Приказ Минфина России от 21.09.2015 N 143н
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632) приказываю:
1. Утвердить Положение об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно Приложению к настоящему приказу.
2. Установить, что при определении срока направления и исполнения запроса документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, а также при составлении и представлении отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, подведомственные Министерству финансов Российской Федерации федеральные казенные учреждения руководствуются Положением об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита, утвержденным настоящим приказом.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.
3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства, подведомственные Министерству федеральные казенные учреждения, являющиеся администраторами и получателями средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" (далее - объекты аудита).
4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, в соответствии с пунктом 29 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 193), являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объектов аудита по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования объектами аудита средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".
5. Согласно пункту 31 Правил, утвержденных постановлением N 193, внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки на основании годового плана внутреннего финансового аудита, утверждаемого Министром финансов Российской Федерации (далее - План), а также внеплановые проверки осуществляются в соответствии с пунктами 17 - 24 настоящего Положения.
6. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
должностным лицом субъекта аудита (далее - проверяющий);
группой должностных лиц субъекта аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта, назначенного приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).
Не допускаются к проведению аудиторских проверок должностные лица субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
7. В соответствии с пунктом 34 Правил, утвержденных постановлением N 193, руководитель аудиторской группы (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля объектами аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
8. Запрос направляется объекту аудита по межведомственной электронной системе документооборота (МЭДО) или вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.
Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.
По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет акт.
Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.
9. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром финансов Российской Федерации.
10. Согласно пункту 33 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.
11. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается руководителем субъекта аудита не позднее 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
12. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки; наименование объекта (объектов) аудита; срок проведения аудиторской проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки (пункт 45 Правил, утвержденных постановлением N 193).
13. Составление, утверждение, ведение Плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
14. Проект Плана на очередной финансовый год представляется субъектом аудита на утверждение Министру финансов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года.
15. Копия утвержденного Плана на очередной финансовый год не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения Министром финансов Российской Федерации направляется субъектом аудита объектам аудита, включенным в План.
16. Внесенные в План изменения доводятся до объектов аудита в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 15 настоящего Положения.
17. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
18. В соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных постановлением N 193, в ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;
б) законности выполнения объектами аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности объектов аудита по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".
19. В соответствии с пунктом 47 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
20. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.
21. Согласно пункту 49 Правил, утвержденных постановлением N 193, при проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
22. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторских проверок обязана:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) формулировать выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
г) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
23. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
24. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки.
Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки осуществляются в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
25 - 27. Исключены. - Приказ Минфина России от 01.08.2016 N 130н.
28. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки в соответствии с Порядком составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
29 - 31. Исключены. - Приказ Минфина России от 01.08.2016 N 130н.
32. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Министерством финансов Российской Федерации (далее - Министерство) составляется, утверждается и ведется годовой план внутреннего финансового аудита (далее - план).
2. План составляется и ведется подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное подразделение).
3. План утверждается Министром финансов Российской Федерации на очередной финансовый год не позднее 10 декабря текущего года.
4. В плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются:
тема аудиторской проверки (проверяемая внутренняя бюджетная процедура);
объекты внутреннего финансового аудита;
срок проведения аудиторской проверки;
ответственные исполнители.
5. Составление плана осуществляется с учетом результатов проведения уполномоченным подразделением предварительного анализа данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке; <1>
--------------------------------
<1> Подпункты "а", "б" пункта 41 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632).
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов внутреннего финансового аудита. <1>
6. В соответствии с пунктом 40 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), при планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности уполномоченного подразделения ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
7. Изменения в план вносятся в соответствии с решением Министра финансов Российской Федерации на основании мотивированного обращения руководителя уполномоченного подразделения.
8. В плане предусматриваются аудиторские проверки (перечень аудиторских проверок), которые могут осуществляться по следующим направлениям:
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при составлении и представлении документов в Министерство, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" на соответствующий период;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при составлении и представлении документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при составлении, утверждении и ведении бюджетной росписи по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства, казенных учреждений, и их исполнение;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным Министерству федеральным государственным бюджетным учреждениям (далее - бюджетные учреждения) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования и утверждения государственных заданий бюджетным учреждениям и выполнения ими государственных заданий;
аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении процедуры ведения бюджетного учета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.
