждающие государственные программы субъектов Российской Федерации (муниципальные программы), а также иные нормативные правовые акты по решению финансового органа публично-правового образования.
24. Финансовым органам публично-правовых образований при составлении бюджетов для граждан рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями, а также правовыми актами уполномоченных органов публично-правового образования, регулирующими порядок подготовки и публикации бюджетов для граждан.
25. По решению финансового органа публично-правового образования бюджеты для граждан могут уточняться в соответствии с внесенными в закон (решение) о бюджете изменениями.
26. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать современные технологии визуализации данных.
27. В процессе формирования бюджетов для граждан финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется проводить общественные обсуждения содержания и способа представления бюджетов для граждан, в том числе в форме заседаний рабочих групп, комиссий, а также опросов и горячих линий.
28. Бюджеты для граждан подлежат опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в виде брошюр, либо в виде сведений, размещаемых на официальном сайте публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования или ином информационном ресурсе на усмотрение финансового органа публично-правового образования, на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
29. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) о бюджете или закона (решения) о бюджете, рекомендуется публиковать не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) о бюджете высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) о бюджете.
30. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется публиковать не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) об исполнении бюджета высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) об исполнении бюджета.
31. Сведения, размещаемые на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", публикуются в свободном доступе без регистрации граждан (заинтересованных пользователей) или предоставления их персональных данных, а также без заключения лицензионных или иных соглашений для доступа к бюджету для граждан.
32. Финансовым органам публично-правовых образований, публикующим бюджет для граждан в виде сведений, размещаемых на информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рекомендуется обеспечить обратную связь с гражданами (заинтересованными пользователями), а также предоставлять возможность общения по темам, разделам и рубрикам соответствующего информационного ресурса.
IV. Организация мониторинга и распространения лучших
практик публикации бюджетов для граждан и иных мероприятий,
направленных на повышение прозрачности (открытости)
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
33. Финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется представлять по запросу Министерства финансов Российской Федерации информацию о подготовке публично-правовыми образованиями бюджетов для граждан, а также сведения об организации взаимодействия с гражданами и организациями в процессе планирования и исполнения бюджета в целях формирования ежегодного Доклада о лучшей практике развития "Бюджета для граждан" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (далее - Доклад), публикуемого на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
34. Финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется использовать в своей работе, направленной на повышение прозрачности (открытости) бюджетов, содержащиеся в Докладе лучшие практики, основные тенденции и новации представления и распространения публично-правовыми образованиями бюджетов для граждан, подходы к организации взаимодействия с гражданами в процессе планирования и исполнения бюджета, к проведению мероприятий по повышению бюджетной грамотности населения.