9. Тема аудиторской проверки формируется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, по конкретным видам и (или) направлениям расходов, доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".
10. План и изменения в него размещаются уполномоченным подразделением на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ
1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта внутреннего финансового аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
2. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
на период восстановления объектом внутреннего финансового аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудиторской проверки в надлежащее состояние документов по учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта внутреннего финансового аудита;
на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки - в случае непредставления (неполного представления) объектом внутреннего финансового аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования объектом внутреннего финансового аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.
3. Проведение аудиторской проверки приостанавливается приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) на основании мотивированного обращения:
должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита подразделения Министерства, назначенного приказом Министерства ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - проверяющий);
должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита подразделения Министерства, назначенного приказом Министерства ответственным за проведение аудиторской проверки в составе группы должностных лиц этого подразделения (далее - руководитель аудиторской группы, аудиторская группа).
4. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
5. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу):
копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
в письменной форме требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки (далее - требование).
6. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
7. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица).
8. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться Министром финансов Российской Федерации, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (проверяющего).
9. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта внутреннего финансового аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта внутреннего финансового аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 сентября 2015 г. N 143н
Акт
аудиторской проверки
(Форма)
Исключен. - Приказ Минфина России от 01.08.2016 N 130н.
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ АКТА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
И СРОКИ ЕГО РАССМОТРЕНИЯ ОБЪЕКТОМ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее - Акт), который подписывается должностным лицом подразделения Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное подразделение), назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным (далее - проверяющий), а в случае проведения аудиторской проверки группой должностных лиц субъекта аудита (далее - аудиторская группа) - руководителем аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки.
2. В Акте указываются:
а) наименование аудиторской проверки;
б) наименование объекта внутреннего финансового аудита;
в) номер Акта, дата и место его составления;
г) основания для проведения аудиторской проверки: номер и дата приказа о назначении аудиторской проверки; номер пункта годового плана внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым осуществляется аудиторская проверка; программа аудиторской проверки с указанием даты ее утверждения;
д) фамилии, имена, отчества руководителя аудиторской группы (проверяющего), аудиторской группы уполномоченного подразделения и их должности;
е) период, за который проведена аудиторская проверка;
ж) даты начала и окончания аудиторской проверки;
з) вид аудиторской проверки (камеральная проверка, выездная проверка, комбинированная проверка);
и) краткая информация об объекте внутреннего финансового аудита;
к) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре).
3. Акт содержит краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к Акту, и на заключения экспертов (в случае привлечения независимых экспертов для проведения экспертизы).
При наличии по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре) указаний в актах, заключениях, представлениях и предписаниях Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (его территориальных органов) на соответствующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в акте приводятся результаты внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита по данной внутренней бюджетной процедуре, и оценка его надежности.
4. При выявлении нарушений и недостатков в Акте указываются:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены:
виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
сумма ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки.
Не допускается включение в Акт предположений и сведений, не подтвержденных документами.
5. Выводы по результатам аудиторской проверки должны содержать:
а) оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта внутреннего финансового аудита по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством.
6. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
7. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для уполномоченного подразделения; один экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки обособленного подразделения федерального казенного учреждения, подведомственного Министерству, Акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр - для уполномоченного подразделения; один экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита; один экземпляр - для вышестоящей организации объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Акта.
8. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.
Подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы Акт направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.
9. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения под роспись руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) одного экземпляра Акта либо день получения объектом внутреннего финансового аудита Акта, направленного в адрес объекта внутреннего финансового аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
О получении Акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.
10. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) с Актом и его подписания, но не менее 5 рабочих дней со дня вручения (получения) Акта.
Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
11. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
Заключение направляется объекту внутреннего финансового аудита по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Министерством финансов Российской Федерации (далее - Министерство) обеспечивается составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
2. Годовой отчет о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита (далее - годовой отчет) составляется подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное подразделение), до 20 февраля года, следующего за отчетным.
3. Годовой отчет составляется уполномоченным подразделением на основании отчетов о результатах, проведенных в отчетном финансовом году аудиторских проверках, и содержит:
1) информацию о проведенных в отчетном финансовом году плановых аудиторских проверках, включающую:
перечень объектов внутреннего финансового аудита, в отношении которых в отчетном году планировалось осуществление внутреннего финансового аудита и фактически проведен внутренний финансовый аудит;
темы аудиторских проверок, проведенных в отчетном финансовом году;
количество должностных лиц уполномоченного подразделения, принимавших участие в проведении аудиторских проверок;
о соответствии сроков проведения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;
2) информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита:
об условиях и причинах нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведения аудиторской проверки в количественном и денежном выражении;
о наличии бюджетных рисков, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
о недостатках и хищениях, выявленных в ходе аудиторских проверок, в том числе в количественном и денежном выражениях;
о наличии или отсутствии возражений по результатам осуществления внутреннего финансового аудита со стороны объекта внутреннего финансового аудита;
о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществленного объектом внутреннего финансового аудита;
о достоверности представленной объектом внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности и соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;
3) предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, о необходимости принятия мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета;
4) информацию о передаче материалов аудиторских проверок в Федеральное казначейство и правоохранительные органы;
5) информацию о привлечении к ответственности должностных лиц объектов внутреннего финансового аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
6) информацию о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах аудиторских проверок;
7) выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и подведомственными Министерству федеральными казенными учреждениями (далее - казенные учреждения), достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", бюджетной отчетности казенных учреждений.
4. Годовой отчет представляется уполномоченным подразделением Министру финансов Российской Федерации.
5. После рассмотрения Министром финансов Российской Федерации годовой отчет размещается уполномоченным подразделением на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение N 6
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации России
от 21 сентября 2015 г. N 143н
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ
АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
1. Отчет о результатах аудиторской проверки (далее - Отчет) составляется на основании акта аудиторской проверки и содержит информацию об итогах проведенной аудиторской проверки.
2. Отчет составляется назначенным приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) о проведении аудиторской проверки должностным лицом (проверяющим), руководителем группы должностных лиц (руководитель аудиторской группы) подразделения Министерства, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, не позднее 15 рабочих дней после подписания руководителем объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным им лицом) акта аудиторской проверки.
При наличии замечаний и возражений (далее - замечания) у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) по акту аудиторской проверки Отчет составляется не позднее 15 рабочих дней после направления руководителем аудиторской группы (проверяющим) объекту внутреннего финансового аудита письменного заключения на замечания.
3. Согласно пункту 53 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), Отчет содержит информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии по результатам аудиторской проверки возражений со стороны объекта внутреннего финансового аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля структурных подразделений объекта внутреннего финансового аудита, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".
4. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита, и достоверности его бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований необходимости такого контроля;
наличие в картах внутреннего финансового контроля излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых форм проведения внутреннего финансового контроля (контрольных действий);
наличие контрольных действий внутреннего финансового контроля, не в полной мере охватывающих операции по внутренним бюджетным процедурам составления и исполнения федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", имеющие высокую степень оценки бюджетных рисков;
подтверждение достоверности показателей бюджетной отчетности по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".
5. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством, основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на соблюдение требований, предусмотренных методологией и стандартами бухгалтерского учета, установленных Министерством;
оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, неправомерные действия которого в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к искажениям бюджетной отчетности.
6. Отчет с приложением акта аудиторской проверки, возражений к акту аудиторской проверки (при наличии) и проекта решения Министра финансов Российской Федерации по результатам рассмотрения Отчета, направляется руководителем аудиторской группы (проверяющим) Министру финансов Российской Федерации.
7. По результатам рассмотрения Отчета Министр финансов Российской Федерации принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Федеральное казначейство (его территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.